поста. Пассии: Для монастырских хоров/Сост.: архим. Матфей (Мормыль). Серг. П.; ПереяславльЗалесский, 2000. С. 14–15, 42–43, 49, 53–59, 67–69, 80–81, 85–86, 96–97, 139–141, 142–143, 147–148, 151–153, 216–217; [Песнопения напева Зосимовой пустыни], «Да молчит всяка плоть»: Киев. расп.//Песнопения Страстной седмицы: Нотн. сб. для монастырских хоров/Сост.: архим. Матфей (Мормыль). [Голутвин], 2000. С. 14–15, 40–41, 49, 51–53, 73–74, 81–83, 96, 106–120, 130, 149–151, 153–158, 171–176, 184–187, 190–192, 232–237, 238–240, 244–246, 248–251, 255–257, 261–266, 395, 408–410, 419–422; «Да возрадуется», «Свыше пророцы»//Архиерейское богослужение: Избр. песнопения/Ред.: Г. Н. Лапаев. М., 2003. С. 36–37, 51–52; «Да исправится молитва моя»: Напев Киево-Печерской лавры//«Да исправится молитва моя»: Великий прокимен на Литургии Преждеосвященных Даров. М., 2003. С. 11–14; «Да исправится»: Греч. расп., «Ныне силы небесныя»//Литургия Преждеосвященных Даров. М., 2006. С. 15–17, 41–42. (Триодь церковного пения: Седмичные службы Великого поста); Прокимны великие: Напева Троице-Сергиевой лавры (2 варианта), «Богородице Дево»//Вечерня в неделю вечера. Утреня. Час 1-й. М., 2007. С. 14–15, 18, 37–38. (Триодь церковного пения: Седмичные службы Великого поста); «Хвалите имя Господне» (2), «Величит душа моя Господа»: Напев Зосимовой пустыни//Песнопения утрени: Для 3-голосного жен. хора/Сост.: О. П. Гончарова, С. Г. Потокина. М., 2008. С. 6–10, 67–69; Предначинательный псалом, Великая ектения, «Ныне отпущаеши»: Напев Киево-Печерской лавры//Песнопения вечерни: Для 3-голосного жен. Хора/Сост.: О. П. Гончарова, С. Г. Потокина. М., 2008. С. 5–6, 18, 74; «Единородный Сыне», Сугубая ектения (2), «Отца и Сына», «Достойно есть»: Напев Зосимовой пустыни: Гласы 2, 8, то же: Иером. Нафанаила, «Помяни, Господи»: Тропарь из заупокойной службы: Напев Зосимовой пустыни//Литургия: Неизменяемые песнопения для монастырских хоров/Сост.: архим. Матфей (Мормыль). [М.], 2009. С. 170–172, 261, 267–268, 366, 458–459, 479–480, 507–509, 567–568; Ектения просительная, «Милость мира» (3, в т.

http://pravenc.ru/text/2564770.html

Празднование Воздвижению продолжается с 13-го сентября – препразднства по 21-е сентября до отдания его, и св. крест остается на аналогии до 21-го сентября: в сей день после отпуста литургии священник, после каждения Честного Креста, взимает его на главу, вносит царскими дверями в алтарь и полагает на престоле 83 . Суббота и неделя (Воскресенье) пред Воздвижением и после Воздвижения так и называются субботою и неделею пред Воздвижением и по Воздвижении; им положены особые зачала из Апостола и Евангелия и особые прокимны в честь св. Креста. 2) Введение во храм Пресвятой Богородицы (21 ноябр.). Праздник этот в Богослужении имеет все особенности великих праздников. Кроме того, на утрени в каноне поются ирмосы канона на Рождество Христово: Христос раждается... Эти ирмосы служагь катавасиею на утреннем каноне во все-воскресные и праздничные дни до самаго отдания праздника Рождества Христова, до 31-го декабря. 3) Рождество Христово (25-го декабря) Особенности при Богослужении видны еще накануне, в навечерие праздника, в сочельник 84 . Тогда отдельно от литургии совершаются царские часы 85 . На каждом часе (1-м, 3-м, 6-м и 9-м) читаются – один псалом часа и два другие, собраные с событием праздника, и, кроме того, паримии, содержащие ветхозаветные пророчества о пришествии на землю Спасителя мира, и зачала из Апостола и Евангелия, указывающие на исполнение сих пророчеств. Литургия совершается после пополудни вместе с вечернею 86 . После литургии или вечерни в соборных храмах возглашается многолетие с произнесением полного царского титула и совершается славление рожденного Христа Спасителя; для сего посреди церкви ставится икона Рождества Христова; пред нею свещник, а священнослужители поют тропарь и кондак праздника. В самый праздник всенощное бдение начинается великим повечерием, на котором, в знак радости верующих об Еммануиле – Боге, поется торжественно песнь: «С нами Бог»! После 1-го трисвятого, вместо тропарей, положеиных в часослове, поется тропарь праздника; а после 2-го трисвятого – кондак праздника. Повечерие оканчивается чтением славословия «Слава в вышних Богу», а остальные молитвы повечерия, приличные на сон грядущие, опускаются; после «Слава в вышних» бывает лития, благословение хлебов и далее – праздничная утреня.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Svir...

Согласно печатным изданиям литургических книг, амвросианский оффиций состоял из следующих служб: matutinae (букв.- утреня, служба соответствует той части визант. утрени , к-рая включает шестопсалмие и кафизмы), Laudes (букв.- Хвалы, служба соответствует заключительной части визант. утрени), 1, 3, 6 и 9-го часов (лат. horae minores - малые часы), вечерни (vesperae) и повечерия (completorium). Основой служб были псалмы и библейские песни (cantica), помимо этого службы включали в себя молитвы, чтения Свящ. Писания и житий святых, песнопения. Основные певч. жанры служб оффиция А. о.- гимн, антифон и респонсорий (см. Амвросианское пение ). Среди гимнов есть творения, написанные или приписываемые свт. Амвросию, Пруденцию , еп. Венанцию Фортунату , св. папе Григорию I Великому , и множество анонимных. На matutinae пели песнь вавилонских отроков (Дан 3). Каждым будним днем двухнедельного цикла читали одну из 10 декурий (decuria), на к-рые делились Пс 1-108, каждая декурия в свою очередь состояла из 3 ноктурн (ср. Кафизма ). По воскресеньям, Господским праздникам и в пасхальный период эти псалмы заменялись песнями пророков Исаии , Анны , Ионы , в зимнее время - Аввакума (Ис 26, 1 Цар 2, Иона 2, Авв 3). На Laudes пели песнь Захарии (Лк 14; см. Benedictus ) или прор. Моисея (Втор 32), песнь Исхода (Исх 15), Пс 148-150 ( Хвалитные псалмы , лат. Laudes - отсюда название службы). Кроме того, ежедневно читался Пс 50 (по воскресеньям - 2-я часть песни вавилонских отроков из Дан 3, по субботам - Пс 117) и в зависимости от дня недели - дневной псалом (psalmus directus: Пс 112, 53, 66, 69, 113, 142, 89). На этой службе также читались «4 стиха псалма» (psalmi quattuor versus): в обычное время года их брали из Пс 5, 62, 66, 83, 87, 88, 107, в Великий пост - из Пс 98 (по субботам), из Пс 58, 62, 69 и 101 (по воскресеньям). Псалмы 50 и 148-150 являются неотъемлемой частью утрени в большинстве как вост., так и зап. литургических традиций (R. Taft). На малых часах читали разделенный на строфы Пс 118. Кроме того, в состав 1-го и 3-го часов входили Пс 50, 6-го - Пс 53, 9-го - Пс 85 (кроме Великого поста, когда использовался Пс 50).

http://pravenc.ru/text/114338.html

Псалом 53-Й. Боже, во имя Твое спаси мя, и в силе Твоей суди ми. Аллилуия. .Псалом 56-й. Помилуй мя Боже, помилуй мя. Аллилуия. Псалом 60-й. Услыши Боже моление мое, вонми молитве моей. Аллилуия Псалом 62-й. Боже, Боже мой, к тебе утренюю 9 Псалом 66-й. Боже ущедри ны, и благослови ны. Псалом 69-й. Боже в помощь мою вонми. Псалом 83-й. Коль возлюбленна селения Твоя Господи сил. Псалом 84-й. Благоволил еси Господи землю твою, возвратил еси плен Иаков. Аллилуия. Псалом 85-й. Приклони Господи ухо Твое, и услыши мя. Псалом 86-й. Основания его на горах святых. Аллилуия Псалом 90-й. Живий в помощи вышняго, в крове Бога небесного водворится. Аллилуия Псалом 92-й. Господь воцарися, в лепоту облечеся. Аллилуия. Евангелие от Матвея, гл. 5. Узрев же народы, взыде на гору: и седшу ему, приступиша к нему ученицы его: И отверз уста своя, учаше их, глаголя: блажени нищии духом: яко тех есть царствие небесное. Блажени плачущии: яко тии утешатся. Блажени кротцыи: яко тии наследят землю. Блажени алчущии и жаждущии правды: яко тии насытятся. Блажени милостивии: яко тии помиловани будут. Блажени чистии сердцем: яко тии Бога узрят. Блажени миротворцы: яко тии сынове божии нарекутся. Блажени изгнани правды ради: яко тех есть царетвие небесное. Блажени есте егда поносят вас, и ижденут, и рекут всяк зол глагол на вы, лжуще мене ради. Радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша многа на небесех: тако бо изгнаны пророки, иже (беша) прежде вас. Вы есте соль земли: аше же соль обуяет, чем осолится; нивочтоже будет ктому, точно да насыпана будет вон, и попираема человеки. Вы есте свет мира. Не может град укрытися, верху горы стоя. Ниже вжигают светильника, и поставляют его под спудом, но на свещнице, и светит всем, иже в храмине (суть). Тако да просветится свет ваш пред человеки, яко да видят ваша добрая дела, и прославят Отца вашего, иже на небеси. Посем рцы: Иже в шестый день же и час, на кресте пригвожден в ран дерзновенный адамов грех , и согрешений наших рукописание раздери Христе Боже, и спаси нас.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Псалмы, в надписаниях, приписываются следующим лицам: 1) Моисею – 89-й псалом. Одни из толковников приписывают Моисею, другие Давиду 7 . 2) Давиду, по указанию надписаний в Еврейской библии, 73 псалма: 3 – 31, 30 – 40, 50 – 64, 67 – 69, 85, 100, 102, 107 – 109, 121, 123, 130, 132, 137 – 144. Кроме сего, в Греческой библии и Славянской, – Давиду приписываются следующие псалмы, не надписанные в Еврейской библии: 1, 2, 32, 66, 70, 90, 92 – 98, 99, 103. Некоторые из этих псалмов относят к Давиду и свящ. писатели Нового Завета, наприм. первые два псалма св. писатель Деяний Апостольских (4, 25); псал. 94-й св. ап. Павел. Евр. 4, 7 . 3 . Соломону – 126-й псалом. Св. Златоуст относит сей псалом ко времени, следовавшему за возвращением Иудеев из плена Вавилонского, а блаж. Феодорит прямо приписывает Зоровавелю, который здесь называется Соломоном, как ведущий род от Соломона; «потому что пророческое слово, говорит этот толкователь, приличествует не Соломонову построению (т. е. храма), но совершенному Зоровавелем по возвращении». 4 . Асафу приписываются 12 псалмов: 49, 72 – 82. Асаф был сын Варахиин, левит ( 1Пар. 15, 17 ). Св. Писание называет его прозорливцем ( 2Пар. 29, 30 ); при Давиде он был начальником хора певцов, или, по бл. Феодориту, наставником особого лика псалмопевцев ( 1Пар. 25, 26 ). Под руководством Асафа «провещевали или пели и вместе играли на цитрах, псалтирях и кимвалах, а сам Асаф играл по наставлению царя ( 1Пар. 16:5, 15:19 )». Нельзя утверждать, что все сии псалмы были написаны самим Асафом, современником Давида. Из первой книги Паралипоменон видно, что, когда перенесли Ковчег Завета в скинию, Давид в первый раз дал псалом для славословия Господу чрез Асафа ( 1Пар. 16, 7 ) . Так и другие псалмы, вероятно, только отсылались или передавались Асафу для пения, как начальнику хора певцов. По крайней мере, псалмы 73, 78 и 82 нельзя приписать сему Асафу, потому что они относятся, по толкованию бл. Феод., к позднейшему времени, после Вавилонского плена. Носит на себе имя Асафа эти псалмы, вероятно, потому, что написаны были кем-либо из его потомков – Асафитов, которые существовали, как известно, в качестве певцов второго храма и после плена Вавилонского 1Ездр. 3, 10 , или переданы были позднейшему Асафу для пения, как передавались они прозорливцу Асафу, – современнику Давида.

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

На Часах : Первый: 5-й, 89-й, 100-й. Третий: 16-й, 24-й, 50-й. На Часах : Шестой: 53-й, 54-й, 90-й. Девятый: 83-й, 84-й, 85-й. На Вечерне: Предначинательный псалом: 103-й, «Блажен муж»: 1-й, на «Господи воззвах»: 140-й, 141-й, 129-й, 116-й, в конце вечерни: 33-й. На Литургии : 102-й, 145-й. Чтобы помочь читателю найти псалмы, отвечающие его молитвенному настроению, предлагаем здесь следующий перечень псалмов по содержанию. Благодарственные и хвалебные: 33, 65, 66, 91, 95, 96, 102, 103, 116, 145, 149, 150. Прославляющие Бога: 8, 17, 92, 102, 103. Назидательные: 1, 40, 32, 45, 84, 89, 100, 111, 126. Изливающие скорбь: 3, 12, 16, 37, 54, 87, 141, 142. Выражающие надежду на Бога: 53, 85, 90, 111, 120. Просящие о защите от врагов и неприятностей: 3, 4, 24, 40, 54, 69, 142. Покаянные: 38, 50. Выражающие радость: 32, 83, 114. Книга Притчей Соломоновых Главным автором книги «Притчей» был Соломон, сын Давида, царствовавший в Израиле за тысячу лет до Р. Хр. Некоторые же части этой книги были написаны другими авторами. Так что Соломон может быть назван главным писателем книги Притчей, как Давид – Псалтыри. Когда Соломон, начиная свое царствование, вознес Богу свои молитвы и всесожжения (жертвы, которые сжигались), Бог явился ему ночью и сказал: «Проси, что Мне дать тебе». Соломон просил у Бога одного лишь: мудрости, чтобы управлять народом Божиим. И сказал Бог Соломону: «За то, что ты не просил себе богатства, имения, славы, побед, долголетия, а попросил премудрости и знания, дастся тебе премудрость и знание, а богатство, имение и славу Я дам тебе такие, каких не бывало у прежних царей и не будет после тебя» ( 3Цар. 3:11–14 ). И действительно, Соломон прославился своей мудростью, так что из далеких стран люди приходили его послушать. Многие изречения Соломона вошли в книгу Притчей. В еврейской библии книга Притчей называется «Мишле Шеломо», у Семидесяти толковников (греческий перевод библии 3-го века до Р. Хр.) – «Паремии», в славянской библии – «Притчи Соломона». У свв. Отцов она называется София» – «Премудрость всякой добродетели». Написана книга Притчей в форме стихотворного параллелизма.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mile...

83. Молодой монах должен укрепляться в целомудрии, презирая тщеславие 920 . Монах, орошаемый целомудрием, есть «любимое насаждение» ( Ис. 5, 7 ) у Бога. 84. Пост – узда монаха; обрывающий ее становится «конем женонеистовым» ( Иер. 5, 8 ). Молодой [монах], не сдерживаемый этой уздой, [может] грешить до изнурения 921 . 85. Монах, умывающий «ноги святым» ( 1Тим. 5, 10 ), делает светлым сердце свое и будет обладать сокровищем небесным. 86. А монах, который, не делая различия, моет ноги также и грешным, привлекает на себя также благословение погибающих 922 . 87. Закон 923  –su источник жизни в руках монаха, подвизающегося в духовном делании. 88. Постоянно бодрствующий и молящийся монах превращает ночь в день. 89. Монах, терзающий свое сердце [сокрушением о грехах], проливает слезы [умиления] и призывает на себя милость небесную. 90. Божественный поток [воды живой] в устах монаха – псалом исповедания [грехов] 924 . 91. Живое древо – монах, бесстрастно [проводящий свою жизнь] на земле. Древо жизни на небесах – монах, избравший жизнь ангельскую на земле 925 . 92. Псалмопение на устах монаха – острый меч против диавола. 93. Сухое дерево в руках Елисея заставило всплыть со дна [реки] железо [топора] ( 4Цар. 6, 4–7 ); тело монаха, высушенное постом, вытаскивает душу из пучины [греховной] 926 . 94. Пост монаха иссушает каналы сладострастия. 95. Бдение монаха, делающееся острым благодаря молитве, есть меч против страстей. 96. Овощи, с любовью предлагаемые монахом страннику, лучше тука жертвы всесожжения 927 . 97. «Мзда и дарове ослепляют очи премудрых» ( Сир. 20, 29 ); кто приемлет их, чтобы поступить несправедливо, тот не является истинным подвижником 928 . 98. Предел поста монаха – отшествие из жизни сей. Поэтому не оставляй поста, [монаше,] до кончины своей. 99. Нет пределов и молитве монаха: добре славить Бога во всякое время 929 . 100. Подвижник, бранящий монахов, лишается чести у Бога и презирается людьми. 101. Монах, который во время гнева не властвует над собственным языком, не может быть владыкой и над страстями своими 930 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

Жалуясь на таких нарушителей закона, пророк вопросительно обращается к Богу о помощи, говоря как бы так: где мне искать помощи? Кто защитит меня (кто спредстанет ми) от этих законопреступников и лукавых (на лукавнующыя) людей? Также жалуется он на подобных беззакоников и в другом псалме ( Пс.118:85 ): «Поведаша мне законопреступницы глумления, но не яко закон Твой, Господи». Законопреступники, говорит, сбивали меня с пути, предлагая следовать правилам их жизни. Конечно, послушав их, я избавился бы от их нападков и обид; но я не согласился на это, потому что все то, что предлагали они, было очевидными баснями и глумлениями над всякою правдою. Я должен был поступать по заповедям закона Твоего, Господи. И это послужило мне помощию против лукавых беззаконников. Если бы не эта помощь Божия, я погиб бы совершенно. Вмале вселилася бы во ад душа моя, т.е. душа его сведена была бы во ад, если бы не было защиты от Бога. Вместо слова во ад – в переводе с еврейского читаем: «в страну молчания», т.е. в могилу. Пс.93:18–19 Аще глаголах: подвижеся нога моя, милость Твоя, Господи, помогаше ми: по множеству болезней моих в сердцы моем, утешения Твоя возвеселиша душу мою. Изречения сих стихов, исходящие от человека, преданного в волю Божию, выражают веру в ту же помощь Божию, о которой говорится в предыдущем стихе (17). Выражением: подвижеся нога моя пророк означает слабость воли и поползновение, колебание ее на путь греха, или нечестия, при виде соблазнов или непозволительных удовольствий. Болезни в сердце – то же, что беспокойства и скорби, болезни душевные. Таким образом, мысли настоящих изречений пророка с достаточною ясностью и полнотой можно выразить так: когда я чувствовал и сознавал, что сам собою я не в силах преодолеть те искушения и скорби, которые неизбежно сопряжены с жизнью человека, тогда я прибегал к милости Твоей, Господи, которая помогала мне, просвещая мысли мои и очищая сердце, так что, хотя и многие беспокойства, заботы и печали обременяли меня, но, получая всякий раз равномерную помощь Твою, я, вместе с тем, немало был утешен этою помощью – утешения Твоя возвеселиша душу мою.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Razum...

При всех этих присоединениях в нашей Церкви совершается много тех же самых обрядов, как и в западной; как-то: введение присоединяемого внутрь храма, коленопреклонение его, ограждение его крестным знамением, возложение на главу его руки священнодействующего, чтение клятвенного обещания, и т. п. По римскому требнику священник, входя в дом больного для его благословения, прежде всего приветствует его словами: «мир дому сему и живущим в нем», потом окропляет больного, его одр и комнату св. водою, далее читает какой-нибудь из покаянных псалмов, или псалом 90, малое славословие, молитву Господню, стихи из псалмов, три молитвы о помощи Божией и здравии недужного, и напоследок дает ему благословение. К сему молитвослова священник может присоединить еще, смотря по обстоятельствам времени и состоянию больного, псалом 6 с малым славословием, евангелие от Матвея ( Мф.8:5–13 ), молитву о помощи Божией, псалом 15 с малым славословием, евангелие от Марка ( Мф.16:14–18 ), молитву о исцелении болезни, псалом 19 с малым славословием, евангелие от Луки ( Лк.4:38–40 ), молитву о возвращении больному здравия, псалом 85 с малым славословием, евангелие от Иоанна ( Ин.5:1–14 ), молитву о воодушевлении больного, псалом 90 с малым славословием, молитву о прострении десницы Божией на недужного; после сего, при молении о милосердии Божием, священник возлагает руку на главу больного, читает над ним евангелие от Иоанна ( Ин.1:1–17 ), дает ему благословление и окропляет его св. водою. Все это молитвословие может быть и сокращено по изволению священника. По другому чину благословения недужных священник может прочитать литанию Божией Матери; псалом 6 или 50, или 129, евангелие от Матвея ( Мф.9:1– 8 ), или от Луки ( Лк.4:18–40 ). Для всех вообще больных западная Церковь имеет 104 : а) Чин благословения больных мощами или иконою какого-либо святого, и, в частности, св. Кира. Первый чин состоит из молитвы об избавлении от болезни, евангелия от Луки ( Лк.4:38–40 ), молитвы Господней, стихов из псалмов и молитвы о исцелении болезни; второй чин слагается из молитвы Господней, ангельского приветствия Богоматери, малого славословья, антифонов и благословения мощами или иконою святого.

http://azbyka.ru/otechnik/Tarasij_Seredi...

Н. Гребнев. ПСАЛОМ 84 Н. Гребнев ПСАЛОМ 84 Ты наших не попомнил нам грехов, Умилосердись, гнев сменил на милость, Простил своих неправедных сынов, Из пепла наше племя возродилось. Господь надежды нашей и спасенья, Не гневайся, даруй нам возрожденье, Восставь нас, избранный Тобой народ, Ужели нас обрек Ты на гоненья На веки вечные из рода в род? Ужель Ты вновь не оживишь нас, Боже, Чтоб о Тебе возрадоваться нам? Яви же милость, чтоб народ Твой ожил, Даруй спасение Твоим сынам! И я послушаюсь Господня слова, Он скажет: «Пусть мой избранный народ Утишится, пусть мир вкушает снова И снова в безрассудство не впадет». Путь милости Господней, будь нам ведом, Спасение за страхом Божьим следом Идет всегда, и с истиною милость Слилась, и правда с миром породнилась. Но если правда нам с небес спускается, То истина здесь, на земле рождается. Бог благо даст, земля дарует плод. И правда там стопы свои поставит, Куда Господь великий приведет, И всё живое Господа восславит. 85-Й ПСАЛОМ (СЫНОВЕЙ КОРАХА) Н. Басовский. 85-Й ПСАЛОМ (СЫНОВЕЙ КОРАХА) Н. Басовский Боже! Ты пригреваешь всякого и любому даёшь свободу: Ты вернул из плена Иакова, беззаконье простил народу, от него Ты гнев отвратил, пыл и ярость в Себе смирил. И от нас Твой гнев отврати, нам верни спокойные лица. Неужели вовеки Ты будешь гневаться и яриться? Милосердие нам яви — знак Твоей к народу любви. Мир народу в его обители, отвечает Господь сурово, только б люди в делах обыденных в безрассудство не впали снова. Милосердье правду найдёт, справедливость с миром пойдёт. Правда вырастет из земли, справедливость прольётся с неба, и земля даст плоды свои, даст вкусить Господнего хлеба. Будет Богом каждый храним, ибо правда идёт пред Ним. ПСАЛОМ 85 Канонический русский перевод Молитва Давида. 1 Приклони, Господи, ухо Твое и услышь меня, ибо я беден и нищ. 2 Сохрани душу мою, ибо я благоговею пред Тобою; спаси, Боже мой, раба Твоего, уповающего на Тебя. 3 Помилуй меня, Господи, ибо к Тебе взываю каждый день. 4 Возвесели душу раба Твоего, ибо к Тебе, Господи, возношу душу мою, 5 ибо Ты, Господи, благ и милосерд и многомилостив ко всем, призывающим Тебя.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=183...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010