Скорее всего первым проповедником христианства в Г. стал ап. Павел, основавший христ. общины в Филиппах, Фессалонике, Коринфе, Веррии (Бероя, совр. Верия) и Афинах. Он посетил Г. не менее 3 раз. После Иерусалимского Собора апостолов, возможно в кон. 49 г., Павел вместе с ап. Силой обходил города пров. Асия; в Троаде ему было видение, в к-ром некий македонянин просил его прийти в Македонию и помочь в обустройстве общин (Деян 16. 8-10). Переправившись морем в Неаполь Македонский, Павел и Сила направились с проповедью в Филиппы, где ап. Павел крестил Лидию из Фиатиры (Деян 16. 11-15). Дом Лидии, впосл. стяжавшей мученический венец, стал центром христ. общины, возможно первой на территории Г. и Европы. В Филиппах Павел и Сила оказались в тюрьме, однако вскоре были отпущены. Затем ап. Павел проповедовал в Фессалонике и Веррии, где крестил много иудеев и язычников. В Афинах ап. Павел проповедовал на Ареопаге, утверждая, что Христос есть Тот «неведомый Бог», Которому среди проч. в Афинах был воздвигнут алтарь (Деян 17. 16-32). Проповедь апостола вызвала неоднозначную реакцию аудитории, многие отнеслись скептически к новому учению, особенно к идее воскресения из мертвых. Однако в Афинах также образовалась община верных во главе со сщмч. Дионисием Ареопагитом (Деян 17. 34). В нач. 50-х гг. I в. ап. Павел 1,5 года прожил в Коринфе, проповедуя и зарабатывая на жизнь изготовлением палаток. Здесь его первыми последователями стали праведные Акила и Прискилла (Деян 18. 1-3). Попытка местных иудеев привлечь Павла к суду была пресечена рим. префектом Ахайи Галлионом (Деян 18. 12-17). В нач. 50-х гг. в Македонии проповедовали апостолы Тимофей и Ераст (Деян 19. 22). В сер. 50-х гг. I в. ап. Павел повторил маршрут по Македонии, затем провел 3 месяца в Коринфе и вернулся в Асию через Македонию в сопровождении неск. спутников, в т. ч. Тимофея и, вероятно, евангелиста Луки. Видимо, именно в это время во главе общины в Фессалонике им был поставлен Гаий, первый епископ этого города (см. в ст. Гаий , ап. от 70). Из Асса Павел отправился морем в Иерусалим, видимо в сопровождении ап. Луки, проплыв мимо о-вов Лесбос, Хиос, Самос, Кос и Родос. Ок. 61 или 62 г. ап. Павел останавливался на Крите (Деян 27. 7-12).

http://pravenc.ru/text/597843.html

и ее культурных взаимосвязей. Архитектура верхнекубанских храмов (Сев., Средний и Юж. Зеленчукские, Сентинский и Шоанинский крестово-купольные храмы X-XI вв.), построенных по средневизант. канону, отражает этап непосредственного присутствия в регионе греч. миссионеров и священников, присылаемых сюда К-полем и имевших до кон. XI в. резиденцию в верховьях р. Кубани (Нижнеархызское городище). С визант. традицией связаны многочисленные небольшие по размерам крестообразные или прямоугольные храмы с выступающей полукруглой апсидой , распространенные в сев.-зап. регионе Кавказа и по строительной технике аналогичные храмам Крыма и Херсонеса. С перенесением в XII в. адм. ц. А. е. с Кавказа в М. Азию ослабевшие культурные связи с Византией восполнились влиянием зап. Грузии. Значительными памятниками этого периода являются Зругский храм с росписями, XII-XIII вв., и фрески Нузальской часовни в Сев. Осетии; фигурные рельефы фасадов храма Тхаба-Ерды («2000 святых») на р. Асса в Ингушетии; план трехцерковной базилики в пос. Ильич, XII-XIII вв., в верховье р. Уруп (Краснодарский край) и др. Распространение получили и зальные церкви со вписанной в прямоугольник плана апсидой и деревянной двухскатной кровлей. Своеобразие архитектуры А. е. проявляется и в соединении традиций зодчества местных святилищ и жилых строений с канонами христ. храма: в ц. Тхаба-Ерды тип христ. базилики, украшенной фигурными рельефами груз. мастеров, сочетается с традиц. для местных языческих святилищ устройством интерьера. Храмы XIII-XIV вв.- «Авд-Дзуар» в с. Галиат, в селах Фраскати и Донифарс в Дигории, Нузальская часовня в Алагирском ущелье - демонстрируют композиционные и строительные приемы, традиционно употребляемые в таких мемориальных сооружениях Вост. Кавказа, как языческие святилища и наземные склепы. Святилище Реком в Цейском ущелье Сев. Осетии - яркий пример синкретизма религ. верований осетин. Монументальная живопись в храмах А. е. принадлежит визант. (Сентинский и Зеленчукские храмы) либо западногруз.

http://pravenc.ru/text/64006.html

По свидетельству св. Папия, епископа Иерапольского (вторая половина I – начало II в.), св. Иустина мученика и св. Иринея Лионского (II в.), св. Марк написал свое Евангелие со слов св. ап. Петра. Св. Иустин Мученик прямо называет это Евангелие «памятными записями Петра». Климент Александрийский (II в.) утверждает, что Евангелие от Марка представляет собою запись устной проповеди св. апостола Петра, сделанную св. Марком по просьбе римских христиан. Это удостоверяется и многими другими церковными писателями, и самое содержание Евангелия от Марка ясно свидетельствует о том, что оно предназначено для христиан из язычников. В нем очень мало говорится о связи служения Господа Иисуса Христа с Ветхим Заветом и дается лишь несколько ссылок на ветхозаветные священные книги. Вместе с тем мы встречаем в нем латинские слова, как, например, «speculator» ( Мк. 6: 27 ), «centurio» ( Мк. 15: 44, 45 ). Мелкая еврейская денежная единица лепта объясняется евангелистом в соотношении с римским кодрантом (от лат. quadrans – четверть асса). В основном содержание Евангелия от Марка весьма близко содержанию Евангелия от Матфея, но отличается по сравнению с ним большей краткостью, сжатостью; в нем всего шестнадцать глав. Ничего не говоря о рождении и младенчестве Иисуса Христа, ап. Марк начинает благовествование с описания служения св. Иоанна Крестителя, далее говорит о служении Христа в Галилее и Иудее, Его Страданиях, Воскресении и Вознесении на небо – рассказ краткий и динамичный. В отличие от Евангелия от Матфея, где сделан акцент на том, что Иисус есть «Сын Давидов» ( Мф. 1: 1 ) и воплощение ветхозаветных обетований, особенность образа Христа в Евангелии от Марка состоит в том, что Иисус здесь показан как Сын Божий, Владыка и Повелитель твари, Царь вселенной (для ср.: Мф. 1: 1 и Мк. 1: 1 ). Власть Христа над миром является в чудесах Христовых – в Евангелии от Марка описаний чудес больше, чем изложения учения Спасителя. Евангелие от Луки Апостол и евангелист Лука, как и апостол Марк, не входил в число Двенадцати апостолов и прославлен в лике Семидесяти. Церковный историк Евсевий Кесарийский (IV в.) передает общепринятое мнение о том, что Лука родился в Антиохии и по происхождению был язычником, принявшим иудейство (то есть прозелитом). После принятия – под влиянием проповеди апостолов – христианской веры Лука становится верным спутником и помощником ап. Павла. Ап. Лука известен и как составитель Евангелия, и как дееписатель – в книге Деяний апостольских, написанной как продолжение Евангелия, он показывает историю распространения христианства в Римской империи трудами учеников Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/chetver...

Прежде, чем приступить к систематическому очерку первобытной религии чеченцев, необходимо выделить все то, что относится к позднейшим наслоениям под влиянием христианства и магометанства. В противном случае будут непонятны многие обряды и верования смешанного характера. В виду этого является необходимость, прежде всего, установить факт исповедования чеченцами христианской и магометанской религий, к чему мы и приступим. Все авторы, писавшие о чеченском народе, единогласно свидетельствуют о том, что чеченцы в древности были христианами. Предание, записанное чеченцем Лаудаевым и другими авторами, из коих особенного внимания заслуживает г. Ахриев, как природный чеченец, гласит, что предки современных чеченцев были «керестанами». Этим именем, по словам г. Лаудаева, чеченцы называют в настоящее время всех не мусульман, как-то: евреев, христиан, шиитов и ламаитов, верующих в Бога, но не признающих Магомета. Этим же именем называют чеченцы и язычников, только для отличия их прибавляют еще слова «дин-бацу», т. е. «без веры». Но самое слово « керестан» ясно указывает на его первоначальное происхождение и ближайшее значение. Оно, очевидно, есть искаженное слово «христианин». Г. Попов, хороший знаток Чечни, также сообщает, что все 18 фамилий чеченцев, образовавших по выселении из гор в Ичкерию восемнадцать аулов, единогласно свидетельствуют в своих преданиях, что предки их в местности Нашихэ в верховьях Аргуна, это колыбели чеченского народа, были христиане. 2 В одном из этих аулов Ичкерии, а именно Гуни, последним принял мусульманство один из знатнейших чеченских тохумов (фамилий) не далее, как в половине XVIII столетия. 3 «Там, в стороне Баш-лама, рассказывают старики-чеченцы, есть горы, из которых вытекают рр. Асса, Фортанга, Геха. Это – горы Акилам, там живут, или по крайней мере, жили при наших предках «лам-кристы» (горные христиане). Это наша колыбель, как и других чеченских родов. Сменилось четырнадцать поколений с тех пор, как наша часть «лам-кристов» вышла из своего гнезда по причине малоземелья, и протянулась на восход солнца. Роды нохчи (чеченцы ели тогда свинину и были «русские», т. е. христиане). 4 Судя по этому преданию, чеченцы в горах были христианами лет 400–500 тому назад. Очевидно они оставались ими и долгое время по выселении из гор в Ичкерию (предгорья), и далее на плоскость, пока не стали забывать, принесенную ими из гор, веру и учение. По другим преданиям, в горах жили некогда «джелты», т. е. греки, которые настроили множество церквей, замков, башен, и ушли, оставив большие клады. Многие чеченские фамилии ведут свое происхождение от европейцев (фиренги), другие – от хевсур, третьи – от грузин, четвертые – от тушин и т. д. По этим преданиям, в Галгаевских горах жил некогда христианский царь, который оставил в своем ауле церковь . 5 Старики, которых я расспрашивал, также неоднократно подтверждали все вышесказанное.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Беседа Павла, как любящего отца, была продолжительна: ни учителю, ни ученикам, вероятно, не хотелось прерывать этой беседы перед разлукой. Во время столь продолжительной беседы, затянувшейся до полуночи, некий юноша, именем Евтих, сидевший на окне, не по лености, а по естественной причине, от большого утомления, заснул, упал вниз с третьего этажа и был поднят мертвым. Текст ясно утверждает, что упавший действительно умер: это была не кажущаяся смерть, не обморок, ибо тогда в греч. тексте стояло бы не « некрос », а « ос некрос ». Начали плакать, производя большой шум. Павел, однако сошел вниз, простерся на тело Евтиха, (как некогда Илия над воскрешенным им сыном сарептской вдовицы в 3 Цар. 17:21  и Елисей над сыном Суманитянки в 4 Цар. 4:34 ), обнял его своими руками и сказал: «не тревожьтесь (буквально с греческого:«прекратите ваши вопли, рыдание»), ибо душа его в нем». Выражение это не значит, что отрок еще не умер: оно значит, что душа его опять в нем, что умерший воскрешен, но смиренный Апостол не выражается так прямо, чтобы люди не превозносили его за совершенное им величайшее чудо (Святой Иоанн Златоуст). Взошедши опять в горницу и преломив хлеб и вкусив, Павел продолжал беседовать даже до рассвета и потом лишь вышел, не дав себе даже телесного успокоения после столь продолжительного бдения. Отрока же привели живого «и немало утешились», как от того, что получили его живым, так и от того, что их учитель перед прощанием с ними совершил такое великое чудо. Дальнейшее путешествие до Милита (20:13-17) Апостол Павел решил, что сам он отправится пешком до Асс, с тем, чтобы спутники его, отправившись вперед морем, взяли его там. Асс — приморский город в Мисии, к югу от Троады в 10 рим. милях (около 15 в). от нее, против острова Лесбоса. Путь от Троады до Асса Апостол прошел пешком и, кажется, один без спутников: причина не указана. От Асс они уже все вместе прибыли в Митилену , главный город острова Лесбоса, расположенный на восточной его стороне. Проведя там ночь, и отплыв, остановились против Хиоса , а на другой день пристали к Самосу , и побывав в Трогиллии , прибережном городе недалеко от Ефеса, на следующий день прибыли в Милит , приморский город к югу от Трогиллии и Ефеса, милях в 9-ти (около 14 верст) от последнего.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=521...

Р. Христово. Копт. 1838 (собственное коптское число месяца 29-е). Мучч. Ора, Апсея и Диодоры матери их при Диоклитиане. Копт. 1425. 24 . Герана пустынника и Марфы муч. Абис. у Люд. Копт. 1286. Ивана (Иоанна) пустынника в Богемии, † ок. 904 г. Жизнь в Деян. св. 25 . Салониты, Бигата, Ламптана, Люнитана в Солуни. Иерон. и др. Галликана патриция и консула, муч. в Египте в 362 г. М. Р. акты в Деян. св. Вениамина и Беиока пустынников в Египте. Абис. у Люд. ( Виоги и Феоны пресвитеров в Туне. Копт. 1425). 26 . Агафона, Люцеии девы, Диогена , мучч. в Александрии. Иерон. и друг. Фаддея муч., удавленного за обличение богатого. Абис. у Люд. (у Порфир. одного из 12 апостолов). 27 . Серафимов и Херувимов. Абис. у Люд. 28 . Серена, Феодора, Пастафия, Титира, Диописии, Пассима, Фезика, Диисты, Амбения, Ариуза, Диоскора, Ориона, Турбана, Капитулина, Ориона другого, Симера, Плутарха, Иринея, Гераклида, Герона, Понтамина, Марцелла, Леонида, Паноза, Пеки жены, Сидиста, Памбона, Ориоза, Панубера, Тилина, Нонниция, Синида, Меммия, Иулия, Леонида другого, Плутарха другого, Серена, Потамиены девы, Марцеллы ее матери и Раисы в Александрии в 202 году. М. Р. Иерон. и друг. 29 . Марии , матери Иоанна Марка. М. Р. в Деян. св. Кавста, Акрозии, Саркуела, Мескель-Кебры (жены), отцов монастыря Асса. Абис. У Люд. 30 . Василида муч. в Александрии в 202 г. М. Р. Мины муч., по прозванию Павла, помазавшего тело св. Петра (вероятно александрийского). Абис. У Люд. Варфоломея муч. в Розетте. Копт. 1338 и Абис, у Люд. Перпетуи муч. Никод. в жизни ап. Павла. Июль 1 . Зоила муч. в Никомидии, Иерон. Зила (Зела) муч. в Месопотамии c 6 другими, Ориона с 8 другими и еще 864 мучч. Иерон. Севериана, Зоила, Епаза в Антиохи. Иерон. Сценудия аввы. Копт. 1286. 1338. (Сануфия архинамдрита ахимменского Копт. 1425). 2 . Исихия, Амиды, Амиграндина или Амиграндины, Арикса и Иокуидианиллы в Риме или в Месопотамии. Иерон. Абурома, Атома, Аниана и Павлия таменского. Абис. у Люд. и у Порфир. Беимы или Бимы муч. в Александрии при Диоклитиане. Копт. 4425 и друг.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

За последние годы все они умерли, оставив завещание своим родственникам. Раньше, в 20-е годы, дом был хорошо оборудован. Внутренний коридорчик разделял его (да и сейчас разделяет) на 2 половины. Каждая половина отапливалась своей печью, отделанной крупным белым кафелем, и топились они из коридорчика. Была и большая кухня с русской печкой. Но за 50 лет все изменилось… В самой маленькой комнате живу я, во второй – молодая девушка. Та комната побольше, и мы с ней устроили там и кухоньку, и столовую, и гостиную для приема гостей. Там же и ее кроватка. Летом попросторней, выбираемся на террасу, зимой тесновато. Валя носит воду, дрова и помогает со стиркой, так как работает в прачечной в Академии. Мама ее живет недалеко от Суздаля, в деревне. Но тут и она, и я на птичьих правах, но вот уже 4 года проживаем, что будет дальше, не знаю. А в той половине на зиму остается в мал[енькой ] комн[ате] Акилина – уборщица Лавры. Вот втроем и зимуем… Ох, я Вам, наверное, надоела и что-то выдумала все это описывать. Это, конечно, для того, чтобы вы нас всех вспоминали хотя слегка. Сейчас как раз приехала та племянница с внуком, учеником 1-го кл[асса]. Устроила сразу елочку, хорошо ее убрала, а мне сегодня молодая моя приятельница из Москвы привезла искусственную елку с украшениями, ½ м высотой, пышненькую, она у нас сверкает на окошке в Валиной комнате. Детский голосок хорошо оживляет старинный наш дом. Дров запас хороший, тепло, да наша горница, как говориться, с Богом не спорница. Сегодня -2, а как завернет -20, да с ветром – тогда дело другое. Я Вам все же напишу имена всех участников: Диакон Николай и Екатерина со чады (на их площади мы с В[алентиной ] проживаем), Сергий и Ирина – главные хозяева, Клавдия с отроком Андреем – соседи через кор[идор], Валенитина, Акилина, м. Екатерина грешная. На этом кончаю. Простите, благословите и помолитесь о всех нас. Елизавете Александровне шлю привет и самые добрые пожелания. Рейтинг: 10 Голосов: 260 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10  Митрополит Иоанн (Вендланд Константин Николаевич; 1909–1989), архиерей Русской Православной Церкви, церковный историк, ученый-геолог, последние годы жизни возглавлял Ярославскую епархию, был митрополитом Ярославским и Ростовским.

http://pravoslavie.ru/147334.html

И так постепенно, одна за другой нанизываются еще и еще истории. Среди прочего это фантастическая история с пластинкой Владимира Вавилова, известного ленинградского лютниста, которая была записана в 1970-м, но вышла в 1972-м. В 1973 году Вавилов умер, а в конце 1972-го Анри Волохонский написал стихотворение «Над небом голубым…» на музыку с этой пластинки. На пластинке автором ее был назван итальянский композитор XVI века Франческо да Милано. Только много позднее выяснилось, что почти весь диск состоит из сочинений самого Вавилова — он писал религиозную музыку, но не мог предъявить ее миру под своим именем. Ну и дальше сюжет стал развиваться сам собой: песню на стихи Волохонского стал петь Алексей Хвостенко, она звучала в одном из ленинградских спектаклей той поры, а потом ее исполнил в фильме «Асса» Борис Гребенщиков, причем с измененной первой строчкой: «Под небом голубым…». Меня когда-то навела на поиск одна странность: на этой пластинке есть «Ave Maria», с пометой «неизвестный автор». Спустя три года именно эту версию исполнила Ирина Богачева, и, видимо, редакторы ее пластинки приписали произведение Джулио Каччини. Но там только два этих слова, Ave Maria, — а ведь так не может быть. И внимательно послушав пластинку, я понял, что «Канцона» да Милано («Над небом голубым…») рифмуется с мотивами произведений других композиторов с диска. То есть это явно были вариации одного сочинителя на собственную тему. После этого я начал искать материал и обнаружил замечательную статью израильского автора Зэева Гейзеля, где вся эта история подробно расследуется. Отсюда мы идем к Гребенщикову, к кругу «Сайгона». В «Сайгоне» мы обнаруживаем тех, кто от йоги постепенно переходит к христианству, — это Татьяна Горичева и Виктор Кривулин. Потом выясняется, что такого рода кружков было несколько, например экуменический кружок Сандра Риги в Москве… Конечно, мы не обходим таких известных людей, как, скажем, отец Александр Мень. И завершается все рассказом о владыке Антонии (Блуме). Мы взяли интервью у протоиерея Николая Ведерникова, который когда-то организовывал встречи митрополита Антония с московской православной интеллигентной молодежью.

http://pravmir.ru/aleksandr-arxangelskij...

Когда же воцарился Никифор [ 4 ], святой Евфимий, вместе с другими православными епископами, был сослан в западную Паталарею [ 5 ], как будто за насильственное пострижение одной девицы [ 6 ], и с того времени до самой своей страдальческой кончины уже не возвращался в свою епископию и не управлял ею. Через двадцать девять лет, когда императорский престол в Греческом государстве занял зверонравный Лев [ 7 ], святой вызван был из заточения [ 8 ], представлен к царю и подвергся от него допросу об иконопочитании: по обычаю своему, он дерзновенно обличал еретическое нечестие и произнес мучителю отлучение от церкви. Царь сильно разгневался на исповедника и сослал его опять в заточение в город Асс [ 9 ]. Вслед затем император Лев свержен был с престола и погиб от меча, ему наследовал император Михаил, который назывался Косноязычным. При этом царе, преподобный был вызван из Асса, и принуждаем отказаться от иконопочитания: но он безбоязненно во всеуслышание произнес такое изречение: — Кто не поклоняется образу Господа нашего Иисуса Христа, по человечеству, того анафематствуем. Еварест отрок, приходя в совершенный возраст, получил достаточное образование и был по-апостольски для всех всем (1 Кор. 9:22): родителям благопокорен, к товарищам и соседям доброрасположен, чужим и своим достолюбезен, всегда и во всем правдив и ко всем предупредителен своею любовью. С отрочества, таким образом, Еварест возгорел желанием жить по Божественным заповедям и — возлюбил иночество. Между тем отец его отправился по своим делам в Константинополь, пошел туда же вместе с ним и Еварест. Там он был принят неким родственником своим, патрицием Вриеннием, достигшим почетного общественного положения. Через несколько дней после того царице Феодоре нужно было отправить посольство к болгарам [ 2 ], послом назначен был вышеупомянутый патриций Вриенний. Он взял с собою и честного Евареста. Когда они дошли до некоего места, называемого Скупель [ 3 ], то остановились и прожили там некоторое время. Здесь блаженный Еварест, по особому некоему обстоятельству, устроением Божиим, получил сан пресвитера, а затем, проводя подвижническую жизнь, воспринял он и то, к чему всегда с любовью стремилась душа его, — постригся в монашество, возложив на себя, таким образом, столь вожделенное ему ярмо Господне.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Десять колен израильских отведены в плен ассириянами, рассеяны по разным странам света и царство их навсегда пало; на место их поселены язычники, которые, смешавшись с остатками евреев, составили народ, получившей название самарян, а их вероучение – смесь истины с языческими заблуждениями, названо расколом, или ересью самарянской. Царство иудейское, поддержанное добродетелями некоторых царей своих, каковы были: Асса, Иосафат, Езекия и Иосия, было сохранено Промыслом от участи, постигшей царство израильское, – от совершенного разрушения; ибо в земле Иудейской, из колена Иудина надлежало, по пророчествам, родиться будущему Избавителю-Мессии. Но когда Иудеи до того сделались наклонными к идолопоклонству, что, казалось, готовы были забыть истинную веру, тогда Бог употребил горькое, но действительное средство к излечению избранного народа от застарелой болезни. Этим средством было пленение вавилонское. По указанно и попущению Божию, вавилоняне, под предводительством Навуходоносора, устремились на Иудеев, как на верную, готовую добычу. Иерусалим был взят, опустошен, храм сожжен и разрушен, а народ Иудейский, вместе с царем, отведены в Вавилон пленными. В плену вавилонском, в тяжких работах и рабском унижении, евреи обратились всем сердцем к Богу отцов своих, искренне возлюбили святую Веру, которая теперь одна была их утешением и надеждою; возненавидели идолопоклонство, которое в столице идолослужителей предстало пред ними во всем своем безобразии и гнусности; раздружились с язычниками, так жестоко с ними поступившими. Там-то, в плену вавилонском, евреи пели ту прекрасную и трогательную песнь, которую св. Церковь заповедала петь пред началом Великого Поста: на реках вавилонских, тамо седохом и плакахом. Для нас, христиан, Вавилон есть Мир со всеми его соблазнами и пороками, наш Иерусалим – царство небесное; враги, пленившие нас: дьявол , злые страсти, порочные привычки, излишние мирские заботы. О, если бы мы чувствовали такое же сокрушение о нашем духовном пленении и такое же стремление к нашему небесному отечеству, какое евреи имели к своему земному отечеству и городу! Видя их раскаяние, милосердый Господь посылал им пророков, которые утешали их надеждою скорого избавителя от рабства и поддерживали в них веру в грядущего всемирного Избавителя.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Yahontov...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010