22 дек. 1840 г. после наводнения могила св. Марфы вновь была вскрыта для освидетельствования мощей, которые оказались затопленными водами Роны; 21 янв. следующего года было произведено еще одно вскрытие, мощи святой были положены в 2 новые раки ( Idem. Col. 1263-1264). Лит.: V é ran J. Histoire de la vie et du culte de sainte Marthe, hôtesse de Notre-Seigneur Jésus-Christ, patronne du diocèse d " Avignon et de la ville de Tarascon, suivie d " une notice historique sur cette dernière ville. Avignon, 1868; Manteyer G., de. Les légendes saintes de Provence et le martyrologe d " Arles-Toulon//MArHist. 1897. Vol. 17. P. 467-489; Quentin H. Les martyrologes historiques du Moyen Âge. P., 1908. P. 461, 593, 595; Duprat E. H. Histoire des légendes saintes de Provence: Considérations générales, saint Genès d " Arles et saint Trophime d " Arles//Mémoires de l " Institut historique de Provence. Marseille, 1940. Vol. 17. P. 118-198; 1941. Vol. 18. P. 87-126; Gaiffier B., de. Hagiographie bourguignonne: A propos de la thèse de doctorat de M. R. Louis sur Girart, comte de Vienne//AnBoll. 1951. Vol. 69. P. 131-147; Gutch M. Saint Martha and the Dragon//Folklore. L., 1952. Vol. 63. N 4. P. 193-203; M â le É . Saints, compagnons du Christ. P., 1958; Saxer V. Les saintes Marie-Madeleine et Marie de Béthanie dans la tradition liturgique et homiletique orientale//RSR. 1958. Vol. 32. P. 1-37; idem. Le culte de Marie Madeleine en Occident des origines à la fin du moyen âge. Auxerre, 1959. 2 vol.; idem. Marta//BiblSS. 1967. Vol. 8. Col. 1204-1215; Grandmaison J.-M. L " Église et le tombeau de sainte Marthe à Tarascon de Provence. Tarascon, 1984; McVoy H. J. Those Whom Jesus Loved: The Development of the Paradigmatic Story of Lazarus, Mary and Martha Through the Medieval Period: Diss. Florida, 1992. P. 145-154; Fé vrier P.-A. La tradition apostolique des églises provençales//La Méditerranée de P.-A. Fevrier: [Recueil d " articles]. R., 1996. Vol. 1. P. 1143-1157; Pinto-Mathieu É . Marie-Madeleine dans la littérature du Moyen Âge. P., 1997; Chocheyras J. Les saintes de la mer: Madeleine, Marthe, les Saintes Maries de la Provence à la Bourgogne. Orléans, 1998. P. 127-137; Bè gue-Willier G. Sainte-Marthe, mille ans d " histoire de Tarascon. Tarascon, 2005; Ernst A. M. Martha from the Margins: The Autority of Martha in Early Christian Tradition. Leiden, 2009; Van Deusen N. M. The Old Norse-Icelandic Legend of Saints Mary Magdalen and Martha: Diss. Madison, 2012.

http://pravenc.ru/text/2562512.html

В поисках надежного источника доходов К. пробовал себя в различных сферах деятельности: давал частные уроки математики, занимался переводами и заказной публицистикой. Летом 1817 г. К. познакомился с философом и общественным деятелем А. де Сен-Симоном (1760-1825). Увидев в К. восторженного единомышленника, Сен-Симон вскоре после знакомства решил привлечь его к делу систематизации и популяризации своих воззрений и предложил ему место личного секретаря с постоянным жалованьем. В качестве секретаря Сен-Симона К. участвовал в работе над альманахом «Индустрия» (L " Industrie), издававшимся на средства подписчиков, в число к-рых входили мн. гос. деятели, а также влиятельные промышленники и финансисты Франции. Идейной основой альманаха являлась поддержанная К. концепция Сен-Симона, в соответствии с к-рой развитие общества неразрывно связано с развитием «индустрии», т. е. производительной деятельности в самом широком смысле. Задачу либеральных мыслителей Сен-Симон и К. видели в выработке «науки производства» и в пропаганде моральных, политических и экономических принципов индустриализма как новой прогрессивной идеологии; распространение этих принципов объявлялось единственным средством мирного преодоления господства реакционных слоев общества, не вовлеченных в производство - гос. бюрократии, аристократии и духовенства. Поскольку статьи в альманахе выходили либо за подписью Сен-Симона, либо анонимно, невозможно с точностью определить, какие из них были созданы К., однако большинство исследователей полагают, что автором 9 статей, опубликованных в 1817 г. в 4 тетрадях 3-го т. и в 1-й тетради 4-го т. «Индустрии» (совр. переизд.: Comte. Ecrits de jeunesse. 1970. P. 43-107), был К., а Сен-Симон лишь определял общую тематику статей и просматривал материалы перед публикацией, возможно, внося при этом нек-рые исправления в тексты. В различных по тематике, но объединенных общей идейной установкой статьях К. предложил своеобразную программу теоретических и практических мер, необходимых для торжества индустриальной идеологии.

http://pravenc.ru/text/2057146.html

Бог из машины (лат.). 69 Полностью (лат.). 70 Сперматические (осеменяющие мир) логосы (греч.). 71 Тут уместно вспомнить ценные черты гносеологии Фомы Аквината, параллельной тому, что сейчас было указано. 72 С необычайной глубиной это развивал уже архим. Бухарев в гениальных очерках «Двунадесятые праздники» и в третьем письме к Гоголю. 73 Правдивость Бога (лат.). 74 К Гуссерлю в этом вопросе всецело примыкает С. Л. Франк. 75 Gilson. La philosophie au Moyen Age, 2, 1944. Chevalier J. Histoire de la pensee, V. II. La pensee chretienne. 76 Навязчивая идея (фр.). 77 Я писал об этом более подробно в моем этюде «Наша эпоха» (Париж, 1952). 78 См. обзор ранних христианских учений в небольшом этюде Е. Fascher «Vom Anfang der Welt und Ursprung der Menschengeschichte». Berlin, 1961. 79 См. об этом этюд Marcel Costes. Aristote et Plotin (1935) и Mughier. La Theorie du Premier Moteur chez Aristote, Paris, 1930. 80 Бог содержит идеи внутри себя (лат.). 81 К этой проблеме в ее историческом развитии см. книгу Staudenmaier " a «Die Lehre von d. Idee». См. также статью Верховского о книге Staudenmaier " a в «Православной мысли» за 1935 г. 82 Sertillanges A. D. L " idee de la creation et ses retentissements en philosophie. Paris, 1945. 83 Во что бы то ни стало (фр.). 84 Юридический вопрос в вопрос фактический (лат.). 85 Полная зависимость (фр.). 86 Творение (лат.). 87 Природа сотворенная и нетворящая (лат.) — мир конкретных чувственных вещей. Подробнее см.: Соколов В. В. Средневековая философия. М., 1979, с. 114-117. 88 Бог, или природа (лат.). 89 На зависимость Boutroux от Comte указал Berlitz в своем этюде о нем. 90 См. об этом ч. II, гл. I. 91 Жизненный порыв (фр.). 92 Все живое — из живого (лат.). 93 Что касается так наз. вирусов, стоящих ниже клеточного бытия, то до сих пор их удается выделять лишь из живых клеток, и самостоятельного живого бытия вирусов пока еще не найдено. 94 Движущие силы эволюции (фр.). 95 Вывод из недоказанного (лат.) — логическая ошибка. 96 Подробно мы говорим об этом b III moмe нашей трилогии «Основы христианской антропологии». 97

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=747...

Очень назидательна для читателей такая философия!... В таком же роде и остальные три примера, – с тою только особенностью, что в них автор и не пытается даже делать какие-либо выводы, а просто только дает небольшие буквальные выписки из книг – Martineau «La philosophie posimive d’Auguste Comte» и Тимирязева «Чарльз Дарвин и его учение», да делает довольно бессвязное резюме эволюционной теории Спенсера (стр. 570–573). Каждая из этих выдержек предваряется ничего, в сущности, не говорящим замечанием, в роде: «еще более внушающею является позитивная философия Огюста Конта», или – «не менее значительное влияние на характер знания имеют выводы, к которым пришел Дарвин», или – «закончим приводимые выше примеры широким воззрением Герберта Спенсера». Что именно «внушает» философия Конта, какое именно «влияние на характер знания» имеет Дарвин и, наконец, зачем понадобилось излагать «широкое воззрение» Спенсера, – обо всём этом автор не говорит ни слова; да пожалуй, и хорошо делает, а то опять вышел бы курьез, как с Кантом. Приведенными примерами оканчивается первая часть —444— статьи. Что же вынесет, из всего этого читатель? – Думается, что ничего не вынесет, кроме двойного тяжелого недоумения. Во-первых, он никак не сможет понять, что же собственно хотел сказать ему автор, о каком таком необыкновенном опыте он толкует, как он понимает знание, – если относит к нему даже суеверия игроков, – зачем, наконец, он подобрал такие вздорные и ничего не говорящие примеры... Читатель несомненно пожалеет времени, потраченного на такое обидное для его здравого смысла чтение. Во-вторых, он тоже едва ли поймет, зачем «Вестник Европы» помещает такие статьи... Вторая часть статьи кн. Тенишева (стр. 573 и след.) начинается с подведения итога всем предшествующим примерам. И здесь дело естественно не обходится без странностей. «Из всех приведенных примеров, говорит автор, видно, что вышеупомянутые испытываемые нами влияния на нас, являющиеся результатом опыта или внутренней переработки, производят в нас перемену и придают нам аттрибуты, которые мы называем знаниями.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Было бы желательно, чтобы наименование Никита Акоминат было принято всеми. О положении Хон ср. Jf. Bonnet, Narratio de miraculo a Michaele Archangelo Chonis patrato (Paris 1890), стр. XXVII u XXXVII и IV. Ramsay, The church in the Roman empire (London, 1893), стр. 465–480. В менологии Василия Македонянина PG CXVII, 34 это название объясняется так: κα χνευε τα δατα ν ατ, κα κλθη τπος κτοτε Χναι. 64 La conquete de Constantinople par Geoffroi de Ville-Hardouin avec la continuation de Henri de Valenciennes. Texte original, accompagne d " une traduction par Natalis de Wailly 2-e ed. Paris 1874. 66 Guntheri Alemanni scholastici monachi et prioris Parisiensis De expugnatione urbis Cpolitanae ed. comte Riant (Genf. 1875). 67 Ф. Успенский. Византийский писатель Никита Хониат (СПБ. 1874), стр. 140 и след.; Успенский хочет усмотреть в этом очерке о статуях следы позднейшего происхождения. 69 В изданиях Фила Wernsdorf " а и Miller " а также у Boissonade Pachymeris declamationes XIII стр. 253–260. 71 Впоследствии этим вопросом занимались и другие византийцы, как, напр., Исаак Аргир. Удивительная ирония судьбы: как раз греки, среди которых впервые возникла идея улучшения календаря, после того, как это улучшение было произведено на самом деле Григорием XIII, отказываются приступить к его осуществлению до сего дня. Ср. Γ. Καραβαγγλου, πιστημονικ στορικ διατριβ περ τς ορτς το Πσχα. (ΚΠ 1884), СТр. 114 и след. 72 Варлаамитские споры, которые велись с слепой яростью в то время, как жалким остаткам древней империи угрожали опаснейшие враги, вызвали необозримое море писаний, большая часть которых и по сие время вполне заслуженно покоится в библиотеках. Несколько памфлетов против Григоры, мелочность которых рисует в самом непривлекательном свете характер и образование его противников, напечатаны в СВ: Gregoras Praef. стр. 61 и след. Патриарх Филофей упрекает Григору в пафлагонском происхождении, говоря, что он еще хуже тех пафлаговцев, которые, будучи варварами только по языку, нравственно чисты.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Benes...

Лит.: Barralis V. Chronologia sanctorum et aliorum virorum illustrium ac abbatum sacrae insulae Lirinensis. Lugduni, 1613; Alliez L. Histoire du monastère de Lérins. P., 1862. 2 vol.; Moris H. L " abbaye de Lérins: Histoire et monuments. P., 1909; Cooper-Marsdin A. C. The History of the Islands of the Lerins: The Monastery, Saints and Theologians of S. Honorat. Camb., 1913; Labande L.-H. Bullaire de l " abbaye de Lérins: Essai de reconstitution (VIe-XIIIe siècle)//Annales de la Société des lettres, sciences et arts des Alpes-Maritimes. Nice, 1922/1923. T. 24. P. 115-198; Leclercq H. Lérins//DACL. T. 8. Pt. 2. Col. 2596-2627; Chadwick N. K. Poetry and Letters in Early Christian Gaul. L., 1955; F é vrier P.-A. La donation faite à Lérins par le comte Leibulfe//Provence historique. Marseille, 1956. T. 16. Fasc. 23. P. 23-33; Prinz F. Frühes Mönchtum im Frankenreich: Kultur und Gesellschaft in Gallien, den Rheinlanden und Bayern am Beispiel der monastischen Entwicklung. W., 1965; Antier J.-J. Lérins: L " île sainte de la Côté d " Azur. P., 1973; Pricoco S. L " isola dei santi: Il cenobio di Lerino e le origini del monachesimo gallico. R., 1978; Oury G.-M. Un homme de foi: Dom Marie-Bernard Barnouin, restaurateur des abbayes de Sénanque et Lérins. Chambray, 1983; Carrias M. Vie monastique et règle à Lérins au temps d " Honorat//RHEF. 1988. T. 74. N 193. P. 191-211; Nouailhat R. Saints et patrons: Les premiers moines de Lérins. P., 1988; Weiss J.-P. La fondation de la communauté des moines de Lérins//Bull. de l " Assoc. G. Budé: Lettres d " humanité. 1988. N 47. P. 338-351; idem. Lérins et Valbonne//Provence historique. 2001. T. 51. Fasc. 205. P. 295-318; Mathisen R. W. Ecclesiastical Factionalism and Religious Controversy in 5th-Cent. Gaul. Wash., 1989; Vog üé A., de. Aux origines de Lérins: La règle de Saint Basile?//StMon. 1989. Vol. 31. P. 259-266; idem. Les débuts de la vie monastique à Lérins: Remarques sur un ouvrage récent//RHE. 1993. T. 88. P. 5-53; idem. Regards sur le monachisme des premiers siècles.

http://pravenc.ru/text/2463581.html

Passow 1828 – Specimen novae editionis Evangeli Joannei a Nonno versibus adstricti/Ed. Fr. Passowius. Breslau, 1828 [песни I–V]. Passow 1834 – Nonni Panopolitae Metaphrasis Evangelii Joannei. Rec. lectionumque varietale instruxit Franciscos Passowius, accessit Evangelium Sancti Joannis. Lipsiae sumptibus Frid. Christ. Guil. Vogelii, 1834. Marcellus 1861 – Paraphrase de l’Évangile selon S. Jean par Nonnos de Panopolis, texte grec ét. et corrigé par le Comte de Marcellus. Paris, 1861. Scheindler 1881 – Nonni Panopolitani Paraphrasis S. Evangelii Ioannei/Ed. Augustus Scheindler. Accedit S. Evangelii textus et index verborum. Lipsiae in aedibus B.G.Teubneri, 1881. Calaudella 1969 – Calaudella Q. Antologia cristiana dalla cantica ambrosiana alla regola di S. Benedetto. Milano, 1969. Livrea 1989 – Livrea E. Nonno di Panopoli Parafrasi dd Vangelo di S. Giovanni. Canto XVIII. Introduzione, testo critico, traduzione e commentario a cura di Enrico Livrea. M. d’Auria editore in Napoli, 1989. Accorinti 1996 – Accorinti D. Nonno di Panopoli, Parafrasi del Vangelo di S. Giovanni, Canto XX (Introduzione, testo critico, traduzione e commento). Pisa, 1996. Accorinti 1999 – Accorinti Domenico. Nonno di Panopoli Parafrasi del Vangelo di S. Giovanni, Canto XX. Introduzione, testo critico, traduzione e commento. Pisa: Scuola Normale Superiore, 1996. Livrea 2000 – Livrea, Enrico. Nonno di Panopoli Parafrasi de Vangelo di S. Giovanni Canto B. Introduzione, testo critico, traduzzione e commento. Bologna: Edizioni dehoniane, 2000. Prost 2000 – Prost, M. Anthony. Nonnos of Panopolis, Paraphrase of the Gospel of John. Translated from the Greek by M.A.P. Internet-publication. URL: http://onnos.iscool.net (перевод глав I, II, V, VI, XIV, XVIII, XIX). De Stefani 2002 – De Stefani Claudio. Nonno di Panopoli Parafrasi del Vangelo di S. Giovanni, Canto I. Introduzione, teste critico, traduzione e commento. Bologna: Pàtron, 2002. Голубец, Поспелов, Марков 2002 – Нонн из Хмима. Деяния Иисуса/Изд. Д.А. Поспелов. Пер. с древнегреч. Голубца Ю.А., Поспелова Д.А., Маркова А.В. М.: Индрик, 2002.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/dejanij...

Тетрадь третья», а также краткое предисловие Сен-Симона, в к-ром он признавал авторство К., однако сообщал о своих разногласиях с ним, а также о том, что при написании трактата К. уклонился от поставленной перед ним задачи, предложив вместо систематизации взглядов Сен-Симона собственные рассуждения по занимавшим его философским вопросам (текст см.: Сен-Симон A. Катехизис промышленников// Он же. Избр. соч. М.; Л., 1948. Т. 2. С. 237-238). Т. о., основной причиной разрыва между К. и Сен-Симоном было желание К. освободиться от внешнего влияния Сен-Симона и заявить о себе как о самостоятельном мыслителе. Однако к этому времени между ними уже существовали и серьезные идейные разногласия: Сен-Симон упрекал К. в сциентизме и «аристотелизме», отмечая, что К. ставит научную способность человеческого разума выше философской, промышленной и духовной, т. е. морально-религ. способностей (Там же. С. 238); К. со своей стороны отмечал, что Сен-Симон не пожелал освободиться от религ. морали и индивидуалистического сентиментализма, вслед. чего подчинил философию религ. чувству индивида и тем самым фактически лишил ее научного статуса (см.: Pickering. 1993. Vol. 1. P. 192-244). В нач. 20-х гг. XIX в. К. познакомился с К. Массен; 19 февр. 1825 г. они вступили в светский брак. По свидетельству мн. современников и друзей К., Массен проявляла интерес к философским идеям К. и относилась к нему с уважением и заботой, однако вслед. различного интеллектуального уровня супругов, а также несходства их характеров и привычек совместная жизнь оказалась неудачной. Согласно утверждениям К., содержащимся в составленном им за год до смерти секретном приложении к завещанию, Массен до знакомства с К. зарабатывала на жизнь проституцией; совместная жизнь с ней была для К. источником постоянного нервного напряжения и моральной неудовлетворенности (текст см.: Comte. Testament. P. 36a-36g). Совр. исследователи скептически оценивают уничижительные высказывания К. о Массен, полагая, что они по меньшей мере являются сильным преувеличением, а возможно, и вовсе недостоверны.

http://pravenc.ru/text/2057146.html

40. См.: Ingham 2000. 41. Keynes 1930:4–5. 42. Например, Рэндалл Рей (Randall Wray 1990, 1998, 2000) и Стефани Белл (Stephanie Bell 1999, 2000) в Соединенных Штатах или Джеффри Ингем (Geoffrey Ingham 1996, 1999, 2004) в Великобритании. Майкл Хадсон и другие участники группы ISCANEE (Международная конференция исследователей древних экономик Ближнего Востока) использовали отдельные аспекты этой идеи, но, насколько я знаю, никогда полностью к ней не примыкали. 43. Перевод приводится по изданию: Ригведа. Т. 3. Мандалы IX–X/пер. Т.Я. Елизаренковой. (Серия «Литературные памятники».) М.: Наука, 1999. 44. Шатапатха-Брахмана 3.6.2.16 45. Theret 1999:60–61. 46. Grierson 1977:20. 47. Юбер и Мосс (Hubert and Mauss 1964) дают хороший обзор древней литературы по этому вопросу. 48. Finley 1981:90. 49. Хороший обзор дает Хадсон (Hudson 1993, 2002). Значение понятия “amargi” было впервые отмечено Фалькенстайном (Falkenstein 1954); см. также: Kramer 1963:79; Lemche 1979:16n34. 50. Malamoud 1983:32. 51. Comte 1891:295. 52. Hart 1986:638. 53. Об английских денежных знаках см. Williamson 1889; Whiting 1971; Mathias 1979b. 54. О какао-бобах см.: Millon 1955; о соляных деньгах в Эфиопии см.: Einzig 1949:123–126. 55. Einzig (1949:266), ссылается на Kulischer (1926:92) and Ilwof (1882:36). 56. Здесь и далее перевод приводится по изданию: Ницше Фридрих. К генеалогии морали//Соч. в 2 т. Т. 2/пер. К.А. Свасьяна. М.: Мысль, 1990. 57. К генеалогии морали, 2.8. 58. К генеалогии морали, 2.5. 59. К генеалогии морали, 2.19. 60. К генеалогии морали, 2.21. 61. Freuchen 1961:154. 62. См., например, Амос 2.6, 8.2 и Исайя 58. 63. Неемия 5:3–7. 64. Матфей 18:23–34. 65. Oppenheim 1964: 88 (Оппенхейм А. Древняя Месопотамия. Портрет погибшей цивилизации. М.: Наука, 1990). 66. Вежливый, но разгромный анализ см. в: Kahneman2003. 67. Homans 1958, также Blau 1964; Levi-Strauss 1963:296. 68. Отчет У. X. Битли в: Levy-Bruhl 1923:411. 69. Отчет Фр. Бюллеона в: Levy-Bruhl 1923: 425. 70. Эванс-Причард Э.Э. Нуэры: Описание способов жизнеобеспечения и политических институтов одного из нилотских народов. М.: Наука, 1985. С. 162.

http://predanie.ru/book/220215-dolg-perv...

863 C.Montesquieu. L " Esprit des lois. Paris, 1867, liv.XIV, p.187, sq.; XV, p.200, sq.; J.G.Herder. Ideen zur Philosophie der Geschichte der Menschheit, bd.II, 108, sq. См. Н.И.Кареев, ibid., с.163, m.I, с.10. Г.Бокль. История цивилизации, I, 88 и др. H.Taine. Philosophie de l " art en Grèce. Paris, 1870, p.10, 49, 59. Ср. у Н.И.Кареева, ibid., с.171. 865 Власть человека над природой основана единственно на искусствах и науках, потому что природой можно повелевать, только повинуясь ее законам (М.М.Стасюлевич, op.cit., с.170). 873 Ibid., с.213. Таким образом, Бокль, в особенности, является сильным противником христианского учения о Промысле Божием и свободной воле человека. Признавая Бога Творцом и Вседержителем природы, этот писатель не признает, что после акта творения, сверх данных миру законов бытия, могли быть какие-либо проявления воли Творца. Поэтому он ищет объяснения всех мировых явлений в действии определенных, вековечных законов и отвергает учение о нравственном миропорядке. Он уверен, что более утонченное изучение истории укажет нам такую же неуклонную правильность в событиях ее, как и в явлениях внешней природы. Исторический процесс всецело основан будто бы на безусловной необходимости и подводится под неизменные роковые законы. Основываясь на этой посылке, Бокль отвергает свободу воли не только в человеке, но и в Боге. 876 C.Letourneau. La sociologie d " après l " ethnographie. Paris, 1880 (Н.И.Кареев, m.II, с.176–177 и след.). 892 F.Schlegel. Philosophie der Geschichte, Wien, 1829. Vorrede III, X (Н.И.Кареев, m.I, с.38–39). 900 I.Kant. Idee zu einer allgemeinen Geschichte. Leipzig, 1867, IV, s.153 (Н.И.Кареев, m.I, с.265). 904 J.G.Fichte. Sämmtliche Werke, VII. Berlin, 1846. Grundzüge des gegenwärtigen Zeitalters, s.13 (Н.И.Кареев, m.I, с.207). 908 F.Schelling, Sämmtliche Werke. Stuttgart und Augsburg, 1856, bd.I, Erste Abtheilung, s.446, 467 (Н.И.Кареев, m.I, с.217). 921 A.Comte. Cours de philosophie positive. Paris, 1896, t.IV, p.204, 258 (В.Н.Кареев, m.I, с.161).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/chu...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010