Нек-рые, напр. Зегмюллер, предлагали считать К. п. католической Церкви только нормы, вошедшие в состав Кодекса канонического права 1917 г. (CIC (1917)), а к «церковному праву» относили все законодательство, касающееся Церкви. Другие канонисты, наоборот, определяли церковное право как нормы Кодекса, а К. п. называли всю совокупность норм, по к-рым жила католич. Церковь (см.: Falco. 1925. P. 41-42). Однако большинство канонистов настаивали на синонимичном употреблении этих понятий, указывая, что в Кодексе канонического права нет их прямого противопоставления (см.: Van Hove A. Prolegomena ad Codicem iuris canonici. Mechliniae; R., 1928. P. 36-37; De Meester A. Iuris canonici et iuris canonico-civilis compendium. Brugge, 1921. [T.] 1. Lib. I. N 4). В утвержденном в 1983 г. папой Римским Иоанном Павлом II новом Кодексе канонического права (CIC) понятия «церковное право» и «каноническое право» употребляются как синонимы, при этом предпочтение отдается последнему. Согласно наиболее распространенной у совр. католич. канонистов трактовке, к церковному праву относятся все правовые нормы, касающиеся Церкви, а внутри церковного права выделяется К. п.- правовые нормы, содержащиеся в Кодексе канонического права Римско-католической Церкви 1983 г., а также в Кодексе канонов Восточных Церквей (Codex canonum Ecclesiarum Orientalium, см. в ст. Восточные католические Церкви ), утвержденном папой Иоанном Павлом II в 1990 г. Т. о., к сфере одновременно К. п. и церковного права принадлежат каноны, регулирующие церковную жизнь, в то время как законодательные акты местной (партикулярной) церковной власти, гос. законы, регламентирующие церковные правоотношения или устанавливающие правовой статус католической Церкви на к.-л. территории, а также правовые нормы города-гос-ва Ватикан и конкордаты между Папским престолом и гос-вами принадлежат исключительно к области церковного права, но не К. п. Система католического К. п. Исторически первым основным делением К. п. стало деление на старое и новое.

http://pravenc.ru/text/1470253.html

i. c.). В C. i. c. не отражены литургические нормы католич. Церкви. Действие C. i. c. распространяется только на католич. Церковь лат. обряда, для католиков вост. обрядов в 1990 г. был издан Кодекс канонов Восточных Церквей (см. ст. Восточные католические Церкви ). С момента принятия в C. i. c. было внесено неск. изменений. 18 мая 1998 г. motu proprio «Ad tuendam fidem» папа Иоанн Павел II внес в него норму, обязывающую всех католиков принимать как «торжественное», так и «обычное учительство» Папского престола (CIC. 750 § 2), а также уточнил каноны относительно наказания для тех, кто упорно его отвергают (CIC. 1371). Опубликованным 15 дек. 2009 г. motu proprio «Omnium in Mentem» папа Бенедикт XVI внес изменения в каноны 1008 и 1009, разграничивающие священническое служение епископов и пресвитеров и диаконское служение, а также в каноны 1086, 1117 и 1124, уточняющие аспекты брачного права католической Церкви (удалена фраза о формальном акте отступничества от католич. веры как условия недействительности брака между крещеными и некрещеными лицами). В отличие от C. i. c. 1917 г. новый C. i. c. разрешено переводить на национальные языки, но с обязательной авторизацией перевода местными церковными властями (рус. перевод: Кодекс канонического права. 2007). Ист.: Codex iuris canonici auctoritate Ioannis Pauli PP. II promulgatus//AAS. 1983. Vol. 75. Pt. 2; Codex iuris canonici auctoritate Ioannis Pauli PP. II promulgatus, fontium annotatione et indice analyticoalphabetico auctus. Vat., 1989; Кодекс канонического права/Пер. с лат.: А. Н. Коваль. М., 2007. Лит.: La nuova legislazione canonica: Corso sul Nuovo Codice di Diritto Canonico. R., 1983; D " Ostilio F. La storia del nuovo Codice di diritto canonico: Revisione, promulgazione, presentazione. Vat., 1983; Ochoa X. Index verborum ac locutionum Codicis iuris canonici. Vat., 19842; Corecco E. Théologie et droit canon: Écrits pour une nouvelle théorie générale du droit canon. Fribourg, 1990; Kanonisches Recht: Lehrbuch aufgrund des Codex iuris canonici/Bearb. W. Aymans. Paderborn; Münch., 1991-201313. 4 Bde; Джероза Л. Каноническое право в католич. Церкви/Пер. с ит.: Г. Вдовина. М., 1999; Юркович И., пресв. Каноническое право о народе Божием и о браке. М., 20002; Beal J., Coriden J., Green T. New Commentary on the Code of Canon Law. N. Y., 2000; Coriden J. A. Canon Law as Ministry: Freedom and Good Order for the Church. N. Y., 2000.

http://pravenc.ru/text/1841634.html

впервые сформулировано в Декрете Грациана, куда было включено определение Иво Шартрского, согласно к-рому Д. есть «временное смягчение строгости закона по необходимости или ради пользы церковной» (Ibid. 57//PL. 161. Col. 236), а также куда было добавлено деление Д. на 2 разновидности (post factum и ante factum) без дополнительных пояснений. Позднее болонский канонист Руфин († 1191) дал определение Д. как частичного ограничения действия церковного закона ради достижения справедливости (Summa decretorum, glossa dict.- Grat. ad Can. 1, q. 73, c. 6). Декреталисты , не меняя существа понятия «Д.», развили его путем сопоставления со смежными понятиями канонического права (льгота, привилегия и др.). На основании их замечаний в декреталиях папы Римского Иннокентия IV получило закрепление различие Д. и освобождения от наказания на будущее. Уже в Декрете Грациана возобладала мысль Иво Шартрского о Д. как об акте законодательной власти, принадлежащей только папе Римскому. Позднее данную позицию отстаивали декретисты , сохранявшие за епископами полномочия давать Д. от законов, действовавших в рамках их еп-ств, а на основании делегирования или обычая - от нек-рых общецерковных законов. Указанный дуализм был причиной дискуссий среди зап. канонистов (Бернардо Бальби, еп. Павии, Петр де Блуа, Лаврентий Испанский, Иоанн Тевтонский). Особую трудность представляло юридическое обоснование полномочий епископов в сфере, объявленной прерогативой Римского папы. Аргумент о принадлежности им права предоставлять Д. в силу их сана, выдвинутый на т. н. Пистойском Соборе (1786), был отвергнут папой Пием VI (1794). В Кодексе канонического права 1917 г. (см. ст. Codex iuris canonici ) право предоставлять Д. от общецерковных законов сохранялось только за Папским престолом, за исключением случаев, когда оно особо даровалось епископам. Епископы также могли даровать такую Д. в чрезвычайных обстоятельствах, при невозможности обратиться непосредственно к Папскому престолу (CIC (1917). 81). При этом за епископами и др. лицами, имеющими ординарную юрисдикцию, признавалось право даровать Д. от действовавших в рамках их еп-ств местных (партикулярных) законов (CIC (1917). 82).

http://pravenc.ru/text/178549.html

[iv] Открытие Православно-Богословского института и Богословско-пастырских курсов в Москве//ЖМП, 1944, C.12. [v] Киреев А., протодиак. Епархии и архиереи Русской Православной Церкви в 1943-2002 годах. - М., 2002. - С. 95-461. [vi] Цыпин В., прот. История Русской Православной Церкви: Синодальный период, Новейший период. - М., 2004. 4-я ст. обл. [ix] Устав об управлении Русской Православной Церкви. - М.: Издание Московской Патриархии, 1989. - С. 23. [xiii] Доклад Патриарха Московского и всея Руси Алексия II на Архиерейском Соборе РПЦ 1994 г./Архиерейский Собор Русской Православной Церкви 29 ноября-2 декабря 1994 года Москва: Документы, доклады. - М.: Издательство Московской Патриархии, 1995. - С. 23. [xvi] Доклад Патриарха Московского и всея Руси Алексия на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви//ЖМП, 2000, - С. 25. [xix] Закон РФ от 26.06.1992 N 3132-1(ред. от 24.07.2007, с изм. от 31.01.2008) " О статусе судей Российской Федерации "http://Ведомости СНД и ВС РФ, 1992, Ст. 1792. [xx] Федеральный Закон от 06.10.1999 г. (ред.от 29.03.2008) " Об общих принципах организации законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации "http://Российская газета, 206, 19.10.1999. [xxii] До 1983 года в Католическом праве были несколько иные возрастные цензы: по CIC 1917г. для епископа - 30 лет (§1 кан. 331), пресвитера - 24 года, диакона - 22 года, субдиакон - 21 год (кан. 975) - Codex iuris canonici 1917 ; еще раньше - 30 лет для епископа, 25 лет для пресвитера, 23 года для диакона, 22 года для субдиакона. - См.: Красножен М. Основы церковного права//Ученые записки Императорского Юрьевского университета, - Юрьев, 1913. - С. 53. [xxv] Так же, как и в CIC 1983г, здесь прописывается обязательный 5-летний срок служения в пресвитерском сане. [xxvii] Canonical age (ст. 1434)//Рум А. Р. У. Великобритания: Лингвострановедческий словарь. - 3-е изд., стереотип. - М.: Рус. яз., 2002. - С. 238. [xxix] Духовная академия на брегах Днепра: интервью с епископом Бориспольским Антонием (Паканичем)//Встреча, 2008, - С. 73.

http://bogoslov.ru/article/314677

A. Theiner. P., 1852). Значимым вкладом в систематизацию актов папского законодательства стали издания папских регест, осуществленные Ф. Яффе (Regesta Pontificum Romanorum ab condita Ecclesia ad annum post Christum natum 1198/Ed. Ph. Jaffé. B., 1851), А. Поттхастом (Regesta Pontificum Romanorum inde ab anno post Christum natum 1198 ad anno 1304/Ed. A. Potthast. B., 1874-1875. 2 t.), а также в рамках проекта «Monumenta Germania Historica» и др. (см.: Stickler. 1950. P. 308-318). Папа Римский Пий IX начал систематическую публикацию текущих документов папского законодательства, к-рые издавались отдельными томами на протяжении его понтификата (Acta Pii IX. R., 1854-1878. 9 vol.); эта публикация была продолжена папами Львом XIII (Acta Leonis XIII. R., 1881-1905. 23 vol.) и Пием Х (Acta Pii X. R., 1905-1914. 5 vol.; в издание вошли документы до 1908). В 1904 г. итал. канонист А. М. Бернаскони завершил издание документов понтификата папы Римского Григория XVI (Acta Gregorii XVI. R., 1901-1904. 4 vol.). С 1865 г. документы Римских пап и учреждений Папского престола печатаются в официальном бюллетене Римско-католической Церкви «Acta Sanctae Sedis». С 1908 г. все офиц. документы Папского престола публикуются в бюллетене «Acta Apostolicae Sedis», офиц. статус которого впосл. был закреплен в Кодексах канонического права 1917 и 1983 гг. (CIC (1917). 9; CIC. 8). Тридентский Собор подтвердил права и полномочия учреждений и ведомств Папского престола, закрепив за ними функцию верховных органов централизованной власти в Римско-католической Церкви. Решение всех текущих вопросов вероучения и церковной жизни было возложено на систему профильных конгрегаций Римской курии, трибуналов и комиссий. Буллой «Benedictus Deus» (1564) папа Пий IV воспретил несанкционированную интерпретацию решений Тридентского Собора. 2 авг. того же года motu proprio «Alias nos nonnullas» папа создал комиссию кардиналов, поручив ей давать ответы на поступающие вопросы относительно правоприменения декретов Тридентского Собора.

http://pravenc.ru/text/1470253.html

К. коллегии кардиналов назначался Римским понтификом на 1-й консистории с начала года. Нотариальная обязанность этого К. заключалась в регистрации в особой книге «Acta Consistorialia» всех консисториальных назначений, равно как и указание всех подлежащих регистрации фактов, относящихся к проведению консистории. Кроме этой книги К. коллегии кардиналов вел книгу «Congregationes capitulum ordinis», в которую записывал решения, принимаемые на совещаниях (конгрегациях) кардиналов. До кон. XVIII в. К. коллегии кардиналов вносил на консистории предложения по кандидатам на вакантные епископские кафедры. Финансовые полномочия К. коллегии кардиналов заключались в управлении и контроле над доходами коллегии кардиналов, однако его полномочия не распространялись на средства, выделяемые кардиналам лично папой Римским, равно как и на иные доходы отдельных членов коллегии. До 1870 г. в обязанности К. коллегии кардиналов входило совершение в Сикстинской капелле мессы Requiem по умершим кардиналам (после 1870 мессу служили в рим. храмах, к-рые были титулярными у покойных кардиналов). Др. обязанностью К. коллегии кардиналов было вручение кардиналам, находившимся в Риме, на день вигилии Рождества Христова (24 дек.) пойманных в оз. Комаккьо особых угрей (capitone) - традиц. блюдо этого дня. Должность К. коллегии кардиналов периодически занимали кардиналы, исполнявшие обязанности К. Римско-католич. Церкви (напр., в 1937-1939 обе должности занимал кард. Э. Пачелли). Как и К. Римско-католич. Церкви, К. коллегии кардиналов сохранял действующие полномочия после смерти Римского папы. Должность К. коллегии кардиналов просуществовала до кон. ХХ в. Последним занимавшим эту должность был кард. Йоханнес Виллебрандс , оставивший ее в 1997 г. Ист.: CIC (1917); CIC. Лит.: An. Pont. Cath. 1899. P. 461-462; 1900. P. 165-166; 1910. P. 150-156; 1915. P. 213-225; Jombart E. Manuel de droit canon: Conforme au Code de 1917 et aux plus récentes décisions du Saint-Siège. P., 1958 2. P. 114; Del Re N. La Curia Romana. R., 19703; Maleczek W. Papst und Kardinalskolleg von 1191 bis 1216. W., 1984; Pastura Ruggiero М. G. La Reverenda Camera Apostolica e i suoi archivi. R., 1984; Robinson S. The Papacy: 1073-1198: Continuity and Innovation. Camb., 1990; Guyotjeannin O., Uginet F.-Ch. Camerlingue//Dictionnaire historique de la Papauté. P., 1994. P. 267-270.

http://pravenc.ru/text/1470113.html

Для содействия изучению экономических, политических и юридических наук и развития социального учения католич. Церкви на основе научных данных с учетом постоянно меняющихся условий совр. общества 1 янв. 1994 г. motu proprio «Socialium scientiarum» И. П. учредил Папскую академию общественных наук. По поручению папы в 2004 г. папский совет по справедливости и миру выпустил «Компендиум социального учения Церкви» (изд. на рус. яз.- М., 2006). Католический экуменизм при И. П. Уже в кн. «Основы обновления» (1970) буд. папа Римский давал высокую оценку декрету II Ватиканского Собора об экуменизме «Unitatis redintegratio» и говорил о необходимости поиска «утраченного единства» Церкви совместно с «отделенными братьями» (Aux sources du renouveau. 1981. P. 258). Понимая под экуменической деятельностью «открытость, сближение, готовность к диалогу, общие поиски правды во всей полноте евангельско-христианского духа» (Redemptor hominis. 6), И. П. продолжил линию Римских пап Иоанна XXIII и Павла VI по развитию взаимоотношений с др. христ. Церквами и общинами. По предложению И. П. папский совет по содействию христ. единству пересмотрел и 25 марта 1993 г. представил новую редакцию «Правил по применению принципов и норм по экуменизму» (изд. на рус. яз.- Ватикан, 1993. М., 2006), созданных в 1967-1970 гг. как основополагающий документ для католического экуменизма. Документ уточнял и регламентировал возможные случаи «общения в таинствах» (лат. communicatio in sacris) в процессе экуменического диалога и устанавливал новые принципы «смешанных браков» между католиками и христианами др. конфессий. «Правилами...» повторялась закрепленная в Кодексе канонического права 1983 г. возможность католика принимать таинства Евхаристии, Покаяния и Елеосвящения в Вост. Церкви, «когда этого требует необходимость или к этому склоняет подлинная духовная польза» (CIC. 844 § 2), но предписалось учитывать существующие в Поместных Православных Церквах требования и воздерживаться от причащения, «если данная Церковь допускает к причастию только своих верующих» (Правила. 124). Католич. служителям разрешалось допускать к этим таинствам правосл. верующих как в случае «опасности смерти» и «острой необходимости» (CIC. 844 § 4), так и в случае обращения православных «по собственной инициативе», при условии их должной подготовки (Правила. 125). Имеющие действительное крещение протестанты могут быть допущены к Евхаристии, Покаянию и Елеосвящению, если исповедают католич. веру в эти таинства (Там же. 131), при этом правящие епископы и епископские конференции могут устанавливать и иные нормы (Там же. 130). В случае «смешанных браков» от каждого из супругов требуется взаимное «уважение свободы совести»; супруг, не являющийся католиком, может не давать ранее требовавшегося обещания воспитать детей в католич. вере (Там же. 150).

http://pravenc.ru/text/Иоанн Павел ...

Тридентский чин епископской ординации включал молитву на освящение П. (Creator et Conservator humani generis), окропление его св. водой и надевание на безымянный палец правой руки с формулой «Accipe annulum» (в ней П. называется печатью веры/верности (signaculum fidei), с ее помощью ставленник должен хранить неповрежденной веру Церкви как Невесты Божией). П. следовало носить как в повседневной жизни, так и во время богослужения. Согласно указаниям католич. св. К. Борромео, П. должен быть только из золота и не иметь иных украшений, кроме одного драгоценного камня ( Caroli Borromaei Instructionum fabricae et supellectilis ecclesiasticae libri duo (1577)/Ed. E. van Dreval. P.; Arras, 1855. P. 271). После смерти епископа его П. было принято класть вместе с ним в могилу или уничтожать. В Новое время П. с драгоценным камнем стали также носить клирики, получившие докторскую степень, что было позже закреплено в Кодексе канонического права 1917 г. (CIC (1917). 1378). Согласно motu proprio папы Пия X (Inter multiplices curas, 21 февр. 1905), право ношения П. получили апостольские протонотарии (общие правила, касающиеся получения и ношения П., см.: CIC (1917). 136. 2; 811. 2). После реформ II Ватиканского Собора текст формулы при надевании П., к-рый произносили во время епископской ординации, был неск. изменен. В соответствии с общей тенденцией к упрощению облачений П. в наст. время может изготовляться из серебра. Однако его обязательное ношение епископами сохраняется (в знак верности и единства с Церковью, своей Невестой). 6 дек. 1965 г., перед завершением II Ватиканского Собора, папа Павел VI распорядился вручить всем католич. епископам П. особой формы (в виде митры , без драгоценного камня, но с изображением на нем креста и фигур Христа и апостолов Петра и Павла), к-рый мн. епископы (в т. ч. сам папа, а также его преемник Иоанн Павел I) стали носить вместо П., полученного при ординации. В совр. литургических книгах предусматривается также получение П. (кольца) аббатом (аббатиссой), а также при принятии вечных обетов в институтах посвященной жизни . «Перстень рыбака»

http://pravenc.ru/text/2580054.html

Список сокращений . CSEL Corpus Scriptorum Ecclesiasticorum Latinorum Arist. De gen. anim. Aristoteles. De generatione animalium Cic. Acad. pr. Cicero. Academica prior Cic. Acad. post. Cicero. Academica posterior Epie. Fr. Epicurus. Fragmenta Gell. Att. Gellius. Noctes Atticae Hieron. De vir. ill. Hieronymus. De viris illustribus Ps.-Plato. Epist. Ps.-Plato. Epistulae Varro. De ling. lat. Varro. De lingua latina Книга пророка Амоса Книга пророка Варуха Пятая книга Моисеева. Второзаконие Книга пророка Даниила Деяния святых Апостолов Св. апостола Павла Послание к Ефесянам Книга пророка Захарии Книга пророка Иезекииля Книга пророка Иеремии От Иоанна святое благовествование Книга пророка Исаии От Луки святое благовествование Книга пророка Малахии От Матфея святое благовествование От Марка святое благовествование Книга пророка Осии Откровение Иоанна Богослова Книга Премудрости Соломона Притч. Сол. Книга Притчей Соломоновых Псалтирь Четвертая книга Моисеева. Числа Первое соборное послание св. апостола Иоанна Третья книга Царств 1 Перевод сочинений Лактанция , написание статьи и составление комментариев осуществлено при финансовой поддержке Федерального агентства по науке и инновациям и Совета по грантам Президента Российской Федерации (Грант МД-5903.2006.6), а также при финансовой поддержке РГНФ в рамках исследовательского проекта РГНФ («Христианский латинский апологет IV века Лактанций »), проект 06–03–00027а. 3 Ссылки на сочинения Лактанция даются в статье с указанием на название книги ( Т – «О творении Божием», Г – «О гневе Божием», С – «О смерти гонителей», Э – «Эпитомы Божественных установлений», БУ – «Божественные установления»), номер главы и отрывка. 4 Исключение составляют, пожалуй, обилие сюжеты в «О смерти гонителей» ( С 16:4) и «Божественных установлениях» ( БУ 5:2:2–17) о событиях Великого гонения в Вифинии. 6 См. также: Altaner В. Patrologie. Leben, Schriften und Lehre der Kirchenväter. Freiburg, 1938. S. 111; Harnack A. Geschichte der altchristlichen Literatur bis Eusebius. Leipzig, 1958. S. 424.

http://azbyka.ru/otechnik/Laktantsij/o-t...

евангелистов и сказание гласов и недельных евангелий в продолжении всего года. В месяцеслове – славянские названия месяцев: листопад, груденъ, студеныи, просинець, сченъ, сухыи, береоолъ, травнъ, иокъ, червенъ, аревъ. 19 октября: приобнго. ца. иана. рыльскаго. 3 мая: препод. Феодосия, игумена печерского. – Кроме вышеприведенной записи о времени написания, в сем евангелии есть еще несколько приписок, изъясняющих позднейшую судьбу этого памятника (две приписки на л. 228-м, затем – на переплетной доске и по листам, начиная с 3-го, – напечатаны у Горского и Невоструева и у Буслаева). Из этих приписок видно 1), что Евангелие сие, в 1144 году писанное, в XVI в. и гораздо раньше принадлежало Галичской кафедральной церкви, на Крылосе (– местечко близ Галича, с монастырем Успения Божией Матери). Гедеон Болобан, епископ галичский, львовский и каменец-подольский в июне 1576 г. видел в означенной церкви это евангелие, положенное туда «от лет давних». 2) Около 1679 г. оно перешло в руки молдавского митрополита Досифея и им назначено было к возвращению на свое место – Крылос. 4) Неизвестно, как и когда оно попало в руки справщику, бывшему учителю греческого языка в Москве, пред Лихудами, иеромонаху Тимофею, после смерти которого перешло в 1699 г. на печатный двор, «в книгохранительную палату». – Эта рукопись принадлежит бесспорно к замечательным памятникам древнеславянской и в частности древнерусской письменности. Древнейшие списки Евангелия, как известно, восходят к XI веку. Но между ними нет ни одного четвероевангелия, по крайней мере писанного кирилловскими письменами (на основании палеографических данных к XI в. относятся два глаголических списка четвероевангелия – Зографский и Мариинский). Кирилловские списки четвероевангелия начинаются с XII в. и древнейший между ними, с обозначением года, и лучший список – Галичское четвероевангелие 1144 года. Евангелия-апракосы не представляют евангельский текст в его полноте и первоначальном виде: в начале чтений они иное опускают, другое прибавляют, иногда соединяют сказанное в разных местах, даже у разных евангелистов.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voskr...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010