883 г. Номоканон Фотия: «рукополагаемый во епископа пресвитера, диакона или иподиакона должен быть девственником или по девстве женатым однажды на девственнице» 638 . Никто по вступлении во второй брак не должен быть рукополагаем во пресвитера или диакона 639 и мн. др. 884 г. Эпанагога, где в титуле VIII, гл. 3 640 приводится выдержка из 137 новеллы, гл. 2 (Юстиниана), и в гл. 14 641 из 123 новеллы гл. 14 (Юстиниана). 886 г. 3 и 79 новеллы Льва Мудрого о браке после хиротонии 642 . Ок. 900 г. 643 или конец X в. 7 ) Пространная Эпаногога (Epanagoga aucta) в титуле 6, гл. 3, 8–13, где предписывается избирать в епископы имевшего одну жену, не вдову, не разведенную и вообще не запрещенную правилами 644 , а во пресвитера и диакона хиротонисать обещавшихся при свидетелях соблюдать девство или состоящих или бывших мужьями одной жены 645 , иподиаконов впредь запрещается рукополагать до брака и запрещается им вступать в брак после хиротонии, но при хиротонии 646 , а второбрачному и женатому на вдове, разведенной или запрещенной канонами не дозволяется восходить на высшие степени. 647 910–911 г. Василики, где приводятся 12 и 14 главы 123 новеллы, 42 гл. 22 новеллы и 2 глава 137 новеллы Юстиниана 648 . 920 г. «Сокращенная Эклога (ecloga legum in epitome expositarum), где в титуле VIII, гл. 22 говорится, что епископом должно избирать имевшего только одну жену и притом взятую девой и не вдову и не разведенную с мужем, не запрещенную как каноном, так и божественным законом 649 , в главе 46 того же титула запрещается брак после хиротонии диакону и пресвитеру, а в главе 47 запрещается возводить в высшие степени второбрачного чтеца 650 . 967–988. ’Εκλογ κα σνοψις τν βασιλικν. (Synopsis basilicorum), где запрещается брак после хиротонии, возведение в высшие степени второбрачного чтеца 651 и дозволяется клирикам иметь лишь одну жену 652 . X в. Симеон Логофет , Compendium трулльских канонов 3: Второбрачные и нераскаявшиеся священники лишаются степени, а отвергшие от себя зло будут отлучены от священной должности на известное время. Ибо не благословляет раненый и кто вопреки законом заключили браки.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Troicki...

Но неговорливая история тех времен молчит о здешнем крае. В половине IV века мы находим Лихнид епископальным городом. На Сардикийском соборе (347) заседал Дионисий, епископ Лихнидский, а на Эфесском – 449 (так названном – разбойничем) присутствовал Антоний. Из дел Римского престола видно, что в 492 г. Лихнидским епископом был Лаврентий, а в 519 – Феодорит. Затем сведения о Лихнидских архиереях прекращаются и самое имя Лихнида перестает слышаться. В Иерокловом „Синекдиме“, в числе городов империи нет Лихнида совсем 16 . Еще он появляется в „Нотиции“ Епархий, приписываемой императору Льву VI Мудрому, где он причислен к епископиям Диррахийской Митрополии, занимая между ними 12 место. Полагать можно, что это в последний раз оглашается имя исчезающего города. И вдруг, в 877 (или 879) году на Константинопольском соборе, восстановившем в последний раз Фотия в патриаршем достоинстве, читается уже подпись Гавриила Ахридского! Куда девался Лихнид, и откуда взялись Ахриды? Ничего не известно (по крайней мере – нам). Сличение года соборной подписи Гаврииловой с возможным годом составления Нотиции Львовой (886–911) ведет как-бы к заключению, что оба названия города существовали несколько времени вместе, одно при другом, и первое, конечно, по привычке, по уважению к освященному временем титулу, по педантству, наконец, а второе... Чтобы решить вопрос о втором, неизбежно предположить, что в IX веке город или перестал существовать, или отошел к другому народу с другим языком. Весьма могло быть и первое. Мы уже упомянули, что на Певтингеровой карте Лигнид помещен на южном берегу озера, а теперь он находится на Северном. Могло случиться землетрясение, наводнение, вражеское нападение, положившее конец его бытию, и вместе могло возникнуть на тех же берегах озера новое население, перенявшее славу и значение в крае прежнего. Но вероятнее второе предположение. А так-как другой народ заведомо были Болгары (отсюда: „Старая Болгария“), то и остается принять, что новое имя городу дали Славяне, назвав его на основаниях ни исторически, ни филологически нам неизвестных, Охридой, из которого педантство или недоброжелательство греческое сделали Ахриду или точнее Ахриды (мн.ч.) 17 .

http://azbyka.ru/otechnik/Antonin_Kapust...

Софии: Юстиниан и Феодора 141 . Эти заимствования, равно как и другие указанные причины уничтожения местного характера календарей в конце концов привели к объединению их, что естественно в свою очередь повело за собою то, что святые, дотоле только местно чтимые, стали прославляться во всей Церкви. Но трудно указать точно время, когди это случилось, особенно в Восточной Церкви. Обыкновенно в этом случае ссылаются на святцы, по которым будто бы можно определить, хотя приблизительно, время начала всеобщего во всей Церкви почитания святых угодников. Но это очень сомнительно по следующей причине. Святцы только в таком случае могли бы служить средством для определения времени начала всеобщего празднования святым, если бы мы знали, что они стояли под строжайшим надзором Церкви и кк представителей. Если бы это было так, то, очевидно, святцы по своему составу и объему должны были быть однообразны. Между тем последнего мы не замечаем. Сравнивая дошедшие до нашего времени святцы не только из разных веков, но даже одного века, мы замечаем полное между ними несходство и разнообразие. Это последнее обстоятельство и показывает, что составление святцев не было делом Церкви и ее предстоятелей, а было делом частных лиц, которые и вносили в них святых по своему желанию. Переписчики святцев, при составлении их, исключительно руководствовались своим благочестивым чувством, заставлявшим их вносить в святцы как можно большее количество святых. При таком способе составления святцев, очевидно, и показание и свидетельство их не может служить достаточным основанием для заключения о начале всеобщего празднования святым. Более верные и надежные данные для рассматриваемого нами вопроса дает нам один официальный акт, из которого открывается, когда началось общее празднование святителям, первым в порядке чинов святых после мучеников. Акт этот есть указ императора Льва Мудрого (886–911 гг.), в котором он к празднованию дней памяти апостолов и мучеников, «своими смертями посрамивших нечестие», повелевает присовокупить, чтобы памяти и после них воссиявших в Церкви богопроповедных мужей и на подобие звезд озаривших твердь Церкви делами и учениями не были оставлены без чествования и празднования.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

i Полное собрание русских летописей. Т.1. Лаврентьевская летопись. М., 1962, стр.370. ii Имеется еще «Достойно есть» Опекаловское (ГПБ, Кирилловское собрание, л.122 и об. iii Д.В. Разумовский. Материалы для археологического словаря. «древности. Труды Московского археологического общества», т.1. М., 1865–1867. iv В.М. Ундольский. Замечания для истории церковного пения в России. М., 1864, стр.22. v Противодвижение как архитектонический прием можно назвать характерным для творчества Маркела Безбородого. Сочиненный им «вельми изящен» канон Никите, архиепископу новгородскому, представляет два многострофных произведения, акростихом для которых служит сначала алфавит, а затем имя автора. В первом произведении алфавит дан в нисходящей последовательности букв – а, б, в и т.д., а во вором «опрокинутый», т.е. от последней буквы к первой. Акростих первого канона заканчивается согласными буквами из имени автора – МРКЛ, а второй полным именем в «противодвижении» – ЛЕКРАМ. vi Стоглав, издание третье. Казань, 1912, стр. 59. vii Там же стр.59 viii В.М. Ундольский. Замечания для истории церковного пения в России. М., 1894, стр.22. ix Там же. x Н.Ф. Финдзейн. Очерки по истории музыки в России, т.1, вып.3, М.-Л., 1928, стр. 246–247. xi Ф.Г. Спасский. Русское литургическое творчество (по современным минеям). Париж, 1951, стр.225 и 226. xii В. М. Ундольский. Замечания для истории церковного пения в России. М., 1864, стр.22. xiii Текст этих стихир принадлежит византийскому гимнографу, императору Льву Мудрому (886–911 гг.). Их содержание – пересказ одиннадцати разделов Евангелия, читаемых в порядке очереди на утренях воскресных дней всего года. Отсюда их название – евангельские. xiv О переложениях Жукова для четырехголосного партесного хора будет сказано в комментариях к разделу V, в котором помещен пример его «Блаженн». xv Н. Финдзейн. Очерки... вып. III, стр. XXVII. xvi Например, рукопись ГПБ, Соловецкое собр. Л.50 об. xvii Например, рукопись Московского исторического музея. Певческое собрание, л.76.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

Примечания: 226. Архим. Иоанн, упом. соч., II,456-458. Правило 67. Божественное Писание заповедало нам воздержатися от крове и удавленины и блуда (Деян.15:29). Посему, ради лакомствующаго чрева, кровь какого бы то ни было животнаго, каким либо искусством приуготовляющих в снедь, и тако оную ядущих, благоразсмотрительно епитимии подвергаем. Аще убо кто отныне ясти будет кровь животнаго каким либо образом: то клирик да будет извержен, а мирянин да будет отлучен. (Ап. 63; Гангр. 2). О чем говорит это правило, - в главном сказано в 63-м Ап. правиле. А в толковании этого Ап. правила мы уже говорили о главном основании запрещения христианам употреблять в пищу кровь животных; там мы видели и то, какому наказанию подвергаются ослушники этого правила, а именно: духовные лица - извержению, миряне же - отлучению. То же наказание предписывает и это трулльское правило. Некоторые, по словам Вальсамона в толковании этого правила хотя и не употребляли чистой крови, однако приготовляли кушанья с добавлением крови, причем оправдывались, что они соблюдают предписание Св. Писания, ибо не едят просто одну только чистую кровь. Это правило отстраняет такое ошибочное толкование Св. Писания, причем осуждает употребление в пищу крови животных, в каком бы то ни было виде и приготовлении Примечания: 227. Аф. Синт., II,463. 228. Согласно с церковными предписаниями об этом, импер. Лев Философ (886-911) издал одну (58) новеллу, которая предписывает, чтобы подвергались телесным наказаниям и затем ссылаемы были все, которые продавали или ели в каком бы то ни было виде кровь, - подлежащие гражданские начальники, которые не следят за точным исполнением этого предписания, подлежат штрафу в 10 литр золота. Zachariae, Jus gr.-rom., III,152-153. Правило 68. Книги Ветхаго и Новаго завета, такожде святых и признанных наших проповедников и учителей, никому не позволяется повреждати, или изрезывати, или книгопродавцам, или так называемым мироварцам, или иному кому либо предавати для истребления: разве когда от моли, или от воды, или иным образом сделаются неспособными к употреблению. Кто же отныне таковое что либо делающим усмотрен будет: тот да будет отлучен на год. Равным образом таковые книги покупающий, если ни у себя не удержит оных для своей пользы, ни другому не отдаст в благодеяние и для хранения, но оныя повреждати дерзнет: да будет отлучен.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1316...

Израиль (Ефрем) 913-911 910-909 Надва — убит Ваасой 911-870 Аса. Союз с Сирией 909-886 против Ваасы. Борьба с язычеством 886-885 Ила. Замврий правит 7 дней 870-848 Иосафат. Покорение Едома. Союз с Ахавом. Борьба с язычеством 885-874 Омри (Амврий). Основа ние Самарии. Покорение Моава 848-841 Иорам. Брак с дочерью Омри Гофолией. Культ 874-853 Ахав и Иезавель. Храм Мелькарта в Самарии. Борьба с ассирийцами Ваала. Отпадение Едома 853-852 Охозия Охозия. Убит Иегу (Ииуем) 852-841 Иорам (его брат). Убит Иегу 841-835 Гофолия — единовластная царица 841-814 Иегу (Ииуй). Израиль — данник Ассирии. Хазаэль (Азаил) захватывает Галаад 835-796 814-798 Иохаз. Борьба с Бенхададом III 2. Пророк Илия — защитник угнетенных (3 Цар 21). Библейские сказания о пророке Илии являются частью более обширного цикла рассказов о нем. Они включены в Книги Царств, чтобы показать, что истинная вера не погибла даже в годы двоеверия. О происхождении и юности пророка в Писании ничего не сказано. Он появляется внезапно и также внезапно исчезает. Образ его овеян почти сверхъестественным ореолом. Само его имя (евр. Элиягу) означает «Ягве — мой Бог». Возможно, оно было принято пророком как знак его призвания и миссии. Как бы в противовес разлагающему влиянию финикийско-ханаанской цивилизации, Илия одевается как житель пустыни. На нем из шкуры и кожаный пояс, какие носили пастухи. Пустыня — излюбленное место его жизни. Поэтому преп. Антоний Великий называл его образцом для подвижников (свт. Афанасий. Жизнь св. Антония, 7). Один из рассказов об Илии повествует, как он открыто выступил против Ахава. Царь желал приобрести виноградник, который примыкал к его дворцу. Но владелец его, крестьянин Навуфей (евр. Набот), отказался продать «наследие отцов своих». Царь огорчился, однако у него не хватило смелости идти против закона. Иезавель была удивлена такой нерешительностью мужа. Она привыкла к мысли, что царь есть самодержавный властелин подданных. Она собрала фальшивые обвинения против Навуфея, и тот был побит камнями как преступник, «хуливший Бога и царя». Сразу же после его казни Ахав завладел желанным участком земли. Но у ворот виноградника его поджидал Илия. «Так говорит Господь: ты убил и еще вступаешь в наследство?» Пророк гневно обличил преступление царя и предрек гибель его дома.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2307...

О, как несходны эти нравы римского духовенства с нравами православного духовенства на Востоке! Какая разность, особенно между нравами тогдашних пап и нравами патриархов Цареградских! Из числа тринадцати первосвятителей, восседавших в период насаждения нашей Церкви на кафедре Византийской, четыре, именно: Игнатий (867–877), Стефан I (886–893), Антоний II Кавлей (893–895) и Трифон (928–933), причислены православною Церковию к лику святых, а Антоний – даже и Церковию Западною; еще семь: Николай Мистик (895–906 и 911–925), Стефан II (925–928), Евфимий I (906–911), Полиевкт (956–970), Василий I Скамандрин (970–974), Антоний III Студит (974–984) и Николай Хрисоверг (984–996), по свидетельству современников, отличались все более или менее истинною святостию и многими пастырскими добродетелями, а некоторые притом высокими подвигами самой строгой подвижнической жизни, в чем невольно соглашаются и сами римские писатели; еще один – премудрый Фотий (857–867 и 877–886), если и подвергался бесчисленным клеветам со стороны врагов своих и папистов, доселе не престающих чернить память великого мужа, зато по всей справедливости почитался и почитается православными как пламенный ревнитель веры и поборник правды, украсивший себя страданиями за истину. И только один – Феофилакт (933–956), сын императора Романа Лакапина, возведенный на патриарший престол по обету и непреодолимому желанию отца в летах ранней юности (на 17-м году), вовсе не понимал обязанностей своего высокого звания и, занимаясь большею частик) детскими играми и некоторыми светскими развлечениями, недостойно носил имя первосвятителя. В то же время современные летописцы свидетельствуют о благочестии, процветавшем в святых обителях и пустынях Греции и Востока; упоминают о многих святых мужах, с которыми любили беседовать сами императоры, о великих подвижниках, обладавших даром прозорливости, чудесных исцелений и другими духовными дарованиями; и подробнейшие жизнеописания преподобного Афанасия Афонского (июля 5), Михаила Малеина (июля 12), Луки, нового столпника (декабря 11), Павла Латрского (декабря 15), с которым переписывались император Константин Багрянородный и болгарский царь Петр, Никона Армянина и других как нельзя более оправдывают эти свидетельства.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

О, как несходны эти нравы римского духовенства с нравами православного духовенства на Востоке! Какая разность, особенно между нравами тогдашних пап и нравами патриархов Цареградских! Из числа тринадцати первосвятителей, восседавших в период насаждения нашей Церкви на кафедре Византийской, четыре, именно: Игнатий (867 – 877), Стефан I (886 – 893), Антоний II Кавлей (893 – 895) и Трифон (928 – 933), причислены православною Церковию к лику святых, а Антоний – даже и Церковию Западною 617 ; еще семь: Николай Мистик (895 – 906 и 911 – 925), Стефан II (925–928), Евфимий I (906–911), Полиевкт (956970), Василий I Скамандрин (970 – 974), Антоний III Студит (974 – 984) и Николай Хрисоверг (984 – 996), по свидетельству современников, отличались все более или менее истинною святостию и многими пастырскими добродетелями, а некоторые 618 притом высокими подвигами самой строгой подвижнической жизни, в чем невольно соглашаются и сами римские писатели 619 ; еще один – премудрый Фотий (857 – 867 и 877 – 886), если и подвергался бесчисленным клеветам со стороны врагов своих и папистов, доселе не престающих чернить память великого мужа, зато по всей справедливости почитался и почитается православными как пламенный ревнитель веры и поборник правды, украсивший себя страданиями за истину. И только один – Феофилакт (933 – 956), сын императора Романа Лакапина, возведенный на патриарший престол по обету и непреодолимому желанию отца в летах ранней юности (на 17-м году), вовсе не понимал обязанностей своего высокого звания и, занимаясь большею частию детскими играми и некоторыми светскими развлечениями, недостойно носил имя первосвятителя 620 . В то же время современные летописцы свидетельствуют о благочестии, процветавшем в святых обителях и пустынях Греции и Востока; упоминают о многих святых мужах, с которыми любили беседовать сами императоры, о великих подвижниках, обладавших даром прозорливости, чудесных исцелений и другими духовными дарованиями 621 ; и подробнейшие жизнеописания преподобного Афанасия Афонского (июля 5), Михаила Малеина (июля 12), Луки, нового столпника (декабря 11), Павла Латрского (декабря 15), с которым переписывались император Константин Багрянородный и болгарский царь Петр 622 , Никона Армянина 623 и других как нельзя более оправдывают эти свидетельства.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Беда, прозванный Достопочтенным (637–735 гг.). Ново-английская церковь , вслед за церковью древне-британской, много заботилась о распространении духовного просвещения, главным образом, с помощью устройства школ, в которых изучались духовные и светские науки. Видным представителем учености ново-английской церкви был Беда. Уроженец Нортумберленда, он уже на восьмом году жизни поступил в монастырь. В 702 г. став пресвитером, он начал свою писательскую деятельность. Состояла она, главным образом, в толковании отдельных книг Ветхого и Нового Завета. Он обладал обширными познаниями в духовных и светских науках. Труды свои переводил на английский язык. Замечательна его «История церкви английского народа». Сочинение это остается единственным источником древнейшей истории Англии до 731 года. Духовное просвещение на Востоке в 9 и 10 веках С половины 9 в. на востоке замечается особенное движение в пользу просвещения. Греки, впавшие в умственное усыпление в предшествовавшие века, с усердием принялись за изучение почти забытых произведений поэтов, историков и философов древне-классического мира. Варда (умерщвленный в 866 г.), дядя (брат царицы Феодоры) и соправитель ничтожного имп. Михаила III (842–867 гг.), человек умный и образованный, – первый из лиц, облеченных большой властью, позаботился о восстановлении классического образования. Он основал во многих больших городах школы, нашел учителей и установил им жалование. Им выписан был, для обучения с юным императором, св. Кирилл (тогда Константин). Преемник Михаила, имп. Василий Македонянин (867–886), хотя сам был не ученым, много покровительствовал просвещению. Известный своими государственными способностями, бережливостью, покровительством наукам и литературе, – он пользовался широким содействием тогдашнего патриарха Фотия . Влияние последнего сказывается и на некоторых личных литературных трудах имп. Василия Македонянина, основателя новой македонской династии. Императоры Лев IV Мудрый (886–911) и, в особенности, сын его Константин Багрянородный (911–959), принадлежавшие к этой династии, также ревностно заботились о распространении просвещения посредством устройства школ и библиотек. После некоторого периода смут, Константин, став править единолично, время свое посвящал преимущественно занятиям науками и искусством. Им была предпринята реорганизация константинопольской школы. Целый ряд научных работ был произведен по его поручению и при его содействии. Он написал жизнеописание имп. Василия Македонянина, речь по поводу перенесения мощей св. Иоанна Златоуста и чрезвычайно ценные для византийской истории сочинения. Много забот посвящал он образованию сына Романа.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

(Происходил из Равенны в Италии; процветал в царствова Льва Мудрого и сына его Константина Порфирородного 886–919 Ορολογ. ed. cit. 264) 513 . Покров Пр. Богородицы 911 г. празднуется только в славянских странах, но не в Греции (окт. 1). Андрей юродивый после 911 (окт. 2). (Славянин по происхождению и первоначальник любимого славянами – в особенности русскими – подвига юродства. Обширное житие св. Андрея богато бытовыми чертами, характеризующими жизнь константинопольскую). Положение пояса Пр. Богородицы в Халкопратии при Константине и Романе 942 (апр. 12). Перенесение нерукотворного образа Господня от Едеса в Царьрад 944 г. (авг. 16). Лука столпник 946 г. (дек. 11). Иоанн рыльский 946 (окт. 18). Исповидник Данале, нареченный Стефан, при Константине и Романе (дек. 17). Пр. Феодора ) (дек. 30). Василий новый ) при Романе (март. 26). В житии этих святых находится сказание о хождении по мытарствам, воспеваемое в русских духовных стихах и изображаемое на лубочных картинках. Фома иже в Малеоне (июл. 7) 514 . Пр. Афанасий афонский (июл. 5). (Был родом из Трапезунта, сначала монашествовал на горе Кимейской или Киминской в Вифинской Мизии; потом, перешедши на гору афонскую, устроил громадный монастырь, известный под именем лавры Афанасия; скончался в 988 г. Ορολογ. р. 307). XI век Перенесение мощей св. Николая чудотворца из Мир Ликийских в Барград 1087 (мая 9) 515 . Собор св. трех святителей: Василиа Великого, Григориа Богослова , Иоанна Златоуста (янв. 30). (Комментарий греч. часослова ed cit. 264. Общий праздник 3-х святителей учрежден око 1100 г. в царствование Алсксея Комнина по причине бывшего тогда спора между учеными и добродетельными мужами, из коих одни предпочитали Василия, другие – Григория, иные Златоуста, и потому назывались одни Василитамм, другие Грегоритами, третьи – Иоаннитами. А последование общего празднества превосходно составил Иоанн е. евхаитский (февр. 8), – он же и Черноногий по прозванию, так как прежде архиерейства был иноком, как это видно из надписания канона ангелу хранителю человеческой жизни. Процветал же Иоанн около средины XI в, дожив и до времени Комнина» 516 . XII век

http://azbyka.ru/otechnik/Filipp_Ternovs...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010