Князь Виктор погиб при жизни отца своего, на революционном эшафоте, в 1794 году, оставив трёх дочерей и одного сына, нынешнего, третьего герцога де-Броль (рождение 1785), бывшего пером Франции и министром иностранных дел, ныне члена французской академии, одного из самых почтенных государственных мужей Франции и человека замечательной учёности. Нынешний герцог де-Броль женат был на дочери знаменитой госпожи Сталь; из двух сыновей их, старший, наследник герцогского титула, князь Альберт де-Броль (рождение 1818), один из лучших французских современных писателей и деятельный сотрудник журнала Revue des deux-mondes. Кстати о фамилии де- Броль, получившей Французское Герцогское достоинство от Лудвига XV, в 1742 году, и Княжеское достоинство Римской Империи от Франца I, в 1759 году, мы скажем, что князья де-Броль, которые воспитывались в первом кадетском корпусе лет пятьдесят пять тому назад, и потом с честию служили в русской армии, были внуками фельдмаршала и двоюродными братьями нынешнего герцога; отец их, князь Август-Иосиф, женат был на Франциске de-la-Brousse de-Verteillac, и только одву из них находится ныне в живых: князь Октавий (рождение 1785), отставной генерал-майор французской службы; он женат на дочерн маркиза de-Moges, и у него два сына: князь Август (рождение 1822), женатый на дочери виконта de-Vidart, и князь Раймунд (рождение 1826). Овдовев в 1794 году, княгиня София де-Броль (рождённая Розен) вышла за маркиза д’Аржансон, из древней и знаменитой фамилии Вуайе де-Поми (Marc-Réné Voyer de-Paulmy, marquis d’Argenson). Он был весьма известным в качестве члена палаты депутатов с 1815 по 1834 год, (рождение 1771 † 1842). От этого брака родились три дочери и сын (рождение 1796), нынешний маркиз д’Аржансон, последний в роде своём. 302 По приговору верховного уголовного суда, в 1826 году, сослан в Сибирь; потом служил в военной службе; ныне находится рядовым в отставке. Рождённым после 1826 года трём сыновьям его и дочери Анне Андреевне, Император Николай Павлович, указом 1 августа 1851 года, возвратил дворянское достоинство, но с повелением именоваться не Розенами, а Розеновыми. Все три сына его находятся ныне офицерами в конной артиллерии; Кондратий Андреевич (рождение 1832); Василий Андреевич (рождение 1834); Владимир Андреевич (рождение 1835). (См. Сенатские ведомости 1851 года). 303 Полный титул его был: marquis et comte de Rosen, marquis de Bolleville, comte d’Etwilliers, baron de Conflandey et de Saint-Remy. Читать далее Источник: Российская родословная книга, издаваемая князем Петром Долгоруковым : в 4-х частях. - Санкт-Петербург : Тип. Карла Вингебера, 1854-1857./Ч. 1. - 1854 (на обл. 1855). - 350 с.; Ч. 2. - 1855. - 327 c.; Ч. 3. - 1856. - 523 c.; Ч. 4. - 1857. - 482 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

опубликовал его во введении к 3-му т. «Системы позитивной политики»; см.: Comte. Système de politique positive. 1853. T. 3. P. XXIX-XLVII; рус. пер.: Огюст Конт: Взгляд из России. 2000. С. 233-261). Представляя «религию человечества» как единственное средство победить воцарившийся в Европе дух индивидуализма и анархии, К. подчеркивал свою роль как первого и единственного представителя нового «позитивного» духовенства, отмечая, что в его образе жизни и в его мышлении заключены все необходимые принципы и правила для позитивистского переустройства во всем мире религиозных догм, способов богопочитания и общественно-политических институтов. К. утверждал, что лишь «религия человечества» может объединить все население Российской империи, т. к. различие религ. убеждений является постоянным источником общественных беспорядков, а также сделать незыблемой гос. власть, создав «республиканскую диктатуру», в рамках которой цари, руководствуясь рекомендациями позитивистского духовенства, откажутся от архаичного принципа родового престолонаследия и смогут выбирать себе достойных преемников. В 1853 г. К. отправил краткое письмо аналогичного содержания вел. везиру Османской империи Мустафе Решид-паше (1846-1858), убеждая его, что поддержанное властями распространение универсальной позитивистской религии будет способствовать объединению Востока и Запада в движении к прогрессу (текст см.: Comte. Système de politique positive. 1853. T. 3. P. XLVII-XLIX). Оба письма остались без ответа. В 1855 г. К. предпринял новую попытку найти союзников, обратившись к европ. консервативным политическим деятелям в соч. «Воззвание к консерваторам» (Appel aux conservateurs). Ради распространения позитивистских идей К. в 50-х гг. XIX в. был готов к компромиссу даже с отдельными силами внутри католической Церкви. Так, в 1856 г. живший в Италии приверженец позитивизма А. Сабатье (1822-1874) по настоянию К. обратился с генералу ордена иезуитов П. Я. Бексу (1795-1887) с идеей заключения политического союза между позитивистами и иезуитами.

http://pravenc.ru/text/2057146.html

Вот почему, думаем, «Критический разбор толстовского евангелия» является весьма благовременным и необходимым. Тем более, что этот труд о. Алфеева представляет широкое исследование данного предмета. Он состоит из двух частей, первая часть – критическая, вторая – научно-историческая. Особенность критики нашего автора – это изобличение Толстого самим же Толстым. О необходимости такого издания заявлялось не раз и в печати особенно, как мы и сказали, в нашу Редакцию «Особого внимания, – писал прот. И. Кречетович, – из статей («Миссионерского сборника») заслуживают статьи о. протоиерея П.Алфеева , посвященные разбору толстовских «краткого изложения евангелия» и «соединения и перевода четырех евангелий» Исследование о. Алфеева, посвященное этому разбору, начато печатанием в 1907 г. и продолжено в следующие годы. Было бы желательно поэтому видеть в церковных и благочиннических библиотеках «Миссионерский сборник» за все годы, начиная с 1907 года» 2 . Н. Остроумов . Октябрь, 1916 г. I. Краткое изложение Евангелия Графа Л.Н. Толстого. Издание М.К. Элпидина. L’Evangile, par le comte L.Tolstoi) Geneve M.Elpidine, 1890. II. Соединение и перевод четырех Евангелий Графа Л.Н. Толстого. Издание М.К. Элпидина. Том 1 (Traduction des duatre evangiles, par le comte L.Tolstoi) Geneve M.Elpidine, 1892. Введение 1 . Обаятельность имени гр. Л.Н. Толстого для большинства русской «интеллигенции». 2. Увлечение последней «Толстовским евангелием». 3. Предварительные замечания к нашему «Критическому разбору Толстовского евангелия». Имя Толстого, обаятельное для большинства интеллигенции русского общества, и у казанные его произведения совершили и теперь еще совершают свое дело. Лично нам приходилось несколько раз слышать в обществе «интеллигентных лиц» и даже дам такие презрительные упреки по своему адресу: «Ну, вы носитесь со своим Евангелием, которому верить нельзя! Граф Толстой отыскал в нем 50 тыс. ошибок, и все перечеркал в нем, и исправил его по-настоящему!» А до какой степени интересовалось это общество «Толстовским» евангелием – можно судить по следующему факту. Одна дама, не имея свободного времени днем, будучи занята семьей и хозяйством, принуждена проводить ночи за списыванием «Толстовского» евангелия, за невозможностью приобрести напечатанный экземпляр.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Alfeev/k...

В 1844 г. К. опубликовал соч. «Философский трактат по популярной астрономии» (Traité philosophique d " astronomie populaire), составленное на основе читавшегося им курса общедоступных лекций. Вводные лекции курса, имевшие общефилософский характер, К. издал в том же году отдельно в виде соч. «Слово о положительном мышлении» (Discours sur l " esprit positif). В этом произведении, предназначавшемся для посещавших лекции представителей рабочего класса, К. предложил сжатое и упрощенное изложение основных идей собственной позитивной философии, а также предпринял попытку продемонстрировать практическое значение позитивизма как прогрессивной идеологии, способствующей установлению справедливого и гармоничного общественного порядка. В 1844 г. К. встретился в Париже с начинающей писательницей Клотильдой де Во (1815-1846), незадолго до этого пережившей неудачное замужество и страдавшей от неизлечимой болезни, возможно, туберкулеза. Вскоре после знакомства К. стал испытывать к де Во любовное влечение; он добивался взаимности, однако де Во настояла на том, чтобы их отношения имели исключительно дружеский и интеллектуальный характер (см.: Pickering. 2009. Vol. 2. P. 133-182). Реакцией К. на неприступность де Во стала идеализация ее образа; впосл. К. утверждал, что именно благодаря ей он научился «моральной любви к человечеству», что знакомство с красотой ее души открыло ему богатство эмоциональной и чувственной жизни. Еще при жизни де Во преклонение К. перед ней стало принимать гипертрофированные и болезненные формы: так, он называл ее «богиней», а кресло, на к-ром она сидела во время визитов к нему, превратил в «алтарь». После смерти де Во К. упоминал ее во всех последующих сочинениях как «божество» и «музу»; он ежегодно писал обращенные к ней пространные «исповеди», в к-рых описывал события своей жизни и выражал свою любовь к ней (опубл.: Comte. Testament. P. 103-239); ежедневно в течение неск. часов читал посвященные ей любовные и хвалебные «молитвы», составленные из отрывков писем де Во и стихотворений (опубл.: Ibid. P. 81-99); поклонялся «реликвиям» де Во (локону волос, полученным от нее искусственным цветам и т. п.). Генерализировав собственное преклонение перед де Во, К. превратил культ женственности в одну из основ «религии человечества» (см.: Pickering. 2009. Vol. 2. P. 183-229). Отношения с де Во стали важнейшим стимулом, подвигшим К. к пересмотру принципиальных философских установок позитивной философии. Исполняя прежнее намерение построить систему позитивной политики, К. положил в ее основу принцип превосходства чувства над разумом: «Чувственность должна со все более возрастающей силой приобретать господство над созерцанием, чтобы таким образом была достигнута подлинная систематизация человеческого существования» ( Comte. Correspondance. 1981. T. 4. P. 61).

http://pravenc.ru/text/2057146.html

– Ладно, comte. Все сие я уж как-нибудь вколочу в свою «упрямую башку». Хотелось бы мне только знать, как ты обо всем догадался. – Вспомнил себя на Германской. – Зубов смотрел на Сережу с нескрываемой насмешливой нежностью. – Думаешь, мне было легче? – Так ты – тоже… – Конечно. И я, и Некрасов, и кто угодно… Ну что, стреляться пока не будем? – Смотря на поведение Вашего Сиятельства, которое, кстати, пять минут назад нанесло моей прическе оскорбление действием… Ладно, уже четвертый перекресток, намечаемый мною конечной точкой нашей небольшой прогулки. Я зачем-то сдался Некрасову. Честь имею откланяться, comte, примите мои глубочайшие и тому подобное. – Я знаю, на что вы сдались Некрасову, и не имею вас с этим поздравить, гн прапорщик. – Зубов сопроводил слова шутливо церемонным, екатерининским плавным взмахом руки. – Ох и наешьтесь каши, Ржевский, общаться с эсеровской публикой! 14 – Гн штабс-капитан! – Вот что, Ржевский. – Прозрачно взглянув на Сережу, Юрий взял из бювара запечатанный уже конверт. – Первое ваше подпольное задание таково: завтра в четыре дня вы пойдете на контакт с эсеровской группой некоего Опанаса. В случае (этот вопрос вы предложите, и только непосредственно Опанасу) гарантии полной согласованности боевых действий с моим планом… Упомяните, что сами они представления не имеют о данном укрепрайоне… передадите этот пакет. Здесь он найдет… впрочем, он разберется сам. – Некрасов был бы искренне удивлен, если бы понял, что нарочито пренебрежительная пауза и излишний, не относящийся к делу смысл продолжения фразы преследовали цель вызвать эту холодную вспышку ярости в глазах Сережи. – Этот Опанас, насколько я знаю, боевик каторжной школы, очень опасен. Держитесь с ним корректно, как с союзником – он должен видеть, что мы ведем с ним честную игру, на данном этапе наши цели совпадают. Их связной встретит вас у Елагина моста, на первом от входа парковом мостике. Опознавательный знак – этот томик Надсона. Ответ – сложенный листок бумаги. Вам понятны инструкции?

http://azbyka.ru/fiction/derzhatel-znaka...

«План научных работ, необходимых для реорганизации общества» (Plan des travaux scientifiques nécessaires pour réorganiser la société; окончательный вариант текста опубл.: Comte. Système de politique positive. 1854. T. 4. Append. P. 47-136; рус. пер.: Система позитивной политики// Сен-Симон А. Катехизис промышленников. Конт О. Катехизис промышленников, или Система позитивной политики. СПб., 1910. (Родоначальники позитивизма; 2). М., 2011. С. 75-163), к-рое К. впосл. называл своим «фундаментальным произведением» ( Comte. Système de politique positive. 1854. T. 4. Append. P. III). Разногласия К. и Сен-Симона, связанные с публикацией этого сочинения, привели к ссоре и окончательному разрыву между ними. Впервые трактат был напечатан в 1822 г. ограниченным тиражом (100 экз.) под названием «Продолжение работ, имеющих целью обоснование индустриальной системы: Об общественном договоре»; в качестве автора на титульном листе был указан Сен-Симон. Экземпляры не поступали в продажу, а были разосланы Сен-Симоном влиятельным политикам и финансистам для ознакомления. В 1824 г. Сен-Симон принял решение переиздать трактат, сделав его 3-й тетрадью альманаха «Катехизис промышленников»; при этом 2 первые тетради представляли собой популярное изложение идей Сен-Симона, подготовленное им без участия К. По неск. причинам К. выступал против публикации: он отмечал, что сочинение является незавершенным, и требовал от Сен-Симона дождаться написания 2-й части; настаивал, что трактат должен быть издан под его именем, а не под именем Сен-Симона, а также с собственным названием, а не как тетрадь альманаха; он возражал против намерения Сен-Симона предпослать трактату собственное предисловие. Возмущенный этими требованиями, Сен-Симон опубликовал 2 издания трактата: на титульном листе 1-го издания, напечатанного в количестве 100 экз. (которые были переданы К.), было помещено название «Система позитивной политики. Том первый, часть первая», а также указан автор: «Огюст Конт, ученик Политехнической школы, ученик Анри Сен-Симона»; 2-е издание, опубликованное тиражом 1000 экз., содержало дополнительный титульный лист с заглавием «Катехизис промышленников.

http://pravenc.ru/text/2057146.html

Critobulus (Kritououlos). History of Mehmed the Conqueror (mrans. C. T. Riggs). Princeton, 1954. Critopoulos Metrophanes. Confessio Fidei. Helmstadt, 1651. Crusius Μ. Germanograecia. Basle, 1585. Crusius Μ. TurcoGraeciae, iibri octo. Basle, 1584. Cuperus G. Tractatus historicochronologicus de Patriarchis Constantinopolitanis. Venice, 1751. Cyril (Lucaris), Patriarch of Constantinople. Confessio Christianae Fidei. Geneva, 1629. Greek version: Ομολογα της Χριστιανικς Πστεως. Ibid. 1633. Cyril (Lucaris), Patriarch of Constantinople. Letters//Aymon. Monuments Authentiques and in Colomesius. Clarorum Virorum Epistolae and in Hottinger. Analecta and in Legrand Ε. Bibliographie Hellenique du 17 е  siecle, IV. Dallaway J. Constantinople, Ancient and Modern. London, 1797. Daponte Κ.  Χρονογρφος; Ιστορικς Κατλογος//Sathas.  Μεσαιωνικ Βιβλιοθκη, III. Darzeanu I. Cronica Revolutiei din 1821/ /Jorga. Izvoarele Contemporane. De Hauterive Comte. Journal inedit de voyage (ed. Academie Roumaine). Bucarest, 1902. De Jonville T. Le commerce annuel avec la Chretiente au milieu du XVIII е  siecle//Lascaris. Salonique д la fin du XVIII е  siecle. См. ниже. De la Croix. Etat present des nations et eglises grecque, armenienne et maronite en Turquie. Paris, 1715. De Nicolay N. Les Navigations, Peregrinations et Voyages. Antwerp., 1576. De Раит C. Philosophical Dissertations on the Creeks (trans, into English). 2 vols. London, 1793. De Villaion C. Viaje de Turquia, 1557//Л4. Serrano у Sanz. Autobiografias у Memorias. Madrid, 1905. Des Hayes L. Voyages//Laborde A. L., de. Documents sur Athenes. Paris, 1854. Dorotheus of Monemuasia.  Σνοψις Ιστοριν. Venice, 1818. Dositheus, Patriarch of Jerusalem.  γχειρδιονλγχοντνΚαλβινικν Φρενοβλβειαν. Bucarest, 1690. Dositheus, Patriarch of Jerusalem.  Ιστορα περ των ν εροσολμοις πατριαρχευσντων. Bucarest, 1715. (С биографическим очерком о Хри-санфе Нотаре, патр. Иерусалимском.). Drummond A. Travels. London, 1754. Du Fresne Canaye. Voyage du Levant, 1573 (ed.  Μ. Η. Hauser). Paris, 1897.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Религия и наука. 2012. С. 87). Обобщая собственную практику ежедневного «молитвенного» почитания де Во, К. связывал личный культ с почитанием женщины как олицетворения чувственного начала и соединяющей человечество любви. Женщина почитается в 3 формах, соотносимых К. с настоящим, прошлым и будущим: как мать, как жена и как дочь (см.: Comte. Système de politique positive. 1854. Т. 4. P. 108-120). Домашний культ предполагает ритуальное отображение единства индивида с человечеством и связывает частную жизнь с общественной. Предлагаемые К. 9 «таинств» позитивистской религии соотнесены с основными этапами жизни человека: 1) представление - первоначальное определение младенца на служение человечеству; 2) посвящение - символическая передача позитивистскому священнику для воспитания и образования (в 14 лет); 3) допущение - дарование права самостоятельно готовиться к служению человечеству (в 21 год); 4) назначение - одобрение избранной человеком сферы деятельности (в 28 лет); 5) брак, который, согласно К., не может быть расторгнут (мужчина может вступать в брак до 35 лет, женщина - до 28); 6) зрелость - признание достижения человеком состояния совершенства, предполагающего полную нравственную ответственность за свои поступки (в 42 года); 7) удаление - разрешение прекратить активную деятельность и стать «советником» (в 63 года); 8) преобразование - предсмертная подготовка к переходу из объективного в субъективное состояние; 9) включение - торжественное объявление через 7 лет после смерти о вхождении человека в Великое Существо (см.: Ibid. P. 120-130). Общественный культ К. разделял на абстрактный и конкретный. В рамках абстрактного культа, выражающегося в 81 празднике в течение года, почитаются: 1) основные общественные связи (брак, отцовство, сыновство и т. п.); 2) предварительные этапы религ. развития человечества (фетишизм, политеизм, монотеизм); 3) важнейшие классы общества (женщины, священники, правители, пролетарии). В рамках конкретного культа почитаются отдельные исторические представители человечества, разделенные К.

http://pravenc.ru/text/2057146.html

454 Конт (Comte) Огюст (1798–1857) – французский философ, один из основоположников позитивизма и социологии. Позитивизм рассматривал как среднюю линию между эмпиризмом и мистицизмом; наука, по Конту, познает не сущности, а только явления. Выдвинул теорию трех стадий интеллектуальной эволюции человечества (теологической, метафизической и позитивной, или научной), определяющих развитие общества. Разработал классификацию наук (по степени уменьшения их абстрактности). Основные сочинения: «Курс позитивной философии» (т. 1–6, 1830–1842), «Система позитивной политики» (т. 1–4, 1851–1854). 455 резкое изменение взглядов, представлений и т. п. (букв. смертельный переворот – название акробатического упражнения). 456 Квиетизм (от лат. quietus – спокойный, безмятежный) – религиозное учение, доводящее идеал пассивного подчинения воле Бога до требования быть безразличным к собственному «спасению». Возникло в XVII в. внутри католицизма, было осуждено церковными инстанциями. В переносном смысле – созерцательность, бездейственность. 458 Именно такое понимание христианства резко критиковал В. Розанов в своем известном выступлении «О Сладчайшем Иисусе и горьких плодах мира» на одном из Религиозно-философских собраний в Петербурге 21 октября 1907 г. (см.: Розанов В. В. Собрание сочинений. В темных религиозных лучах. М., 1994. С. 417–426). 459 Со скорбью острого разочарования прочли мы это слово еп. Антония. Начало его деятельности – общественной (в качестве ректора Московской духовной академии) и литературной (в трех томах его сочинений много светлых мыслей и прекрасных, прочувствованных страниц, хотя и здесь уже тяжелое впечатление производит полемика с Соловьевым) совершенно не позволяло ждать от этого пастыря по призванию теперешнего омрачения. Но тем поучительнее метаморфоза, постигшая еп. Антония. 460 Филипп (Колычев Федор Степанович) (1507–1569) – русский митрополит с 1566 г. Публично выступил против опричных казней Ивана IV. Низложен в 1568 г. Задушен по приказу царя. 461 Проповедник говорит далее о «врагах упорных и жестоких, которые начнут с того, что отнимут у народа возможность изучать в школах Закон Божий, а кончат тем, что будут разрушать святые храмы и извергать мощи св. угодников, собирая их в анатомические театры (?!)». Если даже признать эту фантазию соответствующей действительности, то и в таком случае следует спросить, разве теперешний цезаропапизм не хуже открытых гонений против религии? Когда же проявлялась в первоначальной Церкви большая жизнь, в эпоху гонений и катакомб или же после того, как христианство сделано было государственной религией?

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

В связи с этим все, что имело тесное соприкосновение с осо­бой императора, при Константине стало именоваться священным, или, что то же, сакральным. Так, одним из высших должностных лиц государства стал препозит священной спальни (praepositus sacri cubiculi). Эту должность обыкновенно занимали евнухи. Одинаковым с ним рангом vir illustris (сиятельный муж) обла­дал начальник служб (magister officiorum), что соответствовало отчасти гофмаршалам позднейших европейских дворов, отча­сти же – премьер-министрам. Высшие сановники империи име­ли титул comes (комитов) – спутников, или друзей императора. Впоследствии, в средневековье, из «комита» в результате слож­ной эволюции сложился графский титул – по-французски comte, но по своему действительному положению комиты Константина напоминали генерал-адъютантов свиты Российских императоров. При этом они разделялись на два ранга – comités primi ordinis и comités secundi ordinis. Высший ранг vir illustris имели комит императорских имений, или сальтусов (comes rerum privatorum), министр финансов (comes sacrarum largitionum), в ведении кото­рого находилась государственная казна – aerarium sacrum, а также все фабрики и мастерские, квестор, являвшийся секре­тарем императора и его главным советником по законодатель­ству (quaestor sacri palatii), и два начальника дворцовой стражи (comités domesticorum): один из них командовал конной, а дру­гой – пешей лейб-гвардией. Комиты второго ранга назывались viri spectabiles (высокородные мужи). К их числу принадлежа­ли примицерий священной спальни (primicerius sacri cubiculi), примицерий нотариев (primicerius notariorum), castrensis sacri palatii, который ведал дворцовым хозяйством, и четыре началь­ника канцелярий (magister scriniorum) – своего рода министры. Нижестоящие сановники именовались notarii. Весь штат при­дворных чинов и имперских канцелярий именовался «дворцо­вым войском» (militia palatina). Священным назывался и высший государственный совет – sacrum consistorium, еще при Диокле­тиане заменивший совет принцепса – consilium principis. Каж­дый высокопоставленный сановник имел свою канцелярию – officium. Чиновники, включенные в штаты этих канцелярий, именовались agentes in rebus, среди них числились также агенты тайной полиции – так называемые curiosii, в буквальном пере­воде – «любопытные».

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010