Chrysost. In illud.: Propt. forn. 3). Католич. Церковь, придавая большое значение соглашению, заключающемуся вступающими в Б. (CIC 1057), считает главной целью Б. деторождение (Gaudiamus et spes. 48. 1; ККЦ 1652). «Действительный брак между крещеными называется лишь одобренным, если он еще не стал завершенным; одобренным и завершенным, если супруги по-человечески совершили между собой супружеский акт, предназначенный сам по себе к порождению потомства. К этому акту брак направляется по самой своей природе, а супруги благодаря ему становятся плотью единой» (CIC 1061). Католич. Церковь различает двоякого рода супружество (matrimonium consummatum et non consummatum), Б., т. о., устанавливается и фактически начинается плотской связью (copula carnale) - это отличается от правосл. взгляда на Б. и противоречит практиковавшемуся в древней Церкви «духовному Браку». Вместе с тем католич. Церковь признает, что «бесплодие не препятствует браку и не отменяет его» (CIC 1084 § 3). «Одобренный и завершенный брак не может быть расторгнут никакой человеческой властью и ни по какой причине, кроме смерти» (CIC 1141), тогда как «незавершенный брак между крещеными или между крещеной и некрещеной сторонами может быть расторгнут Римским Понтификом при наличии уважительной причины по просьбе обеих сторон или одной стороны, даже если другая будет против» (CIC 1142). Б. в Ветхом Завете Грехопадение прародителей поколебало идеальные основания Б. («и будут [два] одна плоть»), и у всех народов до пришествия в мир Христа Спасителя самый институт Б. нес в себе печать греховного повреждения. Блюдо с изображением свадьбы Давида и Мелхолы. 613–630 гг. (Кипрский музей. Никосия) Блюдо с изображением свадьбы Давида и Мелхолы. 613–630 гг. (Кипрский музей. Никосия) У ветхозаветных евреев религ. основанием Б. почиталась заповедь Божия: «Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею» (Быт 1. 28). Чадородие рассматривалось как основная ценность Б. Поэтому допускался полигамный Б. (Втор 21. 15; Суд 8.

http://pravenc.ru/text/153321.html

Папы Римские назначали Л. также для управления наиболее важными провинциями Папского гос-ва, пока таковое существовало до 1870 г. Кодекс канонического права Римско-католической Церкви 1917 г. (см. Codex iuris canonoci) закрепил правовой статус Л.: папа Римский обладает правом отправлять Л. по всему миру, наделяя их церковной юрисдикцией или без таковой (CIC (1917). 265); Л. «a latere» являются кардиналы, представляющие папу Римского как «alter ego» и наделенные полномочиями, к-рые оговориваются в каждом конкретном случае (CIC (1917). 266); полномочия Л. не прекращаются в период вакантности Папского престола (sede vacante), если только это не оговорено при назначении Л. (CIC (1917). 268); Л., даже не рукоположенные в сан епископа, имеют первенство перед местными епископами-ординариями, если те не обладают кардинальским достоинством (CIC (1917). 269); епископы, к-рые получают титул Л., заняв ту или иную кафедру, не приобретают никаких особых прав (CIC (1917). 270). В ныне действующем Кодексе канонического права 1983 г. Л. посвящены каноны 362-367, которые в основном повторили нормы, зафиксированные в 1917 г., и расширили описание полномочий Л. обязанностями, связанными с деятельностью местных епископских конференций и выполнением задач по экуменистическому диалогу. Примером деятельности папского Л. на территории совр. России может служить миссия кард. А. Содано, который в качестве специально назначенного папой Римским Иоанном Павлом II (1978-2005) Л. совершил освящение католич. кафедрального собора во имя Непорочного Зачатия Пресв. Девы Марии в Москве (12 дек. 1999). Лит.: Grosse A. Der Romanus Legatus nach der Auffassung Gregors VII. Halle, 1901; K ö niger E. Studien zur Geschichte des päpstlichen Gesandtschaftswesens. Jägendor, 1912; Ruess K. Die rechtliche Stellung der päpstlichen Legaten bis Bonifaz VIII. Paderborn, 1912; Brackmann J. Die päpstliche Legaten in Deutschland und Skandinavien (1125-1159). B., 1913; Zimmermann H. Die päpstliche Legation in der ersten Hälfte 13.

http://pravenc.ru/text/2463343.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КАРДИНАЛ [лат. cardinalis], высшее после папы Римского достоинство в иерархии Римско-католической Церкви. Действующий Кодекс канонического права 1983 г. (см. Codex juris canonici ) в разд. «Кардиналы святой Римской Церкви» (De Sanctae Romanae Ecclesiae Cardinalibus; CIC. 349-359) указывает 2 главные функции К.- избрание папы Римского на особой коллегии (см. Конклав ) и помощь папе Римскому в управлении католич. Церковью как в составе коллегии (см. Консистория папская ), так и при исполнении различных должностей (CIC. 349). К. условно делятся на 2 группы: куриальных, т. е. служащих на разных должностях в Римской курии , и возведенных в кардинальское достоинство иерархов, возглавляющих крупные архиеп-ства; иногда достоинство К. может присваиваться лицам, не имеющим значительных церковных должностей, напр. выдающимся богословам. После Ватиканского II Собора на деятельность К. как правящих епископов и руководителей дикастерий Римской курии действует возрастное ограничение: по достижении 75 лет К., сохраняя все права и привилегии, обязан подать прошение об отставке с должности папе Римскому, к-рый, «взвесив все обстоятельства, примет свое решение» (CIC. 354; 401 § 1). Все К. составляют коллегию кардиналов во главе с деканом (в Кодексе канонического права 1917 г. она именовалась «сенатом Римского понтифика» (Senatus Romani Pontificis) - CIC (1917). 230). Коллегия К. делится на 3 чина: К.-епископов, К.-пресвитеров и К.-диаконов. Это деление носит исторический характер, являясь символом принадлежности К. к рим. клиру, а не степенью священства каждого из К., и не сказывается на правах и привилегиях К., к-рыми они наделяются в равном объеме. После издания папой Римским Павлом VI motu proprio «Ad Purpuratorum Patrum» (11 февр. 1965) в число К.-епископов включаются патриархи Восточных католических Церквей , возведенные в достоинство К. (CIC. 350 § 1). Согласно наиболее распространенной версии, в Римской Церкви термин «кардинал» связан с глаголом incardinare - «назначать на церковные должности», прежде всего на должность настоятеля рим. прихода, т. н. титульных церквей Рима (tituli cardinales), т. е. закреплять пресвитера за конкретным римским храмом, титулом (intitulatus, incardinatus). Одно из первых употреблений глагола incardinare в этом смысле встречается в посланиях папы Римского свт. Григория I Великого (см. ст. Инкардинация ). До XII в. термин «кардинал» иногда употреблялся в этом смысле и в отношении священнослужителей иных диоцезов, но со временем сохранился только в отношении рим. клира.

http://pravenc.ru/text/1681025.html

Свящ. Синод имеет право финансовой ревизии общецерковных и епархиальных средств. Для осуществления такой ревизии им может быть создана специальная Синодальная комиссия. Финансовая ревизия ставропигиальных мон-рей осуществляется Ревизионной комиссией, назначаемой Патриархом. Финансовые ревизии епархиальных учреждений, епархиальных мон-рей и приходов осуществляются по указанию епархиального архиерея Ревизионными комиссиями, назначаемыми епархиальной властью. Свящ. Синод РПЦ на заседании, состоявшемся 31 марта 2009 г. под председательством Святейшего Патриарха Кирилла, восстановил ранее упраздненное Финансово-хозяйственное управление, на к-рое возлагается общий надзор за хранением общецерковного имущества и имущества епархий, мон-рей и приходов, а также иных церковных учреждений и за управлением им. И. ц. на Западе В XIII столетии на католическом Западе установилась практика, в соответствии с которой имущество, приобретаемое Церковью, переходит в «мертвую руку» (manus mortua), т. е. изымается из гражданского оборота и закрепляется за Церковью навсегда. Ввиду того что эта т. н. амортизация имела невыгодные для гос. экономики последствия, светские государи издавали амортизационные законы, которыми ограничивались размеры приобретаемых Церковью земельных владений. С XVI в. такие законы стали входить в действующее право и протестант., и католич. гос-в. Однако с XIX в. законы, ограничивающие амортизацию, почти во всех западноевроп. странах были отменены, церковные учреждения получили возможность беспрепятственно приобретать имущество, но в то же время из юридической практики исчез и сам принцип амортизации, неотчуждаемости церковных владений. Согласно католич. Кодексу канонического права 1983 г., Церковь «по прирожденному праву» может «независимо от гражданской власти» приобретать, удерживать имущество, распоряжаться им для достижения своих целей: «устроения культа Бога», содержания духовенства и др. служителей, благотворительности (CIC. 1254). Субъектами, способными приобретать, удерживать имущество, управлять и распоряжаться им согласно праву, являются публичные и частные юридические лица: «вселенская» Церковь, Папский престол, отдельные Церкви и др. (CIC. 1255). Право владения имуществом осуществляется юридическими лицами «под высшим началом Римского Понтифика» (CIC. 1256). Имущество частного юридического лица управляется по собственному уставу (CIC. 1257. § 2).

http://pravenc.ru/text/389523.html

Ранее папа носил также с правосл. т. зр. вполне приемлемый титул Патриарха Запада. Исторически Римско-католическая Церковь - это отделившийся от Вселенского Православия в 1054 г. Западный Патриархат, в прошлом - одна из поместных правосл. Церквей. По собственному сознанию католич. Церковь представляется Церковью вселенской, тождественной Церкви Никео-Константинопольского Символа веры . Папа является в католич. Церкви верховным законодателем, верховным учителем и верховным судией. Приговоры и декреты Римского первосвященника обжалованию и отмене не подлежат; апелляции на них не подаются (CIC. 333 § 3). Исполняя миссию верховного пастыря Церкви, Римский первосвященник в соответствии с католич. доктриной действует в сотрудничестве с др. епископами и всей Церковью - это положение особо подчеркивалось в решениях Ватиканского II Собора , но, согласно учению Ватиканского I Собора , к-рое не было пересмотрено и на II Ватиканском Соборе, от него одного зависит, будет ли эта миссия исполняться им единолично или коллегиально (CIC. 333 § 2). Папа является главой коллегии епископов, без согласия которого она не может выносить ни одного решения (CVatII. LG. 22). Это в полной мере относится и к такой коллегии, как вселенский Собор. Епископы оказывают помощь Римскому первосвященнику в исполнении его миссии, и организационные формы такой помощи могут быть разными. Ему помогают также кардиналы и др. лица и учреждения - все они действуют по его поручению и от его имени (CIC. 334). Относительно вселенских Соборов в католической Церкви действуют следующие нормы: лишь Римскому первосвященнику принадлежит право созывать вселенские Соборы, председательствовать на них лично или через своих представителей, а также прерывать их деяния, переносить сроки созыва и распускать Соборы, ему принадлежит право утверждать соборные постановления; при этом все епископы имеют право и обязанность участвовать во вселенских Соборах с решающим голосом. Участие др. лиц в Соборах допускается по решению высшей церковной власти, когда это необходимо для блага Церкви. Если апостолический престол, как по-другому официально именуется Римская кафедра, овдовеет во время деяний Собора, то деяния Собора прерываются, и лишь новому первосвященнику принадлежит право распорядиться о возобновлении и продолжении их или распустить Собор (CIC. 338-341). Постановления вселенского Собора не имеют силы без утверждения их Римским первосвященником.

http://pravenc.ru/text/190037.html

Роспись собора Рождества Богородицы Ферапонтова мон-ря. 1502–1503 гг. Мастер Дионисий Образ брачного пира в евангельских притчах. Роспись собора Рождества Богородицы Ферапонтова мон-ря. 1502–1503 гг. Мастер Дионисий Совершителями чинопоследования таинства Б. являются епископ или пресвитер. Вступая в Б., жених и невеста перед священником, а в его лице перед Церковью дают свободное обещание во взаимной супружеской верности. Священник же испрашивает им у Бога благодатную помощь во всем и благословение на рождение и христ. воспитание детей. О священническом благословении Б. в древней Церкви свидетельствуют свт. Василий Великий ( Basil. Magn. Hom. in Hex. 7), свт. Григорий Богослов ( Greg. Nazianz. Or. 40), свт. Иоанн Златоуст ( Ioan. Chrysost. In Gen. 49; 54), сщмч. Мефодий Патарский ( Method. Olymp. Conv. decem virg. 1. 4) и др. отцы Церкви. В католич. Церкви учение о седмеричном числе таинств, в к-рое входит Б. (CIC 1055), было принято Тридентским Собором (1545-1563), ссылавшимся на постановления II Лионского (1274) и Флорентийского (1439) Соборов. В лат. обряде служителями таинства Б. считаются сами брачующиеся, священник же или диакон выступают в роли «ассистирующих» (CIC 1108 et al.; ср.: ККЦ 1623, 1630). Если не будет священника, то «ассистировать» может мирянин, делегированный епископом (CIC 1112). В особых случаях (при угрозе смерти) Б. может быть совершен лишь при свидетелях, такой Б. считается действительным (CIC 1116). Б. признается таинством и в нехалкидонских Восточных Церквах. В протестант. церквах имеет место церковное благословение Б., совершаемое как обряд браковенчания, но таинством оно не признается. Высоко оценивая подвиг добровольного целомудренного безбрачия, принимаемого ради Христа и Евангелия, и признавая особую роль монашества в своей жизни, Церковь никогда не относилась к Б. пренебрежительно и осуждала тех, кто из ложно понятого стремления к чистоте уничижали брачные отношения. 51-е Апостольское прав. гласит: «Аще кто, епископ, или пресвитер, или диакон, или вообще из священнаго чина, удаляется от брака...

http://pravenc.ru/text/153321.html

В обязанности К.-епископа Остии и декана коллегии К. входит совершение епископской хиротонии избранного папы Римского, если тот не имеет сана епископа; в случае невозможности совершить епископское рукоположение деканом коллегии К. это право переходит к субдекану, а затем к старейшему К.-епископу (CIC (1917). 239 § 2; CIC. 355 § 1). Напр., 2 февр. 1831 г. на Папский престол был избран К.-диакон пресв. Бартоломео Альберто Капеллари (папа Григорий XVI ), епископское рукоположение к-рого 4 февр. совершил К.-епископ Остии и Веллетри Бартоломео Пакка . Не имевший епископского сана кард. Джованни Франческо Альбани, избранный 23 нояб. 1700 г. на Папский престол (папа Климент XI ), 30 нояб. был рукоположен во епископа субдеканом коллегии К. Эммануэлем Теодозом де Ла Тур д " Овернь де Буйоном, К.-епископом Порто-Санта-Руфины, т. к. должность К.-епископа Остии и Веллетри была в это время вакантна. 11 февр. 1965 г. папа Павел VI motu proprio «Ad Purpuratorum Patrum» включил в число К.-епископов возводимых в достоинство К. патриархов Восточных католических Церквей (AAS. 1965. Р. 295-296), отменив традиц. обязательную принадлежность всех К. к рим. духовенству. Возводимые в кардинальское достоинство вост. католич. патриархи не получают титулярных рим. храмов или субурбикарных рим. кафедр, а сохраняют в качестве титула К.-епископа свой Патриарший престол (CIC. 350 § 3). Единственный случай перехода К.-епископа в чин К.-пресвитера связан с нем. кард. Густавом Адольфом фон Хоэнлоэ-Шиллингсфюртом, возведенным в достоинство К.-епископа в мае 1879 г., но из-за разногласий с Римской курией подавшего в сент. 1883 г. прошение об освобождении от субурбикарной кафедры. В дек. того же года папа Лев XIII удовлетворил это прошение и вернул его в чин К.-пресвитера. К.-пресвитер На протяжении длительного времени в Римской Церкви число К.-пресвитеров оставалось одинаковым (25 чел.), но в XII в. их численность увеличилась до 28 чел. и продолжала расти, особенно в XIV-XV вв. Буллой папы Сикста V «Postquam verum ille» число К.-пресвитеров было установлено в 50 чел., что было закреплено Кодексом канонического права 1917 г. (CIC (1917). 231 § 1). С 1-й пол. ХХ в. при неизменной численности коллегии К. число К.-пресвитеров в ней увеличивалось, а после реформирования коллегии К. при папе Павле VI ограничения численности К.-пресвитеров перестали действовать. Также существенно выросло количество рим. титулярных храмов, в наст. время их 142 (An. Pont. 2011. Р. 106-112).

http://pravenc.ru/text/1681025.html

Кард. Л. А. Х. де Борбон-и-Фарнесио не принимал участия в конклаве 1740 г., а после смерти отца (1746) заявил о желании отказаться от кардинальского достоинства. Эта просьба была удовлетворена папой Римским Бенедиктом XIV на консистории в 1754 г. Поскольку бывш. кардинал не был клириком и не имел к.-л. священного сана, он вступил в законный брак. В 1800 г. папа Римский Пий VII возвел его сына Луиса Марию де Борбона-и-Вальябригу в достоинство К.-пресвитера, даровав в качестве титулярного храма диаконию, к-рую занимал его отец. Апостольской конституцией «Vacante Sede Apostolica» от 25 дек. 1904 г. папа Пий Х постановил, что К. может принять участие в конклаве только при наличии у него хотя бы диаконского сана, если по особому распоряжению папы для него не будет сделано исключения. В Кодексе канонического права 1917 г. впервые было определено, что в кардинальское достоинство может быть возведен только тот, кто имеет сан пресвитера (CIC (1917). 232 § 1); т. о., минимальный возраст возведения в К. становился равен минимальному возрасту для пресвитера - 24 года. До кон. XIX в. среди К.-диаконов многие не имели пресвитерского сана, напр. кардинал-перводиакон вице-канцлер Церкви Теодольфо Мертель (1806-1899); он - последний из К., кто не был пресвитером. До 60-х гг. ХХ в. не все К.-пресвитеры были епископами, часто не имели епископского сана К.-диаконы, состоявшие на службе в Римской курии. 15 апр. 1962 г. папа Иоанн XXIII motu proprio «Cum gravissima» постановил, чтобы все К. возводились в сан епископа (AAS. 1962. Р. 256-258), и 19 апр. 1962 г. совершил епископское рукоположение 12 К. Это положение соблюдалось и далее: в Кодексе канонического права 1983 г. указывается, что «лица, возводимые в кардинальское достоинство, кто еще не является епископом, должны принять епископское посвящение» (CIC. 351 § 1). Т. о., минимальный возраст для возведения в достоинство К. устанавливается в 35 лет - минимальный возраст для посвящения в сан епископа (CIC. 378 § 1). Однако начиная с возведения в кардинальское достоинство Анри де Любака (1983) стали делать исключения для тех, кто стал К. в возрасте более 80 лет, если они ходатайствовали перед папой об освобождении их от обязательного епископского рукоположения. К.-епископ высший чин в коллегии К., в к-рый возводят уже имеющего достоинство К.- К.-пресвитера или редко К.-диакона. Общее число К.-епископов (6 чел.) было закреплено буллой папы Сикста V «Postquam verum ille», Кодексом канонического права 1917 г. (CIC (1917). 231 § 1) и остается неизменным в наст. время.

http://pravenc.ru/text/1681025.html

После II Ватиканского Собора деятельность Н. была регламентирована motu proprio папы Павла VI «Sollicitudo Omnium Ecclesiarum» от 24 июня 1969 г. (AAS. 1969. Vol. 61. P. 473-484) и Кодексом канонического права 1983 г. Положения Кодекса 1917 г. в новом кодексе были повторены и расширены: Н. вменялось в обязанность «поддерживать тесные связи с конференцией епископов и оказывать ей всяческую помощь» (CIC. 364 § 3); «пересылать или предлагать Апостольскому Престолу имена кандидатов, а также проводить сбор сведений о кандидатах в епископский сан» (CIC. 364 § 5); поддерживать экуменические контакты (CIC. 364 § 6). Указывалось, что резиденция Н. изъята из юрисдикции местного ординария, за исключением матримониальных вопросов (CIC. 366 § 1). Была ликвидирована имевшаяся в Кодексе 1917 г. оговорка об ограничении богослужебных прав Н. в местных кафедральных соборах. С начала понтификата папы Римского Франциска апостольские Н. представляют Папский престол в 182 гос-вах и при ЕС, а также при ряде международных организаций: ООН; Отд-нии ООН и специализированных учреждениях ООН (Женева); Орг-ции ООН по окружающей среде и по населенным пунктам (Найроби); Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (Рим); ВТО (Женева); Орг-ции по запрещению химического оружия (Гаага); Всемирной туристской орг-ции (Мадрид); Международной орг-ции по миграции (Женева); Орг-ции американских гос-в (Вашингтон); Лиге арабских гос-в (Каир); Африканском союзе (Аддис-Абеба); АСЕАН (Джакарта) и др. Среди гос-в, в которых аккредитованы дипломатические представители Папского престола, только в 47 странах (гл. обр. с преобладанием католич. населения) и при ЕС апостольский Н. является дуайеном дипломатического корпуса (An. Pont. 2014. P. 1302-1331). В Российской империи постоянного дипломатического представительства Папского престола не было, хотя папские посланники в различном статусе находились при дворе рус. царей и российских императоров во время коронаций и когда возникали вопросы о взаимодействии российских властей и Римско-католической Церкви.

http://pravenc.ru/text/2577993.html

з. к., установленные Львом XIII, почти дословно вошли в Кодекс канонического права 1917 г. (разд. 23, каноны 1384-1405). Согласно Кодексу, помещение к.-л. сочинения в И. з. к. имело следствием запрет его печатать, переводить на др. языки, читать, хранить либо передавать другим лицам (CIC (1917). 1398). Владелец книги, внесенной в И. з. к., узнав о ее запрете, должен был уничтожить книгу или отдать тому, кто имел особое разрешение соответствующих церковных властей. Запрещению подлежали книги, защищающие ересь и раскол или стремящиеся любым способом разрушить основы христ. веры; направленные против Церкви или христ. обычаев; книги авторов-некатоликов, посвященные вопросам религии (если не указано, что в них нет ничего противоречащего католич. вере); книги и брошюры, в которых говорится о новых видениях, пророчествах, чудесах или которые пропагандируют новых святых, если эти издания были опубликованы без соблюдения канонических правил, книги, оспаривающие или высмеивающие любой католический догмат, защищающие ошибки, осужденные Папским престолом, стремящиеся разрушить церковную дисциплину, умышленно оскорбляющие церковную иерархию или клир и Церковь; книги, распространяющие суеверия, колдовство, гадания, предсказания, магию и т. п.; порнографические издания; любого рода изображения Христа, Девы Марии, ангелов и святых, если эти изображения не отвечают духу и наставлениям Римско-католической Церкви (CIC (1917). 1399). Запрещение одного или всех сочинений того или иного автора могло сопровождаться его отлучением от Церкви. Отлучению ipso facto должны были подвергаться все, кто, зная о запрещении, издавали, продавали, покупали, читали и передавали другим запрещенное произведение (CIC (1917). 2318). Книга могла запрещаться абсолютно, т. е. навсегда, либо «до исправления», т. е. до подготовки нового, исправленного издания. И. з. к. Льва XIII неоднократно переиздавался, последний раз - в 1948 г. (решения о запрещении книг принимались вплоть до 1961; последней книгой, внесенной в И.

http://pravenc.ru/text/389555.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010