Этот донос и эта клевета Доика имели страшные последствия. Получив донос, Саул воспылал гневом и, призвав Авимелеха и 85 священников (в нашей славянской Библии – 305, в том числе, вероятно, показаны левиты), живших в Номве при скинии, приказал всех их умертвить. А так как никто из слуг Саула не решался поднять «рук своих на иереи Господни» ( 1Цар.22:17 ), то Доик сирин, как человек богатый и влиятельный при дворе царя, взялся один за это ужасное дело и, по приказанию Саула, погубил острием оружия не только всех священников но истребил совершенно и весь город Номву, всех живших в нем и даже самый скот до последнего овчате. Спасся к Давиду один Авиафар, сын Авимелеха, от которого Давид и получил ужасное известие об избиении священников и затем составил настоящий псалом, с целью научить терпению тех, которые подвергаются разным обидам. Стоящее в надписании слово в конец указывает, по словам Зигабена, на то, что терпящие обиды должны смотреть на то, какой злой конец постигнет обижающих их (ст. 7), и вместе с тем переносить обиды с долготерпением и благодарностью (ст. 11) с. 408]. Слово разума дает понятие о том, что псалом этот составлен с вышеозначенною целью вразумления и научения обидимых и обижающих. Пс.51:3–4 Что хвалишися во злобе, сильне? Беззаконие весь день, неправду умысли язык твой: яко бритву изощрену сотворил еси лесть. Доик Идумеянин был человек злобный, коварный и наглый клеветник, и потому он, без сомнения, хвалился тем, что клеветническим доносом своим погубил архиерея Господня и весь род его. К нему-то, конечно, к сему злобному Доику и обращает свою речь Давид и вопрошает его: как у него достало столько бесстыдства хвалиться своим постыдным действием? Что хвалишься ты злобою своею, сильный? Сильным называет его пророк потому, что он близок был к Саулу, а также силен был и в причинении зла людям. «Ты замышлял беззаконие и неправду каждый день, язык твой готов произносить всякую неправду». Неправда Доика состояла в том, что он питал безвинно злобу на Давида, ложно и злонамеренно донес Саулу, что Давид с Авимелехом составили будто бы заговор против Саула ( 1Цар.22:13 ), чего на самом деле не было.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Razum...

Пс.85:5–7 Яко Ты, Господи, благ и кроток, и многомилостив всем призывающым Тя. Внуши, Господи, молитву мою и вонми гласу моления моего. В день скорби моея воззвах к тебе, яко услышал мя еси. Как бы усиливая молитвенный вопль свой, пророк выражает далее свое исповедание высочайших свойств Божественных: благости, кротости и великого милосердия ко всем обращающимся к Богу с молитвою, всем призывающим Его. Далее повторяет он свои прежние моления к Богу, хотя и в переиначенных несколько выражениях и как бы так говорит: от всего сердца и от всей души моей я взываю к Тебе, Господи, потому что я знаю, как Ты добр и многомилостив для всех призывающих имя Твое. И в этот самый день, – день скорби моей я громко взываю (воззвах) к Тебе, в полной уверенности, что Ты услышишь меня. Пс.85:8–10 Несть подобен тебе в бозех, Господи, и несть по делом Твоим: вси языцы, елики сотворил еси, приидут и поклонятся пред Тобою, Господи, и прославят имя Твое: яко велий еси Ты и творяй чудеса, Ты еси Бог един. Желая возвеличить и прославить Бога по достоинству и, вместе с тем, выразить причину, почему он ни к кому более не обращается за помощью, как только к единому истинному Богу, псалмопевец упоминает о языческих божествах, которым поклонялись народы и в его время, и еще раньше, и, делая как бы сравнение их с истинным Богом, показывает, что ничего подобного между языческими богами нет и быть не может в сравнении их с единым истинным Богом, творящим чудеса во всем мире, и что все народы, сотворенные от Бога, должны придти и поклониться Сему единому Богу. Вси языцы, елики сотворил еси, приидут и поклонятся пред Тобою, Господи, и прославят имя Твое. В этих словах псалмопевца заключается пророчество о вступлении в Церковь Христову язычников, которые прежде не знали истинного Бога и кланялись бездушным истуканам, со времени же пришествия в мир Спасителя, сознав свое заблуждение, уверовали в истинного Бога. Пс.85:11 Настави мя, Господи, на путь Твой, и пойду во истине Твоей: да возвеселится сердце мое боятися имене Твоего.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Razum...

Здесь пророк опять обращается молитвенно к Богу и просит наставить его на путь истины, чтобы ходить (проводить жизнь) ему по сему пути. Путь истины или, что то же, путь закона Божия ему, как пророку, конечно, хорошо известен, но как человек, окруженный соблазнами мира и подверженный разным мудрованиям плоти, он хотел бы тверже поставить себя на сем пути, чтобы не впасть в заблуждение, – так укрепиться на пути истины, чтобы неуклонно жить во истине Божией. А это, в свою очередь поселило бы в сердце его страх Божий, производящий радость и веселие, о чем просит и выше (ст. 4). Сердце мое, как бы так говорит он, наставленное Тобою, Господи, на путь истины, исполнится страха Божия и возвеселится. Пс.85:12–13 Исповемся тебе, Господи Боже мой, всем сердцем моим и прославлю имя Твое в век: яко милость Твоя велия на мне, и избавил еси душу мою от ада преисподнейшаго. Выражение исповемся Тебе, Господи, всем сердцем моим здесь значит: «не утаю, открою, постараюсь во всеуслышание выразить все благодарные чувства, которыми преисполнено мое сердце». Таким образом, к вышеизложенным молитвенным прошениям пророк присоединяет благодарение от всего сердца и обещание славить имя Божие в век, т.е. всегда, – и тут же указывает и причину сего столь благодарно настроенного в отношении к Богу сердца своего: яко (потому что) велика, говорит, милость Твоя, Господи, ко мне. Вся жизнь пророка Давида была преисполнена различных к нему милостей Божиих; о какой же из них говорит он здесь? Конечно, о той, которую получил при настоящих бедственных обстоятельствах, т.е. об избавлении от неправедной смерти, на которую обречен был врагами (Авессалом и его советники) и которую называет здесь адом, подразумевая в понятии о смерти и ее последствия: избавил еси душу мою от ада преисподнейшаго. По другим толкованиям, адом преисподним именует здесь всякую великую и ужасную опасность, которая угрожала низвести его в могилу (в преисподнюю). Пс.85:14–16 Боже, законопреступницы восташа на мя, и сонм державных взыскаша душу мою, и не предложиша Тебе пред собою. И Ты, Господи Боже мой, щедрый и милостивый, долготерпеливый и многомилостивый и истинный, призри на мя и помилуй мя: даждь державу Твою отроку Твоему и спаси сына рабы Твоея.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Razum...

Мы не включили в наше исследование молитву, сопровождающую сугубую ектению. которая следует за входом, потому что она тесно связана с этой ектенией, и учитывая также, что ее нет в наиболее древних рукописях. Мы пропустили также молитву праздничной литии и молитву благословения плодов, которые являются только добавлением к службе Вечерни. 56 1-ая молитва Вечерни Эта молитва образована из серии стихов Пс. 85 , которому она предшествовала в константинопольской Вечерне и который был первым постоянным антифоном этой службы. Ей самой предшествовала великая (мирная) ектения или ερηνικ. Во всех рукописях эта молитва сохраняет первое место; она осталась там же даже, когда исчез псалом 85. Вот текст этой молитвы со ссылками на Пс. 85 57 : Славянский Служебник: 1. Господи щедрый и милостивый, долготерпеливе и многомилостиве= Пс. 85,15 , 2 . внуши молитву нашу и вонми гласу моления нашего= Пс. 85,6 , 3 . сотвори с нами знамение во благо – Пс. 85 ,17а, 4 . настави нас на путь Твой, еже ходити во истине Твоей: возвесели сердца наша во еже боятися имене Твоего святаго­ Пс. 85,11 , 5 . зане велий еси Ты и творяй чудеса, ты еси Бог един= Пс. 85,10 6 . и несть подобен Тебе в бозех, Господи= Пс. 85 ,8а, 7 . силен в милости и благ в крепости 8 . во еже помогати, и утешати,и спасати вся уповающыя во имя святое Твое= Пс. 85 ,17в. В. Яко подобает Тебе всякая слава, честь и поклонение Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь. Первое лицо един. числа псалма перешло в молитве во множ. число. Она является типичным случаем псалмической молитвы, вдохновленной данным псалмом. Великая Константинопольская Церковь обладала в XI веке, согласно примечанию в одном евхологии, сохраняемом сейчас в Парижской Национальной Библиотеке 58 , собранием молитв для каждого из 74 антифонов Псалтыри и для каждой из восьми песен, употребляемых в этой церкви 59 . Это собрание, к сожалению, найти не удалось, но весьма вероятно, что принадлежала к этой группе молитв. 2-ая молитва Вечерни Эта молитва, которую М. Скабалланович 60 рассматривает как покаянную (так же, как и следующую), является таковой только частично, то есть таковыми являются ее две первые фразы; в остальном это просительная молитва . Источники ее вдохновения различны 61 :

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

«Написовашеся иногда со старцем Иосифом яко от Семене Давидова, в Вифлееме Мариам, чревоносящи безсеменное рождение: наста же время Рождества, и место ни единоже бе обиталищу: но якоже красная палата, вертеп Царице показашеся. Христос раждается, прежде падший воскресити образ». Русский перевод: «Однажды отметилась в переписи со старцем Иосифом, как происходящая от семени Давида, в Вифлееме Мария, имеющая во чреве бессеменно зачатый плод. Настало же время рождения, и не было нигде им места для пристанища, но как красная палата, явилась Царице пещера. Христос рождается, дабы воскресить прежде падший образ (Адамов)» Особенное место в богослужении сочельника занимают так называемые великие, или «царские», часы (часы навечерия). Они не присоединяются к другим службам, как обычно (1-й час к утрени, 3-й и 6-й перед Литургией, 9-й перед вечерней), а составляют специальную отдельную службу. В большинстве случаев они вычитываются и отчасти выпеваются рано поутру в день сочельника перед совершением Литургии Василия Великого. Но бывает и иной ход службы, случающийся примерно раз в 5-6 лет, когда сочельник совпадает с субботой или воскресеньем. Поскольку субботние и воскресные дни в Церкви выделяются среди прочих, и они по своему характеру не постные, а праздничные, тогда как день сочельника самый строгий в постном отношении, а богослужение его напоминает отчасти Великий Пяток страстной седмицы, то в случае совпадения последнего дня перед Рождеством с субботой или воскресеньем часы навечерия Рождества переносятся на пятницу, и в этот день Литургия не совершается вообще. Тогда в субботу (или воскресенье) сочельника поутру служится обычная Литургия (Иоанна Златоуста), предваряемая простыми часами (3-м и 6-м). Часы навечерия называются великими или царскими, в виду их исключительной непохожести на обычные и торжественности их совершения ( в Византии на таких службах могли присутствовать императоры). В службу каждого часа входят по 3 псалма, которые не меняются (1-й час: пс. 5, 89, 100; 3-й час: пс. 16, 24, 50; 6-й час: пс. 53, 54, 90; 9-й час: пс. 83, 84, 85). Но в данном богослужении остается только один обычный псалом, а два другие заменяются на мессианские, пророческие: 44 и 45 на 1-м часе, 66 и 86 на 3-м часе, 71 и 131 на 6-м, 109 и 110 на 9-м. Затем следуют специальные рождественские песнопения (стихиры), после чего читается сначала пророчество из Ветхого Завета (паримия), затем отрывок из апостольского послания и из Евангелия.

http://pravmir.ru/predprazdnuem-lyudie-x...

Прокимен, аллилуиарий и причастен – воскресные и великомученицы. Апостол и Евангелие – дня и великомученицы. Примечание. Согласно Уставу, в Неделю святых праотец положено читать Евангелие о званных на вечерю (Лк., 76 зач.), то есть рядовое Евангелие Недели 28-й. Поэтому в Неделю 28-ю следует читать Евангелие Недели 29-й (Лк., 85 зач.), так как на Неделю 29-ю в текущем году приходится Неделя святых праотец. Б. На великой вечерне «Блажен муж» – кафизма вся. На «Господи, воззвах» стихиры на 10: воскресные, глас 3-й – 4, и великомученицы, глас 2-й – 6 (каждая стихира – дважды). «Слава» – великомученицы, глас 6-й: «Отечество, род, имение оставивши...», «И ныне» – догматик, глас 3-й: «Како не дивимся...». Вход. Прокимен дня. Паримии великомученицы – 3. На литии стихира храма и стихиры великомученицы, глас 1-й и глас 2-й (см. на литии). «Слава» – великомученицы, глас 6-й: «Весело ныне...», «И ныне» Богородичен воскресный по гласу «Славы»: «Творец и Избавитель...» . На стиховне стихиры воскресные, глас 3-й. «Слава» – великомученицы, глас 2-й: «Яко многоценное миро...», «И ныне» – Богородичен воскресный по гласу «Славы»: «О, чудесе новаго...» . По Трисвятом – «Богородице Дево...» (трижды). На утрене на «Бог Господь» – тропарь воскресный, глас 3-й (дважды). «Слава» – тропарь великомученицы, глас 8-й, «И ныне» – Богородичен воскресный по гласу «Славы»: «Иже нас ради...». Кафизмы 2-я и 3-я. Малые ектении. Седальны воскресные . Полиелей. Величание великомученицы и избранный псалом. «Ангельский собор...». Ипакои гласа. Седален великомученицы по 1-м стихословии, глас 4-й: «Девства добротами...»; седален великомученицы по 2-м стихословии, глас тот же: «Жениха Христа Кровию...». «Слава» – седален великомученицы по полиелее, глас 6-й: «Благодать чудес...», «И ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «Богородице Дево, моли Сына Твоего...». Степенны и прокимен – гласа. Евангелие воскресное 6-е. «Воскресение Христово видевше...». По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами апостолов...». Стихира воскресная, глас 6-й: «Воскрес Иисус от гроба...».

http://patriarchia.ru/bu/2023-12-17/

Пс.85:9–10 .  Вси языцы, елики сотворил еси, приидут и поклонятся пред Тобою, Господи, и прославят имя твое, яко велий еси Ты и творяй чудеса, Ты еси Бог един Здесь пророчествует о вере язычников. Приидут к Тебе, говорит, верою сами язычники. «Покланяется» же «пред Богом» тот, кто сознает, что Бог видит его. «Пред Богом» же всякое место владычествия его. «Прославят», т. е. будут восхвалять и превозносить Тебя все язычники, говоря, что Ты поистине велик и что Ты единый Бог, творящий чудеса. Пс.85:11 .  Настави мя, Господи, на путь Твой и пойду во истине, Твоей Путем Господним называет практическую добродетель, истиною же созерцательную. Кто приведен Богом к первой из них, легко может перейти и ко второй. Об этом пути и истине найдешь и в псалме 24-м в словах: «пути Твоя, Господи, скажи», и в другом месте: «настави мя на истину Твою» ( Пс. 104:3 ). Да возвеселится сердце мое боятися имене Твоего Возвеселится не мирскою радостию, но при трепетании пред именем Твоим. Смотри, какая странная радость. Страх Твой, говорит, да будет мне радостию. В другом же месте говорит: «да возрадуется сердце ищущих Господа». Ищет же Бога тот, кто боится Его. Впрочем не только страх Божий, но и простое воспоминание о нем радует благочестивых и верующих: «помянух Бога», говорит Давид, «и возвеселихся» ( Пс. 76:4 ). Пс.85:12 .  Иповемся Тебе, Господи Боже мой, всем сердцем моим Буду т. е. благодарить. И прославлю имя Твое в век т. е. всегда. Пс.85:13 .  Яко милость Твоя велия на мне Велия вместо многая. И избавил еси душу мою от ада преисподнейшаго По отношению к Давиду под «адом преисподнейшим» разумей грех, прелюбодеяние и убийство Урии. По отношению же к Езекии понимай угрожавшую ему близкую смерть, от которой он чудесно избавился. Можно также под адом разуметь и всякую опасность, угрожающую от видимых или невидимых врагов. Пс.85:14 .  Боже, законопреступники восташа на мя Законопреступниками были и враги Давида, строившие против него козни и Ассирияне, осаждавшие царя Езекию, и наконец законопреступниками могут быть названы и все как видимые, так и невидимые враги наши.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

2. Итак, язычники прославляют Христа потому, что признали Его великим и единым, творящим чудеса. В чем же обнаружи­лось это величие и чудеса? В том, что Он уничтожил вековое заблуждение относительно идолов, послав для этого не ангелов, не землю поколебав, не огонь низведши с неба, воспользовавшись для этого в качестве служителей людьми неучеными, бедными рыбарями. «Наставь меня, Господи, на путь Твой и буду ходить во истине Твоей, да возвеселится сердце мое, боясь имени Твоего» ( Пс.85:11 ). Пророк до евангелия явно изрекает евангельские слова, желая быть ведомым от пути к пути и шествовать в истине Того, кто сказал: «Я есмь путь и истина и жизнь» ( Ин.14:6 ). Впрочем, мы должны быть предварительно направлены на путь Божий и изучить его начало, т.е. основания, и тогда уже можем ходить в истине, потому что пости­жение истины сущего является концом богопознания. «Да возвеселится сердце мое, боясь имени Твоего». Доброй радости, доброго торжества про­сит пророк в своей молитве: бояться имени Божия. Подлинно, отсюда приходит к нам истинная радость, принадлежащая не телу, а сердцу и душе, которая находится в большой близости и сродстве с Богом. Потому-то она и ставит страх перед Ним в радость, зная, какое высокое имеет он свойство. «Исповедаюсь Тебе, Господи, Боже мой, всем сердцем моим и прославлю имя Твое во век» ( Пс.85:12 ). Итак, прежде испове­дания грехов пророк не велит прославлять Бога; он желает, что­бы Бога прославляли устами чистыми, а очищаются они, когда человек отвергает грех от всего сердца. Истинное исповедание – в том, чтобы отвергнуть грех от всей души, и, раз отвергнув, из­бирать его и никогда уже не возвращаться к нему. «Ибо милость Твоя на мне велика, и Ты избавил душу мою от ада преисподнейше го« ( Пс.85:13 ). Потому, говорит, осмелился я на исповедание грехов, тогда как его нужно было бы бояться и стыдиться, что велика милость Твоя ко мне, т.е. к человеку; тот, следовательно, кто исповедает свой грех, не только получает пощаду и прощение, но ожидаем, и награды. Какой именно? Освобождения души «от ада преисподнейше го», т.е. от геенны и тьмы кромешней, которая является местом, назна­ченным для грешников. Ад естественно называется преисподним, так как сошедшему, как говорили мы, нельзя уже оттуда выйти.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

И сонм державных взыскаша душу мою, и не предложиша, Тебе пред собою Те же самые, которых назвал законопреступниками. Эти же слова находятся и в псалме 53-м. Пс.85:15 .  И Ты, Господи Боже мой, щедрый и милостивый, долготерпеливый и многомилостивый и истинный Будучи милосерд и милостив, Ты всегда состраждешь угнетенным; будучи долготерпелив, не тотчас отдаешь согрешивших в руки врагов; будучи многомилостив, не один раз, но часто оказываешь милость; будучи же истинен, спасаешь всех надеющихся на Тебя. Пс.85:16 .  Призри на мя и помилуй мя Этот стих находится и в псалме 24-м. Даждь державу твою отроку Твоему Державу или силу, которую можно получить от Тебя против врагов. Отроку же Твоему значит рабу Твоему. И спаси сына рабы Твоея Этими словами пророк показывает, что он родился от благочестивых родителей. Пс.85:17 .  Сотвори со мною знамение во благо Положи, говорит, Господи, на мне некий знак и отличие на добро и в спасение, как Ты положил в знак на домах еврейских кровь агнца, когда истребляемы были первородные египетские, по словам Афанасия и Феодорита. Сказал: знак во благо, поелику есть знак и во зло, каков был тот, который положен был на Каине, как говорит Евсевий. Знак, положенный на домах еврейских, был знаком во благо и в спасение, по которому не входил в оные всегубитель для умерщвления первородных их, знак же, положенный Богом на Каине, был знаком во зло; потому что означал гнев Божий против него (1). (1) Слова Феодорита: В собственном смысле во благое знамение для язычников даровал Бог от Бога крест, которым победил общего врага и водрузил сие победное знамение против демонов и страстей. И да видят ненавидящии мя, и постыдятся, яко Ты, Господи, помогл ми и утешил мя еси Здесь вид переложения, которое исправляется так: и да увидят ненавидящие меня, что Ты, Господи, помог мне и утешил меня и постыдятся, т. е., пусть видят, говорит, Господи, ненавидящие меня демоны данный мне Тобою знак в помощь и утешение мое, и таким образом да посрамятся и устыдятся, как побежденные, ибо увидали, что меня хранит благодать и промысл Твой, по словам Феодорита.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

Девятый час следует за шестым и начинается с чтения «Приидите, поклонимся...» (трижды), затем читаются псалмы: «Коль возлюбленна селения Твоя...» (83-й псалом); «Благоволил еси, Господи, землю Твою...» (84-й псалом) и «Приклони, Господи, ухо Твое...» (85-й псалом). По прочтении трех псалмов чтец на каждом часе произносит: Слава, и ныне... Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже (трижды). Господи, помилуй (трижды). Слава, и ныне... Затем он читает рядовую кафизму. По прочтении 1-го антифона (иначе, первой «Славы») кафизмы чтец произносит: Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, а хор поет: И ныне, и присно, и во веки веков. Аминь. Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже (трижды). Господи, помилуй (трижды). Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу. Далее чтец произносит: И ныне... И читает второй антифон кафизмы. Затем повторяются краткие молитвословия в том же порядке, как и после первого антифона. По прочтении третьего антифона кафизмы чтец произносит: Слава, и ныне... Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже (трижды). Господи, помилуй (трижды). После стихословия кафизмы священник, став пред царскими вратами, произносит постовой тропарь часа. На третьем часе (глас 6-й): Господи, Иже Пресвятаго Твоего Духа в третий час апостолом Твоим низпославый, Того, Благий, не отъими от нас, но обнови нас, молящих Ти ся. 1-й стих: Сердце чисто созижди во мне... 2-й стих: Не отвержи мене от Лицá Твоего... На шестом часе (глас 2-й): Иже в шестый день же и час на Кресте пригвождéй в раи дерзновенный Адамов грех , и согрешений наших рукописание раздери, Христе Боже, и спаси нас. 1-й стих: Внуши, Боже, молитву мою... 2-й стих: Аз к Богу воззвах, и Господь услыша мя. На девятом часе (глас 8-й): Иже в девятый час нас ради плотию смерть вкусивый, умертви плоти нáшея мудрование, Христе Боже, и спаси нас. 1-й стих: Да приближится молитва моя... 2-й стих: Да внидет прошение мое пред Тя, Господи... Хор по произнесении священником тропаря поет его в первый раз. По произнесении священником 1-го стиха хор поет тропарь во второй раз и по произнесении 2-го стиха поет его в третий раз.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010