1-я часть великой вечерни в историческом развитии И всем строем своим, и торжественностью исполнения начало великой вечерни очень напоминает песненную вечерню, особенно в древнейшем ее виде, следов которого, впрочем, очень мало осталось в ее памятниках XIV-XVI в. Судя по этим памятникам, вечерня начиналась тремя антифонами (см. Вступ. гл., с. 377), состоявшими каждый из одного псалма, певшегося сплошь антифонно с припевом «аллилуиа» или «Слава Тебе Боже»; этими псалмами, должно быть, были 85-й, ныне третий псалом 9-часа, затем пс. 92-й «Господь воцарися», ныне давший прокимен для вечерни, и наконец – 67-й «Да воскреснет Бог» (см. Вступит. гл., с. 341), ныне приуроченный только к пасхальной вечерне и утрене. Каждый антифон имел священническую молитву и малую ектению; длинная же ектения, великая или сугубая, была, должно быть, впервые после входа (см. Вступит. гл., с. 377). Вот, вероятно, то наследие, которое получили в качестве начала вечерни Святогробский и Студийский уставы (см. Вступит. гл., с. 357) и которое они должны были переработать в целях приспособления к монашескому богослужению с его обязательным выпеванием в тот или иной период всей Псалтири (см. Вступит. гл., с. 189–190:295). Результатом такого приспособления была постановка вместо постоянных псалмов для начальных антифонов воскресной вечерни первого отдела Псалтири с сохранением и прежнего строя для начала вечерни, и способа пения псалмов. Вместо же удаленных с начала вечерни постоянных «воскресных» псалмов введен постоянный «вечерний» псалом 103-й. Господи воззвах После кафизмы ветхозаветные песни вечерни сменяются собственно христианскими: псалмы – стихирами, и вместе с тем постоянные напевы вечерни – для предначинательного псалма и Блажен муж – сменяются напевами чередными, гласом Октоиха или Минеи (в собственном смысле это бывает тогда, когда из 1 кафизмы поется лишь ее 1 антифон; если поется вся кафизма, то уже на 2 и 3 антифоне ее начинается глас Октоиха). Ввиду этого по окончании кафизмы с ее ектениями канонарх, на обязанности которого лежит начинать важнейшие песни, объявляет громко этот глас, именно глас первых стихир на Господи воззвах, следовательно, в воскресенье чередной наступающий глас Октоиха, а в праздники глас первых минейных стихир, объявляет в форме: «Глас такой-то».

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

Е.А. Авдеенко Кафизма XVII Псалом 118 (119) отличается от прочих количеством стихов и тем, что «всякий из 176 стихов говорит что-нибудь о законе Божьем, называя его разными именами» (ПсСвОт). Псалом составлен по 22 буквам еврейского алфавита, каждая из которых содержит 8 стихов. Пс.118:78             Да постыдятся (зло-)намеренные, ибо ложью оклеветали меня,                         я размышлял о повелениях Твоих. «Злонамеренные» зед – также: наглые; те, кто грешат не по неведению и не по ошибке ( Пс.19 /18:14). «Оклеветали» – по значению корня: искривили, извратили, накрутили, наковеркали. На праведника восстают те, кто сознательно и искусно пользуются ложью. «Размышлял» – действиям клеветников противопоставлено действие «размышления», «сетования», «беседы» (значения глагола сиах) со своим сердцем ( Пс.77 /76:4,7,13). Спорить с теми, кто лжет на праведника, – абсолютно бессмысленно 551 . О действиях «злонамеренных» говорит следующий стих: Пс.118:85             Выкопали мне (зло-)намеренные ямы,                         что не по Учению Твоему. Судилище над Иисусом происходило вопреки Закону (Учению-Торе), и не по неведению или ошибке, –        Христа засудили противозаконно и злонамеренно. Пс.118:86             Все заповеди Твои – истина;                         ложью – преследовали меня; помоги мне. Противопоставлены Божья «истина» (эмуна) и " ложь» (шекер) человеков 552 . Пс.118:95             Дожидали меня нечестивые, чтобы погубить меня,                         [но] я свидетельствами 553 Твоими проникался 554 . Сила «ждать» (кава) есть праведность как один из трех видов надежды (см. комм. к Пс.25 /24:20). Но и враг с такой же неотступностью «ждет» момента, чтобы праведника убить. Сила «ждать» Божьей правды будет крепче, если знать, как «ждет» нечестивый враг твоей смерти. Пс.118:119             [Как] изгарь Ты упразднил всех нечестивых земли,                         посему я возлюбил все свидетельства Твои. Испытание человека сравнивается в Писании с переплавкой; так происходит отделение чистого от примесей (см. Пс.11 /10:5; Пс.17 /16:3). «Изгарь» (окалина, шлак) – побочный продукт переплавки, от которого нужно тщательно выплавленный металл отчистить ( Притч.25:4 ). Пророк Исаия говорит Израилю:

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/vragi-...

1 Sueton, Nero 16: «afflicti suppliciis Christiani, genus hominum superstitionis novae ac maleficae». Это известие исторических сведений о гонении при Нероне не расширяет. Рамсэй (W. M. Ramsay , The Church in the Roman Empire before a. d. 170, London 1894 (3 ed.), p. 229—232) придает ему важность необычайную. Нерон установил принцип, которым правительство должно было постоянно руководствоваться в делах о христианах, смотреть на них как на секту не только не дозволенную, но и прямо зловредную. Фальшь этого толкования, или по меньшей мере его беспочвенность, выясняется из слов самого Светония, n. 16: [α] Multa sub eo [Nerone] et [aa] animadversa severe et [bb] coercita, [β] nec minus instituta. «Instituta», категория β, начинаются со слов: «adversus falsarios tune primum repertum». Все предшествующее составляет категорию α. На что правительство «обратило серьезное внимание» [аа], Светоний поясняет четырьмя примерами; следующие три «afflicti suppliciis — relegatae» показывают, что некоторых при Нероне действительно «обуздали» [bb]. Но распоряжение: pantomimorum factiones cum ipsis simul relegatae едва ли могло быть чем другим, как только временною полицейскою мерою, единичным случаем coercitio. Рамсэй вынужден и в этом видеть постоянно действующее мероприятие. Но тогда пантомимам в Риме и житья бы не было. 2 Ср. однако суждение Моммсена (Römische Geschichte, Berlin 1886, V, 4): Wer an die sogenannten Quellen dieser Epoche, auch die besseren geht, bemeismerm schwer den Unwillen über das Sagen dessen, was verschwiegen zu werden verdiente und das Verschweigen dessen was nothwendig war zu sagen. 3 Tertull. ad nationes, 1,11 ­­ apologetic. e. 4 Plin. epist. 2, 11, 17. 5 Из annal. 2, 85. 6 Псалом 136, 8. 9. 7 Sueton. Vesp. 5: unus ex nobilibus captivis Iosepus. Arnold, Die neronische Christenverfolgung, Leipzig 1888, 38, полагает, что Tacit, hist, 5, 33 (­ Sueton. Vespas. 4) заимствовано из Ioseph. de bello jud. 6, 5, 4. 8 Существенно важно показал Sueton . Domit. 12: exhaustus operum ас munerum impensis stipendioque — temptavit etc.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4054...

Скачать epub pdf Вторник В понедельник вечера стихословим вместо, Ко Господу: рядовую кафисму Псалтира, сиесть, 10-ю . На Господи воззвах, поставим стихов 6: и поем настоящыя подобны 3, и Минеи 3. Стихиры подобны трипеснца, господина Иосифа, глас 3. Подобен: Крестоявленно: Давый нам пощения время обратитися и живым быти, и никакоже погибнути, Слове Божий, сподоби всех благоугодити Тебе добре, и теплым умилением послужити Тебе Христе, якоже блудница оная целомудренная и честная, иногда миром и излияньми теплых слез, прегрешений приимши оставление. Якоже слепый от сердца зову Ти: Сыне Божий, просвети мои очи сердечныя. Якоже верная хананеа вопию Ти: помилуй мя Щедре, ибо душу беснующуюся имам в сластех: юже пременив от тьмы страстей, прочее жити чисте сотвори, да славлю Твою многую благостыню. Иный, господина Феодора, глас 8. Подобен: Богозванный мученик: Богосветлая благодать воздержания, возсиявши нам днесь солнца светлее, душы нашя просвещает, якоже облаки страсти греховныя отгоняющи. Сего ради вси притецем, благодушно сию лобызающе: радующеся совершаем божественное поприще того, егоже в веселиих учреждающеся возопиим Христу: освяти блаже, сие совершающыя верно. И минеи 3. Слава, и ныне, Богородичен. Прокимен, псалом 85 , глас 4: Настави мя Господи на путь Твой, и пойду во истине Твоей. Стих: Приклони Господи ухо твое. Бытия чтение. [ Быт.13:12–18 ] Аврам же вселися в земли Ханаанстей: Лот же вселися во граде окрестных стран, и вселися в Содоме. Человецы же сущии в Содоме зли, и грешни пред Богом зело. Бог же рече Авраму, повнегда разлучитися Лоту от него: воззри очима твоима, и виждь от места, идеже ты ныне еси, к северу, и ливе 1 , и к востоку, и морю. Яко всю землю, юже ты видиши, тебе дам ю, и семени твоему во веки. И сотворю семя твое яко песок земный: аще кто может исчести песок земный, то и семя твое изочтет. Востав пройди землю в долготу ея, и в широту, яко тебе дам ю, и семени твоему во век. И отселився Аврам, пришед вселися у дуба Мамврийскаго, иже бяше в Хевроне: и созда ту жертвенник Господу.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Скачать epub pdf Слово сие находится в числе тех десяти поучений блаженного Августина , рукописи коих недавно отысканы в библиотеке, принадлежащей монастырю Кассино, и напечатаны в Риме в 1819 году. Мы слышали в святом Евангелии спасительнейшую заповедь прощать брату, который согрешит против нас. Не довольно сделать сие однажды, напротив всякий раз, когда только согрешит против нас ближний, мы должны прощать ему, если он будет просить у нас прощения. И аще седмищи на день согрешит к тебе, и седмищи на день обратится, глаголя: каюся, остави ему ( Лк.17:4 ). Когда ты слышишь, что должно прощать семь раз в день; то разумей, что это значит всегда: ибо седмеричное число обыкновенно приемлется в значении всеобщности. В сем-то значении говорится: седмерицею падет праведный, и востанет ( Притч.24:16 ); т. е. сколь многим ни подвергался бы праведник напастям, никогда не оставляется без помощи, но бывает избавляем от всех своих бедствий. В том же смысле говорится: седмерицею днем хвалих Тя ( Пс.118:164 ). Выражение: седмерицею днем, однознаменательно с другим местом Писания: выну хвала Его во устех моих ( Пс.33:2 ). Ибо не тогда только мы прославляем Господа, когда произносим устами хвалу Ему, а безмолвствуя, будто уже и не хвалим Его; напротив всеми добрыми мыслями, всеми действиями и расположениями нашими мы хвалим Того, от Кого прияли сии дары. Мы знаем, что Апостолы просили, да приложится им вера ( Лк.17:5 ). Ужели ж сами они произвели в себе начатки веры, а от Бога просили только умножения оной? Нет, Они молились, чтобы Тот, Кто начал, Сам и совершил начатое, как говорит Апостол: начный дело блого в вас, совершит е ( Флп.1:6 ). И что иное показывает, возлюбленные, недавно петый нами псалом: настави мя, Господи, на путь Твой, и пойду во истине Твоей ( Пс.85:11 )? Давид не говорит: введи меня на путь Твой, – хотя и сие творит Сам же Господь; но он молит о том, дабы Бог , введя его на путь свой, не оставлял уже никогда. Следственно мало того, чтобы ввесть только на путь; надобно еще и провесть по сему пути, и привесть в отечество. Итак, поскольку всякое благо приемлется нами от Бога; то каждый раз, когда только совершаем доброе дело, с мыслию о Подателе всех благ, – мы хвалим Бога. Если же, провождая добродетельную жизнь, мы непрестанно хвалим Бога: то и благословим Господа на всякое время, и хвала Его выну да будет во устех наших. – Седмерицею днем хвалих Тя, говорит Пророк, разумея под седмеричным числом всякое время.

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

Псалом 85 Этот псалом содержит молитву Давида к Богу об избавлении от переживаемых им опасностей при преследовании врагов. Общность описания своего состояния и отсутствие каких-либо точных исторических указаний на время происхождения псалма дают одинаковое основание считать его написанным или в гонения от Саула, или от Авессалома. Последнее вероятней, так как восставших на него Давид называет «скопищем мятежников» ( Пс. 85:14 ), каковыми были все его враги в восстание Авессалома, так как они шли против своего законного царя. Услышь и защити, Господи, меня уповающего только на Твою милость, так как Ты благ ко всем призывающим Тебя (1–6). В день скорби я обращаюсь к Тебе, как единому истинному Богу, пред которым преклонятся все народы (7–10). Наставь меня, Господи, следовать истине Твоей и я восхвалю Тебя за Твое спасение (11–13). Враги мятежные восстали на меня и я обращаюсь к Тебе многомилостивому: помилуй, спаси меня и устыди врагов (14–17). Пс.85:1 .  Приклони, Господи, ухо Твое и услышь меня, ибо я беден и нищ. «Беден и нищ» – нахожусь в бедственном, материально-обездоленном положении и беззащитном. Пс.85:4 .  Возвесели душу раба Твоего, ибо к Тебе, Господи, возношу душу мою, Дай мне веселье, спаси меня от врагов. Ищу защиты от Тебя, так как только Тебе одному я посвятил свою жизнь ( «к Тебе возношу душу мою») и Тебе ее вверяю. Пс.85:7 .  В день скорби моей взываю к Тебе, потому что Ты услышишь меня. Так как моя надежда на Тебя искренняя и глубокая, то я уверен, что Ты услышишь мою молитву. Пс.85:8 .  Нет между богами, как Ты, Господи, и нет дел, как Твои. Пс.85:9 .  Все народы, Тобою сотворенные, приидут и поклонятся пред Тобою, Господи, и прославят имя Твое, Пс.85:10 .  ибо Ты велик и творишь чудеса, – Ты, Боже, един Ты. Содержат ясное и точное исповедание веры Давида – Ты, Господи, единый и истинный Бог, неизмеримо превосходящий языческих божеств. Эта истина, содержимая сейчас только евреями, со временем сделается достоянием всего мира и всех народов. Пс.85:11 .  Наставь меня, Господи, на путь Твой, и буду ходить в истине Твоей; утверди сердце мое в страхе имени Твоего.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Кафисма 12 Псалом 85 Приклони, Госпоже, ухо Твое и услыши мя; обрати матернее лице Твое и помилуй мя; сияние святыя красоты Твоея веселит душу мою, милости Твоя паче меда и сота, даяние благодати Твоея просвещает разум, источник благостыни Твоея напаяет жаждущих, Ангельский зрак лица Твоего отвлекает от греха; видети, знати Тя и поклонятися Тебе есть корень блаженнаго безсмертия и прославляти силы Твоя есть путь спасения. Псалом 86 Основание духовной жизни есть любити Иисуса Христа всем сердцем и всею душею и рождшей Его по плоти возлюбленней Его Матери, Пречистей Приснодеве Марии поклонятися благоговейно и чтити Ю, яко препрославленную Царицу Небесную, честнейшую Херувим и славнейшую Серафим. Преславная глаголашася о Тебе, о, священнейший храме и раю словесный; истинно уповающии на Тя обрящут вся сокровища небесныя, а не призывающии Тя в жизни сей, жизни вечноблаженныя лишатся. О, премилосердная Владычице, сотвори, да живем благодатию Святаго Духа и сладчайшее имя Твое выну да будет в сердцах наших. Псалом 87 Госпоже Марие, Ты едина скорая Помощница во спасение мое; во дни и в нощи взываю к Тебе: призри на скорбь внутреннюю мою и утеши небесным Твоим посещением унылый дух мой; умножишася бо беззакония в душе моей и несть мира в костех моих от лица грех моих, но молюся Ти, всемощная Владычице, помози мне к сопротивлению злей воле моей и утверди сердце мое на брань с плотскими похотьми. Песнь вместо славы Радуйся, Пренепорочная, Пресвятей Троице предстоящая; радуйся, благословенная в женах, душею и телом Пречистая Марие; молюся Ти, осияй светлостию лица Твоего внутренняя души моея, яко о Тебе возрадуется сердце мое, утешится дух мой, яко да прилежно работаю Тебе и всею душею и всем сердцем возлюблю Тя во веки веков. Псалом 88 Милости Твоя, Госпоже, во веки воспою, мастию щедрот Твоих умягчи ожесточенное мое сердце и елеем милости Твоея уврачуй греховныя раны; молюся Ти, Владычице, явися мне веселым лицем при кончине моей, и небесный зрак Твой возвеселит исход души моея, избави мя от внезапныя смерти, да не порадуется о мне душевный враг мой. Песнь вместо славы

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Вопрос: Объясните, пожалуйста, почему по ходу службы в церкви «Господи, помилуй» многократно доминирует над «впрочем, не как я хочу, но как Ты»? «Не как я хочу, но как Ты» - это доверие своей судьбы Господу. Доверие, без которого немыслимо возлюбить Бога. «Господи помилуй», без смещение акцента в сторону доверия, по моему мнению, исключает возможность любви к Богу. Разве любовь не предполагает в пределах своих самопожертвования? Я не понимаю, как можно возлюбить Того, Чьей воле не доверяешься безоглядно и поэтому постоянно просишь не судить строго. Заранее благодарен за ответ. С уважением, Отвечает священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря:   Наше богослужение и вообще духовная жизнь имеет своим источником Священное Писание. Совершенными  образцами молитв являются псалмы, составленные пророком Давидом и другими богодухновенными мужами. Св. апостол Павел призывает: «исполняйтесь Духом, назидая самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу» (Еф.5:18-19). В псалмах часто звучит мольба о помиловании без того прибавления, о котором Вы пишете: «Помилуй меня и услышь молитву мою» (4:2); «Помилуй меня, Господи, ибо я немощен» (6:3); «Помилуй меня, Господи; воззри на страдание мое от ненавидящих меня» (9:14); «Помилуй меня, Господи, ибо тесно мне» (30:10); «Господи! помилуй меня, исцели душу мою, ибо согрешил я пред Тобою»(40:5); «Помилуй меня, Боже!» (55:2); «Помилуй меня, Боже, помилуй меня, ибо на Тебя уповает душа моя, и в тени крыл Твоих я укроюсь, доколе не пройдут бед» (56:2); «Помилуй меня, Господи, ибо к Тебе взываю каждый день» (85:3) и т.д. 50-й псалом тоже начинается теми же умилительными словами: «Ханнени, Элохим…» («Помилуй мя, Боже…»). Разве не призывает нас к этому Спаситель: «С того времени Иисус начал проповедывать и говорить: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» Мф.4:17)? И святые апостолы учили: «Итак покайтесь и обратитесь, чтобы загладились грехи ваши» (Деян.3:19). Апостолы не только призывали к покаянию, но и возгревали в учениках Христа надежду: «Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды» (1 Ин.1:9). Богу угодны наши молитвы о прощении грехов. Это очевидно из притчи о мытаре и фарисее. Мытарь просил только помиловать его («ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику!», Лк.18:13) и  ушел оправданным.  

http://pravoslavie.ru/6336.html

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " В день памяти святого равноапостольного великого князя Владимира на память приходит Евангельская притча о жемчужине, найдя которую человек идет и с радостью продает все, что имеет, чтобы приобрести ее. А также притча о сеятеле. Есть один только Сеятель, один Проповедник и один Спаситель всех людей — Христос. Но с самого начала Господу нужны соработники — апостолы. А вслед за ними идут те, кого Церковь называет равноапостольными. Непостижимо избрание для спасительного сеяния, которое совершает Сердцеведец Господь. Не случайно в тропаре праздника мы прославляем нашего крестителя, «яко втораго Павла», пораженного накануне крещения, как и он, слепотой. Чтобы никто не сомневался: не существует такой тьмы, которую не мог бы просветить Христос. Павел до своего обращения был, как он сам себя называет, извергом, гонителем Церкви Божией. А жизнь великого князя Владимира в язычестве была и того мрачнее. В притче о сеятеле Господь говорит, что Царство Божие началось. Мессия сеет слово. Однако Царство Божие будет установлено только в конце времен. В течение веков проповедь о нем будет встречаться со многими трудностями. В притче Господь приоткрывает нам историю этого Царства. Его начало очень скромное: несколько проповедей, несколько событий перед совсем небольшим количеством людей в стране побежденной, не имеющей будущего. Но это крошечное сеяние умножится и распространится во всей вселенной. «Все народы, Тобою сотворенные, приидут и поклонятся пред Тобою, Господи», — говорит псалом (Пс. 85, 9). Все народы, и в числе последних — наш русский народ. Эта пригоршня закваски преобразит все человечество. Все пророчества Господа исполнятся. Евангелие будет проповедано во всем мире. Оно преобразит цивилизации, изменит менталитет даже у тех, кто не знал Христа или боролся с Ним. И оно продолжит свое дело, когда мир в большинстве своем снова отречется от Господа. Разумеется, и в Церкви все еще будет далеко от совершенства. Совершенство будет достигнуто только в конце времен. Царство Божие присутствует на земле во всех, кто старается быть верным обетам крещения, но оно нигде не завершено. Царство Божие присутствует всюду, но оно не имеет конца нигде. Это то, чему нас учит притча о добром семени и плевелах.

http://moral.ru/st_vladimir/

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " Воспользуемся Божиим долготерпением 27.10.2018 Рубрика: Проповеди протоиерея Александра Шаргунова Метки: Седмица 22-я по Пятидесятнице Слово в Неделю 22-ю по Пятидесятнице Мы слышали сегодня евангельскую притчу о сеятеле. Есть один только Сеятель, один Проповедник и один Спаситель всех людей — Христос. Но с самого начала Господу нужны соработники — апостолы. А вслед за ними идут святители, пастыри, проповедники, а также мученики, преподобные и все святые. Непостижимо избрание для спасительного сеяния, которое совершает Сердцеведец Господь. В притче о сеятеле Господь говорит, что Царство Божие началось. Мессия сеет слово. Однако Царство Божие будет установлено только в конце времен. В течение веков проповедь о нем будет встречаться со многими трудностями. В притче Господь приоткрывает нам историю этого Царства. Его начало очень скромное: несколько проповедей, несколько событий перед совсем небольшим количеством людей в стране побежденной, не имеющей будущего. Но это крошечное сеяние умножится и распространится во всей вселенной. «Все народы, Тобою сотворенные, приидут и поклонятся пред Тобою, Господи», — говорит псалом (Пс. 85, 9). Все народы, и в числе последних — наш русский народ. Эта пригоршня закваски преобразит все человечество. Все пророчества Господа исполнятся. Евангелие будет проповедано во всем мире. Оно преобразит цивилизации, изменит менталитет даже у тех, кто не знал Христа или боролся с Ним. И оно продолжит свое дело, когда мир в большинстве своем снова отречется от Господа. Разумеется, и в Церкви все еще будет далеко от совершенства. Совершенство будет достигнуто только в конце времен. Царство Божие присутствует на земле во всех, кто старается быть верным обетам крещения, но оно нигде не завершено. Царство Божие присутствует всюду, но оно не имеет конца нигде. Это то, чему нас учит притча о добром семени и плевелах. Своей Церковью Господь сеет доброе семя во всем мире. Но не следует забывать, что диавол с самого начала вовлек человека в грех, и продолжает сеять зло. Всегда будут те, кто за Бога и кто против Бога, всегда будут сыны Царства и сыны неприязненного. Только во время жатвы при конце мира совершится отбор. Верные получат чудесное воздаяние навеки в Царстве Отца Небесного, а нераскаявшиеся грешники будут ввержены в огонь вечный.

http://moral.ru/dolgoterpenie/

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010