927 Сближение Московского Патриархата с экуменическим движением. Церковная жизнь. 1959. 12. С. 22. 928 Рождественское послание Председателя Русского Архиерейского Синода заграницей Высокопреосвященнейшего Митрополита Анастасия. Церковная жизнь. 1952. 912. С. 157. 929 См.: Осквернение святыни. Церковная жизнь. 1952. 56. С. 108109; Определение Собора епископов Русской Православной Церкви загранице. Церковная жизнь. 1956. 1112. С. 106. 930 См.: Протест против принятия Московского Патриархата в Мировой совет церквей. Церковная жизнь. 1961. 57. С. 9899. 931 См.: Письмо Московского Патриарха Генеральному Секретарю Мирового Совета Церквей в Женеву, д-ру Виссерт-Хуфту. Церковная жизнь. 1961. 57. С. 9698. 932 Аверкий, архиеп. К столетию со дня рождения. Блаженнейший митрополит Анастасий. 18731973. Церковная жизнь. 1973. 57. С. 54. 933 См.: Пасхальное послание Председателя Архиерейского Синода Русской Православной Церкви заграницей. Церковная жизнь. 1950. 34. С. 8. 934 Послание Архиерейского Собора Боголюбивой пастве Русской Православной Церкви заграницей. Церковная жизнь. 1956. 1112. С. 101102. 935 См.: Церковная жизнь в СССР. Церковная жизнь. 1950. 56. С. 41; Послание Архиерейского Собора Русской Православной Зарубежной Церкви. Церковная жизнь. 1951. 1. С. 7. 936 Пасхальное послание Председателя Архиерейского Синода Русской Православной Церкви заграницей. Церковная жизнь. 1955. 16. С. 17. 943 Родзянко В., прот. Краткая докладная записка о заграничных расколах. Л. 20, 21; см. также: Святитель русского зарубежья и вселенский чудотворец Иоанн. М.: Паломник, 1998. С. 17. 944 Родзянко В., прот. Письмо прот. Г. Граббе 3.02.1979. Stanford University, Special collections Librarian. F. «Grabbe». Box 6. Folder 13. 945 Антоний (Бартошевич), архиеп. Письмопротопр. Г. Граббе 25.07.1975.Stanford University, Special collections Librarian. F. «Grabbe». Box 1. Folder 7. 951 Алексий, патр. Его Блаженству Блаженнейшему Тимофею, Патриарху Святого Града Иерусалима и всея Палестины. ЖМП. 1952. 10. С. 35.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

928 В I, 18, 5, 1 Макарий пишет, что как Святой Дух, так и лукавый одновременно находятся внутри человека, не смешиваясь друг с другом. Здесь Макарий отходит от той сирийской традиции, которая представляла себе Св. Духа физически (см. примеч. 3 на с. 126), а Диадох, наоборот, приближается к ней! 931 Ж. Грибомон (1972), излагая выводы Г. Дёрриса (Dörries 1966b), пишет, что противопоставление Макария-Симеона и Диадоха – «erreur de perspective». К похожему мнению склоняется, кажется, большинство исследователей данной проблемы (включая последнюю обстоятельную работу М. Плестеда), не разделяющих противоположной точки зрения Э. де Пляса. 934 В Корпусе часто ведется полемика против криков и неумеренных коленопреклонений во время молитвы (свидетельства внешнего «энтузиазма» и экстатизма). См., например, I, 17, 3 и т. д.; II, 6, 1–3; 33, 1–2; 51, 3. Однако среди дошедших до нас антимессалианских источников эти черты не упоминаются, что говорит о «своеобразии» окружения Макария по сравнению с еретиками. 935 Собрание по алфавитному порядку всех предметов, содержащихся в священных и божественных канонах, составленное и обработанное смиреннейшим иеромонахом Матфеем, или Алфавитная синтагма М. Властаря /Перев. с греч. свящ. Николая Ильинского. Симферополь, 1892 (репринт: М., 2006). О мессалианах: Альфа, 2, с. 16–17. 938 PG 155, 65–73, 89–97 (богомилы). «Массалиане» упоминаются наряду с богомилами в стлб. 172 как учащие о причастии человека не благодати, а Божественному естеству. 941 Diekamp 1900. См. с. 20–23 (текст), 42–44 (комментарий). Текст рукописи, изданной Дикампом, использован нами дополнительно к текстам Дамаскина, изданным Кмошко и Коттером. 942 Ср. Wilmart 1920b, 366, n. 1 (Вильмар впервые привлек внимание к этой публикации Дикампа в связи с CM). 948 Kmosko 1926, CLXXII; CSCO 169–170, Louvain 1957, p. 79 (текст), 78 (перевод) (2 последние строки не входят в строфу и не связаны с мессалианами, см. Gribomont 1972, где указано и второе упоминание у Ефрема Сирина о мессалианах, но только в греческом переводе, так как в сирийском стоит «сторонники Вардесана»).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Veliki...

928 Неясно, какого роспева; если по-афонски и с исоном, то, возможно, – из болгарского монастыря Зограф, где вся служба, как вообще у болгар, совершается на церковно- славянском языке, а пение – то же самое, что и у константинопольских греков, т.е. С использованием, по безлинейной поздневизантийской, реформированной в начале XIX века нотации. 929 См., например: Н. Финдейзен: Очерки по истории музыки в России. Выпуск II. Москва-Ленинград, 1928, стр. 256–260. 931 Л. Быстров: Забытый роспев. «Церковное пение» (старообрядческий журнал), Киев, 1909, 11, стр. 286–291. 938 С. В. Смоленский: Об указаниях оттенков исполнения и об указаниях музыкально-певческих форм церковных песнопений в крюковом письме. «Церковное пение». Киев, 1909, 3, стр. 65–83; 12, стр. 314–317. Статья эта, по-видимому, осталась незаконченной: смерть автора прервала работу над ней. 940 Этими объяснениями мы воспользовались при составлении обзора граммофонных пластинок с русским церковным пением, опубликованного на немецком языке. 941 Терминология выдержана не очень строго: знаменный роспев называется иногда напевом, наравне с «московским напевом»: научная терминология к тому времени еще не вполне установилась. 942 Статья: Открытое письмо Н.Д. Зенину по поводу статьи его «О граммофонах». «Старообрядческая мысль», 1910, Москва, 12, приложение «Церковное пение», стр. 203–210 – Журнал «Церковное пение» начал выходить в Киеве с 1909 года ежемесячно. 943 В этой статье старообрядческого священника Е. Карнышева имеется любопытное замечание, касающееся русской синодальной («господствующей») церкви и характеризующее полный отрыв ее хорового церковного пения от богослужебного предания и от самой сущности богослужебного пения: «Разве не культурность толкнула профессора Лебедева просить разрешения у Синода петь в храмах с помощью скрипок и других музыкальных инструментов» (стр. 209). 944 Очень известный старообрядческий церковный хор, состоявший из работников и служащих фабрики компании Богородско-Глуховской мануфактуры Захара Морозова, около Москвы.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

928 При пении на утрени «Непорочны», каждение бывает (См. выше) при закрытых Царских дверях. Иерей и диакон выходят для каждения северными дверьми (Тип., гл. 2 и 22). 930 В Типиконе, в последовании мясопустной субботы, сказано: «Аще ли прилучится храм некоего святого или святой в сий день, и служба субботы поется в гробнице токмо, а в храме поется служба храма». Под гробницей можно разуметь и притвор, в котором положено совершать последование об усопших, после отпуста вечерни (Тип., гл. 14). Также, если случится Сретение Господне (2-го февраля) в субботу мясопустную – служба субботы переносится на вторник или четверг мясопустной седмицы (Тип., 2 февр.). Но если праздник Обретения главы св. Иоанна Предтечи (24-го февр.) случится в мясопустную субботу, то служба праздника переносится на пяток мясопустный (Тип., послед. 24 февр.). Празднование в память освобождения крестьян от крепостной зависимости, 19 февраля, случившееся в субботу мясопустную, переносится по указанию Св. Синода (Церк. Вед. 1905 г., 5), на Неделю (воскресение) мясопустную. 931 В сырную седмицу запрещается вкушать мясо, а дозволяется – сыр и масло, с целью – мало-помалу приучать отступать от приятных яств и без печали приходить к воздержанию поста. Такой древний обычай (см. свидетельство о нем Феофила, Патриарха Александрийского, V века, у Свицера – слово τυροφγο) получил силу закона со времен греческого императора Ираклия (610–640), воевавшего с Хозроем и обещавшего Богу, при благополучном окончании войны, не вкушать мяса в Неделю пред Великим постом. Св. Церковь и по прекращении войны исполняла желание императора (Thesavrus Sviceri τυριν). 932 В книге: «Чин священнослужения и обрядов, наблюдаемый в Большом Успенском соборе», сказано, что в сырную Неделю «архиерей после вечерни знаменается у святых икон и благословляет крестом властей и всех, ту прилучившихся» (Чин священносл. см. о сырн. нед.). В рукописном уставе 1645 года Московской Троицкой лавры указан для начинающих говеть такой чин благословения от игумена: «Отпустя вечерню клирошане на первом клиросе запоют славник храму, а на левом: Послан бысть, да на сходе: Владычицу большую.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

928 Срезневский И.И. София Цареградская по описанию русского паломника конца XII века//Тр. III Археологии, съезда в России. Киев, 1878. Т. 1. С.95–109 [Айналов Д.В. Примечания к тексту Книги Паломник Антония Новгородца//ЖМНП. 1906. Июнь. С.233–276; 1908. Ноябрь. С.81–106. – Прим. изд. (К.А.)]. 929 Антоний, очевидно, позаимствовал эту эсхатологическую идею из рассказов византийских гидов (Patria) [ср.: Dagron G. Constantinople imaginaire: Etudes sur le Recueil des “Patria”. (Bibliothèque byzantine: Etudes. 8). Paris, 1984. P. 302 sq.; Berger A. Untersuchungen zu den Patria Konstantinupoleos. (Poikila Byzantina. 8). Bonn, 1988. S.160 sq. – Прим. изд. (K.A.)]; ср. также другое место в его сочинении, выдающее знакомство Антония с пророчеством императора Льва Мудрого и с (апокрифическими) видениями Даниила (С. 7 по изд. Лопарева); см. об этом: Podskalsky G. Der Fall Konstantinopels in der Sicht der Reichseschatologie und der Klagelieder//AKG. 1975. Bd.57. S. 71–86, особ. 82–85. 930 Уваров А.С. О блюде вел. кн. Ольги: Новое дополнение к Паломнику Антония//Древности. 1874. Т.4. С.95–98; Лопарев Хр. Новый список описания Цареграда Антония Новгородского//Библиограф. 1888. Т.4. 12. С. 384–388; Айналов Д.В. Дар св. кн. Ольги в ризницу церкви св. Софии в Царьграде. Μ., 1905. 931 Критическое издание Книги Паломник Антония Новгородского в настоящее время готовится к печати проф. Дж. Маджеска, предполагающим сопроводить его столь же обстоятельным археологическим комментарием, каким снабжен уже изданный им свод древнерусских хожений в Царьград XIV–XV вв. (Majeska G.P. Russian Travelers to Constantinople in the Fourteenth and Fifteenth Centuries. [DOS. Vol. 19]. Washington, D.C., 1984). (K.A.) 933 Казанский П. История православного русского монашества. Μ., 1885. С. 122; Строев П.М. Библиографический словарь и черновые к нему материалы. (СбОРЯС. Т.29. СПб., 1882. С.94; Макарий (Булгаков) (прим. 21). Т.З. С. 202 и сл.; Голубинский Е. (прим. 19). T.I/1. С. 838. Прим.1; Goetz L.K. Das Kiever Höhlenkloster (прим. 279). S. 101–103; Tachiaos А. (прим. 282). Р.504–507 (автор не знаком с изданием Никольского (!) и придерживается старой датировки Филарета 1219 годом). Последнее слово об этом сочинении и его авторе, разумеется, еще не сказано. [Ср.: Прохоров Г.Μ. Досифей//СлККДР. Вып.2/1. С. 198, где Досифей считается настоятелем нижегородского, а не киевского Печерского монастыря. – Прим. изд. (А.Н.)].

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

928 Тареев М. М. Христианская свобода. (Основы христианства. Т. IV). 2-е изд. Сергиев Посад, 1908. С. 35. 931 Тареев М. М. Искушения Богочеловека как единый искупительный подвиг всей земной жизни Христа, в связи с историею дохристианских религий и христианской Церкви. М., 1892. С. 232–233. 938 Тареев М. М. Евангелие. Указ. изд. С. 205. Тем не менее, делая на всякий случай поклон в сторону церковной власти, он тут же цитирует влиятельного иерарха: «правила этики, отрешенные от догматов, оказались у Канта не только не обоснованными научно, но и взаимно противоречащими друг другу» ( Антоний (Храповицкий) , еп. Полн. собр. соч. Т. II. С. 31). 941 Тареев М. М. Религиозная жизнь. Сергиев Посад, 1910. С. 178. Ср.: там же, на с. 180, пояснение к знаменитым словам Канта о двух вещах, всегда наполняющих его душу изумлением: «Отношение между этими мирами – звездным, природным, в котором человек исчезает как незаметная точка, как мимолетное явление, и внутренним, моральным миром моей личности – создает существенное содержание религиозной проблемы: нравственным сознанием, по философии Канта, постулируются бытие Бога, нравственный миропорядок и бессмертие души». 966 «...Как школьник себя чувствовал и профессор М. М. Тареев с его „Учением о нравственности“. Об этом М.М. сам говорил на лекциях. Может быть, Феодор делал это не по собственной инициативе , послушно выполняя волю „пославшего его“ и ревностно выполняя преподанное ему». – Постников С. Н. Воспоминания об Академии (1910–1915)//Встреча. 1997, 2(5). С. 21. О напряженном бытии Тареева свидетельствуют и его письма к преосв. Арсению (Стадницкому) . – См.: Голубцов С. , протодиак. Цит. соч. С. 233–235. 969 Издание его было официально приостановлено решением Правления академии от 2 марта 1919 г. в связи с заявлением редактора «о невозможности продолжать издание журнала вследствие тяжелых условий переживаемого времени». – Цит. по: Голубцов С. , протодиак. Из истории «Богословского вестника»//Богословский Вестник. Сб. науч. трудов. Вып. II. Сергиев Посад, 1998. С. 27.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/rus...

928 То есть нереальность человеческой природы как таковой (ср. opusc. 1: PG 91, 28B). Севир допускал, что можно говорить о двух природах лишь в представлении (или – мысленно), но не в реальности (т. е. в конкретной реализованности), на основании этого его могли обвинить в манихействе, рассматриваемом здесь как форма докетизма. 929 Имеется в виду учение Аполлинария о том, что Логос с человеческой природой (лишенной ума, на место которого встал Логос) образуют единую природу. Поскольку Севир употреблял выражение «единая природа Бога Слова воплощенная» (возводимое им к свв. Афанасию и Кириллу, но реально принадлежавшее Аполлинарию), его могли обвинить (и реально обвиняли) в аполлинарианстве, хотя аполлинарианином он, конечно, не был. 930 Евтихий – родоначальник и самый радикальный представитель монофизитства, от учения которого Севир и его последователи отмежевывались. 931 Речь, очевидно, об Евионе (Эбионе), к которому некоторые авторы возводят происхождение иудео-христианской секты евионитов (эбионитов). Евиониты (согласно церковной традиции) считали, что Иисус просто человек, хотя и признавали Его Мессией и боговдохновенным пророком. 933 Не обожение человеческой природы в ипостаси Логоса, а подаяние человеку-Иисусу благодати, подобно пророкам. 934 Имеется в виду, что поскольку Севир исповедовал, что Христос «из двух природ», то притом, что он отождествлял природу с ипостасью, его могли обвинить в «несторианстве», согласно которому человеческая часть Христа не воспринята Логосом как Его собственная, но внешняя по отношению к Нему, на что Севир мог ответить и реально отвечал, что он не исповедует двух ипостасей во Христе, но, напротив, именно потому и говорит о единой сложной природе=ипостаси Христа, чтобы избежать учения о двух ипостасях. 935 Различие, проводимое только в мысли, но не реальное. Для прп. Максима признаком такой реальности различия является исповедание Христа «в двух природах» и того, что Он есть «две природы», из чего следовали и две энергии и две воли.

http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Ispoved...

I. Беседы: 926. На Пятьдесятницу. 1839. II. 199. 927. На слова Еванг. Иоанна: 10:1114. 1839. II. 374. 928. Об Ангелах, из беседы в третью неделю по Пятидесятнице, на Еванг. от Лyk. 15:110. 1840. IV. 186 . 929. Беседа на день Вознесения Господня. 1846. II. 332. 930. О пастырском служении. 1847. I. 3. 189. 333. 931. Разговоры. 1834. II. 153. 258. 1835. I. 36. 1836. II. 239. 932. Послание к Иоанну, Патриарху Константинопольскому и прочим Патриархам. 1835. III. 146. 933. Послание к гражданам римским. 1843. IV. 346. III. Письма: 934. Феоктисте, сестре Императора. 1835. IV. 286. 1843 IV. 346. 935. Леандру, Епископу Испанскому. 1836. II. 52. 936. Григорию Пресвитеру и Феодору, Диакону Константинопольскому; о том, кого Господь извел с собою из ада, когда сходил в оный. 1841. II. 93. 937. Письма 150-е и 151-е. 1841. II. 383. 938. Феодору, врачу Константинопольскому. 1838. I. 299. 939. Григорие, Цесарьской Постельничей. 1838. I. 300. 940. Доминику, Карфагенскому Епископу. 1838. III. 296. 941. Анастасию, Патриарху Антиохийскому. 1838. III. 300. 942. Палладию, Пресвитеру горы Синайской. 1838. III. 306. Евагрия схоластика †594 943. Церковная История в шести книгах. 18531854. Т. 1. (В писаниях церковных историков). Феодора Чтеца 944. Извлечения из церковной Истории, по изложению Никифора Каллиста. 1854. Т. 1. 945. Отрывки из церковной Истории. 1854. Св. Софрония, Патриарха Иерусалимского †638 948. Соборное послание Сергию, Патриарху Константинопольскому. 1840. IV. 204. 322. 949. Отрывок из слова о Божественном священнодействии. 1855. (В писаниях святых отцов и учителей Церкви, относ к ист. пр. Бог . I. 265) Преподобного Фалассия Ливийского и Африканского †660 950. Мысли о любви, воздержании и жизни по правилам ума. 1822. VI. 253. Св. Никифора Константинопольского †818 951. О шести вселенских Соборах. 1841. III. 69. Св. Феодора, Епископа Едесского 9 в. 952. Сто весьма душеполезных глав. 1825. XVII. 123. 953. Умозрительное слово. 1825. VI. 128. Блаженного Андрея, Архиепископа Иерусалимского

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Lewy. Sobria ebrietas. Untersuchungen zur Geschichte der antiken Mystik. Giessen, 1929. 918 См. Brock. Note 3 to II/10,35. 919 Ср. Пс. 103:15. 920 II/35,1—6. 921 II/18,2. 922 Пс. 41:3. 923 I/70 (355)=B16 (131). 924 I/87 (415)=B47 (337—338). 925 I/51 (229—230)=B78 (543). 926 II/1,50. 927 I/58 (317)=B6 (95). 928 Главы о знании I,33. 929 Подробнее об этом мы говорили в другом месте. См. Игумен Иларион (Алфеев). Преподобный Симеон Новый Богослов и православное Предание. Изд. второе. СПб., 2001. С. 404—412. 930 На молитве. 931 Т. е. во втором случае. 932 1 Кор. 14:19. 933 Главы о знании I,55. 934 В рус. тексте: «Источается ли непрестанно из сердца некая сладость и влечет ли всецело ум?». 935 I/45 (192)=B70 (486). 936 I/85 (412)=B46 (334). 937 Иерем. 20:9. 938 I/48 (209—210)=B74 (511—512). 939 Ср. 1 Кор. 1:18—23. 940 Ср. 1 Кор. 4:10—13. 941 3 Цар. 8:27. 942 Т. е. принял на себя человеческое естество. Исаак использует характерный для восточно–сирийской традиции христологический язык. 943 Главы о знании 1,88. 944 Рус. «Любовь к Богу». 945 Рус. «восторженной». 946 Ср. 1 Кор. 3:18. 947 Ср. Евр. 11:38—39. 948 I/73 (369—370)=B33 (219—220). 949 Ср. 1 Ин. 4:18. Слова в квадратных скобках добавлены в греч. тексте, но отсутствуют в сир. оригинале. 950 Ср. 2 Кор. 12:11. 951 Ср. Пс. 18:11. 952 I/38 (159—160)=B62 (430—431). В греч. и рус. тексте последние две фразы переведены свободно. 953 Лк. 22:30. 954 Ср. Пс. 103:15. 955 Вар. «очистились». 956 I/84 (398—399)=B43 (316—317). 957 I/25 (117—119)=B51 (360—362). 958 I/25 (119)=B51 (362). 959 I/25 (120)=B51 (363). 960 I/25 (122)=B51 (366). 961 I/25 (123)=B51 (367). 962 Естества Божия. 963 Естества человеческого. 964 I/28 (131)=B51 (376—377). 965 1 Кор. 3:19. 966 I/26 (125—126)=B51 (369—371). 967 I/27 (127)=B51 (372—373). 968 Или «Писаний». 969 Букв. «истины книг», или «истины Писаний». 970 Главы о знании III,99. 971 Главы о знании IV,16. 972 I/28 (128—129)=B51 (373—374). 973 I/26 (126)=B51 (371). 974 I/26 (127)=B51 (374). Ср., например: Марк Подвижник.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=741...

Præfationes Reiskii, 33–34, Niebuhr, 35–48. Index analyticus, 1447–50. De thematibus imperii, 118, 63–140. Præfationes Vulcanii, Morelli, Meursii, Bandurii, 9–14. Dissertatio Tafel in librum de Thematibus, 15–64. Index analyticus, 1195–1208. –  auctorum, 1207–08. –  geographicus, 1207–16. De administrando imperio, 113, 157–422. Narratio de imagine Edessena (G.), 423–54. Delectus legum (Leonis et Constantini) (Leunclavius), 453–550. Novellæ Constitutiones (Leunclavius), 549–604. Excerpta de legationibus, 633–952. Vide Dexippus Atheniensis, 639–50. –Eunapius Sardianus, 649–62. –                    Malchus Rhetor, 755–92. –                    Menander Protector, 791–928. –                    Petrus Patricias, 663–76. –                    Priscus Rhetor, 677–756. –                    Theophylactus Simocatia, 92–52. Fræfationes Hæschelii, Fabroti, Labbæi, Javarinæ, Niebuhr, 604–32. Note H. Valesii, 955–70. Niebuhr. De historicis quorum reliquiæ hicprodeunt, 609–26. Index analyticus, 1215–36. Procemium in collectanea de virtutibus et vitiis (H. Valesius), 951–6. Exapostælaria (Octoechus Venetianus), , 107, 299–308. Commentatio Leichii de Const. Porph., 112, 47–72. Notitia FH., 112, 11–32. Monitum Editorum Patrologiæ [Malou], 112, 9–12. CONSTANTINUS XI PALÆOLOGUS imp., 1448–53, 161. Novella, 1129–32, græce. CONSTANTINUS LASCARIS, s. XV, 161. Epistola nuncup. ad Joannem Gatum (Iriarte), 913–16. De scriptoribus gratis patria siculis, latine, 915–24. De scriptoribus græcis patria calabris (latine Fabricius), 923–28. Interpretatio auctorum SS. Petri et Pauli, 929–32. Proo_emium et index librorum de grammatical (Iriarte), 931–40. Epistolæ et fragmenta (Iriarte), 939–46. Argumenta libris Quinti præfixa, 945–50. Liber de poeta (Pasini), 951–54. Epistola ad discipulos nuncup. libelli de tropis (Iriarte), 953–54. Epistola ad Georgium (Iriarte), 955–6. Epistolæ familiares 1–14, græce (Iriarte), 957–62. Synopsis historiarum, fg. (id.), 961–64. Notitia brevis Imperatorum Cp. (id.), 963–4.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pa...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010