Поднимаясь на Елеонскую гору, проходя через Гефсиманский сад, они увидели на воздухе Пресвятую Богородицу в небесной славе. Она явилась апостолам, дабы рассеять их сомнение и утешить скорбящего Фому. Господь прославил Свою Матерь и взял Ее на Небо с телом. Пообещав всегда быть с апостолами, Царица Небесная оставила в дар и благословение Свой пояс, который упал из Ее рук на этот камень. Позднее святой пояс оказался на Афоне, где пребывает и поныне в Ватопедском монастыре. От него бывает много чудес. А мы чтим это святое место, на котором явилась Пресвятая Богородица, и в праздник Ее Успения после чина Панагии совершаем крестный ход от храма к камню с пением тропаря: В рождестве девство сохранила еси, во успении мира не оставила еси, Богородице: преставилася еси к животу, Мати сущи Живота, и молитвами Твоими избавлявши от смерти души наша. В православном календаре, 31 августа по ст. ст. и 13 сентября по нов. ст. празднуется Положение Честного Пояса Пресвятой Богородицы в Константинопольском Влахернском храме: «Положение честного пояса Пресвятой Богородицы в Константинопольском Влахернском храме было при императоре Аркадии (395-408). До того великая святыня, вверенная апостолу Фоме самой Божией Матерью, после Ее Успения преемственно хранилась в Иерусалиме у благочестивых христиан. Через много лет, в царствование императора Льва Мудрого (886-911), от пояса Божией Матери совершилось чудо исцеления его супруги Зои, страдавшей от нечистого духа. Императрице было видение, что она будет исцелена от недуга, когда на нее будет возложен пояс Матери Божией. Император обратился с просьбой к Патриарху. Патриарх снял печать и открыл ковчег, в котором хранилась святыня: пояс Матери Божией оказался совершенно целым, неповрежденным от времени. Патриарх возложил пояс на больную императрицу, и она тотчас освободилась от своего недуга. Был отслужен торжественный благодарственный молебен Пресвятой Богородице, а честной пояс положили обратно в ковчег и запечатали печатью. В память происшедшего чуда и двукратного положения честного пояса был установлен праздник Положения честного пояса Пресвятой Богородицы.

http://elitsy.ru/holy/temple/25664/

Против аскетических тенденций времени направлен был и Гангрский собор (12 IV в.). Самое бессилие этих движений и безрезультатность их (о Вигилянции мы знает только благодаря Иерониму) показали их несоответствие духу христианства 1489 . -Не менее важною заслугою IV-V вв.в области богослужения было объединение в формах его всего христианского мира. Такого единства в богослужении не было в христианстве ни до, ни после. Евсевий не спадает в обычное свое риторическое преувеличение, когда так характеризует литургические заслуги Константина В.: «ныне обитатели запада назидаются его Божиими поучениями в одни и теже часы времени с жителями востока и населяющие север поют одни и те же песни с обитателями полуденными» 1490 . 1203 Эдикт об этои, не сохранившийся до нас, подтвержден эдиктом 386 г. и Феодосием Мл. в 425 г. с распространением этого запрещения и на царские дни, приходящиеся в воскресенье (Cod. Theod. XV, 5, 2. XVI, 11:1). 1205 Так же II, 8, 2. Эти законы вошли и в кодекс Юстиниана . Имп. Лев VI (886–911 г. запретил в воскресенье и полевые работы (новелла 65). Смирнов Д. Празднов. воскр. дня 178. 1211 Сард. соб. прп. 11. Правило, подтвержденное 80 прп. Трульского собора с допущение исключения для сильной нужды и неодолимых препятствий. 1216 Migne, Patrol. s. gr. t. s28. col. 630. ср. выше с. 210. 255. воскресные бдения у прп. Арсения и Симеона. 1217 Злат. Бес. о непостиж. В согласии с этим Трул. соб. прп. повелевает начинать празднование воскрес. дня с вечера в субботу и оканчивать при наступлении вечера воскресного. 1225 Сокр. Церковная история. V, 22. Ср. выше, с. 210. 215. 217. 222 – суббота у отшельников и в монастырях. 1227 Zahn, Geschichte des Sonntags, Hannov. 1878, 75. Рыбинский В. Древне-еврейская суббота, Киев 1892, 253. 1228 До ныне сохранившееся в Абиссинской церкви, где суббота празднуется наравне с воскресеньем (там же). 1248 Автор «Исторического рассуждения о постах православной, восточной, кафолической Церкви (Москва 1837 г.)» (иеромон. Алексий Соловьев) заподазривает свидетельства Сократа и Созомена о различной продолжительности в из время преадпасхолького паста в неточности и даже в немеренном искажении истины, объясняя последнее расположением к новацианству,: «им не могли нравиться положительные уставы Церкви; отсюда -то конечно произошло, что сочтено нужным намеренно и с усилием изыскивать различие в обрядах Церкви и при сем мешать полуистину с правдою или с ложью» (стр.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

24 сентября (7 октября) Мирожская чудотворная икона «Знамение» Богородицы явилась в 1198 году и пребывает в Спасо-Мирожском мужском монастыре, основанном при Пскове иа устье реки Мирожи. На иконе Божия Матерь изображена во весь рост, стоящею. Празднество этой иконе, как упоминается в записях монастыря, установлено в память избавления Пскова от морового поветрия в 1567 году, при царе Иоанне Васильевиче, по благословению Новгородского и Псковского архиепископа Пимена. С тех пор в честь Мирожской иконы Богоматери составлена особенная церковная служба, которая и напечатана в 1666 г. в Москве в сеитябрьской Месячной Минее. По этой службе доныне празднование совершается ежегодно в 24-й день сентября 509 . День Покрова Пресвятой Богородицы 1 (14) октября В царствование Льва VI Философа (886–911), в начале X века, в 910 году, во время вторжения сарацин в пределы Греческой империи, св. Андрей Юродивый и ученик его Епифаний, находясь в 1-й день октября во Влахернском константинопольском храме, в коем хранилась риза Богородицы, при всенощном воскресном пении видели в воздухе чудное явление Пресв. Девы Богородицы, окруженной, как венцом, пророками, апостолами и Ангелами, солнечным светом сияющей, молящейся о грешном мире и покрывающей христиан честным Своим омофором. Сподобившийся этого видения Андрей спросил ученика своего Епифания: «Видишь ли, брате, Царицу и Госпожу всех. молящуюся о всем мире?». «Вижу, св. отче, – отвечал ему Епифаний, – и ужасаюся». Видение прославлено было сперва молящимися во храме, потом во всем Константинополе. Жители Константинополя, услышав об этом утешительном знамении, исполнилисъ радости и упования, что Бог по молитвам Заступницы избавит их от бед, нанесенных им вторжением сарацин в их империю. Действительно, вскоре после видения враги Церкви были побеждены и прогнаны 510 . Впрочем, по случаю разных смут в царстве Греческом, там день Покрова не внесен в число праздничных. Честь установления этого праздника принадлежит Церкви Российской, которая от самого начала своего вверилась покрову Богоматери и освятила день явления его торжественным празднованием.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

Но вот вопрос: значит ли это, что все они – заведомые вставка, именно – из логофета? Так думали и утверждали Гирш и Васильевский. Но теперь, как нам, кажется, опять должны на этот счёт подыматься сомнения. Аргументы Гирша таковы: Автор вставок – не современник последних иконоборцев; у него стоят заметки, немыслимые до эпохи Льва VI, например, о том, что Лев VI взял серебро с гробницы дочери Феофила, Марии; или вообще показывающие, что эпоха Феофила давно миновала, например что дом, где патриарх Иоанн (Грамматик) сносился с бесами, доселе зовётся Трулом (Васильевский указывает аналогичное замечание о турмах, учреждённых Феофилом, 1. с. стр. 109 прим. 1); сама грубая ошибка о Евфросине немыслима под пером современника (Hirsch, Byz. Studien, стр. 15). Интересно, каковы окажутся теперешние взгляды де-Боора на этот вопрос, в его скоро имеющем явиться критическом издании Георгия. Но нам кажется, житие императрицы Феодоры заставляет пересмотреть его. Гирш полагал, что Георгий писал ещё до 863 года, кончил свой труд между днём венчания Василия Македонянина (26 мая 866 года) и убиения Михаила III (24 сентября 867). Но раз оказывается теперь, что даже так называемый первоначальный Георгий – Георгий Coisll. 310 и 134, – пользуется этим житием, то очевидно он писал позднее с 870 года, а, по мнению издателя, даже при Льве VI (с 30 августа 886 года – 11 мая 911) 43 , и, следовательно, аргументы Гирша поколеблены. Что касается ошибки о Евфросине, то раз житие Феодоры зовёт её «матерью Феофила», а Георгий, и именно коаленевский, пользовался житием, то он мог повторить и это показание, и даже обратить его в ошибку необдуманным выражением πατς ξ Εφροσνης 44 . Но если Георгий писал и при Василии I – в объяснение указанных Гиршем мест довольно предположить в них интерполяцию нескольких слов («ξ Εφροσνης» «μχρι νν» «νπερ ργυρον μετ τατα Λων βασιλες νελετο το τφου), которые, будучи удалены, ничуть не нарушают грамматического и логического течения речи. Далее: теперь, в предварительном сообщении де Боора о его критическом издании Георгия, мы читаем, что по его выводу есть рукописи Георгия (значит не исключая Coisl. 134 и 310), кроме Coisl. 305, могут быть сведены к одному архетипу; Coisl. 305 есть копия с первого наброска Георгия, в котором самим автором было сделано много вставок и поправок; и на основании этого первого очерка или издания Георгий выработал своё второе, отличающееся от первого стремлением несколько более уравновесить материал богословский с историческим и основательно переработать последний. Положим, первым плодом этого стремления была редакция Coisll. 134 и 310; но почему не думать, что за вторым изданием последовало третье, в котором тот же Георгий внёс ещё новый исторический материал и ещё более сократил богословскую и декламаторскую часть? Если он дожил до времён Льва VI, то «интерполятором», создавшим первую распространённую редакцию (до 842 года), мог быть он сам 45 .

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Melioran...

Вообще предпочитается древнейшее свидетельство у Евдокии и западными учеными они относятся к временам Диоклитиана. По месяцеслову Василия св. Киприан родился в Антиохии сирской, пострадал в Дамаске, то и другое не верно вследствие поспешного сокращения актов. По Ле-Кьеяу он был епископом Антиохии писидийской (Ог. christ. I. 1087). Болландисты считают отечеством его Антиохию между Сириею и Аравиею. (Сн. Morcelli I. 174). Св. Андрей Христа ради юродивый . Обширное житие св. Андрея, составленное духовником его Никифором находится в Макарьевской минее (издание археографич. комиссии Т. III. окт. 2). На греческом и латинском языке в полном виде помещено в Деяниях св. (Mai, VI. 1–101 Приложение) со списка 1281 года. В заключении жития писатель говорит: я Никифор, милостию Вседержители Бога причисленный к иереям Великие церкви царствующего града, именуемые Премудрости (Софии) Божией, написал чудную и достославную жизнь честного во святых отца Андрея, как видел своими собственными очами и узнал от славного Епифания, бывшего после архиерея (по слав. переводу: бывшего патриархом зде). По мнению издателей Деяний св. Епифаний, юноша знатного рода, сделавшийся учеником св. Андрея и, по предсказанию его, по смерти самого Андрея и родителей своих иноком, а после и правителем Константинопольской церкви, есть св. Полиевкт, патриарх константинопольский (956–970, в гр. минеях 5 февр.), и иного едва ли возможно предположить. Он евнух, родился и жил в Царьграде и причислен в лику святых. Лета патриаршества его одного соответствуют хронологии жития св. Андрея. По житию св. Андрей скончался 28 мая на 66 году своей жизни (в слав. переводе: 66 лет). В начале жития говорится, что Феофилакт протоспафарий и потом начальник восточных войск в царствование Льва мудрого (886–911), хотя имел много рабов, но покупал еще и в числе их был куплен св. Андрей, славянин родом, он был всех моложе возрастом. По на учении его господином греческому языку и наукам он называется еще юношею, когда было ему видение, поведшее его в юродству, и так если он куплен в первые годы царствования Льва ок.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Сам игемон как бы прирос к сиденью и был неподвижен. Только исполнив повеление святого Прокла и написав исповедание Христа истинным и единым Богом, Максим вышел из оцепенения и продолжил свой путь. В Калипте святого Прокла предали новым пыткам: его тело обжигали свечами так, что оно все почернело. Затем святого мученика вывели за селение и, распяв на дереве, расстреляли из луков множеством стрел. Когда мученика Прокла вели на казнь, ему встретился племянник Иларий, который поклонился дяде и исповедал себя христианином. Воины схватили его и бросили в темницу, где святому явился Ангел и укрепил в предстоявшем мученическом подвиге. Через три дня после мученической кончины святого Прокла Иларий был предан пыткам: обнажив, его подвесили на дереве и долго били, а затем связали и за ноги повлекли на место казни, где усекли мечом. Христиане тайно погребли тело святого мученика Илария рядом с мучеником Проклом. В 1200 году мощи святого Илария видел в Иверском монастыре в Константинополе русский паломник Антоний. Литература: 1 . Жития святых, на русском языке изложенные по руководству Четьих-Миней святителя Димитрия Ростовского . Кн. 11. М., 1910, с. 321–326. 2 . Филарет (Гумилевский) , архиепископ. Жития святых, чтимых Православною Церковью. Изд. 3-е, дополн., июль. СПб., 1900, с. 123. Преподобный Михаил Малеин в миру Мануил. Родился в Харсианской области в Каппадокии около 894 года. Он происходил из знатного рода и был в родстве с греческим императором Львом VI Мудрым (886–911). Преподобный Михаил с детства отличался благочестием и любовью к наукам. С особенным вниманием он изучал Священное Писание . Получив прекрасное образование, святой Михаил занял значительную должность при дворе Льва Мудрого. Но после кончины императора он последовал давнему влечению своего сердца к монашеской жизни и оставил шумную и суетливую жизнь при дворе. Преподобный Михаил отправился в Вифинию (область Малой Азии), в Киминский монастырь близ Афона и стал подвизаться под руководством старца Иоанна Еладита, который постриг его в монашество.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Известны всего 7 рукописей IX-XVI вв., содержащих сочинения Н. в полном виде. Вскоре после кончины Н. его учениками было подготовлено издание его богословско-полемических сочинений в 2 томах. Согласно Р. Блейку, впервые выдвинувшему эту гипотезу, издание было осуществлено еще до восстановления иконопочитания. Первый том включал «Большое защитительное слово», 3 «Возражения» и, возможно, Житие Н. авторства Игнатия Диакона, 2-й - проч. сочинения Н. ( Blake. 1939). Новейшие исследования свидетельствуют в пользу иного распределения: в 1-й том вошли сочинения, созданные для опровержения учения 1-го периода иконоборчества, и краткие трактаты «О Магнезийце» и «Против иконоборцев», а во 2-й - «Обличение и опровержение». Первоначальный состав 1-го тома представлен в рукописи Paris. gr. 911, которая, возможно, была создана в окружении патриарха Мефодия I ( Chryssostalis. 2012. P. 133-159). В 828-847 гг. (т. е. в период между кончиной Н. и завершением Патриаршества Мефодия I) труды Н. использовались авторами, принадлежавшими к ближайшему окружению Мефодия: агиографами Игнатием Диаконом, Феофаном Пресвитером, Петром Монахом (автором 1-й версии Жития прп. Иоанникия Великого) и историком Георгием Амартолом ( Афиногенов. 1999). С сер. IX до сер. XIV в. свидетельства того, что визант. авторы были знакомы с трудами Н., отсутствуют. Патриарх Фотий (858-867, 877-886), высоко ценивший «Краткую историю» Н., не был знаком с его богословскими сочинениями. Возможно, это объясняется с тем, что труды Н. вместе с остальным архивом Мефодия I в 847 г. перешли во владение сменившего его на К-польском престоле Игнатия (847-858, 867-877) и тот передал их на хранение в Студийский мон-рь ( i dem. 2006). Интерес к трудам Н. возрос на рубеже XI и XII вв. в связи с актуализацией вопроса о почитании священных изображений, вызванной политикой имп. Алексея I Комнина (1081-1118), изымавшего церковное имущество для покрытия военных расходов. К этой эпохе относятся составляющие единый комплект рукописи Paris. gr.

http://pravenc.ru/text/2565510.html

Впервые па востоке о желательности запрещения брака иподиакону говорит св. Епифаний Кипрский 884 . Категорически запрещает иподиаконам брак после хиротонии Юстиниан, как в кодексе, так и в новеллах 6, 22 и 123 885 . Запрещается брак после хиротонии иподиаконам также в 3 и 6 трулльских правилах (692), в Прохироне (870), в Номоканоне Фотия (883), в Эпанагоге (884), в Пространной Эпанагоге 900), в Василиках (911), в Синопсисе Василик (967), у Зонары, Аристина и Вальсамона, (в толковании 26 ап. пр.) в Синтагме Властаря (1335), у Симеона Солунского 886 , у Петра Аркудия (1619), в Пидалионе (1800) и др. Как ни многочисленны свидетельства о запрещении второбрачия и брака после хиротонии иподиаконам, все же никак нельзя сказать, что общецерковное учение именно таково. Запрещение это впервые появилось лишь в сравнительно позднее время – во второй половине четвертого века, а до того времени иподиаконам дозволялось и второбрачие и брак после хиротонии. Но и после практика была далеко не единообразна. Запрещение второбрачия и брака после хиротонии основывалось на причислении иподиаконов к высшим степеням и на значении иподиаконата, как подготовки к диаконству. Ни причисление это было далеки не всеобщим, и чаще иподиаконы к высшим клирикам не причисляются, почему и брачное законодательство священнослужителей на них не распространяется, примером чего могут служат правила 6 Карфагенского собора 401 г. – 4 и 12 887 , Римского 402 г.– 3 888 , собора под Дубом 103 г. – 13 889 , собора в Оранже 441 г.– 890 , собора в Анжере 441, пр. 11, Турского собора 455 г. – 11 891 , собора в Адже 506 г. – 9, 49 и 50 892 и др. Если иподиаконы обычно возводились в диаконы, то второбрачие иподиакона, в сущности говоря, должно бы лишь препятствовать возведению его в высшие степени, и собор в Оранже (441) дозволяет возводить в иподиаконы и второбрачного, но не выше. Брак на западе иподиаконам дозволялся даже в XI веке – в Венгрии на соборах в Цаболе 893 и Гране 894 и отменен здесь лишь в 1267 году, а в Далмации – в 1199 году на соборе в Диоклее 895 . Как ни многочисленны свидетельства о запрещении второбрачия и брака после хиротонии на Востоке, но все они сводятся лишь к одному первоисточнику, к законодательству Юстиниана, и потому по мере того, как значение этого законодательства с течением времени надает, иподиаконам разрешается и второбрачие и брак после хиротонии. В исповедании Митрофана Критопула заявляется, что иподиаконы, женившись дважды, не лишаются своей должности, но не могут получить высших степеней (1025). Точно так же и I. М. Heineccius 896 в начале XVIII века свидетельствует, что второбрачные иподиаконы у греков не теряли своей должности.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Troicki...

Рус. пар.т. II. кн. VIII. стр. 52). 28 Столп Григория чудотворца находился на левой стороне храма, против столпа св. Василия, как видно из следующих слов: Anon.) (Кодина, в Corp. script. hist. Byz. ed. Bonnae 1843. p. 134; сн. Anonymi de S. Sophia, y Бандури в Imp. Orient. 1.1. p. 68). Стефан Новгородец упоминает также о столпах в святой Софии, к которым прикасались болящие, для получения исцеления: “тут стоят многи столпове от камени краснаго мрамора, оковани чудно, в нихже лежат мощи святыя: ту люди прикасаются, и иже кто болит, и абие с верою здравие приемлет” (Сахар. Сказ. Рус. нар. т. II. кн. VIII. стр. 51). 29 Епископа Нисскато, отца отцев, бывшаго на втором вселенском соборе и скончавшагося после 394 г. Память его, вместе с Дометианом, епископом Мелитинским (И601 г.) праздновалась в святейшей великой церкви (т. е. в святой Софии) 10 января, как видно из въписки, сделанной I. С. Ассемани под этим числом в Kalend. eccl. univ. t. VI. р. 25 30 Корлей – император Лев VI (886911), прозванныи мудрым, или философом, сын Василия И-го Македонянина и отец Константина VII-ro Багрянороднаго. Ему приписывается 17 предсказаний о будущей судьбе Константинополя. Эти предсказания, под заглавием: Imperatoris Leonis cognomine Sapientis oracula, cum figuris et antiqua graeca paraphrasi, с предисловием и примечаниями Лямбеция, изданы в Chronicon Orientale, latinitate donatum ab Abrahamo Ecchellensi. Venet. 1729. pag. 155–184. Literas in sepulchro Magni Constantini excisas, de excidio Urbis et Turcarum imperio obstrusas ad illa tempora, millique notas ipse (т. e. patriarclia Gennadius, Georgius Scholarius) primus exposuit etvulgauit.... Alii codices vaticinium hoc tribuunt Leoni Sapienti.... Vaticinium hoc ipse primo Variorum antiquorum Tomo, in Antiquitatum Constantinopolitanarum auctario a me procurato cum aliis ejusdem Leonis, Methodii Patarensis, Theophili Eomani, Danielis Monachi et aliorum vaticiniis connexui, замечает Л. Алляций (См. его De Georgiis et eorum scriptis diatriba, в Georg. Acropol. et Ducae hist. Byzant. Paris. 1651. p. 404).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Savvaito...

Но прежде всех, во всех и со всеми святыми празднуем Святой, Пресвятой и самих ангельских чинов несравненно превысшей Госпоже нашей и Владычице Богородице и Приснодеве Марии. Еяже молитвами Христе Боже, и всех от века святых Твоих, помилуй и спаси нас, яко един Благ и Человеколюбец. По ходатайствам непорочной Твоей Матери, Христе Боже, и всех от века бывших святых Твоих помилуй и спаси нас, ибо Ты Один благ и человеколюбив. Аминь. Примечания: 1 Преподобный Косьма, епископ Маюмский († ок. 787 г., память 12 октября), автор канонов на Успение Богоматери, Воздвижение, Сретение, Богоявление, Преображение, Пятидесятницу и Вход Господень в Иерусалим. Также автор трипеснцев на первые дни Страстной седмицы, канона на Великий Четверток, четверопеснца на Великую Субботу, где начальные буквы тропарей образуют т. н. акростихи (букв.: краестрочия) с зашифрованными в них названиями каждого дня. 2 Феодор и Иосиф Студиты – родные братья. Преподобный Феодор Студит, игумен Студийский († 826 г., память 26 января, 11 ноября). Предание приписывает ему составление Постной Триоди (канон в субботу мясопустную и сырную, четверопеснцы 2, 3, 4 и 5­ суббот Великого поста и 35 трипеснцев из Постной Триоди, многие стихиры, и особенно Богородичны во многих канонах, которые их до этого не имели). Святитель Иосиф Студит, архиепископ Солунский († ок. 830 г., память 26 января). Принимал участие в дополнении песнопений Постной Триоди. Ему приписывается канон в Неделю блудного сына, четверопеснцы на Недели Великого поста и трипеснцы сыропустной седмицы. 3 Лев VI, Мудрый – Византийский император (886–911), известен также как автор т. н. евангельских стихир на утрени воскресного всенощного бдения. 4 Триодион (греч.) – трипеснец. 5 Мнение, что человек был создан для восполнения некоего числа ангелов, отпавших вслед сатане, высказывалось отдельными отцами и учителями Церкви. 6 В славянской Триоди Постной читаем: «от Садока некоего, что значит «праведный», ибо «седек» означает в переводе «правда»». 7 Святитель Григорий Двоеслов , папа Римский († ок.

http://azbyka.ru/cobranie-sinaksarej-pos...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010