815 Раича II, 614. По известию о первосвятителях (Гласник VI, 41) Даниил был архиепископом 14 лет и 3 месяца. По сербскому уставу (Гласник XI, 193) «дек. 19 престависе архиепископ Даниил». Предшественник его Никодим умер в мае 1325 г. см. август. 30 ч. 817 Сказание читается в харатейной минее Пшинского монастыря XIV в. Древний текст его нап. в Изв. акад. VIII, 154–156. Тоже самое, с немногими переменами в словах,– в печ. прологе и в четье-минее на 24 декабря. 818 Принимая во внимание древность рукописей, где встречается назидательное сказание, и соображаясь с историческими обстоятельствами Болгарии, можем с уверенностию положить, что сказание о праведном сочинено при ц. Ясене 2. По словам Акрополита Ясень старший «говорил о себе, что он вознаграждает ущербы, нанесенные Болгарии имп. Василием и как тот назывался истребителем болгар, так он – истребитель греков». Сын Ясеня старшего подражал отцу, восстановлял народность болгарскую, собирал в Тернов мощи святых славян. Некоторая неточность сказания о св. Николае также указывает на то, что оно писано около 1230 г. 819 Напр. в 711 г. император нанимал 3000 болгар для защиты империи. Чертков о Войне Святослава стр. 142. Другие свидетельства у Тафеля, De Thessalonica р. 513. 820 Так описывают войну Феофан Chron. 329–330. Зонара lib. XV, 98. Кедрин Hist. n. 380 (2, 481 s.), Гликас, Манасси (у Черткова стр. 82). Славянский пролог: «сила все убиством погибель бысть, тако и с царем Никифором, Богу попустившу, мало нечто возвратишесе от них», или как в Четьи-минее «едва точию сам царь Никифор с малою дружиною убежати возможе». Но все историки говорят, что Грубош из царского черепа сделал чашу; Георгий Амартол прибавляет одно замечание: «никто не мог сказать ясно, как убит царь». Хроника стр. 677. В греческой минее под 23 июня: «воспоминание о христианах, скончавшихся в Болгарии при царе Никифоре». В серб. Синаксаре 1340 г. под 23 июня такое сказание: «при Никифоре цари, отци Старожнове (Ставракия), в девятое лето царства его, ськлучися рати быти грьком с бльгары; абие цареви по дрьжаве победившу и посем победою вьзьнесьшуся и пищи и питию вьзьприлежящу уставльшеся при угрех бльгаре и мощию на грьчскыя воя нападше, самаго же царе и синьклита всего и воя, не стрегомыя сущя яша и много убийство в них сотворша, не пощадешя ни единого же, ни того самаго царя. Откуду бо елико язы прияша, абие не преставльшеся от жития, на густоя горы вьзбегьшя избыша; а елико же их ято бысть живо, не хотящи Христа отврьщися, се убо нюдими беху от безбожных, в различныя и злыя сьмрьти вложени быша и мучения венец прияша». Гласник XVÏ 39, 40. Зап. акад. VI, 109. По этому греческому сказанию болгары принуждали пленных отказаться от веры и многие из греков успели спастись в лесах, на горах,– тогда как царь, вся свита его, огромное число войска – погибли.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

818. (1544.) Синодик, устав. четкий, XVII века, в четверть, 247 листов. л. 1. Предисловие то же, что в харатейном списке 40. л. 2. Ектения четырех вселенских панахид годовых, за коей следуют имена Вел. Князей, Царей и роды отдельно без означения годов. В числе разных родов написаны имена: л. 78. В Суждали избиенных от безбожных, числом 81. Под 814 побитые на суздал. побоище записаны под 8 июля, числ. 80, три имени не одинаковы. л. 196. В лето 6888 мес. сентебря в 8 день при Вел. Князе Димитрии Ивановиче московском побьени за Доном руския Князи от Мамая (с фамилиями, числ. 21, из иноков Серг. мон. один Александр Пересвет) и с ними 360000 избиенных православных християн. л. 202. Пети понахида в великий мясоед на всеедной недели в суботу. Лета 7117 и 18 (1609 и 10) году у Живоначалные Троицы в Сергиеве монастыре в осаде умерло братии и слуг и всяких монастырских служебников, числом 547. л. 212. Избиенныя в Опришнину, а поют по них понахиду на 7 недели в четверг по Пасце. Имен означено на поле 720, многие с фамилиями, порядок отличен от 815 и 816. л. 243. Лета 7158 (1650) дворяне и дети боярские и всяких чинов люди подо Псковым на боех побиты. Имена с фамилиями, числом 73 (см. Акт. Арх. Эксп. т. IV 46); под 814 без фамилий записаны под 18 июля. 819. (1539.) Синодик, напис. уставом 1748 года, в лист, 56 листов. л. 1–38. Предисловие печатное с 36-ю печат. картинками лубочной суздальской гравировки, изображающими различные видения и откровения о поминовении усопших; почти все с подписями в стихах. л. 39. Помянник о упокоении, а потом другой о здравии; в последнем написано одних иеромонахов Т. Сергиевой лавры 78 человек. На обороте последней картинки: Сий Синодик списан 1748 года, составися уставником иеромонахом Каллиником. Иером. Каллиник был вытребован в уставщика из киево-печерской лавры 1746 г. марта 18. 820. (235.) Список надгробий Т. Сергиевой лавры, скороп., средины XVII века, в четверть, 34 листа, без начала и конца. Начало было следующее: Книга Живоначальныя Троицы Сергиева монастыря, а в ней писано о кончине благоверных князей и бояр по чину Царскаго синклита, которые по вере своей в дом Живоначальныя Троицы и преч. Богородицы и радонежских чудотворцов Сергия и Никона вклады вотчинами и денгами давали, и телеса по их приказу были погребены в дому у Живоначальныя Троицы. А которого роду, и в котором году кто имянем преставися, и в коем месте погребен, и то в сей книге написано.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

Какова же была позиция Острожского в эти критические летние месяцы? Мы не знаем, о чем он договорился с посланными к нему Заславским и Претвичем, но знаем, что в ответ на письмо короля Острожский направил ко двору некоего шляхтича Мартина Грабковича с посланием к Сигизмунду III, в котором просил созвать собор, посвященный вопросам унии, и предоставить пинское епископство некоему пану М. 813 Но одновременно он попытался опереться на помощь протестантов. Как мы видели, уже в письме от 2 июля, т.е. до встречи с Потеем в Люблине, он обратился за советом и помощью к К. Радзивиллу. Тот, в свою очередь, написал минскому воеводе Яну Абрамовичу 814 . Как предполагает К. Ходыницкий, именно Абрамович предложил пригласить православных на протестантский синод в Торуне 815 . Этот вопрос должен был обсуждаться в течение июля 1595 г., потому что уже 4 августа 1595 г. Острожский просил своего внука Януша Радзивилла позаботиться о посланном на встречу протестантов в Сандомир архимандрите Киево-Печерского монастыря 816 . 7 августа 1595 г. датировано еще одно письмо Острожского К. Радзивиллу 817 . На встрече в Сандомире, о которой, впрочем, почти ничего не известно, была, вероятно, достигнута договоренность об участии православных в торуньском съезде протестантов, проходившем 21–26 августа 1595 г. На этой встрече протестанты пытались расширить и укрепить Сандомирскую конфедерацию 1570 г., рассматривая вопрос о включении в нее антитринитариев 818 . Острожский послал на торуньский съезд своего дворянина К. Лушковского 819 , передав с ним послание протестантам 820 , в котором содержатся очень враждебные отзывы о папе и католиках, угрозы мобилизовать если не 20, то 15 тыс. человек для защиты прав православных и протестантов. Острожский сообщал, что обратился к королю за разрешением созвать православный собор и просил протестантов прислать на этот собор своих представителей 821 . Обращение Острожского, вызвало резонанс среди участников съезда в Торуне. Было решено послать посольство к князю, и, хотя вопрос о религиозной унии протестантов и православных в Торуне пока не стоял, политически они, несомненно, сблизились 822 .

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/mezh...

В то же время построены монастыри Купятицкий-Введенский в одной миле от Пинска и Новодворский Успенский в Пинском уезде. Купятицкий монастырь основан при церкви села Купятицкого, в миле от Пинска, брестской кастеляншей Аполлонией Волловичовной Войниной, с сыном ее, новогрудским каштелляном Василием Коптем, выкупившими то село у Григория Войны, которому оно подарено было королем. Благочестивые строители уфундовали монастырь, имениями и угодьями, 815 подчинили его виленскому Святодуховскому монастырю и выпросили оттуда в игумены образованного инока Илариона Денисовича и несколько монашествующих. 816 Киевский митрополит Могила, узнав, что церковь Купятицкого монастыря очень старая и ветхая, дал братии универсальный лист для сбора подаяний на ее обновление. Игумен возложил это послушание на своего наместника Афанасия Филипповича, 817 который, побродив безуспешно по Белоруссии, только что отбывшей сборы на возобновление киевской Софийской церкви и на нужды местной епископской кафедры, направился в Москву просить милостыни у царя Михаила Феодоровича. Путешествие это, совершенное Афанасием в сопутствии диакона купятицкого Неемии, в 1637–1638 г., сопряжено было для них с крайними затруднениями. Но набожный русский народ повсюду принимал их с любовью и усердием, обители давали у себя приюты, а воеводы – проезжие листы и проводников от места до места. В Москве он подал царю челобитную об угнетениях православных и о защите их. По возвращении его из этого путешествия, в Купятицкий монастырь пришла просьба от брестского братства дать им в игумены его Афанасия или Макария Токаревского. Жребий упал на Афанасия и он переселился в Брест «где то фундамент унеи проклятой стался». Новодворский монастырь основан также при приходской церкви, в которой находилась чудотворная икона Божией Матери, писанная, по преданию, всероссийским митрополитом Петром, на Волыни, в устроенном им монастыре в урочище Новом Дворце. 818 В 1608 г. основатель монастыря, Григорий Володкович, записал на монастырь две части своего имения Новый двор (Акт. Вил. арх. ком. XI, 25). В 1677 г., 15 августа, белорусский епископ Василевич перенес с крестным ходом чудотворный образ из старой церкви в новую. При торжестве присутствовали виленский старший Климент Тризна, в ведении которого находился монастырь, – живший в Слуцке св. Димитрий, впоследствиии митрополит ростовский, и много белорусского духовенства. Проповеди говорили белорусский епископский проповедник Хоментовский и минский проповедник отец Паскевич, а игумен цеперский Никодим оглашал в церкви после обедни чудеса пресв. Девы, совершившиеся во время крестного хода. 819

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

Передайте, Валериан Викторович, мою благодарность Гг. —541— Любимову 809 и Охотину 810 за их поздравление меня с праздником Пасхи. К Вам первому пишу в Казань. Потому Вы не поставьте себе тягость – исполните мои поручения и вне Академии. Начните с ближайших к Вам. Передайте мои поклоны достойным всякого уважения Александру Львовичу и Софье Димитриевне 811 с благословением Божиим им и детям их Димитрию Александровичу и Вере Александровне, или лучше, Верочке. Я узнал уже обоих братьев Софьи Дмитриевны – Павла Дмитриевича 812 уже месяца два (он и —542— у меня бывает), а Константина Дмитр. 813 только вчера увидел у Преосв. Агафангела 814 . Константин Димитриевич живо напоминает мне Софью Дмитр., а Павел Дмитр. напоминает мне более Верочку. Сотруднице Вашей в руководительстве детей – Наталье Ивановне и ее сестрицам Антонине Ивановне, Александре Ивановне , Ольге Ивановне и Анне Ивановне и маминьке их Христине Ивановне 815 также свидетельствуйте мое искреннее, участие во всем, что их касается. Александру Ивановну и Ольгу Ивановну 816 благодарю особенно за их письмо, и прошу их терпения ко мне, что доселе не писал ответа. Вы, Валериан Викторович, прочитайте им и Софье Димитриевне 817 также, если будет угодно, и кто пожелает из нижепоименованных все мое письмо до уроков педагогики, а если кто будет требовать, то и последние листки прочтите. Все они, включая в то число и Варвару Васильевну Любимову 818 , Екатерину Васильевну 819 с Александрой Васильевной 820 , Марью —543— Дмитриевну с Димитр. Станиславичем 821 , Ивана Димитр. Леонтьева 822 , Марью Михайловну 823 , Владимира Петр., с Парасковьей Андреевной 824 (которым справить мои поклоны любви и благодарности поручите Антонине Ив. 825 , также Горталовых 826 – Гаврила Ив., Пелагею Ив. и Петра Ив. с семейством 827 (которым, мои поклоны передать попросите также кого-нибудь из сестриц Дубровиных), равно и Лукошковых 828 Петра Васильича с семейством (которым мои поклоны нужно пере- —544— дать чрез г. Ивана Знаменского 829 отцу Стефану Ив. Покровскому священнику 830 , с поклонами и ему самому с Софьей Викт. и семейством, также О. протоиерею Викт. Петр. 831 , Ивану

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Согласно отрицательному методу, духовник мудро и тонко стремится предохранить ученика от тщеславия из-за данных тому дарований, потому что тщеславие делает глубины сердца – «место духовной молитвы» 813 – холодным камнем. Он показывает ученику его недостатки и отрицательные стороны. Так ум и сердце ученика смиряются, тогда как его стремление к более глубокому духовному познанию оживляется 814 . Безусловно, наибольшее значение в этом деле имеет действие благодати, которым сопровождается руководство духовника, а не красноречие последнего. Слово духовника, чтобы передать духовное дарование, должно исходить из опытного сердца, которое любит народ и, исполненное глубоким милосердием, молится за него 815 . Этот метод применяли все Пророки, особенно же святой Иоанн Предтеча. Он называл своих учеников «порождениями ехидниными» и при этом, как утверждает Евангелист, подобными словами он «благовествовал народу, поучая его» 816 . Тот же метод подразумевает великий Павел, когда говорит: «Кто обрадует меня, как не тот, кто огорчен мною?» 817 . Суровые слова Господа Иисуса и Его учеников имеют целью сокрушить крепости, которые возводит человеческое высокомерие. Они располагают учеников со смирением учиться у кроткого и смиренного Господа. Положительный метод является еще более трудным, более высоким и творческим. Он предполагает, что духовник знает аскетическую жизнь не только на стадии делания, но и на стадии созерцания. Это созерцание является плодом «большей любви» Христовой, которую его служитель усвоил и подвизается за то, чтобы сообщить ее и своим ученикам. Созерцание, которое проистекает из этой любви, способствует тому, что все делается во славу Божию и во благо человека. Духовник, осуществив с помощью личного покаяния схождение к вершине опрокинутой пирамиды, соединяется со Христом и становится причастником Его состояния. Христос во время Своей земной жизни переживал одновременно «недостижимую для нас полноту и страдания, и торжества победы; и смерть, и неотъемлемую от Него Божественную славу» 818 . Так и служитель Христов становится способным всегда «радоваться с радующимися и плакать с плачущими» 819 . Христос принял человеческую смерть и потребил ее своей Божественной жизнью. Аналогичным способом и духовник, полагая в основание общение благодати Христовой, принимает смерть своих братьев и возводит их на высоту Божественной жизни 820 , «причастником» 821 которой он сам стал.

http://azbyka.ru/otechnik/Sofronij_Sahar...

От сатанизма и греховности волю излечивает лишь срастворение с волей Божией 813 . В воле Божией человеческая воля обретает свою целостность, свое исцеление и непогрешимое путеводительство. Согласованное содействие воли и благодати особенно проявляется через Христо-образное, Богочеловеческое действие. Обоженная, облагодатствованная воля всю свою деятельность определяет по образу Божию, т. е. по своей очищенной богообразной сущности. Но это предполагает личное участие Триипостасного Божества. Христо-образную, духоносную личность Дух Святой вводит «во всю волю Божию» 814 . Насколько душа соглашается с волей Божией, настолько она способна к вечным, богочеловеческим делам, к служению Духу Святому 815 . По таинственным лабиринтам жизни человеческую личность проводит Дух Святой, сохраняя равновесие и гармонию между волей Божией и человеческой, ибо «только Дух Святой знает волю Господню» 816 , «волю Христову» 817 ,.только Он учит человека познанию таинственной воли Божией, «ибо лишь Духу Святому известна воля Божия» 818 . «Без Духа Святого... никто не может разуметь волю Божию» 819 . Так для преподобного Макария Великого облагодатствование, обожение воли становится conditio sine qua non 820 истинной христианской жизни и существенного познания Истины. г) Обожение сердца Ясно то, что, по учению преподобного Макария Египетского , обожение личности сосредоточивается вокруг орудий познания, но ни в коем случае не исключает ее телесной части 821 . Обожение объемлет всю личность без остатка. Соединяясь с Богочеловеком, человек не утрачивает своей личности, ибо богочеловеческое равновесие обусловлено Самой Личностью Богочеловека Христа. Не только совершенный человек – «в Боге», но и Бог «в нем» 822 . Любое совершенство онтологически зависит от Троичного Божества. «Рожденное по Духу ...совершенно» 823 . Рожденный от Духа «имеет образ совершенства, в виде и в членах» 824 . «Совершенные христиане» удостаиваются «достигнуть степени совершенства», т. е. стать «богами... по благодати» 825 .

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

Но Господу «прославляющи Его тако прославлю», по Писанию: Волю боящихся Его сътворить и молениа их услышит, и прошение Своим угодником неоскудно подаваеть. Мы же от многых малая си списахом, яко да и та забвению не предана будут. Но убо, пастырю добрыи, истинныи строителю и наказателю иночьскаго жительства 815 , отцемь слава, преподобным единескровне и праведным, наставниче иноком, общему житию съвръшителю, странным питателю, нищимъ скровище 816 и недугующим врачю, пленным свободитель, путником 817 спутник, слепым вождь, старости жезл, заблужьдшим наставник, безумнымъ наказатель, скровным видець, в скорбех утешитель, на море правитель, царемь православным миротворець и поборник на съпротивныя, крепость на поганыя, Троице предстояи о нас моля, неотступно поминаяи стадо, еже събра мудре, съблюдаи 818 богодарованную ти паству, яко чядолюбивыи отець, не презри чтущих тя верою и любовию пречестную 819 память твою, защищаа нас и съблюдая от находящих враг, яко да твоими молитвами съблюдаеми Царства небеснаго сподобимся 820 о Христе Исусе, о Господе нашем, Ему же слава и дръжава съ безначялным Его Отцьмь и Пресвятым и Благым и Животворящим ти Духомъ ныне и присно и в векы веком. Аминь. V. Рассказы о чудесах 1448–1449 гг., присоединенные к Третьей Пахомиевской редакции Бысть некоторыи инок от древних ученик Никоновых, именем Тимофеи. Сеи, яко же глаголют о нем, пребыв в монастыри до четыредесят лет, искусен же быв во всех службах монастырских, последи же искушен бысть от диавола преслушанием. Во един убо от днии приходит ко игумену Мартиниану в келию и глаголет ему: «Благослови мя, отче, до града Дмитрова, яко некую нуждную потребу имам». Игумен же глаголаше ему: «Не езди, брате, а кую нужу имееши, аз тебе исполню». Он же непреклоним пребысть. И яко виде его игумен непреложна, рече ему с запрещением: «Аз твоея старости щадя, глаголах тебе, что ти было полезнее не ехати, но ныне уже благословляю тебе, яко да едеши тамо и будеши на монастырском подвории, свою потребу исполнив, и скоро возвратишися в монастырь, а по граду шествиа никако же да сотвориши, ни же на княжь двор.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Содействуя своими приношениями созиданию и великолепию храмов Божиих христиане Православные, по благоговению к Господу и храмам, посвященным Ему, и на все принадлежащее к дому Божию и освященное высоким употреблением, взирают как на святыню и не обращают уже в обыкновенное мирское употребление, согласно с повелением Господа. Да будет сие законно вечно в роды ваша, – говорит Господь, – отлучити между вещьми святыми и сквернавыми, между нечистыми и чистыми ( Лев.10:9 ). Пасху ветхозаветную Господь повелел есть только обрезанным ( Лев.12:48 ), и от жертв останки, как священные, потреблять в св. месте ( Лев. 24:9 ): так и в Церкви Православной благоговеют пред всем посвященным Богу и освященным Церковию. Ею постановлено храмы не обращать в мирские жилища 814 , утвари – в обыкновенное употребление 815 , не продавать без крайней нужды церковной собственности 816 , за похищение священного, называемое святотатством, положено строжайшее наказание, нежели за обыкновенную татьбу. Древле христиане счадили храмы Божии во время брани, как Аларик арианин, взявший в 414 году Рим и дозволявший воинам своим разграбить его, запретил однакож касаться храма св. Ап. Петра и Павла 817 . Благоговея к жилищу Божию и утвари его, благочестивые христиане издревле сами стараются достойно входить во храм, – в чистоте духа и тела, или, по священному выражению, неповинными ( Пс.25:6 ), согласно с божественною чистотою, в какой изображается Церковь Христова в Писании ( Еф.5:27 ) и с правилами Церкви 818 . В ветхом Завете все нечистые телом; ибо внутреннее сокрыто от взора человеческого, как то: прокаженные, родившие, погребавшие умерших, прикасавшиеся нечистоте и прочие не должны были входить во храм Божий, не приняв очищения по закону. Для умовения рук и ног священнослужащих и жертв в ветхозаветном храме устроена была умывальница ( Исх.40:30–32 ). И благочестивые христиане всегда выражали свое благоговение при входе во храм Божий; иногда ступали во храм босые, подобно Моисею, иззувшему сапоги, чтобы достойно приблизиться к купине Богоявления 819 ; иные, вступая в жилище Божие, повергались ниц, произнося молитву смиренного мытаря: «Боже, милостив буди мне грешному»; иные при входе в храмы Божии лобызали олтари, стены, двери и пороги храмов 820 ; воины отлагали свое оружие, входя под священный кров мира и любви.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

813 Хотя Булгаков и воздает должное богословской здравости суждения Болотова о споре вокруг Filioque, он также указывает и на ограниченность его анализа: Болотов продолжает применять аристотелевскую категорию причинности к отношениям внутри Св. Троицы, которая, по глубокому убеждению Булгакова, применима лишь в объектном мире, но не применима для описания отношений между личностями, и особенно между Лицами св. Троицы. 814 По этой же самой причине он не считает особой заслугой св. Дамаскина применение последним термина перихорезис. Дамаскинское «богословие перихорезиса», на которое ссылаются Мольтман и Бофф, – это, по существу, уже булгаковское богословие, это Дамаскин, переработанный Булгаковым в персоналистических терминах. Булгаков обогащает понятие перихорезиса тем персоналистическим смыслом, который Мольтман, Бофф и следующие за ними западные богословы, воспринимают как должное. Булгаков же признает за Дамаскиным только усилия последнего в его «Точном изложении православной веры» понять св. Троицу формально как взаимоотношение Ипостасей. Однако, по мысли Булгакова, Дамаскин в этой свой задаче формальной интерпретации не преуспел по двум причинам: во-первых, он не сумел увидеть проблему Личности в Боге; во-вторых, держась за понятие причинности и понятие Отца как причины Сына и Святаго Духа, Дамаскин остался внутри ограниченности аристотелевской и неоплатонической дедукции троичности. Булгаков же настоятельно подчеркивает, что категория причинности у Аристотеля – временная и как таковая к отношениям внутритроичным неприменима. 815 Он считает применение понятия причинности и происхождения к св. Троице «не только порождением абстракции, но и многовекового гипноза (особенно в латинской церкви)». 816 Предваряя Мольтмана 817 и Боффа, 818 Булгаков считает, что применение каузального языка в учении о Троице может вводить в заблуждение: слово Божие не знает ни «причины» (ατα), ни «происхождения» (processio), и у этих понятий нет основания в Священном Писании . 819 Даже для каппадокийцев и для Дамаскина эти причинные концепты не имели того строгого философского смысла, который они приобрели после Канта.

http://azbyka.ru/otechnik/filosofija/soz...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010