Тимоновы трапезы названы по имени известного человеконенавистника, который пытался питаться очень бедно, постился, но это ему никак не помогало. А бедные каморки — это небольшие комнатки, которые были у богатых людей, они туда уединялись и молились Немезиде, культ которой тогда распространялся в Римской империи. — Пусть у тебя на самом деле будут и жесткая кровать, и войлочный плащ, и твердый грубый хлеб. Терпи все это по два-три дня, иногда и дольше, но не для забавы, а чтобы набраться опыта, и тогда поверь мне, Луцилий, ты сам порадуешься, насытившись за 2 асса. Асс — это самая мелкая медная монета в Римской империи — ну, наверное, сейчас как за 200 руб — мы в Макдональдс когда идем — какой там дешёвый гамбургер, сколько он там стоит? 100 рублей, наверное, 90 даже — то есть вот здесь на целый день 2 асса, как у нас 200 рублей. И тогда поверь мне, Луцилий, ты сам порадуешься, насытившись за 2 асса, и поймешь, что для спокойной уверенности не нужна Фортуна, что не сверх необходимого она даст, и гневаясь и нечего тебе думать, будто ты делаешь что-нибудь особенное, ведь то же самое делают много тысяч рабов, много тысяч бедняков. Твоя заслуга только в том, что ты делаешь это добровольно, и тебе будет легко всегда терпеть то зло, с которым подчас знакомился на опыте. Будем же упражняться на чучеле, и чтобы Фортуна не застала нас врасплох, поближе сойдемся с бедностью. Сам наставник наслаждения Эпикур установил дни, когда едва утолял голод, желая посмотреть, будет ли от этого изъян в великом и полном блаженстве, велик ли он будет, и стоит ли возмещать его ценой больших трудов. Как раз об этом он говорил в письмах Полиену, написанных в год архонства Харина. В них он похвалился, что истратил на еду меньше асса, а Метродор, чьи успехи меньше — целый асс, и ты думаешь, что такой пищей можно насытиться? Да. И еще получить наслаждение. Не то легкое, мимолетное, которую нужно каждый день испытывать заново, а неизменное и постоянное. Пусть не так уж вкусны вода и мучная похлебка и ломоть ячменного хлеба, но великое наслаждение в том, что ты способен даже ими наслаждаться и ограничить себя пищей, которая не отнимет враждебность Фортуны .

http://azbyka.ru/video/nagornaya-propove...

Предевхаристическая беседа Апостола была прервана печальным случаем с Евтихом в самую полночь 2077 ; но она лишь «была прервана, но не прекращена» 2078 ; возвратившись, св. Павел, как предстоятель-Апостол приступил к совершению Евхаристии, преломил хлеб и вкусил вместе со всеми 2079 . Хотя по окончании Евхаристии было уже за полночь, однако беседа длилась и после нее. И лишь когда забрезжил свет первого рассвета, когда светильники стали меркнуть в борьбе с ранним утренним светом, тогда окончилась и беседа 2080 . Апостол должен был расстаться со своими дорогими учениками. И на рассвете он, прямо после почти целых суток, проведенных в оживленной беседе, так и вышел (οτως ξλθεν) без всякого отдыха и отправился в путь 2081 . по-видимому, воскрешенного Евтиха привели в комнату уже после того, как отбыл Апостол 2082 ; в таком случае, замечание св. Дееписателя: между тем отрока привели живого и немало утешились можно понимать так, что скорбь об отшедшем Апостоле смягчилась, когда привели Евтиха, который утешил их в их скорби. Быть может, удрученные сильной печалью разлуки троадские христиане просили Апостола позволить им побыть с ним еще несколько времени, а так как его отбытие морем уже было решено, то они упросили его пойти пешком до следующего города Асса, а на приготовленном корабле чтоб ехали только спутники его, быть может, ему хотелось «многое устроить по пути» 2083 от Троады до Асса при личном посещении расположенных там мест, быть может, опасения каких нибудь злоумышлений от иудеев 2084 , быть может, и еще по каким-нибудь побуждениям 2085 , но только Апостол, из Троады намереваясь сам идти пешком, приказал своим спутникам, чтоб они, отплыв вперед, ожидали его в городе Ассе, а там он уже сядет на корабль 2086 . Спутники так и сделали. Пока Апостол шел пешком девятимильное расстояние от Троады до Асса 2087 , они приплыли в Асс. Асс (σσος, σσον) – это приморский город в Мизии к югу от Троады, против острова Лесбоса. Природа вокруг города суровая и пустынная; город расположен на высокой горе и хорошо укреплен.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Boris...

Скачать epub pdf И сказал Бог: «Сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему». Внешний материальный мир сотворен и создан, вместилище приготовлено. Земля – материальный мир уже не безвиден, не бесформен, но он все еще пуст, так как все еще не имеет нравственной ценности, ибо нравственно не вменяем, безответственен. И вот, для того, чтобы заполнить пустоту, чтоб дать нравственный смысл всему творению, чтобы призвать к бытию существа, способные как и ангелы к той же совершенной радости бытия, какой наслаждается Бог , раздается творческий Божий глагол: «Сотворим человека». Чтобы эта новая тварь была бы истинно доброй, она должна быть подобной своему Творцу, и потому Господь говорит: «Сотворим по образу Нашему». Здесь, в этот важнейший торжественнейший момент творения, в момент призвания к бытию богоподобного, придающего нравственный смысл всему материальному миру существа, снова видим мы священную печать троичности на библейских строках. «По образу Нашему», не Моему, говорит Господь. Сам Триединый, совершенной Божественной любовью Трех Лиц соединенный во единое Божественное Существо, Он и создание Свое творит, как некогда и ангелов, по этому же образу, не в едином лице, но в двух лицах, с тем, чтобы потом от них явилось бы множество лиц, но все были бы единым существом. «И сотворил Бог человека, по образу Своему, по образу Божию сотворил его, мужчину и женщину сотворил их». «И благословил их Бог и сказал им: «плодитесь и размножайтесь и наполняйте землю и обладайте ею« " . Во всех этих стихах 1-й главы Библии , говорящих о первоначальном сотворении человека, применяется по-еврейски слово »бара« – творить из ничего. Следовательно, перефразируя, мы можем сказать о первом библейском сообщении о сотворении человека так: Бог , единый по существу, но троичный в Лицах, из ничего сотворил по Своему образу и подобию человека, одновременно мужчину и женщину – два лица в едином существе, и дал им благословение умножать число лиц и владеть видимым миром. Но в Библии не один раз, а дважды говорится о создании человека: первый раз в 1-й главе, второй раз – во 2-й, в стихе 7-м. «И создал Господь человека из праха земного». Оба рассказа до противоположности различны: в первом говорится, что Бог »бара», т. е. сотворил из ничего человека по образу и подобию Своему, во втором, что Он «асса», т. е. создал его из праха земного, также, как всех животных, о которых говорится «образовал» (по-еврейски тот же глагол «асса») Господь Бог из земли всех птиц небесных» ( Быт. 11, 19 ). И также, как о животных говорится во 2-й главе Бытия о человеке: «и стал человек душею живою». Далее: в первом повествовании творит Господь одновременно мужчину и женщину – два лица, потенциально множество лиц подобно множественному ангельскому собору, во едином существе; во втором же повествовании говорится о создании только мужчины – Адама, и лишь через некоторое время создается (асса) из ребра его жена – Ева.

http://azbyka.ru/otechnik/Nafanail_Lvov/...

Так что как бы ни был М.Горбачев «продвинут» в вопросах молодежной политики, о существовании песни Виктора Цоя 10 Марта 1985 года будущий генсек знать не мог, а значит и повод для разговора с А.А.Громыко в тот день, если таковой и состоялся на самом деле, был совершенно иным. Хотя несомненно, что уже во второй половине 1986 года концертная запись песни «Перемен!» широко звучала в молодежной среде. А 1 Апреля 1988 года состоялась премьера фильма Сергея Соловьева «Асса».( Примечание: Помимо того библейского значения имени Аса, которое дано в титрах фильма, надо помнить и то, что клич «Асса!» составной элемент боевого кавказского танца, обычно у нас называемого «лезгинкой»),.Вот создание данного фильма, где концовке звучит песня Цоя «Перемен!» было целенаправленной акцией, не то, чтобы одобренной, но подготовленной и организованной политическими профессионалами. Исполнение акции «Асса» поручили модному среди молодежи кинорежиссеру С.Соловьеву. Такие продуманные демарши из одного творческого вдохновения не рождаются. Другое дело само исполнение художественного материала для такой акции было предложено действительно талантливому и остроумному режиссеру. На основании идеологических исходников-установок он создал вполне творчески свободную оригинальную вещь. Годы спустя — 19 Июля 2011 года — режиссер, явно умалчивая о политическом, идеологическом бэкграунде своего фильма,о цоевской песни в эпилоге вспоминал: «…Жизнь показала, что с песней “Хочу перемен” очень подозрительная история. Потому что я сам махал руками в той десятитысячной толпе в парке Горького. И вот в этой толпе— я готов дать расписку кровью— ни один не знал, каких именно перемен он хочет, и ни один по-настоящему их не хотел. Получилось так, что я с первой “Ассой”, верьте или нет, послужил таким козлом-провокатором. То есть непростое, конечно, дело— орать: “Перемен!”, не зная, чего именно ты хочешь. Тем более что перемены в итоге произошли…» Соловьев годы спустя за козла отвечать не станет…Б.Барабанов и С.Соловьев на презентации «Книги перемен»

http://ruskline.ru/swr/2021/06/03/pereme...

изд., с. 291). Иными словами, Рим расплачивался за ввозимые товары из средств казны, наполнявшейся деньгами, которые в виде налогов и контрибуций неиисякаемым потоком текли в нее. Опираясь на военную мощь и политическое господство, Рим мог, подобно современной империи – Соединенным Штатам, потреблять больше, чем производил, тем более что до  самого конца республиканской эпохи экономика Италии уступала высокоразвитому промышленному и аграрному производству Эллады, Сирии и Египта. В республиканскую эпоху торговля велась посредством денег. Уже b IV столетии в Риме стали выпускать монету из литой меди с изображением двуликого Януса на лицевой стороне и носа корабля на реверсе – асс либралий, заменивший прежние деньги фиксированного веса, но без чеканки. Первоначально эти монеты были неудобны из-за своего изрядного веса – около 300 г., затем вес их стал снижаться: асс составлял 12 унций, позже стали изготавливать монеты достоинством в 1, 2, 3, 4 унции либо в пол-асса семисы. Затем в завоеванной Капуе начали чеканить серебряные статеры по образцу монет Великой Греции, а вскоре потом чеканка серебряных денег была перенесена из Капуи в столицу. В Риме с 286 г. до Р.Х. чеканили серебряные сестерции достоинством в 2 с половиной асса, квинарии, по цене равные двум сестерциям, и динарии – достоинством в 2 квинария. На лицевой стороне серебряных монет чеканилось изображение богини Ромы, а на оборотной – близнецов Диоскуров на конях. Выпускали и медный асс триенталий достоинством в 4 унции, который был в три раза легче и дешевле вышедшего из употребления асса либралия. В 217 г. провели реформу денежной системы: медная монета была уменьшена в весе до 1 унции (асс унциалий), то есть до 27, 3 грамма, новые серебряные сестерции весили 1 грамм и имели достоинство в 4 асса унциалия, стоимость новых динариев составляла 4 сестерция, или 16 медных ассов унциалий. Выбор изображений, наносимых на  монеты, предоставлялся на усмотрение магистратов, начальствовавших над монетной мастерской. Экономические связи в империи цементировались густой сетью превосходно устроенных дорог. Хотя строились они главным образом с военными целями, но их использовали и для торговых сообщений.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Там пробыл он три месяца, вероятно главным образом в Коринфе, где и встретился в первый раз с Аполлосом. Коринфская община особенно близка была его сердцу. Некоторые нестроения в ней причиняли апостолу заботы и скорби, но, с другой стороны, духовный рост её и духовные дарования доставляли ему и радость ( 1Кор. 1:5, 7; 12:4–11, 28 ). Из Коринфа св. Павел написал послание к Римлянам ( Деян. 19:21 , ср. Рим. 15:28 ). План его, как видно, был – отправиться морем в Палестину, но узнав о тайном намерении иудеев схватить его и убить на пути к гавани, он изменил первоначальный план. Он отправился сухим путём, который проходил через Македонию. Прибыв в Филиппы, апостол Павел отправил отсюда Тита со вторым посланием к Коринфянам, которое отличается необыкновенной живостью чувств и нежностью любви к ним. Из Филипп он отправился в Троаду, но противные ветры и авария судна сделали то, что на краткий переезд этот потребовалось пять дней. Павла сопровождали семь спутников: трое урождённых македонян и четверо урождённых малоазийцев – Сосипатр Пирров из Верии, Аристарх и Секунд из Фессалоники, Гаий Дервянин из Ликаонии, которого надо отличать от Гаия македонянина, Тимофей, уже известный нам, из Листры, Тихик и Трофим из Ефеса. Они ожидали, пошедши вперёд, Павла в Троаде. Почему они ушли вперёд, Дееписатель не объясняет, может быть, для приготовления удобнейшего плавания Павла от Троады далее, ибо из описания плавания можно догадываться, что у Павла был специально для его путешествия приготовленный корабль. Апостол Павел решил, что сам он отправится пешком до Асса, с тем, чтобы спутники его, отправившись вперёд морем, взяли его там. Асс – приморский город в Мисии, к югу от Троады, в 10 римских милях (около 15 вёрст) от неё, против острова Лесбоса. Путь от Троады до Асса апостол прошёл пешком и, кажется, один, без спутников; причина не указана. От Асса они уже все вместе прибыли в Митилену, главный город острова Лесбоса, расположенный на восточной его стороне. Проведя там ночь и отплыв, остановились против Хиоса, а на другой день пристали к Самосу и, побывав в Трогиллии, прибрежном городе недалеко от Ефеса, на следующий день прибыли в Милит, приморский город к югу от Трогиллии и Ефеса, милях в 9 (около 14 вёрст) от последнего.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

  Л. 358   без последствий. Для иллюстрации произвольных и грубых действий полиции я считаю не лишним на страницах настоящих моих воспоминаний поместить нижеследующий документ, подтверждающий полный произвол чинов полиции. В этом документе говорится об аресте на Кириллов[ской] улице ученика I кл[асса] Л. Ильинского . Мною по распоряжению ректора было произведено дознание по поводу этого ареста и сделан был письменный доклад о результатах дознания: 27 сего марта ученик I кл[асса] Л. Ильинский с моего разрешения пошел в «Аполло» . Разрешение это дано было около 8 ½ часов вечера, а часов в 9, когда я находился в учительской комнате, явился ко мне ученик III кл[асса] Островский , очень взволнованный и возбужденный, и сообщил, что на Кирилловской улице взят чинами полиции и препровожден вместе с неизвестным ему молодым человеком в 1 участок ученик Ильинский. Для выяснения дела я немедленно отправился в участок, попутно справившись у дежурившего на Кирилл[овской] улице околоточного надзирателя о причинах задержания Ильинского. Околоточный надзиратель сообщил мне, что оба задержанные молодые люди семинаристы, из которых, по его словам, один был пьян, а другой стрелял и что дальнейшие   Л. 358 об.   подробности я могу узнать в участке. Я отправился в участок. Оба задержанные оказались в прихожей участка, из которых один был действительно ученик I кл[асс]а Ильинский, а другой – неизвестный мне молодой человек. Оба были безусловно трезвы. Из чинов полиции здесь находились два городовых, которые никаких объяснений мне дать не могли и предложили подождать дежурного околоточного надзирателя, временно отлучившегося из участка. Прождав некоторое время и узнав от городовых, что околоточный ушел для составления протокола по одному делу и вследствие этого может явиться нескоро, я, сообщив городовым о своем звании, взял воспитанника Ильинского с собой и вышел из участка. В момент моего выхода в участок входил дежурный околоточный. На мой вопрос, обращенный к надзирателю, в чем обвиняются задержанные молодые люди, околоточный отозвался незнанием и предложил обратиться к дежурному надзирателю на Кирилл[овской] улице. Когда этому последнему был предъявлен воспит[анник] Ильинский с моим заявлением, что как этот воспитанник, так и другой молодой человек,

http://bogoslov.ru/article/6176964

Когда же он узнал, что Афонский канал кончен, тогда осыпал их похвалами. Во время остановки его армии в Аканфосе заболел и умер Артахей, который заправлял копанием этого канала. Он происходил из фамилии Ахеменидов, ростом был в пять царских локтей без четырёх перстов (поставленных ребром один над другим), и имел голос громче и звучнее всех голосов человеческих. Ксеркс, опечаленный потерей его, сделал ему погребение великолепное. Вся армия насыпала холм над его могилой. Жители Аканфоса, по вещанию оракула, воздали памяти его почести героические с призыванием собственного имени его. Ксеркс расстался с флотом своим в Аканфосе, приказав адмиралам идти и ждать его в Ферми, городе, находящемся у соименного с ним залива. Ибо он осведомился, что дорога по направлению к сему городу короче других путей. Сухопутное же войско его от Дариса до Аканфоса шло в следующем порядке. Первый отряд его, под начальством Мардония и Масиста, шёл по берегу моря в виду флота; второй, предводимый Тритантэхмом и Гергисом, и составлявший треть войска, как и первый, проходил гораздо выше моря, по областям внутренним, а третий, при котором был Ксеркс, и которым командовали Смердомèн и Мегабиз, шёл между оными двумя отрядами. Флот же, по каналу, прокопанному в Афонской горе, переправился в Сингитский залив, на берегах которого находились города, Асса, Пилорос, Сингос и Сарта 6 , и забрав тут войска и корабли, какие только могли доставить эти города, отплыл в залив Фермийский.» Известно, что этот поход Ксеркса был весьма неудачен. Греки одолели его. 489−425 год до Р.Х. – Потом победитель Персов Мильтиад предложил Афинянам взимать подать с союзных островов и городов для содержания морского флота, который защищал бы всех союзников и препятствовал бы Персии расширять её владычество. Это предложение было принято, а приведено в исполнение уже Фемистоклом и Аристидом. Аристид в 489 году обложил податью все богатые Афоно-Халкидийские города. Аканфос давал три таланта, Дион – один талант постоянно, Фиссос сперва 4000 драхм, а потом один талант, Клеонэ 500 драхм, Олофикос 2000 драхм, Санис сперва 4000 драхм, потом 1 талант, затем 1000 драхм, Аргилос сперва 1 талант, потом 1000 драхм, Асса сперва 2,400 драхм, потом 3000 драхм.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

(9) Восьмой вид определения есть тот, который греки называют κατ α=φαρεσιν του ε=ναντου, а латиняне – «через отрицание противоположного томуу что определяется» (per privantiam contrarii eius, quod definitur), [например]: «Добро есть не зло. Справедливое есть не то, что несправедливо» и т. п. Использовать же этот род определения мы должны, когда обращаем внимание на противоположное, как, например: «Если добро – это то, что проявляется с честью, то зло – это то, что не таково». (10) Девятый вид определения есть тот, что греки зовут κατ ποτπωσιν, а латиняне – «через некоторое изображение» (per quandam imaginationem) как, например: «Эней – сын Венеры и Анхиза». Оно всегда касается индивидов (individua), которые греки именуют α= τομα. (11) Десятый вид определения – тот, который греки называют κατ α=ναλογαν, а латиняне – «близким по смыслу» (iuxta ratio), как, например, если на вопрос «что есть животное», отвечают: «как человек». Ведь [этот вид] указывает заранее известный пример для той вещи, о которой спросили. Ведь это свойственно определению – указывать, что есть то, о чем спрашивается. (12) Одиннадцатый вид определения есть тот, который греки называют κατ ε=λλειπς λοκλρου μοου γνους, а латиняне – «через недостающее до полного в этом роде» (per indigentiam pleni ex eodem genere), как, например, если спрашивают, что такое треть [асса], и отвечают: «Это то, чему не хватает беса (двух третей) до асса». (13) Двенадцатый вид определения есть тот, который по-гречески [называется] κατ ε= παινον, то есть «через одобрение» (per laudem), как Туллий в речи в защиту Клуенция: «Закон – это разум, душа, мудрость и смысл государства» (Cic., Cluent., 146), и еще: «Мир – это спокойная свобода» (Cic., Phil., II, 113). Бывает [определение этого вида] и через осуждение, которое греки называют ψγος, как, например: «Рабство – худшее из всех зол, от которого мы должны отбиваться не только войною, но и ценою жизни» (ibid.). (14) Тринадцатый вид определения есть тот, который греки именуют κατ το πρς τι 424 , а латиняне – «[по отношению] к чему-то» (ad aliquid), как, например, следующее: «Отец – это тот, у кого есть сын», «Господин – это тот, у кого есть раб».

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Sevilsk...

окончании Никол[ьского] Земского училища начинал учиться в Волог[одской] фельдш[ерской] школе, но [вышел] из нее и служил кондуктором на железной дороге, а затем [по почтовому ведомству?] в г. Рыбинске. увольнении из 2 кл[асса] семинарии служил в акц[изном] ведомстве в г. Устюге, где и умер.   Л. 12 только что начал появляться, и ламповое освещение считалось своего рода роскошью. В комнате для освещения употреблялись сальные свечи, большею частью самодельные. Старик Павел занимался с нами около года, и я, насколько помню, дов[ольно] хорошо читал уже часослов и Евангелие, когда был взят другой учитель из духовных, родом из села Хорошего Костр[омской] губ[ернии], уволенный из III кл[асса] семинарии. Фамилии этого учителя я не помню, не помню также, как его звали. Этот учитель-семинарист был назначен в существовавшее при волостном правлении училище и жил в нашем доме, пользуясь квартирой и столом. Вместе с братом и я стал ходить в училище. Из этого периода остался в памяти у меня такой случай. Не знаю, за шалость ли или за незнание урока я оставлен был в классе до 4 часов вечера и поставлен был на колени, Л. 12 об. под которыми насыпана была толстым слоем дресва . В добавление к этому, когда я пришел домой, мне, по жалобе учителя, пришлось испытать удовольствие и от березовой каши. Березовую кашу и в очень значительной мере мне пришлось испытать еще раз и, кажется, в этот же период времени вот по какому случаю. Послали меня раз к портному за какой-то вещью, отданной в починку. У старика-портного, когда я пришел к нему, сидело несколько крестьян, из которых один был выпивши и сквернословился. Конечно, я понимал уже тогда, что слова, произносившиеся пьяным, были скверными, непозволительными, и, тем не менее, возвратившись домой и встретив на дворе одного из своих сверстников, я без всякой обидной Л. 13 цели произнес одно из слышанных в квартире портного слов. В это время отец мой стоял на балконе и, конечно, слышал вырвавшееся из уст моих скверное слово. «Никифор, пошел домой», — услышал я грозный оклик отца. Нужно сказать, что отец мой был вспыльчивый и горячий человек, и в пылу вспыльчивости он не отдавал отчета в своих действиях. Со страхом я вошел в дом и увидел, что в руках у отца целая связка виц от большого веника-голика. Я не стал просить пощады, не думал оправдываться, чувствуя и сознавая, что в этот момент никакие просьбы и оправдания не помогут. И вот нижняя часть моей спины подверглась жестокому сечению, от которого в тот день я не мог сидеть на месте. На другой день мой отец, уже совершенно спокойно беседовал со мной

http://bogoslov.ru/article/6173070

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010