Кроме того игумен Игнатий, «поговоря з братьею: с игуменом старым Касьяном... и прочею братьею» выменил у князя Михаила Андреевича на Ирдме пустошь Чарондскую, пустошь Тарасовскую и иные пустоши зарослые и что к ним изстари потягло» (взамен монастырской деревни Старостинской в Федосьине городке 974 и у Василия Федорова Монастырева – наволок «Николской против Красные речки» (взамен Сущевской пожни и придачи в четыре рубля московских 975 . Всех земель на Белоозере монастырь приобрел: 1 сельцо, 4 деревни, несколько пожень и 1 пустошь. В течение шестилетнего игуменства Нифонта (1476–1481) были приняты земельные вклады только от двух жертвователей: от князя Михаила Андреевича («ради сына» его «князя Ивана») – деревня Брейковская 976 , «пожни в Кабачине наволоке» 977 , «у Коленца езу на Сиземской стороне двор да селище, что Чаромляне косили, да обону сторону Шексны лом и с Пищелиным селищем» 978 ; и от Семена Романовича (постригшегося в Кириллове монастыре с именем Саввы) – вотчина его, село Кузнецовское да деревни в Мотоме 979 (в Вологодском уезде). Купчих сделок на земли не состоялось вовсе, но были заключены две меновные. Ивану Федорову сыну Константинова и его отцу было променено село Новоселки на Угле (образовавшееся из деревни, данной Щекою при игумене Кассиане около 1448–1451 годов), а от них получены монастырем деревни: Алексеевская и Мартьяновская 980 . Другой обмен земель состоялся у игумена Нифонта с князем Иваном Юрьевичем, который уступил монастырю луг «Загвиновской (Засайновской) Колчеватой на реце на Яхроме, что под монастырскою мелницею под Куралгинскою под новою», а взял себе «луг монастырьской Кириловской на реце на Яхроме же Железовской под своею же мелницею под Куралгинскою под старою» 981 . При Серапионе преемник Нифонта, (в течение двух с половиною лет) 982 монастырские владения стали опять расширяться. От князя Михаила Андреевича были получены: пожни в Алексееве наволоке (по Шексне), «что косил Микула Пестов», и поженька «Проскурницынская» в том же «Алексееве наволоке» 983 . Федор Микитинич дал в монастырь деревню («в Елизаров Раменье»), что «розделал» Гридя Щет – у озера Гинорского по реке Кономе 984 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

С. 163 и след. (Иустин Харьковский, посмевший воспротивиться вмешательству в свои дела со стороны генерал–губернатора М. Т. Лорис–Меликова, был по жалобе последнего перемещен Победоносцевым). Ср. § 9, прим. 464. 978 См. воспоминания этих епископов. 979 Савва. Хроника. 8. С. 762. Хотя Августин был из ученых монахов и интересовался наукой (Венгеров. Словарь. 1. С. 43 и след.), он с большим трудом продвигался по служебной лестнице: почти 12 лет (1869–1881) он был ректором семинарии в Вильне (вероятно, им дорожил архиепископ Макарий Булгаков, возглавлявший в 1868–1879 гг. Литовскую епархию), затем в трех епархиях исполнял обязанности викарного архиерея и лишь в 1888 г. получил Костромскую кафедру (РБС. Аарон—Александр. 1896. С. 29 и след.). 980 Попов. Арсений Мацеевич. С. 195 и след. 981 Добрынин; Беллюстин; Ростиславов (см. библиогр. к § 13–16), хотя оба последних не всегда объективны; также: Певницкий. Записки, в: Русс. ст. 1905. 7. С. 141; Ливанов; Лотоцкий; Турчиновский (см. библиогр. к § 17); Соловьев С. М. Записки, в: ВЕ. 1907. 3. С. 74–76. И митрополит Филарет Дроздов не мог оспаривать, что епископской властью часто злоупотребляли; см. его письмо архиепископу Кириллу (Богословскому–Платонову): Душеп. чт. 1883. 3. С. 425 и след., а также: Письма к покойному архиеп. Тверскому Алексию. М., 1883. С. 212. См. также: Голубинский Е. Е. О реформе в быте Русской Церкви, в: Чтения. 1913. 3. С. 117. 982 Савва. Хроника. 8. С. 420. Ср. уже упоминавшуюся записку архиепископа Антония Храповицкого. С. 112 и след. 983 Шпачинский. С. 36; Рыбаловский П. Варлаам Ванатович, в: ТКДА. 1908. 5. С. 96; Знаменский, в: Прав. соб. 1875. 2. С. 17 и след., 341; 3. С. 97–99; он же. Приходское духовенство — там же. 1872. 2. С. 425; Сулоцкий А. Встреча в старину архиереев в Тобольске, в: Чтения. 1864. 3. Смесь. С. 52–61; Розанов. 2. С. 8 и след., 332–336; Попов. Ук. соч. С. 125. 984 Никанор. 1. С. 109 и след.; Евлогий. С. 108; Савва. 7. С. 403, 418, 420; 8. С. 353. Распоряжение Александра III было сообщено Святейшему Синоду через обер–прокурора изустно, а затем опубликовано в виде указа Синода (Калашников.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=727...

Сенека Иуст II Левий Ефрем I Иосиф I Иуда Марк (134) Кассиан Пувлий Максим I Юлий Гай или Гайан I Симмах Гай II Юлиан или Уалис Капион Максим II Антоний Уалис Долихиан (185) Нарцисс I (185–213) Элиос или Зевс (211) Германион (211) Гордей (213–215) Александр (213–251) Мазаван (251–260) Именей (260–298) Замвда (298–300) Ермон (300–314) Макарий I (314–333) Максим (333–348) Кирилл I (350–386) Иоанн II (386–417) Правлий I (417–422) Ювеналий (422–458) Анастасий I (458–478) Мартирий (478–486) Саллюстий (486–494) Илья I (494–516) Иоанн III (516–524) Петр I (524–552) Макарий II (552) Евстохий (552–564) вакантная кафедра (564–575) Иоанн IV (575–594) Амос (594–601) Исаакий (601–609) Захария (609–632) Модест (632–634) Софроний I (634–638) Анастасий II (706) Иоанн V (706–735) Феодор I (735–770) Илья II (770–797) Георгий II (797–807) Фома I (807–820) Василий (820–838) Иоанн VI (838–842) Сергий I (842–844) Соломон (855–860) Феодосий (862–878) Илья III (878–907) Сергий II (908–911) Леонтий (912–929) Афанасий I (929–937) Христодул I (937) Агафон (950–964) Иоанн VII (964–966) Христодул II (966–969) Фома II (969–977) Иосиф (980–983) Орест (984–1005) Феофил (1012–1020) Никифор I (1020) Иоанникий (1020–1084) Софроний II (1084) Евфимий I (1084) Симеон II (1084–1106) Савва (1106) Иоанн VIII (1106–1156) Николай (1156) Иоанн IX (1156–1166) Никифор II (1166–1170) Леонтий II (1170–1190) Досифей I (1191) Mapk II (1191) Евфимий II (1223) Афанасий II (1224–1236) Софроний III (1236) Григорий I (1298) Фаддей (1298) Афанасий III (1313–1334) Григорий II (1332) Лазарь (1334–1368) Арсений (1344) Дорофей (1376–1417) Феофил II (1417–1424) Феофан I (1424–1431) Иоаким (1431–1450) Феофан II (1450–1452) Афанасий IV (1452–1460) 253 Григора Никифор. Римская история, начинающаяся со взятия Константинополя латинянами. Т. 1. Книга 3, глава 4. С. 72, 73. 256 Григора Никифор. Римская история, начинающаяся со взятия Константинополя латинянами. Т. 1. Книга 3, глава 2. С. 65. 264 Жаворонков П.И. Положение и роль этнических групп в социально-политической структуре Никейской империи//Византийский временник. 56 (81). 1995. С. 140, 142, 143.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

4. Впрочем, в греческих школах преподается то, что тот же дивный по истине философ издал и приложил в гимнологий Бога всемогущего в честь торжественного открытия святых мощей 974 . Но существуют два его прославленные сочинения 975 , именно коротенькая повесть 976 и одно торжественное слово 977 , переведенные мной языком неуклюжим и далеко отступающим от блистательного красноречия 978 , которые я посылаю тебе, поручая употреблению твоего отчества то, что для пояснения памятников его мною вкратце прибавлено 979 и что будет изглажено вальком твоего суждения 980 . Свиток же гимна 981 , который тот же философ издал в славу Божью и блаженного Климента, если бы вышло то слишком мало, то слишком много слогов, не было бы складной, ладящей с напевом гармонии. Но если ты, муж желаний, и это возложишь на меня, приступлю к тому, чего востребуешь, с помощью Божьей. Если от моего писания не будет пользы другим, то буду полезен хоть себе, по крайней мере покорностью 982 . 5. Наконец не хочу скрывать от твоего святительства, что блаженный Климент написал еще некоторые вещи, не дошедшие до нашего сведения, о которых упоминает святой Дионисий Ареопагит , епископ Афинский 983 , и блаженный [Иоанн] Скифопольский 984 , поучение которого имеется в деяниях соборных; содержание их об этом, переведенное уже давно, ты найдешь в рукописи упомянутого св. Дионисия Афинского. И это надо будет включить в сочинение, которое о жизни блаженного Климента 985 составляет, по твоему настоянию, упомянутый выше служитель Христа 986 . О том же, как мощи самого досточтимого Климента перенесены в Рим, принесенные часто поминаемым философом, и тут же положены, я не считаю нужным писать тебе, так как ты и сам не можешь не знать этого, бывший очевидец 987 , да и писатель жития 988 , как я думаю, не должен миновать это молчанием. (Ягич И. В. Вновь найденное свидетельство о деятельности Константина Философа, первоучителя славян св. Кирилла II Записки имп. АН. – СПб., 1893. – Т. 72. – Кн.1. – Приложение 6. – С. 8–12).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

62–71, 313, 339– 46–49, 148–158, 162–196, 202–203, 50–57, 239, 247, 146–147, 263, 326– 159, 204– 327,334– (схолии 208, 268– 338. 390– других 270, 272– авторов 281, 283 72, 246, к стихам) 58–61, 256, 262, 73–74, 264–267, 160–161, Рус. пер. Рус. пер. Рус. пер. 368, 546 [Dub.] 403–404 407–408 552–555 411–460 516–517, 4078/1– 4078/9 409, 518 522,558 Прп. Иперихий CPG Рус. пер. 5618 [=6072] Прокл Константнопольский CPG Рус. пер. «Лавсаик» Палладия CPG Рус. пер. 480 [отрывок] «Вопросоответы» прп. Анастасия Синаита CPG Рус. пер. 491 [отрывок] Рус. пер. Рус. пер. Рус. пер. 248–409 596–641 96–197 411–476 644–680 200–208 480–521 683–689 208–220 524–533 692–693 221–240 94 537–593 696–796 PG 26 PG Рус. пер. Рус. пер. Рус. пер. 12–145 813–820 1168–1169 145–321 837–976 1169–1179 321–468 978–980 1179–1181 468–524 984–1028 1185–1188 529–607 1029–1048 607–623 1049–1070 623–637 1072–1084 1264–1292 637–676 1085–1089 681–793 1093–1165 796–809 1165–1168 1436–1441 PG 27 PG Рус. пер. 60–545 1364–1389 1392–1404 PG 28 CPG Рус. пер. 1581–1592 Творения св. Василия Великого PG 29 PG Pyc. пер. Pyc. пер. Pyc. nep 209–228 416–432 228–249 432–460 460–469 264–280 469–484 93–117 280–305 484–493 117–148 305–324 497–669, 148–164 324–349 672–768 164–188 349–388 188–208 388–416 PG 30 PG Рус. пер. 118–425 425–668 PG 31 PG Pyc. пер. Pyc. пер. Pyc. пер. 164–184 472–481 869–881 185–197 484–489 881–888 197–217 489–508 889–901 217–237 508–525 905–1052 237–261 525–540 261–277 540–564 1080–1305 277–304 564–589 304–328 589–600 329–353 600–617 1321–1428 353–372 620–625 372–385 625–648 385–424 648–652 1705–1714 6 424–444 653–676 1713–1722 444–464 676–692 464–472 692–869 PG 32 PG Pyc. пер. Pyc. пер. Pyc. пер. 68–217 664–1033 1092–1093 220–340 1033–1068 359, 360, 348–381 1068–1077 384–452 452–533 1084–1085 536–640 640–664 1088–1089 Творения св. Григория Богослова PG 35 PG Pyc. пер. Pyc. пер. Pyc. пер. 396–401 828–832 1044–1064 408–513 832–841 1065–1080 517–525 844–849 1081–1128 532–664 852–856 1132–1152 664–720 857–909

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/bi...

960 S. Cyrillus Alexandrinus. Epistola LXXXI. Ad monachos in Phua constitutos//PG 77. 373 A: τς ριγνους φρενοβλαβεας. 962 Idem. Expositio fidei 26. 23; 79. 3//TLG. В обоих случаях речь идет об оригеновском представлении о предсуществовании душ. 964 Dechow J. F. Origen and Corporeality: The case of Methodius’ On the Resurrection//Origeniana Quinta. Papers of the 5 th International Origen Congress. P. 517. 966 Chadwick H. Origen, Celsus, and the Resurrection of the Body//Harvard Theological Review. 1948. Vol. 41. Issue 02. April. P. 102. 967 Edwards M. Origen no gnostic; or, on the corporeality of man//Journal of Theological Studies. 1992. 43 (1). P. 37. 980 Clark E. A. The Origenist controversy. The cultural construction of an early Christian debate. Princeton, N.Y.: Princeton University Press, 1993. P. 121. 981 Cvetkovic V. From Adamantius to Centaur: St Methodius of Olympus’ Critique of Origen//Origeniana Decima, Origen as writer. Papers of the 10 th International Origen Congress. P. 801. 983 Здесь же можно видеть, что свт. Мефодий был чужд грубо материальных представлений о состоянии воскресших тел. Говоря о состоянии обновленного человека в обновленном мире, он замечает, что это таинственное изменение недоступно нашему уму, а потому «безрассудно говорить, какую жизнь в то время будут проводить тела, когда не будет ни воздуха, ни земли и ничего другого», см.: Мефодий Патарский , свт. О Воскресении. Гл. 28//Библиотека отцов и учителей Церкви. Творения св. Григория Чудотворца и св. Мефодия, епископа и мученика. М., 1996. С. 227. 984 «Вид не воскресает без плоти» (οκ ρα το εδους χωρς τς σαρκς στιν νστασις), см. фрагменты из сочинения свт. Мефодия, сохранившиеся у свт. Фотия (Photius. Bibliotheca 234. 299b. 22–23). 985 В главах 19, 31, 44 употребляется выражение «воскресение плоти», а в главах 25, 26, 31, 33 – «воскресение тела». 991 Из краткого вопросительного замечания свт. Мефодия о том, каков будет вид воскресших тел, – «неужели кругообразный, или многоугольный, или кубический, или пирамидальный?» – следует еще одно подтверждение того факта, что Ориген не учил о сферической форме таковых (оригинальный текст свт. Мефодия: ρα κυκλοτερς πολυγνιον κυβικν πυραμοειδς, см.: Photius Bibliotheca 234. 299а. 23–24).

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_I_Mefod...

971. Житие преподобного Симеона Нового Богослова. Рукопись. Житие это напечатано иждивением Оптиной Пустыни. 972. По совету святого Петра Дамаскина. См. статью под заглавием: «Нужное и изрядное показание седми телесных деланий». Книга 1. Добротолюбие. Ч. 3. 973. Ср.: Да будут чресла ваши препоясаны и светильники горящи. И вы будьте подобны людям, ожидающим возвращения господина своего с брака, дабы, когда придет и постучит, тотчас отворить ему. Блаженны рабы те, которых господин, придя, найдет бодрствующими; истинно говорю вам, он препояшется и посадит их, и, подходя, станет служить им. И если придет во вторую стражу, и в третью стражу придет, и найдет их так, то блаженны рабы те. Вы знаете, что если бы ведал хозяин дома, в который час придет вор, то бодрствовал бы и не допустил бы подкопать дом свой. Будьте же и вы готовы, ибо, в который час не думаете, приидет Сын Человеческий (Лк. 12. 35–40). 974.  Посему живущие по плоти Богу угодить не могут (Рим. 8. 8). 975.  Ибо живущие по плоти о плотском помышляют (Рим. 8. 5). 976.  Помышления плотские суть смерть… плотские помышления суть вражда против Бога; ибо Закону Божию не покоряются, да и не могут (Рим. 8. 6–7). 977.  Ибо многие, о которых я часто говорил вам, а теперь даже со слезами говорю, поступают как враги креста Христова. Их конец — погибель, их бог — чрево, и слава их — в сраме, они мыслят о земном (Флп. 3. 18–19). 978. Флп. 3. 17. 9789.  в труде и изнурении, часто в бдении, в голоде и жажде, часто в посте, на стуже и в наготе (2 Кор. 11. 27). 980. Слово 14, гл. 30. 981.  Я во время болезни их одевался во вретище, изнурял постом душу мою, и молитва моя возвращалась в недро мое (Пс. 34. 13). Лествица. Слово 14, гл. 52. 982. Лествица, гл. 29. 983. Мф. 19. 21. 984. Рим. 8. 10. 985.  …водимые Духом Божиим, суть сыны Божии (Рим. 8. 14). 986. 1 Кор. 15. 47–49. 987. Рим. 8. 16. 988.  А если дети, то и наследники, наследники Божии, сонаследники же Христу (Рим. 8. 17). 989.  …воля Божия, благая, угодная и совершенная (Рим. 12. 2).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

979 Ж. М. Н. Пр. 1880, 10, статья прот. В.И.Жмакина: «Памятн. русск. противокатол. полемики XVI в.» (стр. 373). Максим Грек говорит, что «придя сюда, обрел некоего хульника латиномудренного, немчина родом, пишущего развращенно на православную веру нашу» и пр. (Москвит. 1842, 11, отд. с. 85); также Д.П.Лебедев, Неизвестн. московск. проповедн. XVI века (Труды VIII Арх. съезда, II). Чентурионе свидетельствует, что пропаганда эта имела успех (см. у Пирлинга, Р. Стар. 1903, 11, с. 370). В XVI в. увлекались этой идеей так же, как в XVII в. протестантизмом ( И.Соколов , Отношен, протестантизма к России, 133) 980 Неправильное надписание заглавия этого сочинения заставляло приписывать его (рукоп. Волокол. мон.) самому Николаю (см. Филарет, Обзор, 137, будто бы «против соч. Николая Шомберга, хитрого папского посла»). Сочин. Николая Немчина не дошло до нас, но из возражений видно, что он провинился тем, что «нашу православную, великую, соборную церковь с латынскою воедино приводит, и св. нашу веру христианскую с латынскою едино нарицает, и крещение латынское с православным едино счиняет и многим православным соблазн приносит извитием мерзких и безстудных словес» и т. д.; между тем, по словам полемиста, «у латынские церкви главу держит сам сатана, а шею демони, а двери алтарю – образ диаволов» и т. д. 982 В.Н.Малинин, Старец Елеазар. мон. Филофей и его послания (256–280 и приложен. 26–48). Тут же и краткое «послание к вельможе в мире жившему» об астрологии (36), может быть и несколько ранее (А.А.Шахматов, О происхожд. хронографа, 109–111) 983 Сочин. М.Грека, I, 435, 446. Некоторые полагают, что это был Артемий (Библиограф 1893, 1, с. 85), потом игумен 984 Первое и второе послания М.Грека к Карпову, по указанию Царского, помечены 1523 и 1524. (Опис. рукоп. 242, лл. 290 и 322). О Мисюре Мунехине см. указат. к Сборн. И. Р. И. общ. т. XLI, 40–41; Оп. рус. историогр. II, по указат.) 988 Ibid., I, 236, 271, 341. В других местах он называет его «софистом», а его рассуждения «софистикой» (214–216)

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Ikonn...

979 Различные эпизоды Евангелия служили литературными источниками при работе над иконой Спаса почти для всех клейм, кроме 980 Остальные сцены сопоставлены в следующем порядке: напротив клейма 8 («Искушение Христа дьяволом ») находится клеймо 9 («Брак в Кане Галилейской») – оба сюжета посвящены первым испытаниям божественной силы Иисуса Христа; далее клейма 18 и 19 («Преображение» и «Воскрешение Лазаря») – высшие проявления божественности Иисуса; последняя пара, то есть клейма 20 и 21 («Вход в Иерусалим» и «Тайная вечеря. Омовение ног») – противопоставление царственного величия и великого смирения. 982 Нередко оно представлялось в образе двух припадающих к ногам Спаса жен – грешницы, отирающей их миром и своими волосами, и кровоточивой. См.: Щепкина М.В. Миниатюры Хлудовской псалтыри. Греческий иллюстрированный кодекс IX века. M., 1977, ил. на с.84 об. клейма 19 («Воскрешение Лазаря»). В последнем случае, вероятнее всего, использовался апокриф «Слово на Лазарево воскресение». См.: Турирва Н.М. Творчество Семена Спиридонова Холмогорца, с.129–131, прим. 92 на с.199. 984 Интересно, что в последнем случае приводится только чудо воскрешения дочери Иаира. См.: Настольная книга священнослужителя. Т.4. M., 1983, с.416. 986 В вологодском летописном сказании об эпидемии 1654–1655 гг. говорится: «...бысть во граде сем и во всех прилежащих около града, попущением Божиим, грех ради наших смертоносная язва...». См.: Дмитрий Тверской. Месяцеслов святых всею русскою церковью или местночтимых и указатель празднеств в честь икон Богоматери и святых угодников Божиих в нашем Отечестве. Вып.1–2 (сентябрь–октябрь). Каменец-Подольск, 1893, с: 114. 990 Дмитрий Тверской. Месяцеслов святых, с. 114–115, О святых иконах, по преимуществу чтимых в Нижегородской епархии//Нижегород- 991 Нижегородские епархиальные ведомости. 10, с. 33–36, 37, 39–41; Макарий, архим.. Памятники церковных древностей. Нижегородская губерния. СПб., 1857, с.99, 122; Лузин Н. Повествование о принесении иконы Пресвятыя Богородицы Одигитрии из города Казани в село «Выездную слободу» и о заступлении Ея от гнева Божия – смертныя язвы. Арзамас, 1884.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/vostochn...

980 Имеется в виду Святогробский архимандрит Арсений, с 1878 г. более 20 лет занимавший должность настоятеля Иерусалимского подворья в Москве. Долгая церковно-дипломатическая деятельность в России позволила «Арсению Московскому» стать влиятельным закулисным деятелем Иерусалимской Патриархии. Известен интригами против Патриарха Никодима, приведших к его низложению в 1890 г. 981 О генеральном консуле в Иерусалиме Сергее Васильевиче Арсеньеве см. выше, примеч. 470 к документу 287. 982 Круглов Алексей Федорович (1864–1948) – дипломат. Сын петербургского купца 1-й гильдии. Окончил Учебное отделение Восточных языков при Азиатском департаменте МИД. В начале 1890-х секретарь и драгоман в консульстве в Багдаде, в конце 1890-х секретарь консульства в Иерусалиме. Генеральный консул в Алеппо (1904–1908), генеральный консул в Иерусалиме (1908–1914). Активно содействовал Палестинскому Обществу и Русской Духовной Миссии в Святой Земле. По эвакуации из Палестины в связи с началом Первой мировой войны жил в Петрограде. После революции в 1920 г. вернулся в Иерусалим, жил с женой на Александровском подворье, выполняя функции «заведующего русскими интересами в Палестине». С созданием Государства Израиль и началом первой арабо-израильской войны уехал в Бейрут, где вскоре скончался. 983 Евреинов Борис Николаевич – временно управляющий генконсульством в Иерусалиме (ноябрь 1897-январь 1898), второй секретарь русской дипломатической миссии в Пекине (1900), секретарь миссии в Аддис-Абебе (1902). Автор воспоминаний о событиях Боксерского восстания: Евреинов Б.Н. Осада дипломатических миссий в Пекине. Май-август 1900//Известия МИД. 1912. Кн. 4. С. 124–210. 984 Спиридон (1839-?), Патриарх Антиохийский (1891–1898). Уроженец о. Кипр. Привезенный в Иерусалим в возрасте 6 лет, учился под руководством своего дяди, митрополита Петро-Аравийского Мелетия. Служил в Иерусалимской Патриархии. Создатель монастыря «Встречи» в Вифании (1879). Архиепископ Фаворский (1884). Назначен управлять Птолемаидской (1885), затем Вифлеемской (1886) епархиями. В 1891 г. избран на престол Патриарха Антиохийского, низложен в 1898 г. (так называемая арабская «церковная революция» в Антиохийском Патриархате). По низложении Спиридона впервые патриаршую кафедру занял араб – Патриарх Мелетий (Думани).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010