Вплоть до принятия Кодекса канонического права 1917 г. круг источников права для католич. Церкви был гораздо шире современного. Так, в Декрете Грациана содержатся разнообразные по происхождению нормы: цитаты из Свящ. Писания, постановления Вселенских и поместных Соборов, акты зап. местных Соборов, высказывания отцов Церкви, декреталии Римских пап, постановления и судебные решения отдельных епископов, постановления рим. императоров и нормы «Corpus iuris civilis» имп. Юстиниана, капитулярии Меровингов и Каролингов, постановления римско-герм. императоров. Одним из основных источников для формирования К. п. было рим. право, и Зап. Церковь в средние века сыграла важнейшую роль в его рецепции в Европе. Большое количество норм К. п., заимствованных из светского права, способствовало разработке средневек. канонистами концепции «апробированного» католич. Церковью светского права, а также концепции рим. права как вспомогательного права (jus suppletorium), обосновывавших их применение, когда каноны не дают ясных указаний. Если доктрина вспомогательного права была в ходу до 1917 г., то концепция «апробированного» права сохраняет актуальность до наст. времени. Римско-католическая Церковь «апробирует» гражданские законы, не противоречащие Божественному праву (CIC. 22). В католич. К. п. учитывается национальное государственное право в части норм, касающихся договоров (CIC (1917). 33 § 2, 1529; CIC. 1290) и сделок (CIC (1917). 1926; CIC. 1714), заключения брака (CIC (1917). 1059, 1063 § 3, 1080 и др.; CIC. 1071 § 1. 2, 1105 § 2), усыновления (CIC (1917). 1059, 1080; CIC. 110, 877 § 3), опеки (CIC. 98 § 2), прескрипций (CIC (1917). 1508; CIC. 197), доказательств в суде с использованием офиц. гос. документов (CIC (1917). 1813 § 2, 1814), завещаний (CIC (1917). 1301 § 1, 1513 § 2; CIC. 668 § 1, 1299 § 2), управления церковным имуществом (CIC (1917). 547 § 2, 1523 § 2; CIC. 1500, 1284 § 2.3, 1286 § 1), препятствий к рукоположению в сан (CIC (1917). 987 § 5) и др. В нек-рых странах, где католицизм являлся гос. религией, К. п. было встроено в систему национального права (в ряде гос-в это положение сохраняется и в наст. время).

http://pravenc.ru/text/1470253.html

В Зап. Римской империи разделение территории гос-ва на Д. не повлияло на церковную жизнь. Здесь Д. и парикия (paroecia) рассматривались как синонимы и обозначали церковный округ, возглавляемый епископом ( Clayes Bouuaert. Col. 1257-1258). Д. мог также называться приход или приходская церковь; юрисдикция архиерея в пределах его епархии тоже иногда именовалась Д. ( Niermeyer. P. 334-335; многочисленные примеры употребления термина «Д.» применительно к епархиям и приходам см.: Hefele, Leclercq. P. 22 n. 2). Если на Востоке пересмотр административно-территориального деления империи автоматически приводил к изменениям в границах церковных областей, то на Западе считали, что для таких изменений требуется решение компетентной церковной власти (т. е. папы Римского) ( Jones. Vol. 2. P. 381). Учреждение Д. окончательно становится папской прерогативой с XI-XII вв. С XIII в. Д. превращается в технический термин, аналогичный правосл. епархии (в совр. смысле). В ныне действующем каноническом законодательстве католич. Церкви подчеркивается, что каждый Д., объединяя мирян, клириков и епископа посредством Евангелия и Евхаристии, является тем самым отдельной Церковью и в то же время проявлением единой католич. Церкви (CIC. Can. 369). В соответствии с этим определено, что диоцезному епископу в его Д. принадлежит вся полнота церковной власти, за исключением тех полномочий, к-рые папа Римский сохраняет за собой или за др. органами церковной власти (CIC. Can. 381. 1). По правовому статусу к Д. приравниваются территориальная прелатура и территориальное аббатство, апостольский викариат и апостольская префектура, а также учрежденная постоянным образом апостольская администрация (CIC (1917). Can. 215; CIC. Can. 360). В наст. время полномочия по учреждению Д., их разделению, объединению и упразднению, а также изменению их границ осуществляются исключительно папой Римским (CIC (1917). Can. 215; CIC. Can. 373). Создание нового Д. оформляется папской буллой. По общему правилу каждый Д. должен иметь определенную территорию, охватывая всех верующих, к-рые проживают на ней. Однако Д. могут создаваться не только по территориальному признаку, но и на основании используемого обряда, в связи с чем на одной территории может существовать неск. Д. (CIC. Can. 372; Bowen. P. 871). Каждый Д. является юридическим лицом и приобретает правосубъектность в момент создания (CIC. Can. 373); в качестве полномочного представителя Д. во всех правоотношениях выступает соответствующий диоцезный епископ (CIC. Can. 393). Название Д. повторяет название города, где расположена его кафедральная церковь, при к-рой находится и резиденция диоцезного епископа ( Paschini, Ciprotti. Col. 1651). Внутреннюю структуру Д. образуют приходы, возглавляемые настоятелями (CIC (1917). Can. 216; CIC. Can. 374. 1); приходы могут объединяться по решению епископа в окружные вик-ства (аналогичные благочиниям в правосл. Церкви) под рук. деканов или архипресвитеров (CIC (1917). Can. 217; CIC. Can. 374. 2, 553-555).

http://pravenc.ru/text/178522.html

«Церковь обладает прирожденным правом требовать у верных Христу то, что ей необходимо для достижения свойственных ей целей» (CIC. 1260), диоцезный епископ должен напоминать верующим об обязанности «приходить на помощь Церкви в ее нуждах» (CIC. 222. § 1; 1262) и побуждать к ее исполнению (CIC. 1261. § 2). Диоцезный епископ имеет право «обложить подчиненных ему публичных юридических лиц умеренной податью, соразмерной с их доходами», на проч. физических и юридических лиц он может лишь в случае необходимости налагать чрезвычайный и умеренный налог (CIC. 1263). Кроме того, конференция епископов может устанавливать нормы сбора пожертвований, к-рые должны всеми соблюдаться (CIC. 1265. § 2), а также местный ординарий может распорядиться о сборе пожертвований для определенных приходских, диоцезальных и общецерковных начинаний (CIC. 1266). Священные предметы нельзя использовать в мирских целях, если они не утратили освящение или благословение. Священные предметы, находящиеся в собственности частных лиц, могут быть приобретены частными лицами по сроку давности; принадлежащие публичному юридическому лицу может приобрести только юридическое лицо (CIC. 1269). «Недвижимое имущество, ценное движимое имущество, права и акции - как личные, так и вещные,- принадлежащие Апостольскому Престолу, имеют срок давности в сто лет, а то, что принадлежит иному церковному публичному юридическому лицу,- срок давности в тридцать лет» (CIC. 1270). В Кодексе говорится о том, что «в тех регионах, где по сей день существуют бенефиции» конференция епископов распоряжается этими бенефициями в соответствии с нормами, к-рые утверждаются Папским престолом (CIC. 1272). В управлении имуществом диоцезальному епископу помогают экономы (CIC. 1278). Каждое юридическое лицо имеет совет по экономическим вопросам или 2 советников, которые оказывают помощь управляющему (CIC. 1280). «В силу своего первенства в управлении Римский Понтифик является верховным администратором и распорядителем всего церковного имущества» (CIC. 1273).

http://pravenc.ru/text/389523.html

Права К.-диакона переходить с одной диаконии на другую, а также по истечении 10 лет в чин К.-пресвитера были закреплены Кодексом канонического права 1917 г. (CIC (1917). 236 § 1). В то же время такие переходы не являлись обязательной практикой, и нередки случаи, когда оптация К.-диакона в К.-пресвитера совершалась до истечения 10 лет или когда К. оставались в чине диакона пожизненно. С 70-х гг. ХХ в. все К.-диаконы после 10 лет пребывания в этом чине стали возводиться в К.-пресвитеров; новая практика была зафиксирована в Кодексе канонического права 1983 г. (CIC. 350 § 5). В случае перехода К.-диакона в чин К.-пресвитера в качестве титулярного храма за ним может быть сохранена его прежняя диакония как исключение (pro illa vice). К.-диаконы, получившие по истечении 10 лет достоинство К.-пресвитеров, имеют преимущество по старшинству над К.-пресвитерами, возведенными в кардинальское достоинство позже них (CIC (1917). 236 § 2; CIC. 350 § 6). Коллегию К.-диаконов возглавляет К.-перводиакон. До нач. XII в. 1-й среди К.-диаконов именовался архидиаконом (archidiaconus), но уже во 2-й пол. XII в. это титулование было заменено титулом «перводиакон» (prior diaconorum, primus diaconus). Должность предполагает исполнение ряда важных обязанностей: К.-перводиакон по окончании конклава торжественно объявляет urbi et orbi (городу и миру) имя того, кто избран новым папой (CIC (1917). 239 § 3; CIC. 355 § 2), возлагает паллий на новоизбранного папу во время папской инаугурации (апостольская конституция папы Иоанна Павла II «Universi Dominici gregis» от 22 февр. 1996 - AAS. 1996. P. 342), возлагает паллий на митрополитов и др. иерархов или передает его их представителям, замещая Римского папу (CIC (1917). 239 § 3; CIC. 355 § 2). К.-перводиакон вручает паллии митрополитам и иным иерархам в своей часовне. До 1978 г. К.-перводиакон совершал папскую коронацию, возлагал на голову папы тиару с чтением молитвы: «Accipe tiaram tribus coronia ornatam et scias te esse patrem principum et regum, rectorem orbes et in terra vicarium Domini nostri Jesu Christi, cui est honor et gloria in saecula saeculorum.

http://pravenc.ru/text/1681025.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КОЛЛЕГИЯ КАРДИНАЛОВ [лат. Collegium Cardinalium], орган верховной власти в Римско-католической Церкви; состоит из кардиналов и возглавляется деканом . Согласно ныне действующему Кодексу канонического права 1983 г. (см. Codex iuris canonici ), кардиналы католич. Церкви составляют особую коллегию, наделенную правомочиями избирать папу Римского, а также оказывать ему помощь в управлении Церковью, «действуя коллегиально», т. е. когда кардиналы «созываются вместе для обсуждения вопросов, имеющих важное значение» (CIC. 349). К. к. избирает папу Римского на конклаве по нормам, установленным апостольской конституцией папы Римского Иоанна Павла II «Universi Dominici gregis» от 22 февр. 1996 г., а коллегиальную деятельность осуществляет преимущественно на консисториях, созываемых Римским папой и под его председательством для обсуждения важных вопросов (CIC. 353). К. к. наделяется чрезвычайными правомочиями по управлению католич. Церковью в период вакации Папского престола (sede vacante; CIC. 359); объем полномочий также установлен конституцией «Universi Dominici gregis». Так, на К. к. возлагаются функции, гл. обр. связанные с подготовкой и проведением конклава, и лишь чрезвычайные обстоятельства, требующие немедленного решения, могут быть обсуждены К. к., если за это выскажется большинство ее членов (Universi Dominici gregis. I 2, 6). В период sede vacante К. к. лишена права вносить к.-л. изменения в каноны и законодательные акты (Ibid. I 4), она не имеет власти или юрисдикции в делах, относящихся к ведению Папского престола (Ibid. I 1, 3). К. к. делится на 3 чина: кардиналов-епископов, кардиналов-пресвитеров и кардиналов-диаконов с титулами пригородных рим. епархий, рим. приходов и диаконий (CIC. 350 § 1-2), что является символом принадлежности кардиналов к римскому клиру. Деление К. к. на 3 чина определяет формальное старшинство кардиналов в структуре коллегии, но не влияет на права и привилегии, к-рыми все кардиналы наделяются в равном объеме (об истории формирования чинов кардиналов и их особенностях см. ст. Кардинал ). Патриархи Восточных католических Церквей, возведенные в достоинство кардинала, включаются в К. к. с титулом своего Патриаршего престола (CIC. 350 § 3). Декан К. к. имеет титул кардинала-епископа Остии (CIC. 350 § 4). Помимо декана в структуре К. к. имеется субдекан, к-рый замещает декана в случае возникновения канонических препятствий. Декан и субдекан избираются кардиналами-епископами и утверждаются папой Римским; они обязаны постоянно проживать в Риме, считаются первыми среди равных и не облечены к.-л. властью управления в отношении др. кардиналов (CIC. 352).

http://pravenc.ru/text/1841756.html

Cic. Leg. Marcus Tullius Cicero. De re publica. De legibus./Ed. C.W. Keyes. London, 1928 (Loeb Classical Library). Cic. S. Rosc. Cicero M. Tullius Pro Sexto Roscio Amerino//Pro Quinctio, Pro Roscio Amerino, Pro Roscio comoedo, De lege agraria./Ed. J.H. Freese. London, 1930 (Loeb Classical Library). Cic. Rab. Post. Cicero M. Tullius Pro Rabirio Postumo//Pro Milone, In Pisonem, Pro Scauro, Pro Fonteio, Pro Rabirio, Pro Marcello, Pro Ligario, Pro rege Deiotaro./Ed. N.H. Watts. London, 1931 (Loeb Classical Library). Cic. Font. Cicero M. Tullius Pro Fonteio//Pro Milone, In Pisonem, Pro Scauro, Pro Fonteio, Pro Rabirio, Pro Marcello, Pro Ligario, Pro rege Deiotaro./Ed. N.H. Watts. London, 1931 (Loeb Classical Library). Cic. Ver. Marcus Tullius Cicero. Verrinae./Ed. L. Greenwood. London, 1928–1935 (Loeb Classical Library). Cic. Rhet Her Marcus Tullius Cicero. Rhetorica ad Herennium./Ed. H. Caplan. London, 1954 (Loeb Classical Library). Cic. Fam. Cicero M. Tullius Epistulae ad familiares./Ed. D.R. Shackleton Bailey. Cambridge, 1977. CO Lex Dei si Collatio legume Mosaicarum et Romanarum. Conc. Concilium. CTh. Theodosiani libri XVI cum constitutionibus Simordianis./Ed. Krueger R, Mommsen Th. Berolini, 1905. D. Digesta Iustiniani Augusti//Corpus iuris civilis. Vol. I: Institutiones. Digesta./Edd. Th. Mommsen, P. Krüger. Berolini, 1928. 1908 – 11. ESB Epistolario de San Braulio./Introd., ed., trad, por L. Riesco Terrero. Sevilla, 1975. Front. De differentiis Fronto M. De differentiis.//Grammatici Latini ex Recensione Henrici Keilii./Ed. H. Keil. Vol. 7. Leipzig, 1880. Gai Inst. Gai Institutiones./Ed. by B. Kuebler. Leipzig: Teubner, 1935. Gregorii Magni Homil. in Ezech. Gregorius p. I Magnus. Homiliarum in Ezechielem prophetam libri II//PL. T. 76. Hier. Epist. Sancti Hieronimi Presbyteri Epistulae.//Sancti Hieronimi Presbyteri Opera. Pars II.//Corpus christianorum. T. 78. Ildefonsi DVI Ildefonsi Toletani episcopi De viris illustribus./Ed. C. Codoñer Merino//Ildefonsi Toletani episcopi De virginitate Sanctae Mariae, De cognitione baptismi, De itineri deserti, De viris illustribus. CC Series Latina, CXIV A. Turnhout: Brepols, 2007. P. 475–642.

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Sevilsk...

До ХХ в. К.-епископы являлись правящими епископами субурбикарных еп-ств. Ко времени понтификата папы Стефана III (IV) (VIII в.) относится 1-й список 7 субурбикарных рим. кафедр (Остия, Санта-Руфина, Порто, Сабина, Палестрина, Фраскати, Альбано). В 1088 г. папа Римский Урбан II сделал субурбикарными кафедры Непи и Лабико, но его преемники не назначали на них К.-епископов. Впоследствии также предпринимались неудачные попытки учреждения др. субурбикарных кафедр - Пармы (папой Пасхалием II в 1099), Пизы, Модены, Орте и Тиволи (папой Иннокентием II в 1130) и Риети (папой Львом Х в 1513). В 1119 г. папа Каллист II объединил кафедры Порто и Санта-Руфины (это положение сохр. до наст. времени). В 1150 г. папа Римский Евгений III объединил кафедры Остии и Веллетри (до 1914). Апостольской конституцией «Suburbicariae Sabinae» от 3 июня 1925 г. папа Пий XI объединил субурбикарную кафедру Сабины с кафедрой Поджо-Миртето (AAS. 1926. Р. 36-37). Папа Иоанн Павел II апостольской конституцией «In illius patris» от 20 окт. 1981 г. объединил кафедру Веллетри с кафедрой Сеньи (AAS. 1982. Р. 8). Ныне имеется 7 субурбикарных кафедр (Остия, Альбано, Веллетри-Сеньи, Фраскати, Сабина-Поджо-Миртето, Палестрина, Порто-Санта-Руфина). Кодекс канонического права 1917 г. закрепил за К.-епископами юрисдикцию над их субурбикарными кафедрами (CIC (1917). 240 § 1), а также предоставил К.-епископам право уезжать из Рима в свои епископства без особого папского разрешения (CIC (1917). 238 § 2). 11 апр. 1962 г. motu proprio «Suburbicarius sedibus» папа Иоанн XXIII установил, что субурбикарными кафедрами должны управлять назначенные в них правящие епископы, а для К.-епископов они являются только титулярными кафедрами (AAS. 1962. Р. 253-256). Данная норма вошла и в Кодекс канонического права 1983 г., за К.-епископами сохранилось право «содействовать благу этих диоцезов советом и покровительством», но не вмешиваться в управление имуществом и дисциплинарные вопросы (CIC. 357 § 1). Традиционно старейший по пребыванию в чине К.-епископ становился деканом коллегии К. (утверждено буллой папы Павла IV «Quam venerabiles» от 1 сент. 1555), при этом он получал субурбикарную кафедру Остии. До нач. ХХ в. существовала практика оптации К.-епископов, но, согласно motu proprio «Edita a Nobis» папы Пия Х от 5 мая 1914 г., все кафедры были уравнены в правах, а на Остийскую назначался декан коллегии К., сохранявший при этом прежнюю субурбикарную кафедру (AAS. 1914. Р. 219-220). Принятые папой Пием Х нормы были включены в Кодексы канонического права 1917 и 1983 гг. (CIC (1917). 236 § 4; CIC. 350 § 4). 24 февр. 1965 г. папа Павел VI выпустил motu proprio «Sacro Cardinalium Consilio», согласно которому должность декана коллегии К. становилась выборной: К.-епископы выбирали декана из своего чина и представляли выбранную кандидатуру на утверждение папе (AAS. 1965. Р. 296-297); эта норма была закреплена в Кодексе канонического права 1983 г. (CIC. 352 § 2).

http://pravenc.ru/text/1681025.html

В соответствии со сложившейся традицией, отраженной в Кодексах канонического права 1917 и 1983 гг., по источнику происхождения К. п. разделяется на jus divinum naturale (божественное естественное - право, основанное на Божественном Откровении, прежде всего на Свящ. Писании), jus divinum positivum (божественное позитивное, к нему относится и католич. К. п. как действующее законодательство католич. Церкви - jus positivum canonicum) и jus humanum (установленное человеком), в к-ром выделяются церковное и гражданское (jus civile), международное и национальное право. По форме источники права подразделяются на писаные (jus scriptum) - изданные и письменно изложенные законодательной властью Церкви - и традицию (jus traditum) или обычай (jus consuetudinarium). В совр. католич. канонистике понятие «источник права» (fons juris) употребляется в общем смысле как Божественное Откровение, данное в Свящ. Писании и Предании (Traditio), а также все явления, порождающие правовые нормы, по к-рым живет Церковь (совр. fontes juris essendi; ранее - fontes constitutivi juris, constituendi juris, exsistendi juris). Божественное право, действующее через Церковь (jus divinum positivum), передается в устных и фиксируется в письменных источниках права Церкви (совр. fontes juris cognoscendi, ранее fontes scientiae juris, cognitionis juris), как уже потерявших юридическую силу действия, так и действующих (jus positivum canonicum). I. К материальным источникам К. п. католич. канонисты относят Коллегию апостолов во главе с ап. Петром, Римского понтифика (CIC (1917). 7; CIC. 331), вселенский Собор, понимаемый как Коллегия епископов во главе с Римским понтификом, который осуществляет созыв Собора и утверждает его постановления (CIC (1917). 222-229; CIC. 336-341). Римско-католическая Церковь признает 7 Вселенских Соборов, общих с Православными Церквами, но усваивает наименование вселенских также и IV К-польскому Собору (869-870), Латеранскому I Собору (1123), Латеранскому II Собору (1139), Латеранскому III Собору (1179), Латеранскому IV Собору (1215), Лионскому I Собору (1245), Лионскому II Собору (1274), Вьеннскому Собору (1311-1312), Констанцскому Собору (1414-1418), Ферраро-Флорентийскому Собору (1438-1445), Латеранскому V Собору (1512-1517), Тридентскому Собору (1545-1563), I Ватиканскому Собору (1869-1870), Ватиканскому II Собору (1962-1965). Особым материальным источником права для всей Римско-католической Церкви является Римская курия или Папский престол (Гос. секретариат, конгрегации, трибуналы, Советы и др. учреждения), издающий законодательные акты от имени Римского папы и его властью (CIC (1917). 218; CIC. 360-361).

http://pravenc.ru/text/1470253.html

Коллегию К.-пресвитеров возглавляет К.-первопресвитер. До нач. XII в. первый среди К.-пресвитеров именовался архипресвитером (archipresbyter), но уже с сер. XII в. данное титулование было заменено титулом «первопресвитер» (prior presbyterorum). В отличие от должностей декана коллегии К. и К.-перводиакона должность К.-первопресвитера не сопряжена с к.-л. адм. или церемониальными обязанностями. К.-первопресвитером становится старейший по возведению в достоинство К.-пресвитер вне зависимости от того, служит он в Риме или за его пределами. Если на консистории в достоинство К.-пресвитера было возведено неск. К., то старейшим считается 1-й, кто назван при назначении. До литургической реформы 1969 г. (см. Novus ordo ) единственной обязанностью К.-первопресвитера было служение в качестве пресвитера-ассистента на папских мессах. Традиционно К.-первопресвитер оставлял прежний титулярный римский храм и переводился на титулярный храм св. Лаврентия (S. Laurentii in Lucina), однако с кон. XIX в. от этой традиции отказались. К.-пресвитеры, находящиеся на служении в Риме, могут по решению папы и с согласия самого К. в порядке старшинства возводиться в достоинство К.-епископов в случае вакантности к.-л. субурбикарной кафедры (CIC (1917). 236 § 3). В нач. XV в., с окончанием периода схизмы в католич. Церкви, мн. К.-пресвитеры, назначенные разными претендентами на Папский престол, являлись настоятелями одной рим. церкви, что положило начало практике перехода К.-пресвитеров из одного титулярного храма в другой, к-рая сохраняется и в наст. время (CIC (1917). 236 § 1; CIC. 350 § 5). До кон. XVII в. К.-пресвитеры обладали юрисдикцией над клиром и паствой своих титулярных храмов (булла «Religiosa Sanctorum Pontificum» от 13 апр. 1587 папы Сикста V), однако папа Иннокентий XII буллой «Romanum decet Pontificem» от 22 июня 1692 г. лишил К.-пресвитеров этой юрисдикции, сохранив за ними лишь право давать распоряжения клиру об организации богослужения. 25 янв. 1879 г. папа Лев XIII разрешил К.-пресвитерам освящать новые алтари в их титульных храмах. В Кодексе канонического права 1917 г. К.-пресвитеры наделялись всеми правами правящего епископа, но не юрисдикцией в отношении прихожан храма, а лишь «полномочиями по поддержанию дисциплины, морального состояния паствы и организации службы в храме» (CIC (1917). 240 § 2). Папа Павел VI motu proprio «Ad hoc usque tempus» от 15 апр. 1969 г. лишил К.-пресвитеров к.-л. прав управления в их титулярных храмах (AAS. 1969. Р. 226-227). Кодекс канонического права 1983 г. подтверждает, что К.-пресвитеры не имеют юрисдикции над титульным храмом, они могут только содействовать «благу этих церквей советом и покровительством» (CIC. 357 § 1). К.-диакон

http://pravenc.ru/text/1681025.html

на г. Адрия (Сев. Италия; 1909) и г. Галатина (Юж. Италия; 1913), наложенные Консисториальной конгрегацией и подтвержденные папой Римским Пием Х за действия местных жителей против правящих епископов. В числе канонических санкций И. указывался в конституции «Apostolicae Sedis», изданной 12 окт. 1869 г. папой Римским Пием IX , где наряду с перечислением преступлений, наказывавшихся отлучением от Церкви, говорилось об И. «latae sententiae» на любое католич. объединение (капитул, коллегию, ун-т и т. д.), составившее на правящего Римского папу жалобу Вселенскому Собору (как проходящему, так и потенциально возможному). В конституции объявлялось о личном И. «на вход в церковь» для тех, кто совершали богослужения в местах, запрещенных правящим епископом, а также допускали к таинствам лиц, отлученных от Церкви, или совершали их церковное погребение. В изданном в 1917 г. Кодексе канонического права были систематизированы нормы и практика И., сложившиеся к нач. ХХ в., и установлены 4 его основных вида: общий локальный (generale locale), частный локальный (particulare locale), общий личный (generale personale) и частный личный (particulare pesonale). Вопросы, связанные с И., в основном регламентировались канонами 2268-2277 (De interdicto) и 2338-2339 (De delictis contra auctoritates, personas, res ecclesiasticas). И. определялся Кодексом как цензура (наказание), к-рая «лишает верующих, остающихся в общении с Церковью, церковных благ» (CIC (1917). 2268 § 1). Частному личному И. подвергалось отдельное лицо, к-рому вменялось соблюдать его повсюду; локальный И. был связан с конкретным местом, находясь в к-ром всем, даже паломникам и путешественникам, надлежало его соблюдать (CIC (1917). 2269 § 2). В Кодексе были сохранены все ранее выработанные нормы и правила И., в т. ч. относительно нек-рых таинств (их совершение дозволялось в определенных случаях), а также о приостановлении И. во время 5 великих праздников (CIC (1917). 2270-2271). Общему личному И. могли быть подвергнуты общины и объединения (капитулы, мон-ри, ун-ты и т. д.) (CIC (1917). 2274); в случае наложения такого И. на общину она лишалась возможности осуществлять любые из имевшихся у нее полномочий. Наложение частного личного И. носило характер отлучения, т. к. при такой форме И. запрещалось принимать участие в богослужении, совершать таинства и приобщаться Св. Даров, участвовать в церковных выборах, в назначении на церковные должности. В качестве одного из видов частного личного И. в Кодексе 1917 г. сохранялся И. «на вход в церковь» (CIC (1917). 2277).

http://pravenc.ru/text/468843.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010