Из персидских монет в Св. Писании упоминается «дарик» («даркамон» или «адаркон», ср. 1Ездр. 2:69 ; Неем. 7:70–72 ). В европейских музеях хранится несколько экземпляров персидского дарика. Эти экземпляры – золотые и по своей величине весьма приближаются к еврейскому серебряному полусиклю. На лицевой стороне их находится изображение персидского царя (б. ч. Дария) с копьем в руке. Сравнительная стоимость этих монет определяется в 4½-5 р. золотом или в один полуимпериал. Из греческих монет в Св. Писании упоминаются: статир или тетрадрахма, дидрахма ( Мф. 17:24, 27 ), драхма ( Лк. 15:8–9 ), лепта ( Лк. 21:2 ); из римских – динарий ( Мф. 18:28 ), асс или ассарий ( Мф. 10:29 ) и кодрант ( Мф. 5:26 ; ср. Мк. 12:42 ). Сравнительная стоимость этих денежных единиц – определяется на основании Мф. 17:24, 27 , откуда ясно, что две дидрахмы, составляя одну тетрадрахму или один статир, были достаточны для уплаты священной подати на Храм за двух лиц. Так как священная подать с одного лица взималась в размере ½ сикля, то соответственно этому одна дидрахма равна ½ сикля того времени, т. е. 42 коп. сер., следовательно, одна драхма – 21 коп. сер. Драхме по стоимости равнялся римский динарий, заключавший в себе 10 ассов, таким образом стоимость динария определяется в 21 к. с., а асса – в 2,1 коп., ¼-ю асса составлял кодрант, таким образом равный ½ к. с.; лепта составляла ½ кодранта, таким образом равнялась ¼ к. с. § 49. Космографические представления древних евреев В основе космографических представлений древних евреев лежали с одной стороны начала божественного откровения о творении мира, указанные в священных книгах Ветхого Завета, с другой стороны – данные непосредственного наблюдения явлений мировой жизни и их анализа и наконец представления древних народов об устройстве мира вообще. Согласно божественному откровению, физический мир, во всей его совокупности, представлялся творением силы и премудрости Божией, совершенно отличным от природы самого Творца. По представлению священных писателей, мир, как целое, не беспределен, а занимает определенное пространство, заполненное светом, вне которого – тьма ( Иов. 26:10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Troickiy/...

Там, на другой день, мы посетили кладбищ(енского) свящ(енника) Ив(ана) Никиф(оровича) Фоминцева, 2651 почтенного братчика, с ним побеседовали об училище, в коем он состоит учителем, нашли в нем оч(ень) способного и готового к услугам человека, затем отправились в училище, проэкзаменовали 8 избранных мальчиков. Один из первых учен(иков) высшего отдел(ения) Петр Некрасов, 2652 по бедности отца, пономаря с. Северского, должен был исключиться из училища за невозможностию отцу содержать его в семинарии: у него две дочери и 2 сына, вдобавок два раза горел. Мы объявили ему, чтобы он не думал выходить из училища, а переходил бы в семинарию, заказали ему сапоги и обещали пособие к содержанию в семинарии. Другому, учен(ику) низш(его) отд(еления) Алексею Лебедеву , сыну дьякона с. Лысцова, который живет за 5 верст от города, заказали также сапоги. С прочими, как все они в июне перейдут в семинарию, мы встретимся в семинарии. Многие из учеников нуждаются в учебных книгах. Книги обещали выслать. В училище есть обширное помещение, остающееся незанятым. Ректор предлагает нам воспользоваться им. 2653 Мы поручили о. Фоминцеву войти в соображение и сказать нам, удобно ли воспользоваться этою квартирою или найти по соседству с училищем у одного из членов причта. У него есть в виду человек. В училищной квартире некому вверить хозяйство. Если бы нашлось благонад(ежное) лицо, то училищная квартира была бы оч(ень) выгодна. Не нужно платить за нее, не нужно и отапливать. Ее отапливает казна. К 8 сент(ября) выяснится вопрос по Колом(енскому) училищу. – Выдается денежное пособие еще 2 уч(еникам): Заиконосп(асского) уч(илища) 2 кл(асса) Вас(илию) Орлову (10 р.) и 2 кл(асса) Донск(ого) уч(илища) Павлу Смирнову 4 р. 20 к. за янв(арскую) треть. Этот живет в Донском и платит что выйдет за содержание. В Звенигор(одское) учил(ище) Ал(ексей) Осип(ович) и Ник(ита) П(етрович) 2654 скоро отправятся. В устроивающееся училище в Волоколамске я послал от монастыря 100 р. на мебель и 200 р. на наем дома для училища, настояв, чтоб училище открыли в августе, а не откладывали, пока выстроится здание, которое строить начнут нынешним летом.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikita_Gilyaro...

Исход по русскому списку XVI в. (там же, 31). Можно также указать на окказиональное сложение Супрасльского сборника цтоимьство в значении «дом терпимости» (SJS JV, 846). Аналогичное образование цтоимица «блудница» зафиксировано в патерике и минее Михановича (XIII и XIV в, соответственно) и житии Григория Акрагантского (серб., XV в.) (Miklosich 1862–1865, 1110). Наиболее правдоподобным кажется происхождение слав. цта из народной латыни через посредство гот. kintus «четверть асса». При этом народнолатинский источник готского слова неясен – так, по М. Фасмеру, это лат. centus, а 3. Файст по соображениям семантики предполагает скорее лат. quintus «пятый» (Feist 1909, 167–168). В самом деле, семантика готского слова «четверть асса» ближе к лат. quintus «пятый», чем к лат. centus, которое, в свою очередь, представляет собой обиходно-бытовое сокращение от centenionalis »сотый " 41 . Иногда указываемое в качестве источника славянского заимствования лат. centa (ЭССЯ 3, 194) зафиксировано в адъективном значении как определение к латинскому названию фунта: centa libra (Du Cange II, 266). Эта этимология лучше объясняет исход славянского слова, чем предполагаемое лат. quintus) гот. kintus (впрочем, не исключено, что в праславянском были варианты м. р. из kintus и вторичный термин ж. р. ceta, из которых позднее возобладал второй – тем      более, что аналогичные явления в названиях монет нередки, ср. слав. сьребрьникъ, латикъ, латьникъ и латица, латьница. Происхождение слав. цта от лат. quincunx «пять унций» (Skok II, 74) невозможно по фонетическим и семантическим причинам 42 . Гипотеза 3. Файста о восхождении слав. цта к предполагаемой германской праформе (Feist 1909, 167–168) представляется излишней, поскольку наличие этой формы в прагерманском не доказано. Предположение П. Скока о наличии готского дублета kintas к слову kintus (Skok II, 74) не подтверждается материалом готского языка. Итак, наиболее вероятным является древнее заимствование слав. цта из латыни (через готское посредство или непосредственно) – в любом случае это заимствование могло произойти только на западе славянского мира.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/zapove...

  Л. 325 об.   в кучки для обсуждения будто бы вопросов о попранных ученических правах или для выражения протеста по тому или иному распоряжению семинарского начальства. О. Поммер зорко следил за настроением учеников и как будто предугадывал все их намерения. Осведомленность его о внутренней жизни семинаристов была удивительна. В его руках находилась масса документов, посредством которых он не только узнавал о тех или иных намерениях учеников, но даже фамилии тех из них, которые являлись активными деятелями в настоящих или предполагаемых выступлениях по тем или иным случаям. Каким путем эти документы попадали в руки инспектора, нам осталось совершенно неизвестно. То несомненно, что инспектор вызывал к себе в кабинет учеников, действовал на одних страхом запугивания, на других — силой настойчивого убеждения. Несомненно, что и психику учеников он изучил основательно. Мне думается, что робкие, с одной стороны, и словоохотливые, с другой,   Л. 326   ученики сами, не замечая того, невольно снабжали инспектора некоторыми сведениями, ему нужными. При оценке ученических проступков справедливость не имела особого значения. Мне известен такого рода факт, за достоверность которого я ручаюсь. Один из учеников I кл[асса] несколько раз замечен был в картежной игре и в табакокурении. Случилось так, что в коридоре какими-то шалунами были погашены лампы. Был полный мрак, подействовавший на учеников в том смысле, что они стали шуметь необычно. Инспектор вышел из своей квартиры и направился по коридору. Ученики, пользуясь полным мраком и уверенные в том, что при таких обстоятельствах их трудно заметить, усилили крик и хлопанье дверями. Инспектор шел не торопясь, шаг за шагом, направляясь к лестнице, ведущей в нижний этаж, и в это время натолкнулся на ученика I кл[асса], возвращавшегося из нижнего коридора. Ученик был задержан и подвергнут тщательному допросу. В конце концов ему предъявлено было обвинение со стороны инспектора, что он являлся одним из участников в тушении ламп. Ученик настолько был поражен этим обвинением, что не

http://bogoslov.ru/article/6176541

  Л. 172 сание одобрил и Если о. инспектору на первых порах своей службы непременно нужно было очернить семинарию, для чего он подбирал факты сомнительной верности, а иногда не брезговал и выдуманными, то с начала нынешнего учебного года он стал поступать совершенно наоборот. Так как ответственность за нравственное состояние семинарии за настоящий учебный год должна всецело пасть на него, то он старался, насколько можно, прикрывать некоторые проступки воспитанников, доказательством чего могут служить следующие факты. Ив[ан] Худяков III кл[асса] и Григорий Попов V кл[асса] были замечены с признаками нетрезвости, но о. инспектор не велел записывать их в книгу, Ал. Кубасов и Вл[адимир] Яблонский были замечены выпившими в значительной мере, но о. инспектор велел записать их с запахом пива. Видимое дело, что о. инспектор хотел показать, что при нем семинария из этого расписания видно было, что ученики, начиная с 7 утра до 11 ч[асов] ночи не оставлялись без надзора.   Л. 172 об. нравственно улучшилась. Ему хочется стяжать себе славу нравственного реформатора семинарии, но реформировать должно только там, где все основано на худых началах, у нас же, слава Богу, ничего подобного не было и нет. Все, изложенное здесь, было написано торопливо, наскоро и подано было ректору на серой бумаге, с разными помарками. Я был далек от [той] мысли, что мой черняк в подлиннике попадет в руки ревизора, я думал, да так обещал и ректор, что то, что изложено было в этом черняке, послужит лишь материалом при докладе ректора о деятельности о. Климента. А между тем случилось вот что. Дней пять спустя после приезда ревизора, утром, еще до начала уроков, из «Якоря» явился половой и спросил меня. Ему указали учительскую, где в это время я находился. «Вас сейчас же требует к себе его превосходительство г. ревизор», — громко провоз-   Л. 173 гласил половой. Все заоглядывались, а я был крайне смущен и озадачен этим вызовом. Невольно я задал себе вопрос, почему не Брянцева и Спасского вызывает Керский, а именно меня? Думать, однако, было некогда, я оделся и вышел из учительской с намерением на [квартиру] зайти к ректору. Но последнего я встретил в коридоре и сказал ему о вызове меня к ревизору. «Вот и ладно, вот и отлично; не робейте, не скрывайте ничего, говорите все, что знаете». С этим напутствием я вышел из семинарии и направился в «Якорь». По приходе в гостиницу тотчас же было доложено обо мне. Я был приглашен в номер, занимаемый ревизором. На мой поклон Керский кивнул мне головой и указывая на стул, сказал: «Садитесь, я задержу вас надолго, я еще не был в консистории и сегодня схожу туда». Сказав это, Керский вышел в соседнюю комнату, где на стульях и даже на полу находились кипы бумаг. Тем временем я подошел к преддиванному столу, на котором увидел письмо, написанное рукой

http://bogoslov.ru/article/6175170

Л. 96 четыре лампы над ученическими партами. Как, помнится, мы радовались такому обилию света! А ученики прочих классов толпами стояли около VI кл[асса] и, конечно, завидовали Скоро и другие обещания свои М[ихаил] З[ахарови]ч стал приводить в исполнение. Появились переплетные и токарные станки. Помнится, что токарному искусству на первых порах обучал сам М[ихаил] З[ахарови]ч. Но особенное внимание новым инспектором было обращено на улучшение ученического стола. Наступил Филиппов пост. Пишущему эти воспоминания в первые дни поста пришлось быть дежурным по кухне. Еще задолго до утренней молитвы М[ихаил] З[ахарови]ч появился в ученической кухне и, надев на себя белый фартук, приказал принести из кладовой клюкву, муку и сахарный песок. Процедив клюкву через решето, он проделал с ней все то, что требуется, чтобы образовался клюквенный кисель. Кашевару при этом приказано было запомнить всю освещение было введено не сразу во всех классах, а постепенно . Л.96 об. процедуру приготовления киселя. С этого времени появилось у нас новое блюдо в виде клюквенного киселя и подавалось оно взамен гречневой или пшенной каши. Под наблюдением М[ихаила] З[ахарови]ча приготовлялся еще какой-то рыбный борщ. Между прочем в состав этого борща входили осетровые головы. С такого рода борщом на первых порах был такой курьезный случай. Одному из моих товарищей, должно быть не имевшему никакого понятия об осетрине и не едавшему ее, попались на тарелку кусочки рыбы, скорее всего жабры, с виду похожие на мясо. Ученик выловил из миски еще несколько кусков и, подавая их инспектору, бывшему в столовой, сказал, что в борщ попало мясо. М[ихаил] З[ахарови]ч, помнится сначала вспылил, а затем, узнав в чем дело, весело засмеялся, а ученик в свою очередь очень сконфузился. приезда Зиорова ученики ели горячее (щи, уху…) из общей миски, хотя и подавались приборы каждому ученику. Новый инспектор вывел этот обычай и требовал, чтобы суп разливали по тарелкам. Л. 97. Наступали святки. В семинарии и теперь на рождественские каникулы остается много учеников, а в то время, когда была одна железная дорога на Ярославль, оставалось семинаристов еще больше. Скука была смертельная. Ученики положительно не знали, чем убивать время. М[ихаил] З[ахарови]ч видел все это и старался чем-нибудь развлечь скучающих питомцев. Так, в один вечер он зашел к ученикам II кл[асса], которые только что собрались составить пары для танцев. Увидев инспектора в дверях, все они бросились за парты и конфузливо смотрели на М[ихаила] З[ахарови]ча, но последний ласково поощрил намерение учеников, заставил составить пары для танцев и некоторое время даже сам руководил танцами, а затем через швейцара послал ученикам угощение в виде орехов и пряников.

http://bogoslov.ru/article/6174500

Не следует упускать из внимания и того, что в Римской империи, по самому ее географическому положению, не могло быть такой тяжкой нужды, какую терпит пролетариат в наше время. Уже самое различие южного климата Империи от северного, где основались новые государства, значительно облегчало положение народонаселения Римского государства. Страны вокруг Средиземного моря имели совершенно мягкий климат, в котором борьба за существование доставалась легче. Дешевле ли было жить тогда, чем теперь, определить с точностью трудно, но во всяком случае житель юга имеет меньше потребностей, и уже по этому одному он мог прожить дешевле. Естественно, что в Риме все было дороже, как и теперь в больших городах. Простенькая квартира в верхних этажах римских домов стоила около 160 руб. Многие из жителей Рима нанимали только место для ночлега; в худшем случае бедняки проводили ночь в каком–нибудь из бесчисленных портиков. Но в провинциях было жить и дешевле, и удобней. Цены на жизненные припасы первой необходимости были умеренны. Хотя времена, о которых пишет Полибий, и когда медимн (16 гарнцев) стоил 4 обола (20 коп.), а содержание на постоялых дворах, т. е. пища в течение дня, стоило пол–асса, около 2 коп., уже миновали, так как в период императоров цены значительно поднялись; но все–таки если сравним стоимость труда и ценность продуктов питания, то увидим, что экономическое положение народных масс не было неблагоприятным. Моммзен сосчитал, что во времена первых императоров римская мера пшеницы стоила динарий; а динарий, как показывает притча Христова о винограднике, составлял поденную плату. На пропитание взрослого в течение месяца таких римских мер нужно не более пяти. Следовательно, пять дней поденного труда в то время обеспечивали работника хлебом на целый месяц. Из одной надписи, относящейся к рассматриваемым нами временам императорского периода, путешествующий и обедавший в гостинице платил 1 асс (4 коп.) за хлеб и 2 асса (8 коп.) за варево. Два динария, которые дал благодетельный самарянин содержателю гостиницы для продовольствия «впавшего в разбойники», составляли, следовательно, щедрый дар. Относительно дорого в Римской империи было лишь мясо. По одной надписи, относящейся ко временам Диоклетиана, килограмм (более двух фунтов) бычьего и бараньего мяса стоил 60 коп., килограмм свинины доходил даже до полутора рублей, курица продавалась по 60 коп. Но нужно знать, что низший класс народа редко употреблял мясо в пищу, а большей частью простонародье совсем избегало употребления мяса. Вообще, по римским представлениям, мясная пища считалась роскошью. Один закон Нерона с решительностью запрещает держать в харчевнях мясо и мясные блюда; приказано было продавать здесь лишь капусту и стручковые плоды. Ограничение это совершенно понятно при южном климате.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

Стоит ли мне читать? Обдумай еще хорошенько. Взвесь все мои доводы «за» и «против» и выбери решение разумное. В ответе будешь ты: меня извинят за любезное приглашение. Будь здоров.   20 Плиний Кальвизию 268 привет. Приготовь асс и выслушай прелестную историю, вернее истории: новая напомнила мне о старых, а с какой я начну, это неважно. (2) Тяжело хворала Верания, жена Пизона, того самого, которого усыновил Гальба. Приходит к ней Регул. Во-первых, что за бесстыдство придти к больной, которая его ненавидела и мужу которой он был заклятым врагом 269 . (3) Хорошо, если бы только пришел! Он усаживается у самой постели и начинает расспрашивать, в какой день и какой час она родилась. Узнав, нахмурился, уставился в одну точку; шевелит губами, играет пальцами: что-то высчитывает. Долго мучил он ожиданием несчастную; наконец заговорил: «ты переживаешь критическое время, но выживешь. (4) Чтобы тебе это стало понятнее, я поговорю с гаруспиком; я часто с ним советовался» 270 . (5) Тут же приносит жертву и заявляет, что внутренности подтверждают указания светил. Она, доверчивая, как и естественно для опасно больной, требует таблички и отписывает Регулу легат. Скоро ей стало хуже; умирая, она воскликнула «негодяй! вероломный клятвопреступник, нет, больше, чем клятвопреступник!» – он клялся ей жизнью сына 271 . (6) Для Регула это преступление частое: он привык призывать гнев богов (которых ежедневно обманывает) на голову несчастного мальчика. (7) Веллей Блез, богатый консуляр, находясь уже при смерти, пожелал изменить завещание. Регул надеялся что-нибудь по этим новым табличкам получить: с недавних пор он принялся обхаживать старика. И вот он уговаривает, умоляет врачей каким угодно способом продлить жизнь Блеза. (8) Когда завещание было подписано, он снял маску и с теми же врачами заговорил по-другому: «до каких пор вы будете мучить несчастного? вы не можете продлить ему жизнь; почему не даете умереть спокойно?». Блез умирает, и будто он все это слышал, не оставив ему ни асса 272 .

http://azbyka.ru/otechnik/6/pisma-plinij...

«Ведущее начало». В стоической доктрине—средоточие высших потенций человека, разумное начало. 177 Перечислены представители презираемых занятий. Трибада— лесбиянка. Жрецы Кибелы оскопляли себя. 178 Имеется в виду трактат «О душе». 179 Первосвященники иудейские (см. Лук. 3:2). 180 См., например, Ис. 13—23. 181 См. Пл. Христ. 10 сл. 182 См. Иоиль 3:9—16; Дан. 7:13сл. 183 См. Деян. 1:11; Зах. 12:10—12; Мал. 4:5; Откр. 12:6; 18:9 и др. 184 Онисифор — ученик ап. Павла. 185 Фигелл и Гермоген—ученики ап. Павла, покинувшие его (см. 2 Тим. 1:15). Ср. прим. 9 к трактату «О прескрипции…». 186 См. Откр. 6:9—11; 15:7; 16:1; 17:12; 19:19—20; 20:4—12. 187 Любопытный пример аллегорического толкования, основанного на недоразумении. В Септуагинте стоит не Ιμτια («одежда»), но Ιματα («выздоровление», «исцеление»). Тертуллиан либо неверно прочел слово, либо пользовался поврежденным текстом. 188 См. Исх. 4:2—9. 189 Тертуллиан ошибочно приписывает Исайе слова из Второзакония. 190 Источник установить не удалось. 191 См. Быт. 9:4—5. 192 См. Ис. 6:9. 193 См. Матф. 13:18—23; Лук. 18:1—5; 13:6—9. 194 См. Лук. 15:4—6. 195 См. Матф. 22:11 сл. 196 См. Матф. 22:23—28; Марк. 12:18—23; Лук. 20:27—34. 197 Тертуллиан подразумевает неготовность израильтян последовать за Моисеем (см. Иоан. 6:31:49:58). 198 Ср. выше, гл. 19. 199 Exuti («раздетые») вместо vestiti («одетые») Вульгаты; видимо, Тертуллиан читал εκδυσμενοι вместо ενδυσμενοι. 200 Текст испорчен. Восстановлено по смыслу, следуя Кг. 201 Самая мелкая римская монетка (четверть асса). 202 См. Душ. 51. 203 Речь, видимо, идет о Карфагене. Одеон — крытый театр для музыкальных представлений. 204 См. Быт. 1:28. 205 См. Душ. 27. 206 См. Крещ. 1. 207 Ср. Пл. Христ. 10 ел. 208 См. Иоан. 209 См. Исх. 4:6—7; 34:30. 210 См. Деян. 7:60. 211 См. Матф. 17:3—8. 212 См. 1 Фесе. 4:13—17; 5:23. 213 Здесь перечисляются права вольноотпущенника. В частности, он получал родовое имя господина, приписывался к его трибе — территориальному округу (основное условие обладания гражданскими правами); право носить золотое кольцо первоначально было привилегией должностных лиц и сенаторов (jus anuli aurei), но в эпоху империи его могли носить и вольноотпущенники. О белых одеяниях ср. Идол. 18 и прим. к этому месту. 214

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=692...

Открытые во время войны в храме Януса двери могли направлять его творческую потенцию в помощь войску, освобождая силы, дающие победу и уже ненужные во время мира. Януса изображали с 2 (отсюда его эпитет geminus - двойной) или даже 4 лицами, с ключами, с 365 пальцами - по числу дней в году. В одном из древних гимнов он именовался «богом богов» и «добрым создателем». Впосл. в Янусе видели бога, к-рый все формирует, всем правит, знает прошлое и будущее; его почитали как создателя человеческого рода, продолжению которого он способствует (недаром к нему обращались как к «отцу»), а также как блюстителя мирового порядка и стража мира, вращающего его ось. Наконец, Януса трактовали как 1-го царя Лация, жившего на Яникуле, соправителя Сатурна, который научил людей кораблестроению, земледелию, садоводству и выращиванию овощей (на аверсе древнего асса чеканили изображение двуликого Януса, на реверсе - изображение корабля Сатурна). Совместное правление Януса и Сатурна римляне относили к переходному периоду между 2 эпохами - первобытной и исторической. Праздник Януса - агонии - справлялся 9 янв. в жилище царя - регии (regia), а его жрецом был «царь священнодействий» (rex sacrorum). В глубокой древности у римлян бытовали мифы о происхождении людей от деревьев (о первых людях, рожденных дубом, упом. Ювенал). Культ священных деревьев (дуб, бук, смоковница, олива, груша, яблоня, слива, финиковая пальма) и рощ всегда играл в рим. религии заметную роль (в частности, религ. сознание связывало Юпитера с дубом и буком: бог Латин (Latinus) под именем Юпитер Латиарис почитался в дубовом лесу, тогда как культ Юпитера Фагутала отправлялся в буковом лесу на холме Фагутале). Культы отдельных рощ были впосл. объединены в праздник лукарий, во время которого в роще богини Деа Диа приносились жертвы Юпитеру, Янусу, ларам и их матери (Dea Muta - немая богиня), Флоре и Весте во искупление порубок и др. нарушений покоя леса. Священные рощи имели Эней, обожествленный под именем Индигет (Iuppiter Indiges, т.

http://pravenc.ru/text/180425.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010