Например, ведется речь о водах бездны, о вратах смерти или царства смерти, об угрозах врагов или о разящих зверях (псах, львах, быках); о костях иссохших или сломанных, о сердце, трепещущем от ужаса или мятущемся. Здесь встречаются заверения в невиновности (Пс 7; 16/17; 25/26) и исповедания грехов (Пс 50/51 и другие покаянные псалмы). Богу напоминают о помощи, которую Он подавал прежде, взывают к Его чести или упрекают Его в том, что Он, по-видимому, отвернулся от молящего, забыл его (см. Пс 9; 21/22; 43/44). Но говорится и об уповании на Него (Пс 3; 5; 41/42–42/43; 54/55–56/57; 62/63; 129/130 и т. д.), и подчас весь просительный псалом — не что иное как возглас упования (Пс 4; 10/11; 15/16; 22/23; 61/62; 90/91; 120/121; 124/125; 130/131). Зачастую жалоба совершенно внезапно, без всякого перехода завершается выражением уверенности в том, что она услышана, и благодарением, как в Пс 6; 21/22; 68/69; 139/140. Жалобы можно разделить на жалобы народа и отдельного человека. а) Жалобы народа — это Пс 11/12; 43/44; 59/60; 73/74; 78/79; 79/80; 82/83; 84/85; 105/106; 122/123; 128/129; 136/137. Поводом для жалобы служат несчастья народа, поражения или разрушения, либо общее бедствие; тогда просят о спасении и восстановлении народа. По крайней мере Пс 73/74 и Пс 136/137, как и собрание жалоб, приписываемых Иеремии, отражают последствия разрушения Иерусалима в 587 г. до Р. Х.; Пс 84/85 выражает воодушевление возвращения. Пс 105/106 — это общее изложение судеб народа. б) К личным жалобам относятся Пс 3; 5–7; 12/13; 16/17; 21/22; 24/25; 25/26; 27/28; 30/31; 34/35; 37/38; 41/42–42/43; 50/51; 53/54–56/57; 58/59; 62/63; 63/64; 68/69–70/71; 76/77; 85/86; 101/102; 119/120; 129/130; 139/140–142/143. Эти молитвы особенно многочисленны, а их содержание весьма разнообразно: в них просят спасения от смертельной угрозы, преследования, изгнания, и особо — от болезни, клеветы и грехов. Врагов, “делающих неправду”, на которых жалуются с волнением и горячностью, определить трудно. Но это никоим образом не колдуны и не заклинатели, против которых и направлено якобы действие псалмов, как полагают некоторые.

http://pravmir.ru/vvedenie-v-vetxij-zave...

В течение этого первого «пилотного» сезона усилия были сосредоточены в основном на двух ключевых областях. В юго-восточном углу вершины был обнаружен сегмент выступающей верхней линии укреплений, жизненно важный компонент крепости периода Второго Храма, датируемой примерно концом II или I века до нашей эры. Это открытие побудило доктора Орена Гутфельда заметить: «Внутри этих укреплений есть определенные архитектурные элементы, которые сильно напоминают элементы Иродиума, и все они являются частью необыкновенного видения Ирода. Вполне возможно, что строительством даже руководили одни и те же инженеры и проектировщики. Не случайно мы называем Гирканию «младшей сестрой Иродиума». На северо-востоке команда археологов сняла глубокий обрушившийся слой строительных камней, чтобы раскопать удлиненный зал с опорами, являющийся частью нижнего уровня обширного комплекса, построенного из мелко обработанных камней. Первоначальная дата его постройки еще не определена, хотя, вероятно, он представлял собой часть монастыря. В ходе раскопок на оштукатуренном полу зала был обнаружен крупный строительный камень, на котором были написаны красные строки текста с простым крестом на вершине. Хабер и Гутфельд сразу узнали, что надпись написана на греческом койне — языке Нового Завета, — но обратились к своему коллеге, эксперту-эпиграфисту доктору Авнеру Эккеру из Университета Бар-Илан, чтобы тот расшифровал ее. Доктор Эккер смог идентифицировать читаемый текст как перефраз начальных стихов Псалма 85, известного как «молитва Давида». Его оригинальные строки звучат так: 1. Приклони, Господи, ухо Твое, и услыши мя, яко нищ и убог есмь аз. 2. Сохрани душу мою, яко преподобен есмь: спаси раба Твоего, Боже мой, уповающаго на Тя. 3. Помилуй мя, Господи, яко к Тебе воззову весь день. 4. Возвесели душу раба Твоего, яко к Тебе взях душу мою. Версия из Гиркании гласит: † (η)σο Χ(ριστ) φλαξ ν με τι [π]τ χς (κα) [π]ν[ης] μ γ То есть: † «Иисус Христос, сохрани меня, ибо я беден и нищ». Доктор Эккер объясняет: «Этот псалом занимает особое место в масоретском тексте как обозначенная молитва и, в частности, является одним из наиболее часто читаемых псалмов в христианской Литургии. Таким образом, монах нарисовал на стене граффито с изображением креста в сопровождении молитва, с которой он был очень хорошо знаком».

http://azbyka.ru/news/v-izraile-najdena-...

«Едино просил от Господа, то взыщу: чтобы жить в доме Господне во все дни жизни моей, видеть красоту Господню, и посещать храм святой Его» ( Пс.26:4 ). Томление о Боге, потребность молиться Ему, искание пути к единению с Богом всегда были у лучшей части человечества. Но никогда не выражалось это стремление с большей силой, чем в Христианстве, давшем неисчислимые сонмы самых чистых, светлых и высоких духом людей, всецело посвятивших себя Богу, радостно жертвовавших всем земным ради небесного. В этом – психологическое подтверждение правды сущности нашей религии, свидетельство истинности веры христианской. Религия – радость В основе той или другой философской системы может лежать пессимизм. Но в основе религии всегда было и остается чувство радости. Как бы ни были искажены многие религии человечества (заменив истину Божию ложью, почитание Бога – почитанием твари), они все же были выражением благодарной радости за жизнь. Только падшая природа человека влекла его часто к выражению ее грубыми и низким формами. Чистое наслаждение красотами природы вполне естественно вызывает у чутких людей хвалебные гимны Богу. Христианство, истинная и чистая религия, есть источник выражения высокой и святой радости. Христианское подвижничество является доказательством непобедимой, светлой основы христианства, показывая, что никакие лишения и телесные стеснения не способны затмить блаженства жизни во Христе. «Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь» ( 1Фес.5:16–17 ) – наставляет Апостол. «Да возвеселится сердце мое бояться имени Твоего» ( Пс.85:11 ), – повторяется в молитвах и псалмах. «Да в радости душевной восстанем ко славословию Твоему...» И, самый сильный скорбью, покаянный 50 псалом «Помилуй меня, Боже» ( Пс.50 ) трижды говорит о радости, прося о возвращении ее согрешившей душе. Бог – не предмет дебатов Доказывать бытие Божие, искать новые аргументы, защищать божественную истину, оправдывать Божии дела – наше ли это дело? Наша задача – охранять себя от безбожных мыслей, выпрямлять дорогу своего ума. И охранять других, подобных нам людей, – тоже наше дело. Против своих колебаний и темных мыслей и против чужих, враждебных вере, вторгающихся в наши умы, нам нужно находить противоядие. Наша историческая эпоха есть эпоха рационализма. Рационализм есть враг религии. Отражать его приходится его же оружием, логикой, но только как вспомогательным. У нас имеется оружие гораздо более сильное. Какое? Вера. «Это есть победа, победившая мир, вера наша» ( 1Иоан. 5:4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Pomazan...

Пс.101:2 .  Господи, услыши молитву мою и вопль мой к Тебе да приидет Молитвою здесь называет произносимую устами, а воплем происходящую умственно из сердца. Симмах вопль перевел стенанием. Таковой умственный вопль приходит пред Бога, когда бывает Им выслушиваем, а выслушивается Богом, когда Ему приятен(1). (1) Слова Дидима: Это собственные блага, которые и Богу прилично подавать, и просителям полезны. Пс.101:3 .  Не отврати лица Твоего от Мене Не отвратись, говорит, Господи, от меня, как недостойного, что обыкновенно делают, т. е. отвращают лице свое те, которые не хотят выслушать просителей своих(1). (1) Евсевия: Глагол «не отврати» выражает дерзновение. Ибо кто за собою не знает ничего худого, и просит о нужном, тот только может, указывая на добрые свои дела, говорить сие. В оньже аще день скорблю, приклони ко мне ухо Твое; в оньже аще день призову Тя, скоро услыши мя Не только, говорит, не отвращайся от меня теперь, прошу Тебя, но и всегда во всю мою жизнь, и особенно во время скорбей моих; так как тогда нужна большая помощь. А о преклонении уха Божия мы сказали и в 3-м 30-го псалма, изъясняя слова: приклони ухо Твое ко мне, и в 85-м псалме, подобное.(1) (1) По словам Евсевия, здесь прилично сказать слова Исайи: «в скорби мы помянули Тебя», но должно упражняться в молитве и прежде скорби, а не в бедственные только времена. Святой молится не о том, чтоб ему не иметь скорби, ибо это невозможно, но чтобы не быть побеждену скорбью, и чтобы перенести скорби с радостью о том, на что надеемся. Дальше о Боге говорится, что Он приклоняет ухо свое не потому, чтобы сила человеческого вопля достигла высоты Божества Его, но потому, что Он, снисходя ниже своего величия, преклоняет слух свой к тем, которые удостаиваются выслушивания Его. Пс.101:4 .  Яко исчезоша, яко дым, дни мои Услышь, говорит, Господи, скоро, ибо исчезает и изнемогает душа моя. И в другом месте также говорит: скоро услышь меня, Господи, исчез дух мой ( Пс. 142:7 ). Исчезли, говорит, как дым, дни мои, т. е. прошли и погибли, как дым, лета жизни моей.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

Типикон Великой ц. , отражающий практику к-польского кафедрального богослужения IX-XI вв. ( Mateos. Typicon), использует Пс 140 вне группы из неск. псалмов как последний из начальных антифонов вечерни, предшествующих основной ее части, совершаемой в храме. В отличие от др. начальных антифонов антифон из Пс 140 (как и антифон из Пс 85, открывавший собой начальное псалмопение) был неизменяемым и исполнялся ежедневно - установление такого порядка псалмопения к-польская традиция возводила к К-польскому патриарху Анфиму I (535-536; † после 560) ( Скабалланович. С. 113). Пс 140 имел значение входного антифона - во время пения псалма духовенство и вслед за ним народ совершали вход в храм в преднесении свечей и кадила ( Арранц. 1979. С. 42); после входа в алтарь совершалось каждение храма. Псалом сопровождался короткими припевами-кекрагариями (от греч. κκραξα - воззвах), часто основанными на тексте самого псалма, напр.: «Да исправится молитва моя пред Тобою, Спасе мира»; в начале пения псалма предстоятель читал молитву Εσπρας κα πρω κα μεσημβρας (          ), в к-рой, в т. ч., цитируются слова из Пс 140. 2, 4. Впосл. влияние Студийского устава привело к значительному развитию кекрагариев к Пс 140, а потом и к присоединению стихир к дополнительным стихам псалма ( Lingas. 1997. P. 431-433). Еще одно возможное свидетельство о древнем к-польском исполнении Пс 140 отдельно от др. псалмов сохранилось в чинопоследовании литургии Преждеосвященных Даров - это песнопение «Да исправится молитва моя» , к-рое следует после паремий. По форме оно является прокимном : рефреном (т. е. собственно прокимном) здесь служит Пс 140. 2, а стихами - Пс 140. 1, 3-4а. После 1204 г. к-польская кафедральная традиция еще нек-рое время сохранялась в богослужении соборного храма в Фессалонике, пока окончательно не вышла из практики; тем не менее нек-рые элементы этой традиции остались в рамках Студийского и Иерусалимского уставов. Константинопольская послеиконоборческая монастырская традиция Приняв палестинский монашеский Часослов, студийская традиция IX-XII вв.

http://pravenc.ru/text/ Господи воззвах ...

Часть этих песнопений, подобно вышеупомянутым стихирам Октоиха, Праздников и Минеи, по своей мелодической стилистике относится к нормативному столповому знамени. Так, тропарь «Богородице Дево» в одном из сборников 2-й пол. XVII в. (ГИМ. Син. певч. 402. Л. 58 об.) распет на столповой 4-й глас, «Приидите, ублажим Иосифа» (Там же. Л. 148 об.) - на 5-й глас, тропарь Богоявлению (ГИМ. Син. певч. 392. Л. 100, XVIII в.) - на 1-й глас, «Вбранной Воеводе» (ГИМ. Син. певч. 571. Л. 102 об., сер. XVIII в.; 576. Л. 49, 1-я четв. XVIII в.), «О Тебе радуется» (ГИМ. Син. певч. Л. 170. 402) и «Владычице, приими...» (ГИМ. Син. певч. 399. Л. 233, XVIII в.; 401. Л. 382 об., 1-я пол. XVII в.) - на 8-й глас. Указание на глас в заголовке песнопения может присутствовать не во всех его списках. «Взбранной Воеводе» в рукописи ГИМ. Син. певч. 571 содержит указание на 8-й глас, а тот же распев в рукописи ГИМ. Син. певч. 576 имеет только ремарку «малая», без упоминания гласа. В тех случаях, когда не удается обнаружить список песнопения с указанием гласа («О Тебе радуется» и «Владычице, приими...» в приведенных выше списках), его гласовую принадлежность можно установить только путем анализа формульного состава. Мелос др. части песнопений Обихода, напротив, не имеет выраженной гласовой принадлежности, в их распевах отсутствуют (или присутствуют фрагментарно, мало влияя на стилистику распева) узнаваемые формулы осмогласия. Таковы, напр., «Достойно есть» (РГБ. Ф. 379. 35. Л. 320, 3-я четв. XVII в.), задостойник Вознесению Господню «Тя паче ума и словеси» (ГИМ. Син. певч. 402. Л. 19) и псалом «На реках Вавилонских» (ГИМ. Син. певч. 571. Л. 85). К той же группе следует отнести цикл из 11 воскресных светильнов (ексапостилариев) с их богородичнами (ГИМ. Син. певч. 384. Л. 95, XVIII в., с ремаркой «малым роспевом»), мелос всех песнопений к-рого представляет собой распевание на подобен, т. е. приспособление единой мелодической модели к разным (в данном случае - 22) словесным текстам. Распевы песнопений этой группы, по-видимому, можно причислить к сфере негласового знаменного одноголосия, подобно мн.

http://pravenc.ru/text/2561752.html

«Настави мя, Господи, на путь Твой» (слав.) – научи следовать Твоим заповедям. – «Утверди сердце мое в страхе имени Твоего» – пусть благоговение пред Тобою будет главным основанием моей внутренней жизни. В этих немногих словах ярко выражена благочестивая настроенность Давида, полагающего счастье и радость жизни в постоянной и непрерывающейся благочестивой настроенности. Выражение «утверди» дает основание предполагать, что Давид не всегда был «тверд», т. е. иногда отступал от заповедей Бога. Намек на преступление с Вирсавией и косвенное подтверждение происхождения псалма из эпохи гонений от Авессалома. Пс.85:13 .  ибо велика милость Твоя ко мне: Ты избавил душу мою от ада преисподнего. «Избавил душу мою от ада» – спас, или точнее, спасал несколько раз мою жизнь от гибели. Пс.85:14 .  Боже! гордые восстали на меня, и скопище мятежников ищет души моей: не представляют они Тебя пред собою. «Не представляют они Тебя пред собою» – см. Пс. 53:5 . Пс.85:16 .  призри на меня и помилуй меня; даруй крепость Твою рабу Твоему, и спаси сына рабы Твоей; «Даруй крепость» – силу перенести преследования. «Даруй» эта сила есть дар Божий, а не заслуг Давида. Псалмы 83, 84 и 85 составляют содержание 9-го часа, посвященного воспоминанию смерти Спасителя. Крестная смерть Спасителя освободила человека от власти диавола и греха, вывела из «долины плача» ( Пс. 83:7 ), из плена греха ( Пс. 84:2 ), даровав ему новозаветные милости и блага ( Пс. 84:11 ). Великое дело искупления человека будет сопровождаться обращением к Богу всех язычников ( Пс. 85:9 ) и будет достойно восхваляться " во век» ( Пс. 85:12 ). Эти псалмы, выяснением на примере евреев, выведенных из плена, значения жертвы Христовой, имеющей быть принесенной на литургии, служат хорошим руководством для создания соответственного настроения в молящемся и присутствующем на литургии. Читать далее Источник: Толковая Библия, или Комментарии на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета : В 7 т./Под ред. проф. А.П. Лопухина. - Изд. 4-е. - Москва : Даръ, 2009./Т. 3: Исторические книги. Учительные книги. - 960 с./Псалтирь. 190-536 с. Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Царские часы совершаются в сочельники (т.е. накануне) праздников Рождества Христова и Крещения Господня (6 и 18 января), и посвящаются этим священным событиям, а также в Великую Пятницу (подвижная дата Страстной седмицы) – ради Страстей Господних. Народное название произошло от древней традиции Византии: на этих часах в кафедральном соборе присутствовал император со своим двором. Россия восприняла традиции церковных служб от Византии, и наши благоверные государи неукоснительно следовали этому правилу. Царские часы совершаются при открытых царских вратах, среди храма, перед Евангелием, положенным на аналое. На каждом Часе читаются псалмы (по три на каждом). При этом от последования обычного часа сохраняется по одному псалму, тогда как два другие заменяются по следующим правилам: на 1м часе всегда остается начальный псалом (5), тогда как на остальных часах сохраняются заключительные псалмы (соответственно на 3м – 50, на 6м – 90, на 9м – 85). Для примера: в Великую Пятницу на часах положены следующие псалмы: 1й час: Пс.5, 2, 21 ; 3й час: Пс.34, 108, 50 ; 6й час: Пс.53, 139, 90 ; 9й час: Пс.68, 69, 85 . Помимо псалмов, на каждом часе (а совершаются они подряд, с первого по девятый) читается паримия – отрывок из Ветхого Завета, содержащий пророчество о воспоминаемом дне, текст из Апостола и Евангелия . Кроме того, поются особые тропари . Если какой-либо из сочельников попадает на субботу или воскресенье, то царские часы переносятся на предшествующую пятницу, и в этот день не бывает литургии. Нет сейчас в России благоверных государей, но царские часы не престают быть таковыми. Ведь в храмах Своей благодатью присутствует Царь Небесный. Не забудем же о великих часах, ибо именно с них начинается празднование Рождества и Крещения, и ими предваряется Пасха в Великую Пятницу. Часы пасхальные Часы пасхальные – часть богослужения дня Пасхи (состоящего из утрени, пасхальных часов, литургии и вечерни). В дни Светлой (пасхальной) седмицы поются в храме вместо чтения Вседневных Часов, Повечерия и Полунощницы. Также заменяют собой утреннее и вечернее молитвенное правило.

http://azbyka.ru/chasy

«Услышь, Господи, молитву мою и вонми гласу моления моего» ( Пс.85:6 ). «Услышь», т.е. сочти ее достойной твоего слуха. " Вонми гласу«, окажи милосердие приносящему молитву, видя, какою пылает он страстью души и любовью к Тебе (это и значит: «гласу моления»). Поэтому дальше пророк и говорит: «в день скорби моей я воззвал к Тебе, ибо Ты услышал меня» ( Пс.85:7 ). Тогда как скорби часто убивают молитву и приводят человека к пренебрежению ею, он сам, говорит, этого не испытал, напротив, он взывал еще сильнее и громче, и это проистекало не из отчаяния, а от твердой веры в молитву. Почему же? «Ибо Ты услышал меня " . Как уже услышанный, он, естественно, и не изнемог в молитве, почему и взывал. " Нет подобного Тебе, Господи, между богами, и нет (подобного) по делам Твоим» ( Пс.85:8 ). Пророк говорит здесь не об идолах ( «что общего у света с тьмою?», – ( 2Кор.6:14 ), – или какое сравнение может быть лжи с истиной?), а называет богами тех, к кому было слово Божие, как говорит Христос в Евангелии, т.е. святых и богоносных мужей. Из них никто не может сравниться с Господом. Хотя Он сроден с ними по плоти, но несравним по божеству, а вернее сказать – и по человечеству, потому что никто из них не родился от девы, никто не носил наших грехов, никто не попрал смертью смерть. Итак, никто не может сравниться с ним и по делам Его. «Все народы, которых Ты сотворил, придут и поклонятся пред Тобою, Господи, и прославят имя Твое» ( Пс.85:9 ). Где – пред Тобою? В храме иудейском? Но ни храма уже не суще­ствует, ни язычники, как не обрезанные, не могут в нем покло­няться. Ясно, следовательно, что пророк говорит о Христе, лицу Которого поклоняются все язычники. Кто поклоняется в Вифлееме на месте креста и воскресения, тот поклоняется пред лицом совер­шившего там наше спасение. Точно также и поклоняющиеся пред жертвенником поклоняются пред Его лицом, потому что здесь они видят Его седящим в каждой таинственной жертве. «И прославят имя Твое». Почему? Потому, что они служили дереву и камню и были в поучении и рабстве у демонов. Послушай, что пророк говорит дальше: «ибо велик Ты и творящий чудеса – Ты, Бог Един " ( Пс.85:10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Псалом 84 Благоволил еси, Господи, зéмлю Твою, возвратил еси плен Иáковль: остáвил еси беззакóния людéй Твоих, покрыл еси вся грехи их. Укротил еси весь гнев Твой, возвратился еси от гнéва ярости Твоéя. Возврати нас, Боже спасéний наших, и отврати ярость Твою от нас. Едá во веки прогнéваешися на ны? Или прострéши гнев Твой от рода в род? Боже, Ты обрáщься оживиши ны, и людие Твои возвеселятся о Тебе. Яви нам, Господи, милость Твою, и спасéние Твое даждь нам. Услышу, что речéт о мне Господь Бог: яко речéт мир на люди Своя, и на преподóбныя Своя, и на обращáющыя сердцá к Нему. Обáче близ боящихся Его спасéние Его, вселити слáву в зéмлю нáшу. Милость и истина сретóстеся, прáвда и мир облобызастася. Истина от земли возсия, и прáвда с Небесé приниче, ибо Господь даст блáгость, и земля нáша даст плод свой. Прáвда пред Ним предъидет, и положит в путь стопы своя. Псалом 85 Приклони, Господи, ухо Твое, и услыши мя, яко нищ и убóг есмь аз. Сохрани душу мою, яко преподóбен есмь: спаси рабá Твоегó, Боже мой, уповáющаго на Тя. Помилуй мя, Господи, яко к Тебе воззову весь день. Возвесели душу рабá Твоегó, яко к Тебе взях душу мою. Яко Ты, Господи, Благ и Крóток, и Многомилостив всем призывáющым Тя. Внуши, Господи, молитву мою, и вонми глáсу молéния моегó. В день скóрби моéя воззвáх к Тебé, яко услышал мя еси. Несть подóбен Тебé в бозéх, Господи, и несть по делóм Твоим. Вси языцы, елики сотворил еси, приидут, и поклóнятся пред Тобою, Господи, и прослáвят имя Твоé, яко Вéлий еси Ты, и творяй чудесá, Ты еси Бог Един. Настáви мя, Господи, на путь Твой, и пойду во истине Твоей; да возвеселится сéрдце мое боятися имене Твоего. Исповéмся Тебé, Господи Боже мой, всем сéрдцем моим, и прослáвлю имя Твое в век: яко милость Твоя вéлия на мне, и избáвил еси душу мою от áда преиспóднейшаго. Боже, законопреступницы востáша на мя, и сонм держáвных взыскáша душу мою, и не предложиша Тебе пред собóю. И Ты, Господи Боже мой, Щéдрый и Милостивый, Долготерпеливый и Многомилостивый и Истинный, призри на мя и помилуй мя, даждь держáву Твою óтроку Твоему, и спаси сына рабы Твоéя. Сотвори со мною знáмение во блáго, и да видят ненавидящии мя, и постыдятся, яко Ты, Господи, помогл ми и утéшил мя еси. Сотвори со мною знáмение во блáго, и да видят ненавидящии мя, и постыдятся, яко Ты, Господи, помогл ми и утéшил мя еси.

http://ms.pravoslavie.ru/109567.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010