Gedeon Μ.  Πατριαρχικο Πνακες. Constantinople, 1890. Gedeon Μ.  Χρονικ το Πατριαρχικο Οκου κα Ναο. Constantinople, 1894. Heyd U. Ottoman Documents on Palestine, 1552–1615. Oxford, 1960. Historical Acts, collected and edited by the Archaeographical Commission (in Russian). 5 vols. St. Petersburg, 1841–1842. Hottinger J. H. Analecta HistoricoTheologica. Zurich, 1652. Jorga N. Izvoarele Contemporane asupra mi§carii lui Tudor Vladimirescu. Bucarest, 1921. Jorga N. Nouveaux Materiaux pour servir д l " histoire de Jacques Basilikos l " Heraclide. Bucharest, 1900. Journal of the Imperial Russian Historical Society (in Russian), V. St. Petersburg, 1884. Karmiris J. Ν.  Τ Δογματικ και Συμβολικ Μνημεα της Ορθδοξου Καθολικς Εκκλησας. 2 vols. (Vol. I, 2-nd edition. Athens, 1960; Vol. II. Athens, 1953). Legrand Ε. Bibliographie Hellenique: description raisonnee des cuvrages publies en Grec par des Grecs aux 15 е  et 16 е  siecles. 4 vols. Paris, 1885–1906. Legrand Ε. Bibliographie Hellenique: description raisonnee des cuvrages publies en Grec par des Grecs au 17 е  siecle, 5 vols. Paris, 1894–1903. Legrand Ε. Deux Vies de Jacques Basilicos, comte palatin et prince de Moldavie. Paris, 1889. Legrand Ε. Recueil des poemes historiques en grec vulgaire. Paris, 1877. Mansi J. D. Sacrorum Conciliorum nova et amplissima Collectio. 31 vols. FlorenceVenice, 1759–1798. Miklosich F., Mьller J. Acta et Diplomata Graeci Medii Aevi Sacra et Profana. 6 vols. Vienna, 1860–1890. Robertson J. N. W. B. The Acts and Decrees of the Synod of Jerusalem, sometimes called the Council of Bethlehem. London, 1899. Russian Historical Library (in Russian; 2-nd edition). St. Petersburg, 1908. Sathas C. Ν.  Μεσαιωνικ Βιβλιοθκη. 7 vols. Venice, 1872–1894. Smith T. Collectanea de Cyrillo Lucario. London, 1707. Sokolowski S. Censura Orientalis Ecclesiae – De principiis nostri seculi haereticorum dogmatibus – Hieremiae Constantinopolitani Patriarchae, judicii & mutuae communionis caussa, ab Orthodoxae doctrinae adversariis, поп ita pridem oblatis. Ab eodem Patriarcha Constantinopolitano ad Germanos Graece conscripta – a Stanislao Socolovio conversa. Cracow, 1582.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Акт. Западн. России. 15. 16 Dlugossi Hist. Polon. Lib. XI. P. 338 et squ. Так свидетельствовал на Констанском Соборе известный Иероним Пражский, который сам пред тем посетил Литву (Narbuth. 1. P. 398 Акт. Запад. России. 25 нашей «Истор.» т. 4. Прим. 106 Hist. Russ. monum. 1. CXX Папа, без сомнения, мог восхвалять Витовта преимущественно за то, что он с 1413 г. четыре раза ходил с войском в Самогитию, присоединенную тогда к Литве, и насильно заставлял упорных язычников принимать латинскую веру (Le Catholicisme Romain en Russie, par M. le Comte Dmitry Tolstoy. Т. 1. Р. 273. Paris, 1863 Bandtkie. Dzieje krol. Polsk. 1820. Т. 2. С. 44 Cromeri Polonia. Lib. XX П. собр. р. лет. 2. 354 Опис. Киево-Соф. собора. 105–106 нашей «Истор.» т. 4. Прим. 112 О начале латинского епископства в Киеве — см. в названном выше сочинении графа Дм. Толстого Cathol. Romain en Russie. Т. 1. Р. 292 Во 2-й половине XIII в. таких сношений было два, а в XIV в.— шесть. Acta Patriarch. Constantinop. 1. 491; 2. 86 Fleury. Hist. Eccles. Lib. LXXXV–XCVII Историю Флорентийского Собора описали два присутствовавшие на нем грека: Силвестр Сиропул, великий екклесиарх, принявший было Флорентийскую унию, но потом отказавшийся от ней, и Дорофей, митрополит Митиленский, жаркий ревнитель этой унии до конца жизни. Сочинение первого издано под заглавием «Vera historia unionis non verae Graecos et Latinos». Hagae Comit. 1660. In fol. Сочинение последнего озаглавлено в печати: «S. generalis Synodus Florentina». Rom., 1629. In q., в двух томах Из русских, бывших на том же Соборе, суздальский иеромонах Симеон написал два небольших сочинения: Путешествие Исидора митрополита на Флорент. Собор (П. собр. р. лет. 6. 151–161; 8. 100–106 Сахар. Путешеств. русск. людей. 2. 81–112 и Повесть об Осьмом, или Исидоровом, Соборе (Материал. для истор. Русск. Цер. 1. 60–76 В недавнее время у нас издана довольно обстоятельная «История Флорентийского Собора». Москв., 1847 General. Synod. Florentin. 1. Р. 551 Syropul. Vera hist. Sect. 2. Сар. 8, 10, 21 Fleury. Histoire ecclesiasm. CIV. 219, 220 in t. 21. Paris, 1726

http://sedmitza.ru/lib/text/435948/

52. Место перехода чрез Чермное море 53. Источники нефти 54. Избиенные в Раиее. 55. Скала, из которой Моисей извел воду. 56. Синай 57. Монастырь (неопалимой) купины 58. Место отлития золотого тельца 59. Подем на вершину Синая и пещера Илии 60. Чудо, происшедшее близь монастыря 61. Место, где стоял Ковчег Завета 62. Фиваида и Св. Пимен 63. Четыре колонны близ Гефсимании. 64. Гефсимания и храм Богородицы 65. Пещера Христа и двенадцати Апостолов 66. Сто Затворниц 67. Место убиения апостола Иакова 68. Сад, где был предан Христос 69. Храм Вознесения 70. Место, где Христос сел на жребя 71. Вифания 72. Источник Мерры 73. Пещера Предтечи 74. Капернаум 75. Место исцеления кровоточивой 76. Ептапигон 77. Магдала 78. Тивериада 79. Назарет 80. Подем в 2340 ступеней 81. Дидаскалион 82. Храм Вознесения 83. Гробница Самуила 84. Вифания 85. Монастырь Евфимия 86. Дом Иоакима 87. Иерихон и Едесса 88. Монастырь Св. Герасима 89. Монастырь Св. Зосимы 90. Иордан и место крещения 91. Жена Лотова 92. Продушина ада 93. Тивериада и Фавор 94. Кана Галилейская 95. Окрестности Тивериадского озера 96. Назарет и обратный путь Приложения: I. Conspectus locorum, quibus in codex graecus, quo usus est auctor slavo-rossicae «Narrationis Epiphanii», lectiones diversas habuisse videtur a codice Vaticano Dresselii» II. Армянское описание Святых мест 7 века III. Из неизданного жития Константина и Елены список церквей, построение которых приписывается Елене IV. Предисловие I. Житие и жизнь иже во Святых отца нашего Феодора, архиепископа Едесского. 2. Яхя Антиохийский 3. Рассказ Яхи о разорении 1009 года 4. Латинское сказание о бедствиях Иерусалима при Патриархе Георгии 5. Из Еккегарда, немецкого паломника и летописца начала 12 века о взятии Иерусалима Турками в 1070 году. Опечатки и дополнения. Указатель собственных имен. Оглавление. Планы: 1. Сооружения Св. Модеста Патриарха Иерусалимского по Аркульфу из Itinera Hierosolymitana 2. Сооружения Св. Модеста, Патриарха Иерусалимского по графу Вогюэ 3. Сооружения Св. Модеста, Патриарха Иерусалимского по Аркульфу из: Les eglises de иа Terre Sainte par le Comte de Vogtie

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/pravos...

136 Facundi Pro defensione trium capitulorum. Lib.II. Cap.3//Migne, PL. T.67. См. также: Доброклонский, 1880, С.48. 142 Assemani, ВО. Т.1. Р.197, 203, 350; Lequien, 1740, II, 1315; Tillemont, Histoire. Т.12. Р.442; Т.14. Р.564, 627; Ceillier, Histoire. Т.10. Р.143–148. 168 Факунд пытался защитить Иву, указывая на то, что порицание «глав» Кирилла Ивой и восточными относилось не к действительной правой вере Кирилла, а к ими вымышленной. Аргумент слабый в том отношении, что примирение, как мы увидим ниже, не внесло никаких существенных изменений в оценку восточными «глав» Кирилла (Facundi Pro defensione trium capitulorum. Lib.VI. Cap.4//Migne, PL. T.67. Col.672–673 ). 169 «Dum certe Cyrillus auctoritatem judicis non haberet, sed ejus qui judicandus est ordinem, eo quod contra invicem moverint quoestiones. Et erat proesidens reus; et sententioe princeps, qui sustinebatur multis sententiis supponendus» [«Между тем Кирилл определенно не имел судебных полномочий, в силу чего друг против друга возбуждались вопросы. И обвиняемый был председательствующим; и начальником обвинения – тот, кто нес на себе груз многих обвинений»] (из письма Евферия к папе Сиксту (Synodicon adversus tragoediam Irinaei, PG. T.84. Col.728 C; Mansi. T.V. Col.894 ; ACO. T.1:4. P.146). – Оскорбление, нанесенное антиохийскому престолу председательствованием Кирилла, было тем больше, что сам император назначил председателем Иоанна, если верить сведениям несторианской хроники: «L’empereur ordonna que Jean d’Antioch fut le jude du concile et que l’illustre comte Candidianus veillat au bon ordre» [«Император повелел, чтобы Иоанн Антиохийский был судьей на соборе и чтобы светлейший граф Кандидиан наблюдал за должным порядком»] (Histoire de Barhadbešabba ‘Arbaia (La seconde partie)//Patrologia orientalis. T.9. P.542). 187 Ou moi dokei o Nestoriov, oute ton Samosatea Paulon xhlen, oute mhn Fwteinon, mhd olwv yilon adqrwpon legein ton Kurion [«Мне кажется, что Несторий не ревновал ни Павлу Самосатскому, ни Фотину, и он вовсе не говорил, что Господь это простой человек»] (Socratis Scholastici Historia ecclesiastica. Lib.VII. Cap.32//Migne, PG. T.67. Col.809 B).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Afanas...

Leib В., Les silences Anne Comnène ou ce que n’ α pas dit Alexiade, – BSl, 19, 1, 1958. Lemerle Р., Byzance et la croisade, Relazioni del Χ congr. intern. di scienze stor., Roma, 1955, III, – «Storia del medio evo», Florenz., 1955. Lemerle Р., Prolegomènes à une édition critique et commentée des Conseils et recits de Kekaumenos, Bruxelles, 1960. Lemerle Р., Recherches sur le régime agraire à Byzancë la terre militaire à epoque des Comnènes, – «Cahiers de civilisation médiéval», II année, 2, 1959. Leroy-Molinghen Α., Les deux Jean Taronites de Alexiade, – Byz., 14, 1939. Leroy-Molinghen Α., Les lettres de Théophylacte de Bulgarie à Grégoire Taronite, – Byz., 11,2, 1936. Leroy-Molinghen Α., Trois mots slaves dans les lettres de Théophylacte de Bulgarie, – AIPhHOS, VI, 1938. «Lexikon für Theologie und Kirche», V, 1960. Liddell D., Scott D., Greak-English Lexicon, 1940. Loos M., Deux contributions à histoire des Pauliciens, origine du, nom des Paulichiens, – BSl, 18, 2, 1957. Lot F., Art militaire et les armées du moyen âge, I-II, Paris, 1946. Manselli R., Tancredi e Alessio Comneno α Constantinopoli e Pelecanon, – «Archivio storico par le provincie napoletane», NS, 34, 195354. Maricq Α. Un «comte de Brabant» et «Brabançons» dans deux texles byzantins: Anne Comnène Alexiade 10, 8; Eustathe de Thessalonique, Prise de la ville par les Normands, ch. 56, «Academie Royale de Belgique, Bulletin de la classe des lettres et des sciences morales et politiques», 5, XXXIV, 1948. Μαριντος Ε., Ε μθιος Φιλοκλης τελευταος στρατηγ ς το Βυζαντινο θματος τ ς Κρτης, ΕΕΒΣ, 7, 1930. Mathieu Μ., Guillaume de Pouille. La Geste du Robert Guiscar, Édition, traduction, commentaire et introduction, Palermo, 1961. Mathieu M., Les faux Diogènes, – Byz., 22, 1952. Mayer Η. Ε., Bibliographie zur Geschichte der Kreuzsage, Hannover, 1960. Meyer von Knonau G., Jahrbücher des deutschen Reiches unter Heinrich IV und Heinrich V, III, Leipzig, 1900. Moeller C., Godefroid de Bouillon et avouerie du Saint Sépulcre, – «Mélanges Godfried Kurth», I, Liège, 1908.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Je me décide donc maintenant à vous en écrire officiellement et vous serai extrêmement oblige si vous pouvez donner un cours favorable à cette prière, ainsi qu’à celle d’une croix en diamants sur la mitre du métropolitain d’Iméretie David. Monseigneur le Grand-Duc Héritier, pendant Son heureux voyage dans ce pays, a connu et apprécié ces deux dignitaires de l’église et je Lui ai demandé la permission de Lui donner aussi une note sur la prière quo je fais à leur égard par votre entremise. Voyez donc, cher comte, si vous pouvez pousser cette affaire et veuillez m’en dire un mot; il me semble que ces deux grâces ne seront pas difficiles à obtenir et je peux témoigner qu’elles seront accordées à deux hommes qui les méritent, qui sont généralemeut respectés, et que le rang de métropolite pour notre exarque fera un excellent effet dans ce pays vraiment orthodoxe». 168 Некоторые, впрочем, желали бы видеть в Исидоре более решимости, живости и огня. Бывший при Воронцове чиновником особых поручений граф Соллогуб, высказывая свое личное мнение об экзархе, говорил, будто бы он действует не с полным жаром и энергией в деле распространения христианства между горскими племенами, вследствие чего и успехи христианства так незначительны в этих странах. Упрекают его также в пристрастии к формализму: что могло бы быть исправлено по словесному замечанию, то у него непременно облекалось в бумажную форму. Во время управления Исидора грузинским экзархатом, из церковных событий особенно замечательны были: 1) открытие в Абхазии, по его мысли, архиерейской кафедры, для распространения христианства; 169 2) отобрание в казну церковных грузинских имений и определение, взамен их, ежегодного из казны отпуска денег на содержание церквей, духовных властей и училищ. Распоряжение это имело значение не только как одна из важнейших государственных мер к устройству Закавказского края, но и потому, что едва не сделалось причиною уничтожения синодальной грузинской конторы. Православная церковь в Грузии имела у себя около 22.600 душ крестьян мужского пола и, кроме того, владела многими лугами, мельницами, красильнями, лесами, банями и т.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Максенция, другие остались в Эбрёе, где была построена церковь во имя Л. (15 марта совершалась память положения мощей святого в этом храме). Об этом повествуется в сказании о перенесении мощей Л. (BHL, N 4856; изд.: Catalogus. 1890). В сказании упоминаются и другие известные автору частицы мощей святого, напр., его голова, хранившаяся в Мурбахе, и глаз Л. (unus... oculus), от которого совершались исцеления, находившийся в королевской капелле. В средние века Эбрёй был одним из крупнейших бенедиктинских аббатств Оверни (в 1115 ему подчинялись 56 церквей и мон-рей - Jaff é . RPR. N 6376). На рубеже X и XI вв. началось строительство новой монастырской церкви во имя Пресв. Девы Марии, апостолов Петра и Павла и Л.; в 1-й пол. XII в. был возведен романский портик с массивной башней, на рубеже XII и XIII вв.- готическая алтарная часть с деамбулаторием (см.: Courtill é A. Auvergne et Bourbonnais gothiques. Nonette, 1990. T. 1. P. 75-102; Larouzi è re-Montlosier D., de. L " invention romane en Auvergne: De la poutre à la voûte (fin Xe-XIe siècle). Nonette, 2003. P. 168-175). Мощи Л. и Гаэрина хранились в главном алтаре церкви. В годы Французской революции (1789-1799) святыни были утрачены, как сообщалось в письме приходского священника епископу Отёнскому с просьбой прислать частицу мощей Л. (1833 - Pitra. 1846. P. 439-440). В наст. время в Эбрёе хранится реликварий XVI в., в к-ром некогда находились мощи святого. Церковь св. Леодегария в бенедиктинском аббатстве Мурбах (Эльзас, Франция). XII–XIII вв. Церковь св. Леодегария в бенедиктинском аббатстве Мурбах (Эльзас, Франция). XII–XIII вв. Особое почитание Л. сложилось в мон-ре Мурбах, основанном ок. 730 г. св. Пирмином и гр. Эберхардом. Первоначально мон-рь был посвящен Пресв. Деве Марии, ап. Петру и Л. ( Levillain L. et al. Charte du comte Eberhard pour l " abbaye de Murbach (1er février, 731/732)//Bibl. de l " École des chartes. 1938. T. 99. N 1. P. 38); в грамоте кор. Теодориха IV, сфабрикованной в кон. VIII в., названо др. посвящение - Деве Марии, арх.

http://pravenc.ru/text/2463387.html

Plezia Μ., Byzantinoturcicum κρατσαι γλτταν – Dil almaq, – AA, X, 1962. Πολτης Ν., Δημδεις παροιμα ν τος στχοις το Μιχα λ Γλυκ, ΒΖ, 7, 1898. Pontieri Ε., Tra i normanni nell’Italia meridional, Napoli, 1948. Praechter K., Beziehungen sur Antike in Theodoros Prodromos Rede auf Isaak Komnenos, – BZ, 19, 1910. Pritzak O., Ein hunnisches Wort, – «Zeitschrift der deutschen morgenland. Gesellsch.», 104, 1954. Ramsey W. M., The historical geography of Asia Minor, London, 1890. Rasony Nagy L., Der Volksname Берендей, – SK, 6, 1933. Renaud Ε., Étude de la langue et du style de Michell Psellos, Paris, 1920. Rey F. G., Les colonies franques de Syria, Paris, 1883. Rey E. G., Histoire des princes Antioche, – ROL, 4, 1896. Richard I., Le comte de Tripoli sous la dynastie Toulousaine (1102–1187), Paris, 1945. Richard I., Le Royaume latin de Jérusalem, Paris, 1953. Roberti M., Richerche intorno alla colonia Veneziana in Constantinopoli nel secolo XII, – «Scritti storici in onore di Camillo Manfroni», Padua, 1925. Rouillard G., Δσις, συνθεια, σχιδευμς, ’ αποσχιδευμς («Alexiade», III, VI, 7), – AIPhHOS, VI, 1938. Rouillard G., Un grand bénéficiaire sous Α lexis Comnènë Leon Képhalas . – BZ, 30, 192930. Rouillard G., Les taxes maritimes et commerciales, «Mélanges Ch. Diehl», I, 1930. Runciman S., The crusades of 1101, – «Jahrbuch der österreichischen byzantinischen Gesellschaft», I, 1951. Runciman S. The first crusaders journey across the Balkan Peninsula. – Byz., 19 1949. Runciman S. Α history of the crusades, I-III, Cambr., 1951–1954. Runciman S. The holy lance found at Antioch, – AB, 68, 1950. Runciman S. The medieval Manichee, Cambr., 1947. Salaville S., Le titre ecclésiastique de «proédros», – EO, 29, 1930. Salaville S., Philosophie et théologie ou épisodes scolastiques à Byzance de 1059 à 1117, – EO, 29, 1930. Scheller Р., De hellenistica historiae conscribendae arte, Leipzig, 1911. Schlumberger G., Deux chefs normands des armées byzantines au XI e siècle, – «Revue historique», 16, 1881.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Это избрание, в котором он конкурировал с принцем Конти и маршалом Саксонским, было утверждено провинциальными ложами. После того, как он участвовал в различных компаниях, (он начальствовал в Кревельте) он разорился с Г-й Ле Дюк (смот. Théâtres Libertins du XVIII s. д’Альмера и Естрея, и Comte de Clermont, Ж. Кузена); он умер в Версале (16-го июня 1771 г.): у его смертного ложа собрались принцы крови для протеста против Парламента Мопо. Трудно выяснить точную роль Французской Великой Ложи под управлением графа Клермонтского, так как записи её совещаний (1743–1772) составляют ныне часть секретной библиотеки президента Совета обрядов Великого Востока. Во всяком случае возможно – это подтвердили все масонские историки, что она имела тесные сношения с Английской Великой Ложей, что, по тогдашней нашей внешней политике, было некоторым образом оскорблением нации. Этим объясняются, независимо от Энциклики (1738 г. (не опубликованной во Франции) запрещения, наложенные Людовиком XV на ложи (1737. 1738, 5 июня 1744 г.), и появления расколов, доведших до совершенной запутанности лож – матерей и провинциальных обычаев. К шотландским якобитским ложам относились благосклонно, особенно в полках. Граф Клермонтский, всецело преданный удовольствиям, впрочем, почти не занимался своими обязанностями Гроссмейстера и предоставлял исполнять их странным „заместителям“, в роде женевского банкира Христофора – Жана Бора, обвиняемого в постыдном торге чинами, и танцовщика Лякорна, почтенного мастера ложи Св. Троицы. Это была эпоха, когда в этом сомнительном мире действовали фанатичные развратники, как рыцарь Ботэн, основатель двуполого ордена Fendeurs и Fendeuses. способный за 6 ливров дать сразу все масонские чины: во —93— время семилетней войны он следовал за Германской армией с фурой, устроенной в виде ложи, наполненной ритуалами, лентами и масонскими костюмами; он останавливался с ней на пути для раздачи своих 45 чинов. Великая Ложа подобной личности имела (судя по подписям на патентах) знатных покровителей: маркиза Сеньелея, полковника Шампаньского пехотного полка; аббата д-Еври, командира (sic) Клюни; графа Шуазеля, полковника французских гренадёров, председателя Детей Славы: президента Гургского парламента...

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В XI-XII вв. почитание Л. сложилось в Отёне, где хранилась основная часть мощей святого. Отрывочные и противоречивые сведения о происхождении реликвий и формировании местного культа Л., к-рые содержатся в средневек. источниках, с трудом поддаются истолкованию. По свидетельству Ги де Базоша (кон. XII в.), мощи Л. и Марии Магдалины, некогда хранившиеся в Марселе, были перенесены в Бургундию правителем Герардом. В отёнском мартирологе XIII в. под 17 дек. сообщается о том, что Л. был убит по приказу имп. Домициана; Тит и Веспасиан доставили его мощи в Массилию, а впосл. еп. Герард перенес их в Отён (Paris. lat. 9883. Fol. 62v; см.: Pellechet. 1883. P. 227). В позднейших источниках сообщается, что мощи Л. были перенесены из Марселя еп. Герардом при кор. Людовике (Monuments. 1865. T. 2. Col. 1291-1292). Интерпретация этих сведений вызывает трудности. По-видимому, правитель Герард - это Герард Руссильонский († 879), гр. Парижа и Вьенны, основатель аббатства Везле; еп. Герард I возглавил Отёнский диоцез ок. 970 г. и скончался в 976 г. ( Charmasse. 1889. P. CXXXVI-CXXXVII). Некоторые исследователи делали вывод, что почитание Л. в Отёне началось при еп. Герарде ( Greffier. 1964/1965). В. Саксер сопоставил сведения о перенесении мощей Л. с преданиями об основании аббатства Везле и предположил, что в их основе лежат достоверные данные: при основании мон-ря Везле в нем были помещены реликвии Марии Магдалины, скорее всего привезенные, а еп. Герард перенес в Отён из Марселя мощи Л. (т. е. Лазаря, еп. г. Аквы Секстиевы). Герц. Генрих I Великий († 1002) подарил главу Л. клирикам церкви в Аваллоне ( Saxer. 1986). По др. версии, глава Л., хранившаяся в Аваллоне, первоначально находилась в аббатстве Везле, где в нач. XII в. также указывали гробницу Л. Во время нападения на монастырь воинов Гийома II, гр. Невера, недовольного избранием аббата Рено де Семюра (1106-1128), были осквернены гробницы Л. и его сестры Марфы ( Dacherius L. Collectio veterum aliquot scriptorum, qui in Galliae Bibliothecis, maxime Benedictinorum latuerant, Spicilegium. P., 1659. T. 3. P. 493). В более поздних источниках нет сведений о гробнице Л. в Везле. Возможно, после этих событий главу святого перенесли в Аваллон ( Louis R. Girart, comte de Vienne, et ses fondations monastiques. Auxerre, 1946. P. 177-180). Др. исследователи полагают, что хранившиеся в Везле реликвии могли в свою очередь попасть туда из Отёна ( Vregille. 1949. P. 35).

http://pravenc.ru/text/2462509.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010