The place-name ‘Morphonou’ preserves the name of this house, which became the famous imperial monastery of the Amalfitans (variously referred to in the sources as μον τν μαλφηνν or, later, τν Μολφηνν μον). 247 All that remains now of this once thriving Latin and Benedictine house is its imposing tower, emblazoned with a single-headed eagle, together with a few lesser ruins. The house fell into disrepair in the thirteenth century, at which time Lavra assumed responsibility for the buildings and for the continuation of monastic life there, a responsibility it has done little to fulfil. There were, however, some significant restoration and rebuilding works at both the monastery and its maritime fortress in 1534–5 paid for by the Voyevod of Wallachia, Petru Rare. These works give the ruins considerably more substance than they would otherwise have had. 248 But in its heyday this community provided an eloquent and living statement of the integrity of the Latin monastic and liturgical tradition at the heart of Athos. And, intriguingly, it did so well into the period conventionally dated as post-schism (i.e. after AD 1054). Vivid details of the foundation are to be found in the Life of St John and St Euthymios, the Georgian founders of the monastery of Iviron. 249 In this Life, which is of considerable historical value, we have a record of the arrival of a certain monk Leo, brother of the Duke of Benevento, with six companions, on Mount Athos – perhaps around AD 980. It is quite conceivable that the John and Arsenius who signed the acts of 984 and 985 were among these companions. The two Georgian saints are recorded as having greeted Leo with great enthusiasm as fellow foreigners. They go on to offer their full support, material and spiritual, in establishing a Latin monastery. In response to this encouragement and to requests from fellow ‘Romans’ in Constantinople who wished to join him, Leo established a large community patterned on the rule and teachings of St Benedict and soon to enjoy an enviable reputation for piety and integrity, not to mention a delightful situation. The date of the foundation may be put between 980 and 984.

http://azbyka.ru/otechnik/world/mount-at...

И несътвори насъ въ поносъ, нъ милость твою излй на овьца пажити твоея, яко ты есиБогъ нашь и тебе славу въсылаемъ Отьцю и Сыну и Святууму Духу нын и присно ивъ вкы вком. Аминь».» О Борис, какъ б възъръм. Сь убо благоврьный Борисъ благого корене сый послушьливъ отьцюб, покаряяся при всемь отьцю. Тлъмь бяше красьнъ, высокъ, лицьмь круглъмь,плечи велиц, тънъкъ въ чресла, очима добраама, веселъ лицьмь, борода малаи усъ – младъ бо б еще. Свтяся цесарьскы, крпъкъ тлъмь, вьсячьскы украшенъакы цвтъ цвьтый въ уности своей, в ратьхъ хръбъръ, въ съвтхъ мудръ иразумьнъ при вьсемь и благодать Божия цвьтяаше на немь. 865 ...Володимиру, сыну Святославлю... – О княжении Владимира I Святославича в «Повестивременных лет» рассказывается под 980–1015 гг. 866 Сего мати преже б чьрницею, гръкыни сущи, и поялъю б Яропълкъ... – О княжении Ярополка,его женитьбе и гибели в «Повести временных лет» рассказано под 973–980 гг. 867 А отъ Рогнди... – О Рогнеде Рогволодовне, полоцкой княжне, в «Повести временных лет»говорится под 980 и 1000 гг. В статье 980 г. рассказывается также оженах Владимира и его детях от них. 868 И призъвавъ Бориса, емуже б имя наречено въсвятмь крьщении Романъ... – В древностибыл распространен обычай давать два имени – одно «русское», «мирское»,«княжеское», а второе христианское, «крестное». Крестное имя Бориса – Роман,Глеба – Давыд. 869 О таковыихъ бо рече Притъчьникъ... – Приточник – составитель книги притчей – царьИзраильско-Иудейского царства (X в. до н. э.) Соломон. Книга притчей Соломонавходит в состав Библии. 870 ...и ночь проимавъ помостъ на Берестовмь...везъше на саньхъ... – Вынос тела черезразобранную крышу и перевозка покойника на санях (в любое время года) –элементы древнерусского похоронного обряда. 874 «То пон узьрю ли си лице братьца... яко же ИосифъВениямина?» – Иосиф и Вениамин –библейские персонажи: самые младшие дети ветхозаветного патриарха Иакова отРахили, его любимой жены. Иосиф встречается со своим младшим братом Вениаминомпосле длительной разлуки, виновниками которой являлись старшие их братья отдругих жен Иакова, продавшие Иосифа в рабство. 878 Пришедъ Вышегороду... – Вышегород– загородная резиденция киевских князей, городок в 15–16 км от Киева, выше по течению Днепра.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Аминь!» . О Борисе, какой был видом. Сей благоверный Борис был благого корени, послушен отцу, покорялся во всем отцу. Телом был красив, высок, лицом кругл, плечи широкие, тонок в талии, глазами добр, весел лицом, борода мала и ус – ибо молод еще был, сиял по-царски, крепок был, всем был украшен – точно цветок цвел он в юности своей, на ратях храбр, в советах мудр и разумен во всем, и благодать Божия цвела в нем. 2 ...Володимиру, сыну Святославлю... – О княжении Владимира I Святославича в «Повести временных лет» рассказывается под 980–1015 гг. 3 Сего мати преже бе чьрницею, гръкыни сущи, и поял ю бе Яропълк... – О княжении Ярополка, его женитьбе и гибели в «Повести временных лет» рассказано под 973–980 гг. 4 А от Рогнеди... – О Рогнеде Рогволодовне, полоцкой княжне, в «Повести временных лет» говорится под 980 и 1000 гг. В статье 980 г. рассказывается также о женах Владимира и его детях от них. 5 И призъвав Бориса, емуже бе имя наречено в святемь крьщении Роман... – В древности был распространен обычай давать два имени – одно «русское», «мирское», «княжеское», а второе христианское, «крестное». Крестное имя Бориса – Роман, Глеба – Давыд. 7 ...и ночь проимав помост на Берестовемь... везъше на саньх... – Вынос тела через разобранную крышу и перевозка покойника на санях (в любое время года) – элементы древнерусского похоронного обряда. 11 «То поне узьрю ли си лице братьца... яко же Иосиф Вениямина?» – Иосиф и Вениамин – библейские персонажи: самые младшие дети ветхозаветного патриарха Иакова от Рахили, его любимой жены. Иосиф встречается со своим младшим братом Вениамином после длительной разлуки, виновниками которой являлись старшие их братья от других жен Иакова, продавшие Иосифа в рабство. 15 Пришед Вышегороду... – Вышегород– загородная резиденция киевских князей, городок в 15–16 км от Киева, выше по течению Днепра. 19 Помышляшеть же мучение... мученика Никиты и святаго Вячеслава... и како святей Варваре отьць свой убоица бысть. – Борис вспоминает имена тех святых, которые погибли за верность христианству от руки своих ближайших родственников: Никита, царский сын, был мучим и казнен отцом, не признававшим христианство ; Вячеслав (Вацлав) – чешский князь (921–929 гг.), объявленный церковью святым, был убит братом Болеславом I; Варвара за исповедание христианской веры была казнена отцом-язычником.

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Letopis...

Воспитал сына своего Героем Социалистического Труда. ЛИТЕРАТУРА: Вестник Св. Синода Православной Российской Церкви. 1926. 12–13. С. 7; 1931. 5–6. С. 13. ФАОС дело 57д. Кат-АМ 238. Кат-ЯВ 194. С. 94. Кат-ЕС 1. С. 6, п/п 32. [Кат-ГУБ. С. 984.] [Левитин. С. 75, 91, 110, 128.] НИКОЛАЙ (Поспелов) Епископ Вельский, викарий Вологодской епархии Родился 20/VIII-1869 года. В 1890 г. окончил Владимирскую духовную семинарию. Женат. В 1890 г. служил учителем в средних учебных заведениях. С 1897 г. священствовал в разных приходах. Уклонился в обновленческий раскол в первые годы обновленчества. В мае 1903 г. окончил СПб археологический институт. С марта 1930 г. – священствовал в г. Кохмы, Ивановской обл., и был членом Ивановского ЕУ. 14/II-1932 г. хиротонисан во еп. Рыбинского. С 1933 г. – еп. Владимирский. С ноября 1933 г. – еп. Брянский. В 1934 г. уволен за штат. С мая 1934 г. – еп. Вельский, вик. Вологодской епархии. С 1935 г. – настоятель Вельского собора (ввиду закрытия Вельского викариатства). 15/V-1936 г. ему объявлен строгий выговор за безответственное ведение церковного хозяйства и недопустимую для архиерея грубость в обращении с верующими и за грубый некорректный тон в его обращениях к своему областному митрополиту. С 15/V-1936 г. перемещён на должность настоятеля Успенского собора г. Тотьмы, Вологодской епархии. 20/Х-1936 г. уволен за штат. Дальнейших сведений о нём не имеется. ЛИТЕРАТУРА: ФАОС дело 156. Кат-АМ 239. Кат-ЯВ 195. С. 94–95. [Кат-ГУБ. С. 984.] НИКОЛАЙ (Розанов [Николай Федорович)) Архиепископ Пензенский Окончил Ставропольскую духовную семинарию и педагогический институт. В 1927 г. рукоположен во епископа в брачном состоянии из протоиереев г. Ростова-на-Дону. С 1927 г. – еп. и архиеп. Армавирский. С 1929 г. – архиеп. Пензенский. Архиерей серьёзный, глубокий и блестящий проповедник. Человек строгой морали, твёрдого характера (отзыв о нём еп. Сергия Ларина). ЛИТЕРАТУРА: Кат-ЕС 1. С. 6, п/п 33. [Кат-ГУБ. С. 984.] Родился в 1873 г. в г. Ставрополе (Кавказском). Окончил Ставропольскую духовную семинарию и Педагогический институт, Московскую богословскую академию (обн.) со степенью кандидата богословия.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/obnovlen...

Помышление о грехах и страх свойственны приходящему и прибегающему к милосердию Божию. Если мы находимся с Ним в дружественных отношениях, то, хотя бы весьма много согрешили против Него, однако мы ничего не боимся, по любви к верному Другу. Если же мы сомневаемся полагаться на Его любовь, то это отсутствие веры будет зависеть от нас самих (свт. Иоанн Златоуст , 49, 184). Через грех дьявол низводит нас в геенну, – через покаяние Христос вводит нас в Царство Небесное (свт. Иоанн Златоуст , 52, 898). ...Посредством греха нас уязвил дьявол, – посредством покаяния исцелил Христос; тот прочно укоренился чрезгрех, – Господь секирою покаяния с корнем уничтожил грех (свт. Иоанн Златоуст , 52, 898). Остановим же бурный натиск греха якорем покаяния, чтобы беспрерывное дуновение вожделений не заставило нас претерпеть крушение (свт. Иоанн Златоуст , 52, 900). Открой Ему исповеданием болезнь твою, чтобы Он незримо возложил спасительное врачевство, потому что Он не пришел призвать праведников, но грешников к покаянию (свт. Иоанн Златоуст , 52, 951). О, покаяние! Ты восходишь от земли на небо, превышаешь силы ангельские, приближаешь чрез посредство Духа Божия к Престолу Господню, становишься собеседником Бога, ты из сокровищ Божиих, как бы из своих собственных, получаешь жизнь и с дерзновением даруешь ее тем, которые обладают тобою (свт. Иоанн Златоуст , 52, 983–984). О, покаяние! Ты целительница страстей, ты смягчаешь грозный приговор, погашаешь пламень ярости, смиряешь гнев и возжигаешь неугасимый светильник дружбы. О, покаяние! Зародившись в сердце человека, ты тотчас пребываешь и на небесах... (свт. Иоанн Златоуст , 52, 984). О, покаяние! Ты расторгаешь узы грехов и спасаешь охраняемые тобою души (свт. Иоанн Златоуст , 52, 984) О, покаяние! Ты несокрушимый оплот души, укрепленный город, в котором царствует Отец, Сын и Дух Святый. О, покаяние! Ты сокрушаешь жало смерти, попираешь дьявола, умерщвляешь змея, прославляешь Христа и даешь жизнь. О, покаяние! Ты в скорби рождаешь радость, в слезах находишь утешение и посредством слез избавляешь от вечного плача. О, покаяние! Ты сеешь со слезами и пожинаешь с радостию. О, покаяние! Ты рубищем уготовляешь блестящую брачную одежду Христа. О, покаяние! Ты изгоняешь из души свойства Каина и вселяешь любовь и радость непорочности. О, покаяние! Ты уничтожаешь зловоние грехов и сообщаешь благоухание добрых дел. О, покаяние! Ты сожительница мира и дружбы, союзница любви, цветок, благоухающий надеждой, пасущиеся на тебе златорунные агнцы изливают пурпуровые лучи Троицы (свт. Иоанн Златоуст , 52, 985).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

После смерти бездетного Оттона III императорский престол захватил его родственник по отцовской линии Баварский герцог Генрих II Святой (1002–1024), отец которого приходился родным братом императору Оттону I. 7 июня 1002 г. его короновал епископ Виллигиз, а франкская и мозельская знать торжественно присягнула на верность. Как рассказывают, некогда, еще совсем юношей, он молился в Регенсбургской церкви и услышал голос, потребовавший его прочесть надпись на стене; там было написано: «После шести». Юноша был удивлен и напуган, он посчитал, что таким способом Провидение предупреждает его об опасности. Но выяснилось, что именно после 6 лет, 6 месяцев и 6 дней после этого памятного дня скончался император Оттон III, а сам Генрих II стал преемником. Но его политика отличалась полной противоположностью, в чем мы сумеем без труда убедиться 700 . Но если императорская власть смогла восстановить свои прерогативы, то у пап дела шли совсем плохо. Понтифики, поставляемые аристократическими партиями, менялись один за другим, постоянно становясь креатурами, а потом и жертвами то королей, то аристократических партий Рима. Например, папа Бенедикт VI (973–974) почти полгода ждал своего утверждения Западным императором, опасаясь без его согласия начать понтификат. Но затем жители Рима организовали восстание, свергли апостолика, заключили в тюрьму и в июле 974 г. задушили 701 . А папа Бонифаций VII (974), как писалось выше, через месяц после начала своего понтификата был вынужден забрать свое имущество и бежать в Константинополь, где пребывал до 980 г. Затем, снабженный деньгами императором Василием II, он вернулся в Рим и в 984 г. вернул себе папство. Правда, и на этот раз ненадолго – весной 985 г. он вновь был свергнут и растерзан толпой римлян. В перерыве между понтификатом Бенедикта VI и Бонифация VII Римскую кафедру занимал поставленный Оттоном II Иоанн XIV (983–984), которого убил все тот же Бонифаций VII. Новый папа, Иоанн XV (985–996), поставленный Кресценцием, почти не имел шансов на долгий понтифик. В 988 г. он оказался под домашним арестом у одного влиятельного римского аристократа и смог вернуться на престол лишь при помощи армии Оттона III. Но ему не суждено было видеть своей свободы – папа умер, не доехав до Рима. Вслед за этим к императору Оттону III в Верону прибыла делегация из Рима с просьбой поставить своим решением нового понтифика, поскольку иных способов умиротворить все партии просто не существовало 702 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

д. Бывали периоды и более продолжительного вдовства Церкви, когда избрание патриарха по тем или другим мотивам отсрочивалось на неопределенное время. Из нашей эпохи можно указать следующие периоды междупатриаршества. После вынужденного удаления с престола патриарха Трифона (в августе 931 г.) император Роман Лакапин захотел сделать патриархом своего сына Феофилакта, патриаршего диакона и синкелла. Но Феофилакт был еще молод, поэтому необходимо было отложить на некоторое время и его хиротонию. К тому же, среди высшего духовенства Византии возникло недовольство по поводу незаконного намерения царя. Явилась необходимость даже обратиться к покровительству Римского папы и искать у него санкции для необычного в Византии примера замещения патриаршего престола. Папа Иоанн XI прислал в Византию своих местоблюстителей ( τοποτηρητα), которые и представили соборный «томос» ( τμος συνοδικς) относительно хиротонии Феофилакта. По указанным обстоятельствам вдовство Византийской церкви продолжалось один год и пять месяцев (с августа 931 по февраль 933 г. 134 ). Затем, по смерти патриарха Антония III Студита (980 г.) византийский патриарший престол оставался вакантным четыре с половиной года (980–984 гг.) вследствие внутренних междоусобий в Империи и печальных политических обстоятельств. 135 Второе продолжительное междупатриаршество падает на 1240–1244 гг., когда никейский император Иоанн III Дука Ватац, желая возвести на патриарший престол достойного и угодного ему мужа, не мог легко и скоро найти такого кандидата, да, по словам историка Акрополита, и не был способен с успехом и быстро исполнить это важное дело; поэтому протекло продолжительное время, а руководителя у духовного стада не было. 136 Необходимо при этом иметь в виду, что в Константинополе тогда господствовали латиняне и Византийская церковь вместе с государством переживала трудное и тяжелое время. Далее, византийская патриаршая кафедра больше года оставалась вакантной между низложением патриарха Нифонта (1315 г.) и избранием Uoahha XIII Глики (в середине 1316г.), более двух лет вдовствовала после смерти Герасима I († 19 апреля 1321 г.) и перед избранием Исайи (в октябре 1323 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/o...

93) 6481. Русскому летописцу неизвестно присутствие на блестящем Кведлинбургском сейме 973 года русских послов (Проф. Ф. Я. Фортинский. Крещ. св. Влад., стр. 122). 94) 6488. Летописец свидетельствует, что Владимир занял великокняжеский престол в 980 году, а между тем сам же в хронологическом обозрении под 852 годом полагает всех лет его правления 37 .(1015 – 37=978). Кроме того у мниха Иакова определенно указано, что, Владимир сделался Киевским князем в лето 978. 95) 6488. Под 980 годом летопись повествует: «И нача княжити Володимер в Киеве едине, (?), и постави кумиры нахолму вне двора теремного: Перуна древяна». Но Перун был поставлен раньше, как видно из договора Игоря с греками. Под 945 годом читаем: «Заура призва Игорь слы, говорится в договор, и приде на холмь, кде стояше Перун». 96) 6488. В летописи упоминаются под 980 годом 10 сыновей и 2 дочери Владимира, причем Мстислав в счет поименован два раза, между тем под 988 годом у Владимира уже 12 сыновей и ни одной дочери хотя о рождении новых сыновей и смерти дочерей летописец не говорит ни слова. Овидиево превращение! 97) 6489. Под 981 годом летописец упоминает о завоевании великим князем Владимиром у Ляхов Червенских городов, но все другие современные источники молчат об этом событии (см. у проф. Фортинского. Крещ. св. Влад., стр. 101), 98) 6490. Под 982. годом Лаврентьевский список повествовал о жизни Владимира в х Христианском законе, создании храма св. Богородицы греческими мастерами и о назначении штата из Корсунских попов. Археографическая комиссия исправила 982 на 989 на основании А. Легкий способ устранения анахронизма! 99) 6493. Летопись под 985 годом сообщает следующее: «Иде Володимер на Болгары с Добрынею, с уем своим, в лодьях, а Тореки берегом приведе на коних; и победи Болгары». В Никсоновской летописи прибавлено «на Болгары низовския»,– следовательно Поволжские. В Воскресенской летописи это известие озаглавлено: «Победа Болгарам, иже на Волге». Так принимает это известие историограф Карамзин (т. I, прим. 436). Но участие Торков и невозможность «конных походов по побережьям Волги, заставляет видет в Болгарах летописи 985 года-Болгар Дунайских, а не Волжских (Проф. Н. И. Барсов . Очер., стр. 286, прям. 201).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Правители Дублина вмешивались в междоусобицы ирл. князей. Сопротивляясь попыткам правителей из династии И Нейл подчинить Дублин, сканд. правители вступили в союз с их соперниками, князьями Лагена, ввязавшись в войну с верховным правителем Домналлом О Нейлом (956–980). Усилия Домналла укрепить власть (после того, как его соперники предприняли попытку вытеснить его из обл. Миде, он «построил крепость в каждом племени» (do roine longport cecha t ú aithe)) не имели успеха, он отрекся от престола и удалился в Ард-Маху. Его преемник Маэл Сехналл II (980–1022) был связан со сканд. дублинской династией (женился на Маэл Муйре, дочери кор. Олава Куарана). Став верховным правителем, он осадил Дублин и заставил дублинцев признать королем своего сводного брата Глун Иарна. В кон. X в. значимость Дублина как общеирл. экономического и политического центра возрастает. В ирл. летописях упоминается о том, что к этому времени под властью Дублина находились обширные территории на востоке острова, в т. ч. ряд церковных поселений. Правившая в И. и в Сев. Англии династия потомков ярла Ивара приняла христианство — кор. Олав Куаран († 981) крестился в 943 г. После поражения в битве при Темре (980) он удалился в мон-рь Иона. Его сын Ситрик Шелкобородый († 1042) в 1028 г. совершил паломничество в Рим. Исследователи склонны связывать с этим событием учреждение епископской кафедры в Дублине ( Gwynn. 1992). Первым епископом Дублина стал ирландец Дунан (Доннан, латиниз. Донат), рукоположенный, вероятно, Кентерберийским архиеп. Этельнотом, что имело целью закрепить независимость еп-ства от церковных иерархов И. Независимое положение Дублинской кафедры отражено в ирл. летописях, где Дунан назван «верховным епископом иноземцев» (Dunan ardespoc Gall — The Annals of Ulster, AD 1074/Ed. S. Mac Airt, G. Mac Niocaill. Dublin, 1983. Pt. 1. P. 510). Ярл Дублина Ситрик Шелкобородый и еп. Дунан заложили кафедральный собор в честь Св. Троицы (впосл. известен как ц. Спасителя, англ. Christ Church) и епископский дворец с ц.

http://sedmitza.ru/text/2558585.html

Северин (640) Иоанн IV (640–642) Феодор I (642–649) Свт. Мартин I Исповедник (649–653) Евгений I (654–657) Виталиан (657–672) Адеодат II (672–676) Домн (676–678) Прп. Агафон (678–681) Лев II (682–683) Бенедикт II (684–685) Иоанн V (685–686) Конон (686–687) Феодор, антипапа (687) Пасхалий, антипапа (687–692) Сергий I (687–701) Иоанн VI (701–705) Иоанн VII (705–707) Сисинний (708–708) Константин (708–715) Григорий II (715–731) Григорий III (731–741) Захарий (741–752) Стефан II (752) Стефан II (III) (752–757) Павел I (757–767) Стефан III (IV) (768–772) Константин II, антипапа (767–769) Филипп, антипапа (768) Адриан I (772–795) Лев III (795–816) Стефан IV (V) (816–817) Пасхалий I (817–824) Евгений II (824–827) Валентин (827) Григорий IV (827–844) Иоанн, антипапа (844) Сергий II (844–847) Лев IV (847–855) Бенедикт III (855–858) Анастасий, антипапа (855) Николай I (858–867) Адриан II (867–872) Иоанн VIII (872–882) Марин I (882–884) Адриан III (884–885) Стефан V (VI) (885–891) Формоз (891–896) Бонифатий VI (896) Стефан VI (VII) (896–897) Роман (897) Феодор II (897) Иоанн IX (898–900) Бенедикт IV (900–903) Лев V (903) Христофор, антипапа (903–904) Сергий III (904–911) Анастасий III (911–913) Ландон (913–914) Иоанн X (914–928) Лев VI (928) Стефан VII (VIII) (928–931) Иоанн XI (931–935) Лев VII (936–939) Стефан VIII (IX) (939–942) Марин II (942–946) Агапит II (946–955) Иоанн XII (955–963) Лев VIII (963–965) Бенедикт V, антипапа (964) Иоанн XIII (965–972) Венедикт VI (973–974) Бонифаций VII, антипапа (в первый раз) (974) Бенедикт VII (974–983) Иоанн XIV (983–984) Бонифаций VII, антипапа (во второй раз) (984–985) Иоанн XV (985–996) Григорий V (996–999) Иоанн XVI, антипапа (997–998) Сильвестр II (999–1003) Иоанн XVII (1003) Иоанн XVIII (1004–1009) Сергий IV (1009–1012) Бенедикт VIII (1012–1024) Григорий VI, антипапа (1012) Иоанн XIX (1024–1032) Бенедикт IX (в первый раз) (1032–1044) Сильвестр III (1045) Бенедикт IX (во второй раз) (1045) Григорий VI (1045–1046) Климент II (1046–1047)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010