18 См. Биографию и письма архим. Лаврентия, настоят. Иверского Валд. мон. Москва, 1887 г., стр. 43. 19 К освящешю домовой церкви Высокопреосвященный Владыка Исидор прислал в дар и в благословение Короцкой обители св. икону Святителя Тихона Задонского и всея России Чудотворца в сребропозлащенной риз с своею подписью. Кроме иконы, им же были присланы полные два годовых круга богослужебных книг. 22 Св. мученица Оомаида была женой Александрийского рыбаря, умерщвлена за целомудрее своим свекром, изрубившим ее мечом на части. Преподобный Даниил повелел погребсти тело ее в обители, Октодекаде с преподобными отцами. Негодующей на то братии он сказал: «она мать и мпе и вам». Чет. Мин. от патер. скитского (Acta S. S., apr. 11, p. 214) март-апрель. Полные святцы с краткими житиями святых Никольского. Москва. 1884 г. 23 Преподобный Додо был родом грузин и происходил из рода богатых князей Кахетинских, неизвестных по фамилии; был учеником преп. Давида Гореджийского, по благословению которого, устроил в горах, окружающих пустыню св. Давида, особый монастырь, в котором быль настоятелем. Св. Додо сиял смирением и послушанием и другими добродетелями, и после 25-ти леттего управления обителию мирно опочил в небесную славу на 91 г. от рождения в 628 г. по Р. X. Память его совершается в первую среду после праздника Вознесения Господня. Обитель преп. Додо ныне необитаема. Близ пещерного храма, в бывшей келлии св. почивают его святые мощи; но, к сожалению, эта многовековая усыпальница святого занесена уже песком, заносимым туда дождем чрез верхнее отверстие, и самый пещерный храм уже занесен песком почти до половины. Полное жизнеописание свят. Грузинск. Церкви. Жребий Божией Матери Сабинина. С.-Петерб., часть III, 1873 г. 24 При освящении главного Владимирского собора пел хор певчих из сестер обители. Тихое, духовно восторгающее, монашеское пение очень понравилось Высокопреосв. митроп. Исидору, и он тогда же из своих сумм дал на певчих 30 руб. 25 По указу Его Величества, Государя Императора Александра II, Святейший Правительствующий Синод слушали предложение г. Синодального Обер-Прокурора от 5-го марта 1881 г. за 975, о том, что Государь Император, по всеподданнейшему докладу определения Святейшего Синода, от 3-го –28 декабря 1880 г. в 28-й день февраля сего года Высочайше соизволил на переименование находящейся в Новгородской губ. Валдайского уезда Короцкой женской общины в общежительный женский монастырь во имя Святителя Тихона Задонского . И по справке приказали: Об изъясненном Высочайшем соизволении дать знать преосвященному Митрополиту Новгородскому и С.-Петер, указом для зависящих распоряжений, а для пропечатания в журнале «Церковный Вестник» сообщить редакции оного. (См. Новгородск. Епархиальные Ведом. 10. 1881 г.)

http://azbyka.ru/otechnik/Gerontij_Kurga...

В этом месте видится смешение церкви апостолов Петра и Павла с храмом всех апостолов. Что разумеется под молитвенным домом первоверховных апостолов Петра и Павла, который, по предречению святого Андрея, имел быть восстановлен благочестивым царем? Была в Константинополе церковь апостолов Петра и Павла. Но она не воссоздана, а вновь создана была императором Иустинианом I (527–565) бок о бок с созданной им вскоре после того церковью мучеников Сергия и Вакха, так что обе имели один двор и одну паперть и обе служили дворцовой церковью, ибо были возле нового Иустинианова дворца и обращены Иустинианом в мужской монастырь, где впоследствии был игуменом Мефодий, потом патриарх, восстановитель иконопочитания 53 . О храме всех святых апостолов, а не Петра только и Павла, известно, что он действительно построен императором Константином равноапостольным без куполов в виде креста, но обветшал, был разобран и с основания воссоздан Иустинианом I или супругой его Феодорой также в виде креста, но в большем размере и великолепнее прежнего. Кроме верхнего купола он имел низшие купола, так что снаружи казался пирамидальным. В месяцеслове императора Василия II (975–1025) он неоднократно изображен пятиглавым (22 и 27 января и 18 октября); такой храм провидел святой Андрей. Освящение его совершено было уже по смерти императрицы Феодоры 54 28 июня 552 года. Историк Евагрий, современник Иустиниана говорит об этом храме: «Иустиниан построил также храм Божественных Апостолов, не уступающий первенства никакому другому (кн. IV, гл. 31). И святый Андрей провидел восстановленный храм апостолов Петра и Павла прекрасным по величию и по виду неподражаемым. Этого нельзя сказать о храме святых апостолов Петра и Павла, созданном императором же Иустинианом близ своего дворца, перестроенного из дома Ормизды. Вот что говорит современник Иустиниана Прокопий Кесарийский об этом храме «Иустиниан прежде (πρτα) основал заново (νεν) храм во имя апостолов Петра и Павла, прежде в Византии не бывший, возле своего царского дома, по старому в Ормизде.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Кондак, гл. 2. Житейския молвы отъбег, вселился еси в морский остров мудре, и крест твой взем, Христу последовал еси, в молитвах и во бдениих и в пощениих, злостраданьми плоть твою изнуряя: тем был еси преподобных удобрение; сего рада любовию память твою празднуем преподобне Савватие, моли Христа Бога непрестанно о всех нас. Совершается собор его во обители его, и идеже храм его. Парем. (см. 9 сент. Утр. Ев. и проч. см. 17 марта). Муч. пострадавшей за Христа в Риме при Диоклетиане. За твердое исповедание веры во Христа ее повысили и строгали, потом 40 воинов били ее оловянными молотками и, наконец, св. страдалице отсекли мечом голову. Пр. игумена обители Спаса Глубокой реки (сн. 7 сент.), подвизавшегося в X в. (около 963–975 г.). Скончался он в Аммории (во Фригии, в Малой Азии), возвращаясь в обитель из Царьграда. Св. апостолов Марка, и Зины. Св. Марк, именуемый также Иоанном, был епископом в финикийском г. Вивле (Библосе, ныне небольшое местечко Джебель). Он творил многие чудеса и имел такую благодатную силу, что болящие получали исцеления даже от одной его тени. – О св. Аристархе см. 15 апр. Св. Зина ( Тит.3:13 ), до своего апостольства бывший законником (книжником), ученик и сотрудник ап. Павла, по преданию, был епископом г. Диосполя или Лидды (в Палестине). 28. В. Пр. отца нашего и исповедника Родом из Иконии, он в одно из гонений на христиан (при Галерии или Максимине, или Лицинии) представлен был на суд за исповедание Христа. «Живоносным оружием креста» оградившись, св. Харитон безбоязненно исповедал Спасителя «пред мучительским судищем» и обличив ложность языческих богов. Св. исповедника Христова начали мучить, но он, «богатство и славу в ничтоже вменив», остался непреклонен. Тогда истерзанного мученика бросили в темницу, где Господь чудесно исцелил его от ран. При новом царе св. Харитон вместе с другими узниками был отпущен на свободу и отправился в Иерусалим на поклонение гробу Господню. Близ Иерихона св. Харитон был схвачен разбойниками, которые бросили его связанным в углубление своей пещеры, намереваясь убить впоследствии, а сами отправились на свой позорный промысел.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

В полном соответствии с этим писал преподобный Иоанн Дамаскин в «Точном изложении православной веры»: «От начала дня до начала другого дня – одни сутки, ибо Писание говорит: И бысть вечер и бысть утро, день един ( Быт.1:5 ) " 972 . 5. О содержании библейского стиха Быт.2:4 Неправильным следует считать понимание прот. Николаем начала второй главы книги Бытия. Вот что он пишет: «Во второй главе словом йом обозначено уже всё время творения: Вот происхождение неба и земли, при сотворении их, в то время ( йом ), когда Господь Бог создал землю и небо» ( Быт.2:4 ). В славянском тексте йом переводится в этом же месте словом день, а в русском – словом время " 973 . Подробнее эту мысль прот. Николай раскрывает в главе 4 своей книги, названной им: «Единый «день» творения». Там он про стих Быт.2:4 пишет: «В этой фразе дни творения и созидания объединены в одном йоме , обозначены как один день . Здесь выражается та мысль, что всё творение представляет по сути единый творческий акт, воплощающий в бытие одну творческую мысль» 974 . Но Святые Отцы традиционно относили в этом библейском стихе слово йом не к шести дням- йомам творения, а к первому дню- йому , что подтверждает, в частности, греческий и славянский переводы Слова Божия. Ясно пишет о четвёртом стихе второй главы Бытия преподобный Ефрем Сирин : «Всякий, слыша сие, должен разуметь, что, хотя Писание сказало уже, о днях творения, об освящении и благословении дня субботнего, но и по окончании дней творения снова обращается к повествованию о начале творения: сия книга бытия небесе и земли, то есть повествование о сотворении неба и земли, в онь же день сотвори Господь Бог небо и землю (Б ыт.2:4 ) " 975 . Далее духоносный муж разъясняет содержание этого библейского стиха: здесь Моисей говорит о том, «что было опущено и не изложено в повествовании о творении в первый день» 976 . При поверхностном взгляде ошибочная интерпретация о. Николаем 4-го стиха второй главы книги Бытия может показаться невинной и малозначимой – велика ли беда относить слово йом к первому дню творения или ко всему Шестодневу? Но оказывается, что от понимания этого места может зависеть всё человека. Для о. Николая в одной йоме содержится весь Шестоднев, то есть прошёл все стадии развития от небытия до своего совершенства в течение этого самого дня- йома . Отец Николай заключает из этого, что библейский Шестоднев описывает эволюцию происшедшую в течение этого дня- йома .

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

Итого 26 человек, денег дано им рубль 18 алтын 4 деньги. Статья по 10 денег: Копылку Пашину, Ефтюшке Ухтюженцу, Кузьке Карачевскому, Ивашку Киселю, Оське Ферапонтовскому, Оверке Колкацкому, Томилку Подозорскому, Сергутке Змеевскому, Оске Короле, Завьялку Коневалову, Фетьке Кемскому, Ваське Семеновскому, на Колкаче малому Нехаику, Худячку Бабе. Итого 14 человек, денег дано им 23 алтыны 2 деньги. Пятуньке Горяиновскому да Ивашку Сиземцу, обеим 2 алтына 4 деньги, по 8 денег человеку. Да на заднеи двор болем 25 человеком, да на Гору двем человеком, по алтыну человеку. Итого дано 27 алтын. И всего в месяце августе в росходе денег 327 рублев 25 алтын с полушкою. И всего во шти месяцах в росходе денег 113-го году марта с 13-го числа да того ж году августа по 31 день 655 рублев 30 алтын пол 6 денег. Да того ж 113 году на Москве строитель Афанасьева монастыря старец Иосиф Монастырев покупал для Сиверские службы лошади и всякои служивои запас и посылал в полки к слугам. И слуги, живучи на службе, покупали всякои служивои запас, издержано денег 975 рублев 24 алтыны. И обоего в росходе денег 1631 рубль 21 алтын 3 деньги с полушкою. Лета 7114-го сентября в 1 день память казначею чернцу Филарету Кирилова монастыря, росход деньгам. На царьское венчянье государя царя и великого князя Дмитрия Ивановичя всея Русии и на приход государыне царице и великои княгине Марфе Федоровне всея Русии и на поставление патриярху и на новоселье бояром, игумен Силивестр да старец Еустафеи на Москве обложили 4 образа Пречистые Богородицы с приписью Кирила чюдотворца, дано за серебро и за золото и от дела 3 рубля 10 денег. Купили отлас на голубой земле серебрян, дано 25 рублев 16 алтын 4 деньги. 30 золотых, дано 18 рублев 33 алтыны 3 сорока соболеи да семь пар, дано 156 рублев 8 алтын 4 деньги. Вологодскому Ямскому охотнику Федоту заплачено подмоги с сельца Михаилецова да с Тимова на прошлои на 112 год 2 рубля 30 алтын. Старец Веньямин купил на Белеозере 8 чети луку, денег дал 2 рубля 7 алтын 4 деньги. Куплено 200 игол литовок, дано 3 алтына 2 деньги.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

Никифор восхитил императорское достоинство 30 октября 802 года, а умер 25 июня 811 года. На изображениях двух сохранившихся от него монет кресты — вида четвероконечного. Михаил Рангаби провозглашен императором в октябре 811 года; 22 июня 813 года он удалился в монастырь и постригся в монахи. На его державе, которую держит в руке представленное на монете изображение его, крест четвероконечный. Михаил Бальба сделался императором по убиении императора Льва Армянина, в 813 году, и умер в октябре 829 года. На диадемах и под буквою М, встречающейся несколько раз на монетах, сохранившихся от этого императора, — кресты четвероконечные. На одной державе встречается и шестиконечный крест; в руках также видны на трех кружках кресты шестиконечные опять по той же причине, как и на монетах Льва Исаврянина. Василий Македонянин провозглашен императором и коронован 26 мая 866 года, умер 1 марта 886 года. На снимках с его монет — кресты все четвероконечные. На одной из них, например, представлен император Василий с окладистой бородою, в шапочке с крестом; в правой руке он держит книгу, а в левой — державу с крестом; кругом монеты надпись: DN Basilius PF PERPETUUS. Длинные четвероконечные кресты видны в руках у двух императоров; виден здесь в трех монетах и шестиконечный, или двойной, крест; на одной из них держат двойной крест Константин Порфирородный и мать его императрица Зоя; это на одной стороне монеты, а на другой — надпись, перед которою стоит четвероконечный крестик.   Об изображениях креста на монетах императора Иоанна Цимисхия Иоанн Цимисхий вступил на престол в 969 году, а умер 4 декабря 975 года. На 7-й фигуре, изображающей одну сторону монеты этого императора, представлен шестиконечный крест такого вида:   На 10-й фигуре, на одной стороне монеты, представлен четвероконечный крест с надписью: IC ХС HIKA; на другой стороне той же монеты — Иисус Христос в венце, в котором виден четвероконечный крест; кругом надпись: EMMANOYHL. 16-я фигура представляет также изображение четвероконечного креста с надписью: IC ХС NIKA.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=722...

Важную услугу церковь оказывала государству, когда выступала со всею энергией против возмутителей империи, узурпаторов, искателей престола. Патр. Николай Мистик , не смотря на свои связи с Константином Дука, когда этот последний вздумал было занять престол императорский в малолетство Константина Порфирогенита, оказал ему решительное сопротивление и в качестве регента империи строго наказал сообщников Дуки 108 . Подобный же пример встречаем в жизни патриарха Михаила Керуллария. Некто Феодосий, двоюродный брат Константина Мономаха, вздумал было свергнуть с престола недеятельного и неискусного императора Михаила Стратиотика. Этот Феодосий однажды в вечернее время устремился с своими сообщниками к царскому дворцу, с намерением убить Стратиотика и объявить себя императором, а когда не удалось ему исполнить этого намерения, то прибыл к Софийскому храму, надеясь, что патриарх примет его сторону. Но надежда обманула его; патриарх узнавши о возмущении действительно тотчас отправился в Софийский храм, но вместо того, чтобы принять сторону Феодосия, как думал узурпатор, велел затворить двери храма и не впускать никого из возмутителей. Между тем Феодосий был усмирен. Позднее, впрочем, Михаил Керулларий убедил неспособного императора отказаться от престола, и помог занять оный более достойному мужу Исааку Комнину. 109 ) Еще случай: в царствование Василия II (975–1025) один из его военачальников Варда Склир возмутился против императора. Государству грозила опасность. Тогда один из епископов Стефан Никомидийский отправляется к Склиру, чтобы уговорить его – прекратить междоусобие. На этот раз впрочем предстательство святительское не имело успеха. Узурпатор отвечал святителю на его увещания, указывая на свою правую ногу, обутую в багряную обувь царскую: „человече! невозможно обутому таким образом разуться в виду столь многих, и так скажи пославшим тебя, чтобы они добровольно признали меня царем, а не то я против воли добуду себе царство. 110 ) Но в действительности он не добыл его. Наконец известно, что патриарх Алексей Студит издавал многие соборные определения против возмутителей царства; в них за участие в возмущении и бунтах угрожалось анафемой 111 ) .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

Чиновники РМО не оставили своих планов и после харьковской неудачи предлагали все-таки провести заседание Синода, но теперь уже в Почаевской лавре. Об этом Розенфельдер писал в докладной записке от 31 января 1943 г.: «Укрепленная германским сопротивлением православная церковь может быть полезной только Москве или экстремистскому украинскому национализму. Поэтому, исходя из германских целей в восточном пространстве, я считаю целесообразным при вновь возникшем поводе дать знать представителям православных церковных групп, что не существует возражений против проведения Собора всех украинских архиереев, в случае если он останется в рамках программы заседаний намеченного в Харькове совещания… Но я считаю нежелательным проводить такой Собор вне подчиненных гражданскому управлению областей». Кроме того, в записке предлагалось разрешить создание духовных семинарий: «Поэтому следует стремиться к тому, чтобы учредить заведения по подготовке священников с постоянным учебным процессом. Эти заведения будут ограничены необходимым количеством (не больше одного на генерал-бецирк). Списки намеченных к приему воспитанников, как и состав преподавательского корпуса и учебные планы представляются соответствующему генеральному комиссару. Вследствие этого станет возможным далеко идущий контроль православного клира и определенное управление им» 975 . Однако все подобные планы наталкивались на непреодолимое препятствие в лице Коха, который не шел ни на какие компромиссы. Оставался лишь один вариант – добиваться его устранения. И такая попытка была предпринята. 20 апреля 1943 г. Розенфельдер отправил обширный доклад «Церковная политика в рейхскомиссариате „Украина“» непосредственно А. Розенбергу. В нем резко критиковался указ Коха от 1 октября 1942 г. и делался вывод: «Группа религиозной политики не может рассматривать подобного рода решение церковного вопроса в РКУ в качестве решения в духе германских целей на Востоке… Поэтому группа религиозной политики просит утвердить прилагаемый проект увольнения господина рейхскомиссара» 976 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

При первых халифах династии Омейядов было предпринято неск. попыток вновь отстроить и заселить прибрежные города Сирии и Палестины. В целом при арабах уменьшается объем морской торговли. К. П., по всей видимости, оставалась небольшим городом в районе древнего порта. Значительная часть порта была засыпана, на месте внутренней гавани иродианского времени устроено городское кладбище. На главной храмовой платформе К. П. построена мечеть. Начиная с кон. VII в. визант. армия несколько раз нападала на города палестинского побережья, а в 975 г. визант. имп. Иоанн I Цимисхий ненадолго вернул город под визант. правление. В нач. XI в., при фатимидских правителях, на богатые города неоднократно нападали отряды кочевников-бедуинов. Все это вынуждало араб. правителей укрепить город. В раннее средневековье о К. П. писали мусульм. путешественники: арабский историк аль-Мукаддаси (985) и персидский путешественник Насир Хосров (1004 - после 1072). Перед началом крестовых походов торговое и военное значение города выросло, особенно оживленной была торговля с Амальфи и Венецией. В нач. XII в. К. П. была захвачена крестоносцами. В 1100 г., пытаясь спасти город от разграбления, жители обязались платить дань Готфриду Бульонскому , однако уже через год Балдуин I осадил город. При крестоносцах на храмовой платформе был заново возведен кафедральный собор и построены еще несколько церквей. Известно о кварталах госпитальеров (см. Мальтийский орден ) и тевтонцев (см. Тевтонский (Немецкий) орден св. Девы Марии ); возможно, существовал генуэзский квартал. Франц. историк Жак де Витри в кон. XII в. отмечал неудобство гавани К. П., обеспеченность города водой и наличие множества садов и рощ. Согласно Вениамину Тудельскому (1173), кроме христиан в городе жили неск. сот евреев и самаритян. В 1187 г. К. П. была захвачена войсками Салах-ад-Дина , разрушившего городские стены; затем неоднократно переходила из рук в руки. В 1251-1252 гг. при кор. Людовике IX Святом построили новые укрепления К. П. В 1265 г. войска мамлюкского султана Бейбарса I окончательно разрушили город.

http://pravenc.ru/text/1684275.html

Симеон еще был строже, «пощение его бе сицевое: овогда по триех днех, овогда же по седми, а иногда по десяти днех вкушаше сочива мочена водою, и воды мало пияше, о чесом блаженный столпник Иоанн игумен удивляшеся зело» и умолял св. Дивногорца подкреплять себя пищей 974 . Смысл таких аскетических пощений указал сам св. столпник Дивногорец. Он говорил своему игумену, что пища рождает скверные помыслы, помрачает ум, увеличивает страсть и обращает духовного человека в плотского, приковывая его мысли к земным вожделениям» 975 . В самом деле, по учению св. отцов, пост является главным средством, способствующим человеку распинать плоть с её страстями, особенно же с самыми пагубными, каковы все виды плотских страстей. «Кто постится, тот угашает злые страсти», говорит св. Иоанн Златоуст 976 . Пост отнимает у плоти, так сказать, её душу, т. е. все то, чем она живет и сильна. Отнимая у ней пищу и питие, он как бы распинает ее, не давая ей ни преобладать над духом, ни делать её любимых дел, каковы по указанию св. апостола Павла: прелюбодеяние, блуд, нечистота, студодеяние, идолослужение, чародеяние, вражды, рвения, зависть, ярость, разжения, распри, соблазны, ереси, убийства, пьянство, бесчинны кличи и под. 977 . Поэтому-то, один опытный в духовной жизни муж сказал своим ученикам: «наши отцы вкушали только хлеб с солью и говорили: не должно нам обременять себя и хлебом с солью. Потому они и сильны были в деле Божием». Он же говорил: «кто из животных сильнее льва? Но из-за чрева своего и он попадает в сети, и тогда все могущество его прекращается». «Если какой царь захочет взять неприятельский город, то прежде всего удерживает воду и съестные припасы, и неприятели, погибая от голода и жажды, покоряются ему. То же бывает и с плотскими страстями. Если человек будет жить в посте и голоде, то враги, ослабев, оставят его душу» 978 . Св. Симеон Дивногорец говорил, что пища помрачает ум. Значит, пост напротив, просветляет и укрепляет его. Это открывается из следующих слов св. подвижников: «если хочешь сделать крепким ум, говорит св.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010