δινοιαν) и устремляя ( νατενων) 928 его к Богу... то непременно ( σφαλς) увидит Самого Господа очами рассудка ( τς διανοας) и – осмелюсь сказать – [даже] и телесными [очами]» 929 (272CD). Это видение является лишь начальной ступенью объединения, достигаемого через Евхаристию: «...и благодаря созерцанию и причастию сих [Святых Даров] ( δι τς πρς ατ θας κα μεθξεως) весь становится ( κτελεται) боговидным ( θεοειδς)» (Ibid. D). В Беседе на Введение Богородицы во Святое Святых тема причастия связывается с уже знакомой нам по гомилиям Паламы темой усыновления верных Богом: учитель безмолвия называет Св. Дары «...яством, что дарует бессмертие и сынами Божиими соделывает приобщающихся [ему] ( τροφν... παθανατζονσαν κα υος θεο τος μετχοντας ποιοσαν) – не общниками ( εσποιτους) просто по имени, но в общении Св. Духа (о несказанный дар!) Плотию и Кровию Божией роднящимися ( προαφκεωμνονς) с Богом и друг с другом» (Эконом. С. 179–180). На последней фразе следует остановиться особо. В ней святитель подчеркивает, что именно близость (родство) с Богом делает нас по-настоящему близкими друге другом. Именно через причастие Плоти и Крови Христовой мы становимся друг другу единокровными братьями и сестрами, имея Христа общим Отцом и Братом (последнее именование связано с тем пониманием сотелесности Христа с верующими, достигаемой благодаря Евхаристии, которое Палама развил с опорой на Апостола Павла 930 ). Евхаристия открывает нам доступ на небо и делает причастниками того Света, который апостолы видели на горе Фавор 931 – эта мысль подробно обосновывается святителем уже в «Триадах» 932 . Это значит, что, получая вместе с обоженной плотью Господа Его обоживающую энергию и благодать, мы становимся способными – потенциально узреть Свет Господень; чтобы это видение стало актуальным и достижимым на опыте, необходимо «очистить глаз души» (ср. выше). Надежную базу для такого видения представляет собой реальный союз с обоживающей энергией и благодатью Божией, который и осуществляется в Таинстве Евхаристии 933 .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Palam...

Антенор – у Гомера самый разумный из старейшин Трои. Приютил Одиссея и Менелая, приезжавших требовать выдачи Елены Прекрасной. После падения Трои дом его не тронут победителями. Эней – один из защитников Трои, легендарный родоначальник римлян, бежавший после падения Трои в Италию. Герой «Энеиды» Вергилия. От Энея и его сына Иула вели свой род Кай Юлий Цезарь и Октавиан Август. Иисус Навин – слуга и сподвижник Моисея. Книга Иисуса Навина – шестая в каноне Ветхого завета. Гедеон (по Библии) – один из Судей израильских; умер, оставив от многих жен 70 сыновей, в т. ч. Авимелеха. Авимелех (Авимелах, по Библии) – после смерти отца убил всех своих братьев и был избран царем жителями г. Сихема. Иеффай (по Библии) – один из Судей израильских. Лишенный братьями наследства, стал предводителем разбойничьей шайки. Приглашен главой израильского ополчения и сверг иго аммонитян. Совершая жертвоприношение, сжег собственную дочь. История Иеффая изложена в Книге Судей Ветхого завета. 79 Саул (по Библии) – основатель Израильско-Иудейского царства в конце XI в. до н.э. Под его предводительством израильтяне освободились от ига филистимлян. После поражения на горе Гильбоа покончил с собой. Соломон (по Библии) – царь Израильско-Иудейского царства в 965–928 гг. до н. э. (по другим данным, в 970–931 гг.). Сын царя Давида и его соправитель. Ему приписывается авторство Песни Песней, Экклесиаста и др. 80 Стефан Баторий (1533–1586) – сын трансильванского воеводы Стефана; в 1574 г. избран князем Трансильванским. В 1576 г. на польском сейме избран королем. Продолжил Ливонскую войну против Ивана Грозного, в 1579 г. взял Полоцк, в 1580 г. – Великие Луки, в 1581 г. осадил Псков, но потерпел неудачу. В 1582 г. заключил Ям-Запольский мир с русским государством. 83 Алексей Михайлович Романов (1629–1676) – царь с 1645 г., сын царя Михаила Федоровича. Женат первым браком на Марии Ильиничне Милославской (дети – Алексей, Федор, Софья, Иван и др.), вторым – на Наталье Кирилловне Нарышкиной (дети – Петр, Наталья). При нем Земский собор принял «Уложение» 1649 г., были приняты Таможенный (1653) и Новоторговый (1667) уставы, произошло воссоединение Украины с Россией (1654), завершившееся Андрусовским перемирием с Польшей (1667 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

Арх. М. И. Д. грамоты малор. 87 (706), дела малорос. св. 84, 46). Одновременно с приездом была подана и челобитная Паисия, наместника Печерского, о выборе нового архимандрита на место Варлаама (Моск. Арх. М. И. Д. грамоты мал. 680 (705). Евгений, Опис. Киевософ. собора прилож. стр. 124. 923 Соч. I, 483. Евгений Опис. Киев. соб. прил. 129. В нашем собрании находится черновой оригинал настольной грамоты п. Адриана на Киевскую митрополию, с небольшими поправками. 928 Подлинник хранится в Тобольске, на книге надпись: Theodosius Gugarewicz ord S. В. monachus post cujus obitum Demetrius Sawicz igumenus Baturiensis hujus libri possesor, (Странник. 1866, 11 стр. 56). 930 Соч. I 462 л. 472 под 1678 и 1685 г.г. В киевском Святомихайловском монастыре, при мощах св. Варвары, в самом ковчеге сохраняется небольшая рукопись в 4°, без конца, руки св. Димитрия, которую мы подробно осмотрели. На переплете надписи синодального ризничего Гавриила и о. Ключарева, утверждающие подлинность почерка св. Димитрия. В рукописи помещено описание пяти чудес св. Варвары: 1) Об осужденном на смерть, но не умершем без причастия (Нач. Во граде стольном в чехах). 2) О человеке, боявшемся умереть без причащения (Нач. Бысть во странах нидерляндских, некий человек); 3) Монах некий, пренебрегий св. Варвару, умре... 4) Некто от святых, призывая святую великомученицу Варвару от руки ангеловы прият святое причащение. 5) Все просящие не умрут без причастия. Житие Варвары в изложении Димитрия было напечатано отдельно в 1698 г. Пекарский. Наука и литература при П. В. II, 8. См. также брошюру о. П. Л. Киевомихайловский Златоверхий монастырь в его прошедшем и настоящем состоянии. К. 1885 стр. 17. 931 Четь-Минея за декабрь, рукописн. экземпляр бывший С. Т. Большакова, ныне Имп. Публ. Библ. л. 8. Тоже и в печатной минеи. Видимо, что некоторые сомневались в подлинности мощей св. Варвары, и св. Димитрий приводит рассказ о чуде с Иоанном Сафоновичем, райцем граду Киевского. Он, захворавши, послал за водою от мощей. Во сне ему является святая: «мнози не имут веры, дабы и святые мои мощи были в монастыре Михайловском, ты же и сам веруй и прочим поведай, да веруют, яко аз самая и тая Варвара мученица почившая.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

В 936 г . преставился свт. Геннадий, епископ Асторгский. Будучи прежде аббатом (настоятелем) монастыря святого Петра в Горах (san Pedro de Montes, см. выше), он восстановил его и активно содействовал возрождению монашеской жизни во всей северо-западной Испании. Он был епископом Асторги в течение 36 лет до приблизительно 931 г ., когда он удалился как простой монах в монастырь святого Петра, где и принял мирную кончину. Свт. Геннадию помогал в его трудах св. Урбан, настоятель монастыря в Пенальбе, в епархии Асторги, который почил в 940 г . Два года спустя около 942 г . преставился св. Ермогий, уроженец Туя в Галисии и основатель монастыря в Лаврухии. Дядя св. Пелагия, он также был схвачен и взят в плен в Кордову, но был отпущен маврами. В конце жизни, он, будучи епископом Туи, удалился в монастырь Рибас де Сил. Преемником свт. Геннадия, о котором мы упоминали выше, стал его прежний ученик, свт. Викентий, который преставился в 950 г . Доказательством того, что в этот период возрождения христианской жизни время мученического подвига еще не закончилось, служат примеры свв. Пелагия, Арсения и Сильвана, иноков, подвизавшихся близ Бургоса в Старой Кастилии, где они почитаются до сих пор. Они были замучены маврами в 950 г ., до своей праведной кончины они подвизались в скиту, ставшим позднее Артанзским монастырем, в котором память их совершается 30 августа. Св. Ерменингельд был монахом в Сальседо близ Туя и способствовал распространению монашества в Испанской и Португальской Галисии вместе с великим португальцем св. Рудесиндом. Он преставился в 953 г . и память ему совершается 5 ноября. Другим преподобным этого периода был св. Амасвинт, монах и настоятель в течение 42 лет монастыря близ Малаги в Андалузии. Память ему празднуется 22 декабря. Св. Петр (928-987), родился в Венеции, был командующим Венецианской флотилии, затем отказался от всего ради подвига иночества и удалился в монастырь Куксы в Пиренеях, где окончил свою жизнь в монашестве. Другой Петр (Мартинес) или Петр Мозонзоский, стал монахом в монастыре Мозонзо в Галисии около 950 г .

http://pravoslavie.ru/1985.html

В воспоминаниях митрополита Евлогия, написанных, как мы помним, в 1947 году, также отражены несколько ключевых моментов развития конфликта между Московским Патриархатом и РПЦЗ. Он описывает ситуацию вокруг указа Патриарха Тихона за 348/349: «По приезде в Карловцы я почувствовал сразу, что здесь за лето настроение изменилось. Сформировалась оппозиция указу Патриарха. Слышались речи о том, что «указ вынужденный – не свободное волеизъявление Патриарха; что его можно не исполнять». Но я, ради братского отношения к собратьям-архиереям, закинутым в эмиграцию... пренебрег Правдой – волей Патриарха». 928 Другая важная веха – торжественное богослужение в марте 1930 года, посвященное России, которое происходило в Вестминстерском аббатстве: «Сонм духовенства во главе с архиепископом Кентерберийским. Несметные толпы народу... До слез было трогательно видеть, как вся Англия по призыву своего духовного главы коленопреклоненно молилась о великой страдалице Русской Церкви... Мое присутствие в те дни в Англии, общение с англиканами, мои речи были истолкованы в Москве, вероятно агентами большевиков, как политика, направленная против государственной власти. Я получил грозный запрос от митрополита Сергия Московского, на который ответил разъяснением, что я вовсе не занимался политикой, а лишь проявил солидарность с теми, кто сочувствует страданиям родной нашей Церкви...». 929 Епископ Григорий (Граббе) посвятил Патриарху Тихону специальное исследование. 930 По мнению автора, жестокое гонение не прекращалось в течение всего остатка жизни Патриарха. Его хотели сделать таким же послушным рабом, каким стал впоследствии митрополит Сергий, но он оставался на страже Православия. 931 Каждый опубликованный акт Патриарха Тихона после его освобождения есть плод его торга с Тучковым. Но если внимательно рассмотреть его, там нигде Патриарх, по существу, не идет дальше негативного заявления, что он не враг советской власти. 932 Находясь под домашним арестом, в помещении, оцепленном войсками, Патриарх на заседании Синода согласился подписать указ об упразднении Высшего Церковного Управления за границей, но это, по мнению епископа Григория, был явный акт насилия. Он приводит слова советского историка обновленчества Шишкина, который пишет, что Патриарх не хотел выступать против постановлений Первого Карловацкого Собора и сделал это только под давлением гражданской власти. 933

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В деле о посольстве к Валааму почему моавитяне обращаются к старейшинам мадиамским? (Ст. 4). Так как, некоторые мадиамские племена жили в соседстве с моавитянами, то царь моавитский и пригласил их в общее дело против израильтян. Мадиамляне дали охотно свое согласие и в качестве союзников моавитских посылали от себя послов к Валааму 926 для проклятья народа Божия, и ожесточенно действовали против него – как оружием, так и соблазнами 927 – вместе с моавитянами. Но замечательно, что гнев Божий за сие разразился только над мадианитянами; моавиты же и аммониты пощажены были Богом, конечно ради праотца своего Лота 928 . Валаам был ли истинный пророк Божий или языческий волхв? (Ст. 8). Мнения отцов церкви и толковников относительно сего вопроса разделяются. Ho по ближайшему и прямому смыслу сказания Моисеева, Валаам может быть отнесен к истинным пророкам Господним. Название пророка усвояет ему и апостол Петр 929 . В самом деле, Валаам постоянно говорит и действует от имени Иеговы, Господа Бога, которого прямо называет своим Богом 930 . Само пророчество Валаамово, усвоенное церковью христианской и величественными чертами изображающее грядущее царство Мессии, не позволяет думать, чтобы оно могло излиться из уст волшебника; ибо кое общение света ко тьме? Сам Валаам хвалит народ Божий между прочим за то, что в нем нет ворожбы и волхвования, и желает умереть посреди его 931 . Все это заставляет думать, что Валаам был из числа лиц, коих Бог воздвигал среди язычников для славы имени своего, и для откровений о будущем спасении людей. Посему-то мудрецов персидских, со звездой приходивших в Вифлеем для поклонения новорожденному Спасителю мира, некоторые отцы не без основания почитают учениками и потомками Валаама, произнесшего знаменитое пророчество о звезде, имевшей воссиять от Иакова 932 . Развращение же и печальный конец Валаама доказывает только то, что из друга Божия можно сделаться врагом Его, что дары Божии помещаются иногда и в скудельных сосудах, и что в частности дар пророчества не есть решительный признак нравственной высоты в человеке. И Саул был некогда пророком. «И крайне нечестивому Навуходоносору было откровение о Боге Спасителе нашем» 933 . И многие вообще рекут в день суда: «Господи, не в Тебе ли имя пророчествовахом? Но Господь скажет им: николи же знах вас!… 934 . Посему-то и апостол говорит: «если имею дар пророчества и знаю все тайны…, а не имею любви: то я ничто» 935 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

В Никее своей горячей полемикой он еще более воспламенил его гнев. Как епископ, он сделался главным врагом ннкомидийца и предводимой им оппозиции – о μετ» Εσβιον. Победа последней не обеспечена, пока действует в Александрии Афанасий. Отсюда все усилия коалиции направляются к его ниспровержению. Будучи не в состоянии сама это сделать, она действует через императора. Как мы видели, Арий будучи принят в церковное общение второй сессией никейского собора, был возвращен из ссылки императором Константином 926 . Но это не было еще церковной реабилитацией. По существовавшей практике он должен был быть принят лично александрийским епископом и с согласия общины восстановлен в своих прежних церковных правах. За такую именно церковную реабилитацию Ария и принялись евсевиане 927 . По своему обыкновению они действуют под прикрытием императора. С собственноручным посланием 928 Константин отправил Ария в Александрию и просил Афанасия восстановить его в правах 929 . Афанасий категорически отказался это сделать. Константин воспламенился гневом и под страхом низложения потребовал от Афанасия церковной реабилитации Ария в Александрии. Этим ловко воспользовался Евсевий Никомидийский для достижения своей цели. Возвышение Афанасия на александрийскую кафедру признали опороченным 930 . Мелетиане, с которыми теперь соединились во вражде против Афанасия, принесли прямые клеветнические жалобы. Мелетианские епископы Исион Африбский, Евдемон Танский и Каллиник Пелузийский обвинили Афанасия в наложении на египтян особой подати льняными одеждами в пользу александрийской церкви и в посылке денег мятежнику Филумену, домогавшемуся императорской короны 931 . При таких обстоятельствах Афанасий должен был взять на себя неблагодарную задачу оправдаться перед враждебно настроенным к нему императором. Афанасий был приглашен (в конце 331 г.) в Никомидию 932 , но здесь очистился от всякого подозрения 933 . Евсевий и мелетиане однако не успокоились. Вскоре явились на сцену новые жалобы. Мелетианские епископы Евил Тмуисский, Пахомий Тентирский, Исаак Летопольский, Ахилл Кузарский и Ермеон Бузирисский со своим архиепископом Иоанном Мемфисским обвинили Афанасия, что он, достигнув епископской кафедры вероломством, требовал от них силой и заключением в темницы вступить с ним в церковное общение, а одного их товарища епископа Пелузийского Каллиника, лишив кафедры, предал пыткам военной стражи, побоям и судилищам, при чем место его вверил когда-то лишенному сана пресвитеру Марку 934 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Gidulyan...

врагов, что охладило пыл франков 928 . Таким образом, вторжение с севера было остановлено. Однако Теодорих не ограничился выполнением только своих союзнических обязательств, обнаружив полную немощность Вестготского королевства, он присоединил Прованс к своему королевству. На этой территории он воссоздал Галльскую префектуру со столицей в Арле, объясняя это свое действие намерением спасти провинцию от варваров и вновь включить ее в «Римскую империю», восстановление которой он провозгласил 929 . Кроме того, видя слабость Гезалиха, Теодорих с легкостью смещает его. Гезалих к тому же столкнулся с оппозицией среди своего собственного окружения 930 , по-видимому, недовольного слабостью своего короля. И Гезалих был вынужден снова бежать, но на этот раз в Африку, ко двору вандальского короля Трасамунда. Там он находит понимание, но Трасамунд не решается открыто поддержать Гезалиха и ограничивается финансовой помощью, благодаря которой Гезалих возвращается и собирает войска. Но и на этот раз он был разбит Иббой под Барселоной. После этого он пытается скрыться при бургундском дворе, но, немного не добравшись до его пределов, он был настигнут преследователями и убит. Примерно с 511 г. Теодорих начинает править Вестготским королевством от своего имени, не обращая внимания на законные права своего малолетнего внука Амалариха, которого оставил при себе 931 . В результате этих бурных событий у Арля появился новый властитель – король остготов Теодорих Великий. Выкуп пленных Сам город, по-видимому, не сильно пострадал, однако, вся округа была разорена осаждавшими и лежала в руинах. Городу грозил голод и нехватка всего необходимого, что потребовало от Теодориха принять меры. И он распорядился выделить средства для помощи городу, а также временно освободить его от налогов 932 . Цезарий во время осады сумел выкрутиться из сложной ситуации, но эта история не могла не сказаться на его репутации. Кроме того, были и материальные потери. Лежал в руинах находившийся за стенами города женский монастырь, который начал возводить Цезарий, и это очень сильно огорчило епископа 933 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Вскоре после празднования 200-летия Охты по приходам было разослано предостережение: «Канцелярия Высокопреосвященного митрополита Петроградского имеет долг уведомить вас во исполнение распоряжения Высокопреосвященнейшего Владыки от 20 июня – 3 июля 1921 г. за 1644, для немедленного извещения всех настоятелей церквей Петрограда и епархии, чтобы они, ввиду состояния Петрогр[ада] и губ[ернии] на военном положении, во избежание недоразумений без разрешения Отдела Управления (площадь Урицкого) крестных ходов не устрояли» 927 . Гражданская война окончилась победой большевиков, со всеми соседними государствами были подписаны мирные договоры, а власти так и держали «красный Питер» в прокрустовом ложе военного положения... Коммунистическая диктатура насаждала классовую ненависть (что является не менее преступным, чем разжигание национальной нетерпимости) и отвергала все нравственные заповеди. Поэтому митрополит Вениамин, который учил людей любви Христовой, при всей своей отстраненности от политической жизни, не мог не подрывать основы режима. Нельзя, например, исключать духовного влияния Петроградского святителя на кронштадтские события марта 1921 года. «Кронштадт восстал, объятый чувством всепрощения. Он сохранил жизнь местным коммунистам» 928 . Где матросы могли почерпнуть это «чувство всепрощения», как не в храме, из уст пастырей и архипастыря? Не случайно еще за два года до восстания можно встретить сообщение: «Даже матросы охвачены религиозным настроением. Кронштадтские матросы вызвали в Кронштадт Митрополита Петроградского Вениамина. Они ходят на исповедь и сами накладывают на себя покаяние» 929 . Подавив восстание в Кронштадте, большевистские каратели учинили там беспощадную расправу. Расстрелу по приговорам «чрезвычайных революционных троек» подверглись и председатель приходского совета Морского собора И.О. Деркаченко, и ряд священников – о. Василий Братолюбов, о. Василий Ложкин, о. Григорий Поспелов 930 . Летом 1921 года на митрополита Вениамина, наконец, обратила пристальное внимание Петроградская чрезвычайка. 29 (16) июля он был вызван на Гороховую, дом 2. Вызов, как писал епископ Ямбургский Алексий, «имел ту цель, чтобы допросить его по целому ряду вопросов, большей частью касающихся внутреннего церковного управления. Все-таки имеется целое большое дело, обещали еще вызвать, а пока взяли подписку о невыезде» 931 . Интерес чекистов к Петроградскому митрополиту нетрудно понять. Большевики предусмотрели все, чтобы оторвать народ от Церкви, сделали церковные организации нищими, разогнали важнейшие органы управления – Епархиальные Советы. Казалось бы, на четвертом году революции от религии не должно остаться и следа, но ничего подобного не случилось. Следовательно, где-то «органы» не доработали.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Глава 8. Бог есть Творец и Отец всем. Мати есть наша святая Церковь . Та родит сыны своя святым крещением и сосцами своими питает нелестным млеком – словом Божиим, ветхим заветом и новым законом, евангелием и апостольскою проповедью, и пречистыми Христовы плоти и крови тайнами животворит, и грехи очищает, и живот вечный дарует, яко без причастия истинныя святыни спастися невозможно 924 . И о сем, аще есть верныи отцу чада и матери своей, како от нея родившеся и воспитавшеся, и како верны в дому своем бысте, како отца своего и матери разлучистеся, како и когда не стало их у вас 925 ? Помнят родители своя любезныя чада. Колико есть богатства осталося отца у матери вашей? И чим вас, чад своих, наделил и кто вас лишил? Глава 9. Какова и колика бе церковь в первобытии верны, в лета апостольския, и потом в лютая и гони(л. 11)тельная времена 926 ? Како прежнии християне церковный священный чин хранили и святыя тайны Христовы имели при себе и без того не умирали. И о сем явите, где у них святии церкви были? Како священной чин ставили? Како они служили? Како крестились? Како святыя тайны хранили? Како тайн церковных не отлучались покаяния, и браку, и прочих святынь доры просфир? Како вы нарицаетесь верныи избранники? Како евангелию Христову верны 927 ? Како святым тайнам, и священству, и церкви Христове быть ли до скончания века или ни? И о сем покажи от святаго писания. Глава 10. Откуду имам познати в вас истинную Христову веру и святую соборную церковь ? И како вас неосвященных самочинных 928 учителей, верных в таковом подобенстве мешании и по чину вашем и по делом 929 ? Имеетлися в вас святая Христова церковь , мати любимая, пристанище тихое? От кого родится водою и духом? Откуду напитатись имам пищею, чтоб душа была во-веки, якоже Христос Спаситель рече 930 ? Кто в вас благословляет, и прощает, и разрешает? И освящаютлися благодатию Святаго Духа от неосвященных самочинцов 931 , которыи творят новопросвещенна и непросвещенна, божественна и безбожна? Друзии же глаголют еретическое крещение несть крещение, но паче осквернение. Где же истинное? Явите нам.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Druzhi...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010