Т.Н. Джаксон, И.Г. Коновалова, А.В. Подосинова 11. Титмар Мерзебургский. «Хроника» (1012–1018 гг.) Титмар, родившийся в 975 г., происходил из знатного восточносаксонского рода графов Вальбек (между Магдебургом и Брауншвайгом), с 990 г. учился в школе при магдебургском кафедральном соборе, а в 1009 г. занял епископскую кафедру в Мерзебурге, став одним из приближенных германского короля (затем императора) Генриха II. Над «Хроникой» Титмар работал до последних дней жизни (он умер 1 декабря 1018 г.), оставив труд незаконченным. «Хроника» была задумана как история Мерзебургской церкви, но быстро разрослась до общегерманских, и даже более того, масштабов. Охватывая события от начала X столетия (времени восшествия на престол Саксонской династии германских королей в лице Генриха I) до 1018 г., сочинение мерзебургского епископа является главным, а порой и единственным источником по истории Центральной Европы первых двух десятилетий XI в. Географическое положение Мерзебургской епархии и ее преимущественно славянский этнический состав обусловили пристальный интерес хрониста к славянам. Особую ценность представляют детальные сведения современника событий о польско-немецких войнах 1003–1018 гг., а также по древнерусской истории конца княжения Владимира Святославича и времени междоусобия его сыновей, так как в древнерусских источниках этот период отражен скупо и заметно затемнен агиографической стилизацией в связи с рано развившимся церковным почитанием младших сыновей Владимира – свв. Бориса и Глеба. Хронология работы автора над «Хроникой», весьма важная в ряде случаев для правильной оценки содержащихся в ней сведений (в том числе и о Руси), восстанавливается с достаточной определенностью (Kurze 1889. S. 59 ff.; Holtzmann 1935. S. 159–209). Титмар приступил к своему эпохальному труду, вероятно, осенью 1012 г., и к лету 1013 г. в целом были завершены первые три книги. После этого в руки хрониста попал список «Кведлинбургских анналов» (см. 12), который послужил для него источником при работе над IV и последними главами VI книги. Книги IV–V были написаны, насколько можно судить, во второй половине 1013 г., а работа на VI книгой пришлась примерно на первое полугодие 1014 г. Особенно важные для истории Руси книги VII–VIII создавались в течение 1014–1018 гг. непосредственно по следам описываемых событий.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В Грузии начинаются работы по восстановлению храма Баграта. Благовест-Инфо Контакты Форум Подписка Расширенный поиск   Новости Репортажи Мониторинг СМИ Интервью Документы Фотогалереи Статьи Анонсы Анонсы 29 февраля – 2 июня Выставка «Кижи. Небесное послание». Москва 29 февраля – 12 мая Выставка «Тайны храмов эпохи Ивана Грозного». Москва Март Концерты фонда «Искусство добра» в соборе на Малой Грузинской и на других площадках. Москва 14 марта - 2 июня Выставка «Сотворение мира. Произведения религиозного искусства XV – начала XX века».Москва 26 марта – 15 мая Фестиваль «Весна Духовная. На пути к Пасхе». Москва Апрель Концерты фонда «Искусство добра» в соборе на Малой Грузинской и на других площадках. Москва 3 апреля Заседание литературно-философских собраний «Отражения»: «История одной дружбы. Переписка епископа Афанасия (Сахарова) с П.Н. Савицким». Москва 1 – 26 апреля VII Международный Великопостный хоровой фестиваль. Москва 6 апреля Лекция Левона Нерсесяна: «Мир, озаренный светом рая: надежда в русской иконе эпохи преп. Сергия Радонежского». Москва 18 – 19 апреля Конференция «Наследие Сергея Аверинцева и современное гуманитарное знание». Москва 16 мая Открытие конференции «Люди и судьбы русского зарубежья». Москва 27 мая– 28 мая Коммюнотарные и соборные начала в общественных и церковных объединениях России. VI Международная научно-практическая конференция «Православные братства в истории России». Кострома Все » Новости В Грузии начинаются работы по восстановлению храма Баграта 21.04.2008 09:57 Версия для печати Тбилиси, 21 апреля, Благовест-инфо. Накануне Вербного воскресенья министр культуры, охраны памятников и спорта Николай Вачеишвили посетил Кутаиси и лично ознакомился с подготовительными работами по осуществлению «проекта века» - реабилитации храма Баграта, возведённого во время царствования Баграта III (975-1014) в Кутаиси. Согласно проекту, храм будет полностью восстановлен и примет свой первозданный вид. В 1994 году храм Баграта вместе с Гелатским монастырём был внесён в список памятников всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. Работы по восстановлению и консервации храма впервые начались в 1952 году, но до сих пор он планомерно не изучался. В XVII в. храм был сильно повреждён во время нашествия Османской империи на Грузию. Интенсивные археологические исследования начались в 2005 году. Во время раскопок были обнаружены слои, относящиеся к VII-VIII векам, а также участок южной стены, относящийся к IV в. Президент Грузии Михаил Саакашвили в день своей инаугурации 21 января подписал документ о восстановлении храма и заявил, что он «должен стать символом единства Грузии».

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МЕЛХИСЕДЕК I Свт. Мелхиседек I, католикос-патриарх Грузии. Икона. XXI в. (частное собрание) Свт. Мелхиседек I, католикос-патриарх Грузии. Икона. XXI в. (частное собрание) [Груз. ], свт. (пам. груз. 24 янв., 1 окт.) Грузинской Православной Церкви (ГПЦ), католикос-патриарх всей Грузии (ок. 1010-1033). Долгое время считался 1-м предстоятелем ГПЦ, имевшим титул патриарха. В церкви Ткобай-йерда в Ингушетии сохранилась лапидарная надпись XI в.: «Христос, возвеличь патриарха [всего] Востока Мелхиседека, аминь» ( Гамбашидзе. 1993. С. 47). Однако в нач. XXI в. В. И. Силогава передатировал надпись на кафоликоне мон-ря Пархали , в к-рой как «патриарх Картли и всего Востока» упомянут груз. католикос Иоанн IV Окропири (980-1001), которого стали считать 1-м католикосом-патриархом всей Грузии ( Силогава. 2006. С. 227-233). Патриаршество М. пришлось на время царствования в Грузии Баграта III (975/8-1014), Георгия I (1014-1027) и Баграта IV (1027-1072). По сведениям древнегруз. хроники «Матиане Картлиса» (Летопись Картли), М. происходил из знатного рода и был воспитанником Баграта III. М. известен как обновитель мцхетского патриаршего собора Светицховели , его имя упомянуто в 2 надписях на храме ( Мусхелишвили. 1942. С. 135-137). В поздней вставке к «Матиане Картлиса» содержится рассказ о том, как М. ездил в К-поль к визант. имп. Василию II Болгаробойце и просил содействия в восстановлении разрушившегося с течением времени собора, поскольку «никто не мог помочь в возобновлении его, и никто не имел средств на это». Император дал М. «много церковной утвари: икон, крестов и всякого облачения для архиереев и священников»; возвратившись, М. «начал строить ворота и возобновил кровлю и все сделал, как следует» (КЦ. 1955. Т. 1 С. 282). Также он украсил собор «золотом и серебром, дорогими камнями и жемчугом» (ПГП. 1970. Т. 3. С. 21-22). Известно, что М. неск. раз бывал в К-поле, где помимо Василия II встречался также с визант. императорами Константином VIII и Романом III Аргиром (КЦ. Т. 1. С. 282, 290, 294). Считается, эти визиты не могли быть связаны только с восстановлением Светицховели; очевидно, М. выполнял дипломатические поручения груз. царей. Можно предположить, что во время этих визитов (или одного из них) К-польский патриарх дал согласие на получение груз. католикосом титула патриарха.

http://pravenc.ru/text/Мелхиседека ...

Holy Hierarch Ioane of Khakhuli, Also Called Chrysostom (10th–11th centuries) Memory 10 (23) March In the second half of the 10th century King Davit Kuropalates founded Khakhuli Monastery in the historical region of Tao, at the gorge of the Khakhuli River, where it joins the Tortumi River. Once famed for its holiness and academic activity, today Khakhuli Monastery is a Turkish possession and has become a tourist site. Nevertheless, the Georgian nation continues to be illumined by its grace and the radiance of the Georgian faithful who labored there. A contemporary of King Bagrat III (975–1014), St. Ioane of Khakhuli was a highly educated theologian, translator, and calligrapher. He has been called “Chrysostom” since he, like the beloved archbishop of Constantinople, delivered his sermons with extraordinary eloquence. Some sources claim that St. Ioane was first consecrated bishop of Bolnisi and later transferred to the Khakhuli diocese. It is generally agreed, however, that he left Khakhuli around the year 1019 and traveled to Mt. Athos with Arsen of Ninotsminda and Ioane Grdzelisdze. One Georgian manuscript, however, suggests that St. Ioane was not a bishop at that time, and this has baffled Church historians to this day. In this manuscript it is written: “Pray for the blessed monk Ioane Grdzelisdze and his spiritual son Ioane Chrysostom, who labored to write this holy book.” While laboring on Mt. Athos, St. Ioane faithfully assisted St. Ekvtime of the Holy Mountain, and these spiritual brothers became close friends. The countless good works he performed from the bishop’s throne, the title “Chrysostom,” and the many important writings accredited to him attest to the piety, wisdom, and patriotism of St. Ioane of Khakhuli. It is written in The Life of Giorgi of the Holy Mountain that St. Ioane reposed on Mt. Athos. Through thy works, labors, prayers, and fasting thou hast found rest in the majestic and heavenly kingdom, O Holy Father Ioane. We beseech thee to intercede with Christ our God, that He have mercy on our souls! Archpriest Zakaria Machitadze 24 марта 2008 г. ... Смотри также Комментарии Здесь Вы можете оставить свой комментарий к данной статье. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru . Ваше имя: Ваш email: Введите число, напечатанное на картинке Отправить Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/7394.html

Министерство культуры Грузии намерено восстановить в первоначальном виде храм Баграта в Кутаиси 18 апреля 2008 г. 17:07 Министерство культуры, охраны памятников и спорта Грузии начинает «проект века» — реабилитацию храма Баграта, возведенного во время царствования Баграта III (975-1014) в Кутаиси. В связи с этим министр культуры Грузии Николоз Вачеишвили в пятницу посетит Кутаиси (Западная Грузия) и лично ознакомится с подготовительными работами. Как сообщили в министерстве, храм Баграта будет полностью восстановлен и примет свой первозданный вид. В 1994 году храм Баграта вместе с Гелатским монастырем был внесен в Список памятников всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. Работы по восстановлению и консервации храма впервые начались в 1952 году, но до сих пор он планомерно не изучался. В XVII веке храм был сильно поврежден во время нашествия Османской империи на Грузию. Интенсивные археологические исследования начались в 2005 году. По время раскопок были обнаружены слои, относящиеся к VII-VIII векам, а также участок южной стены, относящийся к IV веку. Президент Грузии Михаил Саакашвили в день своей инаугурации 21 января 2008 года подписал документ о восстановлении храма и заявил, что он должен стать «символом целостности Грузии». «Мы завершаем церемонию и начинаем созидание. В этом храме, как символе силы Грузии, даю обещание, что с благословления и покровительства Его Святейшества с привлечением лучших специалистов в ближайшее время начнутся широкомасштабные работы по восстановлению храма Баграта в прежнем сиянии для новой Грузии», — заявил Саакашвили. «Новости-Грузия» /Патриархия.ru Календарь ← 22 марта 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/393266.htm...

Общий вид Новая церковь была выстроена учеником и племянником прп. Григория еп. Ишханским (ишхнели) свт. Саввой (также Саба, Сабан), время деятельности которого определяется 30-40-ми гг. IX в. Прп. Григорий и свт. Савва оказались в окрестностях И., возвращаясь из паломничества в К-поль. Агиограф пишет, что им «от Бога открылась прежняя слава Ишхани, святые церкви в селе при нем, и было им возвещено, что Ишхани опять обновится рукою Сабана. Указан был им и путь, чтобы дойти туда, так как место то было недоступно для людей того времени» (Гл. 14). Добравшись до руин древней церкви, святые обрели там «духовное и телесное утешение». Спустя нек-рое время прп. Григорий отпустил свт. Савву восстанавливать И. и определил ему в помощь 2 учеников. Сын св. Ашота I царь Баграт I Куропалат (826-876) активно содействовал прп. Григорию в развитии церковной жизни в Тао-Кларджети, много жертвовал на нужды мон-ря Хандзта и постройку мон-ря Шатберди (Ени-Рабат). Узнав от прп. Григория об И., царь «обрадовался, поспешно написал письмо, отправил хороших людей и с честью пригласил» свт. Савву во дворец. Побеседовав со святыми, царь посетил И. и «очень полюбил ту местность... Божиею волею Савва сделался епископом в Ишхани, построенном блаженным католикосом Нерсесом, в соборной церкви и на каферде его, которая многие годы была во вдовстве... вторично была церковь отстроена нашим блаженным Саввою при материальном попечении богочестивых царей» (Гл. 26). Тимпан юж. входа кафоликона мон-ря Ишхани Тимпан юж. входа кафоликона мон-ря Ишхани По заказу Ишханского еп. Илариона для И. в 973 г. был вычеканен Ишханский выносной крест (ГМИГ); в кон. X - нач. XI в. переписан сборник произведений (НЦРГ. А 35), содержащий сделанный прп. Евфимием Святогорцем перевод Патерика (подробнее о святынях И. см. в ст. Ишханская епархия ). В 1006 г. южнее кафоликона царь Тао Гурген II († 1008) выстроил в И. малую ц. во имя Богородицы. При Ишханском архиеп. Антонии (I), современнике царей единой Грузии Баграта III (975-1014), Георгия I (1014-1027) и Баграта IV (1027-1072), было закончено строительство кафоликона И.

http://pravenc.ru/text/1237981.html

2. Наверное, самым драматическим временем за долгую историю грузинского народа стал XI в. В то время когда соседняя Армения распалась на отдельные княжества, а затем, после сельджукских вторжений, вообще перестала существовать, в Грузии начался период единства и наибольшего расцвета страны. Во многом это было заслугой череды талантливых правителей, стоявших во главе страны более двух веков до тех пор, покуда результаты их долгих трудов не были практически уничтожены ураганом монгольского вторжения. Династия, которой Грузия обязана своим единством и расцветом, была грузинской ветвью армянского знатного клана Багратидов. Ранее Багратидские династии были у власти и в Армении, и в Кавказской Албании (Алании). Баграту III (975–1014) удалось объединить Восточную и Западную Грузии. Лишь в 1008 г. оба эти края, имеющие единый язык и единое социальное устройство, объединились в единую политическую и церковную структуру. После этого события мы можем уже говорить о Грузии в современном смысле этого слова. К XII в. грузинским Багратидам удалось преобразить свое царство в динамичную кавказскую империю, простирающуюся от Черного до Каспийского моря. В это время к стране были присоединены такие значительные коммерческие и промышленные центры, как Карс, Двин, Ани и Тифлис. В конце XII в. во время правления прославленной царицы Тамары в Грузию входило все Закавказье. Даже исламское прикаспийское государство Ширван и византийская Трапезундская империя стали вассалами переживавшей свой золотой век Грузии. До объединения два грузинских царства были разделены церковно. С VI в. Церковь в западном регионе, состоявшая из двух митрополий, Фазиса и Севастополиса, находилась под юрисдикцией Константинопольского патриарха. Там использовалась константинопольская богослужебная практика, правда, при сохранении грузинского языка. В Восточной Грузии Церковь была автокефальной. Ее предстоятелем был католикос, чья кафедра размещалась в столице царства Мцхете. Несмотря на свою независимость, Грузинская Церковь признавала особый духовный авторитет Антиохийской патриархии, где в V в. был хиротонисан первый Мцхетский католикос. Естественно, в Восточной Грузии господствовала в употреблении антиохийская богослужебная практика.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Сохранившиеся фрагменты надписей по палеографическим характеристикам можно отнести ко 2-й пол. XII - нач. XIII в. Они близки к надписям в храмах монастырей Удабно (2-й слой) и Бертубани в Гареджи , Тимотесубани , Кинцвиси , Павниси и др., а также к эпиграфическим материалам из Саорбиси и Тиливи ( Рчеулишвили. 1960. С. 36, 37). В одной из них упоминается некий Афридон, вероятно он является заказчиком росписи; предположение, что им может быть приказчик царицы Грузии блгв. Тамары Афридон, позволяет датировать роспись XII в. ( Джавахишвили. 1948. Т. 2. С. 248). По сторонам креста (слева 5 строк, справа 4) юж. архитрава сохранилась надпись, выполненная асомтаврули . Броссе прочел ее как «Пресвятая Матерь Божия, в Судный день будь предстательницей Естате Алпарису и чадам его, которые построили сей святой храм, аминь» ( Brosset. 1850. Vol. 2. Р. 159). Бакрадзе прочел имя как «Еликум Липарит», отождествил его с Еликумом I Орбелиани (кон. XIII в.) и на основании этого датировал церковь XIII в. ( Бакрадзе. 1875. Вып. 1. С. 71). Надпись неск. раз прочитывали по-разному (публикации в ж. «Мцкемси», газ. «Иверия» и др.). Ц. Габашвили, мнение к-рой на данный момент считается наиболее авторитетным, интерпретировала надпись как «Пресвятая Матерь Божия, в тот Страшный День будь предстательницей эриставт-эристави Липариту и чадам его, который построил святой храм сей, аминь». Вероятно, речь идет о клдекарском эриставт-эриставе Липарите III (1021-1058), сыне эристава Рати II (970-1021). О них повествуется в сборнике груз. летописей «Картлис Цховреба» : груз. царь Баграт III (975-1014), приступивший к объединению груз. земель, в 989 г., «когда наступила зима, пришел со своим войском и встал у врат (Клдекарской.- Н. М.) крепости. Как увидел это Рати, вышел ему навстречу и вымолил пощаду у абхазского царя Баграта и отдал сына своего Липарита в услужение ему и сдал крепость свою, а сам удалился в свое Аргветское поместье» (КЦ. 1955. Т. 1. С. 277-278). Окончания букв надписи украшены декоративными орнаментами, надпись по характеру и стилю приближается к эпиграфическим материалам рубежа X и XI вв. (напр., в Кумурдо, Шипиаки, Диди-Гомарети). Рельефные буквы и точки покрыты киноварью, ею же выведены кромка орнамента округлого окна вост. фасада и фон внутренней орнаментной полосы окна алтаря, что встречается в церквах Шипиаки, Дарквети, Ишхани и др.

http://pravenc.ru/text/199693.html

Повесть о Д. была популярна в свое время: автор «Казанского летописца» передает, что рус. царь Иоанн IV Грозный при взятии Казани в 1552 г. ободрял рус. войско рассказами о доблести и бесстрашии груз. царицы Д., «колику победу показа на небожных персов» (цит. по: Там же. С. 346). В груз. исторических источниках известны 2 царицы с таким именем. Сведения о 1-й содержатся в груз. хронике «Матиане Картлиса», а также у груз. историка XVIII в. Вахушти Багратиони . В «Истории царства Грузинского» (гл. 3) под 917-918 гг. он называет царицу Эрети Д., «дочь Адарнасе (Патрикия, царь Эрети в нач. 20-х гг. X в.- Н. Т.-М .) и сестру Гургена эриставт эристави, правнука Ашота Куропалата (св. блгв. царя Ашота I Великого .- Н. Т.-М.)», соправительницу сына Ишханика (20-50-е гг. X в.), обратившую Эрети «от армянской ереси» (монофизитства) «к исповеданию православия». Под 1010 г. Вахушти упоминает др. Д., также царицу Эрети, завоеванную груз. царем Багратом III Куропалатом (975-1014) (КЦ. Т. 1. С. 264-266, 298; Вахушти Багратиони. 1976. С. 126; Матиане Картлиса. 1976. С. 33-34). Часть исследователей и груз. церковная традиция отождествляют св. Д. с царицей X в., обратившей Эрети в Православие, что имело ключевое значение для истории Грузии. Воссоединение Церкви в Эрети с единой Грузинской Церковью обусловило и политическое воссоединение княжества с др. груз. гос. образованиями, что стало одним из важных факторов, позволивших Баграту III объединить Грузию и создать мощное гос-во с единой правосл. Церковью. Однако смысловые параллели московской повести и груз. истории позволяют провести аналогию только между Д. и груз. царицей св. блгв. Тамарой (Броссе, М. О. Скрипиль, Сперанский и др.). Св. Тамара (1184-1207/13) также наследовала престол в юном возрасте, время ее правления (как и в повести, ок. 40 лет) характеризуется подъемом Грузии: удачные войны с Персией, Турцией и Византией обеспечили стране экономическую и политическую независимость, расцвет искусства и лит-ры. Московская повесть содержит все основные черты образа царицы, созданного в совр. ей груз. исторической и художественной литературе. Во мн. деталях совпадает описание битвы Д. и исторического Басианского сражения, к-рым руководила св. Тамара: в молитве царицы перед Вардзийской иконой Божией Матери в Вардзийском мон-ре, в особенностях битвы и т. п. В московской повести отражены и некоторые груз. церковные и династические традиции: Грузия - удел Богородицы, груз. правящий род Багратиони ведет начало от прор. Давида и др., что обнаруживает прекрасное знание автором повести груз. реалий.

http://pravenc.ru/text/178261.html

В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю. Новые книги издательства Сретенского монастыря. Специальная рассылка к большим праздникам. Предыдущий Следующий Смотри также Holy Hieromartyr Kirion, Catholicos-Patriarch of All Georgia (†1918) Commemorated June 27/July 10 Holy Hieromartyr Kirion, Catholicos-Patriarch of All Georgia (†1918) Archpriest Zakaria Machitadze Holy Hieromartyr Kirion II (known in the world as Giorgi Sadzaglishvili) was born in 1855 in the village of Nikozi in the Gori district. His father was a priest. He enrolled at the parochial school in Ananuri, then at the theological school in Gori, and finally at Tbilisi Seminary. Blessed Kristesia, Called Kristepore (†1771) Archpriest Zakaria Machitadze Blessed Kristesia, Called Kristepore (†1771) Archpriest Zakaria Machitadze Blessed Kristesia’s family was from Egrisi in western Georgia. From his youth Kristesia longed for the divine services and the solitary life, but he was forced by his master to marry, and by this marriage he begot a son. Later, when both his wife and son had died, his master insisted that he marry again, but the pious Kristesia would not heed his master’s order. Holy Hierarch Ioane of Khakhuli, Also Called Chrysostom (10th–11th centuries) Archpriest Zakaria Machitadze Holy Hierarch Ioane of Khakhuli, Also Called Chrysostom (10th–11th centuries) Archpriest Zakaria Machitadze In the second half of the 10th century King Davit Kuropalates founded Khakhuli Monastery in the historical region of Tao, at the gorge of the Khakhuli River, where it joins the Tortumi River. A contemporary of King Bagrat III (975–1014), St. Ioane of Khakhuli was a highly educated theologian, translator, and calligrapher. He has been called “Chrysostom” since he, like the beloved archbishop of Constantinople, delivered his sermons with extraordinary eloquence. © 1999-2016 Православие.Ru При перепечатке ссылка на Православие.Ru обязательна Контактная информация Церковь Человек Монашество Семья История Культура Общество Мы в соцсетях Вконтакте Одноклассники Facebook Twitter Telegram Instagram LiveJournal Youtube Елицы Подпишитесь на нашу рассылку Выбор редакции Православный календарь Книжные новинки

http://pravoslavie.ru/7297.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010