Деян.27:3. На другой день пристали к Сидону. Юлий, поступая с Павлом человеколюбиво, позволил ему сходить к друзьям и воспользоваться их усердием. Деян.27:4. Отправившись оттуда, мы приплыли в Кипр, по причине противных ветров, Деян.27:5. и, переплыв море против Киликии и Памфилии, прибыли в Миры Ликийские.    Так как в Кесарии не было корабля, который бы отправлялся прямо в Рим, то узников отправили на купеческом корабле сначала в Адрамит — приморский город в малоазийской провинции Мисии недалеко от Троады и Асса. Сделано это было с тем расчетом, чтобы по дороге в Адрамит, где по-видимому жил хозяин этого корабля, заходя в разные портовые города можно было найти корабль, идущий в Рим, и пересесть на него для дальнейшего путешествия прямо к цели. Так это и случилось. На другой день пристали к Сидону, древнейшему торговому городу Финикии. Поступая с Павлом человеколюбиво, сотник Юлий позволил ему сходить там к своим друзьям и воспользоваться их усердием, то есть, по-видимому, получить от них что-либо нужное на дорогу. Так обращался сотник с Павлом, вероятно, по приказанию Феста, а, может быть, и сама личность святого Апостола внушала к себе уважение и расположение благородного сотника. Из-за противных ветров корабль отклонился от своего прямого направления и приплыл в Кипр. Далее пришлось плыть вдоль берегов малоазийских провинций Киликии и Памфилии, чтобы зайти в пристань города Миры Ликийские. Это был цветущий тогда город в малоазийской провинции Ликии в 20 стадиях (около 4 верст) от моря на реке, судоходной до самого города. От Мир до Крита и предостережение Апостола Павла (Деян. 27:6—13) Деян.27:6. Там сотник нашел Александрийский корабль, плывущий в Италию, и посадил нас на него. Деян.27:7. Медленно плавая многие дни и едва поровнявшись с Книдом, по причине неблагоприятного нам ветра, мы подплыли к Криту при Салмоне. Деян.27:8. Пробравшись же с трудом мимо него, прибыли к одному месту, называемому Хорошие Пристани, близ которого был город Ласея. Деян.27:9. Но как прошло довольно времени, и плавание было уже опасно, потому что и пост уже прошел, то Павел советовал, Деян.27:10. говоря им: мужи! я вижу, что плавание будет с затруднениями и с большим вредом не только для груза и корабля, но и для нашей жизни. Деян.27:11. Но сотник более доверял кормчему и начальнику корабля, нежели словам Павла. Деян.27:12. А как пристань не была приспособлена к зимовке, то многие давали совет отправиться оттуда, чтобы, если можно, дойти до Финика, пристани Критской, лежащей против юго-западного и северо-западного ветра, и там перезимовать. Деян.27:13. Подул южный ветер, и они, подумав, что уже получили желаемое, отправились, и поплыли поблизости Крита.    Здесь сотник нашел Александрийский корабль, готовый поднять якорь, чтобы плыть в Италию. Он пересадил на него конвой и узников. Вероятно, и этот корабль был купеческий, потому что нагружен был пшеницей (ст. 38), но почему он был в малоазийской пристани, неизвестно.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2761...

Конец обличительной речи Мф. 23 (стт. 37–39) повторяет плач Господа над Иерусалимом, которым Он закончил во время Своего пути из Галилеи в Иерусалим Свой ответ фарисеям, осведомившим Его о покушении на Него Ирода ( Лк. 13: 34–35 ). Действительно ли повторил Господь этот плач в Иерусалиме, или и в этом случае Евангелист Матфей систематизирует тот материал, которым он располагает, – плач над Иерусалимом в конце обличительной речи устанавливает различие между вождями народа и населением Иудейской столицы. Сугубую ответственность несут вожди, собирающие на своих головах всю неповинную кровь, пролитую на земле от сотворения мира. Иерусалим, отвергавший неоднократные призывы, к нему обращенные, разделяет эту ответственность. И тем не менее, Господь прямо говорит, что наступит день, когда и Иерусалим благословит Грядущего во имя Господне. С обличением книжников в краткой форме Мк. и Лк. связан сохраненный только этими двумя Евангелистами рассказ о лепте вдовицы ( Мк. 12:41–44 ; Лк. 21:1–4 ). Господь обратил внимание учеников на жертвенность бедной вдовы, вложившей в храмовую сокровищницу две лепты, или, по замечанию Мк. 12:42 , один кодрант, составлявший все, что она имела для своего пропитания. Если принять во внимание, что прожиточный минимум был равен в то время одному динарию, а кодрант или, в правильном латинском произношении, квадрант (quadrans), составлял 14 асса (или ассария). иначе говоря, 164 динария, то окажется, что женщина не имела для своего пропитания почти ничего, и это ничто, свою последнюю крупицу, она отдала на храм, принесла в жертву Богу. После того, что Господь сказал о книжниках, ученики должны были оценить значение лепты вдовицы. Не была ли она одною из тех вдов, которых обирали книжники, предававшиеся лицемерно-долгой молитве? С другой стороны, Господь только что, в ответ на вопрос книжника, выразил существо закона в двоякой заповеди любви. Вопрошавший Его книжник с Ним согласился и, в подтверждение согласия, тоже процитировал закон. И, однако, любовь к Богу, от которой неотделима и любовь к ближнему, явил не книжник, а бедная вдова, явила в своем жертвенном подвиге.

http://azbyka.ru/otechnik/Kassian_Bezobr...

Вот эти выражения: . а)  Я был царь в Иерусалиме (1, 12). По мнению Ейхгорна выражение это не идёт к Соломону, а прилично царям, бывшим после Соломона, когда существовали две резиденции. Так и говорится о преемниках Соломона, царствовавших в Иудеи: Ровоам царствовал в Иерусалиме ( 3Цар. 14, 21 ); Авия царствовал в Иерусалиме (15, 2); Асса царствовал в Иерусалиме (15, 10) и т.д. Но также говорится в книгах царств и о Соломоне: времени царствования Соломона в Иерусалиме над всем Израилем было сорок лет ( 3Цар. 11, 42 ). Не только о Соломоне, но и о Давиде говорится, что он царствовал в Иерусалиме тридцать три года. ( 2Цар. 5, 5 . 3Цар. 2, 11 ). Не сказано только о Сауле, потому что Иерусалим не был ещё во владении Евреев,  да и вообще не означено, где он царствовал, потому что он был более военачальник, чем царь, и может быть, сам не знал, где его резиденция. б) Действительный Соломон, говорят 32 , не мог сказать о себе: я был – царём … (1,12). Царствование Соломона продолжалось до самого конца его жизни ( 3Цар. 11, 43 ); следовательно, не мог он говорить о своём царствовании как о прошедшем. Но прошедшую формой глагола в еврейском языке выражаются действия и состояния, не только минувшие, но и такие, которые давно начались и ещё продолжаются. Так например: я возненавидел (), презрел () праздники ваши; ибо хотя приносите Мне всесожжения и приношения ваши, они Мне не угодны ( Амос. 5, 21. 22 .). Но Сара, жена Авраама, не рождала ( ) ему ( Быт. 16, 1 ). Поднимаю () руку мою ( Быт. 14, 12 ). Теперь узнал я ( ), Псал. 19, 7 . (См. Полн. Курс. Еврейск. Грам. Штейнберга , стр. 196. 197.). Стало быть, Соломон действительный мог сказать о себе: я был – царём , когда ещё продолжалось его царствование. в) Действительный Соломон не мог, говорят 33 , сказать о себе (1, 16), что он возвеличился и приобрёл мудрости больше всех, которые были прежде его над Иерусалимом ( ). Кто же был прежде его над Иерусалимом?– один только Давид. Поэтому предполагают, что в то время, когда писалась книга, прошёл уже целый ряд израильских царей, так как разумеет языческих царей Екклезиаст едва ли мог.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Filare...

Автор Книги Бытия во всем повествовании о сотворении мира только три раза употребляет слово сотворил (древнееврейское бара). Во всех трех случаях речь идет о возникновении принципиально новой сущности. Первое бара – сотворение неба и земли. Второе бара – сотворение души живой, то есть того, что теперь в науке называется психикой. Третье бара – сотворение человека… От сотворения автор Книги Бытия отличает создание (библейское – асса) всех форм, которые наполняют мир» (22: 51, 52). Заметим, что по Николаю Иванову повторное создание «из ничего» какого либо уже имеющегося предмета творением не считается, так как такой предмет уже не будет являться принципиально новой сущностью. Вообще, при описании создания мира ( Быт. 1; 2 ) термины «сотворить, творить» в различных временных формах встречаются (используются) в Библии: – на церковно-славянском языке – двенадцать раз ( Быт. 1: 1, 7, 16, 21, 25, 26, 27, 31; 2: 2, 3, 4 ); – в Синодальном переводе – восемь раз: В начале сотворил Бог небо и землю ( Быт. 1: 1 ); И сотворил Бог рыб больших и всякую душу животных пресмыкающихся, которых произвела вода, по роду их, и всякую птицу пернатую по роду ее ( Быт. 1: 21 ); И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему… ( Быт. 1: 26 ); И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их ( Быт. 1: 27 ); И благословил Бог седьмый день, и освятил его, ибо в оный почил от дел Своих, которые Бог творил и созидал ( Быт. 2: 3 ); Вот происхождение неба и земли, при сотворении их… ( Быт. 2: 4 ); – в Танахе, в переводе Мосад рав Кук: – пять раз ( Быт. 1: 1, 21, 27 ) (53); – в переводе на русский язык Торы с комментариями раввина Й. Герца – пять раз ( Быт. 1, 1, 21, 27 ) (52). Профессор А. П. Лопухин в комментарии к словам «сотворил Бог» ( Быт. 1: 1 ) пишет: «здесь употреблено слово бара, которое по общему верованию как иудеев, так и христиан, равно как и по всему последующему библейскому употреблению, преимущественно служит выражением идеи божественного делания ( Быт. 1: 1; 2: 3, 4 ; Ис. 40: 28; 43: 1 ; Пс. 148: 5 ; Исх. 34: 10 ; Чис. 16: 30 ; Иер. 31: 22 ; Мал. 2: 10 и др.), имеет значение творческой деятельности или создания из ничего ( Чис. 16: 30 ; Ис. 45: 7 ; Пс.103: 25–26 ; Евр. 3: 4; 11: 3 ; 2Мак. 7: 28 и др.). Этим самым, следовательно, опровергаются все материалистические гипотезы о мире как самобытной сущности, и пантеистические – о нем как об эманации или истечении Божества и устанавливается взгляд на него как на дело рук Творца, воззвавшего весь мир из небытия к бытию волей и силой Своего божественного всемогущества» (54).

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Путь мамоновского человека РЕЛИГАРЕ RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_35102.html 21 ноября 2006 Илья Бражников Путь мамоновского человека Источник:  http://www.pravaya.ru/column/9807 Правая. ру Очередной артистический шедевр Петра Мамонова – роль старца Анатолия в выходящем 23 ноября на экраны фильма Павла Лунгина " Остров " – дает хороший повод поговорить о творческом пути этого человека, поразмышлять о его роли в русской культуре последних десятилетий Петра Николаевича Мамонова я впервые увидел вживую в 1989 году. Мне отчасти не повезло: когда только-только начался триумф группы " Звуки Му " , я должен был уходить в армию. Поэтому мой первый концерт " Звуков " оказался последним: на нём Петр Мамонов объявил о роспуске группы. Он вышел с торжественным, сияющим видом и сказал своим столь узнаваемым, чуть заикающимся голосом: – Вот... сегодня в последний раз играем... Я и рубашку белую в честь п-праздничка надел... Не правда ли, это удивительным образом перекликается с финалом фильма " Остров " , когда герой Мамонова, отец Анатолий, узнав, что покаяние его принято, он прощен Богом, и, стало быть, дело его на земле завершено, ложится в белой рубашке в гроб? Только теперь и белые одежды, и уход, и сама игра мамоновского героя в целом – всё стало значительно серьезнее. Думаю, не ошибусь, если скажу, что рок-фаны 80-х Мамонова любили как никого другого. Вообще известны лишь два рок-музыканта, уважение к которым выразилось в форме традиционного русского величания. Но когда Гребенщиков ещё не был Борисом Борисовичем, а был всего лишь БГ, Мамонов был уже Петром Николаевичем. Так – и только так – называли его верные. Он, единственный из тех, кто был тогда на сцене, вызывал неподдельную любовь незнакомых, впервые видевших его людей. Если БГ представал поклонникам в каком-то совершенно неземном свете ( " БГ – Бог, от него сияние исходит " , – как сказал Африка в фильме " АССА " ), то Петр Николаевич был всегда подчеркнуто человечен. Я бы сказал, он являл собой образ человека вообще, человека как такового. И если сияние, исходившее от БГ, при ближайшем рассмотрении, несло оттенок прелести (во всяком случае, сейчас от этой завораживающей таинственности ничего не осталось), то облик Мамонова за двадцать лет практически не изменился, и излучаемый им свет всё тот же.

http://religare.ru/2_35102_1_21.html

Л. 316   особенно доставалось от него духовнику о. Александру Триденцеву . Пр[еосвяще]нный почему-то не взлюбил о. Триденцева и малейшая оплошность последнего, на которую другой не обратил бы внимание, вызывала вспышку и гнев епископа. О. Триденцев всегда с крайним волнением готовился к епископскому служению и считал большим счастьем, если для него все проходило благополучно, что, впрочем, случалось редко. При служениях в семинарском храме Пр[еосвяще]нный неизменно говорил проповедь, иногда очень содержательную и живую и всегда экспромтом, без тетради. Довольно часто Пр[еосвяще]нный являлся и на уроки в семинарию. О своих намерениях посетить семинарию он почти всегда предупреждал по телефону и весьма редко являлся неожиданно. Появления Пр[еосвяще]нного в семинарии ждали не без волнения. Пр[еосвяще]нный на все обращал свое зоркое внимание и иногда делал резкие выговоры за разные недосмотры. Помню случай, когда владыка явился в епархиальное общежитие уже около 9 часов вечера. Воспитанники, в ожидании близкого ужина, прекратили свои занятия. Той тишины, которая обыкновенно соблюдалась все время, начиная с 5 часов вечера, уже не было. Ученики занимались кто чем хотел. Я спускался по лестнице, направляясь в столовую, Л.316 об.   Когда увидел Пр[еосвяще]нного и при повороте едва с ним не столкнулся. «Куда направляетесь?» спросил меня владыка. Я сказал. «Отложите ужин на полчаса, мне хочется побеседовать с воспитанниками. Где помещаются старшие?». Я провел его в комнату учеников VI кл[асса]. Беседа длилась более, чем полчаса. Пр[еосвяще]нный на ужин не пошел и, оставляя общежитие, был в хорошем расположении духа. Благожелательное отношение Пр[еосвяще]нного к семинаристам выразилось и в том, что несколько раз как в семинарии, так и в общежитии после концертов воспитанникам разрешались танцы. Особенно мне помнится один вечер. Прошедший с большим оживлением. Танцы происходили как в зале, так и в классных комнатах, из которых предварительно убраны были парты. Однако со времени беспорядков, возникших в 1901 г[оду] отношения епископа к семинарии, резко изменились. Правда, к ученикам он как будто относился по-прежнему, но к администрации семинарии в его отношениях заметна была холодность. В годы «освободительного» движения Пр[еосвяще]нный, видимо, терялся и как будто не знал,

http://bogoslov.ru/article/6176126

40 дней Великого поста я читаю канон мученику Уару за тех, кто умер некрещеным, Потому что мученик Уар имеет благодать спасать некрещеных. Вообще это обычно кромешное занятие, это страшно тяжело, потому что совершенно буквально бесы за пятки кусают. А поскольку каждый день читаешь, каждый день и кусают, – сомнительное очень удовольствие. Но когда я читала этот канон за Цоя, была такая легкость, была такая радость, было полное впечатление, что он рядом и что он очень радуется. У него это было. Он был человеком невероятных способностей. Я не хочу ничего говорить о его способности к мистике, но у него были способности разнообразные. Он был очень сильный человек внутри себя, хотя этой силой никогда не злоупотреблял. Никто, по-моему, не понимает, почему, когда был его большой концерт в Лужниках, зажгли Олимпийский огонь. Постановления такого не было, ничего – а взяли и зажгли Олимпийский огонь вне олимпиады. Олимпиада, естественно, уже давным-давно прошла. Чаша осталась, и ее и зажгли. Мало кто уже знает, что благодаря Цою мы имеем то, что называется танцпол на рок-концертах. Раньше всегда были партер и стулья, да. Народ хочет танцевать, поэтому на концертах народ эти стулья потихонечку ломал. Тогда концерты стали втихаря запрещать. Безвыходная, это называется патовая ситуация. И это был Цой, который сказал: «Да, уберите эти стулья с самого начала». Понимаете, во-первых для этого нужны мозги — для того, чтобы сообразить этот простой выход из положения. Ведущий: Решимость. М. А. Журинская: Да. Дерзновение. Точно так же, когда снималась «Асса», была идея, что массовка разнесет всю съемочную площадку. Такая возможность действительно была, потому что массовка все что угодно может разнести – не только съемочную, тут и юпитеры посыпятся, и камеры, — все. Так Цой сказал нескольким тысячам человек: «Ребята, чтобы все было спокойно». И все было спокойно. Это и называется говорить как власть имущий. А для этого нужна духовная сила, правда. Говорить о том, что никакой быть не может духовной поэзии у Цоя, поскольку он некрещеный, я считаю опрометчивым, во-первых, и неправильным, во-вторых. Я уже не говорю о том, что Гомер тоже был некрещеный. Авраам, Исаак и Иаков тоже были некрещеные. Равно как пророки Исайя и Иеремия, и все прочие. Ничего не могу поделать. Были они некрещеные — и все. Дух через них дышал, как мы знаем, и Им глаголали пророки. Так что опять-таки Дух может гораздо больше, чем это Ему приписывается. И люди могут гораздо больше, чем это кажется возможным.

http://pravmir.ru/o-viktore-coe/

36. Цитата следует переводу Семидесяти. В первом случае слово Κριος ‘Господь’ соответствует в еврейском оригинале Имени Божиему (Тетраграмматону), во втором — выражению la’ dnî ‘моему Господину’. До второй половины III в. по Р. Х. в раввинистической письменности не содержится свидетельств мессианской интерпретации отрывка, что, быть может, объясняется влиянием антихристианской полемики, так как цитата Пс 109:1 часто приводилась христианами: это самый частый по количеству упоминаний стих ВЗ в НЗ. 72. Лепта вдовы (12:41–44) (Лк 21:1–4) 41. το γαζοφυλακεου ‘сокровищницы’. Неясно, что именно обозначает это слово. Быть может, имеются в виду тринадцать устройств в виде расширяющихся книзу труб для сбора пожертвований, которые, как сообщается в Мишне, находились у стены Двора женщин, или особое место для приема пожертвований, расположенное в сокровищнице, но имевшее входное отверстие вовне ее. Менее вероятно, что имеется в виду сама сокровищница храма. 42. κοδρντης ‘кодрант’. Транслитерация латинского quadrans, четверти асса (as), который сам в то время имел очень малую цену. Кодрант не имел хождения на востоке, и указание апостолом Марком западного денежного эквивалента говорит в пользу того, что его Евангелие написано на западе. 43. πλεον πντων ‘больше всех’. Может значить ‘больше чем кто-либо из тех, кто…’; однако более вероятно — ‘больше чем все те, взятые вместе, кто…’. 73. Предсказание о разрушении храма и речь на горе Елеонской (13:1–37) (Мф 24:1–36; Лк 21:5–36) Начиная с появления в 1864 г. работы T. Colani “Jsus-Christ et les Croyances Messianiques de son Temps” и доныне в библейской науке большим влиянием пользуется теория “малого апокалипсиса”, которая предполагает, что эта глава в дошедшем до нас виде не передает в точности эсхатологическое учение Иисуса Христа, но представляет собой отдельное произведение в жанре иудейской апокалиптики. В качестве основного аргумента выдвигают несовместимость утверждения о внезапности Парусии (ст. 32) с представлением о Парусии, предвосхищаемой знамениями (ст.

http://pravmir.ru/krenfild-ch-dzh-kommen...

И. Г. Емельянов из Вятских семинаристов. По выходе из семинарии учился в Технологич[еском] Институте, но курса в нем не кончил. Служил, сначала в Тотьме, секретарем съезда мировых судей, оттуда был назначен на должность мирового судьи в наше село, где пробыл до 1885 г. В этом году на ту же должность был переведен в Вологду. В последнее время в числе других состоял членом Окруж[ного] суда в Череповце. Теперь в отставке и живет в Тотьме. Умер в янв[аре] 1927 г[ода]. Н. А. Глушицкий, товарищ моего отца по семинарии, которую окончил по 2-му разряду в 1858 г. Умер.   Л. 117 вместе с другими, да смотрите — непременно», сказал мне Ив[ан] Гр[игорьеви]ч. Так началось знакомство с этим редким по своим душевным качествам человеком. Нередко ходили всей компанией к доктору Михаилу Автономовичу бывали у местного купца, вознесенского «графа» Михея Яковлевича . Об этой личности считаю необходимым сказать несколько слов. Михей Як[овлеви]ч обладал несомненно крепким практическим умом. Он начинал учиться в гимназии, но, кажется, не далее II или III кл[асса]. Любил он читать и литературные новости, любил иногда пофилософствовать, но все его суждения и философствования были до крайности странны, оригинальны и своеобразны. С лицами духовного звания он любил беседовать по вопросам религиозным. Особенно он интересовался вопросами загробной жизни. Он, напр[имер], настойчиво возражал против мучения грешников веществ[енным] огнем, ссылаясь в своих суждениях по этому вопросу на некоторых отцов церкви, не мирился с вечностью мучений и т. д. Когда я уезжал в Вологду на службу, то Казаков Доктор М. А. Перов пользовался громадной популярностью и известен был далеко за пределами Никол[ьского] у[езда]. Здравствует и живет в Никольске. Умер в 1935 г. М. Я. Казаков, между прочим, в течение 11 лет состоял блюстителем по хозяйств[енной] части в Никол[ьском] Дух[овном] училище.   Л. 117 об. сделал мне наказ, чтобы я обстоятельно изучил вопрос о загробной жизни и при следующем свидании непременно доказал ему правильность или ошибочность его суждений о загробном мздовоздаянии. И, благодаря Казакову, мне пришлось немало почитать по этим вопросам. Споры у нас бывали самые оживленные и продолжались без конца. Был он крайне самолюбив и не чужд некоторого самодурства. Все чиновники, являвшиеся в наше село на службу или приезжавшие по каким-либо делам, прежде всего являлись с визитом к нему. Если кто-л[ибо] из них не делал этого, то Михей Як[овлеви]ч закрывал для такого лица двери своего дома и старался его совершенно игнорировать. Некоторое время он был председателем Никольской земской Управы и долгое время — почетным мировым судьей. По внешности он был представителен, высокого роста и очень тучный. Любил выпить и, выпивши, развертывал свою широкую

http://bogoslov.ru/article/6174747

Общая мысль та, что человек немиролюбивый и злобный достоин геенны и будет в ней, если не изменит своего нравственного направления. В частности: соперник – оскорбленный; путь к судии – время жизни человека на земле ( 3Цар.2:2 ; Иов 16:22 ); судия – Господь Бог; служители – Ангелы (ср.: Мф.13:39,49,24:31 ); темница – место вечных мучений (ср.: 1Пет.3:19 ; 2Пет.2:4,9 ; Иуд.1:6 ; Откр.20:7 ). «Пока не отдашь». Никогда не отдашь (ср.: Мф.18:25–34 ), разве другие отдадут: по молитвам Церкви получишь облегчение, если помиришься скорее. «До последнего кодранта».  Кодрант – мелкая римская монета, равняющаяся 1/4 римского асса или ассария и стоившая на наши деньги около 1/2 копейки серебром. Мф.5:27–28 . Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй. А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем. «Не прелюбодействуй». Это 7-я заповедь Закона Моисеева ( Исх.20:14 ), направленная лишь против самого внешнего действия преступления, как и выше изъясненная 6-я заповедь. Возвышая эту заповедь, Спаситель учит, что не только внешнее действие прелюбодеяния есть преступление, но и внутреннее вожделение, взгляд на женщину с вожделением. «Любодействует с женою в сердце, кто согласен на дело, но препятствуют ему в том или место, или время, или страх гражданских законов» ( Афанасий Великий ). И это, очевидно, не разорение Закона, но исполнение его, ибо не взирающий на жену с вожделением в высшем смысле исполняет заповедь «не прелюбодействуй». «Смотрит». Или телесными очами взирает, или умственно представляет со сладострастием предмет сладострастия. «С вожделением». Следовательно, если пожелание рождается в человеке против его воли, если он не только не поддерживает его, но старается подавить его, то не подлежит осуждению Спасителя. «Иисус Христос запрещает здесь не всякое пожелание, но пожелание, рождающееся в нас от воззрения на жен, ибо любящий смотреть на красивые лица преимущественно сам возжигает в себе пламя страсти и душу делает пленницей, а после этого скоро приступает и к совершению пожелания. Потому-то Спаситель не вовсе запретил смотреть на жен, но только запретил смотреть на них с вожделением» (Златоуст). «В сердце своем.» Сердце – средоточный орган жизни, орган чувств и желаний (ср.: Мф.15:19 ). Мф.5:29–30 . Если же правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну. И если правая твоя рука соблазняет тебя, отсеки ее и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010