Même dans ses voies qui s’écartent le plus de la tradition, même dans ses égarements, la pensée de l’Orient chrétien des siècles derniers et surtout la pensée religieuse russe reflète une tendance d’envisager le Cosmos créé sous un aspect ecclésiologique. On peut trouver ces motifs dans la philosophie religieuse de Soloviev, où la mystique cosmique de Jacob Boehme, de Paracelse et de la Cabbale s’entremêle avec les idées sociologiques de Fourrier et d’Auguste Comte, dans l’utopisme eschatologique de Fédorov, dans les aspirations millénaristes du christianisme social, enfin – dans le sophianisme du P. Boulgakof, qui est une ecclésiologie manquée. Chez ces penseurs l’idée de l’Église se confond avec celle du Cosmos et l’idée du Cosmos se déchristianise. Mais les erreurs, elles aussi, rendent parfois témoignage à la Vérité, quoique d’une manière indirecte et négative. Si l’idée de l’Église – milieu où s’accomplit l’union avec Dieu – est déjà impliquée dans celle du Cosmos, cela ne veut pas dire que le Cosmos soit l’Église. On ne peut rapporter aux origines ce qui appartient à la vocation, à l’accomplissement, à la fin ultime. Le monde a été créé du néant par la seule volonté de Dieu – c’est son origine. Il a été créé pour participer à la plénitude de la vie divine – c’est sa vocation. Il est appelé à réaliser cette union dans la liberté, dans l’accord libre de la volonté créée avec la volonté de Dieu – c’est le mystère de l’Église inhérent à la création. À travers toutes les vicissitudes qui suivirent la chute de l’humanité et la destruction de la première Église, de l’Église paradisiaque, la créature gardera l’idée de sa vocation et, en même temps, l’idée de l’Église qui se réalisera enfin pleinement après le Golgotha, après la Pentecôte, comme l’Église proprement dite, l’Église indestructible du Christ. Dorénavant, l’univers créé et limité portera en lui un corps nouveau, possédant une plénitude incréée et illimitée que le monde ne peut contenir. Ce corps nouveau est l’Église la plénitude qu’elle contient est la grâce, la profusion des énergies divines par lesquelles et pour lesquelles le monde fut créé.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Lossk...

Происхождение этого юношеского эсхатологизма у Роуза, вероятно, было двояким: воспринятым из книг Генона и из общей духовной атмосферы в РПЦЗ того периода. Позволим себе даже предположить, что именно под влиянием концепции Кали-юги (четвёртая и последняя эпоха в жизни мира в индуизме; характеризуется крайним падением нравственности), почерпнутой у Рене Генона, из всего богатства красок учения Христовой Церкви американский неофит Юджин Роуз в первую очередь усвоил напряжённые апокалиптические ожидания. Тремя годами раньше другой известный православный миссионер XX века, протоиерей Александр Мень, обучаясь в Иркутском сельскохозяйственном институте, работал истопником. Единственный завершённый отрывок из неё, в виде статьи под названием «Человек наизнанку», был опубликован уже после его смерти («Orthodox Word» 1982). На русском языке этот фрагмент содержится в сборнике «Серафим (Роуз), иером. Американский просветитель русского народа. Сборник трудов. – М.: Никея, 2010». Дальний родственник графа Александра Федоровича Ланжерона (Louis Alexandre Andrault comte de Langéron) (1763- 1831), градоначальника г. Одессы, генерал-губернатора Новороссии. Существует предположение, что эту катехизическую школу святитель Иоанн (Максимович) создал специально для Юджина Роуза. Во всяком случае она просуществовала ровно столько, чтобы он успел окончить полный курс. Его собрат по Платинской пустыни игумен Герман (Подмошенский) вспоминал: «Боль его была неимоверна. Под влиянием болеутоляющих средств он был как в бреду, проклинал невыносимую боль. В страшной агонии рвал и метал, буквально проклиная всех и вся, шипел, что Бога нет, что всех ненавидит… Но в глазах его лучилась невиданная неземная любовь к сотаиннику. Находясь под противным его духу посторонним влиянием извне, духом он был волен – во взгляде запечатлелась душа» (Дамаскин (Христенсен), иером. Не от мира сего. Жизнь и учение иеромонаха Серафима (Роуза) Платинского. - М.: Русский Паломник, 1995. – С.931). «… Тело о. Серафима не одеревенело, не начало разлагаться… Кожа не приобрела серо-синеватый оттенок, а оставалась тёплой, золотистой на вид, была мягкой, как у «спящего младенца», по словам одного из паломников… Он лежал, будто живой, и выглядел моложе, чем при жизни» (Дамаскин (Христенсен), иером. Не от мира сего. Жизнь и учение иеромонаха Серафима (Роуза) Платинского… С.939).

http://bogoslov.ru/article/2794086

Возможно, грот был частью богатой усадьбы эпохи Римской империи; в XVI в. он использовался как погреб в доме гуманиста Пьера Сала, при строительстве к-рого были обнаружены рим. руины (от этого произошло название усадьбы - Антикай), принятые за остатки дворца наместника, где якобы содержали мучеников. В 1630 г. здесь была основана обитель визитанок, капеллу к-рой освятили во имя Пресв. Девы Марии и Л. м. (1639). Самое раннее упоминание о почитании подземелья в Антикае как места, связанного с подвигом Л. м., относится к 1666 г. Мон. Анна Мари де Тели из Тулузы, особо почитавшая св. Потина, убеждала лионских монахинь в достоверности этого «предания». В ночь на 4 нояб. 1689 г. Сюзанне Мари де Риан де Вильре, настоятельнице антикайской обители, явился св. Потин и пообещал защищать тех, кто почитали его «темницу». После этого подземелье стало местом паломничества, там была устроена капелла, записывались чудеса, совершавшиеся по молитвам к св. Потину (самая ранняя запись была сделана 4 янв. 1691). После Французской революции в зданиях мон-ря разместился госпиталь, но в 1804 г. капелла св. Потина была вновь открыта. Посещение «темницы» папой Римским Пием VII (19 апр. 1805) способствовало возрождению паломничества. Во 2-й пол. XIX в. «темница св. Потина» была расширена и перестроена (см.: Comte C. La prison de l " Antiquaille: Saint-Pothin et ses compagnons. Lyon, 1877; Martin J.-B. Histoire des églises et chapelles de Lyon. Lyon, 1908. T. 1. P. 219-230). В XIX в. в Лионе были возведены приходские церкви во имя св. Потина (1841-1843) и св. Бландины (1863-1869). Во время посещения Лиона 4-7 окт. 1986 г. папа Римский Иоанн Павел II возглавил экуменическую молитву в амфитеатре Трех Галлий на месте гибели мучеников. Литургическое поминовение Память Л. м., заимствованная из Иеронимова мартиролога, была указана под 2 июня в мартирологе Беды Достопочтенного (см.: Quentin. 1908. P. 98). В мартирологе Лионского анонима перечислены имена 48 мучеников и добавлено упоминание о чудесном обретении их праха (Ibid.

http://pravenc.ru/text/2110761.html

Profitant de la protection des autorités musulmanes et ne faisant aucun cas des canons orthodoxes, les phanariotes voulurent donner au titre de « patriarche œcuménique » un contenu réel, faisant passer Constantinople pour le leader de l’orthodoxie dans le monde. En novembre 1872, l’ambassadeur russe auprès de la Porte, le comte N. P. Ignatiev, commentait ainsi la position du Patriarcat de Jérusalem dans un rapport au ministère des Affaires étrangères : « La volonté d’élever le siège patriarcal de Constantinople au-dessus des autres, de lui conférer une primauté semblable à celle du siège du pape dans le monde occidentale, et de regarder les propriétés des autres Églises comme son bien, se manifeste de plus en plus dans le partie des Grecs phanariotes. Ce parti espère, devenu maître du monde orthodoxe, recueillir ses richesses au profit des laïcs phanariotes qui dirigent les affaires au Patriarcat » De façon caractéristique, les patriarches de Constantinople n’en continuaient pas moins à condamner fermement et sans équivoque les efforts de la Rome papale pour asseoir son autorité sur les autres Églises. L’encyclique patriarcale et synodale de 1895 expose clairement : « Chacune des Églises autocéphales en Orient et en Occident était entièrement indépendante et autonome à l’époque des sept Conciles œcuméniques. Tant les évêques des Églises autocéphales d’Orient, que les évêques d’Afrique, d’Espagne, de Gaule, de Germanie et de Bretagne dirigeaient leurs Églises au moyen de leurs propres conciles locaux ; l’évêque de Rome n’avait aucun droit d’intervention, lui-même était tenu de se soumettre aux décisions conciliaires. En cas de problèmes importants, exigeant une résolution de l’Église dans son ensemble, un concile œcuménique était convoqué ; il était et reste la seule autorité suprême dans l’Église. C’est ainsi que l’Église antique était La chute de l’Empire ottoman fit naître dans le monde grec l’illusion d’une prochaine réalisation de la « Grande idée », celle de la restauration de Byzance, avec l’aide de l’Entente victorieuse.

http://mospat.ru/fr/authors-analytics/87...

Родился в селе Ангинском Иркутской епархии в семье пономаря. Окончил Иркутскую ДС (1814). Рукоположен во диакона (1817), в священника (1821). В 1824 г. был назначен миссионером в Америку, где пробыл на о. Уналашка пятнадцать лет. В 1826 г. создал алфавит для алеутского языка. Переведен в Новоархангельский порт на остров Ситху (1834). В 1839 г., при кратком посещении Петербурга, возведен в сан протоиерея. По смерти супруги пострижен в монашество (1840), а вскоре хиротонисан во епископа Камчатского, Курильского и Алеутского (с 1850 – архиепископ). С 1858 г. переехал в Благовещенск, который стал центром Камчатской епархии. Вызван в Петербург для присутствия в Св. Синоде (1867). Назначен митрополитом Московским (1868). В октябре 1977 г. прославлен в лике святых Русской Православной Церковью и Православной Церковью в Америке в лике святителей как апостол Сибири и Америки. 631 Как свидетельствует запись в дневнике Антонина, он воспринял «американский вариант» именно как интригу со стороны МИД и Палестинской Комиссии. «Воскресенье. 29 марта 1870 г. Телеграмма гласила так: Petersbourg 3691. Слов 30. День отправки 8 (марта н.с.), час 5-й вечера. Ну-те-с? Далее следует чушь: A etat intieur. После чуши сушь: Archimandrite Russe Antonin. Jerusalem. После суши глушь: Le Synode vous destine une chaise diocesaire en Amerique. Avez vous des causes legales de refuser? Reponse pour vingt mots payee. George Tolstyoy. («Синод вас назначает на епископскую кафедру в Америке. Есть ли у вас законные причины отказаться? Ответ для двадцати слов оплачен. Юрий Толстой».) Потомок! Можешь представить мое озлобление! En Amerique!!! Это ведь подалее Камчатки, которою я когда-то пугал маменьку, желавшую видеть меня владыкой. Ту же минуту отправился к консулу. Нашел его в биллиардной с пашой и испанским консулом. При помощи его послал тогда же ответ такого рода: St. Petersbourg. Saint-Synode. Comte “Je solliate la faveur de rester ici pour cause de sante! Antonin”. («Санкт-Петербург. Св. Синод. Графу Толстому.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

2003. Sulp. dial. 1, cap. 9. 2004. Sulp. dial. 1, cap. 10. 2005. Sulp. dial. 1, cap. 12, 13, pag. 824. 2006. Sulp. dial. 1, cap. 15, pag. 824. 2007. Комита сделали греки из латинского (comes), по-русски: спутник, товарищ. Этот сан тождествен и по значению своему и по самому названию с нынешним званием генерал-адъютанта. На французском языке комит — comte, что равносильно немецкому графу 2008. Cass. lib. IV, cap. 29, pag. 833. 2009. Cass. lib. V, cap. 40, pag. 839. 2010.  …не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи (Ин. 8. 44). 2011. Cass. coll. VIII, cap. 16. 2012. Pag. 1010, cap. 12. 2013. Pag. 995, cap. 15. 2014. Ин. 3. 16. 2015. Рим. 5. 8. 2016. Ин. 14. 3. 2017. Pag. 998, cap. 16. 2018.  Твердо уповал я на Господа, и Он приклонился ко мне (Пс. 39. 2). 2019.  …если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму (Мф. 15. 14). 2020.  …в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова (Еф. 4. 13). 2021.  Что унываешь ты, душа моя, и что смущаешься? Уповай на Бога, ибо я буду еще славить Его, Спасителя моего и Бога моего (Пс. 41. 6). 2022.  …не оправдается пред Тобой ни один из живущих (Пс. 142. 2). 2023.  …Яви нам свет лица Твоего, Господи (Пс. 4. 7). 2024.  …почитает себя чем-нибудь, будучи ничто (Гал. 6. 3). 2025.  …не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить… во что одеться. …Всего этого ищут язычники (Мф. 6. 25, 32). 2026.  …чтобы сердца ваши не отягчались объядением и пьянством и заботами житейскими (Лк. 21. 34). 2027. 4-й Ответ преподобного Нифонта. 2028. Том 14, письмо 13. 2029.  Преосвященный Гавриил, Архиепископ Херсонский и Таврический в 1837–1848 гг. (в миру Василий Федорович Розанов; 1781–1858) в начале своей духовной карьеры служил в Вологде, в 1814–1819 гг. был ректором Вологодской семинарии и настоятелем Спасо-Каменского монастыря. 2030.  Свт. Игнатий Брянчанинов. Аскетические опыты//Полн. собр. творений святителя Игнатия Брянчанинова: В т.]. М., Паломникъ. 2001 — (Изд. продолжается). Т. 1. С. 515. (Далее в разделе «Приложение» — Настоящее издание).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

6 См. Летописец Новгород. изданный в Продолжении древней Росс. Библиотеки в С.-Пб., ч. 2, 1786, стр. 333. 9 См. Подробную летопись от начала России до Полтавской баталии, С.-П., 1798 года, часть 1, стр. 11. 11 Если, по мнению Татищева и Графа Потоцкого, предположить, что в Библии упоминаемы Гомеры и Рифаты, а у Греческого Гомера Енеты, после именовавшиеся Венетами, были подлинные праотцы Славян и Антов, двух сродных племен, сделавшихся известными в веке, то можно будет доказывать и это мнение. Смотр. Татищев. Рос. Истор. Том. I стр. 451 и des peuples de la Russie par le Comte jean Potocki. a S. Petersbourg, 1802, chap. 2. pag. 29–48. 20 Смотр. вид древнего Новгорода в путешествиях Олеария: Ausführliche Beschreibung der kundbaren Reyse nach Moscau und Persien. Schleswig 1663 cap. XI. А еще вернее, кажется, изображен он под Чудотворной иконой Знамения Богородицы в Новгородском Знаменском Соборе. 21 3дание сего училища, стоявшее впустую около 70 лет, возобновил на домовую свою сумму ныне благополучно правящий Новгородскою паствою Высокопреосвященнейший Митрополит Амвросий, и c 1805 года, Марта 25, открыл в оном для воспитания духовного юношества училище, в котором на Русском языке преподаются: 1) Грамматика Российская и начатки Латинской, 2) История и География, 3) Арифметика и Пасхалия, 4) Правила церковного устава, 5) Катехизис, 6) Нотное простое и партесное пение, 7) а для ставленников должности Священства, руководство к чтению Св. Писания и проч. Из числа учеников 90 человек бедных содержится на домовом Его Высокопреосвященства полном коште квартирой, пищей и одеянием; а ставленниками дается безденежно квартира в сем же училище. 27 Досуги Попова напеч. 1772 в С.-Пб. – Из него выписал Чулков свою Абевегу Русских суеверий, и прибавил еще всех Сибирских языческих богов к баснословию Славяно-русскому. 37 Ироическая песнь о походе на половцев удельного князя Новогорода-Северского Игоря Святославича издана в Москве 1800, стр. 7. 38 Летописец Руский, издан. Львовым в С.-Пб., 1792, часть III, стр. 431 и часть V, стр. 153 и 185.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

«Лагарп видел, что его старания приносили плоды. Братья в своих детских играх создали себе идеальное, вымышленное существо, названное ими графом де-Сент-Альбаном (comte de-Saint-Albant). Этот граф был у них всегда во главе их солдат и их воинственных игрушек; он был центром, вокруг которого вертелись все политические соображения, ибо Французская революция, которая была в то время в полном разгаре, составляла постоянно предмет толков при дворе и возбуждала их молодые умы. Великий князь Александр ставил этого графа де-Сент-Альбана во главе всех революций, народных восстаний, всех предприятий, направленных против власти, и всегда награждал его. А Великий князь Константин приговаривал его к повешению или расстрелянию. Эти мелочи были весьма знаменательны и обрисовывали характер этих двух детей; из них один проявлял свои врожденные чувства, а другой высказывал те убеждения, которые ему внушали». 1789 год. Утопия. Революция… А если уж предлагать воспитаннику именно такой путь, то следовало бы указать на рычаг, способный перевернуть российский мир; следовало бы определить силу, которая способна была бы восполнить ограниченность монаршей власти. Не абсолютная монархия, не народоправление… Что же? Позже, уже в царствование Aлekcahдpa II, ответ будет найден; впервые в русском политическом лексиконе появится слово «гласность». Опора — как бы даже и помимо воли императора — будет сделана на пробуждение к жизни общественного мнения, и цепь великих реформ, безупречно логичная в своем поступательном движении, хотя и преисполненная роковых компромиссов в содержательной части, хотя и предельно запоздавшая, начнет выстраиваться. Сначала Великая крестьянская 1861 года, затем Великая судебная 1864-го. И дальше — путь к самоумалению власти, к конституции; путь, оборвавшийся именно потому, что историческое время было уже упущено в эпоху первого Александра. Но «глас народный» в Лагарповой системе никакой роли не играет; больше того — монарший наставник страшится общественного мнения. И тут мы наконец понимаем, какие черты проступали сквозь начертанный Лагарпом образ «идеального монарха», верящего в безусловную силу Закона, оправдывающего ярость толпы, если она направлена против «богоустроенной» (а не заслуженной личными доблестями) власти и железной рукой ведущего вверенное ему общество к царству свободы путями необходимости.

http://azbyka.ru/fiction/aleksandr-i/

1518 г. сентября 21 (приехал в Москву) – январь 1519 г. (выехал из Москвы). – Посол Ян Христоф (Ян Криштоп) в помощь к оставшимся в Москве за отъездом Турна послам (о заключении мира или перемирия с Польшей). 1518 г. декабря 14 прибыл в Москву Грицко, «человек» Иоанна фон Турна с грамотой к Франциску и Антонию цесарского посла у Польского короля Георгия фон Турна от 3 ноября 1518 года из Кракова о литовских делах. 1521–1522 (7030) гг. – Немчин Вартоломей с грамотой императора о 3 цесарцах, посланных для науки в Польшу и захваченных в плен русскими. 1523–1524 (7032) гг. Посол Антоний де Конти (от Кмит). 1525 г. – 11 ноября 1526 г. (выехали из Москвы). Послы императ. Карла V граф Леонгард Нугарол и брата его эрцгерцога Фердинанда – Сигизмунд Герберштейн ( Comte Leonhard de Nogarola et Siegmund de Herberstein). 1 ) 1572 г. ноября 20–15 июля 1573 г. (отпущен). – Немчин Павед Магнус и Юрий Францбек с грамотой императора о пособии сыну его достигнуть польского престола и о присылке проезжей грамоты для будущих его в Москву послов. – Принят 31 июня. 1573 г. августа 5 – март 1574 г. Гонец Андрей Крикиков, Бенедикт Грот и любчанин Индрик Велдер 29 января 1574 г. подали царю в Братовщине грамоту императора о польских делах, посланную с гонцом Григорием Вестфалем, который, повредив себе ногу в Лиговере – воинской мызе, оставался в Риге до излечения оной. Вестфаль явился 13 февраля. – Ответ ему дан в марте 1574 г. 1573 г. сентября 12–17 февраля 1574 г. (был в Москве Ливонский дворянин Анзельм Бок (Анц Елмус) с грамотой императора Максимилиана II – о возвращении ему, бывшему у Польской королевы Екатерины в казначеях, маетностей его в Дерптском уезде, завоеванных русскими. 1574 г. мая 14 подал царю грамоту (подложную) императора Юрий Крамер – (о дозволении купить ему в Москве мягкой рухляди про обиход цесарского двора), назвавшийся гонцом императора и оказавшийся впоследствии простым купцом. 1574 г. мая 8 и 17–24 декабря (принят). – Гонец Павел Магнус с грамотами императора, во 1-ых) о причине долговременной неприсылки в Москву цесарских послов и о приезде из Парижа в Варшаву короля Генриха и 2) об отпуске из Москвы его Павла Магнуса сына.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

К. был похоронен в пригородной базилике св. Стефана, построенной в сер. V в. женой еп. Намация (см.: Greg. Turon. Hist. Franc. II 17; на месте ц. св. Евтропия (Сент-Этроп) в Клермон-Ферране). У гробницы совершались чудеса (Григорий Турский упом. об исцелениях от 4-дневной лихорадки и меланхолии). Мощи К. и др. святых хранились в храме св. Стефана до X в. (Libellus de ecclesiis Claromontanis. 13//MGH. Scr. Mer. T. 7. P. 461), впосл. они были перенесены в ц. св. Генесия (Сен-Женес). В XVII в. в ц. св. Евтропия указывали гробницу К. Церковь св. Генесия, в к-рой хранились мощи святого, была закрыта во время Французской революции (1789-1799) и разрушена в 1797 г. ( Fournier P.-F. Clermont-Ferrand au VIe siècle: Recherches sur la topographie de la ville//Bibliothèque de l " École des chartes. P., 1970. Vol. 128. P. 317-318). В средние века почитание К. не получило широкого распространения. Память святого помещена под 10 нояб. в мартирологе-некрологе XI в. из кафедрального собора в Клермон-Ферране (Paris. lat. 9085; см.: Quentin. 1908. P. 227-231). В Римском Мартирологе поминовение К. ошибочно указано под 2 датами - 14 июня (как епископа Рутенского) и 13 нояб. (как епископа Арвернского). К. почитался как покровитель г. Эгперс (деп. Пюи-де-Дом), где память святого отмечалась 10 нояб. ( R é sie. 1855. P. 341-342). Согласно календарю Клермонского еп-ства за 1974 г., местное литургическое поминовение К. отсутствует, общая память всех Клермонских святых совершается 5 нояб. (Le diocèse de Clermont. 1979). Ист.: BHL, N 6997; Greg. Turon. Hist. Franc. II 36; III 2, 12-13; IV 5, 35; idem. Vit. Patr. 4//MGH. Scr. Mer. T. 1. Pars 2. P. 223-227; Venant. Fort. Carm. IV 4//MGH. AA. T. 4. Pars 1. P. 81; Concilia Galliae A. 314 - A. 506/Ed. C. Munier. Turnhout, 1963. P. 213-218. (CCSL; 148); Concilia Galliae A. 511 - A. 695/Ed. C. de Clercq. Turnhout, 1963. P. 13-18. (CCSL; 148A). Лит.: Branche J. Les Vies des Saints... de la province d " Auvergne. Clermont-Ferrand, 1777. T. 2. P. 433-438; R é sie, comte de [Aubert L.

http://pravenc.ru/text/1684067.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010