980 . Списки архиереев иерархии Всероссийской и архиерейских кафедр со времени учреждения Святейшего правительствующего Синода (1721–1895). – СПб.: Синод. тип., 1896. – VIII, 123 с. – Из содерж.: Архиереи, хиротонисанные по учреждении Святейшего Синода: Игнатий Брянчанинов . – С. 45:981. Русский биографический словарь: [В 25 т.]/А. А. Половцов; Имп. Рус. ист. о-во. – [Т. 8]: Ибак – Ключарев. – СПб.: тип. Гл. упр. уделов, 1897. – 756 с. – Из содерж.: Игнатий (Дмитрий Александрович Брянчанинов), епископ Кавказский и Черноморский. – С. 45–46:982. Дилакторский П. А. Вологжане-писатели: (Материалы для словаря писателей уроженцев Вологод. губ.). – Вологда, 1900. – 141 с. – Из содерж.: Игнатий, епископ Кавказский и Черноморский. – С. 41–42:983. Здравомыслов К. Игнатий (в мире Димитрий Александрович Брянчанинов)//Православная богословская энциклопедия. Т. 5. Донская епархия – Ифика/Под ред. А. П. Лопухина . – Пг., 1904. – Стб. 797–799. – (Общедоступ. православ. б-ка; Вып. 13). 984 . Павловский А. А. Всеобщий иллюстрированный путеводитель по монастырям и святым местам Российской империи и Афону. – Н. Новгород: изд. т-ва И. М. Машистова, 1907. – 899 с. разд. паг.: ил. О свт. Игнатии – с. 310, 609:985. Венгеров С. А. Источники словаря русских писателей. – СПб.: тип. имп. Акад. наук, 1910. – Т. 2: Гогоцкая – Карамзин. – 598 с. – Из содерж.: Игнатий (Дмитрий Александрович Брянчанинов). – С. 472. 986 . Михайлов Н. Т. Справочник по Ставропольской епархии. – Екатеринодар.: тип. Кубан. обл. правления, 1910 (обл. 1911). – III, 501 с. О свт. Игнатии– с. 42–45:987. История дореволюционной России в дневниках и воспоминаниях: Аннот. указ. кн. и публ. в журн.: В 5 т./Гос. б-ка СССР им. В. И. Ленина и др.; Ред. П. А. Зайончковский. – М.: Книга, 1976–1989. – По Указателю имен см.: Игнатий (Брянчанинов) , еп. – Т. 2, ч. 2. – с. 252; Т. 5, ч. 2. – с. 461:988. Материалы к «Богословско-церковному словарю»: Ангелы//Богосл. тр. – 1986. – Сб. 27. – С. 325–327. О свт. Игнатии – с. 325:989. Рукописные собрания Государственной библиотеки СССР им. В. И. Ленина: Указ.: В 3 т./Гос. б-ка СССР им. В. И. Ленина. – М., 1986. – Т. 1, вып. 2: (1917–1947). – 381 с. – По имен. указ. см.: Игнатий Брянчанинов – с. 370:990. Гумеров Ш. А. Игнатий, в миру Брянчанинов Дмитрий Александрович//Русские писатели, 1800–1917: Биогр. словарь. – М., 1992. – Т. 2: Г-К. – С. 396–397: портр.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

Букв. «в свободе помыслов». 966 Или «образа жизни». 967 Или «подъем этот». 968 Букв. «к естественному пути образа жизни (подвижничества)». 969 Букв. «целостности сознания», «целостности совести». 970 Букв. «существует». 971 Т.е. нового века. 972 Букв. «возбуждается». 973 Вар. «кто служит в этом образе жизни», «кто пребывает в таких подвигах». 974 Т.е. находящихся на душевном уровне. 975 Т.е. находящихся на духовном уровне. 976 Духовный. 977 Букв. «в перемене своей и в деятельности своей». 978 Букв. «к нашему рассказу». 979 Букв. «слово». 980 Или «в добродетели деяний». 981 Букв. «свободой помыслов». 982 Т.е. от страха и страдания. 983 Или «свободе помыслов». 984 Букв. «чину детей». 985 Букв. «возбуждается», «движется». 986 Букв. «постоянством мысли». 987 Букв. «о вещах воскресения их мертвых», т. е. о том, что относится к воскресению из мертвых. 988 Букв. «кратких дней этой обители». 989 Букв. «еще не вошел в душевность». 990 Букв. «душевности». 991 Или «совокупность». 992 Т.е. Церковь. 993 Букв. «в душевности». 994 Преп. Исаак, очевидно, говорит о себе в третьем лице. 995 Букв. «на нёбе мышления его». 996 Букв, «к страннику в утомлении его». Сир. aksenaya является эквивалентом греч. xenos («странник»): в контексте аскетической письменности термин означает человека, сделавшегося чуждым миру («странным» для мира), т. е. отрекшегося от мира. 997 Или «жизни в похотях». 998 Т.е. корабли, под которыми в данном случае подразумеваются люди. Характерный пример параллельного использования двух различных образных рядов: 1) корабли, океан, кормчий; 2) уши, уста, вкушение. 999 Выражение «устами читают» отражает распространенную в древности практику чтения вслух. Читать про себя («глазами») было не принято даже наедине с собой. 1000 Букв. «не вкусили». 1001 В оригинале использованы однокоренные слова. 1002 Букв. «восхитительность знания своего». 1003 Букв. «умерщвленное (мертвое) сердце». 1004 Или «отсутствия мысли о себе». 1005 Или «от тайн истины». 1006 Ср. Мал.3:20. 1007 Вар. «воссияло в излиянии». 1008

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=679...

В Киеве жил Исаия Копинский, которого все еще признавали митрополитом, поэтому там при посвящении Могилы могли произойти демонстрации. После Киева удобным местом был Львов, где жил старший по службе, единственно признаваемый всеми, Иеремия Тиссаровский (Ист. Рус. Ц. XI, 453–454). Несколько иначе говорит м. Евгений (Опис. Киев. Соф. Соб. 170). 980 Вилен. Археогр. Сборн. т. 36 (Королевская грамота Петру Могиле на митрополию); Акт. Зап. Рос. V 5 (Грамота Иосифу Бобриковичу на Могилевскую епископию); ср. Вил. Арх. Сбор. V, 122, 211. Арх. Юг.-Зап. Рос. ч. II, т. I. (Диплом короля Владислава IV православному русскому народу на восстановление прав православной религии. 14 марта 1633 г.). 982 Макарий. Ист. Рус. Цер. XI, 442–444, 454, 457–459, 502, 505–506. Все владыки-поставленники п. Феофана, кроме Исаии Копинского, присутствовали при посвящении Петра Могилы , но уже не назывались именами своих прежних епархий. 984 Лет. Густ. мон. стр. 26. В 1636 г. Петр Могила поставил игумена Иринарха в Густынский монастырь. В 1638 г. в Москву доносили, что Густынский монастырь, находившийся вместе с другими монастырями Преображенским Лубенским и Введенским Ладинским Прилуцкого уезда в области лубенского епископа Исаии Копинского, отданы киевскому митрополиту (Акт. Юж. и Зап. Рос. III, 1, стр. 2). 985 Перемышльский епископ, писавшийся «и самборский», к своему титулу иногда прибавлял название третьего города Санока, называясь «и саноцким». Санок, впоследствии местечко Санково, в конце XVII в. оставался за перемышльской кафедрой (История об Унии П. Бантыш-Каменского 1795 г., стр. 38, 148). 988 Вил. Археогр. Сбор. II, 44. В разных записках, касающихся до Белорусской епархии, не известно кем составленных, изданных в V т. Вил. Археогр. Сбор. (стр. 120–130) под 1635 г., замечено о привилегии Владислава униатам, но в искаженном виде. Униатам отданы архиепископство Полоцкое, Кольское (?), Смоленское и монастыри, в числе которых названы какие-то Дрезденский и Новодрезденский. 991 Там же, II, стр. XI, Прил.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Все пять вышеперечисленных раскольнических образований поддерживают между собой богослужебное общение и претендуют на статус «Поместных Православных Церквей». По состоянию на конец 2008 года в составе «ИПЦ Румынии» пребывали 7 приходских храмов, мужской монастырь в честь святых апостолов Петра и Павла в деревне Мовилича (проживает 10 монахов во главе с архимандритом Серафимом); женский Спасо-Преображенский монастырь в деревне Подури (проживает 20 монахинь во главе с игуменией Феофанией); Свято-Благовещенский женский монастырь в деревне Фуруцени (проживает 20 монахинь) 980 . V.7. Старостильный раскол в Болгарской православной церкви V.7.1. Болгарская старостильная православная церковь Введение нового календарного исчисления в гражданской жизни Болгарии было осуществлено согласно личному постановлению болгарского короля Фердинанда I (1861–1948) в 1916 году 981 . Несмотря на то, что Болгария явилась одной из первых православных стран, перешедших на григорианский календарь, Болгарская Православная Церковь оказалась последней в числе Поместных Православных Церквей, проведших реформу церковного времяисчисления. Побуждающей причиной перехода Болгарской Церкви на новый календарный стиль оказалось неканоничное отделение от неё и самопровозглашение в 1968 году автокефалии Македонской Православной Церкви, вскоре перешедшей на новоюлианский календарь. С целью установления единообразия в системе церковного времяисчисления на всей канонической территории Болгарского Патриархата, Священный Синод Болгарской Православной Церкви опубликовал 18 июля 1968 года специальное «Послание духовенству и всем чадам Болгарской Православной Церкви», в котором содержалось известие о реформе церковного календаря. Днём перехода на новый стиль определялось быть 19 декабря 1968 года 982 . Календарная реформа вызвала резкий протест со стороны архимандритов Серафима (Алексиева) 983 , Сергия (Язаджиева) 984 , Пантелеимона (Старицкого) 985 , иеромонаха Серафима (Дмитриевского) 986 и настоятельницы Княжевского Свято-Покровского женского монастыря в Софии игуменьи Серафимы (княжны Ливен) 987 , которые направили свой протест патриарху Болгарскому Кириллу (Маркову) и заявили о выходе из канонического подчинения Болгарской Патриархии.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Логос Бога, пришедший к нам, есть ключ ко всему тому, что может быть предметом созерцания: Писание, видимая природа, Церковь , Евхаристия, человеческая душа... Во всех этих многочисленных проявлениях созерцатели открывают единый смысл: «Логос Бога, – пишет Ориген , – который в начале был у Бога, не есть πολυλολα и не λγοι [мн. число]. Он – единое Слово, составленное из множества предложений, каждое из которых есть часть этого целого, этого Логоса... И вне Его, даже если говорят об истине, нет ни единства, ни гармонии, ни стремления к этому Целому» 976 . Голос вселенной В Слове, открывающем Себя, говорит Бог . «Есть у них уста, но не говорят» ( Пс. 113:13 ; Иер. 1:7 ). Это высмеивание «безгласных идолов» ( 1Кор. 12:2 ) подчеркивает одно из наиболее важных свойств Бога Живого в библейском откровении: Он обращается к людям «многократно и многообразно» ( Евр. 1:1 ). Ориген не устает восхищаться божественным Словом, Которое, влекомое благоволением к человеку, захотело «лепетать с детьми» 977 , воплотившись в символы видимого космоса. Для Василия Великого вселенная – не что иное, как претворение могущественного Слова Божия 978 . И потому легко понять, почему чувственные природные вещи заслужили наименование «гласа Божия». Они суть истинные слова, обращенные к людям, слова, которые люди должны слушать и понимать. Многократно св. Василий вводит эту тему в свои проповеди и не устает перечислять различные виды животных, растений, рыб: «Выслушай же, что едва ли не говорят тебе рыбы своими действиями...» 979 . «Даже неодушевленные вещества имеют глас от Господа, по указанию Писания, что всякая тварь едва не вопиет, возвещая о своем Создателе» 980 . Следовательно, logos theotelès, который мы должны постичь в созерцании, – это «глагол Божий, протекающий всю тварь, некогда начавшийся, доныне действенный и готовый действовать до конца, пока не скончается мир» 981 . Воля Божия Когда мы говорим о гласе Божием, подчеркивает св. Василий, мы «под Божиим словом не разумеем звука, издаваемого словесными органами, и воздуха, приводимого в сотрясение посредством языка, но... хотим в виде повеления изобразить самое мановение в воле» 982 . Эта Божия воля укрепляет всякое существо, наделяет его смыслом и предназначением, жизнью, наполненной делами и радостью. «Ибо тогдашний глагол и первое оное повеление сделались как бы естественным некоторым законом и остались в земле и на последующие времена» 983 . «Так, всякая вода спешила исполнить повеление Зиждителя; деятельная и самодвижная жизнь тварей, которых породы даже неисчислимы, немедленно явлена великой и неизреченной Божией силой, потому что повелением Божиим сообщена водам способность живорождать» 984 .

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/moli...

Многие ученые пытались разрешить нелегкую проблему хронологии Симеона, но пришли к разным результатам. К.Холль утверждал, что Симеон родился между 963 и 969 гг., а скончался в 1041 или 1042 г.: см. Holl. Enthusiasmus, 23–26. Позднее И.Озэрр предложил иную хронологию, внеся ис­правления во многие вычисления Холля: см. Hausherr. Mys­tique, LXXX-XCI. Ныне общепринятой является хронология Озэрра, хотя ученые неоднократно ставили под вопрос и ее: см. Stathopoulos. Gottesliebe, 9ff.; Каждан. Замечания, 4–10; Χρστου. Νικτας, 9–11; Idem. Εισαγωγ, 12–24. Важнейшие аргументы против хронологии Озэрра следующие. 1) Она противоречит датировке «Жития Симеона», написанного Ни­китой: Никита указывает, что Симеон был священником в течение сорока восьми лет, а по Озэрру выходит, что он свя­щенствовал только сорок два года, с 980 по 1022. 2) Никита указывает, что когда Симеон Новый Богослов установил по­читание Симеона Студита после смерти последнего, он полу­чил на это одобрение от патриарха Сергия, после чего невоз­бранно праздновал память своего духовного отца в течение шестнадцати лет, пока не возник конфликт со Стефаном Никомидийским (Житие 72, 22–73, 15). Сергий занимал Кон­стантинопольский престол в 1001–1019 гг. Даже если он одобрил почитание Симеона Студита в 1001 году, конфликт и удаление Симеона Нового Богослова должны были случиться не ранее 1016 г., тогда как Озэрр датирует конфликт 1003–1005 гг., а удаление 1009 г. 3) Вычисления Озэрра основаны на предположении, что Николай II Хрисоверг, рукоположивший Симеона, занял Константинопольскую кафедру в 979 г., тогда как авторитетные византийские источники датируют это событие 984 г.: см. Gregoire – Orgels. Chronologie; ср. Ostrogorsky. History, 585. Если последняя дата верна и Симеон скончался в 1022 г., то про­должительность его служения в священном сане не составляла ни сорока восьми, ни сорока двух лет. Хронология, выдвину­тая П.Христу, более соответствует датам «Жития Симеона», написанного Никитой, поэтому не следует ее игнорировать. См., однако, возражения В.Грюмеля: Grumel. Chrysoberges, 253ff. Излагая жизнь Симеона, мы будем ссылаться на дати­ровку по Озэрру и сразу же в скобках – на хронологию Христу.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Неутолимая жажда знаний и деятельности перебрасывает его из Персии в Египет, который привлекал к себе своею мудростью многих и многих гностиков. Здесь он, очевидно, расширяет свои познания и придает своей системе настолько философский характер, что Ипполит 973 считает ее сколком с учения Аристотеля. В Египте развил Василид большую деятельность. Епифаний 974 упоминает о многих местах, где он проповедывал. Свое учение Василид распространял не только устно, но и посредством своих сочинений. По свидетельству Оригена 975 , «дерзнул и Василид написать евангелие по Василиду“. По изследованию Цана 976 , это евангелие представляло собою извлечение из евв. Матфея, Луки и Иоанна. В доказательство своего права изменять евангельский текст Василид мог ссылаться на то обстоятельство, что он ученик Главка и ему известны «таинственныя беседы“ Господа, переданные чрез Матфея 977 . По словам Агриппы Кастора 978 , «Василид написал 24 книги на евангелие“. Цан 979 устанавливает, что в основу этих 24 кн. «толкований“ 980 или «трактатов“ 981 – было положено собственное евангелие Василида, и на него был составлен обширный комментарий. Кроме того Василид написал оды, не сохранившиеся до нас 982 .– Рядом с Василидом действовал в Египте его родной сын и ученик Исидор. Он также известен своими сочинениями. Климент Ал. приписывает ему сочинения: «θικα“ 983 или «О приросшей душе“ (Περ προσφυος ψυχς) 984 и не менее, как две книги толкований на прор. Пархора 985 .– 07. Очевидно, широкая и энергичная деятельность Василида и Исидора угрожала большою опасностью верующим. Почему Климент Алек., стараясь предотвратить опасность, подвергает основательной критике систему отца с сыном, хотя только и попутной.– Что касается хронологических данных относительно жизни и деятельности Василида и Исидора, то, как и ранее мы имели случай говорить 986 , определенность, точность здесь невозможна. Ириней (I, 24, 1, 3) не делает даже попытки установить хронологические даты жизнедеятельности Василида. Но от него зависимый Феодорит 987 положительно говорит, что Саторнил и Висилид – «оба жили в царствование импер.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Posnov/...

Павлу 979 . Особенно ярко отпечатлевается личность человека-писателя в посланиях ап. Павла. При необычайных дарованиях духа, ап. Павел был всё же человек, имевший естество, одинаковое с нами 980 . Святая душа, благосклонная, нежная, любвеобильная отображается в Павловых Писаниях 981 . Обширна земля, освещаемая лучами солнца; столь же велики попечение, заботливость, широта сердца ап. Павла. Апостол немоществовал за немощных, волновался за соблазняющихся (ср. 2Кор. 11:29 ) так, как не терзается внутренне мать о своём чаде, палимом горячкой 982 . От великой скорби, не со слезами только, а со многим слезами ( 2Кор. 2:4 ) написаны некоторые из посланий апостольских. Иногда сердце великого апостола было настолько стеснено, подавлено печалью, что он по необходимости брался за перо, не будучи в состоянии вынести целого облака печали 983 . Иные послания, как например, к Галатам, исполнены великого гнева; но это – не гнев безрассудный, не возмущение душевной страсти, а следствие чрезмерной любви, великой заботливости 984 . Под влиянием обстоятельств времени, апостол, как писатель, не везде одинаков; иногда он пишет с большим снисхождением, иногда с большой свободой (ср. Рим. 14:1–2 и Кол. 2:20–23 ) 985 . В своих посланиях ап. Павел – разнообразен не из лицемерия. Подражая Господу, он был всем, что требовала польза проповеди и спасение людей 986 . Внешние особенности слога апостола языков, по учению Златоуста, также носят на себе отпечаток его личности. Как Исаия среди пророков, так ап. Павел среди апостолов был „громогласнейшим проповедником истины” 987 . Язык апостола ярче солнца 988 ; для апостола, как для воина, он был всем: луком, копьём, стрелой и проч. 989 ; речь апостольская поражала противников сильнее всякого огня 990 . Словом своего учения апостол языков превзошёл всех прочих апостолов 991 . В посланиях Павловых евангельское слово преподаётся с великим искусством 992 . Однако, со стороны внешней, речь апостола сама по себе проста, ясна. В ней нет запутанности, неопределённости 993 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Leonar...

Руководясь этим соображением, древние авторы прямо говорят, что поклонение волхвов последовало в пещере. Таково мнение Иустина Мученика 980 , св. Иоанна Златоуста 981 , Григория Нисского 982 , автора протоевангелия 983 , Никифора Каллиста 984 и многих из западных писателей 985 . На авторитет восточных писателей и Иеронима опирается в решении этого вопроса и св. Димитрий Ростовский , полагая, что поклонение волхвов последовало в пещере, в убогой обстановке, а не в пышных палатах 986 . В памятниках нашей богослужебной письменности также проходит мысль, что поклонение волхвов последовало в то время, когда Младенец был еще в яслях, в вертепе: «волсви тщатся его в яслех видети (песнь 8 канона в нед. св. отец; ин ирмос 987 …). Звезда показа Его верху вертепа (стих. на хвал. 20 Дек.)… От светлыя звезды водими достигоша в Вифлеем и падше поклонишася; видеша бо в вертепе Младенца лежаща безлетнаго (стих. на литии 25 Дек.) … Показа звезда прежде солнца слово пришедшее уставити грехи волхвов яве в убозем вертепе милостиваго тебе пеленами повита» (троп. 1-й песни 2-го кан. на рожд. Христово) 988 . Оправдание этого мнения встречает затруднения с одной стороны в тексте Евангелия Матфея, где говорится, что волхвы поклонились Спасителю в доме ( λθντες ες τ ν οκαν. Мф. 2:11 ); с другой – в размещении евангельских событий. Св. семейство не имело никакой нужды долго оставаться в пещере, и предание о пребывании его в ней в продолжение целых двух лет 989 не может быть ничем оправдано. Поэтому, если допустить, что поклонение волхвов последовало еще в пещере, т. е. вскоре после рождества Христова, до обрезания и сретения, то для последних двух событий не будет места, так как немедленно за поклонением волхвов последовало бегство в Египет и избиение младенцев. Некоторые из древних писателей, как Епифаний Кипрский 990 и Евсевий 991 , основываясь на том, что Ирод приказал избить младенцев от двух лет и ниже, полагали, что поклонение волхвов последовало спустя около двух лет после рождества Христова.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

Святой Этельвольд был советником короля Эдгара, он был учителем монахов, любителем книжности, переводчиком латинских текстов. В Гластонбери он нес послушание повара, в Абингдоне занимался строительными работами (однажды даже упал с лесов и сломал ребра); он отливал колокола, умел обрабатывать металл, делал потиры, подсвечники и кадила из золота и серебра, а в Винчестере своими руками собрал орган, на котором играли во время королевских праздников. Многие из учеников святого Этельвольда стали аббатами и епископами, некоторым из них предстояло в будущем отправиться нести слово Божие в другие страны, например в Скандинавию. Кафедральный собор города Ставангер в Норвегии, освященный во имя святого Свитина, – одно из напоминаний о миссионерах из Винчестера. В Винчестере святой Этельвольд учредил скриптории. Рукописи «винчестерской школы», богато украшенные яркими миниатюрами, соперничали в своем великолепии с константинопольскими. Святой Этельвольд был вдохновителем школы писавших на родном языке, прославившейся своими переводами. В Винчестере был выпущен и первый английский сборник полифонических (многоголосных) песнопений, называемый «Винчестерским тропарием». Три знаменательных события относятся к последним годам служения святого Этельвольда: прежде всего принятие в 970 году свода монастырских правил «Regularis concordia», составленного святым Этельвольдом вместе со святым Дунстаном и другими церковными деятелями для 30 реформированных ими монастырей, в основу которого был положен устав святого Бенедикта, – мы говорили уже об этом; также перенесение мощей святого Свитина в 971 году и освящение нового кафедрального собора в октябре 980 года, когда девять епископов сослужили святому Дунстану – «досточтимому старцу с белоснежными седыми волосами, словно это был навещавший нас ангел». Величие и вместительность этого собора были по достоинству оценены лишь со временем, чему способствовали и археологические раскопки. Выдающийся советник короля, благодетельный епископ и отец монахов, епископ Этельвольд, прозванный Досточтимым, преставился 1 августа 984 года в Беддингтоне в графстве Сюррей. Ему было 72 года, и последние годы жизни он болел. Его мощи вскоре были прославлены чудесами.

http://pravmir.ru/den-vsex-svyatyx-velik...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010