Истинное «исповедание» — в том, чтобы отвергнуть грех от всей души и никогда уже не возвращаться. Прежде исповедания грехов Пророк не велит прославлять Бога, ибо желает, чтобы «имя» Божие произносили «устами чистыми» (Златоуст). Пс.85:13.   Яко милость Твоя велия на мне, и избавил еси душу мою от ада преисподнейшаго. Зная, насколько велика «милость» Божия к грешным, пророк не устыдился «исповедания» грехов: ибо кто исповедует свой грех, тот не только получает пощаду и прощение, но ожидает и награды — освобождения «души от ада присподнейшего» , т.е. от геенны (Златоуст). Пс.85:14.   Боже, законопреступницы восташа на мя, и сонм державных взыскаша душу мою, и не предложиша Тебе пред собою. Обижающий ближнего не представляет Бога пред своими глазами; и поступает так не в силу неведения — но вследствие дерзости (подобно разбойникам в пустыне, знающим о судьях и судах). Таких людей Пророк назвал «законопреступниками» и «сонмом державных» , за их злоумышления против души; ибо в собственном смысле это есть демоны (Златоуст). Пс.85:15.   И Ты, Господи Боже мой, Щедрый и Милостивый, Долготерпеливый и Многомилостивый, и истинный, Пс.85:6.   Призри на мя и помилуй мя: даждь державу Твою отроку Твоему, и спаси сына рабы Твоея. Глас молитвы Христовой к Богу Отцу. «Раба Господня» — Пресвятая Дева Богородица, «Сын Ея» — Христос Господь (Василий В.). Пс.85:17.   Сотвори со мною знамение во благо: и да видят ненавидящии мя, и постыдятся, яко Ты, Господи, помогл ми, и утешил мя еси. В собственном смысле «знамением во благо» служит для нас Крест святой, которым Христос победил врага — диавола и водрузил это победное «знамение» против демонов и страстей (Феодорит). 1 Сыном Кореовым, псалом песни, 86 «Псалом песни» или «песнью псалма» называются такие произведения, в которых пророчество о Христе соединяется с песнопением. Воспевают «сыны Кореовы» этот псалом о Церкви, проповедуя призвание в нее язычников и славу божественной спасительной благодати (Златоуст, Афанасий). Пс.86:2.   Основания его на горах святых: любит Господь врата Сионя, паче всех селений Иаковлих.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2800...

Армяне делятся на монофизитов и униатов. Суточное богослужение их состоит из полунощницы, утрени («рассвет»), часов 1-го («восход солнца»), 3-го, 6-го и 9-го, вечерни, повечерия («успокоение») и службы перед сном. Часы имеют следующий состав. 1-й час («восход солнца»). Отче наш. Конец псалма 71-го (ст. 17–19: «Буди имя Господне благословено во веки, прежде солнца пребывает имя Его»); Слава; молитва. Псалом 91; молитва. Псалмы 62 и 64; молитва. Особый гимн для постных дней. Псалмы: 21, конец 142-го (ст. 8–12: «Слышану сотвори мне заутра милость Твою»), 14, 69 и конец 85-го (ст. 16–17: «Призри на мя и помилуй мя»). Слава. Поучение, молитва и Отче наш. 3-й час. Отче наш. Молитва к Духу Святому. Псалом 50. Песнь (библейская) и поучение. 6-й «канон», или отдел псалтири (псалмы 100–106). Молитва к Духу Святому. Псалом 21 и конец 142-го (ст. 8–12). Слава. Поучение, молитва и Отче наш. 6-й час. Отче наш. Молитва к Богу Отцу. Псалом 50. Поучение и молитва. 7-й «канон» псалтири (псалмы 107–119). Начало псалма 40-го (ст. 1–4; «Блажен разумеваяй на нища и убога»). Псалом 90. Поучение, молитва и Отче наш. 9-й час. Отче наш. Молитва к Богу Сыну. Псалом 50. Поучение и молитва. 8-й «канон» (псалмы 120–150). Псалмы 114, 115 и 116. Песнь. Поучение и Отче наш. После 9-го часа совершается литургия 256 . По своему составу все суточные службы армян должны быть отнесены к многопсалмным последованиям. Малое число собственно-часовых псалмов на 3-м, 6-м и 9-м часах значительно усиливается рядовым чтением псалтири, которая на часах и на утрене ежедневно прочитывается вся, от начала до конца. – Содержание отдельных служб вполне соответствует тем воспоминаниям, которым посвящаются и наши часы. – Некоторое сходство с нашими часами проявляется и в таких частностях, как чтение «Отче наш» в начале и в конце всех служб, употребление псалма 50-го на 3-м часе, и 90-го на 6-м. 18. Копто-эфиопские часы Общий характер и строй копто-эфиопских часов нам уже известен 257 , и теперь мы ограничимся лишь сравнительным обзором их молитвенного состава.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Diakov...

В 72-м псалме мы находим надежду так выраженную: ст. 24. «Ты руководишь меня светом Твоим и потом примешь меня в славу» 428 . В псалме 84-м есть прикровенное пророчество о рождестве Господа и Спасителя нашего в стихах: 9. «Господь Бог скажет мир народу Своему»... 10. «Так близко к боящимся Его спасение Его, чтобы обитала слава в земле нашей!» 11. «Милость и истина сретятся, правда и мир облобызаются». 12. «Истина возникнет из земли и правда приникнет с небес». 13. «И Господь даст благо»... 14. «Правда пойдет пред Ним и поставит на путь стопы свои». В псалме 85 в ст. 13 опять несомненная надежда будущей жизни в словах: «Ты избавил душу мою от ада преисподняго». Псалом 90-й «Живый в помощи Вышняго», не заключая в себе прямого пророчества о Мессии, приуготовляет душу к христианскому упованию на милость Всевышняго с полным преданием себя воле Божией, так что псалом этот совершенно рисует состояние души верующего христианина. В псалме 115-м мы отметим стих 3-й, пророчески вещающий о священном таинстве Евхаристии: «Чашу спасения прииму и имя Господне призову», и ст. 6-й, пророчествующий о прославлении имени Христова мучениками за веру: Дорога в очах Господних смерть святых Его» «Хвалите Господа все народы!» восклицает маленький псалом 116-й. Мы не полагаем возможным исчерпать все пророчества, заключающиеся в Псалтире, кратким перечнем, сделанным нами. Но приведенного нами достаточно, чтобы доказать, что весь Псалтирь есть в совокупности своей великое Мессианское пророчество, независимо от своего нравственного и исторического значения. Но мы хотим еще остановить особое внимание читателя на трех псалмах, как бы заключающих в себе сущность Мессианских пророчеств не только Псалтиря, но и всех ветхозаветных книг. Псалмы эти XXI, XLIV и CIX. Мессия униженный и страдающий; Мессия прославленный и встречающий Свою невесту ( Церковь ); Мессия вечно присущий славе предвечной, Царь мира и Священник вечный, вознесший с Собою человека на небо: таково содержание этих трех псалмов. К ним мы присовокупляем (как мы видели выше) псалом II и пс. XV. Псалом XXI

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

82 . Псалом 82 возглашает пророчество о гонениях на иудеев, на христиан и во времена антихриста. Все иноплеменники в нечестии своем на Страшном суде познают имя Христа Бога – Судию всей земли. 83 . Псалом 83 утешение верным, Христа ради терпящим скорби, беды и страдания и кровь точащим и желающим от сей плачевной земной юдоли в райские обители на небо вселиться. Дворы Господни – Церковь , небо, рай; юдоль же плачевная – мир сей. Лице Божие – Христос. Лице Христово – плоть Его пречистая. Всяк, ядый Мою Плоть, – рече Господь, – и пияй Мою Кровь во Мне пребывает, и Аз в нем ( Ин.6:56 ). 84 . Псалом 84 возвещает человеколюбие и благодать Христа Спасителя, дарующего избавление от греха и демонской работы в свободу чад Божиих. Землю – человека – Бог посетил, егда Бог Слово плоть бысть и вселися в ны ( Ин.1:14 ), и на кресте покрыл грехи всех. Явил нам Господь Христос спасение Свое, и мир воспели Ангелы. Близ спасение с пришествием Христа, ибо вселися слава Божества Его в землю нашу – в человечество. Истина – Христос – от земли – от Пречистой Девы – воссиял. Земля даде плод – Пречистая Дева родила Христа. Правда пред Христом – пророки, апостолы, проповедавшие Евангелие всей твари. 85 . Псалом 85 вдохновенная молитва Христа Господа к Богу Отцу, яко един есть преподобен и нищ и убог. Иже нас ради обнища, богат Сый, да нищетою Его обогатимся. В день скорби – страстей – Христос взывал. «Прискорбна есть душа Моя до смерти». Христу поклонятся язычники, ибо Христос – путь, истина и живот – избавил души верных от законопреступных и державных демонов, и Отрок Христос – Сын Всевышнего и Сын Рабы Божией Пресвятой Богородицы по человечеству – сотворил знамение во благо – спасение на кресте, помог сынам человеческим, утешил их Воскресением из мертвых и селением одесную Отца. 86 . Псалом 86 воссылает славу Божественную Христу Господу, основавшему Церковь Святую для спасения многих. В псалме прославляются горы церковные и врата Сионя – пророки и апостолы, вера, закон Божий Ветхого и Нового заветов, Преславная Владычице Богородица, уверовавшие во Христа всех племен и языков. Мати Сион – Церковь – основана Сыном Всевышнего, в Писании – книге жизни – Сам Христос Господь вписал людей верных и князей – апостолов, яко веселящихся жилище, – в Христовых райских обителях.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sotnit...

междочасии 1-го часа); псалом 69; стихи псалма 85 (16б - 17), гимн («Христе, Путь, Истина и Жизнь...»), малтанк («Христе, наш прекрасный Путь и Истина...»), молитва, кароз и изменяемая молитва. 3-й час ( (?)(?) [еррорд жам]) должен совершаться в 9 часов утра, соответствует визант. 3-му часу. На нем воспоминается сошествие Св. Духа на апостолов, а также вкушение Евой запретного плода и искупление человечества Иисусом Христом. Состоит из молитвы «Благословен Ты, Святой Дух, истинный Бог. Аминь», псалма 50 (присутствует и на визант. 3-м часе), гимна «Хвалим Тебя, безначальный Отче...», прошений «На каждый час моя молитва: очисти, меня, Господи...» (повторяются также на 6-м и 9-м часах), кароза Ованнеса Мандакуни, молитвы и главопреклонной молитвы, стихов Пс 67. 20-21а (читаются и на 3-м часе визант. обряда), кароза, молитвы, Пс 22; 142. 8б - 12, кароза, молитвы. 6-й час ( (?)(?) [вецерорд жам]) совершается в полдень. Посвящен Богу Отцу, а также распятию Господа Иисуса Христа. Последование: молитва к Богу Отцу, псалом 50, гимн часа «Свет солнца померк в шестой час Пятницы...», кароз Ованнеса Мандакуни, молитва и главопреклонная молитва, стихи псалма 78 (8-9; в визант. обряде - также Пс 78. 8б - 9), кароз и троекратное «Господи, помилуй», молитва, стихи псалма 40 (1-4), псалом 90 (присутствует и на визант. 6-м часе), кароз и молитва. 9-й час ( (?)(?) [иннерорд жам]) должен совершаться в 3 часа дня, посвящен Крестной смерти Иисуса Христа и освобождению человечества от власти ада. Состав службы: молитва «Благословен Святой Сын, Истинный Бог, Аминь», псалом 50, гимн часа «Дневная звезда [т. е. солнце.- С. Н.] разделила Твои страдания...», кароз Ованнеса Мандакуни, молитва и главопреклонная молитва, стихи из книги прор. Даниила (3. 34-35 - те же, что и на визант. 9-м часе), кароз, молитва, псалом 115 (и 116), прошения и молитва об усопших с «Господи, помилуй» (трижды), «Отче наш», заключительная молитва. После 9-го часа в рукописях помещался текст литургии, к-рая должна была совершаться в 10-й час (т.

http://pravenc.ru/text/Армянский ...

Особенности богослужения праздника Навечерие Рождества Празднику Рождества предшествует сочельник или навечерие. Во все седмичные дни, кроме субботы и воскресенья, служба навечерия Богоявления состоит из великих (царских) часов, изобразительных и вечерни, соединяющейся с Литургией святителя Василия Великого . Если сочельник случится в субботу или воскресенье, великие часы совершаются в пятницу вместо Литургии. В день сочельника служится Литургия святителя Иоанна Златоуста , а в сам день праздника совершается Литургия святителя Василия Великого . Великие часы Схема построения великих часов I. Читаются три псалма, причем берется только один из обычных на данном часе псалмов, остальные же два заменяются другими, специально посвященными празднуемому событию. Первый час: обычный псалом – 5-й, добавляются 44-й и 45-й псалмы. Третий час: обычный псалом – 50-й, добавляются 66-й и 86-й псалмы. Шестой час: обычный псалом – 90-й, добавляются 71-й и 131-й псалмы. Девятый час: обычный псалом85-й, добавляются 109-й и 110-й псалмы. II. После «Славы» поется тропарь предпразднства: «Написовашеся иногда со старцем Иосифом…». На «И ныне» читается обычный Богородичен часа. III. После этого читаются или поются: 1) три тропаря (стихиры), посвященные воспоминанию события праздника. Каждый из них поется дважды; 2) прокимен; 3) паремия; 4) Апостол (без прокимна); 5) Евангелие; 6) после Евангелия читается «Святый Боже» и все остальное по порядку, как на обычных часах. Изобразительны Великие часы заканчиваются чином изобразительных 30 , которые обычно (но не всегда) совершаются вместо Литургии. Чин изобразительных имеет на великих часах разное окончание: если в этот день Литургия служится вместе с вечерней, то Символ веры и 33-й псалом не читаются, а поется присущее только Литургии песнопение «Буди имя Господне». По установившейся церковной практике, во все дни кроме субботы и воскресенья сразу после отпуста изобразительных совершается Литургия свт. Василия Великого , которая начинается великой вечерней.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Псалом 79 Псалом 79 рассматривается как псалом мессианский. В нем псалмопевцем приносится молитва о пришествии Спасителя. Как мессианский рассматривается стих 18: «Да будет рука Твоя над мужем десницы Твоей, над сыном человеческим, которого ты укрепил себе». Из Евангелия видим, что Сыном Человеческим именовал Себя Господь Иисус Христос. «Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи, – тогда говорит расслабленному: встань, возьми постель твою и иди в дом твой» ( Мф. 9, 6 ), «Сын Человеческий есть господин и субботы» ( Мф. 12, 8 ), «Пошлет Сын Человеческий Ангелов Своих, и соберут из Царства Его все соблазны и делающих беззаконие» ( Мф. 13, 41 ). На то, что Сын человеческий 79-го псалма есть Господь Иисус Христос, указывает при толковании псалма и святитель Афанасий Великий : «Кто же есть Сын Человеческий, как не Сам Господь наш, Который так именует Себя в Евангелиях?» 217 Псалом 81 Как мессианские рассматриваются слова стиха 8: «Воскресни, Боже, суди земли, яко ты наследиши во всех языцех». Здесь видят пророчество о Воскресении Христа. Русский перевод, опирающийся на масоретский текст, несколько иной: «Восстань, Боже, суди землю, ибо Ты наследуешь все народы». Но и здесь есть мессианский смысл, ибо Господь Иисус Христос – владыка и царь над всеми народами. Псалом 85 Блаженный Феодорит и святитель Феофан Затворник видят мессианский смысл в 9 стихе этого псалма: «Все народы, Тобою сотворенные, придут и поклонятся пред Тобою, Господи, и прославят имя Твое». «Истину пророчества, – говорит блаженный Феодорит, – показало время, последовавшее по вочеловечении Бога и Спасителя нашего, потому что по спасительном страдании в целую вселенную послан божественный лик апостолов. Владыка сказал им: шедше научите вся языки ( Мф. 28, 19 ); и они научили, как было повелено, и, рассеяв облако неведения, соделали, что все увидели Солнце правды и поклонились спасшему Богу». 218 Святитель Феофан толкует это место так, что царство Мессии будет не как «древние царства, утверждаемые огнем и мечем: народы сами придут и поклонятся Ему». 219

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/konspek...

ПСАЛОМ 82 возглашает пророчество о гонениях на иудеев, на христиан и во времена антихриста. Все иноплеменники в нечестии своем на Страшном Суде познают имя Христа Бога - Судию всей земли. ПСАЛОМ 83 утешение верным, Христа ради терпящим скорби, беды и страдания, и кровь точащим, и желающим от сей плачевной земной удоли в райские обители на небо вселиться. Дворы Господни - Церковь, небо, рай; юдоль же плачевная - мир сей. Лице Божие - Христос, лице Христово - плоть Его пречистая, и " всяк, ядый Мою плоть - рече Господь - и пияй Мою кровь во Мне пребывает, и Аз в нем " (Ин.6:56). ПСАЛОМ 84 возвещает человеколюбие и благодать Христа Спасителя, дарующего избавление от греха и демонския работы в свободу славы чад Божиих. Землю- человека- Бог посетил, егда Бог Слово " плоть бысть и вселися в ны " (Ин.1:14) и на Кресте покрыл грехи всех. Явил нам Господь Христос спасение Свое, и мир воспели ангелы. Близ спасение с пришествием Христа, ибо вселися слава Божества Его в землю нашу - в человечество. Истина - Христос - от земли - от Пречистыя Девы- воссиял. Земля даде плод - Пречистая Дева родила Христа. Правда пред Христом- пророки, апостолы, проповедающие Евангелие всей твари. ПСАЛОМ 85 вдохновенная молитва Христа Господа к Богу Отцу, яко един есть преподобен, и нищ, и убог. Иже нас ради обнища, богат сый, да нищетою Его обогатимся. В день скорби - Страстей - Христос взывал: " Прискорбна есть душа Моя до смерти " . Христу поклонятся язычники, ибо Христос - Путь, Истина и Живот - избавил души верных от законопреступных и державных демонов, и Отрок Христос - Сын Всевышняго и Сын Рабы Божией, Пресвятыя Богородицы по человечеству, сотворил знамение во благо - спасение на Кресте, помог сынам человеческим и утешил их воскресением из мертвых и седением одесную Отца. ПСАЛОМ 86 возсылает славу божественную Христу Господу, основавшему Церковь святую для спасения многих. В псалме прославляются горы церковные и врата Сионя - пророки и апостолы, вера, закон Божий Ветхого и Нового Завета, Преславная Владычица Богородица, уверовавшие во Христа всех племен и языков. Мати Сион - Церковь, основана Сыном Всевышняго, в Писании - книге жизни - Сам Христос Господь вписал людей верных и князей - апостолов, яко веселящихся жилище - в Христовых райских обителях.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1367...

учит. в Служебнике). Сообразно с временем полудня и с сими воспоминаниями, положены на 6-м часе – Пс.53 : «Боже, во имя Твое спаси мя»; Пс.54 : «Внуши, Боже, молитву мою»; Пс.90 : «Живый в помощи Вышняго, в крове Бога небесного водворится». В них приносится молитва Господу с упованием на помощь Его и пророчески указывается на предательство Иуды 532 , на ненависть иудеев, искавших смерти Господа, на страдания Спасителя душевные и телесные 533 . Указывается на мрак, который покрыл землю от шестого и десятого часа 534 ; потом изображается счастье людей, обращающихся к помощи Божией 535 . При совершении девятого часа иерей, сказано в Служебнике: да разсуждает, како Спаситель наш, спасения рода человеча желая, на кресте висяй воззва, глаголя: жажду, и како оцтом, с желчию смешанным, напоен бысть, како Душу Свою пресвятую в руце Бога Отца предаде, и како вся основания земли потряеошася, мертвии от гробов восташа, и како един от воин копием ребра ему прободе, и абие изыде из него кровь и вода. Сия же вкратце помяненная и иная спасительная Господня страдания, благоговейно размышляя в сокрушении сердца усердно, аще же возможно и со слезами да совершает часовные молитвы (Извест. учит. в Служебн.). Сообразно с сими воспоминаниями, на 9-м часе положены псалмы – 83-й: «Коль возлюбленна селения Твоя, Господи сил»; псалом 84-й: «Благоволил еси, Господи, землю Твою»; псалом 85-й: «Приклони, Господи, ухо Твое и услыши мя, яко нищ и убог есмь аз». В них изображаются селения Господа сил и пламенное желание войти в них 536 , излагается пророчество о искуплении людей Господом 537 и находится указание на сошествие Спасителя в ад 538 . На царских часах в навечерие праздников: Рождества Христова, Богоявления Господня и в Великий Пяток, на каждом часе читается только один из тех трех псалмов, кои положены на вседневных часах, именно: на первом часе псалом 5-й: «Глаголы моя внуши. Господи»: на третьем 50-й: «Помилуй мя, Боже»; на шестом 90-й: «Живый в помощи Вышняго» и на девятом 85-й псалом: «Преклони, Господи, ухо Твое и услыши мя».

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Подобно часам великого пятка совершаются и царские часы в навечерие Рождества Христова и Богоявления 73 . Таким образом, в XIII веке песненный строй часов оставался еще жизненным, хотя употребление его ограничивалось днями первой и страстной седмиц великого поста и царскими часами. 3. Состав песненных часов Известные нам памятники не говорят определенно, какие псалмы-антифоны употреблялись на песненных часах. Мы знаем, напр., что на первом часе исполнялся иногда 5-й псалом (Ватик. 1877), а на 9-м – псалом 85-й (Иерусалим. 1122 г.). О прочих псалмах косвенные указания можно заимствовать из молитв. В песненных службах, по замечанию Симеона Солунского , «возносимые к Богу чрез священника молитвы поют певцы – в псалмах и песнях» 74 . Поэтому песненные молитвы почти всегда заключают в себе заимствования из соответствующих псалмов-антифонов. Есть такие заимствования и в молитвах песненных часов. Здесь мы встречаем выдержки из псалмов, прежде всего, в молитве 2-го антифона 1-го часа: 5:3–4; 70:8; 89:14–17; 91:2–3; 142:8; затем, в молитве главопреклонения 3-го часа: 16:6; далее, в молитве 2-го антифона и заамвонной 6-го часа: 90:6; 118:120; наконец, в молитве 1-го антифона 9-го часа: 85:17. Из числа указанных псалмов, псалмы 5, 16, 85, 89 и 90 и теперь читаются на соответствующих часах; псалом 91-й положен на междочасии 1-го часа, а пс. 70 ст. 8 исполняется на 1-м часе, в виде особого тропаря. Отсюда с большой вероятностью можно заключать, что на песпенных часах употреблялись те же или почти те же псалмы, что и на обычных часах. Что касается молитв песненных часов, то в древних Евхологиях, как мы уже знаем, сохранились полные последования этих молитв, напечатанные, между прочим, проф. А. А. Дмитриевским во втором томе его «Описания литургических рукописей». Здесь для каждого часа указывается пять молитв: три антифонные молитвы (εχα τν ντιφνων τν ρν), молитва отпуста (εχ τς πολσεως) и молитва главопреклонения (ε. τς κεφαλοκλισας); к ним большею частью прибавляется еще шестая молитва – заамвонная 75 , а в Синод. 371 между молитвою главопреклонения и заамвонной на 1-мъ часе вставлена и седьмая «молитва оутренеа» (л. 119). Относительно частнейшего содержания молитв песненных часов коротко можно сказать, что все эти молитвы посвящены уяснению смысла тех воспоминаний, которые связываются с различными дневными часами.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Diakov...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010