În cuvântul su de rspuns S.V. Lavrov i-a exprimat recunotina membrilor Consiliului de tutel i tuturor celor care au participat la renaterea bisericii. Preafericitul Patriarh Chiril a menionat c se apropie de sfârit srbtorirea aniversrii a 700 de ani de la naterea cuviosului Serghie de Radonej, a crui nevoin fost îndreptat „spre pstrarea unitii rii noastre, depirea rzboiului fratricid, respingerea agresiunii strine”. „Aceast nevoin îi inspir, fr îndoial, pe oamenii notri de stat i pe noi toi care suntem chemai s pstrm ca pe lumina ochilor ara noastr, libertatea ei, independena, esena ei duhovniceasc”, a spus Întâistttorul Bisericii Ruse. Preafericitul Stpân a transmis în dar bisericii nou sfinite icoana sfinilor mucenici din familia arist i un chivot cu o prticic din moatele cuviosului Serghie. Pentru trudele depuse în reconstrucia bisericii Preafericitul Patriarh Chiril a înmânat parohului bisericii, blagocinul districtului de Tsarskoie Selo protoiereul Ghenadie Zverev o cruce de gradul II, fabricat în cinstea aniversrii a 700 de ani de la naterea cuviosului Serghie de Radonej.  eful companiei „Dalpiterstroy” A.A. Skorov a fost decorat cu ordinul cuviosului Serghie de Radonej de gradul II; colaboratorul MAE al Federaiei Ruse S.A. Poleakova – cu ordinul cuvioase Eufrosinia a Moscovei de gradul III. Credincioilor li s-au împrit iconie ale cuviosului Serghie de Radonej cu binecuvântarea Patriarhului. Apoi a avut loc inaugurarea timbrului, emis cu prilejul solemnitilor sfinirii bisericii în cinstea cuviosului Serghie de Radonej în Tsarskoie Selo. Biserica în cinstea cuviosului Serghie de Radonej în Tsarskoie Selo a fost construit în anul 1904 pentru ostaii grzii de onoare a batalionului 2 de artilerie din Tsarskoie Selo (din  anul 1910 – regiment). ef al subunitii militare a fost feciorul arului Alexandru II, marele cneaz Serghei Alexandrovici (1857-1905). Sfinirea bisericii a avut loc cu 110  ani în urm în prezena arului Nicolai II i a marilor cneji Vladimir i Serghei Alexandrovici.

http://patriarchia.ru/md/db/text/3884572...

65 Ср. Or., Cels. 4.63: р. 334.18=PG 11, 1132А. 66 Мф. 12:45. 67 Понятие «приобретенное» (πκτητον) восходит к Платону и является синонимом слова «сущность» (οσα). Вещи природные, естественные (τ φσει ντα) противопоставлены вещам не природным, приобретенным (τ πκτητα). Палама говорит здесь о вещах, противных совершенной человеческой природе, то есть привнесенных в ум врагом. 68 То есть все страсти (досл. «от дурной чеканки»). 69 Противопоставление телесного и душевного в материи восходит к Филону Иудею: δυς δ παθητς κα διαιρετς λης (De spec. legg. 3, 180) и святоотеческому языку не свойственно. Возможно также влияние рассуждения Никиты Стифата, который говорит о «вещественной двоице неразумной части души» (О рае, § 32). Согласно античному учению о душе это гнев и вожделение. 70 Ср. Пс. 37:14. 71 То есть нетварными божественными энергиями. 72 Ср. Dion. Аг., d. n. 134, 11: τελς δ ν τος τελεοις ς περτελς κα προτλειος. 73 Досл. «со всех ног». 74 Ср. Песн. 1:3; Ис. 61:10. Ср. тж. Plot., епп. 6, 7: 32, 31-32 (δναμις ον παντς καλο νθος στ, κλλος καλλοποιν: «итак, потенция всякого блага есть Цветок, Красота, производящая благо»). Говоря о том, что внутренний человек должен «благорасположить к Первообразу» свою красоту, Палама призывает монашествующих «понравиться» Богу, «украсив» себя духовным цветением ума. 75 Пс. 83:6. 76 Ср. Xenoph., Сугор. 3, 3, 69. 77 Ср. Dion. Аг., d. n. 1.4 (=PG 3, 592С). 78 Arist., de an. 428а. 79 Пс. 75:5. 80 Ср. Мф. 8:12; Мф. 22:13 etc. Ср. § 47. 81 Ср. Лк. 10:42; Кол. 1:12. 82 Из описаний Святой Горы Иоанна Комнина (нач. XVIII в.) и Макария Тригониса (1772 г.) выясняется, что пещера преподобного находилась в южной части полуострова, между Великой Лаврой и скитом св. Анны. Подробнее о локализации этого места см. у А. Риго (Rigo 1999, pp. 43-45). 83 Палама развивает «змеиную» тему Николая Монаха, превращая в змея самого лукавого. 84 Исх. 17:8 sqq. 85 Амалик — родоначальник амаликитян, традиционно символ плоти, восстающей на дух: «И когда Моисей поднимал руки свои, одолевал Израиль; а когда опускал руки свои, одолевал Амалик... брань у Господа против Амалика из рода в род» (Исх. 17:8-16). Таким образом, Палама сравнивает здесь прп. Петра с Моисеем.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=0&iid=1319

Поскольку у человека нет возможности опытно созерцать Бога, утверждение «Бог есть» с т. зр. естественного разума человека в его нынешнем состоянии всегда является «допускающим сомнения» (dubitabilis), несамопонятным и неочевидным (см.: Ockham. OTh. Vol. 2. P. 440-441). Такая позиция была вполне традиционна для схоластики, однако мн. теологи смягчали ее утверждением о том, что в существовании Бога можно убедиться косвенным образом, построив на основе философского анализа тварного мира рационально строгие и в силу этого общезначимые доказательства бытия Божия . Позиция О. в этой области была весьма скептической: он подверг критике доказательства основных типов, опираясь гл. обр. на их подробное представление в текстах Иоанна Дунса Скота, однако учитывая аргументы и нек-рых др. теологов. О. подробно разбирает 3 типа доказательств, соответствующие выделенным Иоанном Дунсом Скотом 3 порядкам превосходства (о них см.: Смирнов Д. В. Иоанн Дунс Скот//ПЭ. Т. 24. С. 104-105), считая, что все прочие доказательства могут быть сведены к этим и рассмотрены по аналогии: 1) на основании необходимости высшей производящей причины (2-й путь Фомы Аквинского); 2) на основании необходимости высшей целевой причины (5-й путь Фомы Аквинского); 3) на основании степеней совершенства (4-й путь Фомы Аквинского; по смыслу является апостериорной переинтерпретацией априорного доказательства Ансельма Кентерберийского). В основе предлагаемой О. критики доказательства бытия Бога как высшей производящей причины лежит переосмысление сформулированного в метафизике Аристотеля (напр., см.: Arist. Met. II 2. 994a) и воспринятого оттуда схоластами философского запрета на полагание уходящего в бесконечность ряда причин. Согласно О., некорректным является лишь допущение «актуальной бесконечности» (infinitas actualis), т. е. признание одновременного реального существования бесконечного числа вещей, соединенных причинно-следственными связями. Однако О. вслед за нек-рыми средневековыми арабскими философами и христ.

http://pravenc.ru/text/2578237.html

Jeremiah Jerome Comm. Ga1. Commentary on the Epistle to the Galatians Pelag. Dialogues against the Pelagians Journal of the Evangelical Theological Society Journal of Jewish Studies John Chrysostom Hom. Jo. Homtlies on St. John Hom. Matt. Homilies on St. Matthew Jos. Asen. Joseph and Aseneth Josephus Ag. Ap. Against Apion Jewish Antiquities The Life Jewish War Joshua Jewish Quarterly Review Journal for the Study of Judaism in the Persian, Hellenistic, and Roman Periods Journal for the Study of the New Testament Journal for the Study of the Pseudepigrapha Journal of Theological Studies Jubilees Judges Julius Africanus Arist. Julius Africanus Letter to Aristides Justin 1 Apo1. First Apology 2 Apo1. Second Apology Dialogue with Trypho Justinian Inst. Justinian Institutes Juvenal Sat. Juvenal Satires Keritot Ketub. Ketubbot 1–2 Kgs 1–2 Kings KiPayim Kippurim (Tosefta) King James Version Keret Epic L.A.B. Liber antiquitatum biblicarum (Pseudo-Philo) Lad. Jac. Ladder of Jacob 1 1 list double enumerations where the OTP translation (listed first) and the standard Greek text differ. L.A.E. Life of Adam and Eve Lam. Rab. Lamentations Rabbah Loeb Classical Library Let. Arts. Letter of Aristeas Leviticus Lev. Rab. Leviticus Rabbah literally Liv. Pro. Lives of the Prophets Livy Annals of the Roman People Longinus Sub1. Longinus On the Sublime Longus Longus Daphnis and Chloe Lucan C.W. Lucan Civil War Lucian Abdic. Disowned Alexander the False Prophet [Asin.] Lucius, or The Ass How to Write History Peregr. The Passing of Peregrinus Philops. The Lover of Lies The Dream, or Lucian " s Career Syr. d. The Goddess of Syria Lucretius Nat. Lucretius De rerum natura Septuagint Lycophron Alex. Lycophron Alexandra Lysias Or. Lysias Oration Mishnah Ma c a. Ma c aerot Ma c a. Š. Ma c aer Šent Maccabees ( 1–4 Maccabees) Macrobius Commentarius Saturnalia Makkot Maksirin Mai Marcus Aurelius Malachi Marcus Aurelius Meditations Mart. Po1. Martyrdom of Polycarp Martial Epigr. Martial Epigrams Matthew

http://azbyka.ru/otechnik/world/the-gosp...

1. 10. c. 32. scribit, quae in littoribus et ipsa maris arena nidum et ova ponit, ac circiter mediam hyemem pullos excludit. Quis non existimet, nidum una cum pullis interim a mari abripiendum, vel fluctibus mergendum? Verum, res mirabilis, turn temporis in Alcyonis gratiam (ut videtur) silent vend omnes tumidaque placantur aequora, idque diebus quatuordecim, quos Alcyonios vocant nautae, quibusque Alcyon ova et excludit, et pullos nutrit. Norunt nautae dies illos, quibus et audacter mari se concredunt, probe scientes, tutam iis fore navigationem, praesertim in mari Siculo, ubi id semper evenit, teste Arist. 1. 5. hist, anim. c. 8. Plinio 1. 10. c. 32.» This story became popular with writers of emblem books, beginning with Andreas Alciato, Emblematum liber (1st ed. 1531), emblem «Ex pace ubertas». Simeon owned a 1648 ed. of Alciato. Published in Anthony Hippisley, «The Emblem in the Writings of Simeon Polockij,» The Slavic and East European Journal, XV (1971), p. 175, and in Bylinin. Аминадав Taken from Faber, In Festo S. Andreae, No. 6 «Quomodo S. Andreas Christum secutus sit», sect. 1 «Secutus est omnium primus»: «Hebraeorum traditio est tribum Iudae eiusque Ducem Aminadab non modo magnam promeruisse laudem, sed etiam ut penes ipsam postea sceptrum et regia potestas esset, quod ipsa trepidantibus omnibus aliis prima descenderit post Moysem et Aaronem in mare rubrum, ut notât Titelmanus in Ps. 113 .» The story is not attested in the Bible. Анафема Taken from Meffreth, Dominica Infra Octavas Ascensionis, No. 4: «Die qui excommunicatur Sathanae traditur...Nam extra Ecclesiam Diabolus regnat, qui ergo ab Ecclesia diuiditur, per hoc Diabolo traditur, Sicut patet de quodam fomicatore, qui vxorem Patris sui habuit, quern Apostolus tradidit Sathanae eum excommunicando. 1. Cor. (Pars aestiv., p. 150). Анафема 2 Taken from Meffreth, ibid.: «Nam legitur cum quidam comes excommunicationem contemneret, quidam Abbas in aspectu illius excommunicauit panem album, & statim niger & mucidus est effectus» (p.

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Polocki...

835 По наблюдению Лакнера (Lackner 1962, S. 44–45), прп. Максим здесь и в следующих четырех предложениях следует пассажу из сочинения, дошедшего до нас под именем философа Давида (David prolegom. philosoph. 47.1–8), но нужно отметить, что сравнения «мнения» и «преднамеренного выбора» у Давида нет. Заимствование из Давида (VI в.) – интересное свидетельство знакомства прп. Максима с сочинениями комментаторов Аристотеля, принадлежавших к Александрийской школе (ср. следующее примечание). 836 В оригинале игра слов. – Прим. перев. Переводчик попытался передать ее другой игрой слов (точнее, созвучий их) в русском языке. В оригинале имеется имплицитная «этимологизация» δινοια (мысль, размышление), которая возводится к διανω (завершаю, довожу до конца, прокладываю (путь)). Такую этимологизацию в сходном контексте можно найти у Аммония (Ammon. in Aristot. Analyticor. prior. libr. i comm. 25.3) и Иоанна Филопона (Joann. Philop. in Aristot. libros de anim. comm. 15.2.2). Таким образом, мы имеем еще одно свидетельство знакомства прп. Максима с комментаторами Аристотеля (ср. предыдущее примечание). То есть сказано буквально, что «размышлению (δινοιας) свойственно доводить мысль до конца (διανειν) по какому-то пути». 837 Термины логики Аристотеля (см., напр., Arist. analyt. prior. et poster. 41b.28), широко использовавшиеся комментаторами Аристотеля, в частности Иоанном Филопоном. 838 Почти дословно в: Anonym. in Aristot. ethica Nic. In ethica Nicomachea paraphrasis (pseudepigraphum olim a Constantino Palaeocappa confectum et olim sub auctore Heliodoro Prusensi vel Andronico Rhodio vel Olympiodoro. 151.38, ed. G. Heylbut. Heliodori in ethica Nicomachea paraphrasis (CAG 19.2). Berlin: Reimer, 1889. 839 Определяя уразумение как стремление, прп. Максим опять устанавливает «общий знаменатель» между ним и другими видами «стремления», в первую очередь преднамеренным выбором, чтобы тут же провести различие между ними. Ниже (21С) он указывает на «стремление» как на родовое понятие в отношении всех моментов волевого акта.

http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Ispoved...

Л. С. дает ответ на этот аргумент монофизитов, при этом обсуждается понятие о числе как о «раздельном количестве» (ср.: Arist. Categ. 4b20). Аргументация Л. С. по данному вопросу является развитием учения о числе в его приложении к христологии, встречающегося у др. халкидонитов VI в.- Ираклиана Халкидонского (см.: Diekamp. Doctr. patr. P. 216-217) и Леонтия Византийского ( Leont. Byz. Sol. argument. Severi//PG. 86b. Col. 1920) (ср.: Сидоров. 1989. С. 182; Louri é . 2015). Смысл ответа Л. С. состоит в том, что число как «нечто разграниченное» в приложении к природам Христа не разделяет природы: «Ведь [нечто] разграниченное - это отнюдь не только разделенное (διρημνον), но и соединенное (νωμνον), хотя и сохраняет свое четко определенное значение» ( Leont. Schol. De sect.//PG. 86a. Col. 1244). Впрочем, далее Л. С. прибегает к более традиц. аргументации, говоря, что двойство во Христе прилагается только к видовым природам, в отношении же ипостаси исповедуется единица: «Когда мы скажем «два» по отношению ко Христу, мы не назовем Его двумя по числу, но единым по числу и двумя по виду» (Ibidem). В полемике с Оригеном и оригенизмом в 10-м деянии трактата Л. С. повторяет обычные обвинения, включая скорее всего легендарное обвинение Оригена в отступлении от мученичества. Л. С. не углубляется в философское рассмотрение вопроса, что характерно для полемики с оригенизмом в VI в. в целом,- это будет превзойдено лишь в подходе прп. Максима Исповедника в VII в. Соч.: CPG, N 6823; PG. 86a. Col. 1193-1268; рус. пер.: Леонтий, схоластик Византийский. О сектах/Пер.: Ф. Г. Беневич; коммент.: Г. И. Беневич// Леонтий Иерусалимский, Феодор Абу-Курра, Леонтий Византийский. Полемические сочинения/Сост., предисл., науч. ред.: Г. И. Беневич. Краснодар, 2011. C. 201-266. Лит.: Loofs F. Leontius von Byzanz und die gleichnamigen Schriftsteller der griechischen Kirche. Lpz., 1887. Bd. 1; Соколов В. А., свящ. Леонтий Византийский: Его жизнь и лит. труды. Серг. П., 1916 (переизд.: Леонтий Византийский: Сб.

http://pravenc.ru/text/2463561.html

Georg. Sync. Chron. Georgius Syncellus Ecloga chronographica//TLG 3045/1. – Пер. заглавия: Георгий Синкелл. Избранная хронография. Joel . Chron. Joel Chronographus Chronographia//PG 139, 223–288. – Пер. заглавия: Иоиль. Хроника. Michael. Glyca. Annales Michael Glyca Annales//PG 158, 87–624. – Пер. заглавия: Михаил Глика. Хроника. Nicet . Chon. De Manuele Comneno Nicetas Choniata De Manuele Comneno//PG 139, 377–574. – Pyc. пер.: Никита Хони- am. История: в 2 т. – СПб., 1860–1862. Niceph . Callist. Hist. eccl. Nicephoros Callistus Xanthopulus Ecclesiastica historia//PG 145, 603–1332; 146, 9–1274; 147, 9–448. – Пер. заглавия: Никифор Каллист. Церковная история. Niceph . Greg. Hist. Nicephorus Gregora Byzantina historia//PG 148, 119–1450. – Pyc. пер.: Никифор Григора. Римская история, начинающаяся со взятия Константинополя латинянами. – СПб., 1862. Philostorg . Hist. eccl. Philostorgius Historia ecclesiastica//PG 65, 459–624. – Pyc. пер.: Фотий патриарх. Сокращение церковной истории Филосторгия//Георгий Пахимер. История о Михаиле и Андронике Палеологах. Фотий патриарх. Сокращение церковной истории Филосторгия. – С. 360–430. Socr . Schol. Hist. eccl. Socrates Scholasticus Historia ecclesiastica//PG 67, 29–842. – Pyc. пер.: Сократ Схоластик . Церковная история. – М.: РОССПЭН, 1996. Sozom . Sozom. Hist. eccl. Sozomenus Historia ecclesiastica//PG 67, 843–1630. – Pyc. пер.: Созомен. Церковная история. СПб., 1851. Theod . Led. Eccl. hist. Theoph . Chron. Theophanus Chronographia//PG 108, 55–1010. – Рус. пер.: Феофан. Летопись византийца Феофана от Диоклетиана до царей Михаила и его сына Феофилакта. – М., 1884. Theoph . Simocat. Hist. Theophilactus Simocatta Historia//TLG 3130/003. – Рус. пер.: Феофилакт Симокатта. История. – M., 1957. Zonara Annales Ioannes Zonara Annales//PG 134, 39–1414; 135, 9–326. – Пер. заглавия: Иоанн Зонара. Краткая хроника. 4. Прочие источники Arist . EN Rhet. Aristoteles Ethika Nicomachea//TLG 86/10. – Рус. пер.: Аристотель. Никомахо- ва этика//Соч.: в 4 т. – М., 1984. – Т. 4. – С. 53–294. Rhetorica//TLG 86/38. – Pyc. пер.: Аристотель. Риторика//Аристотель. Этика. Политика. Риторика. Поэтика. Категории. – Мн.: Литература, 1998. – С. 743–1012.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

43 Знает сего Маргита и Аристотель Ethic, ad Nicom. 7 и в кн. «О поэтическом искусстве», равн. образом Платон в Алкивиаде 2-м. Аристотель Ethic. 6:7 ad Nicom. приписывает этот стих как и Климент Гомеру, но Дион его усвояет Гезиоду. Свида говорит, что Маргит выставляем был в комедиях как образец глупости. Считать он не мог далее пяти. Когда был уже юношей, спрашивал свою мать, от одного с ним отца она происходит или от другого. Маргитами оттого стали вообще глупцов называть. В этом смысле Эсхин в речи против Ктезифона назвал Маргитом Александра. 44 О различных значениях свойственных этому слову, потому что им обозначаются разные понятия, рассуждал и св. Василий. 46 Так ниже в гл. 20-й сей 1-й кн. Стромат писатель говорит: «Философия некогда уже и сама по себе оправдывала Эллинов». Срав. о сем предмете Воссия Historiae Pelagianae lib. 3, part. 3, thes. 11. Что под именем сей правоты (διαιοσνης) y нашего писателя не нужно разуметь оправдания пред Богом, а лишь возможно совершенное исполнение обязанностей по отношению к Нему, к людям и к самому себе, это ясно из Стром. 7:3, 12; 6:12; 5:1. Срав. Arist. Ethic. 5:1, 2; Marc. Antonin. 12. Циицерон же Topic, cap. 28 обязанности к людям выражает чрез justitia, a обязанности религиозные чрез pietas. Явное углубление понятий представляет словоупотребление Н.3.: Лк. 1:75 ; Еф. 4:24 ; 1Тим. 6:11 . 47 Немного ниже, a именно в гл. 7-й писатель говорит: «Благодаря тому, что Бог по своей благости многообразно (нас) спасает, пути к оправданию многочисленны и разнообразны; но все они выводят на один главный путь и к одним вратам. Если же царского пути ищешь и достоверного, то слушай: «Вот врата Господни: «(Лишь) праведники войдут в них». И так как много врат отверзто к праведности, то должно входить в оные во Христе, и все входящие оными блаженны». В тираде этой последнее предложение заимствовано из послания Климента Римского . В гл. 48-й посл. к Коринфянам он пишет: «Между многочисленными вратами для нас отверзтыми ворота праведности суть те, кои и ко Христу ведут. Блаженны все, оными входящие, ходящие своим путем свято и праведно и в ненарушимом душевном спокойствии свои обязанности исполняющие».

http://azbyka.ru/otechnik/Kliment_Aleksa...

ατοτετρς, die Zahl vier an sich: Syrian., CAG VI 1,112,24.– LS, TLG. ατοτεχνς der Kunst eigen: TheodGramm 54,9.– Vgl. LS -νος. αττης, Gleichheit: PsMacHom 10,1, 14 – LS, Tgl. α τοτγρις, é echter Tiger: Manas 2234. ατοτιμ, die Ehre selbst: Niceph. Call., PG 145,601A, ατοτμητος sich selbst ehrend: Neoph 152. ατοτκεια selbst gebärende (Maria): JoGeoScheid 304,99. ατοτκος selbst gebärende (Maria): -ος φεος JoGeoHym 68,90; 70,28.– LS, Tgl. αττομος ? heftig: θερμτης κα ργ Zepos I 232 app. (recte πτομος?).– Vgl. Stam -τομα. αττοπος, der Raum selbst: JoGeoHym 71,48 v.l, pro ατΟρονος. ατοτρικυμα, die Flut selbst: βιωτικ MM V 250 (cf. DarReg 791). ατοτυραννω unterdrücken: SymCat III 60 (pass.). ατοτραννος, Tyrann an sich: Schol. Ael. Arist. Tett. 119,19 (III 450,3 Dindorf). ατ τυφλς völlig blind: ProdTheil 135.– Vgl. -φλωσις KumN, Stam. αυτο dorthin: φικμενος Agath 21,23; 38,4 – Kr (+ XIII 296), (LS, Tgl). ατογιεινς gesund an sich: Syrian., CAG VI 26,14 – Vgl. LS -γεια. ατολη, Materie an sich: GAkrop I 76,6; 79,1. ατοπαρκτος für sich bestehend: Theophyl ΙII 517B – LS. ατοπαρξις, absolute Existenz: Zigab III 144D (=PG 90,1025А). VNicMil 142. MillCat 219. PalamKeph 89,1.5.– L. ατοπρχω selbst existieren: -ον στ τ πνεμα Epiphan III 139,13. ατοπεργαθος an sich überaus gut, absolut übergut: γαθτης Thekaras ζ.– Vgl. -θτης L. ατοπερναρχος absolut anfanglos: μακαριτης Thekaras ρλδ. ατοπεροσιος absolut übersubstantiell: Thekaras ρμε.– L; s. αθυπ. ατοπρσοφος absolut überweise: σοφα Thekaras ζ. ατοργημα, τ eigenes Werk: JoChrysPG 50,789. PhotBib 297b21.– LS, DGE, Tgl, Duc. ατοργησις, eigenes Verrichten: ριστευμτων NChonOr 130,19. ατουργικς Landarbeit verrichtend LampPal IV 119,24 (Plethon). grob gearbeitet: εδωλα Parast 246.– LS. ατουργικς aus eigener Tätigkeit, von sich aus: AbuQurra 140,205.– L. ατοργιος von selbst Ertrag abwerfend, fruchtbar, produktiv: συκμινα GuillCorp IV 4.6; μπλιον 207 (ca.1050). λιβδον GeomFisc 112,5.τπος 11; 118,16. aus den eigenen Gütern verliehen: -για σολμνια DöBeitr 117,29; λογσιμα 118,7. τ -ιον (ohne weitere Investitionen) produktives Grundstück: EngPatm 1,4; 50,90 (a.1073). AIv 51,80 (a.1103). Zepos I 377 (a.H48).379 (a.1153). AnHier IV 106,29 (a.1164). Balsam I 932A, 952C. selbständig: μοναστριον PRK II 140,3 (a.1343).– Tgl, Duc, Car, ODB, DöBeitr 146.157; vgl. ατουργς LS, L, Kr.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/l...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010