А так как апостолы составляют лик святых высший лика мучеников, то необходимо думать, что им начало быть празднуемо во всей Греческой церкви или ранее или во всяком случае не позднее, чем мученикам ( Константин Великий построил в Константинополе храм в честь 12-ти апостолов, – знаменитый храм апостолов, имевший служить и служивший усыпальницею для императоров и для патриархов). После апостолов и мучеников распространена была общепочитаемость на святителей и преподобных весьма нескоро. Существует новелла импер. Льва Мудрого , занимавшего престол с 886-го года по 911-й год, которою повелевается, чтобы вместе с ликами апостолов и мучеников было празднуемо по всей Греческой церкви семи знаменитейшим святым из лика святителей: Афанасию Александрийскому , Василию Великому , Григорию Богослову , Григорию Нисскому , Иоанну Златоустом у, Кириллу Александрийскому и Епифанию Кипрскому 24 . Нет сомнения, что сейчас поименованным знаменитейшим святителям во времена Льва было празднуемо не в одних только их частных церквах, а более или менее широко и за пределами последних; однако, указ императора свидетельствует, что еще не во всей Греческой церкви в точном смысле этого слова 25 . За тем, указ ясно свидетельствует, что лики или классы святителей и преподобных оставались еще до Льва, как и на будущее время остались, местнопочитаемыми 26 . Начавшемуся со времени импер. Льва распространению общепочитаемости на лик святителей, а за ним, вероятно, и на лик преподобных, чрез столетие после Льва весьма много содействовал в достижении его предела или конца импер. Василий Болгаробоец, занимавший престол с 975-го года по 1025-й год, который издал иллюстрированный или украшенный изображениями пролог, содержащий краткие жития святых всех классов, noчumaeмыx so bcex частных церквах Греческих или на пространстве всей церкви Греческой, взятой как одного общего цeлoro (Menologium Graecorum, Basilii Porphyrogeniti imperatoris jussu editum) 27 . Однако, и в конце XI – начале XII века это распространение общепочитаемости на наши два класса святых еще не было совершенно полным 28 .

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

То же говорится о святом и блаженном Иакове Боровичском, новом чудотворце (23 октября (5 ноября)), и о других. Дни св. Мироточивых Мироточивыми наречены в Прав. Церкви те святые, по успении коих Бог источил целебное и благоуханное от честных мощей их миро, напр. от мощей святого и славного великомученика Димитрия Мироточивого, или Мироточца, Солунского, коего память творится 26 октября (8 ноября), и других. Солунский чудотворец почитается покровителем Сибири, которая завоевана 26 октября 1581 года. Дни св. приснопоминаемых Приснопоминаемыми, или приснопамятными Церковь называет создателей св. обителей и храмов 1927 и всех прав. христиан, в том же смысле, как и блаженными 1928 . Но в особенности нарицает приснопоминаемыми: св. исповедеика Даниила, нареченного Стефана (17 (30) декабря) 1929 , и царицу Феофанию (16 (29) декабря) 1930 , супругу греческого императора Льва Мудрого , в IX веке царствовавшего (886–911). Видя благочестие супруги своей, Лев вознамерился еще при жизни ее построить храм во имя ее. Ho по совету пастырей Церкви, начатый постройкой во имя ее храм император переименовал в честь всех святых 1931 . «Глаголаше бо царь: аще Феофания свята есть, со всеми убо святыми вкупе да празднуется (да приснопоминается и она) во славу Богу, от всех святых славимому». Мощи ее почивают в константинопольской патриаршей церкви вместе с мощами Всехвальной Евфимии 1932 . Дни св. Новых или Новоявленных Некоторые из святых одного и того же имени, но младшие по времени и внесенные в Святцы после, для отличия от прежде прославившихся соименных святых, называются иногда Новыми, Новоявленными (января 28, марта 29). Это название встречается у святых IV века (авг. 30), но особенно у святых последующих веков, начиная с VІІІ. Примеч. Кроме вышеозначенных имен святых, в Святцах встречаются и иные, о значении коих можно вкратце упомянуть, напр. Евстафий Плакида, пострадавший в царствование Траяна (98–117) (20 сентября (3 октября)): последнее имя великомученик имел до крещения, а первое принял по крещении; преподобный Феодор Трихина (20 апреля (3 мая)), с греческого Трихина – значит власяной или власяничник, потому что преподобный всегда ходил во власянице, и проч. Праздники церковные и храмовые

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

Праздник всех мучеников (нынешний праздник всех святых спустя неделю по пятидесятнице) существовал уже во времена Златоустого. 1076 Из этого с большою вероятностью должно заключать, что во времена Златоустого уже признано было общецерковным празднование и всем отдельным мученикам. 1077 А так как апостолы составляют лик святых высший лика мучеников, то необходимо думать, что им начало быть празднуемо во всей Греческой церкви или ранее или во всяком случае не позднее, чем мученикам ( Константин Великий построил в Константинополе храм в честь 12-ти апостолов, – знаменитый храм апостолов, имевший служить и служивший усыпальницею для императоров). После апостолов и мучеников распространена была общепочитаемость на святителей и преподобных весьма не скоро. Существует новелла импер. Льва Мудрого , занимавшего престол с —428— 886-го года по 911-й год, которою повелевается, чтобы вместе с ликами апостолов и мучеников было празднуемо по всей Греческой церкви семи знаменитейшим святым из лика святителей: Афанасию Александрийскому , Василию Великому , Григорию Богослову , Григорию Нисскому , Иоанну Златоустом у, Кириллу Александрийскому и Епифанию Кипрскому . 1078 Нет сомнения, что сейчас поименованным знаменитейшим святителям во времена Льва было празднуемо не в одних только их частных церквах, а более или менее широко и за пределами последних; однако, указ императора свидетельствует, что еще не по всей Греческой церкви в точном смысле этого слова. За тем, указ ясно свидетельствует, что лики или классы святителей и преподобных оставались еще до Льва, как и на будущее время остались, местнопочитаемыми. 1079 Начавшемуся со времени импер. Льва распространению общепочитаемости на лик святителей, а за ним, вероятно, и на лик преподобных, чрез столетие после Льва весьма много содействовал в достижении его предела или конца импер. Василий Болгаробоец, занимавший престол с 975-го года по 1025-й год, который издал иллюстрованный или украшенный изображениями пролог, содержащий краткие жития святых всех классов, почитаемых во всех частных церквах Греческих или на пространстве всей церкви Греческой, взятой как одного общего целого (Menologium Graecorum, Basilii Porphyrogeniti imperatoris jussu editum).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В монастырях в особенности процветает священнослужение чинное, полнейшее, продолжительнейшее. Церковь является здесь во всей красоте своего облачения. Здесь неиссякаемый источник назидания для мирян».    Способствуя душевному и телесному благу верующих, иночество содействовало распространению веры Христовой и окончательному падению язычества. Высокая жизнь иноков приводила в удивление самих язычников и была для них доказательством святости христианской религии. Антоний Великий одним появлением своим в Александрии, по свидетельству святого Афанасия, обратил к вере Христовой столько же язычников, сколько в другое время их обращалось в год.    Иноки являлись усердными сотрудниками пастырей в борьбе с еретиками. У них святой Афанасий не раз находил убежище от своих гонителей, и они подкрепляли его среди скорбей. Иноки и сами являлись в наиболее нужное время для борьбы с еретиками и безбоязненно обличали сильных мира за уклонение от Церкви и Православия (преподобный Исаакий – императора Валента).    Видя высокое благочестие иноков и их духовную мудрость, архипастыри начали возводить их на священные степени. Впоследствии еще более возвысилось значение иночества. Из среды иноков стали преимущественно, а затем исключительно возводить на высшую священную степень епископства, и дух иночества, в котором воспитываются священноначальники Церкви, действует чрез них благодетельно и животворно на весь состав Церкви Православной.    – Взморье при впадении Нила, на восток от Александрии.    – Святой Пахомий и сам не принимал священства, и других не допускал к принятию его из опасения духа любоначалия.    – Название горы произошло от обилия нитры, или селитры.    – Скит – название местности, означающее длинную и сухую долину.    – Жил в X веке (886—911 гг.).    – Преосвященный Феофан в «Начертании христианского нравоучения», стр. 499. 29. Церковное управление    Сам Господь Иисус Христос в Церкви установил иерархию. Избрав из учеников Своих двенадцать апостолов, Он дал им власть учить народ, совершать таинства и управлять Церковью и, ниспослав на них Святого Духа, облек их потребною для сего силою.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3435...

886 Cf. also comments on «proto-gospels» on p. 6, though these comments address primarily prepublication stages of revision. 888 Such criticisms have also been voiced by others, e.g., King, «Brown.» Watson, «Reading,» compares some redaction critics» speculative reconstructions with allegory, practiced by earlier academic elites. 904 Mowinckel, «Remarks,» 276, is among those who suggest that the Hodayot may have been authored by the Teacher of Righteousness. 905 As many scholars (e.g., Aune, Prophecy, 132) note, it is not even clear that there was only one Teacher of Righteousness; cf. CD 6.10–11 and the view of later documents in Buchanan, «Teacher.» 911 Contrast Smith, «Tradition,» 174, who does not think that the NT offers evidence that early Christians established rabbinic-style schools. 913 Ibid., passim; on Philós «school,» cf. 199–209 and Mack and Murphy, «Literature,» 391; for the Johannine school and Jewish schools, see Tiwald, «Jünger.» Many characteristics of ancient schools fit the Johannine community (Culpepper, School, 287–89), but many of these fit early Syro-Palestinian Christian communities in general, and some (like the communal meal) must be read into the Fourth Gospel on the analogy of early church practice in genera1. 914 Culpepper, John, 30. That the Gospel was edited after the original evangelist " s death «to preserve traditions that had been circulating in the Johannine communities» (Perkins, Reading, 244–45, summarizing a view) is not implausible. 915 E.g., Epictetus Diatr. 2.19.29; cf. also academic scriptoria in cultic settings (Frankfurter, Religion in Egypt, 239–41). Meeks, Moral World, 41, warns, however, that philosophical schools were usually just «a lecturer and his pupils who met in whatever place they found convenient.» Because early Christian groups concerned themselves more with ethics than ritual, however, they probably appeared to outsiders as schools (Meeks, Moral World, 114; cf. Aune, Prophecy, 229; Wilken, «Collegia,» 277; idem, «Christians as Romans Saw Them,» 107–10; in Justin, Wilken, «Social Interpretation,» 444–48).

http://azbyka.ru/otechnik/world/the-gosp...

Синопсис Стефана Ефесского, Семеона Магистра). Для нас Синопсис церковных правил важен потому, что снабженный в XII в. толкованиями известного канониста Аристина, он положен был в основание нашей печатной Кормчей. § 12. Обстоятельства, вызвавшие появление толкований: канонического кодекса. Толкования Аристина, Зонары и Вальсамона В XII в. появляется новая редакция номоканонов, представляющая собою собрание правил церковных и гражданских законов по делам церкви, снабженное толкованиями на них. Появление толкований на канонический кодекс вызвано было неясностью 17 , а иногда и противоречием церковных правил, составленных в разные времена в различных церквах Востока и отчасти Запада, с одной стороны, и теми изменениями, которым подверглось впоследствии с течением времени юстинианово законодательство, особенно в Базиликах Льва Философа (царствовавшего от 886 до 911 г.) 18 , с другой стороны. Особою известностью в восточной церкви пользуются толкования трех знаменитых каноников XII в.: Алексея Аристина, Иоанна Зонары и Феодора Вальсамона. А. Аристин, номофилакс и великий эконом константинопольской церкви, по повелению императора Иоанна Комнина (1118–1142), написал толкования па канонический Синопсис, имеющие целью разъяснить смысл правил, сокращенно изложенных в Синопсисе, не всегда ясных, а иногда и неправильно сокращенных. Толкования Аристина большею частью вошли в нашу славянскую Кормчую. I. Зонара в царствование императора Алексея Комнина (1081–1118) был государственным секретарем Византийской Империи и вице-председателем (великим друнгарием императорского трибунала 19 ), но потом удалился от света и принял монашество. Комментарий Зонары относится к полному тексту церковных правил, содержащихся в Синтагме в 14 титулах патриарха Фотия 20 , причем правилам каждого собора Зонара предпосылает краткие исторические заметки о времени и цели созвания собора и в этих предисловиях дает, так сказать, историю канонического права, а затем, уже переходит к толкованию самих правил, объясняя встречающиеся в них неясные и непонятные слова и стараясь проникнуть в смысл правила.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Krasnoz...

Стоит добавить, что Ламанский категорически отвергал предположение Е. Голубинского о том, что под «руськими письменами» необходимо подразумевать готський язык. Не соглашался с такой гипотезой Карташов. А в наше время ее отвергал проф. М. Артамонов. По его словам, «открытие в Херсонесе Евангелия и Псалтири, написанных на русском языке, возможно, сыграло решающую роль в их (свв. Кирилла и Мефодия. – С.Ш .) дальнейшей просветительской деятельности среди славян. Зная славянский язык и ознакомившись с русским алфавитом, Константин без труда смог читать русские письмена, о чем говорится в «Житии». Эти-то русские письмена, вероятно, и положены были им в основу славянской азбуки, составленной для Моравии, а Евангелие и Псалтырь, обнаруженные в Херсоне, стали, таким образом, тем зерном, из котрого выросла вся позднейшая славянская. Сначала переводная, а потом и оригинальная литература» . Говоря о начале христианизации Руси в IX веке, невозможно обойти вниманием вопрос создания церковной организации. Византийские источники свидетельствуют не только о крещении русичей и их князя в ІХ веке, но и сообщают о назначении на Русь в это время отдельного архиерея из Византии. В частности, об этом сообщают как патриарх Фотий (858–867 и 878–886), так и император Константин Багрянородный (911–959). При этом патриарх Фотий пишет, что крещение Руси произошло при его святительстве и, соответственно, во времена императора Михаила ІІІ, а Константин Багрянородный приписывает заслуги крещения русов своему деду и соправителю Михаила Василию I Македоняну и преемнику (и в то же время противнику) святого Фотия патриарху Игнатию. В связи с этим еще М. Карамзин допускал, что на Русь могли дважды посылать церковных иерархов – во времена Фотия и во времена Игнатия . Такое предположение является наиболее правдоподобным, поскольку после устранения святителя Фотия с патриаршего престола в 867 году он был сослан в заточение, а многие поставленные им епископы лишены церковных кафедр . Замена церковной иерархии произошла не только в Византии, но и в других странах византийского содружества, в частности и в новообращенной Болгарии, о чем известно из письма папы Адриана ІІ к патриарху Игнатию от 871 года . Вполне вероятно, что при существовавшей политической ситуации в Византии новый архиерей, который заменил Фотиевого ставленника, был послан патриархом Игнатием и на Русь. Таким образом, по мнению П.П. Толочко, расхождения между двумя источниками, накладываясь друг на друга, касаются не сути явления, а лишь его приурочения .

http://pravoslavie.ru/93569.html

Таковые признаки суть: во-первых, житие, если оно современно Андрею, должно быть относимо по его языку (который весьма варварствует) к более позднему времени, чем V в.; во-вторых, говорится в житии, что Андрей, приняв на себя подвиг юродства, «начал ребячествовать по примеру оного древнего, дивного Симеона (cap. 2 fin.), а разумеемый тут Симеон юродивый Сиро-Палестинский жил во шорой половине VI в.; в-третьих, многократно упоминаются в житии Сарацины и Агаряне и в одном месте ясно представляются народом высокоподнявшим рог свой на Византию (cap. 25). «Полагают, что под Львом Великим жития должен быть разумеем Лев Философ (886911). Однако последнего, сколько знаем, никто не называет Великим. Притом, упоминание о Данииле Столпнике как современнике Андрея дает знать, что примирения противоречий или разрешение вопроса о них должно искать иным путем». Сам историк Е.Е. Голубинский время жизни святого определяет: «Преподобный Андрей жил во времена императора Льва Великого (457 – 474), или неизвестно когда позднее». (Церковная история, т. I, вторая половина, с. 350 – 351 и 346). Срезневский также относит время жизни блаженного к более раннему времени, чем IX – X в., указывая также на то, что прозвание «Великий» придавалось обыкновенно тому императору Льву, который царствовал в 457 – 474 гг., и что святой Андрей был современником Даниила Столпника; и потом – «житие говорит довольно часто и много, как о друге Андрея, о молодом Епифании, который позже, уже по смерти Андрея, сделался Константинопольским патриархом. Из Константинопольских патриархов имя Епифания носил только один тот, кто был на престоле в 520 – 535 гг., бывши пред тем пресвитером Софийской церкви и синкелом; о нем, следовательно, одном может быть речь в житии Андрея юродивого. Андрей жил, как сказано в житии, 66 лет и умер, как можно предполагать из того, что Епифаний еще не был пресвитером, значительно ранее 520 г. Предположив, что он умер в 510 г, признаем, что он родился в 444 г. и что при начале царствования императора Льва ему было 13 лет, а при конце – 30 лет.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Примеч. В некоторых местах был в употреблении церковный чин усыновления или сыноположения, по которому не имевшие своих детей могли принять и утвердить чужих детей как своих 474 . «Усыновление ради восприемничества хранимо», – говорится в кормчей, – «понеже иногда прилучается нам не имети чад». Благодатно и духовно возраждать крещением предоставлено пастырям, им же предоставлено было совершать сыноположение или усыновление. Так новгородский митрополит Киприан грамотою в 1631 году 30 января усыновил одному боярскому сыну шурина его с тем, чтобы он исправлял Государеву и софийскую службу и был по смерти нареченного отца наследником имения его, поминал его и жил вместе с членами его семейства 475 . Основание для сыноположения находили в благодатном усыновлении человека Богу, чрез веру во Иисуса Христа ( Ин.1:12 . 1Ин.3:1 . Рим.8:16–17 ). Притом сам Господь явил пример усыновления, повелев возлюбленному своему ученику Иоанну быть у Матери своей Пресв. Девы Марии вместо сына. И так, согласно с указаниями Писания, в постановлениях апостольских называется прекрасным делом усыновление сирот, и епископам внушается воспитывать детей и быть для них вместо родителей 476 . В древних установлениях родство от усыновления считалось наравне с родством от св. крещения 477 . По закону греческого царя Льва Премудрого (886–911), запрещено было усыновившим вступать в супружество с детьми своих усыновленных 478 . По кормчей, усыновление бывает «свято молитвами». Оно совершалось древле торжественно во храме, священнослужащим, при возженных светильниках, которые держали усыновлявший и усыновляемый. Священнослужащий произносил молитву о благословении и утверждении усыновления; по молитвах нареченный отец принимал усыновляемого или усыновляемую от врат жертвенника, как бы от самого Бога; усыновленный повергался к ногам усыновившего, который произносил усыновленному священные слова: «днесь сын мой еси ты, аз днесь родих тя». Усыновление запечатлевалось взаимным целованием, в знак нового союза и любви 479 . Ныне усыновление существует только гражданское 480 . Богослужение для членов иночества

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

Стефан является автором еще одного комплекта трипеснцев для сырной седмицы, основанных по обыкновению на воспоминаниях седмичного круга и написанных в 860 году, поскольку они содержат упоминания о нашествии арабов и русичей. Каждая песнь у этого гимнографа состоит из четырех тропарей и Богородична. Таким образом, их построение уже несколько модифицировано в сравнении с каноном святого Феодора и тяготеет к технике Климента. Кроме названных песнотворцев, в Константинополе в IX веке было немало других гимнографов, создавших произведения для Четыредесятницы и Страстной седмицы: святой патриарх Мефодий († 847), Игнатий, митрополит Никейский († ок. 860), Кассия (род. ок. 805), император Феофил (929–842), император Лев VI (886–911) и некоторые другие. Так, например, патриарху Мефодию усвояются две стихиры Великого четвертка: «Днесь Иуда нищелюбия сокрывает лице»; «Да никтоже, о вернии, Владычния вечери». Игнатию Никейскому принадлежат отдельные стихиры святому Феодору Тирону: «Священия дар, и богатство Божественныя жизни» и проч. Кассия числится автором стихир недели мытаря и фарисея, а также Великой среды. Самогласен недели ваий «Изыдите языцы, изыдите и людие» создал император Феофил. Христофору принадлежит канон сырной недели о падшем Адаме, представляющий во многих местах редакцию кондака святого Романа на этот день. Сергию Лагофету стихирари приписывают самогласен Великого пятка «Страшное и преславное таинство днесь действуемо зрится». Именем Георгия надписывается другой самогласен того же дня – «Совлекоша с Мене ризы Моя». Встречается в триодных собраниях IX века и имя святого Феофана Начертанного, который причисляется к иерусалимской школе. Ему можно усвоить следующие песнопения: каноны пророкам и на восстановление Православия в первую неделю, на вторую неделю о блудном сыне – с акростихом, на среду Крестопоклонной седмицы и четыре дополнительных песни к четверопеснцу Космы Маиумского на Лазареву субботу. Кроме того, гимнографу принадлежит целый ряд стихир Великих пятка и субботы: «Вся тварь изменяшеся страхом»; «Господи, восходящу Ти на крест»; «Приидите видим Живот наш во гробе лежащ»; «Тебе, одеющагося светом, яко ризою».

http://pravoslavie.ru/34131.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010