Но это, очевидно, написано Пахомием по предположению, что так должно быть; написано это спустя около 300 лет по установлении в России этого праздника. В последнее время в одной книге написано: «в царствование Льва VI Философа (886–911), в начале X века в 909 году (?), во время вторжения Сарацин в пределы Греческой империи, святой Андрей юродивый и ученик его Епифаний, находясь в первый день октября во Влахернском Константинопольском храме, в коем хранилась риза Богородицы, при всенощном воскресном пении видели на воздухе чудное явление Пресвятой Девы Богородицы… Впрочем, по случаю разных смут в царстве греческом, там день Покрова не внесен в число праздничных. Честь установления этого праздника принадлежит церкви Российской» и проч. 74 . При этом сделано указание на летопись Зонары о Льве Философе. Но ни у Зонары, ни у другого какого-либо греческого историка, как сказано нами выше, ничего не говорится о явлении Богоматери святому Андрею и Епифанию при Льве Мудром. При этом царе были сражения с сарацинами в разные времена, для греков счастливые и несчастные; победы свои греки приписывали вообще заступлению Богоматери, покровительницы Константинополя. Равным образом нет никаких исторических оснований утверждать, что явление Богоматери св. Андрею и Епифанию было первого октября в день воскресный; в житии святого Андрея говорится, что оно было некогда во время всенощного славословия в четвертый час ночи. Всенощное славословие могло быть и не в день воскресный. Во Влахернском храме всенощное славословие во славу Богоматери совершалось по субботам. Празднование же положения ризы Богоматери было 2 июля. Объяснение, что праздник Покрова Пресвятой Богородицы не установлен в греческом царстве по причине смут, очевидно неестественное; но то верно, что этот праздник установлен в России.   I. В первый раз сведение об установлении этого праздника встречается в списках древнейшего славянского пролога. Этот пролог есть тот же почти месяцеслов императора Василия II (975–1025), который содержит краткие сказания о святых всего года.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Книги священного писания – Евангелие м Апостол. Сначала Кирилл и Мефодий перевели только избранные чтения на дни всего года. Это подтверждает свидетельство Иоанна Болгарского, который говорит о Кирилле, что он переводил из Евангелия и Апостола только «избор», 10 а также и то обстоятельство, что перевод св. писания был начат с Евангелия Иоанна, 11 стоящего, как известно, первым в ряду годовых чтений. После перевода «избора», по смерти Кирилла, его брат Мефодий – при содействии своих учеников Климента, Наума, Ангелара, Саввы и Горазда – перевел все книги св. писания ветхого и нового завета. Между другими свидетельствами древности, факт этот с особенною ясностью подтверждается свидетельством упомянутого уже нами Иоанна экзарха Болгарского. Он относительно Мефодия говорит: «Седе же в земли Моравстей, преложив все 60 книг Ветхаго и Новаго закона от Греческа в Словеньски». 12 Такое же точное и определенное свидетельство относительно перевода всех книг св. писания св. Мефодием мы находим и в Прологе XIII века. «Мефодий, говорится в нем, преложи все уставныя книги 60 от Еллиннска языка в Словенск». 13 Служебник. О переводе этой книги на славянский язык сохранилось свидетельство в житии Св. Кирилла; здесь говорится, что этот славянский просветитель научил своих учеников «утрении и годинам обеднеи, и вечернии, и навечерници, и таинеи службе» 14 всем службам, помещаемым обыкновенно в названной книге. А о переводе Требника кроме того обстоятельства, что в древности он составлял одну книгу со служебником, 15 можно догадываться из слов папы к моравским князьям о св. Мефодии: «да научит он их на славянском языке по всему церковному чину исполнь и с святою мшею..., рекше с службою и крещением». 16 Последование таинства крещения помещается, как известно, в требнике. О переводе Псалтири с часословом и Октоиха находим ясное свидетельство у нашего первого летописца пр. Нестора. «Посем преложиста», говорит он о славянских просветителях, «Псалтирь и Охтаик и прочая книги». 17 Последняя из этих книг, Октоих, заключала в себе только творения Иоанна Дамаскина ; в нем не было и не могло быть: канонов Троичных, написанных уже во второй половине IX века смирнским митрополитом Митрофаном (867–880), стихир евангельских, составленных импер. Львом Мудрыми, (886–911), Екзаностилариев, приписываемых Импер. Константину Багрянородному († 959). Так же не могли в нем быть восследования шести дней недели, составленные пр. Иосифом и Феофаном, писателями IX века, и совершенно непомещавшиеся в тогдашних Октоихах. 18

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

В заключении этого правила есть замечание, что все то, что настоящий собор установил и предписал для монахов (прав. 2–6), должно иметь силу и для монахинь. Данное правило (6), как видно, говорит вообще о лице, которое имеет что-либо в миру и вступает в монашество, но оно не касается случаев: 1) когда таковое лице имеет детей или родителей и 2) когда оно получит в наследство что-либо после вступления в монашеский чин. Касательно первого случая существовали предписания гражданского права, которые настоящее правило принимает и признает, о втором же впоследствии издано было специальное соответствующее распоряжение. Касательно лица, которое желает поступить в монахи, а имеет в живых жену и детей, CXXIII новелла Юстиниана предписывает, чтобы имущество такового разделено было, согласно закону, между детьми, и только часть, оставшаяся от этого раздела, переходит в собственность монастыря. Это же относится и к родителям вступающего в монашеский чин. Касательно второго случая, т.е. что надлежит делать с имуществом, полученным монахом по наследству или иным каким-либо законным способом, – император Лев Мудрый (886–911) издал специальную новеллу, предписывающую, что монахи, получившие что-либо по принятии монашеского чина ( μετ το υπελθεν τν Αοναδικνπολιτεαν), могут располагать таковым по желанию ( εναι αυτος περ των στερον τροσκεχτημνων κυρους καθς προαιρ οι ντο πντα δωικεν), если дали кое-что и монастырю, когда поступали в него: если же ничего не дали, надлежит разрешить им распоряжаться этим (что впоследствии получили) по собственному усмотрению ( αυτος μενπερ τοδ διμοιροο εχειν opt ξsiv αδεκχν), но третью часть должны оставить монастырю. Михаил Атталиат, во второй половине XI века, внес эту новеллу, как обязательную для всех, в свой Ποημα ναμιχν, составленный по приказанию императора Михаила VII Дуки. Точно также приводит эту новеллу и Вальсамон в толковании настоящего правила. Правило 7 Видим, многие епископии в упадке, и в опасности совершенного запустения от того, что предстоятели оных требуемое оными попечение и тщание обращают на созидание новых монастырей, и истощая епископии, и ухищряя присвоение доходов, стараются о приращении монастырей. Того ради святый собор определил: да не будет позволенно никому из епископов созидати особенного для себя монастыря, к разорению своея епископии. Аще же кто обрящется дерзающий на сие: таковый да подвергнется приличной епитимии, а его новое построение, яко не получившее даже правильного начала к тому, чтобы монастырем быти, да причислится к епископии, как ее собственность. Ибо ничто вкравшееся, вопреки закону и порядку, не может восхищати себе преимущества дел, произведенных согласно с правилами.  

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Milash...

1 начало). Во-вторых, что во время его юродства был его современником святой Даниил столпник, что в Анапле (cap. 13), который взошёл на столп в 465г., а скончался в 489г. (у Болландистов место о Данииле понято и переведено неправильно). По этим двум согласным между собой свидетельствам время жизни Андрея должно быть относимо ко второй половине V века. Однако в житии есть признаки, которые заставляют относить жизнь его к более позднему времени. Таковые признаки суть: во-первых, житие, если оно современно Андрею, должно быть относимо по его языку (который весьма варварствует), к более позднему времени, чем V век; во- вторых, говорится в житии, что Андрей, приняв на себя подвиг юродства, «начал ребячествовать по примеру оного древнего дивного Симеона» (cap. 2 fin.), а разумеемый тут Симеон, юродивый Сиро-Палестинский, жил во второй половине VI века 796 ; в-третьих, многократно упоминаются в житии Сарацины и Агаряне и в одном месте ясно представляются народом, высоко поднявшим рог свой на Византию (cap. 25). Полагают, что подо Львом Великим жития должен быть разумеем Лев философ (886–911). Однако последнего, сколько знаем, никто не называет Великим. Притом, упоминание о Данииле столпнике, как современнике Андрея, даёт знать, что примирения противоречий или разрешения вопроса о них должно искать иным путём. Время пребывания на кафедре Константинопольской ученика Андреева Епифания должно бы служить к определению времени жизни первого. Но Епифаний взошёл на кафедру с монашеской переменой имени и не называемый в житии этим вторым именем, он остаётся между епископами (sic) Константинопольскими вовсе неизвестным. Господин, купивший Андрея в рабы, по имени Феогност, имел сан протоспафария и, наконец, был стратилатом в восточных пределах; но пока у летописцев византийских не найдено подобного Феогноста. Житие святого Андрея, как мы сказали, весьма пространное и в своём роде весьма замечательное, после изображения подвигов его юродства и суровейшего аскетизма, повествует: о многочисленных видениях, ему бывших, о случаях обличения им людей грешных и о многообразных (отчасти так сказать апокалипсических по характеру) беседах его с Епифанием.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Столь дивное и очевидное для всех прославление свыше имени свт. Николая создавало, естественно, благоприятную обстановку для оглашения вслух всей Церкви факта участия свт. Николая на Первом Вселенском Соборе. Конечно, это оглашение могло показаться кое-кому опасным, поскольку здесь, якобы, затрагивался вопрос чести не только свт. Николая, но и никейских отцов, а следовательно, авторитет всей Вселенской Церкви. Шаг нужно было сделать важный и решительный, и, конечно, далеко не всякий иерарх, даже из тех, кто руководил Церковью с высоты Вселенской константинопольской кафедры, мог легко на него решиться. Но Фотий был не просто патриархом константинопольским. По справедливому свидетельству К. Крумбахера, как иерарх, ученый и богослов он не только был самой выдающейся личностью IX века, но и занимал в истории Византии место, какое нельзя отвести ни одному другому византийцу, и его, по справедливости, должно относить к мировым величинам. Он пользовался исключительным уважением и влиянием во всем православном мире. Другие восточные патриархи называли его «церковным светильником», «славным мужем», предызбранным Богом во вселенские святители еще от чрева матери. Одним словом, если кто и мог в IX веке отважиться на столь ответственный шаг, как признание факта участия свт. Николая в защите Православия на Никейском Соборе в качестве несомненного церковного предания, так это был без сомнений Фотий – иерарх, которому, говоря словами Прокопия Кесарийского, «по образу Первосвященника Христа, было поручено смотрение над всем миром». Принятое Фотием решение отразилось как на творчестве его современника св. Иосифа песнописца, так и на житийной литературе (появление «Синаксарного жития» с упоминанием о свт. Николае как участнике Никейского Собора). Ученик Фотия император Лев VI (886–911), прославивший свт. Николая составлением четырех стихир на литии, обозначаемых в славянской минее термином «Византиево», является также автором похвального слова великому святителю. В этом слове есть замечательное место, которое, несомненно, касается победы свт. Николая как одного из 318 отцов Никейского Собора над Арием: «Кто столько содействовал общей борьбе словом, громогласно возвестившим истинное учение, преследуя и поражая этим средством полчища демонов, исторгая у них похищенное и принося Богу в качестве трофея введенных ими в заблуждение?»

http://azbyka.ru/otechnik/Liverij_Vorono...

Связь с эфиром СМС: с мобильного телефона пошлите на короткий номер 5522 слово ВЕРА и через пробел вопрос, который хотите задать. Звонок в студию во время прямого эфира: 8 495 959-59-39. Звонок в студию: 8 495 950-63-56. Написать письмо: [email protected] play_arrow pause mute max volume play stop repeat Update Required To play the media you will need to either update your browser to a recent version or update your Flash plugin . Жития святых Блж. царица Феофания 28.12.2023 23:23 Блаженная царица Феофания (Феофано), первая супруга императора Льва VI Мудрого (886 - 911). По наветам была вместе с мужем, тогда еще наследником престола, заключена на три года в темницу. Получив свободу, проводила жизнь в молитве и посте. Кротость, милосердие и сердечное сокрушение о грехах прославили ее имя среди сограждан. Феофания скончалась в 893 или 894 году. Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой: Другие способы платежа:       Версия для печати Добавить комментарий

http://radonezh.ru/radio/2023/12/28/23-2...

Рубрики Коллекции Церковь празднует Положение честного пояса Богородицы в Константинополе 1 мин., 13.09.2022 Поделиться 13 сентября православные верующие вспоминают Положение честного пояса Пресвятой Богородицы в Константинопольском Влахернском храме при императоре Аркадии (395-408). Изображение: days.pravoslavie.ru После Успения Божией Матери Ее честной пояс хранился у благочестивых христиан в Иерусалиме. В царствование императора Льва Мудрого (886-911) от пояса произошло исцеление его супруги Зои, которая была одержима бесом. Жене Льва Мудрого было дано видение, что она будет исцелена, когда на нее будет возложен пояс Матери Божией. Император обратился с просьбой к патриарху, который снял печать и открыл ковчег, в котором хранилась святыня. После вскрытия ковчега оказалось, что пояс Богородицы был совершенно целым, неповрежденным временем. Патриарх возложил пояс на больную императрицу, и та тотчас исцелилась от своего недуга. После такого чуда был отслужен торжественный благодарственный молебен, а честной пояс положили обратно в ковчег и запечатали. В память о происшедшем чуде и двукратном положении пояса и был установлен праздник Положения честного пояса Пресвятой Богородицы. Частицы святыни сегодня находятся в Афонском Ватопедском монастыре, в Трирском монастыре и в Грузии. Читайте также: Пояс Богородицы: немного социологии 5 вопросов о поклонении поясу Пресвятой Богородицы Сохранить Поделиться: Поддержите журнал «Фома» Журнал «Фома» работает благодаря поддержке читателей. Даже небольшое пожертвование поможет нам дальше рассказывать о Христе, Евангелии и православии. Особенно мы будем благодарны за ежемесячное пожертвование. Отменить ежемесячное пожертвование вы можете в любой момент здесь Читайте также © Журнал Фома. Все права защищены, 2000—2024 Наверх

http://foma.ru/tserkov-prazdnuet-polozhe...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010