Спасибо Вам за память. Письмо Ваше получил. Очень оно меня порадовало. Приедешь домой и не узнаешь Вас – какие Вы сделали успехи. Как хорошо, что съездили в скит, кто знает, может и совсем закроют, воля Божия. Благословение получили, а то тоже хорошо. На всю жизнь Вам память останется. Я не понял из Вашего письма: Валентина 926 ходит ко всенощной-то в Ваши дни или только в среду, и пятницу к обедне? Если не ходит ко всенощной в Ваши дни, то попросите ходить, тем более что Анна Ст. 927 наверное, уехала. Скучаю здесь по всем. Льют дожди каждый день. А теперь даже и холодно стало. Принимаю ванны нарзанные, сердце стало лучше. Господь даст, и, поправлюсь. Если бы не желание поправиться – бросил бы всё и уехал домой. В Казанскую служил здесь, вспоминал всех вас. Уехала ли Зина 928 Я ей послал благословение на отъезд. Евдокии Бумагиной 929 передайте, что Господь благословит её съездить в Аносино. Трудно мне здесь без богослужения. Вчера за всенощной на «Господи, воззвах» одну стихиру пели, на стиховне ни одной, прямо «Ныне отпущаеши» и т. д. «Благословен еси, Господи» один раз и «Слава»... Никакого воскресения не чувствуешь... Приехала ли матушка Лидия. 930 Передайте ей моё благословение. Живите мирно, хорошо. Моё отсутствие и моя болезнь для всех экзамен, и для меня, и для Вас. Спасибо, сердечное спасибо Вам за помощь по храму. Господь по молитвам Божией Матери и свят[ителя] Николая не оставит вас. Храни Вас Господи. Всем, всем моё благословение. Всех помню и как умею, молюсь. Помолитесь все за меня. июля]1925 г. День преп[одобного] Серафима 931 Не унывайте, не унывайте. Что Вам делать с Ал. Никитк. 932 Попросите Валю от моего имени петь в Ваши дни всенощную. Почему она мне не напишет? Уехала ли Зина в Саров, а Евд[окия] Е[умагина] в Аносино? Теперь скоро увидимся. Чувствую себя значительно лучше. Сегодня был в церкви, молился преподобному. Счастливая, поедете в Саров. Спасибо, сердечное Вам спасибо за пение. Поблагодарите от меня и Кл[авдию] 933 . Теперь скоро увидимся. За Кл[авдией]. присматривайте. Ей очень тяжело. Хорошо, что иногда её подкармливаете. Храни Вас Господи.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Mechev/...

Все идеи и выражения в этом отрывке вполне традиционны. Представление о человеке как царе тварного мира является общим для Отцов Церкви 927 . Концеп­ция человека как «живого существа», или «живот­ного» ( ζφον), происходит из греческой философии и ранней святоотеческой мысли, где общепринятое оп­ределение человека – «разумное живое существо» ( ζφον λογικν) 928 . Представление о теле, состоящем из четырех элементов, – также общее место для грече­ской философии и святоотеческой литературы 929 . Апофатическое выражение μκτως και συγχτως («несмешиваемо и неслитно») напоминает выражения, употреблявшиеся в эпоху христологических споров (V-VII вв.) для описания соединения двух природ – че­ловеческой и Божественной – во Христе 930 . Идею о том, что человек является «смотрителем» ( εππτης), т.е. судьей, надзирателем видимой твари, ее властите­лем, как и общее представление о двойственном со­ставе человеческой природы, среди других писателей развивал Григорий Богослов , который говорил об этом в тех же выражениях, какие мы находим у Симеона: Художник-Логос созидает живое существо, еди­ное из двух – я имею в виду видимую и невиди­мую природы; созидает, говорю, человека и... тво­рит как бы некий второй мир, в малом великий, по­ставляет его на земле как второго ангела, поклон­ника, составленного [из разных природ], надзирате­ля ( ππτην) за видимой тварью, посвященного в таинства ( μστην) твари умосозерцаемой, царя над тем, что на земле... земного и небесного, временно­го и бессмертного, видимого и умосозерцаемого, посредника между величием и смирением, который в одно и то же время есть дух и плоть... 931 Согласно Григорию, человек – «двоякое сущест­во» 932 , он состоит из двух различных и противополож­ных элементов, тела и души 933 , или духа и плоти 934 . Душа человека является образом Божиим, тогда как телом человек «смешан с перстью» видимого мира 935 . Григорий относится к телу двойственно: оно – друг и враг, друг как товарищ души, враг как препятствие в аскетическом подвиге 936 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

е. словом одного корня с « βπτζω». Но глагол « βαπτζω» или » βπτω», по его употреблению. всегда означает, – погружаю – tingo, immergo, submergo. С таким значением он употребляется еще у Гомера 927 такое значение придают ему и древние отцы и учители церкви, как напр. Иероним 928 Тертуллиан 929 и др. В Ветхом Завете, как « βπτω» так и » βαπτζω» есть перевод еврейских глаголов, однозначащих с латинскими – «fingo», «immergo» 930 , «submergo» 931 , которые выражают понятие погружения во что-либо. Это значение еврейских глаголов сохранилось в славянском переводе, когда говорится, например: «и сниде Нееман и погрузися ( βαπτσατο) во Иордане трижды». С таким же смыслом « βαπτζω», а также » βπτω» употребляется и в новозаветных книгах, где по вычислению ученых, « βαπτζω», употребляется около 30 раз, а « βπτω» – 3 раза 932 . С таковым значением рассматриваемого нами слова в его употреблении в Ветхом и Новом Завете соглашаются и западные ученые 933 Понятно, то-же самое значение имеет это слово и в заповеди Иисуса Христа о совершении крещения. Отсюда, конечно, и слово «крещение» – « βαπτισμος» или » βπτισμα» – буквально значить погружение. Так, действительно, оно и понимается в свидетельствах древней, церкви, как например, в Апостольских Правилах 934  и др. 935 . Если же, скажем теперь, – « βαπτισμος» – «крещение» – значить погружение, а Господь давая заповедь о крещении, понятие о последнем выразил словом однозначущим – « βαπτζω», – и апостолы говоря о крещении, обозначают его именно этим словом то отсюда, прямое заключение, что в век апостолов, крещение совершалось именно чрез погружение. Фанты совершения крещения, рассказываемые в апостольских писаниях, также говорят за эту форму совершения. Писатель книги Деяний, повествуя, например, о крещении евнуха апостолом Филиппом, говорить: «и снидоста оба на воду, Филипп же и каженик: и крести его. Егда же изыдоста от воды, Дух Святый нападе на каженика». Здесь говорится, что Филипп и каженик сошли в воду (« κατβησαν ες τ δωρ»), один для совершения, другой для принятия крещения.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Alma...

Конимбрига. Археологический парк. II в. до Р. Х.— V в. Между 714 и 716 гг. город без боя заняли арабы. Под властью арабов в К. (араб. Кулумрия) сохранялись христ. церковные структуры, но об истории еп-ства в этот период осталось мало сведений. Нек-рые клирики переселялись во владения христ. правителей в сев. части Пиренейского п-ова (об одном из таких переселенцев, диак. Родриго, известно из его завещания, составленного в 787 в Галисии). В 878 г. К. была захвачена галисийским аристократом Эрменехильдо Гутьерресом в ходе успешного похода против арабов. Город вошел в состав Астурийского (Астуро-Леонского) королевства. Кор. Альфонсо III Великий (866-910) даровал Эрменехильдо титул графа К. и поручил ему управление отвоеванными у арабов территориями. После раздела Астурии между сыновьями Альфонсо III графство К. вошло в состав королевства Галисия. В этот период епископская кафедра К. была вновь подчинена митрополии Брага, епископы К. поддерживали тесные связи с епископами Астурии и Галисии, нередко посещали королевский двор. Так, в Альбельдской хронике (ок. 880) еп. Навст (Наусти) († 912) назван на 5-м месте среди епископов Астурии. В 862 (?) г. он освятил ц. св. Иакова в Каштелу-ду-Нейва (близ г. Виана-ду-Каштелу), в 893 г. принял участие в освящении ц. Сан-Сальвадор-де-Вальдедьос (близ Овьедо). Еп. Навст упоминается среди свидетелей в дарственной грамоте кор. Ордоньо II епископской кафедре Луго (911); его надгробие сохранилось в ц. Санто-Андре-де-Тробе близ Ведры (Галисия). Преемниками Навста были епископы Дидак (912-922 или 924), Пелагий (между 928 и 931), Гундисальв (ок. 950-955), Вилиульф (ок. 970-982), Пелагий (упом. в 986) ( Moruj ã o. 2010. P. 35-38). Скорее всего к этому времени относится основание монастырей Лорван и Вакариса близ К. Хотя, согласно позднейшему преданию, мон-рь Лорван, названный во имя мч. Маманта, был основан еп. Луценцием (VI в.), достоверные сведения об обители относятся к кон. IX в. ( Borges. 2002. Vol. 1. P. 55-57, 68-73). Мон-рь, получал богатые пожертвования, владел крупной земельной собственностью по обоим берегам р. Мондегу. В обители велось строительство, особенно при аббате Приме (966-985), который пригласил мастера Захарию из Кордовы. В ходе успешной военной экспедиции хаджиба аль-Мансура арабы разорили окрестности К. (986) и вскоре разрушили город (987). В 994 г. К., перешедшая под власть Кордовского халифата, была восстановлена. О судьбе христ. общины сведений нет.

http://pravenc.ru/text/1841702.html

Собрались все епископы и сам патриарх Николай 925. Нил предстал перед ними вместе с армянами. Были оглашены его догматы . Нил изложил их ясным голосом и твердо отстаивал, приводя многие аргументы. Что же потом? Чтобы освободить души многих верующих от его лжеучения, синод предал Нила вечной анафеме и во всеуслышание провозгласил догмат об ипостасном соединении в соответствии с традиционным учением святых отцов 926. После него или, вернее говоря, вместе с ним был осужден некий Влахернит, разделявший, несмотря на свой священнический сан, нечестивые и чуждые церкви взгляды. Он общался с сектой «энтузиастов» 927, заразившись их скверной, он многих вовлек в обман, пролез в знатные дома столицы и распространял там свои нечестивые взгляды. Самодержец не раз призывал его к себе и наставлял, но Влахернит нисколько не отступал от своего лжеучения; тогда самодержец и его предал церкви; после тщательного расследования Влахернита тоже признали неисправимым и предали вечной анафеме как его самого, так и его учение 928. 2. И вот самодержец, как хороший кормчий, благополучно преодолел непрерывный натиск волн, смыл с себя мирскую грязь и привел в порядок церковные дела, а затем погрузился в новую пучину войн и бурь. Все время, как один вал за другим, набегали на императора потоки бед, и Алексей, как говорится, не мог ни свободно вздохнуть, ни сомкнуть глаз. Могут заметить, что я зачерпнула лишь малую каплю из Адриатического моря и скорее бегло упомянула, чем рассказала о деяниях императора, который боролся тогда со всеми ветрами и всеми бурями, пока попутный ветер не вывел корабль империи в спокойную гавань. Но кто бы мог достойно воспеть его дела – сильный глас Демосфена, или стремительный Полемон 929, или все музы Гомера? Я бы сказала, что ни сам Платон, ни вся Стоя и Академия вместе не смогли бы создать что-либо достойное его души. Еще не утихли бури и нескончаемые войны, и еще неистовствовала непогода, как уже разразилась новая буря, ничуть не слабее предыдущих. Какой-то человек, не принадлежавший к знатному роду, происходивший из низов, в прошлом воин 930, объявил себя сыном Диогена, хотя настоящий сын Диогена был убит еще в то время, когда Исаак Комнин, брат самодержца, сражался с турками у Антиохии 931 (желающих узнать об этом подробней я отсылаю к сочинению знаменитого кесаря).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Тема Божественного света была лейтмотивом всего творчества Григория. 927 По справедливым наблюдениям ученых, сама природа Божества в произведениях Григория чаще всего характеризуется термином «свет» (fs), причем «терминология света» остается одним из основных элементов богословского языка Григория в течение всей его литературной деятельности. 928 Эта терминология появляется уже в Слове 2-м, произнесенном после священнической хиротонии, где Григорий говорит о том, что ангелы «едва вмещают сияние Бога, Которого покрывает бездна, Которого скрывает тьма, ибо Он есть чистейший и для большинства тварей недоступный свет, Который во всем и вне всего, Который есть всецелая красота и выше всякой красоты, Который просвещает ум...» 929 Тема света развивается и в Слове 9-м, произнесенном после епископской хиротонии: здесь Григорий, сравнивая Бога с солнцем, говорит о том, что для одних Он является светом, а для других – огнем; тот, кто не готов к встрече с Богом, бывает ослеплен Его светом, подобно детям, ослепленным светом молнии. 930 Образ солнца – один из любимых образов Григория, когда речь идет о Боге. 931 Григорий пользуется этим образом, в частности, в Слове 21-м, посвященном св. Афанасию Александрийскому , где он говорит о врожденном стремлении человека к Богу как наивысшему благу: ...Из многих и великих (даров).., которые мы получили и еще получим от Бога, величайшим и более всего (свидетельствующим) о человеколюбии (Божием) является наше стремление к Нему и родство с Ним. Ибо что солнце для существ чувственных, то Бог – для умственных; 932 оно освещает мир видимый, а Он – невидимый; оно делает телесные взоры солнцевидными, а Он умственные природы – боговидными. И как солнце, давая возможность видящему видеть, а видимому быть видимым, само несравненно прекраснее видимого, так и Бог, сделавший, чтобы существа мыслящие мыслили, а мыслимые были осмысливаемы, Сам есть вершина всего мысленного, 933 так что всякое желание останавливается на нем и далее никуда уже не простирается. Ибо нет ничего выше Него, и даже вовсе ничего не находит ум самый продвинутый в философии, возвышеннейший и любопытнейший. Бог есть предел желаемого: в Нем находит упокоение всякое созерцание. 934

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Веси же, яко правдив есть и пречист Господь Бог наш, и не требует прилежащего сквернне житий, ни мучением претить таковым, аще покаянием [не] 925 варим его сде. Покаяние же 926 не ино что есть, нъ воздыхание и слезы и труд, и еже зазирать себе и смерить 927 душу свою постом и бдением и молитвой, молящеся ему воину 928 забыть ему злобы наши, яже створих 929 пред очами его не чувственно. Веси же, яко правило святых Апостолов и святых Отцов отлучает от церкви на время, да отселе не входи в церковь . Покланяйжеся на кый же час по , нъ да приклонитася 930 с плотяными и умной твои колене до земли. Поклонижеся .г. -жды, рек 931 : «Согреших ти, Господи, прости мя»; а .г. -жды: «Господи, отцести мя грешника» 932 , а .г.– жды: «Создавый мя, помилуй мя и прости мя»; а .г. -жды: «Без числа согреших, Господи, прости мя». А «Господи помилуй мя» по .а., нъ яко пред сами[м] Господом стоя. Яжь 933 по все дни единой: в понедельник, в среду, в пяток – сочиво, а в вторник и в четверг, и в субботу – рыбице, а меду по чаш[и в] неделю 934 , и егда ти .г.– жды звонят, мяса есть, а по .г. чаши пить. 935 В великий пост .а. неделю сухо чрез день ешь, такоже и в последнюю: а вины [по]недельники 936 в среду и в пяток – сухо, а в втворник и в четверг – сочиво, а в субботу и в неделю – рыбице, и на .м. мученик, и на Благовещение. А меду не пей во все говение, токмо егда рыбице яси, по чаше 937 испивай. А к Петрову дню сочива вкушай по все дни, а по чаше 938 испивай, а в субботу и в неделю, и егда ти .г.– жды звонят, рыбице ешь, а по чаше 939 испивай; такоже и к Рождеству держи. Покланяйжеся во все три поста по .м. , а «Господи помилуй» по толику же. Се заповедах легко от своей худости и немощи, и тебе 940 рассмотрев; нъ оче 941 начиеши в бесстрашии Божьем жить, свои си согрешения забыв, то и се ти тяжко будет велми. Аче ли начнешь с страхом и трепетом свое спасение содевать, то легко ти будет, ни к сему примыслишь. Егда же скончаешь зарока летом, тогда приобщишися святыням, а оттоле водицу вкушай.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Pavlov...

Евфимий I (490–496) Македоний II (496–511) Тимофей I (511–518) Иоанн II Каппадокиец (518–520) Епифаний (520–535) Анфимий (Анфим) I (535–536) Мина (Мена) (536–552) Евтихий (552–565 и 577–582) Иоанн III Антиохийский («Схоластик») (565–577) Иоанн IV Ниститис («Постник») (582–595) Кириак (595/6–606) Фома I (607–610) Сергий I (610–638) Пирр (638–641 и 654) Павел II (641–653) Петр (654–666) Фома II (667–669) Иоанн V (669–675) Константин I (675–677) Феодор I (677–679, 686–687) Павел III (688–694) Каллиник I (694–706) Кир (705 или 706–711/712) Иоанн VI(712–715) Герман I (715–730) Анастасий (730–754) Константин II (754–766) Никита I (766–780) Павел IV (780–784) Тарасий (784–806) Никифор I (806–815) Феодот I Мелиссин Касситера (815–821) Антоний I Кассимат (821–837) Иоанн VII Морохарзан («Грамматик») (837–843) Мефодий I (843–847) Игнатий (847–858 и 867–877) Фотий (858–867 и 877–886) Стефан I (886–893) Антоний II (Кавлеа) (893–901) Николай I Мистик (901–907 и 912–925) Евфимий I (907–912) Стефан II (925–928) Трифон (928–931) Феофилакт (933–956) Полиевкт(956–970) Василий I Скамандрин (970–974) Антоний III Студит (974–979) Николай II Хрисоверг (979–991) 991–996 гг. – вакантен. Сисиний II (996–998) 999 – около 1001 г. – вакантен Сергий II Мануилит (1001–1019) Евстафий (1019–1025) Алексей III Студит (1025–1043) Михаил I Кируларий (1043–1058) Константин III Лихуд (1059–1063) Иоанн VIII Ксифилин (1064–1075) Косьма I Иерусамилит («Иерусалимлянин») (1075–1081) Евстратий Гарида (1081–1084) Николай III Кирдиниат («Грамматик») (1084–1111) Иоанн IX Агапит (1111–1134) Лев Стиппиот (1134–1143) Михаил II Куркуас (Оксит) (1143–1146) Косьма II Аттик (1146–1147) Николай IV Музалон (1147–1151) Феодот II (1151–1153) Неофит I (1153/1154, один месяц) Константин IV Лихуд (Хлиарин) (1154–1157) Лука Хрисоверг (1157–1169/70) Михаил III Анхиальский (1170–1177) Харитон Евгениот (1177–1178) Феодосий I Ворадиот (1178–1183) Василий II Филаконул Каматир (1183–1187) Никита II Мунтан (1187–1190) Леонтий Феотокит (февраль-октябрь 1189)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Но когда при каждом имени подразумевается слово: есть, то вышесказанные имена, конечно, будут иметь значение, будучи мыслимы о сущем» 925 . Итак, по свидетельству св. Григория Нисского , слово: Сый, будучи равносильно по своему смыслу словам: Бог есть, подразумевается при именах Божиих, указывающих на действие Божие и тем самым дает этим именам силу и значение. Однако самую сущность Божию слово: Сый, при всем своем исключительном значении, совсем не выражает; тем более не выражают ее и все другие имена Божии. В силу этого, по словам св. Григория, имя Божие: Сый даже свидетельствует о Боге, что Он неименуем. «Научаемые Давидом, – говорит он, – что Бог есть судия или долготерпеливый, мы познаем не Божескую сущность, но нечто из того, что созерцается при ней; так и здесь, слыша слова «быть нерожденным», мы из этого объяснения не узнаем подлежащего предмета, но только получаем руководство, чего не должно мыслить о подлежащем; что же оно есть по сущности, это тем не менее остается неизвестным. Так и Священное Писание : возвещая прочие Божеские имена о Сущем, самого Сущего представляет неименуемым у Моисея ( Исх. 3:14 ). И так открывающий естество Сущего пусть объясняет не имена, которые прилагаются к Сущему, но своим словом откроет нам самое естество Его. Ибо какое бы ты ни высказал имя, оно укажет на то, что есть при Сущем, а не то, что Он есть» 926 . Из сказанного св. Григорием по поводу слова: Сый видно, что самое главное и положительное имя Божие говорит лишь о том, что Бог по существу Своему неименуем. На эту неименуемость, по свидетельству св. отца, указывают и слова гласа, бывшего некогда судье Маною при явлении ему Ангела Божиего, точнее – Бога в виде Ангела 927 . Поставляя в параллель означенные слова с словами Божиими: Аз есмь Сый 928 , и с словами Божиими, сказанными чрез пророка Исаию: Аз первый и Аз по сих 929 св. Григорий Нисский говорит: «Подобным образом и глас бывший к Маною, чрез значение имени показывает, что Божество необъятно; когда Маной желал знать имя, дабы, по исполнении на деле обещанного 930 , по имени прославить благодетеля, то Он говорит ему: почто сие вопрошаеши? и что есть чудно ( Суд. 13:18 ); так что отсюда можно научиться, что одно есть имя, означающее божескую сущность, – именно самое удивление, неизреченно возникающее в душе при мысли о ней» 931 .

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sobole...

Опьянен, например, тот, кто любит чужую жену и живет с блудницами. Как выпивший много вина и обессиленный им произносит неприличные слова и видит одно вместо другого; так и объятый нечистою похотию, как бы вином каким, не произносит ни одного здравого слова, а (говорит) только срамные, развратные, низкие и смеха достойные (слова), и видит одно вместо другого; слеп ко всему, чт пред глазами, а везде только и видит ту, к которой питает страсть, и, подобно помешанному и безумному, в собраниях и на пиршествах, во всякое время и на всяком месте, о чем бы кто ни говорил ему, не слышит, кажется, ничего, но о ней только и думает, о грехе только и мечтает; все подозревает, всего боится, и ничем не лучше какого-нибудь животного, пораженного стрелою. Опьянен также и одержимый гневом, у него и лицо раздувается, и голос делается хриплым, и глаза наполняются кровию, и ум помрачается, и смысл теряется, и язык трясется, и взор блуждает, и уши слышат одно вместо другого, потому что гнев сильнее всякого вина ударяет в мозг и производит в нем бурю и неукротимое волнение. Минь. Т. I. С. 928 Творения Т. I. С. 732 224. Самоосуждение И, ты, возлюбленный, когда согрешишь, не выжидай обличения от другого, но прежде, нежели будешь обличен и обвинен, сам осуждай свои поступки; потому что, если уже обличит тебя другой, твоя исповедь будет не твоим делом, но плодом стороннего обличения. Вот почему и говорится: праведный себе самаго оглагольник в первословии (ср.: Прит. 18:17 ). Значит, главное дело не в том, чтобы обвинять себя, но в том, чтобы обвинять себя первому, а не выжидать обличений от других. Минь. Т. I. С. 931 Творения Т. I. С. 735, 736 225. Забота о падших покрывает грехи, приближает к Богу Когда ты увидишь, что кто-либо нуждается во врачестве для тела или для души, не говори себе: почему не помог ему такой-то и такой-то? Нет, избавь (страждущего) от болезни, и не обвиняй других в беспечности. Если бы ты, скажи мне, нашел лежащее золото, то неужели сказал бы себе: почему такой-то и такой-то не подняли его? Напротив, не поспешишь ли унести его прежде других? Так рассуждай и на счет падших братьев, и попечение о них почитай находкою сокровища.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir-Novoc...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010