О чем-то подобном с осуждением писал Марк Аврелий: «И чтобы готовность умереть шла от собственного суждения, а не из голой воинственности, как у христиан, – нет, обдуманно, строго, убедительно и для других, без театральности (τργωδος)» (Med., XI, 3). Однако этот «спектакль» христиане играли не для зрителей, а для самих себя, одновременно празднуя уход из этого мира и повергая сатану, который смог добиться победы над их телом, но не над душой. Авторы и редакторы агиографических сочинений усиливали этот «постановочный» элемент, подчеркивая и акцентируя театральную природу мученичества, и позже воспоминания об этих событиях займут свое место в христианской литургии. А. Д. Пантелеев Список сокращений Acta Acacii – Акты Акакия Acta Cypr. – Акты Киприана Acta Eupli – Акты Эвпла Acta lust. – Акты Юстина Acta Maximil. – Акты Максмилиана Acta Pauli et Theclae – Деяния Павла и Феклы Acta Phileae – Акты Филеаса Acta Theod. – Акты Феодора Ad Diogn. – Послание к Диогнету Ant. Pal. – Палатинская Антология Арр. Civ. – Аппиан. Гражданские войны Apul. Apol. – Апулей. Апология Arist. Nub. – Аристофан. Облака Athen. De res. – Афинагор. О воскресении Athenag. Leg. – Афинагор. Прошение за христиан Aug. Brev. Coll. – Августин Гиппонский. Краткие споры с донатистами bGit. – Гиттин (Вавилонский Талмуд) Caes. Serm. – Цезарий из Апля. Проповеди Cic. Ad Att. – Цицерон. Письма к Аттику Cic. II Verr. – Цциерон. 2 Речь против Верреса Cic. Pro Flacc. – Цицрон. Речь за Флакка Clem. Alex. Strom. – Климент Александрийский . Строматы Clem. Rom. 1 Ер. – Климент Римский . 1 Послание Коринфянам Clem. Rom. 2 Ер. – Климент Римский . 2 Послание Коринфянам Cod. lust. – Кодекс Юстиниана Cod. Theod. – Кодекс Феодосия Cypr. Ad Don. – Киприан. К Донату Cypr. De laps. – Киприан Карфагенский . О павших Cypr. Ер. – Киприан Карфагенский . Письма De exp. fid. – (Аноним). Изложение православной веры (?) Did. – Дидахе Dig. – Дигесты Dio – Дион Кассий. Римская история Diod. – Диодор Сицилийский. Историчсекая библиотека Diog.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

104 . . . «Quod si ita est, Coeli quoque parentes Dii habendi sunt, Aether, et Dies, eorumque fratres et sorores, qui a genealogis antiquis sic nominantur, Amor, Dolor, Metus, Labor, Invidia, Fatum, Senectus, Mors, Tenebrae, Miseria, Querela, Gratia, Fraus, Pertinacia, Parcae, Hesperides, Somnia; quos omnes Erebo et Nocte natos ferunt. Aut haec monstra probanda sunt, aut prima illa tollenda.» Cic. de Nat. Deor. III. 17. 105 «Ergo hi Dii sunt habendi, mortalibus nati matribus? (sc. Apollo, Vulcanus, Mercurius, Hercules, Aesculapius. Bacchus. &c.) Cic. ib. c. 18. Comp. Clemens. Alexand. Admon. ad Gentes. p. 18. seq.» 106 «Jam vero quid vos illa delectat explicatio fabularum, et enodatio nominum? exsectum a filio Coelum, vinctum itidem a filio Saturnum?» &c., Cic. ib. III. 24. From passages of this sort, occurring in the profane authors, it should seem, that the best informed of those times were growing weary of the follies of heathenism. Nevertheless they adhered to these errors, and even defended them: for which Lactantius, very properly castigates them, and Cicero in particular, Lib. II. II. 107 Gr. [Greek] the stealing of women, which proved the cause of so many wars in ancient times. Orat. de laudd. Constant, p. 533. A. B. 108 The Greek text of the Orat. de laudd. Constant, leaves us here; but. recurs to this passage, ib. p. 534. D. 109 The most famous instances of this sort was. perhaps, afforded by the Temple of Venus in Cyprus; to which people resorted from all quarters. A similar usage obtained among the Babylonians. Herodot. I. 199. 110 The well-known rape of Ganymede, son of Tros king of Phrygia. Ovid. Met. X. 155. shortly details the matter thus: «Rex Superum Phrygii quondam Ganymedis amore Arsit: et inventum est aliquid, quod Jupiter esse, Quam quod erat, mallet.» See also Lactantius de falsa Relig. Lib. I. cap. X. p. 34. Edit. 1698. «Illud vero summae impietatis ac sceleris, quod regium puerum rapuit ad stuprum:» seq. See also Clemens Alexand., who recites several such cases. Ib. Theodoret. Graec. affect. curat. Serm. III. p. 520. seq. And Arnobius adversus Gentes, Lib. I. p. 165. seq. Edit. 1604.

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Kesari...

диалогу, по диалогу с неверующими, по культуре и по социальной коммуникации. Для управления делами Церкви на территории В. существует викариат Города Ватикана (Vicariato della Città del Vaticano), к-рый возглавляется генеральным викарием папы Римского, являющимся также кардиналом-архипресвитером базилики св. Петра. Дипломатическая служба Согласно Кодексу канонического права, папе Римскому принадлежит право назначать и направлять своих легатов (послов) как в отдельные католич. Церкви, так и в гос-ва или др. субъекты международного права, а также смещать или отзывать их (CIC 362). На уровне межгос. отношений В. соблюдает нормы международного права «относительно направления и отзыва послов, аккредитованных при государствах» (CIC 308). В. обладает также правом принимать послов др. гос-в с постоянными или временными миссиями, формирующих дипломатический корпус при Папском престоле, существующий с кон. XV в. В наст. время В. поддерживает дипломатические отношения с более чем 160 странами мира. Большинство посланников имеют титул чрезвычайного и полномочного посла, остальные - советника-посла и др. Папский престол может быть представлен как легатами (апостольские нунции и апостольские делегаты), постоянными представителями при отдельных католич. Церквах, в гос-вах и при правительствах, так и делегатами или наблюдателями, направляемыми по папской миссии на международные совещания или конференции (CIC 363). Апостольские нунции - церковные дипломаты, осуществляющие постоянное представительство при Церквах или гос-вах, приравниваемые к дипломатическому рангу чрезвычайных и полномочных послов, назначаются папой Римским. Первая нунциатура была учреждена в Венеции (1500). Как правило, нунции бывают одновременно аккредитованы и при территориальном церковном сообществе (внутрицерковный аспект), и при гос. структурах (дипломатический уровень); дипломатический аспект их деятельности подчиняется нормам международного права (Венская конвенция 1961 г.), а внутрицерковный - нормам канонического права.

http://pravenc.ru/text/149913.html

Однако литургическое церковное сознание очевидно не желало примириться с таким юридическим смещением акцентов, поэтому в качестве попытки достичь некоего внутреннего смыслового равновесия начиная с XIII века возникает священническая формула «Я соединяю вас... (Ego coniungo vos...)», которая создана по аналогии с другими западными тайносовершительными формулами (т. е. Ego te baptizo..., Ego te absolvo...) и которую можно рассматривать как попытку вернуть заключение брака из исключительно правовой сферы в литургическую. Подобную тенденцию отражает и Тридентский Собор, постановивший в декрете «Tametsi», что браки, которые не были заключены соответствующим образом при участии священника в присутствии свидетелей, следует рассматривать как недействительные (Denzinger. Enchiridion Symbolorum, 1814): в исключительно правовом образе мысли, где для литургической составляющей не остается места, единственной попыткой ее сохранения становится возведение церковного чинопоследования до уровня обязательной формы. Первое ясное столкновение восточной и западной точек зрения мы встречаем уже в IX веке в послании папы Николая I к болгарам (866 г.). Согласно тексту, греки, от которых болгары незадолго до этого приняли христианство, рассматривали опущение церковного венчания как грех (peccatum), поэтому новообращенные адресовали этот вопрос римскому епископу. Однако папа в своем ответе вновь подчеркивает основное положение римского брачного права: «достаточно только выражения согласия» (Respons. ad Cons. Bulg. 3). Вполне понятно, что указанная разница во взглядах постепенно привела и к различной расстановке акцентов в богословском осознании таинства Брака. На Западе конститутивный consensus стал рассматриваться как «форма» Таинства, а супруги – как его совершители, тем самым договор брачующихся приобрел сакраментальный характер: «Между крещеными не может состояться такой действительный брачный договор, который тем самым не был бы таинством» (CIC, 1055, § 2), поэтому необходимое для заключения сакраментального брака согласие может быть выражено перед лицом диакона (CIC, 1108) или свидетелей – мирян (CIC, 1112). На Востоке же, поскольку священник сохранил свое подобающее ему экклезиологическое положение в чинопоследовании венчания, которое не претерпело такого серьезного смещения акцентов, произошедшего на Западе, именно он рассматривается в качестве «совершителя» таинства Брака.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

С кон. XII-XIII в. получила широкое распространение практика посмертных вкладов с условием совершения (в течение определенного периода или бессрочно) поминальных месс и др. богоугодных дел. Размер пожертвований и формы поминовения варьировались. В случае, если выделявшаяся для этих целей собственность являлась полноценным церковным бенефицием, она называлась «церковное капелланство» и ее мог получить лишь священнослужитель - бенефицированный К., к-рый пользовался бенефицием пожизненно. Если завещанное имущество не было полноценным церковным бенефицием, оно называлось «секулярное капелланство». В этом случае его получателем мог быть и мирянин, к-рый нанимал К. для совершения требуемых богослужений. В завещании нередко определялись конкретная церковь или алтарь, где должны были совершаться поминальные мессы. Если К. должен был служить не в частной капелле, он находился в юрисдикции настоятеля прихода и должен был при необходимости оказывать ему содействие. В Римско-католической Церкви, согласно действующему Кодексу канонического права (1983), К. определяется как священник, к-рому поручается пастырское попечение, хотя бы частичное, о к.-л. общине или особой группе верных Христу, осуществляемое по нормам универсального и партикулярного права. Если правом не предусмотрено иного и если кому-либо не принадлежат законно особые права, то К. назначает местный ординарий, он также правомочен вводить в должность представленного к ней кандидата или утверждать избранного (CIC. 564-565). К. в монашескую общину назначается ординарием после совета с настоятелем, и тот вправе отклонить предложенную кандидатуру или предложить собственную. К. не должен вмешиваться во внутреннее управление общиной (CIC. 567). Статус военных К. определяется особыми нормативными документами (CIC. 569). Как правило, они находятся в юрисдикции военных ординариатов - особых территориальных единиц, приравненных к епархии и подчиненных напрямую папе Римскому (возникли в XVII-XVIII вв.). Юрисдикция военного ординария является ординарной (собственной, но совокупной с юрисдикцией диоцезального ординария) и персональной (распространяется не на территорию, но на определенных лиц). Военные ординариаты организованы на основе норм апостольской конституции «Spirituali militum curae» от 21 апр. 1986 г. (до этого существовали военные викариаты), а также на основе особых норм, содержащихся в статутах каждого ординариата, утверждаемых Папским престолом (AAS. 1986. T. 78. P. 481-486). На 2012 г. в разных странах действует 36 военных ординариатов. Понятие «капеллан» используется также в правосл. военном ординариате Войска Польского.

http://pravenc.ru/text/1470311.html

из С.-Т., выделяются: «De natura et dignitate divini amoris» (О природе и достоинстве божественной любви), «De contemplando Deo» (О необходимости созерцания Бога), «Meditativae orationes» ([Духовные] размышления), «De sacramento altaris» (О таинстве алтаря), посвященное Бернарду Клервоскому. В. из С.-Т. принадлежат также «De natura corporis et animae libri duo» (Две книги о природе тела и души, 1138-1144), излагающие антропологическое учение на основе сочинений свт. Григория , еп. Нисского, Немесия , еп. Эмесского, Клавдиана Мамерта , блж. Августина и переводов Константина Африканского ; «Speculum fidei» (Зерцало веры, 1140-1144) и «Aenigma fidei» (Загадка веры, 1140-1144); «Expositio super Cantica Canticorum» (Комментарий на Песнь Песней; незавершенный); «Expositio in Epistolam ad Romanos» (Комментарий на Послание к Римлянам), посвященный проблеме благодати; «Vita Sancti Bernardi» (Житие св. Бернарда [Клервоского]). В. из С.-Т. написал ряд полемических произведений против совр. богословов-диалектиков: «Disputatio adversus Petrum Abaelardum» (Рассуждение против Петра Абеляра), «Disputatio catholicorum Patrum adversus dogmata Petri Abaelardi» (Рассуждение католических отцов против учения Петра Абеляра), «De errorobus Guillelmi de Conchis ad Sanctum Bernadum» ([Послание] о заблуждениях Вильгельма из Конша к святому Бернарду, 1140). Как и Бернард Клервоский, В. из С.-Т. отвергал рационализм Абеляра, богословов шартрской школы; полагал их рационализм непосредственной причиной еретического истолкования Св. Троицы, понимания живого Бога в качестве отвлеченного принципа у Вильгельма из Конша (De error. Guil. de Conch.). В. из С.-Т. стремился к мистическому обоснованию личного опыта духовной жизни, опираясь на авторитет святых отцов, прежде всего блж. Августина и свт. Григория Нисского. В его сочинениях ощутимо влияние идей Оригена и Иоанна Скота Эриугены . Учение В. из С.-Т. о взаимной любви Бога и человека, изложенное в «Золотом послании» и др. работах, отличается от рассуждений на ту же тему Бернарда Клервоского большей приверженностью к аналогии между способностями человеческой души и Лицами Св.

http://pravenc.ru/text/158662.html

455. § 2). В иных случаях ни конференция, ни ее председатель не вправе действовать от имени всего епископата страны, если все епископы и каждый из них в отдельности не дали на это согласия (CIC. 455. § 4). По завершении пленарного заседания конференции ее председатель должен переслать Папскому престолу для извещения и утверждения отчет о ее работе и принятые ею постановления (CIC. 456). При Е. к. могут быть учреждены особые службы и комиссии: по вероучению, литургическим вопросам, катехизации, католич. образованию, социальным проблемам и др. Несмотря на принятые в Кодексе канонического права ограничения властных полномочий Е. к., в 1985 г. на Всемирном Синоде епископов (см. Синоды епископов ) состоялись дискуссии об опасности централизации власти в Е. к. и созданных при них адм. органах и комиссиях, а также о возможных противоречиях между решениями Е. к. и общецерковными вероучением и правом. Учитывая высказанные в ходе дискуссий мнения, папа Римский Иоанн Павел II издал motu proprio «Apostolos Suos» (21 мая 1998), посвященное богословскому и юридическому определению Е. к. В документе отмечается, что отдельные Церкви, коллегиальным органом управления к-рыми являются Е. к., не могут существовать в отрыве от всей Римско-католической Церкви, поэтому решения Е. к., особенно касающиеся вероучительных вопросов, подлежат обязательному утверждению Папского престола, подтверждающего тем самым правильность вынесенных решений. В наст. время (An. Pont. 2007. P. 1104-1126) в Римско-католической Церкви создано 113 национальных Е. к., 94 из к-рых объединяет епископов отдельных гос-в, 15 состоит из представителей епископата неск. сопредельных стран, по 2 Е. к. действует на территории Индии и Великобритании (Английско-Уэльская и Шотландская). По своему статусу к Е. к. приравнены также 10 синодов епископов и 2 совета Восточных католических Церквей , а также 6 ассамблей в Церквах «sui iuris» . Мн. Е. к. входят в состав 14 международных объединений Е. к. (7 - в Африке, 2 - в Азии, 2 - в Америке, 2 - в Европе, 1 - в Океании).

http://pravenc.ru/text/190049.html

В ср. века в обширных приходах, особенно в городах, для помощи приходскому настоятелю могли назначаться др. священники. Эта должность называлась в разных местах по-разному: socii sacerdotes, adjutores, suffraganei и проч.- к В. они не причислялись. Кодекс канонического права 1917 г. (Can. 471-478) объединял под понятием приходского В. (vicarius paroecialis) лицо, замещающее настоятеля прихода в его отсутствие или, если он не мог исполнять свои обязанности (vicarius substitutus, adiutor и др.), и помощника настоятеля (vicarius cooperator). В ныне действующем Кодексе название «приходский викарий» сохранено только за последней должностью (CIC 545-552). В. может осуществлять пастырское служение как в пределах всего прихода, так и в определенной его части или же в отношении особой группы прихожан. Назначение на должность производится епархиальным епископом. Права и обязанности приходского В. определяются помимо общецерковного права уставом еп-ства и мандатом настоятеля прихода. В приходе может быть один или неск. приходских В. Аналогичный институт приходских В. существует и в протестант. церквах. При этом, ввиду отсутствия в этих церквах священства, приходские В., равно как и настоятели приходов, не являются священнослужителями в собственном смысле слова ни с т. зр. правосл. экклезиологии, ввиду отсутствия в этих церквах преемства рукоположений от апостолов, ни в соответствии с учением самих этих церквей, отрицающим сакраментальный характер ординаций . Действительность же священства англикан. Церкви не признана ни правосл., ни католич. Церковью, что относится и к англикан. В., имеющим посвящение в сан пресвитеров. Ист.: Деяния Московских Соборов 1666 и 1667 годов. М., 18932; Собор, 1918; Положение об управлении Русской Православной Церкви. М., 1945; CIC, 1983; Устав, 1989; Устав, 2000. Лит.: Никодим [Милаш], еп. Далматинский. Православное церковное право. СПб., 1897. С. 379-381; Павлов А. С. Курс церковного права. Серг. П., 1902. С. 250-251; Суворов Н. С. Учебник церковного права. М., 1912. С. 236-241; 261; Hartridge R. A. R. A History of Vicarages in the Middle Ages. Camb., 1930; Fournier E. L " origine du vicaire général et des autres membres de la curie diocésaine. P., 1940. Р. 283-400; Strigl R. Pfarrvikar//LTK. Bd. 8. Sp. 414; Naz R. Vicaire apostolique, auxiliaire, capitulaire et autr.//DDC. T. 7. Col. 1479-1504; Цыпин Вл. , прот. Церковное право. М., 1996. С. 283, 285, 287, 290; Юркович И. , пресв. Каноническое право о народе Божием и о браке. М., 2000. С. 115-116, 134-135.

http://pravenc.ru/text/158444.html

Кард. Иосиф Чэнь Жицзюнь. Фотография. Нач. XXI в. Препятствиями для диалога между Папским престолом и властями КНР являются дипломатические отношения Папского престола и Китайской Республики (Тайваня) и демографическая политика КНР, предусматривающая контроль рождаемости («1 семья - 1 ребенок»). Основным поводом для разногласий стал вопрос о назначении епископов. В соответствии с принятой в КНР процедурой (инструкции ЕККЦК и Административной комиссии от 1986 и 1993 гг.) епископ, избранный верующими (фактически назначенный властями), обязался соблюдать интересы гос-ва и отстаивать принцип «трех самостоятельностей». Рукоположение епископа без санкции Папского престола противоречит нормам канонического права католич. Церкви (CIC. 377-380), его участники автоматически подвергаются церковному отлучению (latae sententiae - CIC. 1382). Из-за того что мн. католики не признали епископов, назначенных вопреки воле Папского престола, сложилась практика, согласно к-рой кит. власти тайно согласовывали кандидатуру епископа с представителями Римской курии. Мн. епископы - члены ЕККЦК ходатайствовали перед Папским престолом о снятии отлучения. Положение осложнилось после принятия 8-м постоянным комитетом ККПА и ЕККЦК «Правил избрания и рукоположения епископов» (12 дек. 2012). Согласно этому документу, избранный епископ должен объявить о непризнании права Папского престола назначать на церковные должности; право выбирать рукополагающих епископов передавалось постоянному комитету ЕККЦК. Власти стали более строго контролировать назначение епископов, т. к. их авторитет среди духовенства и мирян зависел от того, принимали ли участие в их рукоположении епископы, отлученные от Церкви и не признанные Папским престолом. Каноническое положение епископов, входящих в ЕККЦК, остается неясным; к 2014 г. все епископские кафедры в КНР (кроме Гонконга и Макао) считались вакантными. Паломники в с. Дунлюй. Фотография. 2013 г. Паломники в с. Дунлюй. Фотография. 2013 г. В 80-х гг. XX в. были налажены отношения кит.

http://pravenc.ru/text/1841141.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПЕНИТЕНЦИАРИЙ [Лат. poenitentiarius, от poenitentia - покаяние], в Римско-католической Церкви клирик, к-рому правящий епископ делегирует совершение в диоцезе таинства Покаяния, а также наложение и снятие церковных прещений (цензур). С распространением в католич. Европе в XII в. частной сакраментальной исповеди и практики выдачи особых разрешительных грамот - индульгенций связано возникновение особой должности клирика-духовника, иногда называвшегося П. (одно из первых упоминаний - в постановлениях Собора в Йорке в 1195 - Councils and Synods with other Documents Relating to the English Church. Oxf., 1981. Vol. 1. Pt. 2: AD 1066-1204/Ed. D. Whitelock e. a. P. 1051). Латеранский IV Собор (1215) предписал епископам назначать помощников и заместителей для приема исповеди и определения церковных прещений (канон 10), однако термин «пенитенциарий» в постановлении не используется. Под влиянием соборных постановлений должность П. к сер. XIII в. появилась в большинстве диоцезов Сев. Франции и Англии ( Mansfield M. C. The Humiliation of Sinners: Public Penance in XIIIth-Cent. France. Ithaca (N. Y.); L., 2005. P. 100-101). Согласно решению Тридентского Собора (1545-1563), в кафедральных капитулах надлежало создать должность каноника-П. На нее могли назначаться клирики не моложе 40 лет, имевшие степень магистра, доктора или лиценциата теологии или канонического права (CTrident. T. 5. P. 241-242; T. 9. P. 982). Действующим Кодексом канонического права Римско-католической Церкви (1983) каноник-П. определяется как лицо, имеющее в силу самой должности ординарное полномочие принимать исповеди на территории своей юрисдикции (CIC. 968 § 1), а также в рамках покаянной дисциплины (forum internum) «освобождать от цензур по заранее вынесенному решению, не объявленных и не сохраняемых за Апостольским Престолом. На территории диоцеза он может освобождать от цензур и лиц, не принадлежащих к диоцезу, а лиц, принадлежащих к нему,- даже за пределами диоцеза» (CIC. 508 § 1).

http://pravenc.ru/text/2579952.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010