247 Об этих памятниках и их отношении к житию А см. Noret J. Athanase P. 545–566; Lemerle P. Lavra. I, 13–22; Leroy J. S. Athanase l " Athonite et la Règle de S. Benoit//Revue d " ascétique et de mystique. 29. 1953. P. 111ff. 248 Издания, упомянутые в прим. 243; о датировке Ипотипосиса см. Noret J. La Vie la plus ancienne de S. Athanase. P. 547. Это датировака не совпадает с мнением Лемерля (Lemerle P. Lavra I, 21); об основании Лавры ibid., 36. 249 Meyer. S. 102–22. Датировку см. Noret J. Athanase P. 551–52, против Лемерля (Lemerle P. Lavra. I, 17), выступающею за 973–975 гг. 251 Ibid., 123–30; Дмитриевский. I, 246–256. Датировка: Lemerle P. Lavra. I, 20; Noret J. Athanase P. 564. Норе замечает (ibid., 565) упоминается в Житии A 214, 4–9//Noret J. Vitae. P. 105=Meyer. S. 124, 10–15). 256 Meyer. S. 115:21–116:9, 124:20 ff. Лемерль приводит оба текста и относит их к Ипотипосису (Lavra. I, 21). 257 Леруа (Leroy J. Athanase. P. 115) приводит несколько примеров, позволяющих предположить, что происходило в те времена. Житие B, 26 (Ср. A, 84) приписывает Афанасию учреждение должностей двух эпистимонархов, по одному на каждый хор, одного φυπνπτης [афипнипта], чтобы будить монахов во время службы, и привратников, сидевших возле церковных дверей и наблюдавших, чтобы монахи не покидали богослужения раньше времени. Именно такие мелкие предписания отличают Афанасиев Ипотипосис (Meyer. S. 135) от студитских источников. 258 Arranz M. Etapes 63ff; Arranz M. Les prières presbytérales des matines byzantines//OCP. 1972. 38. P. 85ff, 91, прим. 2; Arranz M. Les prières presbytérales des Petites Heures dans l " ancien Euchologe byzantin. P. 81; Arranz M. L " office de l " Asmatikos Hesperinos. P. 109–116 (все приводится в прим. 219. Также Baumstark A. Denkmäler. S. 22ff. 260 О студитских рукописных типиконах см. Arranz M. Etapes. P. 64–65; Bertonière G. Easter Vigil. P. 163–220 и статьи М. Арранца, приведенные в прим. 219. 261 Феодор Вальсамон (PG 137, 1041–1043) сообщает следующее: «Патриарх Кир Алексий построил монастырь, называемый «имени Кира Алексия», и Р. Жанен так его и идентифицирует в своей книге (Janin. P. 19). Мансветов в «Церковном уставе», с. 118, на основе славянских списков типикона, утверждает, что он назывался «во имя Успения Божией Матери» согласно Синод. слав. 333/381 (1398 г.), fol. 82v, и Богородицы (во имя Божественныя Матери) в списке XII–XIII вв. Синод. слав. 330/380, fol. 196v. Но Жанену (Janin. P. 156–244) не известен монастырь Комнина, и он не отождествляет ни один из многочисленных богородичных монастырей Константинополя с учрежденным патриархом Алексием.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/stat...

В визант. эпоху Б. входил в состав Антиохийской Православной Церкви , по данным кон. VI в., был автокефальной митрополией, подчинявшейся непосредственно Патриарху, но не имевшей подчиненных епископов. В 551-555 гг. город был разрушен серией землетрясений и цунами, впосл. восстановлен имп. Юстинианом I, но уже не достиг прежнего блеска. В 635 г. Б., не имевший укреплений, был взят араб. армией Абу Убайды. В составе мусульм. халифата город пережил новый расцвет. Халиф Муавия (661-681) заселил побережье выходцами из Ирана, создал верфи, строившие корабли для первых араб. морских экспедиций. Б. стал играть роль морских ворот Дамаска и всей внутренней Сирии, снова превратился в центр оживленной торговли и интеллектуального творчества, тут работал ряд известных араб. ученых, в т. ч. крупный богослов и правовед аль-Авзаи (707-774). В 975 г. Б. был на короткое время захвачен войсками визант. имп. Иоанна I Цимисхия , однако византийцы не смогли удержать его, и городом вскоре овладели правители Египта Фатимиды . В 1099 г. крестоносцы, направлявшиеся в Св. землю, прошли мимо Б. Однако новообразованное Иерусалимское королевство крестоносцев нуждалось в широком выходе к морю для постоянной связи с Европой. Кор. Балдуин I при поддержке пизанского и генуэзского флотов предпринял завоевание ливан. побережья. В мае 1110 г., после 11 недель осады, им был захвачен и Б., ставший самым сев. владением королевства. В городе было учреждено лат. еп-ство, подчинявшееся Иерусалимскому лат. патриарху, госпитальеры построили ц. св. Иоанна Крестителя, ныне это крупнейшая мечеть Джами аль-Умари. В 80-х гг. XII в. Б. подвергался нападениям Салах ад-Дина, стремившегося пробить брешь между государствами крестоносцев. В 1187 г. город был взят мусульманами, в 1197 г. отбит обратно иерусалимским кор. Аймериком Лузиньяном и оставался в руках крестоносцев до кон. XIII в. 21 июля 1291 г., уже после падения Акры, Б. сдался егип. мамлюкам. В мамлюкском султанате Б. был важным адм. центром пров. Дамаск. Ценность Б. определялась, среди проч., и запасами железных руд и строевого леса в прилежащих районах. С кон. XIII до кон. XV в. городом управляли эмиры династии Бухтуридов из араб. племени Танух. Ливан. города в XIV в. находились в упадке - страна была опустошена мамлюками, побережью угрожали генуэзцы и каталонцы. В XV в. масштабы торговых операций с Кипром и итал. городами неск. увеличились, население выросло до 10 тыс. чел. Через Б. шли паломники в Иерусалим, в городе существовали венецианская колония и консульство.

http://pravenc.ru/text/77828.html

960 Smith, «Gospels,» 12,19. If «scripture» is defined as what a community receives as a message inspired by a deity rather than as specific addenda to a canon, earlier Christians seem to have embraced much apostolic proclamation in this manner (e.g., 1 Thess 2:13; Acts 14:3). 961 Smith, «Gospels,» 15–18. Because the Essenes saw themselves as «recipients of a new covenant,» he suggests they may even have been close to writing their own new testament (17; perhaps in the sense of eventually delimiting their body of authoritative texts). 963 Berg, «Pneumatology,» 72–73, summarizes various distinctions that different scholars have drawn (Swete, Barrett, Braun, Betz). 964 Nagy, «Prologue,» xxx-xxxi (citing Arabic performances in modern Egypt). Studies in India also show poets «possessed» by the hero whose stories they recount (xxxi-xxxii). 965 As also in Hebrew tradition (e.g., Judg 5vs. 4:21); although this should not be overplayed (John is not poetry despite the rhythm and repetition of many of the discourses), a reteller " s homiletical freedom may help explain why he takes more liberty than the Synoptists (cf., e.g., Bruce, John, 6). 966 Kragerund, Lieblingsjünger; he identifies the two especially in ch. 7,113–29. For his view of Peter, cf. ch. 3, 53–66. 968 See Berg, «Pneumatology,» 67,70, who argues that John " s pneumatology is «distinctive» (especially when he personalizes the Spirit in the Paraclete sayings), but that he «does not deviate radically» from early Christian pneumatology. 970 Sasse, «Paraldet»; Boring cites as advocates of such a position also Weinel, Windisch, and Streeter. 971 Hill, Prophecy, 151; Boring, Sayings, 49; Johnston, Paraclete, 131; Bürge, Community, 211. Cf. Philostratus Hrk. 45.7, where prediction of a future poet to announce Achilles» works is fulfilled in Homer. 975 Keener, Matthew, 26–27, 57; see further Hill, «Prophets»; idem, Prophecy; Bauckham, «Apocalypse»; Dunn, «Jesus Tradition»; Aune, Prophecy. 977 Aune, «Matrix»; cf. idem, Prophecy, 197; Hill, Prophecy, 88.1 am less convinced, however, that 11and other texts distinguish prophets from the saints (Aune, Prophecy, 197,206); the community itself is prophetic (19:10), and the parallelism in that case could be either synthetic or synonymous.

http://azbyka.ru/otechnik/world/the-gosp...

По сему, како ты допускаешь девственникам и девицам в одной храмине жити и пишешь нам, яко сие творится кроме всяких зазоров? Чудо у тебя Илья: и сено сухое не горит, вы и на углех стоите, а нозе ваши не сожигаются» 975 . Вообще, против обвинения в потворстве разврату оправдываться было невозможно; да более откровенные приверженцы Ковылина даже и не оправдывались, заменяя иногда оправдание циническими выражениями вроде того, что «лучше иметь сто блудниц, нежели брачиться» 976 . Но против второго обвинения оправдаться федосеевцам было нетрудно, так как на самом деле они весьма мало походили не только на скопцов, но и на маркионитов и манихеев. Приравнивая федосеевцев к означенным еретикам, брачники спутали в этом случае понятие брака, т. е. более или менее законного сожития, и понятие всякаго сожития вообще; отвергающих брак, но допускающих последнее, можно и должно обвинять в разврате, но вовсе не в скопчестве и не в отрицании брака, как всякого вообще сожития между мужчиною и женщиною, против чего собственно и идут скопцы, что и называли скверною означенные еретики древней церкви. Так понимают дело и федосеевцы; они говорили и говорят, что обличения в порицании брака (законного, христианского брака) к ним не относятся. Мы возбраняем брак и требуем от всех девства, утверждали прежние бракоборцы Преображенского кладбища, не потому, чтобы гнушались брака, а вследствие необходимости, по неимению православных пастырей, которые одни имеют право совершить тайну брака» 977 . Один из новейших противников брачной жизни в ответ на упоминаемое нами письмо казанского брачника отвечал: «Рассмотрим, о ком оное проречение великого Павла. Златоустый святый, беседуя на оное, говорит так: о манихеях и енкратитах и маркионитах и о всяком их делателище сицевая глаголет; а еретики сии пишут, яко брак убо не от Бога предан есть, но от диавола, и ничтоже от блуда разнствует. Потреб. иноч. л. 355». Посему, «всякий праводушный ясно может видеть, что св. апостол Павел предрек сие не о тех, которые бессвященнословный брак не почитают равномерно с освященным, но о тех, которые законный брак отвергали и от диавола преданным утверждали», которые говорили, что и «брашно злаго бога сотворение и сотворшаго проклинали» 978 . «Мы брак законный не борем», – говорит он в другом месте, – «но достодолжно чтим оный, как тайну церковную, от Христа Бога установленную» 979 . То же самое, несколькими годами раньше, высказывал другой бракоборец, житель г. Казани, некто Филипп Осипов 980 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ivanov...

«…Ищите, и обрящете; толцыте, и отверзется вам» ( Лк. 11, 9 ). Часто люди говорят, что они еще успеют исправиться. Но нужно отгонять любое отлагательство. Потому что позже будет труднее это сделать, так как человек привыкает ко греху. Бог может сказать: «Был ты мне в сытость» ( Ис. 1, 14 ), и сам можешь зайти за черту, из-за которой нет возврата. Часто человек-грешник отлагает дела спасения, потому что благая мысль остается только мыслью и не приводит в движение самого человека. Мы даем волю лености, вялости, нерешительности. Нужно просто сделать без отлагательств. Нужно также дать благой мысли пройти те покровы сердца, которые ей мешают. Это беспечность, нечувствие, многозаботливость, рассеяние 973 . Святитель Игнатий Брянчанинов пишет, что страшна душа, которая живет в грехе. Человек тогда часто приходит к отчаянию. И очень важно в то время проснуться от сна и вспомнить про Церковь . И тот премудрый, кто захочет спастись покаянием 974 . Плод молитвы-истинное покаяние. И необходимо молиться перед началом всякого дела. Покаяние и вера может восстановить общение с Богом. Покаяние свойственно нам. Это качество нашей совести. Покаяние это дар человеку, лестница к небу и остаток от рая, – пишет святитель Игнатий 975 . Со стороны человека для успешного и плодотворного покаяния необходимы: видение греха, осознание его, раскаяние в нем, исповедание его. Покаяние невозможно для ожесточенного сердца. Надо, чтобы сердце смягчилось, исполнилось соболезнования и милости к своему бедственному состоянию греховности. Святитель Тихон Задонский пишет о покаянии, что смерть наступает, когда не ждем, и там, где не ждем, и так, как не ждем. Поэтому нужно всегда быть готовым к смерти. Нужно всегда жить благочестиво со страхом и трепетом, чтобы не лишиться ца р ства 976 . Истинное покаяние требует внутреннего обращения человека к Богу. Чтобы спастись, надо измениться, стать другим, обновиться. Нельзя потакать своей плоти, делая то, что она хочет. Но наше обновление невозможно без Христа и Его помощи, а внешняя жизнь и дела становятся добрыми только после перемены внутренней 977 .

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

На 8-й день пребывания в пещере Н. М. исцелился и, решив немного отклониться от первоначальной цели, отправился в г. Амиклы. Узнав о его пребывании там, спартиаты, простые люди и знатные горожане устремились к преподобному с мольбой избавить их от эпидемии чумы, охватившей город. Н. М. объявил, что болезнь обрушилась на Спарту, т. к. там проживает много иудеев. Преподобный призвал изгнать их из города и сказал, что, если жители последуют его совету, он согласится навсегда остаться у них. Наказ был исполнен, чума отступила, и ок. 970 г. Н. М. поселился в городе. Его жилище стало центром притяжения для всех окрестных жителей, к-рые стекались к святому в поисках исцеления или житейского совета. Вскоре Н. М. решил построить на древней агоре Спарты церковь. При содействии еп. Феопемпта и благодаря помощи местных жителей храм был возведен. Освящение во имя Спасителя, Пресв. Богородицы и мц. Кириакии состоялось ок. 975 г. Сооружение храма сопровождалось многочисленными чудесами по молитвам Н. М.: напр., строители замечали, что материалы, израсходованные в течение дня, на следующее утро чудесным образом были восполнены, и можно было без промедления продолжать работу. Кроме того, иногда наутро оказывалось, что возведено больше того уровня, на котором прекратилась работа накануне вечером. По завершении строительства рабочие устанавливали колонны в алтаре, из-за небрежности каменотесов у одной из них откололся кусок, и она оказалась короче других. Строители надеялись скрыть дефект, подставив отколовшийся фрагмент. Но, когда Н. М. зашел в храм, он сразу обнаружил разбитую колонну. Рабочие попытались заменить недостающий фрагмент деревом, однако точно подогнать кусок дерева под форму скола им не удавалось. Помолившись Пресв. Богородице, Н. М. дотронулся до колонны, после чего она сначала стала мягкой, как воск, а затем приняла первоначальную форму. Возведение храма было завершено, несмотря на противодействие знатного спартиата по имени Иоанн Арат. Он был решительно настроен против Н.

http://pravenc.ru/text/2577575.html

Затем, начав полемику выписками из новопечатных книг «изменений, отъятий, новоприложений», раскол с течением времени должен был подумать и о своем положении, так что мало-помалу стали слагаться безпоповщинские и поповщинские доктрины, а, кроме того, он обратился к составлению исторических сочинений. Между тем, православные полемисты раскольнических доктрин почти не касались, опыты же по истории раскола если и были, то лишь местного, притом более или менее отрывочные, 973 и, к сожалению, не имели того успеха, как напр. сочинения выговцев «История о отцех и страдальцех соловецких» 974 Семена Денисова († 1741), «Виноград российский» 975 его же, «История Выговской пустыни» 976 Ивана Филиппова († 1744), из которых последнее представляет, так сказать, раскольнический патерик, первое и второе –мартирологии, и все настолько тенденциозны, их цель прославления раскола так бьет в глаза, что в первое время они содержались «не явно» даже на месте своего происхождения, 977 что, впрочем, не мешало им мало-помалу приобрести всеобщую известность. Далее, что касается наличной критики со стороны раскольников, 978 то она главным образом касалась взаимной противоречивости полемических книг и тона их. Противоречия в полемических книгах отыскивались раскольниками слишком усердно, нередко до придирчивости. 979 И не трудно понять – почему так: забывая, что в теоретических рассуждениях каждый думает по-своему и что вся вина полемистов состояла лишь в том, что одни из них, писавшие позднее, просто не справлялись с тем, что говорили другие, ранее их, – заблуждающие смотрели на эти противоречия по-своему, именно так рассуждая: «кая истина есть, что во единой книге разно пишется», 980 иначе: истина одна, о ней и говорить можно только одно. В тоже время, в духе века и вызываемая самими раскольниками, сочинения которых в большинстве переполнялись грубою бранью на православных, насмешками и выходками против них, даже нестерпимыми хулами на Церковь и содержимые ею богослужебные чины и обряды, – полемика с расколом велась в тоне резком.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Semenovic...

Скончался епископ Косьма 17 февраля 2002 года. По просьбе родственников его отпевание было совершено митрополитом Слатиоарским Власием в сослужении епископата Румынской православной старостильной церкви и митрополита Оропосского и Филийского Киприана (Куцумбаса), Председателя «Синода противостоящих» церкви ИПХ Греции. Изволением близких покойного была осуществлена также передача скита, в котором жил епископ Косьма, в юрисдикцию митрополита Власия 975 . В конце мая 2002 года митрополит Эгинский Христофор (Ангелопулос), иерарх «каллиникитского» синода церкви ИПХ Греции, во время своего посещения Румынии совершил монашеский постриг и рукоположение иеромонаха Каллиника (Некату). Кроме того, в эту группу им был принят некий протосингел Модест 976 . В начале 2007 года Румынский Экзархат «каллиникитского» синода церкви ИПХ Греции был преобразован в Экзархат Балканских стран и к концу 2008 года возглавлялся митрополитом Месогейским и Островов Христофором (Ангелопулосом). В состав Экзархата входят монастырь святого Георгия в деревне Дамбовита и храм в честь иконы «Живоносный источник» в Бухаресте 977 . V.6.8. «Истинно-православная церковь Румынии» Первое упоминание о существовании так называемой старостильной «Истинно-православной церкви Румынии» («ИПЦ Румынии») относится к середине весны 2008 года. До этого времени эта раскольническая группировка оставалась неизвестной не только для современной церковно-исторической науки, но даже и для представителей старостильного раскола, в том числе и Румынской старостильной Церкви. Многие годы пребывая в полной безвестности, «ИПЦ Румынии» заявила о себе только 2 мая 2008 года, вступив в евхаристическое общение с «кирико-матфеевским» синодом церкви ИПХ Греции («Истинно-православной церковью Греции»). Епископат новоявленной раскольнической организации составляют митрополит Молдавский Кассиан (Тимофте) и епископ Вранчейский Геронтий (Унгуреану). Согласно версии иерархов «ИПЦ Румынии», начало существованию их группировки было положено в 1924 году иеромонахом Нямецкой Лавры Гамалиилом (Папилом) (Gamail Papil).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

За то, что святой Андрей жил в X веке, а житие его написано в конце X или в начале XI века, говорит позднее внесение имени его в месяцесловы или синаксари; память его в первый раз встречается не ранее XII века в синаксаре, составление которого приписывается диакону великой (константинопольской) церкви Маврикию 45 . Мог быть внесен святой Андрей в синаксари и XI века, ибо их в это время было немало, как известно из предисловия к редакции месяцеслова императора Василия II, и очень может быть, что Маврикий внес имя Андрея в свой синаксарь не только по житию его, но и по синаксарю раньшему Маврикиева. Если бы святый Андрей жил в V и в начале VI века, то он внесен бы был в месяцеслов императора Василия II, отличающийся полнотой памятей святых, тем более, что святой Андрей подвизался в самом Царьграде. Месяцеслов этот составлен не ранее конца X века и, как некоторые греческие писатели говорят, при вышесказанном патриархе Антонии Студите (974–978 г) 46 , который может быть признаваем за юношу Епифания, т. е., в начале царствования императора Василия II (975–1025). Месяцеслов мог быть составлен и в начале XI века, но в нем последние по времени памяти святых относятся к концу IX века; из святых X века внесен только один 3 мая Петр, уроженец и великий подвижник Константинополя, поставленный в епископа аргосского Николаем I, константинопольским патриархом (895–906 и 911–925), при жизни прославившийся чудесами и, вероятно, ранее святого Андрея скончавшийся 47 . Другой известный подвижник Константинополя, современник святого Андрея, Василий Новый, скончавшийся около половины X века, также как и Андрей, не внесен в месяцеслов императора Василия II. Не находятся они оба и в редакции месяцеслова императора Василия, составленной Илиею во второй половине XI века. Замечательно, что житие святого Василия Нового имеет две редакции и краткую и пространную; полагают, что писатель жития Василия, ученик его, написал и издал и краткое и пространное житие, и обе редакции жития дошли до нас. Тем более не пропало бы бесследно, если бы с VI по X век существовало краткое житие святого Андрея, ибо до X века оно бы распространено было во многих списках.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

975 Дмитрий Николаевич, 1785–1864 г., президент Академии Наук, затем председатель Государственного Совета. 978 Как это, так и следующее письмо, без дат. Но принимая во внимание, что автор упоминает о начале издания своего журнала – «Летописи русской литературы и древностей», что относилось к 1859 году, и письмо надо относить к этому времени. 980 Издателем «Паруса» был известный славянофил и публицист И. С. Акса­ков († 24 янв. 1886 г.), с 1857 г. негласно редактировавший «Русскую Беседу» (изд. Кошелева) и добившийся разрешения на собственное издание. Но «Парус» был внезапно запрещен после 2-го затем, однако, Чижову, одному из близких к Аксакову лиц, разрешили новый журнал под названием «Пароход», чем хотели прекратить всеобщее недоумение, вызванное репрессиями против «Паруса». Новое издание не могло удовлетворить Аксакова, и он вернулся в «Русскую Беседу». 981 Шиллегодский, Азария Тимофеевич, кафедральный протоиерей в Вятке, магистр первого курса Моск. Дух. Академии. К нему С. К. Смирнов, когда писал свою историю Академии, обращался за справками о первых годах Академии и эти­ми справками (далеко не всеми), данными в предлагаемом письме, воспользовался (см. стр. 13–15; 30–33 , 45 и др.). 982 Делицыне, скончавшемся 30 ноября 1863 г. С. К. Смирнов послал о. Шиллегодскому напечатанный им в 22 ч. «Приб. к твор. св. отцов» некролог проф. Делицына. 983 С. К. Смирнов просил о. Шиллегодского прислать имевшиеся у него лек­ции первых профессоров Академии, что о. Шиллегодский и исполнил. 986       Григорий Александрович, скончавшийся священником московской церкви Покрова в Левшине. Ниже о. Шиллегодский указывает и другую его фамилию – Рагаль, перешедшую и к сыну его Димитрию, бывшему бакалавром Моск. Дух. Академии и известному своими «Письмами о конечных причинах». 991 Обер-прокурор Свят. Синода; см. о нем у Чистовича: «Руководящие дея­тели духовного просвещения в России» СПБ. 1894 г. 997 Орловский, служил в Академии до 1817 г., когда был сделан инспекто­ром Моск. семинарии, в которой был после и ректором; скончался архимандр. Владим. Боголюбова монастыря.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010