Cum s înelegem aceste cuvinte minunate? Sfântul Simeon Noul Teolog, un scriitor minunat din perioada bizantin veche, un sfânt printe al Bisericii, spune cuvinte minunate: „Dumnezeu îl va face primul pe acela, precum a fgduit, care cu rbdare i mulumire va primi batjocura i btaia”. Iat de ce Domnul, rspunzând apostolilor despre faptul cine va sta de-a dreapta i de-a stânga Lui, a legat aceast întâietate de faptul de a bea cupa suferinelor Lui. Se prea poate, oamenilor contemporani care vieuiesc în iureul evenimentelor le vine greu s îneleag sensul cuvintelor Domnului.  Îns sensul acesta este mare i mântuitor: primul în ochii lui Dumnezeu devine acela, care cu demnitate suport scârbirile i suferinele, ce sunt o realitate în aceast lume. Într-adevr, întotdeauna vor fi boli, întotdeauna va fi moarte, întotdeauna va fi nedreptate omeneasc, întotdeauna vor fi suferine ale oamenilor – multe vor mai fi, pân la sfâritul veacurilor. Pe parcursul istoriei nu a fost vreodat ca suferinele s plece din viaa oamenilor. Bineîneles, oamenii mereu au visat la raiul pe pmânt, au creat utopii politice despre furirea unei anumite societi, unde totul va fi drept, unde toi se vor bucura de echitate. Dar chiar i aceste utopii încercau s evite tema suferinei, deoarece creatorii lor înelegeau c suferine vor fi întotdeauna i c aceasta nu depinde de organizarea societii, nici de organizarea statal, nici de faptul cum este organizat economia sau politica, nici de faptul, cât de dezvoltat este caritatea în societate. Suferina este ceea ce aparine firii omeneti i ea va fi întotdeauna. Mai mult ca atât, anume de aceast stare a omului Dumnezeu leag întâietatea lui în ochii Si, precum ne spune atât de minunat despre aceasta Evanghelia de azi i Simeon Noul Teolog. Ce înseamn aceasta pentru noi? Înseamn urmtoarele. Când Domnul ne viziteaz prin scârbiri, iar deseori i  prin suferine, noi nu trebuie s fim fricoi, nu trebuie s pierdem credina. Mai mult ca atât, noi niciodat nu trebuie s cârtim împotriva lui Dumnezeu. Noi trebuie s acceptm suferinele ca o realitate i niciodat s nu ne comparm cu alii – cic acesta este mai ru decât mine, dar nu sufer. Doar noi nu tim ce se întâmpl în viaa i în sufletul altor oameni. Sarcina noastr este de a întâmpina scârbirea personal în mod destoinic i s nu permitem acestei scârbiri s distrug integritatea personalitii noastre, s ne slbeasc, s ne fac  nenorocii. Noi trebuie s purtm crucea noastr cu fidelitate în faa voinei lui Dumnezeu, inând minte c purtarea cu demnitate a crucii este condiia necesar a unei întâieti autentice. Nu a celei dearte, care se formeaz pe baza obiceiurilor omeneti, a conjuncturii politice sau a cantitii banilor, dar a unei întâieti adevrate în faa lui Dumnezeu, doar ea având valoare netrectoare.

http://patriarchia.ru/md/db/text/3620128...

Позже обычай участия восприемника и восприемницы в крещении проник и на Восток. В РПЦ он распространился уже в XIII в. Этой практике противодействовали митрополиты святые Киприан (XIV в.) и Фотий (XV в.), но после XV в. участие в крещении младенца 2 В.- крестного отца и крестной матери - не встречало более возражений со стороны церковной власти. Гуго Сен-Викторский (1-я пол. XII в.) в соч. «De sacramentum» (О таинствах) свидетельствует о том, что в католич. Церкви случались трое В.; большинство католич. Соборов XIII-XIV вв. допускали 2 крестных и крестную для крещаемого и 2 крестных матерей и крестного для крещаемой; эта практика преобладала в XV в. Число В. детей из знатных семей нередко доходило в отдельных местах, напр. в Венеции, до 20 и даже до 100, что обеспечивало этим детям множество покровителей и подарков. Тридентский Собор (XVI в.), запретив такую практику, определил, что крещаемый должен иметь одного крестного отца или крестных отца и мать ( Torquebiau. Col. 158). Не всякое лицо допускается до восприемничества. От него устраняются родители крещаемого. Случаи восприятия родителями своих детей от купели имели место в древней Церкви, но это встречало осуждение со стороны церковной власти и было воспрещено имп. св. Юстинианом I , еп. Римским св. Львом I Великим, Майнцским Собором 813 г. В Номоканоне при Большом Требнике указывается, что восприемник своего ребенка разлучается со своей женой, матерью ребенка, поскольку они становятся кумовьями, т. е. приобретают духовное родство, к-рое выше родства плотского (Ст. 209); если муж и жена становятся крестными одного какого-то ребенка, они не должны вступать в плотское общение, в противном случае они отлучаются на 17 лет от Причащения, им предписывается по 100 земных поклонов ежедневно и сухоядение в среду и пятницу - «прощающий же сих да будет проклят» (Ст. 211). От восприемничества должны уклоняться монахи (Ст. 84). По указам Святейшего Синода от 23 мая 1836 г. и от 27 авг. 1837 г., В. не могут быть лица, не достигшие церковного совершеннолетия - 15 лет для мужчин и 13 для женщин (в католич. Церкви 16 лет - CIC. 874. § 1. 2); не могут быть В. недееспособные лица; не допускаются до восприемничества иноверные, еретики и отступники (Номоканон при Большом Требнике. Ст. 22). Однако инославные, говорится в авторитетной и даже имевшей в известном смысле офиц. значение в кон. XVIII - 1-й пол. XIX в. «Книге о должностях пресвитеров приходских», составленной архиеп. св. Георгием (Конисским) и еп. св. Парфением (Сопковским) , могут быть в нек-рых случаях В. православных, но при крещении они должны читать Никео-Константинопольский Символ веры без добавления Filioque . Поскольку на В. лежит обязанность участвовать в религиозно-нравственном воспитании своих крестников, от восприемничества следует устранять лиц, не имеющих твердой и сознательной веры, а также лиц с сомнительными нравственными качествами.

http://pravenc.ru/text/155356.html

Наиболее распространенным видом кельи затворника в средние века была маленькая комната, встроенная в стену церкви так, чтобы одно небольшое окно выходило в храм, давая тем самым подвижнику возможность слышать богослужение, а другое - на улицу, чтобы он мог получать необходимое пропитание от жителей и поучать ищущих совета. Известны примеры «реклюзориев», установленных возле монастырей, а также на проезжих местах, дорогах и мостах. В позднее средневековье на Западе было распространено женское З.; практика уходить в затвор в конце жизни была популярна не только среди монахинь, но и среди женщин, живших в миру ( Chartier M.-Ch. Reclus. 2//DSAMDH. T. 13. Col. 221). Затворник как в зап., так и в вост. аскетике - это прежде всего человек созерцательной жизни; однако в зап. духовной традиции, особенно после разделения Церквей, доминирующей в понимании З. стала тема божественной любви и соединения с Богом, что, по свидетельству вост. св. отцов, опасно и грозит прельщением. «Письма монахов картезианского ордена», например, содержат предписания отшельнице, где среди прочего говорится о стремлении «изнемочь в объятиях Христа» (SC. 1980. N 274. P. 51-79). Правосл. оценку подобной практике в контексте всей католич. мистики дал свт. Игнатий (Брянчанинов). В произведении «Об отшельнической жизни» он констатирует, что опыт католических святых поражен самым опасным врагом затворников - прелестью («мнением») ( Игнатий (Брянчанинов), свт. С. 61-62). Римско-католическая Церковь в отличие от Православной Церкви имеет примеры четких канонических установлений относительно З., такие как Правила пресв. Гримлака (Regula Solitariorum; IX в.) или анонимные Правила для отшельниц «Ancrene Riwle» (XIII в.). Совр. определение З. и его нормативное регулирование содержится в CIC. 603, согласно к-рому христианин может вступить в З. лишь с благословения епархиального епископа после тщательного испытания и принесения необходимых клятв. Такой подвижник должен проводить жизнь под рук. епископа, по его непосредственным указаниям.

http://pravenc.ru/text/182645.html

Еще одним условием действительности поставления со стороны лица, совершающего его, является пребывание его у церковной власти. В древности хорепископы , как не вполне самостоятельные архиереи, могли рукополагать лишь по поручению правящего епископа (Анкир. 13; Антиох. 10; VII Всел. 14). В наст. время это правило применяется в отношении викарных архиереев (см. ст. Викарий ) и епископов, ушедших на покой. Они могут совершать хиротонию по поручению правящего архиерея, но не могут своей властью совершать избрание кандидатов на священные степени. При этом епархиальный архиерей вправе преподать хиротонию лишь лицам, находящимся в его юрисдикции, клирикам своей епархии (Сардик. 15). Епископ может совершать рукоположения только в пределах своей епархии и для служения в ней. Ап. 35 гласит: «Епископ да не дерзает вне пределов своея епархия творити рукоположения во градех и в селех, ему не подчиненных. Аще же обличен будет, яко сотвори сие без согласия имеющих в подчинении грады оные или села: да будет извержен и он, и поставленнии от него». О том же идет речь в II Всел. 2, Антиох. 13, 16. Как избрание, так и посвящение в епископскую степень совершает собор епископов: «Епископа да поставляют два или три епископа» (Ап. 1). Вопреки этому правилу в Римско-католической Церкви папе усвояется право единолично рукополагать епископов (CIC. 377. § 1). Это по сути скрытое притязание на то, что папство - иная степень, высшая относительно епископской. Пресвитера и диакона поставляет один епископ: «Пресвитера и диакона и прочих причетников да поставляет един епископ» (Ап. 2). Условия действительности акта поставления При совершении самого акта хиротонии требуется (1-е условие), чтобы он осуществлялся в храме, в алтаре, в собрании молящегося народа, к-рый призван свидетельствовать о рукополагаемом при самом его поставлении. Это свидетельство выражается символически -пением аксиос хором от лица народа. 2-е условие действительности хиротонии заключается в том, чтобы она совершалась в определенном порядке: от низших степеней к высшим, чтобы никто не поставлялся на высшую степень, минуя низшую. Срок пребывания на каждой из иерархических степеней в правилах не определен. Вместе с тем в них предусмотрено, чтобы кандидат на более высокую степень успел обнаружить способность к занятию ее достойным исполнением своего служения на низшей степени (Сардик. 10; Двукр. 17). Феодор IV Вальсамон в толковании на 17-е прав. Двукратного Собора отмечал: «...рукоположение на каждую степень по необходимости должно совершаться через 7 дней». Практике, однако, известны случаи, когда срок прохождения служения на низшей степени перед рукоположением на высшую был меньше (особенно часто при посвящении диакона в пресвитера).

http://pravenc.ru/text/180638.html

La întâlnirea în Havana s-a acordat atenie unei probleme atât de importante cum este încetarea confruntrii sângeroase în Ucraina, ce se reflect cu durere în inima fiecrui credincios al Bisericii Ortodoxe Ruse. Una din fore care este inclus în acest conflict sunt uniaii ucraineni, care îl recunosc pe Papa de la Roma în calitate de conductor suprem. La întâlnirea cu Sanctitatea Sa Patriarhul, Papa pentru prima dat la un nivel atât de înalt a recunoscut c unia nu este calea ctre unitate i în Declaraia comun a rsunat apelul la solidaritatea social i pacificarea activ în Ucraina. Importana acestei declaraii este greu de supraestimat. Nu este întâmpltor c acele fore care sunt împotriva instaurrii pcii în aceast ar i de mult timp adreseaz învinuiri Bisericii Ortodoxe Ruse, e vorba în primul rând de greco-catolicii ucraineni, au ieit cu o critic dur a Papei Francisc pentru faptul c a semnat Declaraia comun. În aceast Declaraie se subliniaz, de asemenea, c scindarea dintre ortodocii în Ucraina poate fi soluionat doar pe cale canonic. Declaraia a devenit o susinere real a  Bisericii Ortodoxe din Ucraina a Patriarhiei Moscovei care în condiii de conflict este suspus atacurilor din partea scizionitilor i forelor naionaliste pentru fidelitatea sa fa de unitatea bisericeasc. Graie documentului semnat în Havana, adevrul despre cele întâmplate în Ucraina a devenit cunoscut întregii lumi, iar Biserica Ortodox din Ucraina, care era supus pân atunci la încercri de blocad informaional, a obinut susinere la cel mai înalt nivel. În timpul conversaiei ce a durat dou ore, Sanctitatea Sa Patriarhul Chiril i Papa Francisc au abordat i alte teme importante - aprarea valorilor cretine tradiionale în Europa, aprarea familiei, a vieii i a demnitii persoanei. Sunt bine cunoscute faptele de discriminare la care este supus azi credina cretin în lumea occidental. Ideologiei laice agresive, inspirate de stpânitorii întunericului acestui veac, de duhurile rutii care sunt în vzduhuri (Ef. 6:12), îi este indiferent la ce confesiune aparin acei care se numesc pe sine cretini. Legislaia multor state cere actualmente s fie interzis orice pomenire a lui Hristos în viaa public. Deseori este interzis purtarea cruciuliei la piept, instalarea bradului de Crciun în locuri publice, mrturisirea deschis a propriei credine. Se impune ideea c ar exista alte tipuri alternative de cstorie, este supus reformulrii noiunea despre familie care poate fi acceptata, cic, ca o unitate nu doar dintre un brbat i o femeie. În asemenea condiii vocea Bisericii Ortodoxe Ruse, poziia ei ferm în aprarea moralitii tradiionale, pot deveni repere pentru cei care au grij de pstrarea temeliei morale a vieii omului i a societii. În Declaraia comun Patriarhul Chiril i Papa Francisc au formulat clar abordarea unanim în aceast tem.

http://patriarchia.ru/md/db/text/4431337...

Титул «кардинал-протектор» (покровитель) носил К., покровительствующий к.-л. монашескому ордену или конгрегации, а также городам, провинциям и гос-вам, отдельным храмам, местам паломничества, благотворительным, учебным и научным учреждениям. Кодекс канонического права 1917 г. определял, что К.-протектор к.-л. религ. объединения не имел юрисдикционных прав в отношении этого объединения и его членов, если это не предписано уставом объединения. К.-протектор не мог вмешиваться в вопросы внутренней дисциплины и управления имуществом религ. объединения. В задачи К.-протектора входило способствовать «благу данного религиозного объединения своими заботами и покровительством» (CIC (1917). 499 § 2). Появление К.-протекторов восходит ко времени католич. св. Франциска Ассизского , сторонником которого был племянник папы Иннокентия III кард. Уголино ди Сеньи. В 1216 г. по просьбе Франциска Ассизского папа Иннокентий III предоставил кард. Уголино право покровительствовать ордену францисканцев, сделав его 1-м К.-протектором. Полномочия кард. Уголино подтвердил следующий папа, Гонорий III. После избрания кард. Уголино на Папский престол (папа Римский Григорий IX) практика назначения К.-протектора для францисканцев закрепилась. В 1279 г. папа Римский Николай III назначил кард. Маттео Орсини К.-протектором одновременно для муж. и жен. ветвей ордена - для францисканцев и кларисс . В 1298 г. папа Бонифаций VIII утвердил кард. Джованни Боккамаццу протектором ордена вильгельмитов. Впосл. др. монашеские ордены также получили К.-протекторов, к нач. ХХ в. большинство монашеских объединений имело К.-протектора. Назначение К.-протектора в монашеский орден или институт посвященной жизни совершалось папой после обращения руководства ордена или конгрегации монашествующих, к-рые избирали кандидата среди К., как правило находящихся на служении в Риме. Генеральный настоятель ордена или конгрегации испрашивал согласие К. и в случае утвердительного ответа обращался к папе через гос. секретаря. В XIV в. появляются первые К.-протекторы католических наций и государств, но уже в 1378 г. папа Урбан VI из-за многочисленных злоупотреблений прекратил практику назначения К.-протекторов для гос-в. В 1424 г. папа Мартин V подтвердил запрет К. принимать под свое покровительство гос-ва, королей и др. христ. правителей, а в 1492 г. папа Римский Александр VI установил канонические санкции для нарушителей данного запрета. Однако в 1517 г. папа Лев Х возродил назначение К.-протекторов для католич. гос-в, получив поддержку этого решения на Латеранском V Соборе . В XVI-XIX вв. К.-протекторов имели Франция, Англия, Испания, Португалия, Австрия, Свящ. Римская империя, Венгрия, Польша, Шотландия, Ирландия, Швеция, Королевство обеих Сицилий, Сардиния, Генуя, Лукка, Дубровницкая (Рагузинская) республика, Сиена, швейцар. кантон Граубюнден (Гризон) и арм. нация.

http://pravenc.ru/text/1681025.html

Contravine acestei legi i eutanasierea, care actualmente este  introdus în legislaia unui ir de state ale Europei Occidentale. „Cu totul îngrozitoare este tirea despre faptul c parlamentul Belgiei a început analiza proiectului de lege cu privire la eutanasierea copiilor”, a subliniat Preafericitul Patriarh Chiril. „Actualmente în Occident apar servicii mobile pentru eutanasiere. Mai înainte era urgena, pentru a ajuta oamenilor s supravieuiasc, iar acum – eutanasierea mobil, care ajut oamenilor s moar mai repede”. Preafericitul Stpân a vorbit despre presingul exercitat asupra rilor balcanice în scopul ca s accepte modelul care domin deja în rile occidentale. Patriarhul a pomenit, în special, despre faptul c în Slovenia i Croaia, împotriva voinei poporului, au fost desfurate parade ale gheilor, c i Curtea European pentru Drepturile Omului a declarat c, cic, legislaia Greciei nu corespunde Conveniei europene pentru drepturile omului, deoarece nu conine permisiunea pentru cstoriile dintre ghei. „Noi privim aceasta ca un amestec inadmisibil a statului în viaa duhovniceasc”, a constatat Sanctitatea Sa. „În Uniunea Sovietic am trecut prin epoca, când statul intervenea fr scrupule în viaa duhovniceasc, când erau aplicate legi, care limitau activitatea Bisericii, când oamenii erau supui represaliilor doar pentru faptul c erau credincioi. Astzi, dup cum tii, noi pomenim pe toi mucenicii, care i-au jertfit viaa în secolul al XX-lea, rmânând fideli lui Hristos i propriilor concepii. Pilda noastr mrturisete despre faptul c nici un fel de presiune de ordin politic nu poate s îl biruie pe om, concepiile sale religioase, dac el singur nu o dorete”. La rândul su, Gjorge Ivanov a spus c este foarte bucuros c are posibilitatea s se întâlneasc cu Preafericitul Patriarh al Moscovei i al întregii Rusii Chiril în anul când se marcheaz aniversarea a douzeci de ani a stabilirii relaiilor diplomatice dintre Rusia i Macedonia. Dumnealui a subliniat c relaiile dintre popoarele celor dou ri dureaz timp de multe secole, a povestit despre marea contribuie a emigranilor rui în viaa duhovniceasc i cultural a poporului macedonean.

http://patriarchia.ru/md/db/text/3563450...

Astzi noi trebuie s contientizm c jertfa Patriarhului Ghermoghen nu este doar o motenire a timpurilor demult trecute, dar i un testament important, lsat urmailor. Învmintele vremurilor tulburi i depirea lor sunt actuale în zilele noastre, atunci când Rusia este supus tentaiilor similare i accept anumite provocri. Din nou vedem aciuni dumnoase, orientate spre distrugerea valorilor noastre duhovniceti, spre slbirea statalitii. Din nou observm agitaie în mini, refuzul a unei pri din societate la propria demnitate naional, cutarea „salvatorilor” din afara Rusiei. Ca i mai înainte, a se contrapune la toate acestea o poate face doar unitatea în societatea rus, din care nu putem s excludem i conducerea. Unitatea trebuie s se bazeze pe principiile credinei fa de tradiiile noastre duhovniceti i morale. Prin urmare, Bisericii Ruse i se atribuie o deosebit responsabilitate. Biserica nu exist aparte de popor, doar Ortodoxia este sufletul Rusiei, iar desprinderea trupului i a sufletului în lumea noastr material, semnific moartea. Anume o astfel de divizare încercau s înfptuiasc slugile ocupanilor, care au venit la Patriarhul Ghermoghen cu cuvintele: ”De ce te amesteci în treburile lumeti, iar cauza ta este a privi la Biseric”. Toate acestea chiar tentau: a edea în surdin i a nu ridica vocea, a nu da aprecieri evenimentelor ce se desfoar, a evita dup posibilitate lipsurile i victimele. Îns în epoca Patriarhului Ermoghen cei care au inspirat Tulburarea nu i-au realizat scopurile. Biserica Rus i-a realizat scopul su, a chemat i a atras ctre mântuire poporul, Patria. Acest învmânt este pentru noi i pentru multe alte generaii de oameni ortodoci, care vor veni dup noi. Actualmente, ca i acum 400 de ani în urm, din nou ni se cere, ca „s nu ne amestecm în treburile lumeti”. Ni se spune: nu v bgai în societate cu credina voastr, cu etica voastr, cu a voastr cultur. Ni se propune s ne închidem în noi, cic preîntâmpinându-ne s nu ne „laicizm”. Suntem prevenii c dac nu vom închide gura, ne va fi mai ru, c în acest caz bisericile noastre vor fi profanate, iar icoanele – batjocorite.

http://patriarchia.ru/md/db/text/2199161...

з. к., стала «Жизнь Иисуса» французского пресв. Ж. Стейнманна - Masala S. Condamnation d " une «Vie de Jésus»//La documentation catholique. P., 1961. T. 58. Col. 889-894). Всего в XVI-XX вв. было осуществлено 32 издания И. з. к. В последнем перечислялось ок. 4 тыс. отдельных произведений и десятки авторов, все сочинения (opera omnia) которых были запрещены, среди них - О. де Бальзак, Дж. Бруно, Вольтер, Т. Гоббс, П. А. Гольбах, Ж. Л. Д " Аламбер, Р. Декарт, Д. Дидро, Э. Золя, Ж. Лафонтен, X. А. Льоренте, Ж. Мелье, Э. Ренан, Ж. Ж. Руссо, Б. Спиноза, Ж. Санд, Д. Юм. В разные периоды запрещались отдельные произведения Ф. Бэкона, П. Бейля, И. Бентама, Г. Гейне, К. А. Гельвеция, Э. Гиббона, В. Гюго, И. Канта, Дж. Локка, А. Мицкевича, Дж. С. Милля, Ж. Б. Мирабо, М. Монтеня, Ж. Монтескьё, Б. Паскаля, П. Ж. Прудона, Л. фон Ранке и др. Уже после второй мировой войны в И. з. к. были внесены произведения богослова П. Тейяра де Шардена, писателей А. Моравиа и Ж. П. Сартра. После Ватиканского II Собора (1962-1965) Конгрегация вероучения в нотификации от 14 июня 1966 г. и потом в декрете от 15 нояб. того же года объявила, что И. з. к. больше издаваться не будет, однако в качестве исторического документа, хотя и не имеющего больше обязывающей силы по церковному праву, он сохраняет моральную силу, т. е. полезен верующим в том, чтобы избегать чтения лит-ры, к-рая может повредить их вере и нравственности. Согласно Кодексу канонического права 1983 г., забота о том, чтобы вера и нравственность верующих католиков не понесли ущерба от влияния письменного слова или средств массовой информации, в наст. время возлагается на епископов; при необходимости ими должны приниматься соответствующие предупредительные меры, гл. обр. информационного характера (CIC. 823). В особых случаях Конгрегация вероучения издает нотификацию о том, что та или иная книга не соответствует учению Римско-католической Церкви. Конгрегация индекса [Sacra Congregatio Indicis], учреждение Римской курии, существовала с 1571 по 1917 г.

http://pravenc.ru/text/389555.html

Папские декреталии не являлись законами в строгом смысле слова, поэтому Д. Г. были не сводом церковного законодательства, а официально обнародованным папой систематизированным сборником декреталий, предназначенным для преподавания канонического права в ун-тах и правовых школах. Встречающееся в историографии XIX в., а отчасти и XX в. рассмотрение Д. Г. как законодательного свода (П. Эрдё - см., напр.: Erdö P. Introductio in historiam scientiae canonicae: Praenotanda ad CIC. R., 1990. P. 62-98, 102-105), как попытки кодификации церковного права восходит к трактовке канонистами Нового времени и оспаривается мн. исследователями, которые оценивают законотворческие достижения Григория IX лишь как 1-й этап на пути к созданию кодекса церковного законодательства (напр., Ш. Куттнер, Ж. Франсен, К. В. Нёрр). Д. Г. стали основным предметом изучения канонистов-декреталистов. Наиболее значительными комментариями являются «Summa super titulis Decretalium» (1241-1243) Готфрида Транийского, «Commentaria in quinque libros Decretalium», или «Apparatus» (1251-1254) папы Иннокентия IV , «Summa aurea» (ок. 1253) и «Lectura» (1270/71) Генриха (Энрико) Сузанского, кард.-еп. Остийского. Ординарной глоссой (см. Glossa ordinaria ) на Д. Г. был признан аппарат глосс Бернарда Пармского (Бернардо ди Ботоне), созданный в 1241-1266 гг. (известно 4 редакции). В XIV в. он был дополнен комментариями болонского канониста Иоанна Андреа (Commentaria Novella in Decretales Gregorii noni, ок. 1338). Сохранились перевод Д. Г. на франц. язык, сделанный в сер. XIII в. в Париже (известно 10 списков), и комментированный перевод на кастильский (испан.) язык (ок. 1300), не получившие, однако, широкого распространения. Д. Г. использовались в преподавании и судопроизводстве только вместе с ординарной глоссой, главы (capitula) заучивались студентами с толкованиями ординарной глоссы и применялись в соответствии с этими трактовками. Состав и структура , Составитель Д. Г. Раймунд Пеньяфортский в основу сборника положил материал «Quinque Compilationes antiquae».

http://pravenc.ru/text/171622.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010