проблемах. Его первыми целями были отвоевание земель центральной М. Азии у сельджуков, а также контроль над Антиохийским княжеством крестоносцев. Уже весной 1143 г., продолжая политику отца, М. вел переговоры с антиохийцами и требовал передать город Византии. В 1144 г. визант. войско и флот (командующие Андроник и Иоанн Кондостефаны, Просух, Дмитрий Врана) атаковали сев. области Антиохии и овладели неск. крепостями в Киликии. Почти одновременно с византийцами активизировал свои нападения эмир Мосула Имад ад-Дин Зенги, который в дек. 1144 г. захватил у крестоносцев Эдессу. Устрашенный положением своего гос-ва, в 1145 г. кн. Раймунд Антиохийский совершил поездку в К-поль, где у гроба имп. Иоанна II подтвердил свою вассальную преданность М. К., а также согласился принять в Антиохии правосл. патриарха (этот пункт договора не был реализован). В 1145 г. М. К. развязал войну против Иконийского султаната. Укрепив границу в Вифинии, в 1146 г. М. К. продвинулся к югу от горного массива Олимп Вифинский, одержал победу в бою при Акроине и вскоре подошел к окрестностям Икония. Сражение рядом с городом не принесло решительного результата, а к осаде Икония М. К. был не готов. Начав отход, он нанес еще неск. поражений сельджукам, но в бою у истока р. Меандр (Фригия) был ранен стрелой в ногу ( Cinnam. Hist. II 9). В 1147 г. М. К. продолжил борьбу с султанатом и стал готовить осаду Икония. Однако его планы были нарушены известиями о подготовке 2-го крестового похода в Зап. Европе, и к лету 1147 г. М. К. заключил 12-летний мир с иконийским султаном Масудом I, удержав за собой ряд незначительных территорий. Войне сопутствовало заключение союза с эмиром Севастии (Сиваса) Ягибасаном Данишмандидом, к-рый в это время признал себя вассалом М. К. и выпускал монеты с изображением императора и упоминанием о себе как о рабе М. ( Oikomonides. 1983). Второй крестовый поход (1147-1149; см. ст. Крестовые походы ) стал неожиданностью для Византии и серьезно нарушил политические расчеты М. К. В последующие почти 10 лет основное внимание М.

http://pravenc.ru/text/2561894.html

Святитель Нифонт правил паствой 25 лет 8 месяцев. При неусыпных его заботах о сохранении мира в Русском государстве, при постоянных трудах и попечении для благоденствия паствы, он весьма много заботился об умножении славы Божией и вечном спасении вверенного ему стада. Памятником его высокого благочестия и его неусыпного попечения о спасении душ служит построение и украшение многих церквей в Новгороде, из коих некоторые существуют доныне. В 1135 г, заложил святитель Нифонт на Торговищи, на Козьей Бородке каменную церковь Успения Божией Матери, которая окончена была строением в 1144 г. и которая существует доныне. Здесь есть икона святителя, на которой он представлен в молении со святителем Никитой, тоже сперва бывшим пострижеником и подвижником Печерским, потом архипастырем Новгорода, который после своей кончины оставил сокровище мощей своих. В том же 1144 г. Нифонт украсил иконным писанием соборный храм Святой Софии весь, даже до притворов, и покрыл его оловом. А в 1151 г. он снова украсил внутри и снаружи храм Святой Софии: «Поби, – говорится в летописи, – Святую Софию свинцом, всю прямь (и всю извъну, по некоторым, изнову и извону) известию маза всю около». В этом же 1151 г. он соорудил другие две церкви святого Василия и равноапостольных Константина и Елены. В 1151 г. на Торговой стороне Новгорода, на Иворовой улице, заложил каменную церковь святого Климента, которая существует доныне. В 1154 г. при епископе Нифонте и его же старанием на Софийской стороне на Савиной улице устроена каменная церковь Саввы Освященного. Немало он обновил и других церквей на Торговой стороне, обгоревших во время страшного пожара в 1152 г. Пример архипастыря благотворно действовал и на других благочестивых людей. В 1135 г. заложена каменная церковь Николая Чудотворца в Неревском конце на Яковлевой улице. В 1146 г. построены четыре церкви деревянных: святых благоверных Бориса и Глеба в околотке, в каменном городе – Козьмы и Дамиана на Холопьи улицы; святого пророка Илии и святых апостолов Петра и Павла на холме.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

67 . Утренние песни из древлеславянской Псалтири XIII века//Чтения в О-ве любителей духов, просвещения. – 1877. – Апр. – С. 1–140. 68 . Хождение по Вознесении Господа нашего Иисуса Христа св. Апостола и Евангелиста Иоанна, учение и преставление: Списано Прохором, учеником его: Из рукописи XV-XVI веков собрания архимандрита Амфилохия с греческим текстом по рукописи 1022 года 162. слич. с рукоп. XI-XII веков и XIII века 178 и 159 Московской Синодальной библиотеки: С хромолит. изобр. св. Иоанна Богослова и его ученика Прохора. – М.: Тип. Кудрявцевой, 1879. -XII, 68 с., л. ил. 69 . Царские врата в Успенской теплой церкви в Николо-Угрешском монастыре: Древние церковные вещи того же монастыря//Сб. на 1866 г. изд. О-вом древнерус. искусства при Моск. публ. лицее. – М., 1866. – Отд-ние 2. – С. 122–124. 70 . Четвероевангелие Галичское 1144 года, исправленное по древним славянским памятникам согласно греческому подлиннику с четырьмя изображениями Евангелистов и двумя изображениями Спасителя с двумя приложениями: По одной главе из самодревнейшего глаголитского Четвероевангелия, изданного академиком Ягичем, и Четвероевангелия славянского, теперь принятого, по одной же главе для сравнения разностей текста и приложения с заставками и заглавными буквами, которые здесь помещены в тексте и не помещены, но заимствованы из тех же славянских и греческих рукописей как заслуживающие внимания любителей дорогой нам русской и греческой старины. – М.: Тип. Снегирева, 1885. – с., л. ил., факс. 71 . Четвероевангелие Галичское 1144 года, сличенное с древлеславянскими рукописными Евангелиями XI-XVII веков и печатными: Острожским 1571-го и Киевским 1788 годов и с греческим Евангельским текстом 835 года, сличенным с греческими Четвероевангелиями X и XI веков графа Орлова-Давыдова и с разночтениями, выбранными преосвященным Порфирием из Евангелий Императорской Публичной библиотеки в С.-Петербурге и печатным 1757 года, изд. Рейнекция. и 1854 года, изд. Тишендорфа: В 3 т. – М.: Тип. Снегирева, 1882–1883.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

А сохранившихся списков второй известно: Один небольшой отрывок из Псалтири и одна целая Псалтирь XI в. (первый Евгеньевский, о нём Востоков в Учёных Записках II отд. Академии Наук, кн. II выпуск 2, стр. 59. Вторая находится в Библиотеке Чудова монастыря, Срезневский в Древних памятниках Русского письма и языка, стр. 21 col. 2. Весь сохранившийся остаток первой, образцы текста второй и фотографические снимки письма обеих Псалтирей в приложениях к книге Срезневского), одна Псалтирь XII (Публичная библиотека, Срезневский ibid. 39). Не сохранилась до настоящего времени, но известна по сохранившейся записи рукопись 16 пророков, написанная в Новгороде в 1047г. для князя Новгородского Владимира Ярославича попом Упирем Лихим. (Запись попа Упиря читается в некоторых позднейших списках книг пророческих, см. её у Срезневского, ibid. 12). О существовании у нас в период до-монгольский именно книг пророческих свидетельствует и летописец, когда под 1037г., говоря о пользе чтения книг, вместе с Евангелием и Апостолом и житиями святых называет и эти книги: „почитая пророческые беседы”... Из Евангелий не богослужебных, представляющих не один только богослужебный избор чтений, а евангелистов в полном составе (называвшихся у нас тетроевангелиями и тетрами, что есть греческое τετρευαγγλιον, четвероевангелие, тогда как изборы чтений назывались апракосами, см. 2 половину тома по 1 изданию стр. 445) известно в настоящее время: два Евангелия полные, из которых одно написано в 1144 году и, называясь от места своего прежнего нахождения Галичским, теперь находится в Московской Синодальной Библиотеке (издано преосвященным Амфилохием в 1882–1888г. под заглавием: Четвероевангелие Галичское 1144 года, сличённое с древнеславянскими рукописными Евангелиями XI-XVII вв. и печатными...; см. о нём у Горского и Невоструева в Описании Синодальных рукописей отд. I, стр. 208 sqq, также у Буслаева в Исторической хрестоматии col. 41, у Срезневского в Славяно-русской палеографии XI-XIV в., стр. 150, и у Воскресенского в его издании: Евангелие от Марка по основным спискам четырёх редакций, Сергиев Посад, 1894, стр.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Памятником его высокого благочестия и его неусыпного попечения о спасении душ служит построение и украшение многих церквей в Новгороде, из коих некоторые существуют доныне. В 1135 году, заложил св. Нифонт на торговищи на козьей бородке каменную церковь Успения Божией Матери, которая окончена была строением в 1144 г. и которая существует доныне 106 . Здесь есть икона святителя, на которой он представлен в молении со св. Никитою, тоже сперва бывшим постриженником и подвижником печерским, потом архипастырем Новгорода, которому после своей кончины оставил сокровище мощей своих. В том же 1144 г. Нифонт украсил иконным писанием соборный храм св. Софии весь, даже до притворов, и покрыл его оловом 107 ; а в 1151 г. он снова украсил внутри и снаружи храм св. Софии: «поби, говорится в летописи, святую Софию свинцом, всю прямь (и всю извну, по некоторым, изнову и извону) извистию маза всю около» 108 . В этом же 1151 г. он соорудил другие две церкви св. Василия и равноапостольных Константина и Елены 109 . В 1151 г. на торговой стороне Новгорода, на Иворовой улице заложил каменную церковь св. Климента, которая существует доныне 110 . В следующем, 1154 г., при епископе Нифонте и его же старанием на Софийской стороне в Савине улице устроена каменная церковь Саввы освященного 111 . Немало он обновил и других церквей на торговой стороне, обгоревших во время страшного пожара в 1152 г. Пример архипастыря благотворно действовал и на других благочестивых людей. В 1135 г. заложена каменная церковь Николая чудотворца, в Неревском конце на Яковлевой улице 112 ; в 1146 г. построены четыре церкви деревянных: св. благоверных князей Бориса и Глеба в околотке; в каменном городе – Козьма и Дамиан на Холопьи улицы; св. пророка Илии и св. апостола Петра и Павла на холме 113 . Благочестивая ревность архипастыря о построении храмов простиралась и за пределы Новгорода. В 1153 г. он ходил в Ладогу и сам лично заложил там каменную церковь во имя св. Климента 114 ; наконец, в 1156 г., незадолго до своей кончины, он построил близ города Пскова благолепную церковь Преображения Господня и при ней учредил обитель между двумя реками – Великой и Мирожью, от которой и самая обитель впоследствии получила название Спасо-Мирожской; там и ныне показывают чашу его, вырезанную из древесного корня и оправленную в серебро 115 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Tihomiro...

Во время понтификата ученика Абеляра Целестина II (1143-1144), взошедшего на папский престол после Иннокентия II, возникло так называемое «Предсказание о папах», характеризующее будущих пап одним-двумя предложениями. Согласно преданию, эти предсказания принадлежат некоему Маол-Маодхогу, по другим сведениям - " Моргайру, архиепископу Армайскому (1129-1148). Ирландский архиепископ отказался от своего поста и под влиянием своего друга Бернара Клервоского вступил в монашеский орден. Под его именем и увидело свет произведение под названием «Prophetia de Romanis Pontificibus» («Предсказание о папах»), содержащее 111 кратких характеристик типа сентенций о будущих папах с 1143 года и до конца света. Согласно этому труду после Целестина II последуют еще 110 пап, и при последнем, Петре II, наступит Страшный суд. Целестин II в соответствии с каталогом был 166-м папой. Если к этому числу прибавить предсказанное число 110, то всего будет 276 пап. В настоящее время правит 265-й папа. Поддерживавший тесные отношения с норманнами папа Луций II (1144-1145) был из партии Франгепанов. Во время его понтификата римская аристократия и народ реставрировали республику, вновь избрали Сенат и поставили во главе города консула в звании патриция. Они изгнали папского правителя и объявили город независимым. Папство временно вновь очутилось в условиях, в которых оно пребывало в эпоху раннего средневековья. Папа Луций бежал в Капитолий, спасаясь от Пьерлеонов, напавших на Франгепанов, и был убит брошенным в голову камнем. Цистерцианский монах, ставший папой Евгением III (1145-1153), ученик Бернара Клервоского, бежал от римлян в Витербо и сделал его своей резиденцией. Организованные в XII веке коммуны, объединившись с еретическим движением, освободили большинство итальянских городов от непосредственной власти феодалов. Демократические движения вскоре привели к созданию коммуны и в Риме. Во главе антипапского движения обедневших дворян и горожан встал ученик Абеляра, монах ордена августинцев Арнольд Брешианский, который сочетал идеи городского самоуправления с древними еретическими учениями, требовавшими восстановления первоначальной бедности церкви. Арнольд провозгласил, что церковь должна отказаться от своих владений и политической власти.

http://sedmitza.ru/lib/text/441608/

евангелистов и сказание гласов и недельных евангелий в продолжении всего года. В месяцеслове – славянские названия месяцев: рюнъ (сентябрь), листопадъ, гроуденъ, просниець, сченъ, береоолъ, травнъ, иокъ, червенъ, аревъ. 19 октября: прпобнаго. ца. нана. 3 мая: стго феодосыа (печерского.) – Кроме вышеприведенной записи о времени написания, в сем евангелии есть еще нисколько приписок, изъясняющих позднейшую судьбу этого памятника (две приписки на л. 228-м, затем – на переплетной доске и по листам, начиная с 3-го, – напечатаны у Горского и Невоструева и у Буслаева). Из этих приписок видно 1) , что Евангелие сие, в 1144 году писанное, в XVI в. и гораздо раньше принадлежало Галичской кафедральной церкви, на Крылосе (местечко близ Галича, с монастырем Успения Божией Матери). Гедеон Болобан, епископ галичский, львовский и каменец-подольский в июне 1576 г. видел в означенной церкви эго евангелие, положенное туда «от лет давних». 2) Около 1679 г. оно перешло в руки молдавского митрополита Досифея и им назначено было к возвращению на свое место – Крылос. 4) Неизвестно, как и когда оно попало в руки справщику, бывшему учителю греческого языка в Москве, пред Лихудами, иеромонаху Тимофею, после смерти, которого перешло в 1699 г. на печатный двор, „в книгохранительную палату”. Эта рукопись – древнейший, с обозначением года, кирилловский список четвероевангелия – принадлежит, бесспорно, к замечательным памятникам древнеславянской и в частности древнерусской письменности и по тексту и по своим фонетическим, морфологическим и лексикальным особенностям. Давнее местонахождение его в местечке Крылос, близ Галича, в связи с некоторыми особенностями языка, позволяет считать Галичское Евангелие древнейшим памятником письменности юго-западно-русской. Поэтому-то исследователи истории русского языка, желая проследить в древнерусской письменности черты русских наречий, отличающих ныне юг от севера и запада, с особенным вниманием останавливаются на Галичском Евангелии 1144 года. – Калайдович, Иоанн экз.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voskr...

Георгия в Триокале и освободил его от подчинения мессанскому монастырю Спасителя. 881 В 1144 г. укрепил за монастырем св. Ангела Brolo, или Lisico, в Сицилии имения, пожертвованные его отцом, увеличив их новыми со своей стороны пожалованиями, дал игумену и монахам этого монастыря право суда над жителями окрестностей этого монастыря и даже целого города св. Ангела, за исключением дел уголовных, освободив самый монастырь от всякой власти церковной и светской. В 1145 г. он возобновил права относительно владений сицилийских монастырей – св. Филиппа во Фраголе, 882 Марии de Gala, 883 Благовещения Пресвятой Богородицы в селении Манданихии 884 и св. Филиппа Великого, или Агирского; 885 кроме того, игумену монастыря Благовещения он дал право суда над окрестными жителями, а монастырь Филиппа Агирского освободил от церковной и светской юрисдикции. 886 Наконец, Роджером II были даны три сигиллия (1104, 1122 и 1130) монастырю Новой Одигитрии в Калабрии, которыми утверждались за монастырем его недвижимые имения и парики. 887 Из монастырей, построенных при Роджере другими лицами, известны: монастырь св. Иоанна Териста в Стиле на территории Сивиляче в Калабрии, прославленный высоконравственной жизнью своего ктитора († 1127) 888 и считавшийся в середине XII в. (1144) caput monasteriorum ordinis s. Basilii in Calabria, 889 и монастырь свв. апостолов Петра и Павла de Agro в Сицилии, основанный монахом Варфоломеем. Игумену этого последнего монастыря Роджер II пожаловал достоинство светского барона, а самому монастырю – несколько имений. 890 Со смертью короля Роджера (1154) окончились и счастливые дни для южноитальянского греческого монашества. Правление Вильгельма Злого (1154 – 1166) ознаменовалось настоящим гонением против греческих монахов, поднятым фаворитом короля адмиралом Майо из Бари. 891 Целые сотни греческих монахов были казнены или отведены в рабство. Масса греческих монастырей была разрушена или разграблена; другие обители были переданы во владение латинских монашеских орденов.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/s...

«Слово о женах» в Сборнике Сергиевой Лавры 31) с надписью: «на праздник Иоанна Предтечи Иоанна Златоустог о» и по содержанию и по добродушно-шутливому тону так сходно с Посланием к князю Долгорукому, что нельзя не признать в том и другом сочинении одного и того же сочинителя. Слово составлено по подражанию известному, подложному, Слову Златоустого на Иродияду, и потому названо Златоустовым; в него внесено кое-что из «Пчелы» преп. Максима; и «Послание» также имеет в виду Пчелу Максима. 35. Патриарха Луки Послание к князю Андрею Боголюбскому, 1160 г., о принятии епископа Нестора и о праздничных днях (изд. в Никон. лет. II, 180–189; сл. Медведева). 36. Иоанн Илия , архиепископ Новгородский. Он был священником при храме св. Власия на Волосовой улице, и в 1164 г. избран был в епископа Новгородского, а в 1167 г., по просьбе новгородцев, дан ему и его преемникам сан архиепископа. В 1169 г. молитвы его призвали помощь Богоматери на спасение Новгорода от суздальского войска. В 1170 г., в 3-х верстах от Новгорода, на озере Мячине, основан им монастырь с храмом Благовещения. Счастливый в примирении князя Андрея с Новгородом, он в 1172 г. построил над воротами Благовещенской обители своей каменный храм Богоявления. Построив еще несколько храмов, престарелый святитель в 1186 г. удалился на покой, принял схиму с именем Иоанна и вскоре скончался. (Собр. лет. III, 13, 15, 17, 18, 126, 215, 216). Известны его: а) 28 правил, данных в разрешение вопросов Кирика. (Изд. в Памятн. XII в. стр. 200,203. 25 правил, по рукоп. Румянцева, принадлежат еписк. Аркадию). «Если человек покается, а грехов на нем много: то не велел тотчас налагать епитимии, а назначить что-либо малое; когда же обучится, то прибавлять ему понемногу, но не слишком отягчать (пр. 10). Если кто, находяся под епитимиею, идет в дальний путь: то разрешить его, прочесть молитву разрешительную, а после пусть выполняет заповедь, какую назначил духовник. Если кто идет на войну или сделается болен: дать ему причастие (пр. 11). Вот носили детей для молитвы к варяжскому священнику! Назначить епитимию на шесть недель, ибо они похожи на двуверцев» (пр. 16). б) Из двух других правил его, одно говорит о том, как поступать во время литургии, когда забыли влить в чашу вино; а другое относится к св. агнцу (там же, стр. 223, 224). в) Словарь (I, 255, 258) основывает мнение о св. Иоанне, сочинителе Новгородской летописи, на том, что под 1230 г. в одном списке летописи написано: «и мне грешному Иоанну попови », а под 1144 г. записано: «в тоже лето постави мя попом архиепископ святый Нифонт». Что св. Иоанн († 1186 г.) мог быть посвящен в священники в 1144 г., это вероятно: он умерь в глубокой старости. Заметки современника в 1-й Новгородской летописи видим под 1138, 1145, 1156, 1161 годами. Вот основания, по которым более чем вероятно, что св. Иоанн писал летопись.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Второй епископ Милитены Акакий управлял митрополией до 250–251 г. (Fedalto 1988. P. 39). В 1-й «Нотиции» Константинопольской Церкви упоминается на 18-м месте (Darrouzès 1981. P. 204). 185 Самосата – епископия, подчинявшаяся Иераполю в составе Евфратской про-винции Антиохийской Церкви (III–X вв.), в 8-й «Нотиции» упоминается на 57-м месте (с ошибочным надписанием το σμωστου или σμσατον с разночтением Σαμοσατον V (224a. Valicellanus C 11). Darrouzès 1981. P. 292). Во времена Стифата в городе существовала только иерархия Западно-сирийской яковитской церкви (кон. VI b.–XII в.) (Fedalto 1988. P. 796–798). 186 В тексте, скорее всего, ошибочная форма, у Г. Федальто и Ж. Даррузеса – Камах (Κμαχος), митрополия Армении. Округ Камаха был частью Колонии, которую Лев VI соединил с округом Келтзини для того, чтобы создать новую фему Месопотамии: тогда Камах был возведен в ранг митрополии с 5-ю зависимыми епископами. Первый упоминаемый епископ – Георгий (681–691), последний – Даниил (с 1294 г.) (Fedalto 1988. P. 844–845). В 7-й «Нотиции» Константинопольской Церкви, составленной патриархом Николаем Мистиком (во время второго патриаршества с 15 мая 912 по 15 мая 925 (?)), Камах впервые упоминается на 46-м месте (Darrouzès 1981. P. 272). 187 Эдесса – митрополия провинции Осроэны Антиохийской Церкви. По преда-нию, первым епископом Едессы был апостол Фаддей (Eus. Hist. eccl. 1, 13, 4:4–5/Éd. par G. Bardy. Paris, 1952. SC 31. P. 41. TLG 2018/2). Второй епископ Барсимей претерпел мученическую кончину в 106 или 112 г. В 216 г. Эдесса стала римской колонией, в 363 г. сдалась персам, в 640 г. захвачена арабами, в 944 г. на время отвоевана византийцами. Во времена полемики Стифата с армянами оккупирована турками-сельджуками (с 1040 г.), позднее, с 1098 по 1144 г., стала столицей королевства крестоносцев с латинской иерархией. Время жизни последнего епископа Византийской Церкви приходится на 2-ю пол. XIV в. С 542 г. Эдесса стала центром Западно-сирийской яковитской церкви, а с 590 по 1144/1145 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010