Печать имп. Оттона II. 974 г. (Magdeburg, handes-hauptarchiv Sachsen Anhalt. Rep. U9. N 16) Печать имп. Оттона II. 974 г. (Magdeburg, handes-hauptarchiv Sachsen Anhalt. Rep. U9. N 16) В июне-июле 980 г. у О. род. сын Оттон, буд. король и имп. Оттон III . Ранее от брака с Феофано появились на свет 4 дочери: София (975-978-1039), буд. аббатиса Гандерсхайма и Эссена, Адельгейда (977-1043), буд. аббатиса Кведлинбурга, Матильда (978-1025), жена пфальцграфа Лотарингии Эццо, и еще одна дочь (предположительно сестра-близнец Оттона III), умершая сразу после рождения. С восстановлением мира во владениях к северу от Альп и рождением наследника О. смог обратить внимание на решение политических проблем в Италии. Поводом отправиться в Италию в окт. 980 г. вместе с женой и новорожденным сыном стало обращение за помощью папы Бенедикта VII, изгнанного из Рима местной знатью во главе с представителями рода Кресценциев, к-рые вновь попытались возвести на Папский престол Бонифация VII. Чтобы проводить активную политику в Италии, императору была необходима поддержка матери - имп. Адельгейды, пользовавшейся большим влиянием в Сев. Италии. 5 дек. 980 г. в Павии при посредничестве св. Майоля , аббата Клюни , состоялось публичное примирение О. с Адельгейдой. В нач. 981 г. с помощью О. папа Бенедикт VII вернулся в Рим и был восстановлен на Папском престоле. В марте того же года умер Пандульф I, князь Капуи, Беневенто и Салерно, герцог Сполето, давний союзник Оттонов в противостоянии с византийцами и в борьбе с сарацинами. Первоначально княжества Беневенто, Капуа и Салерно получил его старший сын Ландульф VI († 982), а герц-ство Сполето - младший сын Пандульф II († 982); оба брата уже были до этого соправителями отца. Однако О., стремясь упрочить свое влияние на этих территориях, разделил владения: Ландульфу IV он оставил только княжество Капуа, княжество Беневенто получил его кузен Пандульф († 1014), а герц-ство Сполето - Тразимунд IV († 989), властитель Камерино. В том же году О. планировал начать поход в Юж. Италию против византийцев. Он надеялся полностью овладеть Апулией и Калабрией, к-рые рассматривал как принадлежавшие ему в качестве «приданого» имп. Феофано. Однако из-за смерти Пандульфа I, чьи наследники не были столь надежными союзниками, подготовка к походу затянулась, и он был начат лишь в 982 г. Стремясь подкрепить свои территориальные притязания и превосходство над Византией как истинного преемника правителей Римской империи О. установил новую форму титулования - «император-август римлян» (Romanorum imperator augustus).

http://pravenc.ru/text/2581741.html

Юж. портал кафоликона Юж. портал кафоликона Окончание строительства кафоликона монастыря М. И. Броссе датирует 1045 г.; Д. Бакрадзе - периодом царствования Баграта III (975-1014), П. С. Уварова - рубежом XIII и XIV вв. Прав. Евфимий Такаишвили сначала датировал памятник X в., затем XI в. В. Беридзе, т. зр. которого признана наиболее авторитетной, связывает строительство храма со временем правления в Самцхе атабага Беки Мандатуртухуцеси и датирует храм и его роспись периодом до 1308 г. (Там же. С. 128-129, 136). Построенный из квадров серого и розового камня кафоликон относится к классическому для грузинской архитектуры XI-XIV вв. типу крестово-купольного храма, вписанного в прямоугольник внешних стен. Широкий подкупольный квадрат вместе со слабо развитыми рукавами, с объемной апсидой с вимой, а также с центральным зап. компартиментом создает обширное цельное пространство, отличающееся от пространства ряда др. храмов того же типа (напр., ц. св. Саввы в мон-ре Сапара , кон. XIII - нач. XIV в.) протяженностью по оси «запад-восток». Прямоугольные в плане пастофории (помещения, находящиеся по сторонам алтарной апсиды) отделены от остального пространства храма стенами; небольшие дверные проемы открываются в рукава креста, жертвенник имеет также вход в алтарь. Над зап. боковыми компартиментами, открывающимися в храм арками, устроены по традиции хоры (патронике), не имеющие здесь функционального значения. Подчеркнута мощь нерасчлененных стен, особенно в нижнем регистре, где ритм отдельно стоящих и равноудаленных друг от друга изображенных фигур объединяет внутреннее пространство (Там же. С. 93-112). Карниз опоясывает пространство храма на уровне основания конхи. Монументальность внешнего облика храма подчеркнута контрастом гладких поверхностей стен и отдельных зон графичного декора. По сравнению с церквами XII-XIII вв. в кафоликоне не много окон: по одному в алтаре и рукавах, 6 вместо 12 в куполе. На вост. фасаде исчезли традиц. треугольные ниши; основной акцент сделан на сухом по прорисовке кресте большого размера, занимающем все поле фасада над алтарным окном. По сравнению с ранними памятниками при разработке орнаментных украшений «ощущаются линейка и циркуль вместо живой руки мастера» (Там же. С. 109). С юж. стороны по всей длине к храму примыкает перекрытая цилиндрическим сводом галерея-притвор, открывающаяся наружу двойной аркой. Здесь находится один из 2 входов в храм, другой устроен в зап. стене с небольшим смещением к югу (как и в храме мон-ря Сапара). Роспись кафоликона

http://pravenc.ru/text/182627.html

Fg. in Matth. (Corderius), 1189–1210. –     Marc. (Possinus), 1209–14. –     Luc, 1213–30. – Joan. (Corderius), 1231–34. –     Rom. (Cramer), 1233–54. –     2. ad Cor. (id.), 1253–54. –     Hebr. (id.), 1253–54. Index analyticus, in t. 101, 1255–64. II. Dogmatica, 102. Contra Manichæos, lib. 1–4, 102, 15–264. Wolfii præfatio, 9–14. De Spiritus S. mystagogia, 279–400. Hergenrother præfatio, 263–78. Animadversiones historicæ et criticæ, 399–542. Ill. Parænemica, 102, 547–76. 1 .   In SS. Mariæ Nativitatem (Combefis), 547–62. 2 .   De Symeone (in Hypapanten), lat. (id.), 563–64. 3 .   In Dedicatione novæ basilicæ (id.), 563–74. 4 .   S. Athanasii encomium, 575–76. Ineditarum homil. Mosquæ catalogus, 541–6. IV. CARMINA, . 102, 575–84. 1 .    Sticheron in S. MemhodiumCP. (AA.SS.),575–78. 2 .    Odæ tres in Basilium, imper. (M.), 577–84. IV. historica, 102. Epistolæ, lib. 1–3 (24 102 67), 585–990. Ep. ad ecclesiam Antiohenam, 1017–24 [deest in nova editione]. Maii animadversiones de erroribus Montacutii in edendis Photii epistolis, 989–90. 1)     Indices Montacutii (1651) cum ed. Migne, 991–94. 2)     Indices ed. Migne cum Montacutio et ceteris, 995–98. Index analyticus, in t. 108, 997–1014. V. BIBLIomheca, 103 et 104, 356; Codd. f.103. 1–280. (Ex ed. Bekker-Schott). Schotti Prolegomena, 9–30, in quibus. Hæschetius Augustæ Vindel. duumviris, 1601, 9–10. Schottus Velsero, 1606, 11–12. Maximus Margunius ep. Cytner. Philologis, græce, 13–14. Eruditorum judicia de Photio, 13–16. D. Hæschelii notæ in Bibl. Pholii, 104. 355–430. J. Scaligeri D. Hæschelio, 1599, 429–30. Index scriptorum, 103, 31–38, ordine alphabetic. Index scriptorum, 103, 39–40, ordine methodic., lndex codicum (C.-I. Bekker, 1824), 41–42. Index analyticus, 104, 1459–1516 VI. CANONICA, 104, 431–1232. Syntagma Canonum (М.), 441–976. Nomocanon cum comment. Th. Balsamonis.(Justellus), 975–1218. Interrogationes decem, 1219–1232. Editorum monitum, 431–32; Maii, 431–40. Index in syntagma analyticus, 1517–24 In opera Photii пипс primum collecta editorum Patrologiæ græcæ. Præfatio (J.-B. Ma-lou), 101, I-X.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pa...

Joannes, diaconus Adrianopolitanus, 959–70. Esaias Cyprius, 971–76. Hilario, monachus, 975–84. Joannes Argyropulus, 983–1010. Theodorus Agallianus, 1011–52. Josephus СР. 1051–1. Job, monachus, Hamartolus, 1053–56. Bartholomæus de Jano, 1055–68. Nicolaus Barbarus, 1067–78. Anonymus, de vita Mohammed is, 1077–80. CLVIX (1866). Laonicus Chalcondylus, 9–922. I.eonardus Chiensis, 923–44. Isidorus, cardinalis, 943–56. Josephus Methonensis (Joannes Plusiadenus), 957–1394. CLX (1866). Gregorius Mammas СР., 9–248. Gennadius (Georgius Scholarius) СР., 249–774; 1103–62. Georgius Gemisthus Pletho, 773–1020. Matthæus Camariota, 1019–70. Marcus Eugenicus, 1071–1104; 1163–1200. Nicolaus V, 1201–12. CLXI (1866). Bessarion, I-CLVI et 1–746. Georgius Trapezuntius, 745–908. Constantinus Lascaris, 907–70. Theodorus Gaza, 971–1014. Andronicus Callistus, 1013–20, 1131–42. CP. Imperatorum Novelise constitutiones: Lascaris, 1019–21. Joannes Ducas, 1021–5. Michael Palæologus, 1025–48. Andronicus Senior, 1048–1108. Andronicus Junior, 1108–15. Joannes Palæologus, 1115–6. Joannes Cantacuzenus, 111G-27. Joannes Palæologus, 1127–8. Manuel Palæologus, 1128–9. Constantinus Palæologus, 1129–32, APPENDIX Tomus CLXII (1866, col. 1826) igne destructus. Michael Apostolius, 9. Supplementum ad universam seriem: Theognostus Alexandrinus, 463. Antonius Magnus, 479. Esaias, abbas, 501. Athanasius Alexandrinus, 525. Apollinaris Laodicenus, 533. Evagrius Ponticus, 561. Gregorius Nyssenus, 573. Philemon, 59З. Theophanes monachus, 605. Polychronius Apameensis, 607. Diadochus Photices, 713. Chrysippus Hterosolymitanus, 755. Pseudo-Titus Bostrensis, 777. Eustratius СР., 895. [Pamphilus] Panoplia dogmatica, 1095. Anonymus De incursione Abarum, 1109. Theodoras Edessenus, 1148. Philotheus Sinaita, 1169. Petrus Damascenus, 1185. Basilius Neopatrensis, 1329. Anonymus De Clade СР., 1337. Eberhardus de Breydenbach, 1347. Pius II, 1349. Joannes de India, 1403. Anonymus. Patriarchicha CP. historia, 1431. Arsenius Elassonis, 1561.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pa...

В 806 году, в год смерти Леона II (апсха Леона), столица Абхазского Царства перемещается в г. Кутаиси (до сталинских времён – г. Кутаис). Примечательно то, что во 2-й половине IX b. вновь происходит сближение Абхазской Церкви с Константинополем. Этот факт косвенно подтверждает предположение о том, что отдаление Абхазии от Константинополя во многом было обусловлено ересью иконоборчества. С торжеством Православия во 2-й половине IX в. исчезли канонические причины для разделения. Большую роль в сближении Абхазского Царства с Константинополем играла общность веры и необходимость противостоять нашествию с востока мусульман-арабов, а также помощь Византии в получении Багратом I законного престола, потерянного после узурпации власти Иоанном Шавлиани. Верховная церковная власть в это время принадлежит епископу г. Себастополис (ныне г. Сухум), состоящему в списках Константинопольского Патриархата как Архиепископ Себастопольский. Несмотря на сближение с Константинополем, Абхазская Церковь на рубеже IX–X bb. чувствует себя достаточно самостоятельной. Такое предположение можно сделать на основе исчезновения в это время из перечня епархий Константинопольского Патриархата (лат. Notitiae episcopatuum) Лазской митрополии и Абазгийской, Никопсийской архиепископий. В период правления (975–1014 гг.) Баграта III, потомка царственных родов Армении и Осетии (аланы), Абхазское Царство подчиняет Мингрелию и часть Катвелии. С правления Баграта III мы можем говорить о политическом единстве страны, « завершается история Абхазского царства как западнозакавказского политического образования, от “царства абхазов” происходит переход к " царству абхазов и картвелов”» [xxxi] . Таким образом « за все время существования Абхазского царства впервые на его престол в лице Баграта II (прим.: так нумеруется царь Баграт по абхазским династическим линиям) восходит законный, но инородный наследник. Это было чревато подменой абхазской национальной гегемонии в управлении страной– грузинской» [xxxii] , что создало социально-политические противоречия, которые впоследствии неоднократно скажутся на истории Абхазии.

http://bogoslov.ru/article/4875748

в Ирландии ( McNamara. 1975. P. 83), где И. Б. назван «архиепископом Асии». В этом тексте И. Б. также отождествляется с женихом на браке в Кане Галилейской ( Isid. Hisp. Liber de ortu et obitu patrum. Append. 20//PL. 83. Col. 1288-1289). Широкое почитание И. Б. повлияло на распространение апокрифических легенд об апостоле, к-рые были известны почти всем средневек. зап. богословам и экзегетам. Авторы пользовались агиографической традицией для комментариев к НЗ, не добавляя новых сведений и, как правило, подчеркивая особое положение И. Б. среди евангелистов ( Volfing. 2001. P. 24-25). Вниманием авторов ( Петр Дамиани , Гонорий Августодунский , Руперт Дойцский , Бонавентура , Альберт Великий и др.) пользовались такие темы, как девство И. Б. и его отождествление с женихом на браке в Кане; особая мистическая связь апостола с Христом, выраженная во время Тайной вечери; вопросы, связанные с авторством Евангелия, Посланий и Откровения; успение и вознесение апостола и др. (Ibid. P. 26-59). Продолжала развиваться и собственно агиографическая традиция И. Б. Лат. драма Гросвиты Гандерсхаймской (ок. 935 - ок. 975) «Каллимах» (BHL, N 4325) написана на сюжет чуда И. Б.- воскрешения благочестивой христианки Друзианы и влюбленного в нее Каллимаха,- который хорошо засвидетельствован в апокрифической традиции ( Hrotsuitha Gandersheimensis. Callimachus//PL. 137. Col. 1001-1014). Вероятно, в XIII в. появился лат. перевод греч. «Деяний Иоанна» ап. Прохора (BHL, N 4323; Volfing. 2001. P. 19-20). В поздней лат. агиографии особым влиянием пользовалась «Золотая легенда» Иакова из Варацце (2-я пол. XIII в.), где приведен подробный рассказ об апостоле. В качестве источников автор указывает Житие И. Б., составленное Льежским еп. Милетом (т. е. «Мученичество Иоанна» Мелитона), и сочинение. св. Исидора «О происхождении и кончине отцов», возможно, известное ему в переработанном ирл. варианте; в отдельных случаях Иаков из Варацце ссылается на сведения Кассиодора и Беды Достопочтенного . Повествование начинается с перечисления 4 даров И. Б.: особая любовь к нему Христа, девство, знание Божиих Таин и попечение о Богоматери. Основное содержание рассказа Иакова составляют эпизоды, заимствованные из апокрифической традиции. Повествование завершается описанием явления И. Б. кор. Эдуарду Исповеднику.

http://pravenc.ru/text/Иоанн ...

Для удобства сведем все события княжения Владимира в «Памя­ти и похвале» и в летописи в таблицу. В квадратных скобках даны даты, указанные Иаковом описательно. «Память и похвала» НС – «Повесть временных лет» 6478 (970). Раздел княжений Свя­тославом 6479 (971). Поход на Болгарию и поражение Гибель Святослава 6480 (972). Гибель Святослава. Вокняжение Ярополка 6481 (973). Вокняжение Ярополка 6483 (975). Ссора Олега и Люта Гибель Олега Святославича 6485 (977). Гибель Олега Святославича 11 июня 6486 (978). Убийство Ярополка, вокняжение Владимира на 8-й год после смерти Святослава 6488 (980). Захват Полоцка. Война с Ярополком, убийство Ярополка, вокняжение Владимира 6489 (981). Поход на Польшу, захват Червенских городов. Поход на вятичей Поход на радимичей (Под 6492 г.) Поход на вятичей 6490 (982). Второй поход на вятичей Поход на ятвягов 6491 (983). Поход на ятвягов. Мученичество варягов (Выше) 6492 (984). Поход на радимичей Поход на Серебряных болгар 6493 (985). Поход на болгар Поход на хазар 6494 (986). Приход миссионеров Крещение в 10-й год после убийства Ярополка 6495 (987). Посольства с «испытанием службы» Поход к порогам на 2-й год после крещения 6496 (988). Поход на Корсунь. Крещение. Свадьба Поход на Корсунь на 3-й год. Свадьба (Под 988 г.) Закладка церкви Богородицы на 4-й год 6497 (989) – Радзвиловская, 6498(990) – остальные. Закладка церкви Богородицы 6498(990) – Радзвиловская, 6499(991) – Лаврентьевская, 6500(992) – Ипатьевская, Новгородская 1. Закладка Белгорода 6499(991) – Радзвиловская, 6500(992) – Лаврентьевская, 6501(993) – Ипатьевская, Новгородская 1. Поход на хорватов . Закладка Переяславля на 5-й год Закладка Переяславля (в Новгородской 1 нет) Дарование десятины на 9-й год 6504 (996). Дарование десятины 6505 (997). Повесть о белгородском киселе (только в «Повести временных лет») 6508 (1000). Смерть Малфрид и Рогнед 6509 (1001). Смерть Изяслава Владимировича 6511 (1003). Смерть Всеслава Изяславича 6519 (1011). Смерть царицы Анны 6522 (1014). Мятеж Ярослава

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

О думающих оправдаться делами 90. 975 I/26 (129)=B51 (375). 976 I/29 (132)=B52 (377—378). 977 Ср. Дионисий Ареопагит. О мистическом богословии 1,3—2; Посл. 1 и др. 978 I/84 (399)=B44 (318). 979 Григорию Нисскому. 980 Ср. Евагрий. Гностические главы 4,43 (о лествице Иакова). 981 Василий. 982 Василий Великий. Письмо 2 (сир. редакция). 983 Аммон. Письмо 2. 984 Аммон. Там же (о «божественной силе», ведущей человека к покою). 985 II/35,7—11. 986 Сир. idata d–su " rane соответствует греческому gnvsiw pragmabtvn (знание вещей, объектов, действий). 987 Ср. преп. Марк Подвижник. О думающих оправдаться делами, 144. 988 II/10,14—16. 989 Ср. Исаак. Главы о знании I,56 (о «деятельности» и «созерцании»). 990 I/38 (160)=B62 (431). Слова «вопрос» и «ответ» отсутствуют в сир. оригинале. 991 Ср. Мф.18:3. 992 I/49 (216—217)=B77 (526—528). 993 Рим. 10:17. 994 Евр. 11:1. 995 Главы о знании I,64. 996 I/84 (401)=B44 (320). 997 I/85 (405)=B45 (324). 998 Apophthegmata, Evagrius 4. 999 Слово 1. 1000 Главным произведением на сирийском языке является «Письмо к Публию». Знакомые русскому читателю многочисленные размышления св. Ефрема на тему Страшного Суда переведены с греческого и не являются его подлинными произведениями. 1001 I/38 (163—164)=B62 (437). 1002 I/87 (413)=B 47 (335—336). 1003 I/41 (174)=B65 (459). 1004 Феодор Мопсуестийский. В греч. и рус. пер. ссылка дана на св. Григория Богослова. 1005 Письмо 2 (сир. версия). 1006 I/89 (427)=B50 (352—353). 1007 I/51 (225)=B79 (538). 1008 II/1,20. 1009 II/20,2. 1010 I/1 (1)=B1 (1). Букв. «размышление о будущих (вещах)». Греч. и рус. «размышление о будущем восстановлении». 1011 I/21 (102)=B35 (256—257). 1012 II/10,19. 1013 II/8,16. 1014 Или «словесны». 1015 Еф. 4:13. 1016 Главы о знании III,71. 1017 I/19 (77—78)=B28 (202—204). 1018 II/8/10. 1019 Т. е. устройство человеческого тела. 1020 В тело. 1021 Т. е. в своем составе (теле). 1022 Фил. 3:21. 1023 Букв. «пока мы не получили ее одну». 1024 Главы о знании III,74—75. 1025 I/7 (36—37)=B9 (114). 1026 ΙΙ/18,3.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=741...

Патриарх Александрийский приезжал в Грузию каждое лето начиная с 1981 года. Такая любовь к этой стране вызывала удивление у его близких. Летом 1984 года Николай VI обратился к грузинской пастве со следующими словами: «Наверно, вы никогда уже не увидите меня, но в своих молитвах я всегда буду помнить о вас». 9 июля 1984 года он скончался. Продолжателями его дела стали патриархи Парфений и Петр VII. Илия II стремился наладить дружеские и братские отношения со всеми Православными Церквами, но в особенности с Константинопольской, Александрийской, Антиохийской и Иерусалимской, отношения с которыми были прерваны с конца XVIII века. Грузинская Церковь с древнейших времен была тесно связана с Антиохийской и Иерусалимской Церквами. В V веке в Палестине протекала деятельность Петра Ивера 26 , основавшего в Вифлееме грузинский монастырь. Начиная с этого времени и вплоть до XIX века грузины вели активную деятельность в грузинских монастырях на Святой Земле. Во времена Вахтанга Горгасали был построен монастырь Святого Креста. Пришедший в упадок, этот монастырь по благословению преподобного Ефимия Святогорца в 30–50-х годах XI века был отреставрирован Георгием-Прохором, иверийским (грузинским) монахом с Горы Афон, на средства, выделенные царем Грузии Багратом IV (975–1014). В XIV веке грузины владели горой Голгофой и расщелиной, где стоял Крест, кроме того, их собственностью был ключ от храма Гроба Господня. Вследствие исторических перипетий позиции грузин в Иерусалиме значительно ослабли, особенно в XIX веке, когда Грузинская Церковь была подчинена Синоду Русской Церкви на правах экзархата. В первой половине XX века все попытки Грузинской Церкви восстановить отношения с Иерусалимской патриархией завершались безрезультатно. Интенсивные переговоры начались в 1978 году, и вот весной 1980 года по приглашению Патриарха Иерусалимского Венедикта I Илия II прибыл на Святую Землю. За последние 300 лет это был первый визит предстоятеля Грузинской Церкви в Иерусалим. С поразившим многих восторгом и почитанием встречали патриарха этнические грузинские евреи, выражая тем самым любовь ко всему грузинскому народу. На официальной встрече с Патриархом Иерусалимским, когда впервые был поставлен вопрос о возвращении Грузинской Церкви монастыря Святого Креста в Иерусалиме, Илия II сказал: «Цель нашего приезда состоит в том, чтобы восстановить отношения, существовавшие между нами в прошлом. Перенесенные нами невзгоды прервали между нами братские отношения, но сегодня, думаю, настало время, когда Иерусалимская Церковь должна выполнить возложенную на нее великую миссию, ибо она является матерью всех христианских Церквей».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Политическая обстановка на Ближ. Востоке давала возможность груз. царям поддерживать груз. обители в Палестине ( Силагадзе. 1985. C. 115-116; Габашвили. 1968. C. 69-73; Буачидзе. 1997. C. 39-50). В 808 г. в Гефсимании и на горе Елеон подвизались груз. монахи, в IX в. в Палестине прославились подвижники прп. Иларион Грузин (822/3-875/6) и вмч. Константин Каха ( Цагарели. 1888. С. 39-41). Раннеисламская эпоха (VII-XI вв.), деятельность прп. Прохора Грузина В период Арабского халифата груз. присутствие на Св. земле сохранялось. Известны свидетельства IX-X вв. о колониях груз. монахов в различных мон-рях Св. земли и на Синае, сохранилось значительное количество груз. рукописей, созданных в лавре св. Саввы Освященного и мон-ре вмц. Екатерины на Синае, а также переводов на груз. язык лит. памятников ближневост. христиан. В то же время ни один из источников VII-X вв. не упоминает о существовании К. м. Мцхетский крест. Роспись кафоликона. XVII в. Мцхетский крест. Роспись кафоликона. XVII в. Политический подъем Грузии, начавшийся на рубеже Х и XI вв., и объединение груз. земель в единое гос-во при царе Грузии Баграте III (975-1014) обусловили активное возрождение монашеской жизни и храмоздательства в пределах страны и за ее границами, в т. ч. и в мон-рях Ближ. Востока. Нормализация отношений Византии с Фатимидами после 1032 г. сопровождалась крупными пожертвованиями визант. императоров и груз. царей, в первую очередь Баграта IV (1027-1072), палестинским обителям. Начало расцвета груз. колонии в Иерусалиме датируется 1-й третью XI в. В 1010-1048 гг. была возобновлена ц. Гроба Господня, разрушенная в 1010 г. егип. султаном аль-Хакимом из династии Фатимидов. Среди меценатов были представители всех христ. стран того времени, в т. ч. груз. цари Георгий I и его сын Баграт IV. Приписка к рукописи из К. м. (НЦРГ. Н 2337) содержит сведения о том, что в 1049 г. в мон-ре Гроба Господня существовала груз. община ( Менабде. Очаги. 1980. Т. 2. С. 84-85). К этому времени относится возобновление (основание) К.

http://pravenc.ru/text/2459035.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010