На новом соборе, состоявшем из 383 епископов (с ноября 879 по март 880 г.), Ф. не только добился признания, что могло быть истолковано в смысле извинения курии, но и настоял на включении в акты собора, в опровержение решения собора 869 г., восточной формулы об исхождении Св. Духа. Столь же решительное поражение понесли папские легаты и в вопросе о главенстве римского престола, и в болгарском вопросе. Не добившись соглашения, кардинал Марин объявил, что Рим прекращает всякое общение с Ф.; папа Иоанн VIII снова отлучил патриарха от Церкви. Даже воцарение миролюбивого Льва VI Мудрого (886–911), заставившего Ф. покинуть патриарший престол в пользу шестнадцатилетнего брата императора, Стефана, внесло лишь весьма призрачный мир. Вторично низложенный, но сопровождаемый общим сочувствием, Ф. удалился в монастырь, где и скончался. Считается, что он умер в 891 г.; сведения о последних годах его жизни крайне скудны. Ввиду примирительной политики, которой держалась Византия после 886 г., реабилитация Ф. через внесение его имени в синодик православия произошла сравнительно поздно; но уже один из ближайших преемников Ф., его почитатель и ученик Николай Мистик , сильно содействовал очищению его памяти, а на соборе 1156 г., наряду со святоотеческими, приводились места из сочинений Ф. Вторичное низложение Ф. отнюдь не привело к отречению Греческой церкви от своих притязаний; его церковно-политическая программа через несколько поколений была восстановлена. О втором периоде размолвки с Римом при Ф. существует чрезвычайно важный труд католического византиниста о. Франтишека Дворника, в котором он пересматривает традиционную оценку римских церковных историков. Почти все сочинения Ф., кроме «Словаря», изданы у Migne («Patrol, gr.», 101–104:1860). Сведения о позднейших изданиях некоторых произведений Ф. см. у Крумбахера («Gesch. der Byzantin. L itteratur». 2-е изд. 1897. C. 77 сл.; 722 сл.). Лучшая книга о Ф. принадлежит католическому писателю Гергенретеру (Hergenrother J. Photios, Patriarch von Konstantinopel, sein Leben, seine Schriften u.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Мощи святых почитаются как источник исцелений и чудотворений, ибо святые и по смерти живы и предстоят перед Богом. По слову преподобного Иоанна Дамаскина , тела святых стали «одушевленными храмами Божиими, одушевленными жилищами Божиими». «Владыка Христос даровал нам мощи святых как спасительные источники, которые источают многоразличные благодеяния и изливают миро благовония. И пусть никто не сомневается в этом!.. По закону всякий, прикоснувшийся к мертвому, назывался нечистым; но святые Почитание святых мощей было подтверждено отцами VII Вселенского Собора: «Будем лобызать честные останки их для того, чтобы получить от них освящение. Таким образом мы соделаемся готовыми на всякое дело благое во Христе Иисусе Господе Мощи некоторых святых на протяжении многих веков остаются нетленными или источают благоуханное миро. При этом ни нетление мощей, ни их мироточение не являются непременным условием для причисления к лику святых. Причисление к лику святых называется канонизацией. В раннехристианской Церкви не было специальной процедуры канонизации. Почитание мученика или святого возникало в той или иной общине, нередко сразу же или вскоре после его кончины, и постепенно укреплялось в традиции этой общины во главе с местным епископом, а затем могло распространиться и на другие общины и местные церкви (или епархии). С течением веков сложилась специальная процедура, предполагающая тщательное исследование жизни подвижника, изучение возможных аргументов против его канонизации, а затем — в случае отсутствия таковых — его торжественное соборное прославление. В византийскую эпоху внесение имени святого в церковный календарь и установление его памяти на местном уровне находилось во власти епархиального архиерея. Относительно общецерковного почитания святых в отдельных случаях высшей церковной, а также светской властью издавались специальные указы: известны постановления и указы святителя Фотия, патриарха Константинопольского (857–867 и 877–886), и императора святого Льва Мудрого (886–911), посвященные прославлению отдельных святых. Однако эти указы имели эпизодический характер и не воспринимались как непременное условие для возникновения и развития почитания святого.

http://azbyka.ru/katehizacija/osnovy-kan...

Хартулариями назывались управляющие канцелярией, находящейся при патриархе. Тело его было погребено в церкви муч. Вонифатия на горе Авентинской; оно было обретено в 1216 г. и над ним построена великолепная церковь. Житие преподобного отца нашего Василия Нового Император Лев VI Мудрый занимал византийский престол с 886 по 911 г. Император Александр был соправителем Льва Мудрого, царствовал с 866 по 912 г. Василий I Македонянин был византийским императором с 867 по 886 г. Магистриане — придворные должностные лица, занимавшие важнейшие должности при царском дворе. По положению своему они стояли выше патрициев. Асийскою страною, или Асией, назывался теперешний Малоазийский полуостров. Титул патрициев принадлежал первоначально лишь детям сенаторов, которые назывались отцами, по латыни patres. Потом это название стало прилагаться ко всем лицах благородного римского происхождения. Но император Константин Великий сделал титул патриция личным достоинством, которое даровалось высшим чиновникам, но не переходило по наследству. Агарянами назывались аравийские бедуины, разбойничье племя, кочующее по Аравии. Так они назывались от того, что, по еврейскому преданию, они были потомками Измаила, сына Агари, рабыни Авраамовой. Выражение взято из Евангелия от Иоанна, гл. 19, ст. 9, где оно относится к Господу Иисусу, который не дал ответа Пилату на его вопрос: «Откуда ты?» Кувикуларий — спальник, постельник при дворе царском, один из важных придворных чинов. Содомские дела — различные противоестественные пороки. Называются они содомскими от известного г. Содома (сожженного и истребленного небесным огнем), потому что в этом городе были особенно распространены эти пороки. Дельфины — морские животные из семейства млекопитающих. Они держатся обыкновенно стаями и часто следуют за кораблями. В древности дельфин был одним из самых любимых животных; о нем сложилось много поэтических сказаний и поверий, он часто изображался в скульптуре. Золотыми воротами назывались главные ворота города. Разумеется вождь израильского народа, выведший его из Египта, пророк и Боговидец Моисей. Священное Писание прямо называет его кротчайшим из всех людей на земле (Чис. 12:3).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/5...

Император Маркиан (450–457) утверждает идею власти императора ромеев установлением коронации (450) 236 . Он принимает корону из рук патриарха Анатолия (449–458). По примеру ветхозаветных израильских царей патриарх помазывает императора святым миром. Тем самым Понтифекс Максимус получает освящение на управление христианским государством. В свою очередь он обязуется заботиться о чистоте веры и нравственности народа. Он же защитник христианского населения империи от иноверцев. Позднее патриарх Фотий (858–867 и вторично 878–886) в своем «Номоканоне» развивает теорию христианского государства, обосновывает приоритет власти христианского императора и уточняем правовые отношения между царем и патриархом 237 . Если императоры Константин Великий (324–337) и Феодосий Великий (379–395) предоставляли Церкви материальные средства и правовые льготы, содействовавшие интенсивному распространению христианства в империи, то коронованные императоры проявляют деятельность во всех областях внутренней жизни Церкви. Император Юстиниан издает указ, в котором предает анафеме Нестория и Ввтихия, он же составляет вероучительный гимн «Единородный Сыне», ему же принадлежит ряд новелл (новых законов), касающихся брачного права, церковной дисциплины и даже чисто литургических вопросов. Так, например, когда в нарушение древней традиции гласного чтения анафоры некоторые епископы и священники стали читать их тайно, Юстиниан издал распоряжение: «Повелеваем, чтобы все епископы и пресвитеры не тайно совершали Божественное приношение и бывающую при святом крещении молитву, но таким голосом, который хорошо бы был слышим верным народом, дабы души слушающих приходили от того в большее благоговение, богохваление и благословение» 238 . Многие императоры писали поучения народу по тому или иному вопросу веры и нравственности 239 . Некоторые сочиняли церковные гимны. Юстиниан, кажется, был первым императором – церковным гимнографом. Позднее Лев Мудрый (886–911) написал одиннадцать евангельских стихир соответственно одиннадцати утренним воскресным евангельским чтениям. Сочинение этих стихир имело целью подготовить народ к слушанию соответствующего утреннего Евангелия. Он же написал стихиру «Приидите, людие, Триипостасному Божеству поклонимся» 240 . Стихира была предназначена для пения в день Святой Троицы и со стороны содержания представляла суммарное изложение ипостасных свойств Триединого Бога. Льву принадлежит и канон Божией Матери гласа 4-го «Отверзу уста моя» 241 . Сын Льва Мудрого император Константин VII Порфирородный (913–959) сочинил екзапостиларии к одиннадцати евангельским стихирам 242 . Кроме того, он писал духовные беседы, в которых наставлял народ в христианском доброделании (см., например, беседу о проведении Великого поста, сказанную императором в Мангаврском дворце 243 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

Киев Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… 50.450441; 30.52355 Украина, Киев Украина Свято-Успенская Киево-Печерская Лавра Киев — столица и крупнейший город Украины, Город-Герой. Административный центр Киевской области .Расположен на реке Днепр, на севере центральной части Украины. Киев — седьмой по населению город Европы после Стамбула, Москвы, Лондона, Санкт-Петербурга, Берлина и Мадрида. С Киева началось крещение Руси. В силу его значения как исторического центра Руси, город именуют «матерью городов русских». Содержание История [ править править код ] История современной Киевской епархии восходит к Киевской митрополии в составе Константинопольского патриархата. Русская Киевская епархия (или митрополия) впервые упоминается в 891 году 60-й в списке кафедр, подведомственных патриарху Константинопольскому, и 61-й в уставе императора Льва (886—911 гг.). Согласно агиографической литературе (см. прологи и Минею на 12 июля), в 983 году от рук киевских язычников мученически погибли Феодор и Иоанн, почитаемые Русскою церковью как первомученики Российские. Киевская великая княгиня Ольга в 957 (или 954/955) году приняла крещение в Константинополе. Её внук — князь Киевский Владимир, согласно летописным рассказам, крестился в Херсонесе Таврическом, получив имя Василий, в честь святого Василия Великого, а также в честь своего восприемника, Ромейского императора Василия. Традиционная историография относит Крещение Руси к 988 году, хотя, по мнению некоторых церковных историков, есть основания полагать 987 более вероятной датой. Памятник князю Владимиру в Киеве Первые пять столетий Русская церковь была одной из митрополий Константинопольского Патриархата. Возглавлявший русскую иерархию Киевский и всея России митрополит назначался Константинопольским Патриархом из греков, но в 1051 году киевский князь Ярослав Мудрый сумел добиться поставления на первосвятительский престол первого русского — митрополита Илариона, одного из самых образованных людей того времени. С самого начала официального распространения христианства начали учреждаться монастыри: в 1051 году преподобный Антоний Печерский принёс в Киев традиции афонского монашества, основав знаменитый Киево-Печерский монастырь, ставший средоточием духовной жизни древнерусского государства в домонгольский период. Монастыри играли роль религиозно-культурных центров. В них, в частности, велись летописи, донесшие до наших дней сведения о знаменательных исторических событиях; процветали иконопись и искусство книжного писания. Картина " Крещение киевлян " К.Лебедев

http://azbyka.ru/palomnik/Киев

[Рец. на:] Проф. И. И. Соколов. Усыновление и его отношение к браку в Византии и на современном греческом Востоке Источник В настоящем исследовании проф. И. И. Соколов поставил себе задачею – рассмотреть акт усыновления с гражданско-правовой и церковно-канонической точек зрения, и проследить историческую его судьбу в Византии и на греческом Востоке вплоть до наших дней. Такая задача должна представлять интерес не только научный, но и церковно-практической, ввиду полной неразработанности этого вопроса в иностранной и русской ученой литературе и ввиду предстоящего у нас пересмотра действующего положения об усыновлении, как препятствии к браку. Усыновление, как говорит автор во вступлении в своем исследовании (стр. 3–4), было одним из существенных элементов в содержании семейственного права в Византии. Оно перешло в область византийских семейственных отношений из древнего Рима, но на новой православно-христианской почве и, под воздействием творческих начал византийской культуры, получило своеобразный юридический характер. Особое значение сообщила усыновлению греко-восточная церковь , которая одухотворила этот древний юридический акт в самом его существе и распространила его влияние на закон ο браке и возникающие отсюда отношения. Свой церковный характер усыновление сохранило на греческом Востоке до настоящего времени. Сочинение проф. И. И. Соколова распадается на четыре главы. В 1-ой главе под заглавием: «Гражданское усыновление в Византии» (стр. 4–36) автор подробно излагает историю гражданской стороны усыновления в Византийской империи до XIV века. Указав на то, что «в Институциях, Дигестах и Кодексе Юстиниана († 565 г.) усыновление признается таким гражданско-юридическим актом, при посредстве которого усыновитель, исполнив определенные требования и формальности закона, принимал на место сына или внука другое лицо и вступал с ним в гражданское родство co всеми личными и общественными последствиями» (стр. 6), проф. И. Соколов подробно останавливается на законодательстве об усыновлении, содержащемся в знаменитых Василиках (Τα Βασιλικ – Царские книги) императора Льва Мудрого (886–911) и в позднейших его новеллах, а также в последующих памятниках права (в распространенном Прохпроне XIII–XIV в., Шестокнижии Константина Арменопула XIV в., в Синтагме Матфея Бластаря 1335 г. и др.).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Krasnoz...

Киевская область Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Колокольня Киево-Печерской Лавры Киевская область — область на севере Украины. Киев является административным центром области, но фактически не входит в её состав, являясь отдельной административно-территориальной единицей в составе Украины. Содержание Православие в Киевской области [ править править код ] История современной Киевской епархии восходит к Киевской митрополии в составе Константинопольского патриархата. Русская Киевская епархия (или митрополия) впервые упоминается в 891 году 60-й в списке кафедр, подведомственных патриарху Константинопольскому, и 61-й в уставе императора Льва (886—911 гг.). Об учреждении Киевской епархии, как кафедре митрополита области — Киевской митрополии — в состав которой входил ряд епархий, вновь говорится в связи с Крещением Руси при святом великом князе Владимире. Это учреждение относят к 988 году. После татарского разгрома Киева в 1240 году, резиденция митрополита всея Руси была перенесена в 1299 году во Владимир-на-Клязьме, а в 1325 году в Москву. При этом главы Русской митрополии до кончины Святого Ионы Московского в 1461 году продолжали титуловаться Митрополитами Киевскими и всея России, в Киеве же остался викарный епископ. С первой половины XIV века, вследствие стремления южнорусских и литовских князей иметь своего митрополита, в их землях стали поставляться свои митрополиты, в противовес тем, что пребывали в Москве. Эти поставления противо-Московских митрополитов были также связаны с начавшимися тогда усилиями римо-католиков отторгнуть Русь от Православия, путем создания альтернативной униатски-настроенной иерархии. Так, во время Алексия Московского было три Всероссийских митрополита, а при Киприане — четыре. В итоге в 1458 году, митрополия окончательно разделилась надвое: Киево-Московскую на северо-востоке русских земель и Киево-Литовскую на юго-западе. В связи с обособлением от Константинопольской Церкви, с 1461 года Киево-Московские митрополиты стали титуловаться Московскими и всея России (или Руссии), а титул Киевских и всея России вновь стал принадлежать митрополиту Киево-Литовской митрополии с кафедрой в Вильне. Памятник князю Владимиру в Киеве

http://azbyka.ru/palomnik/Киевская_облас...

Описание иконы Пресвятой Богородицы Положение Пояса Пресвятой Богородицы Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Меню сайта Начальная страница Иконы Богородицы Иконы Иисуса Христа Иконы Ангелов Иконы Святых Минейные иконы Модерация Опознание икон Новое на сайте Оффлайн-каталог Аудиозаписи канонов О проекте/конт@кт Помочь сайту Форум Пользователь Работаем анонимно. Вход Регистрация Описание иконы Пресвятой Богородицы Положение Пояса Пресвятой Богородицы Эта страничка относится к разделу   Икона Пресвятой Богородицы Положение Пояса Пресвятой Богородицы Положение честного пояса Пресвятой Богородицы в Константинопольском Влахернском храме было при императоре Аркадии (395-408). До того великая святыня, вверенная апостолу Фоме самой Божией Матерью, после Ее Успения преемственно хранилась в Иерусалиме у благочестивых христиан. Через много лет, в царствование императора Льва Мудрого (886-911), от пояса Божией Матери совершилось чудо исцеления его супруги Зои, страдавшей от нечистого духа. Императрице было видение, что она будет исцелена от недуга, когда на нее будет возложен пояс Матери Божией. Император обратился с просьбой к Патриарху. Патриарх снял печать и открыл ковчег, в котором хранилась святыня: пояс Матери Божией оказался совершенно целым, неповрежденным от времени. Патриарх возложил пояс на больную императрицу, и она тотчас освободилась от своего недуга. Был отслужен торжественный благодарственный молебен Пресвятой Богородице, а честной пояс положили обратно в ковчег и запечатали печатью. В память происшедшего чуда и двукратного положения честного пояса был установлен праздник Положения честного пояса Пресвятой Богородицы. Частицы святого пояса Богоматери находятся в Афонском Ватопедском монастыре, в Трирском монастыре и в Грузии. Статья опубликована участником [ tol ] 2012-05-30. Со временем любая информация устаревает. Если Вы нашли ошибки или устаревшие сведения в этой статье, сообщите об этом . В основной раздел " Икона Пресвятой Богородицы Положение Пояса Пресвятой Богородицы " . Начальная страница Иконы Иисуса Христа Иконы Пресвятой Богородицы Иконы ангелов Иконы святых Конт@кты

http://pravicon.com/info-741

Начало Скифской епархии или, по крайней мере, начало христианства в этой стране едва ли не должно отнести ко времени самого апостола Андрея. Ибо, кроме того, что еще Тертуллиан свидетельствует о скифах и гетах как христианах, в древних актах мученических нередко говорится, что в Томи, равно как и в других соседственных ему фракийских городах Маркианополе и Гераклее, происходили гонения на христиан не только в третьем, но и во втором и даже в первом столетии . А в последней четверти третьего века случайно упоминается уже Скифский епископ Евангелик, управлявший церквами этой провинции при Диоклетиане (284–292) во дни его гонения на Христову Церковь . С того времени до половины шестого столетия известен целый ряд епископов Скифских, или Томитанских, числом до двенадцати , из коих, по крайней мере один, Феотим, как мы уже заметили, был родом скиф, т. е. гет или славянин. Он славился высоким греческим образованием и благочестием . О последующей судьбе Скифской епархии мы почти ничего не знаем. Нет сомнения, что она первая подверглась всем бедствиям и опустошениям от варваров, которые со времен императора Юстиниана (529 г.) начали беспрерывно нападать из-за Дуная на римские пределы . Может быть даже по временам вследствие этих опустошений она и вовсе оставалась без главного пастыря. Но совершенно не была упразднена, ибо упоминается даже к концу девятого века в уставе Льва Премудрого (886–911) о митрополиях, подведомых Константинопольскому патриарху . Самые города Малой Скифии, несмотря на неоднократные разорения, также существовали еще в девятом и десятом веке, по свидетельству Гиерокла и Константина Багрянородного . Главное преимущество Скифских иерархов до времен Халкидонского Собора (до 451 г.) состояло в том, что они были независимы в управлении своею епархиею и назывались самовластными. Этот Собор 28-м правилом своим вместе с прочими епархиями, находившимися в пределах варваров, подчинил Цареградскому патриарху и Скифскую, хотя и прежде, едва ли не со времени возведения Византия на степень столицы Римской империи, Скифские епископы, подобно многим другим иерархам восточных провинций , добровольно признавали над собою власть Константинопольского архиепископа из одного уважения к месту его кафедры и относились к нему в важнейших случаях. Отсюда-то и объясняется, почему святой Златоуст, архиепископ Цареградский, мог принимать живое участие в просвещении верою скифов задунайских и посылать к ним пастырей и учителей. С другой стороны, несомненно и то, что титул самовластного иерарха Скифские епископы удерживали за собою даже после Халкидонского Собора . А особенность Скифской епархии, по замечанию Созомена, была та, что здесь постоянно сохранялся древний обычай, по которому церквами всей провинции всегда управлял только один епископ .

http://sedmitza.ru/lib/text/435744/

Григорий еп. Агригентский, Симеон, сиракузский монах св. Бенедикта, дева Марина из г. Скания, Канон Незитанский и т. д. – В то время правил Иерусалимскою церковью патриарх Илия (879–907 или 881–910), vir admirabilis, caelestique prudentia ornatissimus, qui incomparabili sapientia et doctrina orthodoxa ecclesiam mirum in modum illustravit. Прибытие к нему Иоанна было возвещено свыше. Патриарх постриг Иоанна на горе Голгофе и нарек его своим именем – Илией. Проведя несколько дней в Иерусалиме для поклонения святым местам, новопостриженный инок Илия отправился сначала на Иордан, в Генисарет, на г. Фавор, на место quem «Duodecim sedes» vocant (местоположение которого неизвестно) и на Синай (§ 18). Здесь Илия жил три года, ревностно изучая и исполняя монастырский устав. Затем он прибыл в Александрию, 674 около которой исцелил бесноватого и многих других. Вечером он вошел в sancta martyrum templa евангелиста Марка, епископа-мученика Петра, Мины и Кира и Иоанна (§ 19). Отсюда Илия отправился в Персию, Антиохию и Африку (?). Встретив 12 сарацин, истомленных в пути, Илия вступил с ними в беседу (§ 20) и обратил их к истинной вере (§ 22). Пройдя Африку, Илия прибыл в Сицилию и в Панорме встретил свою мать, украшенную всякими добродетелями, которой рассказал о своем путешествии. С нею он жил много дней. Per id tempus cum Agarenorum princeps classem aciemque instrueret adversus Rheginos, noster christianissimus imperator (erat is Leo clementissimus, 886–911) Basilium quemdam, cognomento Nasar, ducem constituit ac Rhegium cum quadraginta quinque navibus ad obsistendum hosti mittit. Тогда Илия omnibus liquido praedicabat et graecorum victoriam ac cladem Agarenorum (§ 23). Когда агарянский флот из Панорма отправился в Rhegium, все жители думали о своей погибели, но Илия сказал: не бойтесь, Господь будет сражаться за вас. Тогда вождь Василий с некоторыми избранными воинами, встретившись с врагом, часть варваров разбил, часть утопил в море, часть взял для трофея. Так исполнилось предсказание святого.

http://azbyka.ru/otechnik/Hrisanf_Lopare...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010