19-е Преп. Иоанна Ветхопещерника Называется Ветхопещерником, потому что был монахом и священником в лавре преп. Харитона, сначала устроенной в пещере; сия лавра называлась и ветхой, потому что устроена прежде других Палестинских обителей. Подвизался в VIII веке. Св. Трифона, Константинопольского патриарха Из монахов столичного монастыря возведён на патриаршество императором Романом в 928 году, а в 931 году низложен им же, чтобы доставить престол двадцатилетнему Феофилакту, сыну своему. Трифон же с незлобивым сердцем воротился в свой монастырь и там скончался через два года и пять месяцев. Но тело его по смерти принесено было в Софийский храм и торжественно похоронено с прочими патриархами. Преподобного Симеона Босого, игумена монастыря Филофея, нового чудотворца Преп. Симеон, сын священника, в молодых годах принял иночество, достиг иеродиаконства и, побуждаемый любовью к безмолвию и уединению, удалился в пределы горы Олимпийской, в монастырь близ Киссары, где и предался суровым иноческим подвигам. Отсюда он перешёл на Афон и вступил в братство лавры св. Афанасия. По воле настоятеля, скоро отличившего ревностнейшего между всеми подвижниками, Симеон был рукоположен в иерея. Из лавры перешёл он в обитель Филофеевскую, где строгой жизнью изумлял братию и возбудил такое благоговение к себе, что общими просьбами, хотя и против своей воли, убеждён был принять звание игумена. Тогда, сознавая свою священную обязанность служить образцом для руководимых им, Симеон ещё «возвысил меру поста, молитвы и других Богоугодных подвигов», и, главное, безленостно и постоянно наставлял иноков спасительными увещаниями. Но так как, при условиях испорченности человеческой природы, среди наибольшей высоты жизни люди подвергаются и наибольшим искушениям, то и среди иноков, хотя и добровольно избравших себе истинно высокий образец для подражания, возникло раздражение против строгого подвижника. Симеон, видя неприязнь к себе, терпел, молился, старался любовью побеждать вражду, но не мог ничем обезоружить злобствующих против него и потому удалился.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МАРОЗИЯ [Мароция; уменьшительное от Мария; лат. Marozia, Marotia, Marocia] (ок. 892 - между 932 и 937), представительница знатного рим. рода Феофилактов, оказывала значительное влияние на политику Римских пап в 20-30-х гг. X в. Отец М.- Феофилакт, гр. Тускуланский († ок. 925). В понтификат Сергия III (904-911), с к-рым он, возможно, состоял в родстве, Феофилакт был вестарарием (vestararius), т. е. хранителем папской ризницы и казны, и военачальником (magister militum); с 905 г. сенатор. Мать М., Феодора Старшая, вероятно, происходила из римской аристократической семьи; согласно другой версии, была дочерью Тосканского маркгр. Адальберта I († после 884). Феодора считается первой из «блудниц», оказывавших влияние на Римских понтификов в период т. н. порнократии. Как свидетельствует в «Антаподосисе» Лиутпранд Кремонский , состоя в браке с Феофилактом, Феодора вступила в связь с буд. папой Иоанном Х (914-928), к-рый занял при ее поддержке кафедру Равенны, а позднее был избран на Римский престол. Тем не менее образ Феодоры, содержащийся в др. источниках, далек от представления о нечестивой развратнице. В частности, мон. Евгений Вульгарий в одном из писем характеризует ее как «святейшую и возлюбленную Богом почтенную матрону» (sanctissima et Deo amata venerabilis matrona). Сестра М.- Феодора Младшая († ок. 950), основательница рода Кресценциев, мать папы Римского Иоанна XIII (965-972). Братья М. умерли в раннем возрасте. Лиутпранд Кремонский обвинял М. и ее сестру в том, что они унаследовали от матери склонность к разврату. Версия Лиутпранда, согласно к-рой М. состояла в добрачной связи с папой Римским Сергием III и родила от него буд. папу Римского Иоанна XI (931-936), оспаривается частью исследователей как безосновательная, однако находит подтверждение в сочинениях Флодоарда Реймсского . В редакции Liber Pontificalis , подготовленной кард. Пандульфом († после 1138), сообщается лишь о том, что Сергий III был отцом Иоанна XI (LP. T. 2. P. 243). Согласно др. версии, Иоанн XI был сыном М. от 1-го мужа, маркгр. Камерино и Сполето Альберика I († после 917). Этот брак был заключен для укрепления союза Феофилакта и Альберика. Сама М. во время замужества не принимала активного участия в политической жизни. Известно, что в этом браке она родила 3 сыновей (Альберика II, ставшего впосл. светским правителем Рима, а также Константина и Сергия) и дочь Берту; возможно, у М. и Альберика I была еще одна дочь. Сообщение хрониста Бенедикта из мон-ря св. Андрея на горе Соратте о том, что Альберик II был рожден от добрачной связи Альберика I и М., не подтверждается др. авторами.

http://pravenc.ru/text/2562380.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Церковь св. апостолов в Карсе. 931 г. К. основан в древности; в «Географии» Страбона (I в. до Р. Х.) упоминается область Армении под названием Хорзена (Χορζην; Strabo. Geogr. XI 14), вероятно имеющая отношение к К. Название К. происходит скорее всего от арм. термина «крепкий город». О древнейшей истории К. надежных сведений нет. Возможно, в эпоху поздней античности здесь правила фамилия нахараров, владевшая обл. Вананд. С распространением христианства в Армении в К. была создана Карсская (Ванандская) епархия Армянской Апостольской Церкви. В средние века К.- крупный торговый центр на пути между Ани и Феодосиополем (арм. Карин, впосл. Эрзурум), в регионе, к-рый связывал торговыми путями Анатолию и Причерноморье с Закавказьем и Ираном. В 888 г. вместе со всем Ванандом К. был присоединен к владениям арм. царя Ашота I Багратуни и вошел в состав Армянского царства Багратидов. В X в. значение К. постепенно росло. Когда на арм. трон взошел царь Абас (928-953), ранее владевший Ванандом и К. как своим уделом, в К. была перенесена царская резиденция. Здесь были построены цитадель, царский дворец, кафедральный собор св. Апостолов. По сообщению арм. историка Степаноса Таронеци, ок. 937 г. князь Абхазии Бер предпринял поход против Армении и через своего посла передал Абасу требование не освящать собор в К., пока он не захватит город, желая освятить храм по обычаю своей, халкидонской (православной), веры. Князь вскоре был взят в плен и казнен в К. В 961 г. преемник Абаса Ашот III (953-977) перенес столицу из К. в Ани. При этом на территории Армении сохранялась и развивалась система уделов под властью различных представителей правящего дома, и с 962 г. в К. также складывается Карсское (Ванандское) царство, находившееся в вассальной зависимости от Ани. В 962 г. Ашот III передал Вананд своему брату Мушегу, основавшему в К. отдельную ветвь династии Багратидов. В XII-XIII вв. население города составляло ок.

http://pravenc.ru/text/1681163.html

Н.Ю. Маркина «Четырехчастная» икона в контексте богослужебного чина В предлагаемом тексте мы обращаемся к прославленной иконе «Четырехчастная» из местного ряда иконостаса Благовещенского собора Московского Кремля 922 . История этого памятника связана с периодом восстановительных работ в Кремле после пожара 1547 г. и с церковным собором 1553–1554 гг. На соборе рассматривалось так называемое «дело дьяка Висковатого» – о правомочности создания иконописных образов усложненного богословского содержания, в том числе и иконы «Четырехчастная». Сохранившиеся письменные источники – материалы «дела Висковатого» 923 – приводят немало сведений о «Четырехчастной» и созданных одновременно с нею памятниках. Мы узнаем, например, что «Четырехчастная» была выполнена около 1551 г. псковскими мастерами, а заказчиками ее являлись наиболее влиятельные государственные деятели: скорее всего, сам государь Иван IV, митрополит Макарий и иерей Благовещенского собора Сильвестр. Столь исключительное положение «Четырехчастной» иконы в истории русской культуры, особый характер ее образного строя, свидетельствующий о повороте культурно-мировоззренческих процессов в середине XVI в. от Средневековья к новому времени, привлекли внимание к ней и к материалам «дела Висковатого» значительного количества исследователей. Об этих памятниках писали почти все крупные историки и культурологи XIX в., среди них издатель материалов О.М. Бодянский, Д.А. Ровинский 924 , Ф.И. Буслаев 925 , Н.П. Кондаков 926 , П.П. Муратов 927 , Е.Е. Голубинский 928 , Н.В. Покровский 929 , В.Н. Щепкин 930 , Л.А. Мацулевич 931 . Но первые собственно научные исследования, как в плане подробного разбора материалов «дела», так и анализа «Четырехчастной», ее содержания, стиля и связанной с нею богословской проблематики стали появляться с 30-х годов XX в. Главными здесь являются работы Н.Е. Андреева 932 , Л.А. Успенского 933 и О.И. Подобедовой 934 . Нами затрагивается только один аспект в изучении «Четырехчастной»: богослужебный контекст ее образной структуры. Этот аспект еще не поднимался исследователями, и он представляется немаловажным в свете культурологического исследования содержания иконы. Данную работу, таким образом, можно рассматривать как попытку анализа функциональной роли «Четырехчастной» в структуре храмового ансамбля, стержнем которого является богослужебный чин.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/vostochn...

Беседа 21. О том, как новоначальная душа становится добродетельной и преуспевает, когда освобождается от первоначальных напряженных трудов. И как приближается она при малом утомлении тела к свободному существованию 927 благодаря помощи свыше. 928 И с какой целью трудится она в трудничестве своем. 1 . Итак, когда ты ослаб и утомился от труда псалмопения с этим постоянным повторением обычных , и не способен ты уже более трудиться в этом так, как раньше, – из-за старости, или из-за великой немощи тела, – трудись вместо этого в молении, прошении и в подобных . Долго и настойчиво приноси моление твое, проси усердно и трудись в молении твоем с сердечным усилием. 929 Будь настойчив, продлевай и растягивай ее надолго, 930 пока не откроется для тебя дверь. 2 . Ибо милостив Господь наш, и примет Он тебя не за труд твой, но за благое намерение разума твоего. 931 Озарена будет душа твоя, когда продлишь ты моление свое, и воспламенятся помыслы твои любовью к Нему. 932 Таким образом получишь ты помощь от Бога в малых трудах слабого тела твоего. При этом, насколько возможно, не оставляй полностью свои малые службы 933 – чтобы не оказаться тебе подобным человеку, который не желает подчиниться правилу. Ибо это к нападениям на тебя демона гордыни, как  с тем, кто вообразил, что он более не нуждается в этом; или ты мало-помалу добровольно придешь в расслабление. 3 . Я не навязываю какого-либо необходимого времени , но лишь говорю о том, что может случиться и произойти. 4 . Нет также ничего предосудительного, если в течение времени, которое соответствует силе 934 – или даже не соответствует – мы стоим или сидим; ибо сопутствует нам великий страх и трезвение, возбраняя нам впасть в презрительное отношение к Богу в то время, когда служба совершается нами и когда молитвенное жертвоприношение приносится Ему. 935 5 . Но ты должен беспокоиться о сознательной и вдумчивой , а не об определенном пределе, и не заботиться особенно о количестве, 936 ибо последнее весьма часто становится причиной для смущения. Но о том, как сердцу нашему приблизиться к Богу в службе и молитве: для этого подчиняешься ты закону детей. 937

http://azbyka.ru/otechnik/Isaak_Sirin/o-...

Люсьен Реньё Глава двенадцатая. Выходы из кельи и путешествия Выходы из кельи Постоянно подвизаясь в келье, анахорет все же имел причины или даже необходимость выходить из нее. Даже те редкие примеры монахов, которые никогда не выходили из кельи, только подтверждают то, что все другие время от времени ее покидали. Об авве Арсении известно, что он никогда просто так из кельи не выходил 928 . Если же он иногда и выходил оттуда, то вовсе не затем, чтобы подышать свежим воздухом где-то поблизости. Как мы увидим, почти все монахи Нитрии, Келлий и Скита собирались вместе по субботам и воскресеньям, чтобы служить литургию. Помимо этих выходов в конце недели у отшельника было еще много вполне законных причин покинуть келью – либо на полчаса, либо на несколько дней, в зависимости от расстояния до того места, куда он хотел отправиться. Кстати, хвастаться тем, что ты никогда не покидаешь пустыню, считалось у монахов проявлением гордыни. Одному брату, который был искушаем таким образом, авва Пимен посоветовал выйти ночью и сделать круг вокруг деревни 929 . Поначалу монахи могли уйти из кельи в пустыню, чтобы там подвизаться. Выходили к колодцу за водой 930 или к болоту, чтобы там нарезать веток для изготовления циновок или корзин 931 . Навещали старца или брата 932 , в особенности больного, или монаха, который нуждался в присмотре 933 . Отношения между насельниками Нитрии, Келлий и Скита были довольно тесными. Визиты из одного места в другое совершались ежедневно или раз в два дня. Иногда отшельник мог сильно удивиться тому, что, внезапно выйдя из кельи, он встречал кого-то, кто был ему не знаком 934 . Более значительные и гораздо более редкие путешествия совершались тогда, когда монах был вынужден идти в мир, в города и деревни Дельты Нила. Но, чтобы предпринять такой вояж, сопровождаемый частыми искушениями и неизбежной рассеянностью помыслов, нужна была достаточно серьезная причина 935 . Деловые путешествия На заре монашеской истории каждый отшельник должен был сам заботиться о всем необходимом для жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Иоанн XI, папа Римский. Роспись ц. Сан-Пьетро а Градо в Пизе. XI в. († янв. 936, Рим), папа Римский (с марта 931). Происходил из семьи высшей рим. аристократии. Мать - Марозия (Мароция), «сенатрисса» и рим. «патрицианка». В Liber Pontificalis и у Лиутпранда Кремонского отцом И. назван папа Римский Сергий III (904-911), однако Л. Дюшен ( Duchesne. 1913) и вслед за ним большинство совр. исследователей считают эту информацию легендарной, полагая, что И. был законным сыном Марозии и Альбериха I, герц. Сполето и Камерино. По всей видимости, папа Римский Лев VI (928-929) возвел И. в достоинство кардинала-пресвитера рим. ц. Девы Марии (S. Mariae trans Tiberim). Ни в одной из современных И. хроник не упоминается о его избрании - вероятно, он был поставлен на Римскую кафедру по приказу матери. На 2-м году понтификата И. в Риме произошел переворот, причиной к-рого стал новый брак Марозии с Гуго Арльским, кор. Италии (лето 932). Опасаясь за свою жизнь, Альберих II, др. сын Марозии и Альбериха I, в дек. 932 г. собрал противников кор. Гуго и захватил замок Св. ангела, где находилась королевская чета. Гуго удалось бежать, Марозия и И. были заключены в темницу. И. вскоре освободили, и последние 4 года понтификата он провел под домашним арестом в Латеране. О судьбе его матери после заточения ничего не известно. Сохранились неск. папских привилегий (и упоминаний о таковых), дарованных мон-рям. В марте 931 г. И. подтвердил статус и привилегии мон-ря Клюни : аббатство было напрямую подчинено Папскому престолу, получило право свободного избрания аббата в соответствии с Уставом прп. Венедикта Нурсийского, право принимать в управление др. мон-ри, право на временное проживание и обучение монахов из др. обителей, также за аббатством были закреплены его земельные владения и доходы от них, право чеканить собственную монету. Папа утвердил в должности избранного аббатом св. Одона . Эта папская грамота (PL. 132. Col. 1055-1058), подтвержденная И. по просьбе кор. Гуго в дек. 932 г., впосл. стала образцом для подобного рода папских посланий. Схожие привилегии были предоставлены бенедиктинскому аббатству Девы Марии в Деоле (совр. деп. Эндр, Франция), настоятелем к-рого также был св. Одон. Привилегии от папы получили восстановленные мон-ри Девы Марии и св. Мартина в Пуатье (бывш. мон-рь св. Киприана), св. Иулиана в Туре, св. Сильвестра в Риме (Сан-Сильвестро ин Капите). Папские привилегии способствовали созданию клюнийской конгрегации .

http://pravenc.ru/text/469692.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АРСЕНИЙ [греч. Αρσνιος] (IX-X вв.), свт. (пам. 19 янв.), архиеп. Керкирский. Род. в Палестине в царствование имп. Василия I Македонянина (867-868) в семье благочестивых родителей; отец происходил из Иерусалима, мать - из Вифании. Долгое время они оставались бесплодными и, когда после долгих молитв родился А., решили посвятить его на служение Богу. А. отдали в мон-рь, где он был обучен истинному иноческому житию и получил хорошее образование. В 12 лет принял постриг. Затем он отправился в Селевкию (Сирия), где усовершенствовал свои познания в науках и был рукоположен во пресвитера. Корабль, на к-ром А. возвращался в Иерусалим, был захвачен пиратами. Святой обратился к разбойникам с мудрыми и кроткими речами, и его проповедь обратила их к покаянию. Поклонившись святым местам, А. отправился в К-поль. Патриарх Трифон (928-931) поручил ему «заботу о церквах» (νεπιστεθη τν φροντδα τν Εκκλησιν) , возможно, А. получил должность иконома. При Патриархе Феофилакте за свои добродетели он был избран епископом Керкирским (ок. 933). Он стал первым из иерархов о-ва Керкира в сане архиепископа. Во время набега «скифов» на остров (возможно, нападение болгар в 941) святитель, вышедший к разбойникам со словами увещевания, был захвачен в плен. Растерявшиеся жители Керкиры, видя его самопожертвование, исполнились мужества и приложили все усилия для освобождения А. А. прославился мудростью, ученостью, благотворительностью и неоднократным заступничеством за невинных перед властями. Так, уже в старости он отправился в К-поль ходатайствовать за свою паству, к-рой угрожал неправедный гнев имп. Константина VII Багрянородного . Возвращаясь из К-поля, А. в пути заболел и скончался в Коринфе (ок. 953). Его мощи были перенесены на Керкиру и положены в соборе святых апостолов Петра и Павла. Еще при жизни святитель получил от Бога дар исцеления и чудотворения. Мощи его также прославились мн. чудесами. Во время венецианского владычества обладателями мощей стали католики. В наст. время мощи А. находятся в Епископской часовне Керкирской митрополии. Тимофей, митр. Керкирский, в 1986 г. пожертвовал для мощей А. драгоценную раку (Δπτυχα. 1999. Σ. 550).

http://pravenc.ru/text/76184.html

Т.Н. Джаксон, И.Г. Коновалова, А.В. Подосинова 37. Вышеградское продолжение «Чешской хроники» Козьмы Пражского (около 1141 г.) Первым в ряду продолжателей «Чешской хроники» Козьмы Пражского стал анонимный вышеградский (Вышеград – город к юго-востоку от Праги) каноник, очевидно, близкий к чешскому князю Собеславу I, прославлению которого он посвятил немало усилий. Изложение охватывает период с 1126 по 1140 г., но статьи 1126–1130 гг. написаны по ходу событий, а блок за 1131–1140 гг. прибавлен позднее, ок. 1141 г. Издания: Cont. Wissegr. 1851. Р. 132–148; Cont. Wissegr. 1874. Р. 203–237. Переводы: На чешский язык: Cont. , Wissegr. 1874 (a latere); РРК. S. 17–59; на немецкий язык: Cont. Wissegr. 1895. Литература: См. библиографию: RFHMAe 3. Р. 657. В год от Воплощения Господня 1132-й. (...) [Прославление как чудотворца хильдесхаймского Годехарда, узнав о чудесах которого, многие устремились в Хильдесхайм 919 . Сильнейший пожар в Регенсбурге. Князь Собеслав 920 послал на помощь королю Лотарю, отправляющемуся в Рим 921 , 300 рыцарей.] Вратислав (Wratizlaus), князь (dux) части Моравии (Moravia), которая зовется Брненской (Brnenzco), сын Олдржиха (Dedalricus) 922 , взял жену из Руси (Rusia) 923 , красотою своей превосходившую греческую королеву Елену 924 ; она отличалась такой белизной лица, что красноватое сверкание золота отражалось в белизне ее кожи пурпурными отблесками. В том же году польский князь (dux Polonorum) 925 с бесчисленным войском двинулся в Венгрию (Ungaria), намереваясь, против желания венгров, возвести на трон сына Кальмана (Colmannus) 926 , изгнав короля-слепца по имени Бела (Bela) 927 . А мать названного юноши, будучи прогнана своим супругом, то есть королем Кальманом, когда была беременной, вернулась к отцу и родила там сына. Его-то польский князь и желал поставить королем над венграми, но Божий промысел разрушил его намерение. Король-слепец выступил навстречу ему со своим войском, и Болеслав (Bolezlaus) со своими, охваченный страхом, дождавшись ночи, пустился в бегство. Венгры преследовали его [и] с Божьей помощью многих перебили во время этого бегства 928 . Тем временем князь Собеслав (Sobezlaus), укрепившись милосердием Божиим и молитвами святого Вячеслава (Wencezlaus) 929 , в 115-е календы ноября 930 вступил со своим войском в Польшу (Polonia) 931 и всю часть той земли, зовущуюся Силезией (Slezsko), целиком предал огню. Еще он вывел оттуда с собой множество пленников с бесчисленными богатствами, а также немалые стада диких коней, и так, Божией милостью, с великой победой и ликованием вернулся на родину. [Второй поход Собеслава на Польшу в следующем, 1133, году]

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Житие свт. Арсения Керкирского Родом из Палестины в царствование имп. Василия I Македонянина (867-868) в семье благочестивых родителей; отец происходил из Иерусалима, мать - из Вифании. Долгое время они оставались бесплодными и, когда после долгих молитв родился Арсений, решили посвятить его на служение Богу. Арсения отдали в монастырь, где он был обучен иноческому житию и получил хорошее образование. В 12 лет принял постриг. Затем он отправился в Селевкию (Сирия), где усовершенствовал свои познания в науках и был рукоположен во пресвитера. Корабль, на котором Арсений возвращался в Иерусалим, был захвачен пиратами. Святой обратился к разбойникам с мудрыми и кроткими речами, и его проповедь обратила их к покаянию. Поклонившись святым местам, Арсений отправился в Константинополь. Патриарх Трифон (928-931) поручил ему «заботу о церквах» , возможно, Арсений получил должность иконома. При патриархе Феофилакте за свои добродетели он был избран епископом Керкирским (ок. 933). Он стал первым из иерархов острова Керкира в сане архиепископа. Во время набега «скифов» на остров (возможно, нападение болгар в 941) святитель, вышедший к разбойникам со словами увещевания, был захвачен в плен. Растерявшиеся жители Керкиры, видя его самопожертвование, исполнились мужества и приложили все усилия для освобождения святителя. Святитель Арсений прославился мудростью, ученостью, благотворительностью и неоднократным заступничеством за невинных перед властями. Так, уже в старости он отправился в Константинополь ходатайствовать за свою паству, которой угрожал неправедный гнев императора Константина VII Багрянородного. Возвращаясь из Константинополя, Арсений в пути заболел и скончался в Коринфе около 953 года. Его мощи были перенесены на Керкиру и положены в соборе святых апостолов Петра и Павла. Еще при жизни святитель получил от Бога дар исцеления и чудотворения. Мощи его также прославились многими чудесами. Во время венецианского владычества обладателями мощей стали католики. В настоящее время мощи свт. Арсения находятся в Епископской часовне Керкирской митрополии. Тимофей, митр. Керкирский, в 1986 г. пожертвовал для мощей святителя драгоценную раку .

http://pravicon.com/info-3808

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010