Все это побудило апостола в последнее время его пребывания в Ефесе ( 1Кор. 16:8 ) 812 , написать первое послание к Коринфянам, – этот живой памятник истинно апостольской мудрости, знания людей и любви Павла в его отношении ко всем жизненным положениям, и вместе глубокого смирения, по которому прежде всего и особенно сильно порицает он грехи партии, называвшей себя его именем 813 . Этому посланию Павел уже предпослал, ( 1Кор. 4,17; 16:10 ) Тимофея, в надежде получить от него еще новые известия из Коринфа; но Тимофей, который по 2Кор. 1, 1 , был уже опять с Павлом, или во время своего путешествия не дошел до Коринфа, или же сверх чаяния возвратился 814 позже. Поэтому Павел, чтобы получить известие о впечатлении, произведенном в Коринфе этим его посланием, послал в Коринф Тита ( 2Кор. 7, 13:14 ), с которым думал встретиться опять в Троаде ( 2Кор. 2:12 ). Между тем и сам апостол, проведши от двух до трех лет в Ефесе, решился оставить его, – так как здесь жизни его угрожала опасность ( 2Кор. 1, 8 . Ср. Деян. 19, 23 и дал.), вследствие возмущения язычников против врагов Дианы Ефесской – и отправился прежде всего в Троаду ( 2Кор. 8:12 ), здесь однако же он не встретил Тита. Поэтому он отправился в Македонию ( 2Кор. 2, 13 . ср. Деян. 20:1 ), где и встретился наконец с Титом ( 2Кор. 7:6 ) 815 , несшим ему известия из Коринфа. Это послание Павла к Коринфянам произвело различные действия. На большинство оно подействовало благодетельно, пробудив глубокое, искреннее раскаяние, выразившееся особенно в отлучении тотчас же упомянутого кровосмесника. Но в иудействующих противниках Павла оно только усилило упорство, так что они еще с большим ожесточением старались уничижать апостола. Эти известия и обстоятельства послужили теперь 816 , поводом к глубоко-трогательному второму посланию к Коринфянам 817 , в котором, как показывает различие тона, речь Павла от 10 гл. почти до конца относится только к части общества, – к его иудействующим противникам 818 . Вследствие этого различия тона Землер, а вслед за ним и другие, хотели раздробить второе послание на несколько посланий 819 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/v...

После утрени я прочитал исповедные молитвы. Во время правила Их Высочества исповедовались, Константин Константинович у своего о. Агафангела, Сергий Ал по указанию моему у о. Парфения, а Павел Ал – у моего убожества. Равно и г. Степанов. Более 200 матросов из второй смены фрегата и клипера исповедовались потом в течение полутора часов. Молитвы причастные читал я сам. Оставив Парфения доканчивать исповедь, мы, остальные, спешили начать обедню, но католики, трубившие и рычавшие у Св Гроба, задержали порыв наш минут на 10. Наконец, все там угомонилось, и мы начали свою службу получасом ранее обыкновенного. Вторник, 26 мая От умиления не дремалось и не зевалось. Пение было скорое. Приобщение моряков наших длилось более получаса и истомило меня. В 3 конец всему. Возвращение домой, и сон глубокий до 10-го часа. Вставши, нашел, что Якуб скудается 813 боком и все-таки готовится ехать на Иордан, укладывает вино, пирожки, бананы и тому подобное. Едва успеваем к 2-м часам все собрать, уложить и в путь направить. Аккуратно в назначенный момент выезжаем из консульских ворот, я держусь поначалу прибочного положения, но за углом города уже делаюсь предводителем каравана и направляю его прямо на Елеон в Вифсфагию 814 и в Вифанию 815 . Спуск в могилу св. Лазаря. Пение там тропаря, и литийца малая, и слово некое о тлении и о прочем. Великий спуск к «Источнику учеников» 816 . Бесконечное виляние по длинной Уади-Ход. Остановка с чаем и пирожками у гостиницы Доброго Самарянина. Вперед от заходящего солнышка. Пикеты солдат там и сям, вовсе ненужные 817 . Niveau de l’ Осеап 818 . Сумерки. Дебрь Хозевитская 819 . Спуск в равнину Иорданскую. Наш приют 820 . Палатки в саду. Размещение гостей по комнатам. Скорый ужин. Сон на скамье под открытым небом. Среда, 27 мая Всякого рода шум и гам, продолжавшийся всю ночь, мешал заснуть мне надлежащим образом. В 3 часа уже все были на ногах. Я, конечно, был готов ранее других и по-прежнему ехал впереди за кавасами. За мною скороход нес на палке горящую смолу.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonin_Kapust...

И чем больше христианин входит в познание Бога, тем больше он почитает себя невеждою, и чем больше учится, тем более признает он себя ничего не знающим. Такое сознание, такое смирение благодать производит в душе, как нечто естественное 815 . Результаты такого смирения велики. Прежде всего, Бог, видя, что человек сделанное естественными силами приписывает Богу, дарует ему собственное Свое – духовное, Божественное – плоды Духа – радость и веселие 816 . А, во-вторых, Господь все, что ни сделает христианин доброго в чувстве смирения и при помощи благодати, приписывает самому же человеку. «Душа говорит: все Твое, дом, в котором живу, – Твой и одежды мои – Тебе принадлежат. Ты меня питаешь, Ты снабдеваешь меня всем потребным». Тогда Господь начинает говорить на это: «Делаю тебе милость; это имение твоя собственность; эта добрая воля – твоя же собственность. За любовь твою ко Мне, вот, даю тебе и то, чем не обладала ты доныне, чего не имеют люди на земле. Вместе с душею твоею приими и Меня, Господа, чтобы всегда тебе веселиться и радоваться со Мною» 817 . Вторым выдающимся свойством внутреннего настроения преуспевающих является страх. «Предстоящие Христу, пребывают в непрестанном страхе и трепете, чтобы не погрешить в чем-нибудь против святых Его Заповедей» 818 и через то не утратить небесного сокровища. Но что это за страх? Есть ли он то гнетущее чувство, которое причиняло одно лишь страдание человеку и доводило его до отчаяния, или же этот страх сопровождается иными чувствами? Религиозный страх неотделим от радости и веселия, которое охватывает сердце христианина, вкусившего благодать 819 . Христианин боится, трепещет и этим самым подогревает чувство духовного восторга от исполнения заповедей Божиих. «Представь, что иной имеет у себя сокровища и отправляется в такие места, где есть разбойники; радуется он на свое богатство и сокровище, но и боится, чтобы не напали и не ограбили его разбойники и в таком бывает состоянии, как будто собственное тело свое несет у себя в руках» 820 .

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Zhadan...

Единственным источником апостольского учения будет авторитетная традиция. Библейские оправдания при ней излишни, поскольку они не давали искомого события, и генетические авторы напрасно трубят, яко бы Апостол опирался на филоновских интерпретациях двойственного рассказа Моисея о происхождении людей на земле 810 и отсюда извлек всю свою христологию. 811 В этом не было надобности для изображения исторической личности Спасителя. Посему суетно стремление комментаторов свести апостольские слова о «втором Адаме» к утраченному греческому варианту, который подвергся искусственным экзегетическим операциям, в роде каббалистических. 812 За этими изъятиями, – для мысли о двояком творении человека 813 не будет самых слабых намеков в апостольском тексте, 814 и сходство по данному пункту оказывается тем более призрачным, чем усерднее его защищают. 815 Таким путем устраняются все побуждения и материалы для различения в самом человечестве моментов домирного и земного, коль скоро речь касается лишь двух исторических субъектов. Значит, идея небесного человека не содержится у благовестника 816 и навязывается ему по тенденциозному перетолкованию. 817 Чуждая всему Свящ. Писанию, 818 – она не исповедывалась Апостолом языков 819 и даже отрицалась им с догматической неумолимостью. 820 Поэтому и ученые, симпатизирующие генетическим стремлениям, соглашаются, 821 что филоническими сближениями влагаются в апостольскую систему новые элементы, не заключающиеся в ней, 822 и присутствие их считают не аргументированным 823 по существенному различию. 824 Само собой ясно, что критические гипотезы будут субъективными фантазиями, 825 которые не пригодны для исследуемого предмета и своей бесплодностью скорее убеждают в независимости великого проповедника благодати спасения. 826 Но этим разрешается только часть вопроса. Мы нашли, что в разобранном отрывке Христос характеризуется по Своему соответствию и адверсативности земному праотцу или в искупительном достоинстве исторического Избавителя. Таковым Господь стал по причине превосходства Своей природы, которая торжествует в самых космических стеснениях и имеет небесный источник.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

К первым благам, относится добродетель 812 и блага небесные, которых ухо не слышало и око не видело и которые не приходили на сердце человеку ( 1Кор.2:9 ) 813 ; ко вторым – так называемые человеческие или земные блага: богатство, красота, здоровье, сила, – которые только по участию в истинных благах заслуживают название благ 814 . Такие блага называются, как и у стоиков, средними вещами, потому что сами по себе они не имеют нравственного значения и не могут быть названы ни добром, ни злом 815 . Нравственное значение они получают от нашего отношения к ним 816 . Не стоя в существенной связи с истинным благом – добродетелью, которая, как наше внутреннее достояние и Божий дар, по существу, ни от чего внешнего не зависит 817 , они всё-таки могут способствовать или препятствовать её обнаружению. Без таких средних вещей, как жизнь и здоровье, не могут состояться ни добрые, ни злые дела; равным образом, внешние бедствия, например скорбь, хотя не может сокрушить истинной добродетели, однако расслабляет душу, делает её менее прилежной к учению и добродетели 818 . Отношении христианина к средним вещам, как увидим, различно на различной ступени нравственного развития. К второстепенным благам относят и приятные душевные волнения, и удовольствия 819 . Хотя Климент не говорит о них подробно, но, насколько он касается этого предмета, можно думать, что во взгляде на удовольствия Климент находится в ближайшей зависимости от Филона. Удовольствия (δονα) вошли в жизнь, говорит Климент, как нечто вспомогательное, как например, соль для пищеварения. Они суть простые следствия естественных потребностей – в пище, питье и т. п., хотя наслаждение ими не представляет чего-либо необходимого и само по себе ценного 820 , чего следовало бы желать ради его самого 821 , почему Эпикур, поставивший удовольствия высшим благом, Климентом сильно порицается 822 . Чувственное удовольствие или похоть Климент, безусловно, осуждает, но, однако, он допускает, как мы видели, возможность удовольствий безвредных, радостных волнений, которые доставляются добродетелью и богосозерцанием, и ценит их 823 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Mirtov...

814 В предыдущем стихе Елиус говорит, что делает освободившийся от болезни пред Богом; здесь говорит, что он должен делать пред людьми. Он представляет выздоровевшего прославляющим пред людьми благость и милосердие Божие. Я менее страдал, нежели сколько заслужил своими грехами. Вина моя была больше, нежели наказание, посланное на меня. 815 Я заслуживал смерть и долженствовал быть предан разрушению; но Бог даровал мне жизнь и восхотел, чтоб я вкушал ещё дары Его на земле. 816 Бог употребляет многие способы, чтобы побудить заблудившегося человека к нравственному исправлению; Он делает это посредством видений в ночи, болезней и высших наставлений; делает по Своей неизмеримой благости часто, чтобы не наказать человека смертью, когда он ещё не покаялся и не исправился. 817 Иов должен втайне приложить сказанное к себе самому, и помышлять в своей болезни об исправлении вместо несправедливых жалоб, если хочет выздороветь и вкушать счастье. 818 Если ты имеешь что-либо сказать против моих слов; то говори свободно. Я желал бы, чтоб изображение заблуждающегося и наказываемого болезнями не касалось тебя и чтобы ты остался совершенно невинен. 819 Если ты находишь себя не совсем свободным от пороков, и начинаешь сознавать, что ты заслужил. наказание от Бога: то слушай молча уроки, которые я намерен дать тебе. Под словом мудрость разумеется всё нравственное учение, все полезные знания и вообще всё, что может сделать человека мудрым и нравственно-добрым. См. прим. на Сир. 1:1 . Уже из этих слов видно, что мудрость, которую Елиус проповедовал, не была для Иова чем-либо новым. Что Бог хочет привести грешника несчастиями и болезнями к познанию себя самого и к исправлению его нравственности, и что Он исправившегося грешника освободит от его страданий и опять ущедрит благодеяниями, это многократно повторяли друзья Иова в прежних речах. Главную часть спорного вопроса –навлёк ли Иов свои страдания преступлениями, Елиус так же мало раскрывает, как мало раскрыли её прежние собеседники. 821 Иов не может упрекать меня за то, что я подвергаю исследованию истину его слов и справедливость его жалоб; поскольку он сам дозволил себе тоже в отношении к друзьям своим. См. прим. на 12:11, где обясняется сие подобие.

http://azbyka.ru/otechnik/Agafangel_Solo...

Воплотившийся Господь был истинным человеком, цветом от корене Иессеова ( Ис. 11:1 ), Потомком Давидовым, Которому обещано было царство ( Лк. 1:32 ) 815 , – словом – был тем обещанным Мессиею, Который составлял средоточие ветхозаветных пророчеств, был тем центром, к которому обращены были взоры ветхозаветного человечества, – Он, будучи Богом истинным, вместе с тем был и истинным человеком. Прежде всего, Тертуллиан останавливается на пророчестве Исаии об Еммануиле. Сколько бы Маркион ни оспаривал это пророчество, его приложимость к лицу И. Христа, несомненно, одно, что это лицо – Еммануил, с нами Бог, есть И. Христос 816 . Образ этого могущественного лица – Еммануила приложим к одному И. Христу, сильное оружие Которого – слово – проникает во всю землю и постоянно делает великие завоевания 817 . Еммануил есть вместе с тем и Христос, Помазанник; но чтобы быть помазанным, необходимо быть человеком, иметь истинное, а не фантастическое тело 818 .– Относительно И. Христа в Ветхом завете находится очень ясный прообраз в лице И. Навина. И. Навин и как вождь, введший народ Божий в землю обетованную, и как носитель имени «Иисус» указывает на нового вождя – И. Христа. Подобно ветхозаветному Иисусу, новозаветный Иисус вводит в обетованную землю, т. е. «в царство жизни вечной другой народ, рожденный в пустыне века», вводит чрез благодать евангелия, а не чрез дисциплинарный закон (ибо не Моисей, представитель этого закона, а Иисус Навин ввел евреев в землю обетованную). Иисус Христос есть тот Ангел, о Котором говорил Ветхий Завет ( Исх. 23:20 ) 819 . Словом – сопоставление ветхозаветных пророчеств с новозаветными евангельскими событиями приводит к твердому убеждению, что И. Христос есть обетованный издревле Мессия, явившийся во плоти. По исполнении времен Он явился для искупления человечества, явился в том именно виде, как указано было в ветхозаветных пророчествах, пришел в зраке раба, бесславный, незнатный и обесчещенный, – уничижение и смирение Его – черты Его служения роду человеческому ( Ис. 53; 52:14 ; Псал. 44:3 ) 820 . Предуказанные в ветхозаветных пророчествах и с точностью исполнившиеся на И. Христе уничижение и страдания, служат – с одной стороны – доказательством того, что Он принял истинную человеческую плоть, в которой и пострадал, с другой – доказывают Его мессианское достоинство и после себя, по-видимому, не должны допускать сомнений в лице И. Христа, на Котором, несмотря на уничижение, почиют дары Св. Духа ( Ис. 11:2 ), Который в Своей земной жизни является Учителем ( Ис. 50:10 ) и Примирителем человечества с Богом ( Ис. 53:12 ) 821 .

http://azbyka.ru/otechnik/Tertullian/ter...

В 785/6 г. эмир Али ибн Сулейман разрушил ряд новопостроенных церквей, хотя копты предлагали ему за сохранение храмов 50 тыс. динаров. Преемник Али эмир Муса ибн Иса в 787/8 г. разрешил восстановить церкви, ссылаясь на то, что они были построены при первых халифах. Подобные эпизоды разрушений и восстановлений храмов повторялись и при следующих губернаторах. Непостоянной была и конфессиональная принадлежность церквей, к-рая зависела от политической обстановки. Так, во 2-й пол. 90-х гг. VIII в. мелькитский Александрийский патриарх Политиан , известный врач, вылечивший, согласно «Хронике» Евтихия Александрийского, любимую наложницу халифа, получил от него новый указ о возвращении мелькитам храмов, отнятых коптами, и перевел в свою юрисдикцию «многие церкви». Переломным рубежом в истории христ. Востока был кризис, охвативший халифат после смерти халифа Харуна ар-Рашида в 809 г. Опустошительная междоусобная война его сыновей аль-Амина и аль-Мамуна в 811-813 гг. сопровождалась полной дезинтеграцией гос-ва, смутой и анархией, больнее всего ударившими по христианам. Египет оказался разделен между предводителем араб. племен йеменитов Абд аль-Азизом аль-Джарави, державшим бóльшую часть Дельты, и лидером хорасанского контингента ас-Сари ибн аль-Хакамом, к-рый контролировал Фустат и В. Египет. Зап. край Дельты оспаривали друг у друга племена лахм и джадхам. В 815 г. в Александрии утвердилась группировка андалузских арабов, бежавших из Испании из-за конфликта с местным эмиром. Андалузцы занимались пиратством у визант. берегов и продавали пленных на невольничьих рынках Александрии. Копт. патриарх Марк II (799-819) выкупил и освободил до 6 тыс. пленников. В 816 г. андалузцы и лахмиты вошли в открытую конфронтацию со старой араб. аристократией Александрии. В результате 3-дневного сражения андалузцы овладели Александрией, араб. знать была перебита, а город разграблен. Сгорели мн. церкви и дома, патриарх Марк бежал из города. По нек-рым свидетельствам, андалузцы изгнали из Александрии всех христиан и иудеев и овладели их собственностью. Патриарх нашел убежище в сел. Набарух в Дельте под покровительством местного христ. архонта Макары. Ок. 817 г. орды бедуинов разграбили и сожгли мон-ри Вади-Хабиб. Уцелевшие монахи рассеялись по стране. Смуты привели к прекращению паломничества к гробнице св. Мины, к-рое обеспечивало Патриархии значительную долю ее доходов. «Инфраструктура» копт. общины оказалась серьезно поврежденной. Патриарх Марк написал скорбные стихи о разрушении храмов Александрии и мон-рей Вади-Хабиб.

http://pravenc.ru/text/2057208.html

Поскольку, по написанному, пища и питие Бога – наше спасение, 809 Господь, совершив его посредством домостроительства плоти, и приведя это самое наше спасение к цели и завершению через Свое учение и жительство [с нами], делает так, чтобы ученики Его стали выше чувственного, и говорит, что не будет пить от плода виноградного, то есть совершившегося домостроительства спасения посредством Своего пребывания с людьми. 810 Однако в грядущем веке Он будет пить [вино] новое, то есть обновляемое Святым Духом, благодатью творя из достойных – богов, посредством экстатического 811 и опьяняющего причастия [Божественным] благам. 812 181 . Что означают слова: Не пребудет Дух Мой в этих человеках, потому что они плоть; дни же их будут сто двадцать лет ( Быm. 6, 3 – LXX )? 813 Заботясь о спасении людей, Бог предрек тогда, что их дни будут сто двадцать лет. До того, как Ною было велено сделать ковчег, прошло двадцать лет, а строил он ковчег сто лет, 814 так чтобы пребывая рядом с ним, [люди] пришли к исправлению. Затем же Бог навел потоп и истребил всех. Таким образом, истинно гласит Писание, что жить этому поколению сто двадцать лет, с тех пор как Бог погрозил им. 815 182 . Что в Деяниях означает Евтих, упавший с третьего яруса во время беседы Павловой ( Деян. 20, 9 )? 816 Всякий ум, который взошел на первый ярус, то есть делание, стал на втором, то есть естественном созерцании, и поднялся на третий, то есть [достиг] высоты богословия посредством неколебимой веры, а потом пренебрег словом Божиим и задремал, – [всякий такой ум] падает с того, что названо третьим ярусом. 817 Если же слово учения, нисходящее к нему, найдет в нем что-то живое, и если он не вовсе умер от отчаяния, тогда он вновь оживляется посредством покаяния. 183 . Как это [понять], что, когда намерение 818 [было] не одно и то же, сказано в Евангелии, что динарий один был дан управителем тем, кто трудился в винограднике, хотя призывания были разные. 819 Некоторые из святых отцов говорят, что различные [времена] призывания означают разные возрасты, 820 другие же – разные намерения. 821

http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Ispoved...

Продолжительность службы для всенощной и литургии определить приблизительно в 1 1 / 2 часа, а на двунадесятые праздники (...) продолжительнее. Для судовых церквей служба может быть еще сокращеннее (1 1 / 4 ) 811 . Протопресвитер армии и флота Г.И. Шавельский 812 в своих воспоминаниях рассказывает о безуспешной попытке получить благословение Святейшего Синода на составленный им в 1915 году по образцу придворного распорядка сокращенный устав богослужения для военных и морских церквей. Тем не менее, соответствующие указания с разрешения государя были изданы и разосланы в войска 813 . В приказе духовенству действующей армии от 30 мая – 1 июня 1916 г. протопресвитер указывал: Гоняться следует не за количеством, а за качеством. В военное время богослужение не может и не должно быть продолжительно: совершение богослужения по уставу невозможно; пропуски и сокращения неизбежны. Но необходимо, чтобы сокращения были сделаны разумно. (...) Во избежание неудачных сокращений и соблазнительного для молящихся разнообразия, предлагаю к сведению напечатанный ниже порядок, принятый в большинстве придворных и домовых петроградских церквей. Удлинение службы сравнительно с этим порядком, конечно, не возбраняется, где время и обстоятельства позволят сделать это 814 . Приведенный распорядок всенощной близок к рукописному уставу 1900 года, с той разницей, что шестопсалмие сокращается до 4 псалмов, на каждой из 4–5 песней канона читается по 2–3 тропаря; ектении произносятся великая и сугубая на вечерне, великая, просительная и одна малая (по каноне) на утрене 815 . Надо иметь в виду, что указания Шавельского были направлены не на сокращение, а именно на упорядочение службы: по воспоминаниям протопресвитера, составить эту инструкцию его побудило посещение всенощной, на которой «были пропущены все стихиры и шестопсалмие, не было прочитано ни одного стиха из канона» 816 . Вносившиеся в предсоборный период предложения по пересмотру устава не сводились к спискам сокращений. Например, дополнить устав отсутствующими в нем указаниями относительно выноса плащаницы предлагал в 1907 г. профессор А.А. Дмитриевский 817 . По его мнению, не следует, как это обычно делают, вновь полагать плащаницу посреди храма после утрени Великой Субботы. На последующей литургии «поются уже воскресные песнопения, читается воскресное Евангелие, – Христос же находится во гробе – явная несообразность» 818 . Позднее, в 1909 г., профессор безуспешно пытался провести соответствующие предположения через Святейший Синод 819 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010