Соборно-кафедральное богослужение Константинополя в IX веке регулировалось Типиконом Великой Церкви 59 , или так называемым Песненным последованием (ασματικη ακολονθια) 60 . Богослужение Пятидесятницы по Уставу храма св. Софии являлось одним из самых торжественных и во многих чертах совпадало с богослужением Пасхи и Рождества Христова. На вечерне накануне праздника пелись псалмы 85 и 140 ( Господи, воззвах ), и после 3 антифона произносилась молитва с просительной ектенией ( ατσεις ; Δησις ; Πληρωτικ ), после которой пелся прокимен, и читались 3 нынешних паримии. Далее псалты на амвоне трижды пели со стихами 18 псалом нынешний тропарь праздника 8 гласа 61 , после чего диакон произносил: Премудрость , и полагалось чтение Апостола, продолжавшееся до «паннихис» (παννυχς), совершавшейся без особенностей по обычному чину 62 . На праздничной утрене полагалось пение Благословен , и на 50 псалме исполнялся тропарь праздника, после чего назначалось чтение Слова на 50-ницу святителя Григория Богослова. Затем патриарх исходил в баптистерий и совершал торжественное крещение оглашенных 63 . Когда он мазал их святым миром, стоявший неподалеку псалт пел на 7 глас 31 псалом , при исполнении которого новокрещенных провожали в церковь, а при приближении к амвону чтец снимал фелонь 64 и восходил на амвон, где допевал псалом, и после сходил с амвона. Тотчас после этого начиналось чтение из Деяний о крещении апостолом Филиппом ефиопского вельможи ( Деян.8:26-39 ). Чтение совершалось до нынешних праздничных литургийных антифонов, только к первому (псалом 18) припевалось Молитвами Богородицы.. . и Молитвами святых …, а ко второму ( псалом 19 ) – Спаси ны, Сыне Божий. .. с тропарем Единородный Сыне на «Славу». Припевом к третьему антифону ( псалом 20 ) служил праздничный тропарь. Вместо Трисвятого – Елицы во Христа. ..; прокимен, Апостол, аллилуиарий, Евангелие и причастен 65 нынешние. Типикон Великой Церкви не излагает чина вечерни вечером в день праздника и не имеет поминовения усопших в субботу перед Пятидесятницей, а также периода попразднства 66 . 2. Монастырское богослужение

http://azbyka.ru/obzor-istorii-prazdnika...

13. Ярослав Владимировичь, князь Киевский († 1054г.). Его а) Устав о церковном суде (изд. в 1-й и 2-й ч. Достоп.) подвергался одинаковой участи с Уставом Владимира. Любопытно изложение его в Переяславском летописце, стр. 42–44. б) Его Русская Правда (изд. в 1-й Достоп. 1815. Ср. 2-ю ч. Достоп. 1843. М. Tobien. Russka Prawda, Petersb. 1844) дошла до нас в кратком и полном виде; содержание ее – уголовные законы и несколько гражданских. Преподобный Нестор пишет: «Ярослав весьма любил книги, прилежно читал днем и ночью, собрал много писцов и велел переводить с греческого на славянский язык; так написал много книг, которыми просвещались верные люди и наслаждались учением божественным... Он засеял словами книжными сердца верующих... Любя книги, списав множество их, он положил их в св. Софии». Какие же сочинения переведены или переписаны были при Ярославе? Ныне известны: Остромирово Евангелие 1057 года (изданное Востоковым в 1843); Псалтырь с толкованием Афанасия, подаренная митрополитом Евгением частью Погодину, частью Кеппену, по письму – XI века и с некоторыми следами Русского наречия (Извест. Акад. Наук I, 85 , 95 , 101 ; Псалом 103 напеч. у Палаузова: Век Симеона, стр. 142–149); Жития Святых (с 4 по 31 марта) и Слова (20 слов Златоустого, 1 Фотия и 1 св. Епифания) по Супрасльской ркп. XI века (изд. Миклошичем: Monumenta linguae palaeoslovenicae, Vindob. 1851 г., сл. Извест. Акад. I, 24, 25, 97, 102); Каноны Святых XI века в Новгор. библ. (Изв. Акад. I, 89, 97); 13 Слов Григория Назианз. XI века (Библиогр. листы, стр. 85–91. М. 1825); Сборники, переписанные для князя Святослава – один в 1073 г. (Каландовича Экзарх, стр. 102–104, 2 В Востокова Опис. муз. стр. 499–506); снимок со страницы его у Погодина (в Образц. древней письменности М. 1840 г.), у Буслаева, с грамматикою и словарем (Материалы для истории письменности. М. 1855 г.); другой писан в 1076 году; оба с переменами болгарского наречия на русское. В Сборнике 1073 года по ркп. Синод. библ.: «великий в князьях князь Святослав»; а по списку Кирилло-Белозерского монастыря: «великий в царех Симеон желанием зело возжелав». (Шевырева Поездка II, 30–32. М. 1850 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Песненная вечерня . Даваемый св. Симеоном чин вечерни и утрени уже заключает в себе ряд наслоений из других уставов (монастырских и должно быть, приходских церквей). Мы изложим его, восполняя и поясняя св. Симеона данными двух вышеназванных памятников («Чина» по Афонский рукописи и песненной вечерни по Иерус. рукописи). Пред началом вечерни храм наполнялся благовонием (не каждением, а должно быть, как ныне у нас пред пасхальной утреней). «Иерей, став пред св. трапезой», возглашал: «Благословенно Царство»...; не «Благословен Бог наш»..., замечает св. Симеон, «ибо это не обычно в чине песненном, так как таковое (последний возглас) имеет отношение только к Ветхозаветному Писанию...таким образом одно только последование литургии осталось (в отношении начального возгласа) верным древнему чину». Но в чине Афонской рукописи XV в. возглас – Благословен Бог нас или Благословено царство. После прошений великой ектении, которая в «Последовании песненной вечерни» Иерусалимской рукописи имеет вполне нынешний состав, начинается пение 3 антифонов; именно после «Заступи и спаси» пред «Пресвятую пречистую» на великой ектении по Симеону Солунскому певцы ( ο ψλται) поют «Услыши мя. Слава тебе, Боже», а по Иерус. ркп. доместик возглашает «И услыши мя»; это вторая половина 1 стиха 85 (с. 378) пс., который составляет 1-й антифон вечерни; она провозглашалась ранее пения всего псалма или как тема его, или как образец для пения по ней всего псалма 1587 ; характерно введение этого припева внутрь ектении до окончания ее, должно быть, в знак тесной связи псаломской хвалы с христианской молитвою; у Симеона Сол. к этому припеву прибавлено несколько других: Приклони господи ухо твое и услыши мя, Слава в вышних Богу, Исполнь небо и земля славы твоея, Благословена слава Господня (все ангельские песни). После возгласа великой ектении поется весь псалом 85-й «Приклони Господи ухо Твое» по стихам на оба лика с припевом к каждому стиху «Слава Тебе Боже». По иерус. ркп. поет 1 стих псалма и последний раз припев к нему после Слава и ныне – доместик.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

Давид, автор многочисленных псалмов, хотя и употреблял эти жесткие выражения, однако сам показывал много раз великодушие и любовь к своим врагам. Хотя в его жизни были и жестокие моменты, за что Господь прямо сказал, что он хотя и велик перед Богом, но слишком много на нем невинно пролитой крови и он не построит Ему Храм. Было много случаев, когда он мог не проливать эту кровь. Не надо забывать, что это жестокий мир Ветхого Завета. Все люди, которые писали псалмы, безусловно принадлежат к миру ветхозаветного человечества. Поэтому все, что присуще человеку ветхому, к нам не имеет отношения. В Евангелии от Матфея Господь сказал: «Не знаете, какого вы духа», когда ученики просили извести огонь, как извел его Илия. Особый признак — это восхваление блаженства в Псалтири; они в изобилии присутствуют в этой книге. Действительно, один из самых прекрасных псалмов, которые все любят: «Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых» (Пс.1, 1). Псалмы можно сгруппировать по разной тематике. Мессианские псалмы — 15,21,23,39,67, 68,117. Покаянные псалмы — 6,31,50,101,142 и ряд других. Псалмы хвалебные, или псалмы Аллилуйя — 105,110,111,112,116 и много других. Учительные псалмы — 1,5,7,14, 49, 93,100. Псалмы странствия, или восхождения — 119, 133. Они так называются, т.к. эти псалмы читали священники, входя в Иерусалимский храм, поднимаясь со ступени на ступень. Ступени были очень и очень значительными, большими и их было не просто перешагнуть. При вхождении во храм Божией Матери не случайно упоминается, как трехлетняя девочка сама вошла в храм — это было чудом. Ребенок без посторонней помощи войти туда не мог. Есть еще псалмы, так называемые псалмы чистой молитвы. Их и можно читать, как молитву. Это 16, 85,89,101,141 псалмы. Царские псалмы — с 91 по 99 псалом. Есть псалмы общей молитвы, в которых написано молиться вместе, сообща, всем собранием — это 3,15,40,53,55,60 и ряд других. Есть особые псалмы, которые читались при восходе солнца — утренние псалмы — 3,15,56, 62, и после заката — вечерние — 4,8,142. Есть псалмы «негодующие», где выражены ропот, негодование и другие подобные чувства — это псалмы 2,15,39,96,109 и др. И псалмы исторические, которые повествуют об истории израильского народа, тех или иных событиях — это псалмы 77,104,105.

http://sedmitza.ru/lib/text/432150/

Давид, автор многочисленных псалмов, хотя и употреблял эти жесткие выражения, однако сам показывал много раз великодушие и любовь к своим врагам. Хотя в его жизни были и жестокие моменты, за что Господь прямо сказал, что он хотя и велик перед Богом, но слишком много на нем невинно пролитой крови и он не построит Ему Храм. Было много случаев, когда он мог не проливать эту кровь. Не надо забывать, что это жестокий мир Ветхого Завета. Все люди, которые писали псалмы, безусловно принадлежат к миру ветхозаветного человечества. Поэтому все, что присуще человеку ветхому, к нам не имеет отношения. В Евангелии от Матфея Господь сказал: «Не знаете, какого вы духа», когда ученики просили извести огонь, как извел его Илия. Особый признак – это восхваление блаженства в Псалтири; они в изобилии присутствуют в этой книге. Действительно, один из самых прекрасных псалмов, которые все любят: «Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых» ( Пс. 1:1 ). Псалмы можно сгруппировать по разной тематике. Мессианские псалмы – 15,21,23,39,67, 68,117. Покаянные псалмы – 6,31,50,101,142 и ряд других. Псалмы хвалебные, или псалмы Аллилуйя – 105,110,111,112,116 и много других. Учительные псалмы – 1,5,7,14, 49, 93,100. Псалмы странствия, или восхождения – 119, 133. Они так называются, т.к. эти псалмы читали священники, входя в Иерусалимский храм, поднимаясь со ступени на ступень. Ступени были очень и очень значительными, большими и их было не просто перешагнуть. При вхождении во храм Божией Матери не случайно упоминается, как трехлетняя девочка сама вошла в храм – это было чудом. Ребенок без посторонней помощи войти туда не мог. Есть еще псалмы, так называемые псалмы чистой молитвы. Их и можно читать, как молитву. Это 16, 85,89,101,141 псалмы. Царские псалмы – с 91 по 99 псалом. Есть псалмы общей молитвы, в которых написано молиться вместе, сообща, всем собранием – это 3,15,40,53,55,60 и ряд других. Есть особые псалмы, которые читались при восходе солнца – утренние псалмы – 3,15,56, 62, и после заката – вечерние – 4,8,142. Есть псалмы «негодующие», где выражены ропот, негодование и другие подобные чувства – это псалмы 2,15,39,96,109 и др. И псалмы исторические, которые повествуют об истории израильского народа, тех или иных событиях – это псалмы 77,104,105.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

Для таковых бедняков выход из их бедственного положения – не несколько запотевших в руке медных монет, не кусок лепешки или кувшин вина… Бог – их надежда и их радость. Бог, Который, как надеялись эти люди, придет и изменит мир, Который уничтожит нечестивцев и злодеев. … «Приклони, Господи, ухо Твое и услышь меня, ибо я беден и нищ. Сохрани душу мою, ибо я благоговею пред Тобою; спаси, Боже мой, раба Твоего, уповающего на Тебя ( Пс.85:1-2 ). Нам важно, что здесь как раз нищета ставится в прямую связь с нравственностью, богобоязненностью человека. Когда в третьем столетии до Рождества Христова переводчики переводят с древнееврейского на греческий Библию, они еврейское «анавим» (бедняки) переводят и как «неимущие», «нуждающиеся», и как кроткие, смиренные сердцем, чающие спасения. И в нашем сегодняшнем переводе Библии часто слово «нищие» переводится как «смиренные, кроткие». Например, псалом 9, ст. 38: «Господи! Ты слышишь желания смиренных; укрепи сердце их; открой ухо Твое». В еврейском оригинале здесь стоит нищие, но перевели это слово как смиренные. Те, кто истинно молится, духовно совершенствуется, получил в Библии конкретное наименование бедняков Господних, нищих. Они «убогие, смиренные» Бога Яхве ( Пс.73:19; 149, 4 ), они предмет Его благосклонной любви… Когда Спаситель восходит на некую гору и проповедует о Блаженствах: «Блаженные нищии духом, яко тех есть Царство небесное», – Он говорит об этих нищих, об анавим, бедняках Господних. Какие они, эти «анавим», «бедняки Господни» или, как перевели в нашем переводе: «нищие духом»?.. Они как дети. Дети не мыслят жизни без родителей… Нищие духом – те, кто всю свою жизнь ставит в тесную зависимость от Бога. Это те, кто без Бога не может жить и дышать. Собственно, если мы вчитаемся в новозаветный текст, мы увидим, что Нагорная проповедь говорит нам, какими должны быть эти «нищие духом»: Это скорбящие, открывающие Богу свою израненную душу ( Мф.5:4 ), обращающие к Богу жажду добра (алчущие и жаждущие правды) ( Мф.5:6 ), это доверяющие Богу в испытаниях и преследованиях ( Мф.5:10 ), это кроткие ( Мф.5:5 ), милосердные ( Мф.5:7 ), простые и искренние ( Мф.5:8 ), это приносящие мир (миротворцы – Мф.5:9 ). Таким образом, «нищие духом» – это те, кто старается походить на Христа, кто такие же, как Он. Им, этим искренним людям, принадлежит «Царство Небесное», с ними Бог»…

http://azbyka.ru/zapovedi-blazhenstv-kov...

И вот в кратких словах сущность их единогласного ответа! Упоминаемая Пророком трапеза есть таинственная трапеза Тела Христова, от неё же врази-демоны, яко воск от огня, тают. Елей – Миропомазание Крещения, им же умащается человек на душе и теле своём, во изображение печати, святыни Божией в наследие Царствия Небесного. Чаша же упоявающая есть чаша Крове Христовы, и она подлинно державна, сильна бо на истребление грехов и в наследие живота вечного (Крат. толк. псалмов при псалтири, напеч. в Киеве 1819 года). При таком разумении псалма, всё в нём становится ясно и понятно. Пастыреначальник Христос, пришедый на землю собрати расточенная чада Израиля и древнего и нового во едино стадо, изводит овец Своих на пажить злачную слова Божия и на воду покойную Св. Крещения; питает их брашном негиблющим Пречистого Тела Своего, напаяет чашею владычнею Пречестной Крови Своей, и намащает елеем мира и радости в знамение почести вышнего звания, к которому призваны, во еже быти нам цари и иереи Богу нашему ( Апок.5:10 ), во извещение веры чрез запечатление Духом обетования святым ( 2Кор.1:21–22 ), и в обручение наследия нашего, во избавление снабдения, в похвалу славы Его ( Еф.1:14–15 ). Все же эти разнообразные благотворительные действия Христа Пастыря выражают одно – Его неизреченную благость или милость, неусыпно о нас пекущуюся и благоустрояющую наше спасение. Почему пророк, оставив здесь переносный образ выражения, говорит далее прямо: и милость Твоя поженет мя вся дни живота моего, и еже вселитимися в дом Господень в долготу дний; т. е., хотя я весьма недостоин такого Твоего попечения о мне, и своими грехами непрестанно удаляю Тебя от себя и сам убегаю от Тебя, но тем не менее милость Твоя не оставляет меня, и на всех путях, так сказать, преследует и догоняет меня, и это не по временам только делает она, но ежедневно и ежечасно – от колыбели до гроба, во все дни живота моего. Чего же ищет, чего хочет она, таким образом преследуя меня? Ищет и хочет, отвечает Пророк, еже вселитимися в дом Господень в долготу дний, в дом благодатный на земле и в дом славы и блаженства на небе на целую вечность. После сего как не воскликнуть с Пророком, коль благ Бог Израилев, благ Господь всяческим, и щедроты Его на всех делех Его. Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив ( Пс.144:8–9 ). Той упасет нас во веки ( Пс.47:15 ), яко велия милость Его на нас ( Пс.85:13 ), и пребывает во век ( Пс.117:1 ). Читать далее Источник: Толкование на первые двадцать шесть псалмов : Из бесед высокопреосвящ. Арсения, митр. Киевского и Галицкого, говоренных в г. Варшаве. - Киев : Тип. Киевопечерской Успенской Лавры, 1873. - 633, с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Moskvi...

Молитва Иисусова, согласно И. С., является оружием против помыслов и демонских прилогов, а также средством, к-рым достигается созерцание и просвещение (I 7, 29, 30, 52). Молитва постепенно наполняет человека светом: сначала «появляется словно некий светильник», «потом как бы луна» и, наконец, Христос, Солнце Правды, Которое восходит в сердце и освещает его (II 64, 69). Подвижник призван «дышать Иисусом Христом» (I 5; II 80, 85, 87), соединять имя Иисусово со своим дыханием (I 99; II 80, 87), дабы множественность помыслов была преодолена единой мыслью о Господе. И. С. подчеркивает, что высшая ступень духовной жизни, просвещение, является преимущественно результатом трезвения и внимания, а не следствием к.-л. др. аскетических практик или добродетелей (II 65). Истинный монах все свои силы направляет на то, чтобы жить в духовном трезвении (II 57); однако, сокрушается автор, такое монашеское делание «крайне редко ныне у монахов» (I 1); «внешнего человека легко сделать монахом, если захочешь, но не мал труд - сделать монахом человека внутреннего» (I 1). Несмотря на всю тяжесть труда, И. С. замечает, что правильно проходящим подвиг трезвения дается Богом и некое утешение - «отрадная тишина» (I 89). Жанр, язык, источники, влияние на последующую традицию Жанр пространной редакции восходит к распространенному в аскетической лит-ре жанру глав-сотниц, который использовался Евагрием, Диадохом Фотикийским, прп. Максимом Исповедником, аввой Фалассием и др. Краткая редакция составлена по примеру ветхозаветных (напр., книга Плач Иеремии ) или др. образцов алфавитного акростиха (см., напр.: Leclercq H. Acrostiche//DACL. Vol. 1. Col. 356-372). Расположение сентенций по алфавиту было призвано облегчить их запоминание (ср. свидетельство блж. Августина : «Желая, чтобы дело донатистов дошло до сведения самого низкого народа и наиболее неопытных и необразованных, и проникло в их память, я, насколько смог, составил им для пения псалом по порядку латинских букв» - Aug. Retractat. XXI). Для языка И.

http://pravenc.ru/text/674960.html

Один из наиболее ярких примеров из Писания – видение лестницы Иакову 78 , на которое неоднократно ссылался Иоанн Лествичник 79 . Известнейшие представители аллегорического толкования Священного Писания Филон Александрийский и Ориген в своих описаниях духовной жизни также использовали образ лестницы. Ориген в «Толкованиях на Притчи» писал о 12 «деятельных добродетелях» как о «ступенях лестницы» (ς κλμακος βαθμδας) 80 , а в 27-й гомилии на книгу Числа выявил в «Исходе» 42 этапа, символически указывающие не только на поколения до воплощения Христа, но и на ступени духовного совершенствования, благодаря которым люди освобождаются от диавола и плотских похотей 81 . У святого Василия Великого в толковании на 1-й псалом лестница символизирует постепенный и последовательный путь к совершенству, которого нельзя достичь минуя начальные ступени: «И я сказал бы, что упражнение в добродетели уподобляется лествице, той именно лествице, которую видел некогда блаженный Иаков, одна часть которой была близка к земле и касалась её, а другая простиралась даже выше самого Неба. Посему вступающие в добродетельную жизнь должны сперва утвердить стопы на первых ступенях и с них непрестанно восходить выше и выше, пока, наконец, через постепенное преспеяние не взойдут на возможную для человеческого естества высоту. Посему как первоначальное восхождение по лествице есть удаление от земли, так и в жизни по Богу удаление от зла есть начало преспеяния» 82 . Преподобный Иоанн Дамаскин дословно повторяет в «Священных параллелях» духовное толкование лествицы Иакова как удаления от зла 83 . Поучения аввы Пинуфия написаны в форме лестницы добродетелей из 17 ступеней. У святого Григория Нисского 84 и в «Вопросоответах» преподобного Варсонофия и Иоанна 85 блаженства толкуются как ступени духовной жизни. Образ лестницы в применении к процессу нравственного совершенства встречается также у святого Иоанна Златоуста , епископа Феодорита Кирского , в Макариевском корпусе и у сирийских отцов 86 . V.Cmpykmypa.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

После 85 пс., по Симеону, иерей говорит малую ектению и певец ( ψλτυς) после «Заступи спаси» поет «Вселенную ( τν οκουμνυν), аллилуиа». Симеон Солунский ставит «вселенную» в грамматическую связь с «Заступи, спаси»; но аналогия с первым антифоном заставляет видеть в этом слове отрывок псалма, составлявшего 2-й антифон 1588 . Иерусалимская рукопись не говорит об этом остатке 2-го антифона и указывает после 1-го антифона не всю малую ектению, а с «Пресвятую Пречистую». После малой ектении по Симеону «певец поет сообразно дню прокимен, который называется и последним ( τελευται ον) антифоном ради других антифонов, читавшихся прежде, ныне же оставленных; в субботу на вечерни (в качестве такого прокимна) говорится «Да воскреснет Бог» ( νασττω Θεòς)». В Иерусалимской рукописи в замен этого «прокимна» указывается «Святым, иже суть на земли его, удиви Господь (т.е. Пс. 15:3 ), аллилуиа, Слава и ныне», может быть это «прокимен» не воскресный (хотя и взят из псалма, содержащего пророчество о воскресении Христовом, а псалом мог петься весь с этим припевом), а для обычной вечерни и приспособлен к памятям разных святых. Все эти антифоны составляют вступительную часть вечерни, за которою следует главная ее часть: пс. 140 «Господь воззвах» с припевом ( πψαλμον) в одно воскресенье: «живоносное твое востание, Господи, славим», в другое «Спасительное твое востание, Господи, славим»; в Иерусалимской рукописи указан припев «Вечернюю жертву приносим ти, Господь, юже (с. 379) приими святыми твоими и спаси ны», припев, очевидно, приспособленный (как и предыдущий прокимен) не к воскресенью, а к памяти святых. На стихе 140 псалма «Яко к тебе Господи» происходил вход «со светильниками и кадилами» (по св. Симеону), почему этот стих по Симеону произносил псалт (по Иерус. рукоп. доместик), обратясь на запад. кланяясь иерею и «как бы призывая его, как носящего образ Господа»; по входе, сопровождавшемя молитвою, как и ныне: «Вечер и заутра и полудне» и возгласом «Премудрость прости», по св. Симеону на амвоне поются «гимны воскресения» и по Иерус.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010