Этот пояс ученик Христа забрал с собой в Индию, позднее его часть после мученической смерти апостола была возвращена в Иерусалим, где она преемственно хранилась у благочестивых христиан, а впоследствии, при императоре Аркадии (395–408), также оказалась в Константинополе. Через много лет, в царствование императора Льва Мудрого (886–911), от пояса Божией Матери совершилось чудо исцеления его супруги Зои, страдавшей от нечистого духа. Императрице было видение, что она будет исцелена от недуга, когда на нее будет возложен пояс Матери Божией. Император обратился с просьбой к патриарху, который снял печать и открыл ковчег, в котором хранилась святыня: пояс Матери Божией оказался совершенно целым, неповрежденным от времени. Патриарх возложил пояс на больную императрицу, и она тотчас исцелилась от своего недуга. После торжественного благодарственного молебна честной пояс положили обратно в ковчег и запечатали печатью. В память происшедшего чуда и был установлен праздник Положения честного пояса Пресвятой Богородицы. Тропарь этого праздника — тот же, что и тропарь праздника Положения Ее честной ризы. Православная иконография праздника также обычно объединяет два события: положение ризы и положение пояса Богоматери во Влахерне. Ныне части святого пояса Девы Марии находятся в Афонском Ватопедском монастыре, в Трирском монастыре (Германия), в Зугдидской церкви в Грузии и в сирийском городе Хомсе, в храме Умм Зуннар — храме Пояса Богородицы (Антиохийская Православная Церковь). Изображения Богоматери в православном храме Прежде всего мы видим Пресвятую Деву Марию на иконах иконостаса — перегородки в православном храме, отделяющей алтарь от остальной части интерьера храма. В современном русском иконостасе иконы расположены рядами, и образ Богородицы имеется на первых четырех из них. В нижнем, так называемом местном, ряду помещаются иконы, наиболее почитаемые в данной местности, среди которых — храмовая икона, то есть икона святого или события, которому посвящен храм. Но главные в этом ряду — две иконы, расположенные по обе стороны от царских врат: справа находится икона Спасителя, слева — икона Богородицы. Этим показывается, что вход в Царство Небесное открывается людям Господом Иисусом Христом и Его Пречистой Матерью — Ходатаицей нашего спасения.

http://azbyka.ru/presvyataya-bogorodica-...

Стремление к эффекту, вместе с слабыми знаниями механики, заставляет видоизменить архитектуру: вместо одного обширного купола, церковь накрывается пятью, поднятыми на высоких барабанах; стены узких нефов подняты также на целый этаж, и всему зданию приданы, так сказать, те же, казавшиеся изящными, удлиненные пропорции, как и в живописи. Широкие дворы с античными портиками и пропилеями исчезают; внутренние пространства главного и боковых нефов, алтаря и пр. становятся узкими, и вместо прежних широких стен и сводов живописцу приходится рисовать на узких и продолговатых кантах, или круто загнутых сводах; множество карнизов, профилей, койм требует разнообразной орнаментики, и прежние фрески и мозаики заменяются копиями с миниатюр. Отсюда многочисленность изображаемых сцен евангельских, библейских, Деяний Апостольских и Житий Святых. Искусство становится, таким образом, более и более декоративно, и самая архитектура рассчитана, главным образом, на живописный эффект, глубину и гармонию тонов. Постройки церквей и монастырей в столице в этом периоде, по преимуществу, дело императоров и их семей; частная инициатива вызывает даже временные эдикты (в 963 г., действовавшие по 1003 год), отменяющие право завещать имения монастырям и строить новые. Льву Философу (886911) принадлежит постройка двух монастырей во имя Спаса и в память жены Феофано; известно также, что желая почтить ее святую память, император построил также церковь Анны во дворце и храм Всех Святых, для чего, однако, он воспользовался материалами, мраморами и мозаиками из разобранной церкви Стефана в Сигме; храм Всех Святых упоминается не раз в хрониках, по случаю падения его купола от землетрясения и украшавшей его бронзовой группы Михаила Архангела и императора Михаила, подносящего архистратигу модель столицы. В новом изящном монастыре Лазаря, друга Христа, императором положены мощи его и новооткрытые на Кипре мощи св. Марии Магдалины в серебряной раке 131 . Еще любопытнее постройка храма во имя св. Параскевы, находившегося, по словам Григория диакона, ученика Василия Нового, в участке Ареобинда; и с тем же именем стоящего доныне в нынешнем Хас – Киой, по ту сторону Золотого Рога 132 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

Duncker, р. 325 sq.), самый памятник его является безмолвным обличителем заблуждения и вины безпоповцев. 6)На монетах Византийских императоров, государственном документе, когда имя Спасителя писалось усеченно, без последних букв, или вполне: то писалось обыкновенно с двумя гласными. Так на монетах императора Василия Македонянина (ум. 886 года) одного, и на другой вместе с сыном его Константином, потом на монетах Константина и Романа вместе (ум. 912 г.) и Романа Диогена (1068 г.) чеканилось: Ihs Xs rex regnantium (Иисус Христос царь царствующих); на монетах Льва Мудрого (ум. 911 г.) и Романа Лакапена (918–944) чеканилось: Ihsus Xristus nica (Иисус Христос победиши); на монете Иоанна Цимиския (969–975) при сем изображаемой: Ihsus Xristus basilev basile(on) т. e. Иисус Христос царь царствующих, (Дюканжа Familiae Bysantinae, Lutetiae Par. 1680 р. 136. 152. 159). Заметим, а) что во всех сих надписях почти все буквы – латинские или римские, употреблявшиеся в Византийской империи в качестве дипломатических, по происхождению Константинополя от Рима и наименованию новым Римом, б) что на монетах Василия Македонянина и сродных употреблены и самые слова латинские rex regnantium, а на монетах Льва и Романа Ланапена, также Иоанна Цимиския латинскими буквами написаны греческие слова: известное νικα и βασιλευ βασιλων; в) что, как уже в IX в. писал Амаларий (Binterim Denkwürdigkeiten II, 1. S. 362), в слове Ihsus латинская буква h поставлялась вместо греческой иты, в заглавном виде имеющей такое же точно начертание, как лат. h, – Н, и на другой монете Романа Диогена (Дюканж. ibid. р. 159) удержана эта Греч. ита: IH. XS. Но в средневековых рукописях и других памятниках, дабы сохранить при ите значение полной гласной, несколько нарушаемой такою заменою, после h прибавляли еще гласную е, и писали: Ihesus. В других того же времени древних памятниках и до позднейших времен Латиняне употребляли чисто Греческое надписание имени Спасителя кроме последней буквы s, именно: IHS XPS, как это самое могут видеть наши старообрядцы в Новгороде на известных мусийных иконах Распятия Господня, привезенных в начале ХН в. преп. Антонием Римлянином (Археологическое описание церковных древностей в Новгороде, архим. Макария, ч. 2 стр. 163–166). И доселе у Латинян IHS пишется на опресноках под Распятием.

http://azbyka.ru/otechnik/Kapiton_Nevost...

Это песнопение, вдохновившее многих песнотворцев, писавших на него музыку, было составлено императором Юстином, дядей св. Юстиниана и предшественником его на престоле. Он не причислен церковью к лику святых, но тем не менее песнопение, составленное им, подвигнуло миллионы верующих на молитву и умиление. Другая «Херувимская песнь“, исполняемая на литургии Преждеосвященных Даров, это – «Ныне силы небесныя с нами невидимо служат“, составлена Георгием Писигийским, также не причисленным к лику святых. Им же было составлено песнопение «Да исполнятся уста наша хваления Твоего, Господи, поемое в конце литургии; наконец, он же по случаю чудесного избавления гор. Константинополя от нашествия варваров (в 626 г.) написал акафист Божией Матери, первый кондак которого «Взбранной воеводе победительная“ столь известен каждому члену церкви Христовой. Сколько вздохов и слез у молящихся вызывает пение этого кондака, и сколько умиления и восторга вызывает чтение акафиста Божией Матери, а между тем автор его Георгий Писида не причислен к сонму святых 2 ! А кого не трогал заключительный кондак этого акафиста, составленного Георгием Писидой, – это «О, всепетая Мати, рождшая всех святых Святейшее Слово, нынешнее приемши приношение, от всякия избави напасти всех и будущия изми муки, Тебе вопиющих: аллилуия“! Кроме этих двух песнотворцев-мирян, не принадлежащих к лику святых, церковь Христова приняла и еще многие песнопения от таковых непрославленных ею членов. Взять ли, напр., евангельские стихиры, поемые пред великим славословием на воскресной всенощной и столь поэтично и трогательно изображающие нам явления Господа по Его воскресении, окажется, что 10 стихир принадлежит вдохновенному перу императора Льва X Мудрого (886–911 гл.), а одиннадцатая написана императором Константином Багрянородным († 959 г.), крестным отцом нашей св. княгини Ольги, бабки Владимира святого. Кроме вышеупомянутых песнотворцев мирян, непричисленнных к лику святых, есть и еще несколько, причем одни из них принадлежат к высоким сословиям, а некоторые и к весьма незнатным.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Новости Праздник всех Отцов на Святой Горе Афонской просявших Святогорские Панигеры: Карея храм Протата Осталось 3 дня информационный портал Святой Горы Афон . Все об Афоне. Исторические описания Горы Афон . Советы о том, как организовать поездку на Афон , и отчеты о путешествиях. Паломничество на Афон : карты Афона, описания монастырей , троп и советы для самостоятельных путешественников. Рассказы о старцах Афона и афонских монахах. Переводы рукописей и Житий афонских святых. Фото и иконы Афона . Поучения, притчи и стихи монахов Афона, старцев и святых. Богословские статьи. Смотрите: Новые статьи на портале Присоединяйтесь к нам в группе ВКонтакте-1 ВКонтакте-2 Instagram и Telegram и facebook group , на странице facebook web в на канале Youtube также в zen.yandex. и получайте расширенный контент в Patreon. Рекомендуем сайты: Высказывания о духовной жизни - Жития, притчи старцев Книги Симеона Афонского (иеромонаха Симона (Безкровного)) Пояс Пресвятой Богородицы за месяц пересечет Россию Пояс Пресвятой Богородицы за месяц пересечет Россию   В Россию с Афона впервые в истории доставлена одна из величайших православных святынь - Пояс Пресвятой Богородицы . Честной Пояс Пресвятой Богородицы,  по преданию, Мария связала сама из верблюжьей шерсти. Известно, что благодаря Предостоятельству Пресвятой Богородицы Пояс дарует исцеление от недугов и помогает здоровому вынашиванию и рождению ребенка даже у тех, кто прежде считался бесплодным.   Богородица отдает пояс апостолу Фоме     Пояс Пресвятой Девы Марии, который в наши дни разделен на три части, – единственная сохранившаяся реликвия ее земной жизни. Согласно Преданию, пояс был соткан из верблюжьей шерсти самой Девой, и после Успения при Вознесении она отдала егоапостолу Фоме.   В память происшедшего чуда и двукратного положения честного пояса был установлен праздник Положения честного пояса Пресвятой Богородицы.   Положение честного пояса Пресвятой Богородицы в Константинопольском Влахернском храме было при императоре Аркадии (395-408). До того великая святыня, вверенная апостолу Фоме самой Божией Матерью, после Ее Успения преемственно хранилась в Иерусалиме у благочестивых христиан. Через много лет, в царствование императора Льва Мудрого (886-911), от пояса Божией Матери совершилось чудо исцеления его супруги Зои, страдавшей от нечистого духа.

http://isihazm.ru/?id=384&iid=836

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ФОМА ВИФИНСКИЙ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Фома Дефуркин, Вифинский ( X в.), игумен , преподобный . Память 10 декабря . Преподобный Фома Дефуркин родился в поселении у подножия Киминской горы в Вифинии . С юных лет полюбил иноческое житие и ушел в один из окрестных монастырей. К тому времени, когда византийский сановник Галоликт основал монастырь на реке Сагарисе , преподобный Фома был уже опытным иноком, и братия избрала его настоятелем новой обители. Отсюда преподобный Фома удалился в пустыню, где долго подвизался в отшельничестве. Многие козни диавола претерпел преподобный в уединении. Господь прославил Своего угодника даром исцелений и прозорливости. Однажды император Лев VI Мудрый (886 - 911 гг.) прибыл в обитель к святому Фоме за советом. Не найдя преподобного в обители, император отправил к нему своего посла с письмом. Едва посланник приблизился к жилищу старца, тот уже вынес ему запечатанный ответ, разрешивший сомнения императора . Затем преподобный вновь удалился в пустыню, где впоследствии мирно скончался. Использованные материалы   Приводимая иногда трактовка эпитета Дефуркин (Δεφουρκινς) как «праведный» не очевидна. Можно добавить, что помимо очень вероятного топонимического происхождения, в его основе может лежать и некое слово (заимствование), известное вторгшимся через триста лет после описываемых событий в Анатолию ордам турок, арабов и персов (говорившим, соответственно, на тюрском, семитском арабском и индоевропейском персидском языках, смесь которых и стала впоследствии «старотурецким», официальным языком Османской империи) как «текфур» – именно так они называли византийских административных и военных чиновников, хотя в самой Византии того времени использовался термин «авфент» (αθντης «вельможа, владетель, господарь», искаженное впоследствии в знамениое турецкое «эфенди»). Термин, известный позднее как «текфур», мог войти в оборот в западных областях империи в результате усилившихся контактов с Востоком – как из-за увеличивающегося под давлением арабов потока мигрантов-православных христиан с восточных границ империи (в значительной части говоривших на семитском арамейском языке сирийцев), так и возвращающихся с восточного фронта ветеранов

http://drevo-info.ru/articles/4537.html

Икона святой мученицы Евфимии В начале III столетия проконсул города Халкидона – это через пролив Босфор, сейчас на этом месте район Стамбула Кадыкёй – пытался заставить христиан местной общины принести жертвы языческому богу. Особенно ему хотелось склонить к этому Евфимию, юную красавицу. Но святая Евфимия сказала, что «скорее он сможет перевернуть горы на земле и подвинуть звезды на небе, чем отторгнуть ее сердце от истинного Бога». Тогда проконсул сменил уговоры на пытки, но сломить веру св. Евфимии не смог. Она пела молитвы, призывая Спасителя на помощь, и каким мучениям ее не подвергали, Господь являл чудо – св. Евфимия оставалась невредима. Видя все это, многие уверовали во Христа. Умерла св. Евфимия только после того, как сама попросила об этом Господа. Тогда, повествует житие, медведица, единственная из всех зверей, которыми пытались затравить святую, нанесла ей небольшую рану – и тотчас она предала дух свой Господу. В Халкидоне в честь святой была построена церковь, где в 451 году прошел знаменитый IV Вселенский собор – Халкидонский, – на котором была осуждена ересь монофизитства. Ветхозаветная святая Соломония была матерью семерых братьев Маккавеев, выступивших в 166 году до Р. Х. против нечестивого греческого царя Антиоха Епифана, который осквернил Иерусалимский храм и заставлял иудеев принести языческие жертвы. На глазах св. Соломонии мучили и убивали одного за другим ее детей. Она мужественно наблюдала их гибель, а потом умерла сама. Св. царица Феофания жила в IX веке (+893) и была первой супругой императора Льва VI Мудрого (886-911). По наветам была вместе с мужем, тогда еще наследником престола, заключена на три года в темницу. Получив свободу, проводила жизнь в молитве и посте. Богородица Монгольская: церковь, не закрывавшаяся никогда Храм Монгольской Богородицы знаменит тем, что никогда не закрывался и не переходил во власть турок Жизнь на Фанаре тихая, спокойная и совершенно лишенная туристов, которых в центре Стамбула очень много. Улицы тут вымощены булыжником и – так же как во всем городе – проложены на крутейших склонах. Через каждые два-три дома попадаются «бюффе» – маленькие кафе, где можно и поесть, и выпить кофе, но, в отличие от центра города, совершенно нет ракы – анисовой водки: на Фанаре живут в основном истовые, традиционные мусульмане, для которых спиртное запрещено.

http://pravmir.ru/pravoslavie-v-turcii-s...

И во второе свое патриаршество Игнатий с большой энергией осуществлял право печалования, являясь, – по свидетельству Никиты Пафлагонского, – защитником обижаемых, скорбя вместе с оскорбленными, помогая бедным и милостиво облегчая, насколько было возможно, их нужду 14 . О патриархе Фотии (857–867 и 878–886 г.) также известно, что он выступал со своими ходатайствами пред императором Михаилом III и кесарем Вардою за низложенного патриарха Игнатия и его сторонников 15 . Затем, патриарх Антоний II Кавлей (893–901 г.) был покровителем бедных, защитником вдов и сирот, ходатаем за угнетенных и преследуемых как пред светскими властями, так и пред самим императором Львом VI Мудрым. Своим покровительственным отношением к пастве патриарх заслужил общее уважение в народе. Император Лев Мудрый также высоко чтил этого добродетельного мужа и охотно исполнял его ходатайства за бедных, несчастных, несправедливо преследуемых и наказанных 16 . Его преемник по кафедре Николай Мистик (901–907 и 911–925 г.), один из наиболее выдающихся патриархов средневековой Византии, заявил себя трудами и в отношении печалования. Так, когда друнгарий византийского флота Евстафий и Карамал проиграли битву с арабами, взявшими (902 г.) г. Таормину в Сицилии, и за это были обвинены в измене и осуждены императором Львом Мудрым на смертную казнь, то патриарх Николай выступил пред василевсом с ходатайством об их помиловании. Просьба патриарха была уважена, и виновные были пострижены в монашество – Карамал в обители Пикридия, а Евстафий – в монастыре Студийском 17 . Затем, из письма патриарха Николая к анфинату Ландульфу, правителю беневентскому (в Италии), видно, что он ходатайствовал за последнего перед императорами Константином VII Порфирородным и Романом I Лакапином и старался снять с него подозрение в измене и восстановить покровительственное к нему отношение со стороны византийских василевсов. И это ходатайство патриарха Николая не осталось тщетным 18 . В XI веке одним из выдающихся патриархов византийских был Иоанн VIII Ксифилин (1064–1075 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/p...

Также в отличие от стихир на Господи воззвах и стиховных хвалитные воскресные стихиры имеют и Богородичен воскресного содержания, но общий для всех гласов «Преблагословена еси». Он исчисляет все плоды воскресения (в трех однородных парах), прославляя их косвенную Виновницу. Для Богородична выбран 2-й глас, как глас самый радостный в стихирном напеве (им поются стихиры на Господи воззвах на Рождество Христово и Крещение; ср. параллельный ему 6 гл. для «Воскресение Христово»). Ввиду большого значения этого Богородична он не отменяется в воскресенье и при совпадении последнего с двунадесятым Богородичным праздником (служит еще Богородичном 2 гл. по 2 кафизме). Отступления от указанного порядка в пении хвалитных стихир делаются для великих, полиелейных и шестеричных святых (см. Тип., гл. 3, 4 и 5), для пред- и попразднства, случающихся в воскресенье (см. 7 и 9 сентября), для Недель св. отец и триодных (см. 11 октября и Четыредесятницу). История Воскресные стихиры, именно 4 первые из них, даются известным иерусалимским «Последованием» IX-XII в. 2636 и, несомненно, имеются ввиду Ипотипосисом некоторых редакций, предписывающим их удвоять, Евергетидским уставом, тоже предписывающим удвоять и указывающим количество их – 4 2637 . Студийско-Алексиевский устав, имевший кроме хвалитных стихир на каждой праздничной и воскресной утрени отдельно (после ектений) и стиховны, указывает 3 воскресных хвалитных, помещая 4-ю, очевидно, на стиховне (в триодные недели она удвоялась) 2638 . По старообр. уст. стихи – с 1 ст. 150 пс. и «Всякое дыхание» – отдельный стих 2639 . Евангельские стихиры принадлежат, как показывает и нынешнее надписание их, императору Льву VI Мудрому (886–911) и назначаются упомянутым иерусалимским последованием для пения тотчас после Евангелия на Славу и ныне 2640 . Они, может быть, – остаток древнего обычая петь Евангелие, сохранившегося доныне в Римской Церкви (например, в Неделю ваий на процессии поется Мф. 21 и Ин. 12 ; ср. нашу стихиру в Нед. ваий «Прежде шести дней Пасхи»). По песненному последованию на евангельской стихире происходил вход с Евангелием (Вступ. гл., 347). – Песнь «Преблагословена еси» в уставе Великой Константинопольской церкви IX в. и по Синайскому Канонарю (IX-X в.) служит входным тропарем на литургии 3-го дня Пасхи. Она на нынешнем месте воскресной утрени в Евергетидском уставе 2641 и в песненном последовании при Симеоне Солунском (Вступ. гл., 347). Но по Студийско-Алексиевскому уставу здесь Богородичен настоящего гласа 2642 . В старопеч. и у старообр.: «благословен Бог (ср. ниже: «Сый благословен Бог», «Слава Тебе Боже, упование наше») изволивый тако», без «Слава Тебе» 2643 . Славословие великое

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

716 С точки зрения этого блага и должен был Никита-Давид написать житие патр. Игнатия. Однако риторическое предписание понято было им очень произвольно: ведь ψγος, это умаление, порицание, то есть рядом с похвалою Игнатия следовало только вообще упомянуть о препятствии воздвигнутом на пути святого, чтобы тем более оттенить его доблесть веры и духа. Но Никита-Давид под ψγος не задумался подвести всевозможные сплетни про патр. Фотия даже по смерти Игнатия, то есть из панигириста он превратился здесь уже в диффаматора, на что его уже не уполномочивали руководства древних. Отступление от литературного образца сделано было автором по необходимости: задетый за живое, он уклонился от классической схемы и вступил в роль пасквилянта. Таким произвольным пониманием ψγος’α наш автор нарушил литературную красоту жития Игнатия и достиг не τ καλν, а как раз противоположного, τ πκρυφον. Четвертый, опять отрицательный, период в жизни Никиты-Давида продолжался с 878 до 886-го – до низведения Фотия с престола, или вернее до 897 г., до смерти его в изгнании. Казалось бы, после 897 г. Никита-Давид должен был так или иначе успокоиться от треволнений жизни и вернуться к первому и третьему периоду своей жизни: но нет, раз вступив на скользкий путь клеветы, наш писатель по-видимому уже до конца своих дней не мог выйти на правильную дорогу, а продолжал все идти по той же наклонной плоскости. Со вступлением на престол имп. Константина Багрянородного (в 911 г.), когда в Византии с особой силою закипела литературная деятельность по пересказу старой письменности и когда для агиографических трудов требовался опытный и известный агиограф, состоявшая при императоре канцелярия указала Константину VII на престарелого Дадиврского епископа как на лицо, которое могло бы составить житие св. Иоанна Златоустог о. Заказ был дан и выполнен, но как? В качестве современника Игнатия Никита-Давид много наклеветал на Фотия; в качестве отдаленного историка времен Златоустого он собрал в жизни Иоанна много злостных выходок и клеветы по его адресу.

http://azbyka.ru/otechnik/Hrisanf_Lopare...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010