III). Propreterea igitur cum pronuntiatur in Scripturis aut enarratur aliquid de sapientia, sive dicente ipsa sive cum de ilia dicitur, Filius nobis potissimum insinuatur [«Итак, Мудрость–Сын от Му–дрости–Отца, как свет от света, и Бог от Бога, и как один Отец есть свет, так и один Сын есть свет; и как один Отец есть Бог, так и один Сын есть Бог: значит, как один Отец есть мудрость, так и один Сын есть мудрость. И, как оба Они вместе суть свет и один Бог, так же оба Они суть одна мудрость. Но Сын стал для нас “премудростью от Бога и оправданием” (1 Кор. 1,30), ибо мы обращаемся к Нему временно, то есть начиная с некоего времени, дабы пребывать с Ним вовек. Но в некое время и Само “Слово стало плотью и обитало в нас " (гл. III)». (Т. о., именование Сына Премудростию связывается с фактом воплощения.) «Посему, когда в Писаниях что–нибудь объявляется или повествуется о мудрости (сама ли она говорит или о ней что–либо говорится), по большей части нам намекают на Сына»]. Но, как Премудрость есть Отец и Сын, так же и Дух Св., как истинный Бог: Lumen ergo Pater, lumen ergo Filius, lumen Sp. s–s; et simul non tres sapientiae, sed una sapientia: et quia hoc est ibi esse quod sapere, una essentia Pater, et Filius, et Spiritus Sanctus [«Итак, свет Отец, свет Сын, свет Св. Дух; и Все Они вместе суть не три мудрости, а одна мудрость. А поскольку это значит, что здесь “быть” совпадает со “знать”, одна сущность и Отец, и Сын, и Святой Дух»]. Как следует из приведенных текстов, учение блаж. Августина не может быть сведено к прямому приравниванию премудрости ко Второй Ипостаси, наоборот, он рассматривает ее в отношении ко всей Св. Троице, не только к Сыну, но и к Отцу и Духу Св. 106 Dionys. de divin. nomin. [Дионисий Ареопагит, «О Божественных именах»], cap. 5, §IX, Mg. s. Gr. t. 3, col. 824. Ср. к этому месту комментарии Корде–рия и Пахимера (с. 844–8). 107 Migne, p. gr. t. IV, col. 442. Ср. F. A. Staudenmaier. Die Lehre von der Idee (Die Philosophic des Ghristentums oder Metaphysik der heiligen Schrift) [«Учение об идее.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=117...

Ε γρ κα τ νομα τοτ φημι μ ερηκναι που τν γ ων γραφν, λλ γε τ πιχειρματ μου τ ξς, σεσιωπκασι, τς διανοας τατης οκ π δει. Κα γρ νθρωπνην γονν παρεθμην, δλον ς ο σαν μογεν... κα φυτν ε πον π ζης τερον ε ναι το θεν βλστησε, κα πντως κεν καθστηκεν μοφυς«. de sent. Dionys. 20. » γνων, τι, Yς ν κα Λγος ο ξνος ν εη τς οσας το Πατρ ς». 880  de decr. n. 26. βλσφημον ο ν ο τ τυχν, μγιστον μν ο ν, χειροποητον τρπον τιν (­ πλσιν τιν κα ποησιν) λγειν τν Κριον. Ε γρ γγονεν Y ς, ν τε οκ ν ε δ ν, ε... Λγος, κα Σοφα κα δναμις ( στιν) Χριστς... τατα δ δυνμεις ο σαι το Θεο τυγχνουσιν. Ε τονυν γγονεν Y ς, ν τε οκ ν τατα ν ρα καιρς, τε χωρς τοτων ν Θε ς. τοπτατον δ τοτο. 883  ib. n. 17. τν... νομτων καστον χριστν στι κα διαρετον το πλησον. Πατρα ε πον, κα πρν παγγω τν Yν σμανα κα τοτον ν τ Πατρ... μτε πηλλοτρωται Πατρ Yο Πατρ. 884  ib. n. 23. κα στι μν κτερος τερος θατρου, διον κα το λοιπο κεχωρισμνον εληχ ς τπον, μν ν τ καρδ, δ π τς γλττης κα το στματος οκν τε κα κινομενος ο μν διεστκασιν, οδ καθπαξ λλλων στρονται, οδ στιν ο τε νος λογος, ο τε νους λγος... κα μν νος στιν ο ον λγος γκεμενος δ λγος νος προπηδν... ο δ ξωθν ποθεν συν κεν ( τ ν) γενμενος, βλαστσας δ π’ ατο. 885  ib. n. 18. τν μν τοιοτων ς χρειοτρων ξ πιδρομς ε πον παραδεγματα... ε τα τος... προσφυεστροις νδιτριψα. 886  ib. n. 20. ο τε ποιητς Πατ ρ , ε μνος χειροτχνης ποιητς λγοιτο. Παρ’ λλησι γρ ποιητα κα τν δων λγων ο σοφο n. 21. δ θεα γραφ κα τν π καρδας κινημτων ποιητς μ ς διαγορεει, ποιητς νμου ( Rom. 2:13 ) κα κρσιν ( Ρrov. 12:7) λγουσα [n. 23. γε νος ποιε τν λγον]... ο ποημα φρον τν Λγον, κα ο ποιητν, λλ Πατρα τν Θεν ατο λγω. 887  ib. n. 15. ο γρ ν, τε Θες οκ ν Πατ ρ... ε τν Χριστν ε ναι, Λγον ντα κα Σοφαν κα δναμιν.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

Ε γρ κα τ νομα τοτ φημι μ ερηκναι που των γων γραφν, λλ γε τα πιχειρματ μου τ ξης, & σεσι- ωπκασι, της διανοας τατης οκ πφδει. Κα γρ νθρωπνην γονν παρεθμην, δλον ς οσαν μογενη... κα φυτν επον π ξης τερον εναι του δθεν βλστησε, κα πντως κενω καθστηκεν μοφυς». de sent. Dionys. 20. «γνων, δτι, Υις ν κα Λγος ο ξνος ν εη της οσας του Πατρς». 917 de decr. n. 26. βλσφημον ον ο τ τυχν, μγιστον μν ον, χειροποητον τρπον τιν (=πλσιν τιν κα ποησιν) λγειν τν Κριον. Ε γρ γγονεν Υις, ν δτε οκ ν· ε δ ν, ε... Λγος, κα Σοφα κα δναμις (στιν) Χριστς... τατα δ δυνμεις οσαι το Θεο τυγχνουσιν. Ε τονυν γγονεν Υς, ν δτε οκ ν τατα· ν ρα καιρς, δτε χωρς τοτων ν Θες. τοπτατον δ τοτο. 920 ib. n. 17. των... νομτων καστον χριστν στι κα διαρετον το πλησον. Πατρα επον, κα πριν παγγω τν Υιν σμανα κα τοτον ν τ Πατρ... μτε πηλλοτρωται Πατρ Υιο Πατρ. 921 ib. n. 23. κα στι μν κτερος τερος θατρου, ’διον κα το λοιπο κεχωρισμνον εληχς τπον, μν ν τη καρδςι, δ π της γλττης κα το στ ματος οκων τε κα κινομενος· ο μην διεστκασιν, οδ καθπαξ λλλων στρονται, οδ στιν οτε νος λογος, οτε νους λγος... κα μν νους στιν οον λγος γκεμενος δ λγος νος προπηδν... ο δ ξωθν ποθεν συν κενω (τφ νφ) γενμενος, βλαστσας δ π’ ατο. 922 ib. n. 18. των μν τοιοτων ς χρειοτρων ξ πιδρομς επον παραδεγματα... ειτατος... προσφυεστροις νδιτριψα. 923 ib. n. 20. οτε ποιητς Πατρ, ε μνος χειροτχνης ποιητς λγοιτο. Παρ’ λλησι γρ ποιητα κα των ιδων λγων ο σοφο· n. 21. δ θεα γραφ κα των π καρδας κινημτων ποιητς μς διαγορεει, ποιητς νμου ( Rom. 2, 13 ) κα κρσιν ( Prov. 12,7 ) λγουσα [n. 23. δ γε νος ποιετνλγον]... ο ποημα φρον τον Λγον, κα ο ποιητν, λλ Πατρα τν θεν ατο λγω. 924 ib. n. 15. ο γρ ν, δτε Θες οκ ν Πατρ... ε τν Χριστν εναι, Λγον δντα κα Σοφαν κα δναμιν.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

Л. 97. Следует самая книга под заглавием: Началосщенник тимофею динисие. сщеннкъ, бжественыхъ іменхъ. (Gr. т. 1. р. 385. Т. 2. р. 97). Л. 273. Оглавление книги црквническомъ сщеноначалїи (7 глав). Л. 274. Диниси арепагита епкпа аинскаго к тимоею епп о црковническомъ сщеноначалїи (Gr. Т. 1. р. 195. Т. 2. р. 55.), – самая книга. Л. 348. Оглавление книги таиньственомъ бгослвїи (5 глав) и надписание в стихах. Л. 349. Диниси арепагита епкпа аинскаго к тимоею о таиньственомъ бгословїи (Gr. Т. 1. р. 707. т. 2. р. 238.), – книга. Л. 361. Под заглавием: того же послани различна – перечень нижеписанных 10 посланий св. Дионисия. И за тем самые сии послания, именно: Гайю раб – первое послание, 362 об. второе, 363 об. третье, 364 об. четвёртое, 366 об. Дороею слжителю. є. сирчь дикон, 367. Сосип т ар сщенїк, ., 368. Поликарп стлю, з., 374 об. Димофил рб о свое дйств и блгости, и., 388. Тит іерарх вопросивш посланиемъ что премдрости домъ что чаша и что снди е и пива, 401. Іанн бгослов аптл і елист держимом в патм остров. (Gr. T. 1. р. 761. Т 2 р 301). Все книги и послания св. Дионисия переведены вместе с толкованием на них преп. Максима Исповедника . Перифрастического изъяснения Георгия Пахимера не встречается, за исключением нескольких строк в толковании на последнее послание Дионисия к Иоанну Богослову (Орр. S. Dionys. Т. 2. р. 300). Но в конце толкования на 7 послание есть замечания, которых нет ни у Максима, ни у Пахимера, напр. объяснение Олимпиад, или Олимпийских игр. Л. 374 об. лимпид, глетс пть удолни на борб бываема! перво мстными битис! второе боритис! третіе тещ пшы и на коленицахъ! четвертое скакати! птое камы метах! и си ко пра з дникы имще на пто лто собирашес вс странъ множество. и творх си игры. и еже побжаше, внецъ побды приелше. овъ масличенъ. в же инакъ въ же ино что прмо побд . Толкование Максима на 1-е отделение послания к св. Поликарпу л. 368 об. читается иначе, нежели в Греческом.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

К предостережению себя вспомним, что прикасались ко гробу Христову и воины стражи; но поскольку в сердцах их было неверие и корысть, a не любовь к истине и не желание спасения, то и от явившегося им света Воскресения они отражены были в смерть. К предостережению себя вспомним, что прикасались гробу Господню и иудейские старейшины и фарисеи: но поскольку их привели к нему не истина, а лицемерие, не вера, а неверие, не любовь, а вражда: то они не проникли до внутреннего света гроба Господня, а только снаружи положили на нем печать, и ни для кого более, как только для себя: неверием и враждою они сами себе заградили вход в тайну Христову, которой не могли скрыть от мира. Христе Господи, Иже во гробе плотски, во аде же с душею, яко Бог, в раи же с разбойником, и на престоле был еси со Отцем и Духом, вся исполняяй неописанный, и с нами до скончания века пребыти обещал еси! Даруй нам из созерцания Твоего живоносного гроба выну почерпать внутренний свет, и радость, и благодать, и надежду нашего воскресения, не в суд, но в жизнь вечную. Аминь. 45 Georg. Hamartol. in Chronic. MS. Gloss. Du Cange. M. et I. Græc. Τ. II. p. 1546. Житие св. Иоанна Милостивого. В житии Препод. Василия Нового повеств. о прохождении св. Феодоры чрез воздушные мытарства. Минеи-чет. Ноября 12 и Марта 26. 46 S. Dionys. de cul. Hier. c. VII. Avg. Ench. c. 69. p. 617. Leqvien. V Diss. Damasc. p. 68. Op. S. Ioan. Damasc. 50 В 1-й раз о чистилище рассуждали в Константинополе в 1252 г. Leqvien. V Dissert. Damasc. p. 65. Opp. S. Iohannis Damasc. 51 Concil. Tridentin. Sess. 25. Decret. de Purgatorio. Corpus jur. Can. Ed. Richter. Pars II. Lips. 1839. p. 84. Klec. Katholische Dogmatik. Mainz. 1835. II. B. s. 419–424 66 Tertull. Lib. de anima. C. 51. S. Greg. Nyssen. Apud I. Damasc. De iis, qui in fide obdormierunt. Avgustini Lib. 9. Confess. c. 10. 69 Phot. Bibl. Cod. 171. Ed. Berolin. 1824. T. I. p. 118. Philipp. Solitarius apud Coteler. – Patr. Apost. Vol. 1. p. 424, n. 5. 83 Канпе, в конце прошедшего столетия, заметил об одной только 50 главе, что писатель её мог быть Иезекеиль, или другой пророк, живший в плену. Но за ним другие сомнения о подлинности распространения на всю половину книги.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

de Trinit. II, n. 5: extra significantiam sermonis est, extra sensus intentionem, extra intelligentiae conceptionem, quidquid ultra quæritur, non enuntiatur, non attingitur, non tenetur; verborum significantiam rei ipsius (Trinitatis) natura consumit, sensus contemplationem imperspicabile lumen obcaecat, intelligentiae capacitatem, quidquid fine nullo continetur, excedit; Augustin. de Trinit. lib. XV, c. 6: “какой образ рассуждения, какая сила и могущество рассудка, какая живость ума и проницательность соображения покажут нам..., как существует Троица?” И в другом месте: “впрочем, что такое Она есть, это неизреченно, этого не может изъяснить даже язык Ангельский, а тем более человеческий” (de Symbol. ad Cathechum. с. IX); Hieronym. in Isaiam lib. XVIII, n. 1: non dico de mysterio Trinitatis, cujus recta confessio est ignoratio scientiae. 394 Quia, как говорит в трактате о Святой Троице блаж. Августин, nec periculosius alicubi erratur, nec laboriosius aliquid quaeritur, nec fructuosius aliquid invenitur (De Trinit. lib. 1, c. 3, n. 5). И в другом месте рассуждая о том же предмете: nobis ad certam regulam loqui fas est, ne verborum licentia etiam de rebus, quae his significantur, impiam gignat opinionem (De civit. Dei lib. X, cap. 23). А святой Григорий Богослов , изложив в одном слове своем (22-м) учение о Пресвятой Троице, замечает о самом себе: “так, сколько можно короче, излагаю вам наше любомудрие – догматически, а не состязательно, по способу Рыбарей, а не Аристотеля, духовно, а не хитросплетенно, по уставам Церкви, а не тор­жища” (“Творения святых Отцов” II, 225). 396 Athanas. Alex. contra Eunom. lib. 1: τι μα φσις τρας, κα κατ τοτο μαν οσαν κα α νν σνοδοι γρφουσιν ποστολικς; Ambros. Epist. 63: Trinitatem unius esse substantiae, majestatis, divinitatis. 397 Pierius martyr, vid. apud Phot. Biblioth. cod. CIX; Cyrill. Alex. contra Nestor, lib. III, c. 6; Ioan. Maxentius, Dialog. II (Bibl. Patr. tom. IV, p. 485). 398 Dionys. Areopag. De eccles. hierarch.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009