974 ...князь Василей Ярославич... – Удельный князь серпуховский и боровский, шурин Василия II. Был активным сторонником Василия во время его борьбы с Шемякой. Однако после победы великого князя в 1456 г. был лишен удела и сослан в Углич; умер в 1483 г. в ссылке в Вологде. 975 ...князь Семенъ Иванович Оболеньской... – Князья Оболенские, потомки Юрия Тарусского, сына князя Михаила Всеволодовича Черниговского. Уже с середины XIV в. Оболенские стали служить великим князьям московским. После бегства в Литву Семен Оболенский активно помогал Василию II в борьбе с Шемякой. 976 Федоръ Басенокъ – Федор Васильевич Басенок; принадлежал κ числу «худородных» сподвижников Василия II, но еще до 1446 г. выступал как один из воевод великого князя. За заслуги Басенка в борьбе с Шемякой великая княгиня София Витовтовна и Василий Темный вознаградили его селами в Коломенском уезде; Басенок был свидетелем при составлении завещания Василия II. Β 1446–1460 гг. Басенок играл выдающуюся роль в ряде военных походов на татар и на Новгород, но после смерти Василия Темного в 1463 г. был ослеплен, а в 1473 г. сослан в Кирилло-Белозерский монастырь. 977 ...бже къ Коломн, и тамо лежал под своимъ притлемъ... – Слово «притлемъ» читается в наиболее ранних текстах «Повести об ослеплении...». Β более поздних версиях того же рассказа (Московский свод 1479 г., летописание конца XV–XVI вв.) вместо загадочного слова «притлемъ» – «приателем». По данным И. И. Срезневского , слово «лежати» могло означать – «быть погребенным, ночевать, пребывать, жить»; в Академическом списке Вологодско-Пермской летописи здесь читается: «лежал под своим присельем». Вероятно, речь идет ο том, что Басенок укрывался в своем селе, поселке в Коломенском уезде (в этом районе и впоследствии находились земельные владения Басенка, дарованные ему великокняжеской семьей). 978 ...дал бо б король князю Дебряньскъ Василью в вотчину, да Гомей, да Стародубъ, да Мстиславль... И князь Василей Ярославич дал Дебряньскъ князю Симиону Оболеньскому да Федору Басенку. – Дебрянск (Брянск), Гомей (Гомель), Стародуб и Мстиславль – западнорусские города, находившиеся на восточной границе Польско-Литовского государства, постоянно давались в «держание» (вассальное владение) русским феодалам, переходившим на службу κ Ягеллонам.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

974 Имеется в виду великий князь Сергий Александрович. Его именины – праздник обретения мощей преп. Сергия Радонежского (5 июля). В оригинале слово выделено киноварью. 975 Митрополит Севастийский Никифор и епископ Иорданский Епифаний (о том и другом см. выше примеч. 62 и 261). 976 Иронич. ‘Псевдо-Циммерман’. В библиотеке Антонина было несколько изданий популярного швейцарского историка и географа К.И. Циммермана. Судя по контексту, автор имеет в виду «Топографию Древнего Иерусалима» (Zimmermann K. I. Karten und Pläne zur Topographie des alten Jerusalem. Basel, 1876). (Мышцын В. Н. Опись книг. Л. 217.) 978 Ибраим (Ибрагим Хаммури) эфенди – шейх в Хевроне, шериф Гробницы Авраама. См. выше примеч. 694. 979 Хавз (Хафиз) эфенди – торговец, сын Османа, каваса и почтаря РДМ (см. выше примеч. 116). Он же «Ибн-Осман». 980 План приобретения земельного участка в Гефсимании и строительства на нем храма-мемориала в память императрицы Марии Александровны. 981 Bulletin des sciences mathematiques et astronomiques. 1881. Janvier. (Мышцын В. Н. Опись книг. Л. 213.) 982 Возможно, о. Антонин давал Софии Апостолиди читать имевшуюся в его библиотеке книгу А. Калмета «Тайны загробного мира», изданную на русском языке в 1877 г. (Мышцын В. Н. Опись книг. Л. 189об.) Дом Августин Калме (Calmet Antoine Augustin; 16.02.1672–25.10.1757) – французский богослов, монах-бенедиктинец, автор многих трудов по толкованию Писания и библейской археологии. Большой резонанс вызвала его «Диссертация о появлении ангелов, демонов и призраков, а также о появлении вампиров в Венгрии, Богемии, Моравии и Силезии» (1746), вскоре переведенная на английский и немецкий языки, а во второй половине XIX в. появившаяся под разными названиями и в России. 983 «Пять с половиной сердец» – семейство Апостолиди (мать и четыре дочери), а также сам о. Антонин, ждущие приезда Евфимия (см. примеч. 181). 989 Кригер Йозеф – влиятельный представитель еврейской общины Иерусалима, занимал должность драгомана иерусалимского паши (губернатора), а позже его секретаря. Был связан с Центральным Комитетом Всемирного Израильского Союза в Париже, в 1867–1870 гг. основал на средства Союза и возглавил одно из первых в Иерусалиме еврейских ремесленных училищ.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonin_Kapust...

Подробное описание собора в подрядной записи позволило Н. Н. Кузьминой выполнить его графическую реконструкцию и поставить собор в типологический ряд с такими памятниками московского зодчества, как церкви Покрова Пресв. Богородицы в Филях, Спаса в Уборах, св. мучеников Бориса и Глеба в Зюзине и др. (Ильин. Каменное зодчество. С. 247, 249, 259, 261). Воскресенский собор представлял собой высотную 3-ярусную постройку в нарышкинском стиле. На четвериковом основании, окруженном с 3 сторон папертью и «палатками», возвышались 2 уменьшающихся восьмерика и 8-гранный глухой барабан, увенчанный главкой. Возведение масштабного сооружения можно связать с замыслом Б. И. Прозоровского обновить древние новгородские ансамбли, привести их в соответствие с требованиями нового времени (см.: Новгород Великий в XVII в.: Док-ты по истории градостроительства. М., 1986. Ч. 2. С. 247, 258, 269). В 1697 г. Воскресенский собор «разрушился до основания». О 3-летнем строительстве и о разрушении храма как о «великой беде» оставил запись игум. Антоний в памятной записке (ОПИ НГМОМЗ. Ф. 12. Оп. 1. Д. 145. Л. 1-1 об.). Причиной внезапного обрушения послужила, вероятно, сложность конструктивного решения здания, малознакомого или вовсе не знакомого костромским и ярославским мастерам. При натурных исследованиях в кладке стен существующего храма были обнаружены вторично использованные профилированные кирпичи XVII в. со следами побелки. Это означало, что строительство собора было завершено и декор облевкашен. В апр. 1698 - сент. 1699 г. по благословению Новгородского митр. Иова на месте рухнувшего был возведен новый собор, сохранившийся до наст. времени. В 1699 г. из-за недостатка средств строителям не удалось довести замысел до конца. В 1700 г. игум. Антоний «с братьею» обратился с челобитной к митр. Иову «пожаловать их благословити б около тое соборныя церкве з дву сторон по старому основанию построить две церкве с южной стороны во имя Иоанна Предтечи, а с сиверной стороны во имя Николая Чудотворца да паперть каменная» (Там же. Д. 161. Л. 1). Они были возведены в первые годы XVIII в. (ГИАНО. Ф. 480. Оп. 1. Д. 975. Л. 348), но долгое время стояли «праздны». В 1756 г. был освящен юж. придел. Высказанное архим. Амвросием (Орнатским) (ИРИ. Ч. 4. С. 16-19) мнение о том, что юж. придел пристроен в 1797 г., а северный - в 1805 г., является ошибочным; это даты перестроек приделов и их освящения.

http://sobory.ru/article/?object=00372

Он отвергает самую мысль человека угодить Ему жертвами и приношениями, Он отвергает жертвы как Бог правды и любви» 973 . Эсхатологические воззрения Тареева ярко подчеркивают его персоналистические и экклесиологические установки. Личность и личные духовные подвиги для него важнее общественных, а историческая действительность Церкви – предмет Божьего суда. «Его суд над отвергнутым Израилем – это прообраз Его суда над историческою действительностью церкви…» 974 То же самое пророчили аббат Иоахим Флорский и его последователи в XIII веке… «Ничего чувственного, земного мы не можем переносить в свои представления о загробной жизни, поскольку духовная жизнь, которая переступит порог смерти, есть божественная жизнь в нас, и воскресение обусловливается единственно ее предопределенною сцепленностью со смертью и ее неизбежною победою над смертью, так что совершенно не остается места ни для языческого спиритуалистического гностицизма, ни для иудейских чувственных представлений о воскресении. Также нет никакого места в христианской эсхатологии и для религиозного юридизма, и жизнь по воскресении нельзя рассматривать как грядущую награду, придающую загробной жизни необходимо характер чувственный, земной» 975 . Отношение Тареева к инославию достаточно традиционно для русского богословия. В католичестве он отмечает преобладание церковно-юридической внешности над духом христианской жизни; применение земной силы – власти, авторитета, закона – во имя христианских благ… В протестантстве – интеллектуализм веры… Протестантству не хватает не только аскетической основы, не только благолепия обрядового богослужения, имеющего глубокое символически-воспитательное значение, но, главное, – живой веры и деятельной любви, которая и есть само Предание. У протестантов «мистическая вера, пассивное настроение», «отрицательная свобода – свержение ига римско-католического авторитета»; их культурный прогресс «не есть собственно проявление христианского духа» – вырождение в гносис и рационализм – церковь богословов.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/rus...

Самые ранние сообщаемые им автобиографические сведения состоят в том, что к 570 году он провел в лавре Фаран около десяти лет. 969 Таким образом, после событий, описываемых Кириллом Скифопольским , прошло не так много времени. Конон все еще являлся игуменом МарСабы. 970 Евстафий, которого Мосх встретил в бытность его настоятелем киновии Пещеры преподобного Саввы, 971 вступил в эту должность за несколько дней до того, как Кирилл закончил Житие преподобного Иоанна Исихаста (Молчальника). 972 Леонтий, игумен монастыря преподобного Феодосия, говорил Мосху, что пришел в Новую лавру после изгнания оттуда оригенистов, 973 то есть, тем самым, вместе с Кириллом. В 5634 гг. Евстохий лишился патриаршества, а его соперник Макарий вернул себе престол после отречения от оригенизма. 974 Создается такое впечатление, будто далеко не все монахи Иудеи были готовы признать Макария, 975 хотя зачастую они руководствовались вовсе не доктринальными соображениями. Так, например, Юлиан (Иулиан), слепой инок обители преподобного Феодосия, перестал соблазняться о Макарий только после беседы со святым Симеоном Новым Столпником с Дивной горы, что близ Антиохии. Тем не менее, Макарий оставался патриархом в течение почти двадцати лет. Некий Григорий, игумен лавры Фаран, в 564 году после долгих уговоров смог посетить отшельника Сергия, незадолго до этого перешедшего из Синая в пустыню Рува неподалеку от Мертвого моря. 976 Его ученика армянина Сергия смутили совершенно необычные знаки внимания, оказанного его наставником Георгию. Старец же уверил его в том, что увидел гостя в облачении патриарха, с омофором и с Евангелием в руках. Так и случилось. Примерно через шесть лет после недолгого игуменства на Синае 977 Григорий стал патриархом Антиохийским и оставался в этом сане до самой своей смерти в 593 году. 978 В 578 году в начале правления Тиверия Мосх находился в Египте и посетил Оазис (Харга). 979 Там он встретил каппадокийского инока по имени Лев, сказавшего ему: «Я буду царем». Вскоре после этого на Оазис напали мазики, уведшие в плен трех немощных монахов. Когда власти не смогли заплатить за них выкуп, Лев предложил в качестве выкупа себя, сказав, что находится в добром здравии. Разбойники приняли его предложение и отпустили трех старых иноков. Вскоре Лев совершенно изнемог. Разбойники отрубили ему голову, он же сподобился царственного венца.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Veliki...

1927 на листе 51 об. изображает таинство исповеди, совершаемое монахом, не имеющим свя­щенного сана; см. Martin. Illumination, 159. 467 Подобная формула («...и аз недостойный иерей, властию его мне данною, прощаю и разрешаю тя от всех грехов тво­их...») вкралась в некоторые греческие и славянские евхологии лишь вследствие западного влияния после XVII в.: см. Meyendorff. Byzantine Theology, 196 469 Относительно духовного руководства в до-монашеский пе­риод (МП вв.) см.: Campenhausen. Authority 474 В византийской практике термином «Трисвятое» обозна­чалась  не  только  сама молитва «Снятый Боже, Снятый Крепкий, Снятый Бессмертный, помилуй нас», но и краткий чин, состоящий из собственно Трисвятой песни, молитвы ко Святой Троице и «Отче наш»: с этого чина начинается лю­бое богослужение (так называемое «Трисвятое по Отче наш », или «начальные молитвы»). Ср. употребление термина «Трисвятое»  в  студийском  Ипотипосисе,  2: «Трисвятое  и «Господи, помилуй» 12 раз» (PG 99, 1705 В]. Ср. также Ти­пикон Эвергетидского монастыря, 633–634: «Поем Трисвятое и тропари «Помилуй нас, Господи " »; Gautier. Typicon, 226–227 27 ; ср. также 100; 103; 226 и 975 475 Cat. 16,  57–77. Описание мистического озарения очень схоже с тем, что пишет Симеон в 22-м Огласительном Сло­ве. Однако герой 22-го Слова – мирянин двадцати лет от роду; видение же, описанное в 16-м Слове, произошло, когда герой был уже послушником монастыря. Никита Стифат да­ет понять, что это были два разных случая: см. Житие, гла­вы 5 и 19. 476 Слово аскетическое, 25. Ср. также свидетельство Никиты: «Старец, стремясь отсечь его [Симеона] волю, многократно приказывал ему делать противоположное и принуждал его есть и спать»; Житие 12, 10–12. 501 Kazhdan – Constable. People, 69. Различные монастыр­ские правила относительно мытья в банях см. в: Berger. Bad, 60ff. 539 Чин пения двенадцати псалмов – один из самых древних элементов монастырской службы; он существовал в мона­стырях Египта уже в IV-V вв.: см. Иоанн Кассиан. Об об­щежительных установлениях, 2, 4–6 20–22 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Благодаря их усердию открыт был коллегиум для европейцев в Тянь-Цзине; в том же городе был им муниципалитетом франко-китайский коллегиум с 75 учениками. В Пекине большой коллегиум и его отделение насчитывает 155 учеников и дали уже более 50 хороших переводчиков, которые исполняют теперь важные обязанности в почтамтах, на железных дорогах, телеграфах и пр. Трапписты (монахи). Учреждение траппистов в этом викариате не только поддерживается, но также прогрессирует с замечательной правильностью. В 1889 г. оно насчитывало лишь 3 священника, 6 клириков и 22 обращённых; теперь же оно насчитывает одного аббата с митрой, 5 священников, 18 клириков и 33 послушника. Одни материальные средства не увеличились, и монастырь по-прежнему остался бедным. Монахини. Помимо большого учреждения «Sainte Enfance», содержащего ежегодно от 400 до 500 лиц, девы благотворительности (les Filles de la Charite) управляют ещё двумя европейскими госпиталями, 3 китайскими госпиталями и 2 убежищами для стариков. Помимо того, они имеют ещё один госпиталь для больных детей и 4 даровые аптеки. В 1889 убежище для стариков насчитывало всего лишь 38 чел., в настоящее же время оно содержит 130 человек. Госпитали принимали тогда 360 больных; в этом же году вышло 6.303 человека. Десять лет тому назад даровые аптеки пользовали 27.240 слабых или раненых, в этом же году число это достигло 133.975 чел. Конгрегация «Сестёр Св. Иосифа», составленная из туземных сестёр, насчитывала 38 членов в 1889 г., теперь же она состоит из 62 сестёр. Она имела тогда 4 дома; теперь же имеет 11 домов, в коих обучаются и воспитываются сироты из «Sainte Enfance» и обучающиеся христианской вере. Дело это вполне преуспевает и обещает многое в будущем. Общество «Sainte Enfance». Деятельность общества «Sainte Enfance» с каждым годом всё более и более развивается: в продолжении последних десяти лет сиротские приюты, фермы, рабочие дома, мастерские приняли целые тысячи брошенных детей. Церкви оратории. В 1889 году миссия владела 16 большими европейскими церквами, теперь их 31.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Dorodn...

183. Рецензия на книгу проф. И. П. Филевчча «Из истории Карпатской Руси. Очерки галицко-русской жизни с 1772 г. (1842 – 1866)». Варшава, 1907, 162 стр.; Его же. «Галицкая Русь прежде и ныне. Исторический очерк и взгляды на современное состояние очевидца». СПб., 1907, 104 стр. Там же, 4, с. 198. 184. Церковная жизнь у славян. (Мероприятия Вселенской патриархии против болгарского Экзарха. Памятник независимости Болгарской Церкви. Попытки болгарского правительства подчинить себе Болгарскую Церковь . Участие духовенства к земледельческим обществам в Болгарии и Сербии. Окружное послание архиепископа Платона по поводу папской буллы, присланной живущим в Америке униатам.) Там же, 5, с. 236 – 241. 185. Католический план завоевания России. Там же, 6, с. 295 – 299; 6 с. 395 – 399. 186. Новооткрытые изречения Спасителя. Там же, 9. с. 441 – 443. 187. Модернизм и православие. Там же, 10, с. 493 – 497; 11, с. 545 – 549. 188. Церковная жизнь у славян. (Выходки болгарской католической печати против Русской Церкви. Закрытие Самоковской епархии. Новый закон основного и среднего образования в Болгарии.) Там же, 17, с. 830 – 832. 189. Церковная жизнь на Западе. (Общенародное пение в Католической Церкви Новейшая статистика инославных миссий. Католик о Л. Н. Толстом.) Там же, 18 – 19, с. 872 – 874. 190. Рецензия на книгу Ф. Белявского «О реформе духовной школы. Ч. П. Об основе и организации средней духовной школы в связи с вопросом о желательном общем типе средней школы в России». СПб., 1907, 287 стр. Там же, 18 – 19, с. 874 – 875. 191. Вопрос о второбрачии духовенства в славянских странах. Там же, 21, с. 975 – 980. 192. Новый устав католических семинарий в Италии. Там же, 23, с. 1066 – 1069; 24, с. 1107 – 1111. 193. Церковная жизнь у славян. (Новый митрополит в Боснии. Пенсия псаломщикам в Буковине. Неудавшийся переход в православие. Послание галицких греко-католических епископов. Религиозное состояние Болгарии. Новые периодические издания. Недостаток образованною духовенства. Богословский факультет. Прибавка жалованья духовенству.) Там же, 25, с. 1195 – 1199.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Troicki...

Изречения святых в св. книгах суть изображения душ их 967 . То же самое говорит Златоуст и о новозаветных писателях, например, ап. Павле. „Мы имеем от ап. Павла святые послания, которые в точности изображают нам черты этой блаженной души” 968 . Легко заметить, что точка зрения Златоуста на взаимоотношение свойств св. книг к их составителям существенно отлична от механического понимания богодухновенности. Но у Златоуста отмечаются и личные свойства св. писателей, характеризующие их индивидуальность. Моисей, например, отличается краткостью и сжатостью рассказа 969 . Исаия – это самый громогласный из пророков 970 . Великая смелость, свобода речи, нераболепный образ мыслей, высокий ум и большая ясность пророчества, – таковы свойства пророчества Исаии 971 . Различие в способе писания, происходившее от влияния субъективных особенностей составителей, замечается и между четырьмя евангелистами. Четыре евангелиста, хотя и писали по вдохновению одного Духа Святого, но писали, однако, обо всём не одинаково 972 . В мелочах между ними обнаруживается разногласие. Кое-что они писали различно касательно места и времени евангельских событий 973 . Очевидно, у четырёх лиц на одни и те же события были различные точки зрения. По прекрасному выражению Златоуста, евангелисты сказали о многом сообща, но каждый из них выбирал и нечто особое 974 . Три первые евангелиста являются историками главным образом земной жизни или человечества Христа 975 . Напротив, сын грома, четвёртый евангелист, соответственно свойствам своего возвышенного духа, беседует о небесных догматах более, нежели о чём-либо другом 976 . Первоверховный в лике апостолов, уста апостолов, столп Церкви, ап. Пётр – везде пламенный и исполнен дерзновения 977 . Между тем как апостол языков разливается как река, ап. Пётр любит краткость 978 . В свою очередь эти субъективные свойства первоверховных апостолов оказали влияние на стиль второго и третьего евангелиста. Если евангелист Матфей выделяется своей точностью, то ученик Петра Марк наблюдает краткость; Лука, напротив, пишет полнее, подражая ап.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Leonar...

И покой, Господи, душа рабъ своихъ, правоврныхъ князь нашихъ и епископъ, имярек, и вся сродникы наша по плоти, имярек. И покой, Господи, душа рабъ своихъ, всхъ правоврныхъ крестьянъ, умершая въ градхъ, и в селхъ, и в пустыняхъ, и на путихъ, и на мори. Покой я на мст свтл, в лици святыхъ, въ оплот благаго рая и жизни бесконечной и неизглаголанмъ и немерцаеммъ свт лица твоего. Яко ты еси покой и въскресение усопшимъ рабомъ твоимъ, Христе Боже нашь, и тебе славимъ съ Отцемь и Святымь Духомь, и ныня и присно. 975 ...хвалу въздати благому Владыц, иже въ первый надесят час пришедшим не похули их опождениа, но тужде мъзду дарова имъ, юже изъутра длавшим... не лт ли ми въ своих, якоже хощу». – Здесь Феодосий имеет в виду евангельскую притчу о работниках в винограднике. См. Мф. 20, 13–15 . 982 ...егда ведяше я Моиси къ морю Чрьмному... гроби наши въ Египт были!» – Здесь и далее Феодосий имеет в виду события, которые происходили при исходе израильского народа из Египта в землю обетованную. См. Исход. 13. 18–22; 14. 10–12. 992 ...якоже ны богоносивый Феодоръ учит... – Феодор Студит (VIII–IX вв.), игумен Студийского монастыря в Константинополе, с именем которого связывалось сложение Студийского церковно-монастырского устава. Феодосий имеет здесь в виду правила Студийского устава, которыми руководствовались в Киево-Печерском монастыре. Студийский устав был принят в Киево-Печерском монастыре в первые же годы его существования (см.: Повесть временных лет. М.; Л., 1950. Ч. 1. С. 108; Абрамович Д. И. Киево-Печерський патерик. У 1931. С. 39) и отсюда распространился по всем другим русским монастырям и оставался в обиходе на Руси вплоть до XIV века, когда его сменил Иерусалимский устав. 1002 ...онъ престолъ вышний, егоже вид Исая... не опаляяй пророка, но просвщаяй. – Феодосий имеет в виду эпизод из Книги пророка Исаии, где описывается призвание Исаии к пророческому служению. См. Ис. 6. 1–7 . 1003 ...судъ Ананьинъ и Самфиринъ постигнтъ тя... напрасно умроста... – Феодосий имеет в виду чудо, о котором рассказано в Деяниях апостольских: Анания и жена его Сапфира, желая стать членами иерусалимской общины христиан, продали свое имение, но принесли в общину только часть цены, выдав ее за всю полученную сумму; карой за ложь была им внезапная смерть.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010