18 нояб. на очередной публичной сессии состоялось окончательное голосование по догматической конституции о Божественном Откровении «Dei Verbum» (2344 голоса против 6) и по декрету об апостольстве мирян «Apostolicam actuositatem» (2340 против 2). После голосования оба документа были подписаны и провозглашены папой Павлом VI, обратившимся затем к Собору с речью, в к-рой он отметил задачи Церкви в послесоборный период, важность работ послесоборных комиссий и его согласие на проведение требуемой мн. соборными отцами реформы Римской курии. 19 нояб. Собором был принят «в целом» окончательный вариант декрета «О религиозной свободе» (1954 голоса против 249). 2 дек. были представлены окончательные варианты документов «О служении и жизни священников», «О миссионерской деятельности Церкви», «О Церкви в современном мире». 1-й, в к-ром по требованию «интегристов» была подчеркнута святость целибата, при голосовании по принятию «в целом» получил 2243 голоса против 11. Во 2-м в соответствии с пожеланием 265 консервативно настроенных членов Собора была особо подчеркнута роль Конгрегации по распространению веры как единственного полномочного ведомства для всех миссионеров. Окончательный вариант текста документа «О Церкви в современном мире» опять вызвал бурные дискуссии. 4 дек. состоялось голосование по одной из самых спорных глав «О поддержании мира и о содействии международному сообществу» (5-я гл. 2-й ч.) (1710 голосов против 483). 6 дек., на последней 168-й генеральной конгрегации В. С., была принята конституция «О Церкви в современном мире» (2111 против 251). 7 дек., на последней публичной сессии В. С., состоялось голосование по всем оставшимся документам: декларации о религ. свободе «Dignitatis humanae» (2308 против 70), декретам о миссионерской деятельности Церкви «Ad Gentes divinitus» (2394 против 5), о служении и жизни священников «Presbyterorum Ordinis» (2390 против 4). Внесенные исправления в наиболее спорные места пастырской конституции о Церкви в совр. мире «Gaudium et spes», а также открытое требование папы принять этот документ способствовали снижению числа его противников при последнем голосовании (2307 против 75). По окончании процедуры голосования все эти документы были провозглашены папой Павлом VI принятыми. Затем состоялось оглашение motu proprio «Integrae servandae», к-рым упразднялась Конгрегация Sanctum Officium, вместо нее была создана конгрегация «pro doctrina fidei» (по вероучению), к-рая также рассматривает все новые учения и мнения на предмет соответствия католич. традиции, но выносит обвинительные суждения лишь после консультаций с национальными епископскими конференциями.

http://pravenc.ru/text/Ватиканским II ...

18-23 сентября рассматривался проект " О пастырских обязанностях епископов в Церкви. " Спорные тезисы о коллегиальности были переданы комиссии по пересмотру Кодекса канонического права, а сам проект - отложен до окончательного принятия конституции о Церкви. 30 сентября-6 октября обсуждался переделанный текст " О Божественном Откровении " после чего, вместе с внесенными поправками, был представлен на рассмотрение папе, поручившему соборным комиссиям внести высказанные замечания в текст. 6-12 октября проходило обсуждение проекта " Об апостольстве мирян , " 12-17 ноября - " О подготовке ко священству , " 17-19 ноября - " О христианском воспитании. " Из-за недостатка времени по ним были сделаны лишь краткие замечания. С обсуждения были сняты документы " О служении и жизни священников " (рассматривался 13-15 октября) и " Об обновлении жизни монашествующих " (10-12 ноября). После обсуждения 19-20 ноября проекта " О браке и семье, " ввиду неразрешенности вопросов по юридической стороне развода и оценке ограничения рождаемости, было решено отклонить проект поручить комиссии по пересмотру Кодекса канонического права составить богословское заключение по данным проблемам в послесоборный период. Единственный документ, не вызвавший серьезных дискуссий - " О Восточных католических Церквах " - был рассмотрен 15-20 октября. 23-28 сентября обсуждался проект " О религиозной свободе " (декларация " Dignitatis humanae " ). Дискуссия сопровождалась протестами " интегристов, " указывавших на отсутствие в документе четкого богословского определения свободы, приводящее к двусмысленному её толкованию; на скрытое отрицание всякой власти над человеком в духовных вопросах, будь то власть светская или церковная; на декларирование права человека следовать и действовать согласно голосу своей совести как единственному источнику морали и Божественного откровения, независимо от заблуждений его совести; на требование предоставления свободы всем " ложным " религиозным объединениям наравне с " истинной " Римо-католической церковью. Критика подвигла папу организовать специальную комиссию для доработки документа. Поскольку три предложенных для работы в этой комиссии члена Собора принадлежали к " интегристам " (в т. ч. архиепископ М. Лефевр ), 17 кардиналов из " прогрессистского " " Европейского альянса " 9 октября выразили папе протест, закончившийся заменой кандидатов- " интегристов. " Комиссии не удалось изменить текст в срок и 19 ноября решением папы обсуждение нового варианта было отменено, а проект - снят с повестки дня генеральной конгрегации.

http://drevo-info.ru/articles/23485.html

Но почему Бог предпочитает одного человека другому, Кальвин не решает этого вопроса и ищет asylum suae ignorantiae в непостижимости путей Божиих. «Напрасно кто-либо станет мучить себя изысканием причины этого, которая была бы выше тайного и неисследимого совета Божия 451 . Избрание или отвержение не основывается на предведении особых условий в самих людях. Напротив того само предведение Божие основывается на предуставлении. Бог ничего не предвидит, чего бы Он наперед не предуставил. Только потому, что Он определил ход вещей, Он предвидит его 452 . Воля Божия есть высшее основание всех вещей и высшее правило справедливости. Если бы существовало какое-нибудь другое основание, предшествующее воле Божией, то этим ограничивалось бы всемогущество Божие 453 . Таким образом причину избрания должно искать вне человека, оно есть благодатный дар Божий 454 . Кальвин утверждая: hoc consilium fundatum esse nullo humanae dignitatis respectu 455 , отвергает, что Бог предвидит в людях какую-нибудь со стороны их заслугу – или веру или добрые дела. Ни в ком из потомков Адама нет ничего достойного избрания. Мы избираемся потому, что мы сами по себе неспособны к сему и получаем эту способность только вследствие избрания. Что такого Бог может найти в нас, что заставляло бы Его избрать нас 456 ? В частности избрание не условливается верою а наоборот вера условливается избранием 457 . Он избирает нас не потому, что мы веруем, но для того, чтобы мы веровали 458 . Таким образом Кальвин решительно отвергает electionem propter praevisam fidem; равно он отрицает и ту мысль, что Бог избирает за предшествующие и за будущие заслуги человека, потому что святость и добрые дела сами проистекают от избрания. Благодать, как незаслуженный дар, подается туне и следовательно не зависит от будущих дел. Не вы Меня избрали, но Я вас избрал, приводит Кальвин слова Спасителя об апостолах. Исав и Иаков, прежде чем родились и сотворили что или доброе, или злое, один возненавидев, а другой возлюблен. Различие в судьбе их происходит от одного предопределения.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/ioan...

Волхв 2 Taken from Faber, Dominica 4 Post Pascha, No. 3 «Itinera aliquot bene praecogitanda», sect. 5 «Iter ad magos et veridicos». The poem summarises this section. Волхв 3 Taken from Faber, ibid. The poem summarises this section. Воплощение Христово Taken from Faber, In Festo Nativitatis Christi, No. 2 «Tituli Salvatoris nati», sect. 1 «Admirabilis». 11. 13–18 cf Faber: «Admirabilis est, nec una ratione, primo in Incamatione, ea siquidem tantum opus Dei est, ut teste D. Thoma part. 1. quaest. 25. art. 6. non possit Deus facere melius aut maius; quia non potest facere meliorem hominem, quam si Deus homo; nec maiorem coniunctionem quam divinae et humanae naturae, infimi et summi.» 11. 23–30 cf Faber: «Unde Deus «invisibilis suis, inquit S. Leo serm. 2. de Nativitate, visibilis factus est in nostris; incomprehensibilis voluit comprehendi, ante tempora manens, coepit esse ex tempore; universitatis Dominus, servilem formam obumbratae maiestatis dignitate suscepit: impassibilis Deus, non dedignatus est homo esse passibilis, et immortalis mortis legibus subiacere.»» Воплощение Христово 2 Taken from Faber, ibid., No. 3 «De triplici nativitate Christi», sect. 2 «Humana»: «Sesto, est Verbi solius et non totius Trinitatis incamatio; quod a S. Bonaventura in meditatione vitae Christi sic explicatur. Quemadmodum cum quis induit tunicam habens ex utroque latere adiuvantem unum, qui teneat manicas et induentem iuvet. Tunc enim très cooperantur ad induendum, et unus tantum, medius scilicet induitur, non reliquii...Denique induis annulo digitum, cuius tres quidem sunt articuli annulum gerentes; sed uni adhaeret annulus.» Although these two images form separate poems in A, they illustrate a single theme and are taken from the same place in Faber. Воплощение Христово 3 Taken from Faber, ibid., No. 4 «Praecipui fines, ob quos Verbum саго factum», sect. 1 «Redemptio». 11. 1–2 cf Faber: «Sciendum enim, hominem per se quidem cadere posse, non autem per se resurgere.» Воплощение Христово 4 Taken from Faber, ibid., Title (see commentary on previous poem) and Headings: «1. Redemptio, 2. Instructio, 3. Exemplum.»

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Polocki...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание «DIGNITATIS HUMANAE» [лат.- Достоинство человеческой (личности)], декларация Ватиканского II Собора о религ. свободе, т. е. о праве личности и объединений на общественную и гражданскую свободу в вопросах религии; принята на 4-й сессии Собора и утверждена папой Римским Павлом VI 7 дек. 1965 г. История составления В период подготовки Собора проблемы религ. свободы, взаимоотношений Римско-католической Церкви и гос-ва и отношений католич. гос-в к др. конфессиям и религиям были затронуты в 2 проектах документов. В проекте конституции «О Церкви», подготовленном богословской комиссией под рук. кард. Альфредо Оттавиани , содержалась гл. «Отношения между Церковью и государством и религиозная терпимость», в к-рой отражалась традиц. позиция католич. Церкви (гос-во не должно быть нейтральным в религ. сфере; гражданская власть обязана обеспечивать свободное исповедание гражданами католич. веры и умерять публичные проявления др. культов в той мере, в какой они, по определению католич. Церкви, «подвергают опасности вечное спасение граждан»). Одновременно в Секретариате по содействию христ. единству (далее: СХЕ) под рук. кард. Августина Беа с кон. 1960 г. готовился документ о религ. свободе, т. к. представители Всемирного Совета Церквей требовали от Римско-католической Церкви четкой позиции по этому вопросу для развития экуменического диалога. В авг. 1961 г. разработанный СХЕ и составленный Брюггским еп. Эмилем Жозефом де Смедтом проект конституции «О религиозной свободе», признававшей право каждого человека на свободу совести и обязанность гос-ва по ее защите, был направлен в Центральную подготовительную комиссию Собора. В июне 1962 г. проекты богословской комиссии и СХЕ были одновременно рассмотрены на заседании Центральной подготовительной комиссии, во время к-рого произошло столкновение мнений кардиналов А. Оттавиани и А. Беа. По решению папы Римского Иоанна XXIII противоречия между 2 документами должна была разрешить смешанная комиссия, однако она так и не приступила к созданию единого текста. После окончания 1-й сессии Собора в апр. 1963 г. СХЕ был составлен новый проект документа, к-рый представлял достоинство человеческой личности как общее основание религ. свободы и прàва человека исповедовать ту религию, какую принимает его совесть. Летом того же года по настоянию богословской комиссии вопрос о религ. свободе был исключен из списка тем, предназначенных для обсуждения на следующей сессии; тем не менее в июле СХЕ удалось добиться внесения подготовленного им текста (textus prior) в проект документа «Об экуменизме».

http://pravenc.ru/text/171981.html

Однако божественное откровение, – уверяет Собор, – «показывает, с каким уважением относился Христос к свободе человека в исполнении его долга веры в слово Божие» («Dignitatis humanae», статья 9); с «добросердечием и скромностью» Иисус советует «оставить и плевелы расти до жатвы», «не преломляя надломленной трости и не угашая курящегося льна» («Dignitatis humanae», статья 11 ; ср. Мат. 13, 30; Ис. 42, 3 ). Вот мой ответ. Когда Господь советует оставить плевелы расти, он не предоставляет им права не быть вырванными, но наставляет тем самым жнецов, чтобы те «не выдергали вместе с плевелами пшеницы». Это урок осторожности: иногда лучше не возбуждать ярости верующих зрелищем притеснения неверующих; иногда не нужно проявлять нетерпимости, ибо она может вызвать гражданскую войну. Не преломляя же надломленной трости и наказывая апостолам следовать этой максиме как пастырскому закону, Иисус проявляет милосердие к отклонившимся, заботится о том, чтобы не отвратить их от истины еще сильнее, чего можно не избежать, принимая против их вероисповеданий принудительные меры. Разумеется, иногда Церковь и католические государства должны проявлять осторожность и милосердие по отношению к приверженцам ложных религий, но сам по себе этот долг не предоставляет им, этим приверженцам, никакого права! Не соблюдая различия между добродетелями справедливости (наделяющей правами), осторожности и милосердия (которые сами по себе определяют исключительно обязанности), II Ватиканский Собор вверяется заблуждению. Представлять милосердие как справедливость означает подрывать общественный порядок и государственную политику. Даже если, не считаясь с невозможностью этого, считать, что Наш Господь дает-таки плевелам право «не быть вырванными», все равно это право остается всецело зависимым от мотивирующих его частных причин и ни в коем случае не может быть естественным и неотъемлемым правом! «Когда ничто не вселяет опасения вырвать [вместе с плевелами] пшеницу, – пишет святой Августин, – будем же соблюдать строгую дисциплину», 226 то есть не станем терпеть отправления ложных вероисповеданий! И святой Иоанн Хризостом, отнюдь не будучи сторонником притеснения меньшинств, не исключает при этом сдерживания их культов: «Кто знает, – пишет он, – не претворится ли некоторая часть этих плевел в пшеницу? Вырвав их немедленно, вы нанесете вред будущему урожаю, вырвав также и те плевелы, которые могут измениться и стать лучше. Он [Господь], без всякого сомнения, не запрещает обуздывать еретиков, принуждать их к молчанию, лишать их свободы слова, разгонять их собрания, не признавать их клятв; Он запрещает лишь проливать их кровь и лишать их жизни». 227 Авторитет двух этих Отцов Церкви кажется мне достаточным, чтобы опровергнуть ошибочное истолкование евангельского добросердечия, данное собором. Разумеется, Господь Наш не проповедовал зверств, но это не означает, что его можно представлять апостолом либеральной вседозволенности! Свобода проявления веры

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/oni-...

социальному учению Римских пап XIX и XX вв. 18 сент. «интегристы» подали петицию с подписями более 100 епископов, просивших дать им возможность составить документ, отражающий их понимание религ. свободы, отменив голосование по проекту, но 21 сент. c одобрения папы Павла VI дискуссии были прекращены, и общим голосованием (1997 голосов против 224) предложенный текст был принят как основа для составления окончательного варианта декларации. Из-за болезни Мюррей не смог продолжить доработку проекта с учетом сотен предложений и замечаний соборных участников, и общую редакцию текста возглавил И. Конгар. В качестве компромисса с консервативным меньшинством в 5-й редакции проекта (textus recognitus) были помещены указания на католич. Церковь как на хранительницу истинной религии, к-рую все люди обязаны искать и принять; тем не менее новая версия декларации, представленная Собору 25 окт., получила большое количество письменных замечаний и 27 окт. была отправлена для корректировки в СХЕ. 17 нояб. 6-й вариант декларации (textus denuo recognitus) был вынесен на соборное обсуждение. Ввиду непрекращающейся полемики по документу папа Павел VI распорядился добавить в преамбулу декларации фразу о сохранении «в неприкосновенности традиционного католического учения о нравственных обязанностях людей и сообществ по отношению к истинной религии и единой Церкви Христовой». 19 нояб. общее голосование приняло документ «в целом» (1954 голоса против 249), хотя число голосовавших против «интегристов», заявивших о несоответствии этой фразы общему содержанию документа, продолжало оставаться значительным. Пытаясь снизить количество отрицательных голосов при финальном голосовании, в нач. дек. папа сообщил участникам Собора о своем одобрении декларации и желании ее принятия. 7 дек. состоялось последнее голосование по декларации (2308 голосов против 70) и ее провозглашение под офиц. названием «Dignitatis humanae» (DH). Содержание Согласно трактовке католич. теологов (Vatican II: La liberté religieuse.

http://pravenc.ru/text/171981.html

Наперекор субъективизму и натурализму либералов мы должны сегодня встать на защиту объективного и сверхъестественного характера божественной веры, каковая есть христианская католическая вера. Только она имеет абсолютное и неотъемлемое право на уважение и религиозную свободу. II – II ВАТИКАНСКИЙ СОБОР И «КАФОЛИЧЕСКИЙ ГРАД» Подведем предварительный итог. Соборная декларация о религиозной свободе сразу выдает свою противоположность неизменной доктрине Церкви. 235 Она выходит из ряда фундаментальных прав, определенных Папами недавнего прошлого. 236 Кроме того, как мы только что убедились, она не покоится ни на каком основании, разумном или же данном в откровении. Остается выяснить, согласуется ли она с католическими принципами взаимоотношений мирского града и религии. Пределы религиозной свободы II Ватиканский Собор спешит оговорить, что религиозная свобода должна существовать «в разумных пределах» («Dignitatis humanae», статья 1), «согласно юридическим нормам [...], сообразным объективному нравственному порядку и призванных действенно охранять права всех [...], подлинное общественное спокойствие [...] и соблюдение общественной нравственности» («Dignitatis humanae», статья 7). Все это вполне разумно, однако за скобками остается главный вопрос: разве государство не имеет обязанности и, следовательно, права охранять религиозное единство своих граждан в рамках истинной религии, ограждая души католиков от оскорбления насаждением религиозных заблуждений и с этой целью ограничивая практику ложных религий, а при необходимости и запрещая ее? Именно таков постулат церковной доктрины, как нельзя тверже выраженный Папой Пием IX в энциклике «Quanta Cura», в которой понтифик осуждает мнение тех, кто «вопреки доктрине Священного Писания , Церкви и Святых Отцов без колебаний утверждает, что „наилучшим условием для жизни общества является непризнание властью обязанности налагать законные кары на преступников католической религии, если только этого не требует поддержание общественного спокойствия”». 237 Под выражением «преступники католической религии» прямо имеются в виду те, кто публично исповедует культ, отличный от католического, или открыто не соблюдает законы Церкви. Таким образом, Пий IX учит тому, что наилучшим является такое государственное правление, при котором государство признает свою обязанность пресекать публичное исповедание ложных религий на том единственном основании, что они ложные, а не только ради поддержания общественного спокойствия; по той единственной причине, что они противоречат христианскому и католическому порядку града, а не только потому, что от них страдают покой и нравственность общества.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/oni-...

Нередко новое каноническое право в целом и брачное в частности рассматриваются как препятствия к восстановлению единства Церквей. Однако новые юридические нормы нельзя считать таковыми. Напротив, в новом брачном праве сделаны значительные шаги вперёд. Их можно объединить вокруг двух центральных пунктов: первый касается заявления о религиозной свободе; второй – это признание некатолических религиозных объединений Церквами и церковными общинами. До этих новых определений религиозная свобода совсем не соблюдалась в области смешанных браков. Католическая Церковь всегда требовала, чтобы все дети, рождённые в браке супругов, принадлежащих к различным (христианским) конфессиям, были крещены и воспитаны в католической Церкви. Предоставление диспенсации от препятствия смешанной религии недвусмысленно зависело от обещания поступать таким образом. Эта норма не считалась с обязанностью, существующей также и для супруга-не католика: передать детям собственную веру. Здесь явно основывались на такой аксиоме: у ошибки нет никакого права. Этот метод рассмотрения вопросов был изменён Ватиканским Собором, особенно в Декларации о религиозной свободе «Dignitatis humanae», которая гласит: «Ватиканский Собор заявляет, что человеческая личность имеет право на религиозную свободу. Содержание подобной свободы состоит в том, что все человеческие существа должны быть свободны от принуждения со стороны отдельных лиц, социальных групп и какой бы то ни было человеческой власти, чтобы в религиозных вопросах никто не был вынужден поступать против своей совести и чтобы никому не препятствовали, в должных пределах, поступать в соответствии с ней – в частной или общественной жизни, в индивидуальной или коллективной форме» Dignitatiss humanae, 2). Таким образом, если человека нельзя заставить поступать против его совести и препятствовать ему поступать в согласии с ней, то супруги, заключающие смешанный брак, обязаны найти такое решение относительно воспитания детей, которое должно быть согласным с их совестью, но не задевать совесть другого супруга.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanoni...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВИАННЕЯ СВ. ЖАНА МАРИ АПОСТОЛЬСКАЯ АДМИНИСТРАТУРА [лат. Sancti Ioannis Mariae Vianney Administratio Apostolica], образована 18 янв. 2002 г. папой Иоанном Павлом II , действует на территории еп-ства Кампус (Бразилия). В наст. время в ее составе числится 26 священников, окормляющих 27730 верующих (An. Pont. 2003. P. 994). C 16 дек. 2002 г. апостольский администратор еп. Фернандо Ареас Рифан. С началом проведения реформ в католицизме, основанных на постановлениях Ватиканского II Собора , еп-ство Кампус стало одним из центров католич. традиционализма. В 1969 г., после введения папой Павлом VI нового чина мессы (см. ст. Novus Ordo), еп. Кампуса Антонио де Кастро Майер отказался совершать мессу «по новому обряду», и практически во всех приходах Кампусского еп-ства до вынужденной отставки еп. А. де Кастро Майера (1 июня 1981) богослужение совершалось по дореформенному чинопоследованию. Задачей нового еп. Карлоса Альберто Наварро (назначен 29 авг. 1981) было введение богослужебной реформы во всех приходах. Большая часть местного духовенства не согласилась перейти на «Чин мессы 1969 г.» и объединилась в т. н. «Священнический союз св. Жана Мари Вианнея» (португ. União Sacerdotal São João Maria Vianney ), возглавленный еп. А. де Кастро Майером. Члены «Союза» не принимали не только новые богослужебные чинопоследования, но и нек-рые положения в области вероучения, особенно принцип религ. свободы, изложенный в декларации II Ватиканского Собора «Dignitatis humanae» . Однако они не считали это проявлением непослушания папе. По мере закрытия традиционалистских приходов и увольнения клириков, не желавших принимать богослужебную реформу, «Союзом» открывались новые храмы и часовни, в к-рых совершалось традиц. католич. богослужение. В 1983 г. на территории частного владения близ Кампуса была открыта семинария для подготовки священников-традиционалистов. «Союз» поддерживал тесные контакты со «Священническим братством св. Пия Х», основанным архиеп. Марселем Лефевром в 1970 г. 21 нояб. 1983 г. архиеп. М. Лефевр и еп. А. де Кастро Майер направили совместное «Открытое послание Св. Отцу», в к-ром подвергли критике богословие II Ватиканского Собора и призвали папу отказаться от экуменизма, принципа коллегиальности в управлении Церкви, концепции прав человека на религ. свободу и присутствующего в Novus Ordo протестант. понимания мессы.

http://pravenc.ru/text/158352.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010