выше объясн. на Пс.6:6 стр. 123–4); но прекращением язвы Господь избавил от ада и как бы вывел оттуда душу его, и снова оживил его, когда он уже сходил в могилу. 2-ю пол. ст. букв. в евр. (=сирск.) следовало бы перевести: «оживил меня из нисходящих в могилу», т. е. из мёртвых, назначенных к погребению=слав.-грек.-лат.: спслъ м низходщихъ въ ровъ (ср. Пс.27:1:5 ). Русск. пер. чтобы я не сошел в могилу букв. соответствует халдейскому и менее точно выражает мысль подлинника. Пойте гдеви, и исповдайте памть стыни 5. Пойте Господу, святые Его, славьте память святыни Его, к гнвъ въ рости и животъ въ воли вечеръ водворитс плачь, и затра радость. 6. ибо на мгновение гнев Его, на всю жизнь благоволение Его: вечером водворяется плач, а на утро радость. 5–6. Но как опасность смерти, так и избавление, касались не самого псалмопевца лично, а всего народа: поэтому он приглашает всех благочестивых благодарить Господа хвалебными песнями (пойте Господу) и восхвалять память святыни Его, т. е. достойное благодарного памятования действие Святости Его, в которой соединяются и примиряются и бесконечная правда, карающая грешников, и бесконечное милосердие к кающимся, всепобеждающее праведный гнев Его и скоро ниспосылающее избавление от заслуженных наказаний (ср. Пс.85:11 ). Посему, представляя далее побуждение к прославлению Господа и изъясняя, в чем именно состояло вызывающее к прославлению достопамятное действие Святости Его, псалмопевец и говорит: ибо на мгновение, т. е. на весьма короткое время сравнительно с постоянным явлением благости гнев Его, а на всю жизнь благоволение Его: вечером водворится плач о постигшем наказании праведного гнева Его, а на утро уже следует радость о милостивом даровании избавления от заслуженного наказания. Так именно и было при указанных обстоятельствах написания псалма. Господь постоянно благоволил Давиду и вообще еврейскому народу в его царствование; за грех самомнения и гордости при исчислении народа Он наказал его царство губительною моровою язвою, вызвавшею всюду плач и глубокую скорбь раскаяния: но наказание Божие продолжалось лишь один день, а на утро, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

Из календаря пространной редакции Лекционария в Тропологий вошли, за небольшими исключениями, только те великие праздники, тропари к-рых уже были в Лекционарии; те песнопения, к-рые были указаны в Лекционарии в виде инципитов, в Древнем И. приведены полностью; репертуар этих же праздников в основном пополнили песнопения нового типа - стихиры и каноны. Циклы стихир и тропарей отдельных песней канонов в Древнем И. нередко состоят из неск. дополнений (2-3), что является показателем поэтапного расширения песненного материала И. и дает возможность проследить развитие их форм до кон. IX в. Песнопения Древнего И. не имеют авторских атрибуций. Дни, к-рые в иерусалимском Лекционарии из изменяемых песнопений имели лишь литургийные или вечерние прокимны (таких дней довольно много; см.: Leeb. 1970. S. 65-78, 171-176), не нашли отражения в Древнем И., за исключением будних дней Пятидесятницы. В Древнем И. содержится полный круг песнопений великопостного цикла, который открывается мясопустным воскресеньем, а со следующего, сыропустного, песнопения даются на каждый день поста; неделя Ваий открывает Страстной цикл. Период Пятидесятницы также представлен в полном виде. Из праздников, помимо воскресений Пасхи и Пятидесятницы (7-е воскресенье по Пасхе, согласно счету недель в Древнем И.), в него включены: в воскресенье по Пасхе - Новая неделя, во 2-ю субботу по Пасхе - исцеление расслабленного, в 3-й четверг - память св. младенцев, в 5-й четверг - Вознесение Господне, в 6-ю субботу - исцеление слепого в Силоаме. Те будние дни периода Пятидесятницы, к-рые не отмечены как особые, содержат лишь литургийные прокимны и аллилуиарии. По сравнению с Лекционарием, к-рый приводит для служб рядовых воскресений только прокимны, в Древнем И. впервые появляются комплекты воскресных песнопений 8 гласов (что в т. ч. является одним из древнейших свидетельств оформления системы осмогласия ). В каждом гласе они включают: для вечерни - цикл стихир на «Господи, воззвах» (в нек-рых рукописях - также припевы к Пс 140. 2 (см. ст. «Да исправится молитва моя» ) и охитай вечерни) и песнопения на «Се ныне благословите» (Пс 133) и «Креста» (вероятно, первоначально предназначенные для шествия после вечерни в иерусалимском храме Воскресения к Кресту на Голгофе - см.: Ibid. S. 70-71); для утрени - 9 циклов тропарей для 9 библейских песней утрени (т. е. канонов), антифонный псалом перед Евангелием (о воскресных утренних Евангелиях см. ст. Воскресенье ) и песнопение после Евангелия (гардамоткумай), цикл хвалитных стихир; для литургии - прокимен, аллилуиарий, тропарь умовения рук и тропарь Св. Даров. Многие, но не все циклы стихир и тропарей заключаются богородичном . По мнению Рену, по крайней мере часть воскресных песнопений Древнего И. восходит ко 2-й пол. IV в., к гомилиям святителей Кирилла и Исихия Иерусалимских (Ibid. S. 14-85).

http://pravenc.ru/text/Иадгари.html

Мех от тепла раз­бухает и, раздувшись, увеличивается в объеме; на холоде же он сжимается и твердеет. Подобно этому, принявшие евангельское учение оставляют всякую роскошь и телесную пышность и проводят эту жизнь в простоте, скромности и воздержании. Таково уже свойство телесной природы: в роскоши она изнеживается и распускается и вос­стает против души, а в скудости и подвигах сокращается и сми­ряется. Об этом свидетельствует Павел, говоря: «но усмиряю и порабощаю тело мое, дабы, проповедуя другим, самому не остаться недостойным» ( 1Кор.9:27 ). Это испытал на себе и пророк: преследуемый Сау­лом, он господствовал над страстями, а среди мира пал жертвой искушений сластолюбия, и только смирив тело, восстановил в себе память божественных законов. " Сколько остается дней раба Твоего? Когда сотворишь мне суд (избавив) от гонителей моих?» ( Пс.118:84 )? Немногочисленны дни нашей жизни, а еще нас преследуют дурные мысли, плотские стра­сти и житейские заботы: «плоть желает противного духу» ( Гал.5:17 ), как говорит божественный апостол. «Дни лет наших: семьдесят лет» ( Пс.89:10 ). Итак, когда Ты рассудишь меня и избавишь от моих противников? Суди же и освободи нас от их угнетения. »Поведали мне законопреступники (свои) рассуждения, но это – не... закон Твой, Господи» ( Пс.118:85 ). Пророку посоветовали уничтожить врагов, но он, повинуясь божественному закону, ожидал суда Божия. Эти слова и для нас поучительны и весьма полезны. Нам следует избе­гать не только басней язычников и неверия иудеев, но и хульных учений еретиков. Конечно, и иудеи, и язычники, и еретики рассуждают и выдают себя за учителей, имея своим орудием ложь, но своего учения ничем не подтверждают из божественных Писаний; а если что и приводят, согласно со своими страстями, то в таком случае искажают и обманывают: подобное явление наблюдается и в наше время. Обвинители христиан, так называемые иконоборцы, многих соблазнили, равно как и павликиане, разделяющие ересь манихеев. Они не искали основания в божественных Писаниях, но прикры­ваются ложью и в ней утверждаются.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Повторив еще раз свое молитвенное воззвание к Господу Богу (ст. 10, а выше ст. 2 и 3), псалмопевец в вопросительной форме выражает чувства своей глубокой веры в помощь Божию. К Тебе, Господи, взываю, как бы так говорит он, и надеюсь, что Ты не лишишь меня Своей милости. Но ведь я уже почти мертв, так неужели (еда) Ты творишь чудеса над мертвыми! И разве могут врачи воскресить их (т.е. умерших), чтобы эти последние могли снова исповедовать Тебя (и исповедятся Тебе)? Разве (еда) после того, как я погибну (в погибели) и буду во гробе, возвестит мне кто-нибудь милость и истину Твою? Разве в могильном мраке (во тме), в этой стране забвения (в земли забвенней), можно видеть чудеса Твои? Нет, после смерти исповедание Бога, для нераскаявшихся при жизни на земле, не будет полезно, тогда никто не возвестит им милости Божией, тогда для каждого человека наступает время воздаяния, а не покаяния или исправления ( Лк.16:25 ). Пс.87:14–15 И аз к тебе, Господи, воззвах, и утро молитва моя предварит Тя. Вскую, Господи, отрееши душу мою? Отвращаеши лице Твое от Мене? Изречениями сих стихов псалмопевец еще раз молитвенно взывает к Богу и говорит, что он не только днем и ночью молится, но и рано утром молитва его предупреждает (предварит) к Богу. Даже и тогда, когда Бог как бы не обращает внимания на его молитвенный вопль, он и тут продолжает усердно и горячо молиться: зачем (вскую) Ты, Господи, удаляешь (отрееши) от Себя душу мою? Зачем отвращаешь лице Твое от меня (т.е. во гневе лишаешь меня Своей помощи)? Пс.87:16–19 Нищ есмь аз, и в трудех от юности моея: вознесжеся, смирихся и изнемогох. На мне преидоша гневи Твои, устрашения Твоя возмутиша мя: обыдоша мя яко вода весь день, одержаша мя вкупе. Удалил еси от Мене друга и искренняго, и знаемых моих от страстей. Продолжая речь о тех же бедствиях своих, псалмопевец называет себя нищим, как и в начале псалма 85 (ст. 1), и говорит: я нищ, и от самой юности моей нахожусь в трудных обстоятельствах (в трудех), от которых если иногда и избавлялся (вознесжеся, вместо «вознеся же»), но потом и опять подвергался им (смирихся), и изнемогал под тяжестию их (изнемогох). Тяготеет надо мною гнев Твой, и угрозы Твои (устрашения) смущали меня, они окружали меня (обыдоша), как вода, и все вместе (вкупе) ежедневно овладевали мною (одержаша). Следствием всех этих злостраданий (от страстей) моих было то, что от меня отдалились (удалил еси от Мене) все мои друзья, родные и знакомые.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Razum...

Пс.23:7 .  Возмите врата князи ваша Отселе Давид пророчествует о вознесении Господа на небеса. Он здесь представляет Ангелов, служивших Христу, когда Он находился на земле, восходящими на небеса вместе с возносящимся Христом, и одних идущими Ему на встречу, а других повелевающими хранившим вход в небеса взять врата. Порядок же сих слов должен быть таков: начальники, примите врата ваши. т.е. вы, имеющие власть над вратами небесными, 83 примите их. Поставлено же «ваши» вместо: над которыми имеете власть. Не сказал отворите, но «возмите», иначе – совершенно примите их, каковым словом изображает невместимую славу Христа имеющего войти. А под вратами надобно разуметь Ангельские стражи и смотрения. И возмитеся (возвыстесь) «врата вечная». Вратами вечными назвал стражи, как вечный, по своей всегдашности. Или вечными потому, что никогда от века не отворялись: они затворены были и тогда, когда Господь, утаившись от всех сил небесных, снизшел долу 84 И внидет Царь славы Царем славы и Господом славы называется Христос, как преславный и податель славы и как царствующий и господствующей над всеми славными. Пс.23:8 .  Кто есть сей Царь славы? Услышав повелительные слова ангелов снизу, начальствовавшие над дверями второго неба, или тверди, были в недоумении, как знавшие доселе только одного Царя славы Триипостасного Бога, Которого они почитали обитавшим на вышенебесном месте. Притом и одежда плоти Христовой заставила их ужаснуться; почему и вопрошают повелевавших: кто этот Царь славы, о котором говорите? 85 Господь крепок и силен, Господь силен в брани Сими словами ответствуют снизу находящимся выше давшие им повеление ангелы: они говорят, что Господь, Которого вы знаете, крепок и силен и еще, что Господь силен в бранях. Повторение слов – Господь и сильный ведет высших ангелов к познанию возносящегося и в то же время это удвоение возвышает победу одержанную вознесшимся над жестоким властителем диаволом. Ибо, сразив, Он поверг его, поразил и умертвил его крестом как копием и дротиком.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

Пс.91:5 .  Яко возвеселил мя еси, Господи, в творении Твоем, и в делех руку Твоею возрадуюся Творением Божиим некоторые называли вообще всю чувственную тварь, а делами рук Божиих творения чувственной твари порознь, которых видя величие, красоту, разнообразие, стройность, пользу и тому подобное, мы все вместе и каждый порознь веселимся и радуемся. Другие говорят, что творение и дела рук суть повторение одной и той же мысли (1). (1) Слова Афанасия: Наилучшее творение то есть, исполнение совета Бога и Отца и как бы дело рук Его есть явленная над нами сила домостроительства Его. А Иларий под творением разумел человеческое существо и естество, то есть, чудное соединение в один состав души с телом. Давид исполнялся веселия о том, что Творец из обоих устроил одну природу, также о благоугождении их Богу в согласии и единомыслии. Слова Евсевия: И он называет творением в единственном числе соединение души с телом и согласие их в благе, а делами рук во множественном опять называет те же самые – душу и тело, рассматриваемые отдельно и порознь. Далее руками называет зиждительные силы Божии, которыми тело произведено из персти, а душа из ничего. Почему, и удивляясь такому устроению их, прибавляет: как велики дела Твои, Господи! Златоуст в изъяснении 46-го псалма говорит, что сей стих мы должны читать по окончании трапезы (стола). Он так говорит: так и мы делаем: вместо бальзама (духов) мы наполняем уста духовным песнопением и, ставши вместе, говорим: возвеселил Ты нас, Господи, в творении Твоем и в делах рук Твоих возрадуемся, как написан сей стих и в Часослове, чтобы все христиане сказывали его после вечери (ужина). Пс.91:6 .  Яко возвеличишася дела Твоя, Господи! Союз: «яко», здесь означает, по Феодориту, высшую степень: весьма, говорит, велики дела Твои, Господи, не те только, которые находятся в чувственной твари, но и те, которые усматриваются в различных видах промышления, в домостроительствах и чудотворениях и других таковых действиях Божиих. А о делах Божиих мы сказали в 85-м псалме, изъясняя слова: и нет (подобного) в делах Твоих.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

Размышлях и малодушствоваше дух мой A­ δολεσχα (размышление) собственно значит многословие и пустословие, как сказано: «сказывали мне беззаконники пустых много слов» ( Пс. 118:85 ); означает также и размышление и беспокойство, в каковом значении стоит и здесь: я говорит, размышлял в самом себе и беспокоился, как бы мне освободиться от скорбей, и поелику я не находил свободы от них, то унывала и упадала в духе душа моя. В таковом значении размышления и беспокойства принимается δολεσχα и в следующем месте: о заповедях Твоих я буду размышлять, и в следующем: раб Твой размышлял об оправданиях Твоих, и во многих других изречениях 118-го псалма. Называется также δολεσχα и молитва , как в словах Анны: от множества углубления моего, (то есть в прилежной молитве моей) я истаевала доселе ( 1Цар. 1:16 ). Пс.76:5 .  Предваристе стражбы очи мои Те, которые держат стражу при войсках, разделяют ночь на четыре стражи, или смены, уступая каждой смене на три часа и попеременно сторожат один после другого. Итак Давид здесь говорит: глаза мои предупреждали все ночные сии стражи, то есть, бодрствуя, по словам Феодорита, целую ночь, они предупреждали времена сих стражей. Потому что, по причине беспокойства и размышления ума моего сон убегал от очей моих. Или глазами называет наблюдавших за ним врагов, как бы так: наблюдавшие за мною враги приходили до начала ночных стражей для бодрого наблюдения за мною (1). (1) Слова Оригена : Подобное нечто представляй и об очах праведника, соблюдающего увещание писания: всяким хранением блюди свое сердце. Ибо как много стражей у городов, из которых враг делает нападение, которых человек должен блюсти себя и глазами и умом, то вперед заняв все стражи, (праведник) смотрит, не нападут ли враги каким-нибудь способом, найдя место стража неохраняемым. Слова Евсевия: Находясь постоянно в такой неусыпности и бодрствуя все ночи, я заботился о подчиненных мне народах. Почему и стихотворец сказал: Не должно всю ночь спать старейшине народа, которому вверено столько народов и столько попечений.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

Слышишь ли ты, сквернослов, как грозно святой апостол запрещает тебе произносить слова твои? Видишь ли ты, какое зло причиняешь своими блудными и бесстыдными словами? Верно сказано святым Златоустом нашей Церкви – где сквернословие, там дьявол: «Где сквернословие, там присутствует диавол, внося свое» (Беседа 12 на послание к Колоссянам). В другом месте, разъясняя слова «да исправится молитва моя яко кадило пред Тобою», он говорит: «Как в кадильнице не должно быть ничего нечистого, а только огонь и фимиам, так и уста не должны произносить ни одного скверного слова, но слова, исполненные святости и хвалы; так же и руки должны быть кадильницей. Пусть же будут уста твои кадильницей, и смотри, чтобы не наполнять их навозом. Так поступают те, которые произносят срамные и нечистые слова» (Беседа на псалом 140). Ибо, продолжает он, если человек, имея сосуд золотой, не пользуется им для непочетного употребления, то как же ты, христианин. имея уста, которые ценнее золота, можешь марать их сквернословием? «Ибо если кто, имея золотой сосуд, не позволяет использовать его для чего-либо нечистого по многоценное вещества, то сколь более мы, имеющие уста ценнее золота и жемчуга, не должны пятнать их скверными речами, ругательствами и оскорблениями» (Там же). Все сказанное о сквернословах повторим и о тех, кто, сидя в большом собрании людей, рассказывает с превеликим самодовольством языческие анекдоты, арабские сказки Халимы, бабушкины выдумки, измышления безбожного Лукиана, пустые родословия евреев, любовные бредни, как «Эротокритос» 83 , «Эрофила» 84 , «Воскопула» 85 и тому подобное. Эти люди пересказом мифов и бессмысленных анекдотов показывают, что у них нарушены три упомянутых начала (помысел, слово и дело), которые, как говорит святой Григорий Нисский , определяют жизнь христианина. Все эти мифы содержат не что иное, как явную, грубую ложь, пустую болтовню и глупость, сквернословие, [пошлые] остроты и прочие измышления и фантазии, в высшей степени душевредные и губительные. Когда человек начинает с наслаждением пересказывать эти басни, даже если сам в них не верит, то по меньшей мере проявляет развращенность и поврежденность своего ума 86 , так же, как и мыслей. Оттого так и упивается и внимает всему лживому и несусветному. Христос освободил нас от мифов

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

Благоволил еси, Господи, землю Твою, возвратил еси плен Иаковль: оставил еси беззакония людей Твоих, покрыл еси вся грехи их. Укротил еси весь гнев Твой, возвратился еси от гнева ярости Твоея. Возврати нас, Боже спасений наших, и отврати ярость Твою от нас. Еда во веки прогневаешися на ны? Или простреши гнев Твой от рода в род? Боже, Ты обращься оживиши ны, и людие Твои возвеселятся о Тебе. Яви нам, Господи, милость Твою, и спасение Твое даждь нам. Услышу, что речет о мне Господь Бог: яко речет мир на люди Своя, и на преподобныя Своя, и на обращающыя сердца к Нему. Обаче близ боящихся Его спасение Его, вселити славу в землю нашу. Милость и истина сретостеся, правда и мир облобызастася. Истина от земли возсия, и правда с Небесе приниче, ибо Господь даст благость, и земля наша даст плод свой. Правда пред Ним предъидет, и положит в путь стопы своя. Псалом 85: Приклони, Господи, ухо Твое, и услыши мя, яко нищ и убог есмь аз. Сохрани душу мою, яко преподобен есмь: спаси раба Твоего, Боже мой, уповающаго на Тя. Помилуй мя, Господи, яко к Тебе воззову весь день. Возвесели душу раба Твоего, яко к Тебе взях душу мою. Яко Ты, Господи, Благ и Кроток, и Многомилостив всем призывающым Тя. Внуши, Господи, молитву мою, и вонми гласу моления моего. В день скорби моея воззвах к Тебе, яко услышал мя еси. Несть подобен Тебе в бозех, Господи, и несть по делом Твоим. Вси языцы, елики сотворил еси, приидут и поклонятся пред Тобою, Господи, и прославят имя Твое, яко Велий еси Ты, и творяй чудеса, Ты еси Бог един. Настави мя, Господи, на путь Твой, и пойду во истине Твоей; да возвеселится сердце мое боятися имене Твоего. Исповемся Тебе, Господи Боже мой, всем сердцем моим, и прославлю имя Твое в век: яко милость Твоя велия на мне, и избавил еси душу мою от ада преисподнейшаго. Боже, законопреступницы восташа на мя, и сонм державных взыскаша душу мою, и не предложиша Тебе пред собою. И Ты, Господи Боже мой, Щедрый и Милостивый, Долготерпеливый, и Многомилостивый и истинный, призри на мя и помилуй мя, даждь державу Твою отроку Твоему, и спаси сына рабы Твоея. Сотвори со мною знамение во благо, и да видят ненавидящии мя, и постыдятся, яко Ты, Господи, помогл ми и утешил мя еси.

http://foma.ru/posledovanie-prezhdeosvya...

Вот так всё происходит и произойдёт окончательно в 2021 году, веками длившееся противостояние между Святыми Божьими и Блудницей Демократией на земле(Статуя Блудницы возвышается в США). Между Разрушающим Капитализмом Вавилона США и Созидающим Православием Святой России. И закончится всё в 2021 году, полным поражением Вавилонского Змея Горыныча и Блудницы Демократии, которые развращали и убивали своим ядом сребролюбия и ненависти, на протяжении многих столетий, все народы земли. Вообщем, кто хочет узнать больше, что было, что есть, и что будет, читайте всё Откровение Иоанна Богослова, а конкретно для наших дней главы 20 и 21, соответстствующие 2020 и 2021 годам. Всем вам, кто читает эти строки и всем народам земли, желаю Мира, Счастья, Радости и Любви от Христа Бога Любви, Создателя и Спасителя всех людей и народов земли. Псалом 35.7 человеки и скоты спасеши Господи. Псалом 67.21 Бог наш, Бог еже спасати и Господня Господня исходища смертная. Псалом 85.9 Вси языцы, елики сотворил еси, приидут и поклонятся пред Тобою, Господи, и прославят Имя Твое. Откровение 5.13 И всякое создание, находящееся на небе и на земле, и под землею, и на море, и все, что в них, слышал я, говорило: Сидящему на Престоле и Агнцу Благословение и Честь, и Слава и Держава во веки веков. Флп 2, 10. Откр 7, 10. И на Церковнославянском: И всяко coздahie, еже есть на небеси и на земли, и подъ землею и на мори яже суть, и сущая въ нихъ, вся слышахъ глаголющыя: Сдящему на Престол и Агнцу Блarocлobehie и Честь, и Слава и Держава во вки вковъ. Откровение 15.4 Кто не убоится Тебя, Господи, и не прославит Имени Твоего? ибо Ты Един Свят. Все народы придут и поклонятся пред Тобою, ибо открылись суды Твои. Иер 10, 7. И на Церковнославянском: Кто не убо­ит­ся Тебе, Господи, и прославитъ Имя Твое? яко Единъ Преподобенъ еси, яко вси языцы npiuдymъ и поклонят­ся предъ Тобою: яко onpabдahiя Твоя явишася. Аминь. Слава Тебе Единому Христе Боже Любви наш, Всемогущему Спасителю всех людей и народов, Всемогущей нашей Любви за всё.

http://isihazm.ru/?id=731

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010