Л. 333   у митрополитов, у архиереев с разными характерами, но не случалось испытывать такого чувства смущения и робости, какое я испытываю при входе в квартиру ректора, а потому только в самых исключительных случаях решаюсь являться к нему». Один молодой преподаватель, приглашенный вечером посидеть к своему коллеге, замахал руками и сказал: «Завтра ведь у меня на экзамене ректор, надо подготовиться самому» — и от приглашения, конечно, отказался. Осталось невыясненным, по предложению ли ректора или по личному желанию, но два преподавателя богословских предметов во второй год ректорства о. Малиновского оставили службу при семинарии . Кончился учебный год. Прошли и педагогические собрания правления семинарии. Ректор по окончании последнего собрания сделал предложение устроить товарищескую трапезу в день роспуска, который был приноровлен к 9 июня, дню придельного праздника (в честь преп[одобного] Кирилла Белоз[ерского]). Все без исключения весьма охотно откликнулись на предложение ректора. На меня как теперь, так и на все последующее время, возложена была обязанность устройства пира. Составлено было меню обеда.   Л. 333 об.   Хлопот было немало. Кроме переговоров с поварами и беготни за разными закупками, пришлось наскоро убрать все из трех ученических спален, в которых предполагался обед, обмеблировать эти спальни и т. д. Стены были украшены картинами, двери убраны зеленью. Получилась приличная семейная обстановка. После литургии, которую неизменно в этот день совершал архиерей, на этот раз Пр[еосвяще]нный Никон, все во главе с епископом отправились в семинарский корпус, где, в комнате учеников VI кл[асса] был предложен чай. После чаепития все прошли в зал. По занятии мест секретарем оглашен был список кончивших в истекшем году курс семинарии. Вслед за сим лучшими учениками были произнесены прощальные речи. Наконец наступил самый трогательный момент — это прощание как епископа, так начальствующих и учащих с оставляющими навсегда свою almam татгет питомцами. Напутствовали речами оставляющих семинарию епископ и затем ректор. Простившись с этими лицами, кончившие гуськом подходили ко всей корпорации. Момент, еще повторяю,

http://bogoslov.ru/article/6176541

8 декабря. (В Ленинграде). Сдал в Совет Академии предложение о переработке расписания плана задавания семестровых сочинений в продолжение 3-х акад[емических] курсов по основным, ведущим предметам а не второстепенным (Археология, Сектоведение, Гомилетика). Послал в Уч[ебный] К[омите]т свои заключения об открытии параллельного 1 кл[асса] в Одесской семинарии и назначении преподавателя прот. Сильвестра опять без разрешения Уч[ебного] К[омите]та. 24 декабря. Завтра вечером (6 ч.) совещание в Академии со всем акад[емическим] духовенством о порядке и чине богослужения для однообразия всех служащих. 1953 год 28 января. (В Москве). Сегодня я был у Карпова[…]. Сообщил о делах Уч[ебного] К[омите]та, необходимости ревизий в Семинариях, желательности ввести в состав Уч[ебного] К[омите]та прот.Шпиллера[…]. После Карпова был у Патриарха, и сообщил ему о беседе с Карповым […]. Говорил о необходимости назначить членов – ревизоров, назвал имена […], об еп.Никоне […], указал на обращение того помимо Уч[ебного] К[омите]та непосредственно к Патриарху[…]. При разговоре о прот.Шпиллере (как члене Уч[ебного] К[омите]та), Патриарх высказался отрицательно… […] Завтра закачивается Сессия (Синода – Л.А.). По Уч[ебному] К[омите]ту я передал подписанные журналы и бумаги и просил присылать ко мне весь материал, чтобы, если нужно, приехать в Москву, специально для заседания Уч[ебного] К[омите]та. 29 января. Сегодня последнее заседание Синода. […] Перед заседанием Колчицкий сообщил мне, что у Патриархи, под волынку окружения (Остапов, Малюшицкий и пр.) явилась мысль, чтобы для экономии средств (которые нужны для устройства дачи на вновь отведенном участке в Переделкино) – лучше всего сократить число семинарий и уменьшить средства на Академии... [lxxxii] 26 февраля. (В Ленинграде). Получил из Канцелярии Патриархии сообщение об утверждении акад[емической] сметы (с сокращением на 148 тыс.руб). Скрыли опять, что происходило совместное заседание Уч[ебного] К[омите]та с Хоз[яйственным] Упр[авлением] – без меня и без уведомления, – опять с полным игнорированием моих докладов об окладах, опять с принципами 1 апреля Подумаю и, вероятно, сложу с себя обязанности Председателя Уч[ебного] К[омите]та…

http://bogoslov.ru/article/4888315

Наши мероприятия в отношении мусульман ограничивались слабыми попытками насаждать среди них русский язык и образованность. Мы ложно судили о татарах. Мы видели, что у нас достаточно юноше доучиться до IV кл[асса] гимназии, чтобы он начал свысока относиться и к многовековым государственным установлениям, и, тем более, к народным обычаям. Мы ожидали подобного и у мусульман. Мы думали, что достаточно мусульман научить русскому языку и приобщить их к так называемой русской культуре, чтобы они уже отреклись от мусульманской обособленности. На самом деле ничего подобного не происходит, и происходить не может. Вращаясь среди индифферентной к религии русской молодёжи, мусульманин усваивает от неё лишь презрительное отношение к христианству, но отнюдь не к мусульманству». Одновременно С.В.Чичерина (Бобровникова), как и ряд других авторов, категорически возражала против активно насаждавшегося татарами-мусульманами мнения о постоянных притеснениях и унижениях, которым они якобы традиционно подвергались в Российской Империи. «Мусульмане, – замечала она, – не в праве жаловаться на притеснения со стороны русских властей, они даже во многих отношениях свободнее православных русских властей, они даже во многих отношениях свободнее русских. Например, магометанин завещает имущество на содержание медрессы. Если бы завещатель был русский, имущество немедленно поступило бы в казну и с торгов, на которые могли бы явиться и русские, и евреи, и татары, было бы сдано в аренду. Но завещатель магометанин. Имущество много лет бесконтрольно управляется муллами, а затем административным распоряжением сдаётся в аренду непременно магометанину. Делается это отступление от законно установленного порядка не по корыстным соображениям, а по особому вниманию к магометанам, которые «могли бы» волноваться, если бы имущество, принадлежащее мусульманину и обеспечивающее содержание медрессы, было взято в аренду на торгах русским или евреем. Другой пример: православный русский подданный имеет право содержать частные учебные заведения, лишь получив законное разрешение и подчиняясь установленным правилам и программам; магометане содержат тысячи учебных заведений, куда фактически не вхожа инспекция.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Соломон, сын Давида, царствовал над всем народом также 40 лет, и сотворил зло; при нем были пророки: Нафан и Гад. Ровоам, сын его, царствовал 17 лет, и делал зло. При нем разделилось царство, и с ним в Иерусалиме остались два колена – Иудино и Вениаминово; а в Самарии – десять колен. При нем были пророки: Ахия Силонитянин, Самей и Аддо. Авия, сын его, царствовал 3 года; сердце его не было совершенно, как сердце Давидово, но он ходил в грехах отца своего; и при нем был пророк Аддо. Асса, сын его, царствовал 41 год, и творил правду, но высóты (на которых совершалось идолослужение) оставались; при нем были пророки: Азария, сын Одида, и Анами. Иосафат, сын его, царствовал 25 лет, и творил правду, но еще оставались высóты; и после сего навлек на себя укоризну в беззаконии за то, что подружился с Охозиею, царем Израильским, и был сообщником ему в строении кораблей. При нем были пророки: Илия, Елиссей, Михей, Ииуй, сын Анами, Озииль, сын Захарии, и Елиада, сын Одия, из Марисы. Иорам, сын его, царствовал 8 лет, и делал зло: ибо имел женою дочь Ахаава; при нем были – Илия и Елиссей. Охозия, сын его, царствовал один год, и творил зло. После него царствовала Гофолия, мать его, 7 лет. Иоас, сын Охозии, царствовал 40 лет. Он убил Захарию, и творил правду, пока был жив Иодай, муж разумный, и наставлял его. Сего убили слуги его в доме Маелофи. При нем пророчествовал Азария (Захария), сын Иодая. Амессия, сын его, царствовал 29 лет, и в начале творил правду, но не так, как Давид; ибо народ еще приносил жертвы на высотах, и он не посек дубрав; при нем пророчествовали пророки, но не написали имен своих. После сего Амессия, поразив жителей Сеира, возгордился этим, и стал служить идолам Сеирским, и, преданный врагам, поражен. Азария, он же и Озия, царствовал 52 года, и сначала творил правду, как и отец его; впрочем высот не уничтожил. Сделавшись счастливым, он возгордился и захотел сам принесть жертву в храме, что позволено только священникам. Посему и был поражен проказою, услышав: несть твое, Озие, да кадиши фимиамом Господеви, но токмо священником, сыном Аароним освященным (2 Парал.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Velik...

Власти позаботились о том, чтобы этот фильм посмотрела вся страна. И акция была проведена грамотно, с учетом законов массовой психологии: на фоне непрекращающихся разговоров о грядущем запрещении и даже уничтожении фильма повсюду — на предприятиях и в учреждениях — организовывались его массовые просмотры. В результате множеству людей были даны две установки. Первая: что нужны, то есть имеют право на существование только те улицы, которые ведут к Храму (в трактовке публицистов и политиков он был очень скоро заменен рынком — так поначалу замаскированно называли капитализм). И вторая — на самом деле, как нам кажется, превалирующая,— что прах вовсе не святыня. И прах не абстрактный, а более чем конкретный — прах собственного деда. Очень многое из того, что происходило впоследствии, подчинялось именно этим двум установкам. Другим, не менее установочным фильмом, стал, пожалуй, фильм «Асса». Мы сейчас не будем обсуждать, случайно так получилось или это закономерно. Важно то, что после осуждения старого пути общественного развития возникла потребность в определении новой траектории. И не только траектории, но и наиболее активной, не скованной предрассудками и устаревшими моральными нормами социальной группы, которая побежит «впереди паровоза». Что ж, она нашлась довольно быстро, и теперь все общество расхлебывает последствия случившегося. Было бы очень странно, если бы в такой ответственный момент, как переход к иному строю, забыли про детей. И про них действительно не забыли. Из всего огромного мира диснеевской мультипликации для первого массового показа по телевидению (а первое впечатление, как известно, оставляет в памяти глубокий след) юному зрителю предложили сериал «Утиные истории», где буквально все пропитано запахом денег. Не только сюжет (вернее, множество сюжетов, и это тоже важно) вращается вокруг обогащения, но и весь словесно-зрительный, образный ряд подчинен той же теме. Чего стоит сквозной лирический образ первой монеты, этакого талисмана или даже «ангела-хранителя» миллионера Скруджа! Или долларовый счетчик, включающийся в глазах того же дядюшки Скруджа в моменты озарения.

http://azbyka.ru/deti/deti-nashego-vreme...

Но тут нельзя не вспомнить Сергея Соловьева (кинорежиссер Сергей Александрович Соловьев, его фильмы «Егор Булычов и другие», «Сто дней после детства», «Чужая Белая и Рябой», «Асса» и пр. – прим. авт.), который говорил, что когда он снимал фильмы в советское время, то полагал, что ничего хуже идеологической цензуры быть не может. Так вот он ошибался, потому что, по его же словам, есть цензура пострашнее – это «суровая цензура денег». – Сказывается и духовная безграмотность, которая, как ржавчина железо, разъедает народное сознание. Известный философ Иван Ильин утверждал, что если культура не будет христианской, то у мира нет будущего. Если в произведении человека (кинематографическом, театральном, литературном) нет духовно-нравственного начала, то это все равно что мертворожденное дитя. А то может оказаться и «жвачкой для мозгов», что сейчас встречается сплошь и рядом. За детей страшно… – Мой коллега, преподаватель Школы-студии МХАТ, поведал мне недавно об одном случае, произошедшем у него на уроке. Он задал ученикам упражнение: они должны углубиться в чтение, а он неожиданно хлопнет по столу. Ему было интересно посмотреть, как они отреагируют. Одна симпатичная девушка приподняла голову и с изящно-вычурной интонацией произнесла или, вернее, протянула: «Ва-у-уу!» … И это до какой же степени в людей внедрились штампы! Увы, мы стали утрачивать способность даже к естественной реакции на происходящее. – Будем надеяться на тысячелетнюю мудрость нашей национальной культуры! Она не может незаметно пройти мимо сознания человека. Только нужно приложить усилия помочь людям осознать и принять истинные ценности. Отбросить всю эту шелуху… – Вот кстати, по поводу кинематографической шелухи… Посмотрев третьеразрядный американский фильм, мы удивляемся не столько тому, что этот фильм наши закупили, а сколько тому, как сами-то американцы могут смотреть такое. И обсуждаем низкий культурный уровень американцев. Но в том-то и дело, что такие фильмы в Америке не показывают. Они имеют гриф «показывать за пределами США»!..

http://azbyka.ru/way/evgenij-kindinov-mo...

Л. 13 об. о допущенном мною проступке, говорил, что произношением скверных слов не только срамлю себя, но и его, отца. Розга, а еще более вразумление отца подействовало на меня настолько, что я после того никогда не произносил скверных слов; мало того, я чувствую органически отвращение к тем лицам, которые сквернословятся. Учитель, о котором я говорил, служил недолго. По учительству в школе его заметил молодой, только что вышедший по окончании V кл[асса] семинарии и назначенный в сан диакона в с. Вознесенье Василий Максимович . Это был добрый и удивительно застенчивый человек. Из этого периода мне припоминается случай посещения школы из с. Хорошего Костр[омской] губ[ернии], учился в Волог[одской] семинарии. Теперь священником при одном из Вохомских приходов. Умер в глубокой старости в апреле 1931 года. Л. 14 местным благочинным, священником Алексеем Правдиным . За хорошие ответы на его вопросы имя мое было записано на «красную доску». Был ли такой обычай в других школах, мне неизвестно. Но в нашей школе были две доски — «красная» и «черная». На «черную» доску заносили имена шалунов и лентяев. И те и другие ставились на колена и на шее им вешалась доска с надписью «шалун», «лентяй». Когда в этот день я пришел из школы домой, то узнал, что благочинный сидит у нас и что отцу уже известно о моем отличии. Кстати, о благочинных ревизиях. Приезды благочинного для ревизии церквей в прежнее время составляли целое событие. Даже в сравнительно позднее время (в 80-х годах) эти приезды ожидались причтами церквей не без некоторого волнения и тревоги… Конечно, в этом отношении играла роль личность Л. 14 об. самого благочинного. Иные из них любили известную помпу, любили, чтобы их встречали торжественно, с обстановкой, часто не соответствующей их званию. Здесь я расскажу один из случаев приезда благочинного в с. Вознесенье. Дело было в 80-х годах. В это время в нашем округе исправлял должность благочинного свящ[еника] Евгений изо дня на день дожидавшийся указа консистории об утверждении в должности благочинного. Имея дядю в лице члена консистории, он высоко поднимал голову и обращался, особенно с низшими членами причта, среди которых были в то время и кончившие курс семинарии, надменно, а иногда даже не прочь был поиздеваться над ними… В год моего окончания курса, летом, когда я жил дома, мне пришлось быть свидетелем встречи этого благочинного. Как только стало известно,

http://bogoslov.ru/article/6173070

Иначе не будет понятна для нас и религия чеченцев, поскольку она выражает философию природы и человека, и поскольку она руководит их жизнью. Территорией, где господствовала и развивалась народная, естественная религия чеченцев, нужно считать не всю Чечню, как мы понимаем ее теперь, а лишь горную полосу, простирающуюся от вершины Казбека (62° 15’ вост. долготы) и Дарьяльского ущелья до верховьев рек Аксай, Хулхулау, и др., (приблизительно до 64° вост. долготы) и от снежных гор Кавказского хребта (приблизительно 42°40’) до предгорий, или Черных гор (приблизительно 43° северной широты). Это горное пространство состоит из отрогов Передового хребта с вершиною Казбек, и заключает в себе, главным образом, Скалистые или Пестрые горы, тянущиеся в 12 верстах к северу от Передового хребта (высота его 9 000–11 000 ф.), и часть Черных. Черные горы сплошь покрыты лесом и зеленью, живописные ущелья их удобны для поселений. Пестрые горы почти лишены растительности. Лишь некоторые скалы их одеты лесами, а вершины, в лучшем случае, представляют тощие пастбища, но преобладают скалы и голые камни. Все эти хребты и отроги гор перерезываются многочисленными реками и притоками, берущими начало частью в главном хребте (Асса, Аргун и др.), частью в Передовом, Пестрых и Черных горах (Фортанга, Геха, Мартан, Гойта, Хулхулау, Аксай и др.). Котловины, образуемые этими реками, представляют единственные места годные для жительства. Верховья Аргуна и Ассы были местами первых поселений чеченцев. Климат этих мест суров. Сношения с равниною и между горными обществами трудны, а зимою, и в период разливов рек (лето и часть осени), почти невозможны. Каждое горное общество жило большую часть года совершенно изолированным от соседей, чему содействовала и постоянная вражда их между собою. Общества большею частью состояли из совершенно чуждых друг другу фамилий или родов. Каждый род поселялся в укрепленном ауле (от 2 до 20 дворов) в ущелье реки, и составлял как бы особую независимую республику. Род увеличивался, к нему присоединялись новые роды, мелкие, слабые, ищущие защиты у него, и возникало целое общества.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

  Шляпин Аифал Петрович , питомец нашей семинарии. По окончании IV кл[асса] семинарии Шляпин отправился в Америку, где был простым чернорабочим. Возвратившись в Россию, он поступил в Университет. В семинарию назначен был в 1899 г[оду]. Пробыл в нашей семинарии не более двух лет и затем перешел в Архангельскую гимназию. Умер летом 1922 года в г[ороде] Вологде.   Л. 392 об.   Руднев Александр Квинтилианович служил в нашей семинарии с 1907-1909 г., а затем был переведен в Нолинское дух[овное] училище. Это был один из неудачников-преподавателей. Невзрачный по фигуре, Руднев небрежен был в исполнении своих, как преподавателя, обязанностей, выразившихся в частом опущении уроков. Отсутствие на его уроках дисциплины было поразительное. Басов Петр Алексеевич , родом из Тверской губ[ернии]. В семинарию поступил в 1909 г[оду]. В настоящее время состоит преподавателем в     Макарьин Александр Никанорович – из питомцев нашей семинарии и Петерб[ургской] академии. Служил по окончании академии в Иркутской семинарии, а затем в 1883 г[оду]   Умер 3 марта 1930 года в г. Бежецке Тверск[ой] губ[ернии], где с осени 1929 г[ода] он состоял преподавателем в ш[коле] 2 ст[упени].   Л. 393   перешел в нашу семинарию, в которой пробыл до 1892 года, когда административ[ным] порядком переведен был в Пермское дух[овное] училище. Последним местом его службы было Устьсысольск[ое] дух[овное] училище. А[лександр] Н[иканорови]ч был добряк по душе и хороший товарищ-сослуживец. К несчастью, излишняя склонность и неумеренность в употреблении хмельного сгубила его. Оставив службу в Устьсысольске, А[лександр] Н[иканорови]ч возвратился в Пермь, где опустился окончательно и, как рассказывают, влачил свое жалкое существование в компании «босяков» и в одно время был найден мертвым под баржей. Заболотский Константин Петрович, питомец нашей семинарии (вып[уска] 1879 г[ода]) и Московской академии. Поступил на службу в семинарию в 1883 г[оду] и служил в ней до 1910 г[ода], когда был назначен инспектором народных училищ Волог[одского] у[езда]. Первые годы службы К[онстантин]а П[етрови]ча не прошли для него гладко. Ученики, вследствие строгих требований, предъявлявшихся им со стороны К[онстантина] П[етрови]ча и небывалого до него множества неудовлетворительных баллов по греческому яз[ыку], устраивали против него

http://bogoslov.ru/article/6177625

Во внутренней жизни семинарии этот год не ознаменовался ничем особенным. Как и предыдущий, он прошел нормально. Прошел и закончился благополучно и следующий 1904/5 учебный год. Наступили годы «освободительного движения». Новый 1905/6 учебный год начался обычным порядком, но этот порядок продолжался не долго. Октябрьский манифест всколыхнул Л.302   всех. Учащаяся молодежь не осталась безучастной к дарованным этим манифестом свободам. Дисциплина сразу пала. Учащиеся старались не пропустить ни одного митинга, принимали участие в хождении по городу и в пении революционных песен. Во время перемен между уроками пение этих песен было почти беспрерывное. Нам, членам инспекции, приходилось быть только немыми свидетелями всего, происходившего в стенах семинарии. В светских учебных заведениях составлялись родительские комитеты. В состав одного из этих комитетов (по гимназии) был избран и я. В этих комитетах сразу же обнаружились две партии правая и левая. Говорились зажигательные речи. Значение лиц, стоявших во главе учебных заведений сведено было на нет. В семинарии занялись пересмотром семинарского устава. В административной части устава решили изменить §§ о назначении ректора и инспектора в том смысле, чтобы на эти должности назначались лица по выбору педагогических собраний Правления семинарии. Проводили мысль о необязательности посещений богослужений в семинарской церкви… Л.302 об.   В составе семинарской корпорации обнаружилась тоже партийность, что и в других заведениях. Конечно, более молодые преподаватели были и более либеральными. В начале в[еликого] поста была обнаружена порча царского портрета в семинарском зале. Виновник вскоре был обнаружен. Впрочем, о нем сделалось известно, когда он застрелился. Это был ученик II кл[асса] Шергин Ученикам хотелось устроить торжественные похороны самоубийцы и непременно в семинарской церкви. Но, благодаря принятым мерам, Шергин был отпет и похоронен после ранней литургии в кладбищенской церкви. Только товарищи по классу, да и то далеко не все, присутствовали на проводах Шергина. Особенною эксцентричностью как в это, так и во все последующее время отличался ученик Туров , сын моего товарища и некоторое время сослуживца по семинарии . Этот Туров

http://bogoslov.ru/article/6176126

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010