Итак причина зла падших ангелов заключается не в природе их; их природа, как и всякая другая, даже материальная природа, как создание Бога, необходимо добра, не заключает в себе зародышей зла и не противна Богу, так как Ему противно только небытие 815 и уклонение от природы. Это-то уклонение от природы, как вредное для самой природы, есть преступление, грех , зло. „Само по себе зло очевидно не существует; одно может существовать только добро» 816 . Истинная причина блаженства ангелов есть привязанность их ко Всевышнему; истинная причина злополучия злых – отвращение от Него и привязанность к себе самим, то есть гордость. То и другое есть дело воли. Но где причина неестественного направления воли злых духов? Действующей причины этого явления нет. Воля, будучи причиной дурных действий, сама не есть действие и не имеет причины. Две воли, при одинаковых условиях проявления их, обнаруживаются различно только потому, что одна хочет так, другая иначе 817 . „Итак никто пусть не спрашивает о действующей причине злой воли, – такой причины нет; злая воля не есть воля действующая, но недомогающая, – причиною ее служит не напряжение, но ослабление ее энергии, и искать причины этого ослабления тоже, что желать видеть тьму или слышать безмолвие» 818 . Но как эта дурная воля принадлежит своему обладателю только потому, что он хочет ее, то недомогание воли справедливо наказывается, как свободное 819 . „Но если у злой воли нет естественной или, если так можно выразиться, бытийной (essentialis) причины, потому что зло изменяемых духов, портящее добро природы, берет свое начало в ней самой, и потому что такою делает ее недомогание, по которому оставляется Бог, недомогание, не имеющее конечно причины»; то нельзя того же сказать о воле ангелов добрых. В отношении к ним Бог есть виновник их воли, как и их природы. Он дал им одновременно и природу и благодать, и они никогда не были без доброй воли и без любви к Богу 820 . – В моральной природе святых ангелов Августин находит возможность общения между ними и людьми и соединения их в общее царство Божие.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Krasin/...

Обращаем внимание только на те взгляды, которые своеобразно устанавливают иную хронологическую дату пленения пророка Даниила, понимая «третий год Иоакима» в другом, отличном от проведённого нами смысле. Некоторые принимают эта слова в прямом, буквальном смысле, как они стоят в Библии: в третий год Иоакима, говорят, Навуходоносор, до вступления еще своего на престол, пошел на Иудею, взял Иерусалим, а затем оттуда, в четвертый уже год Иоакима, направился к Кархемишу, разбил фараона и т. д. (рассказ по Берозу). Такой взгляд проводят Гофман 813 , Геферник 814 , Циндель 815 , Филлер 816 , Бухарев 817 и другие. Но если так, то какой же смысл имело пророчество Иеремии о нашествии Навуходоносора, произнесенное в 4-й год Иоакима 818 ? Что значили тогда слова пророка: «вот, Я пошлю и возьму все племена северные и пошлю к Навуходоносору, царю вавилонскому, рабу Моему, и приведу их на землю сию» 819 , когда это нашествие Навуходоносора было уже годом раньше и Иоаким уже был вассалом вавилонского царя? С какою, затем, целью Навуходоносор пошел на Иерусалим в третий год Иоакима? Если только для того, чтобы расширить пределы своих владений, то почему же первою пала под его властью именно Иудея, а не другие государства, лежащие сравнительно ближе к Вавилону? Да и мог ли Навуходоносор в 3-й год Иоакима отправиться на Иерусалим, когда ему предстояло другое поприще для военной деятельности? Ведь фараон Нехао овладел соседними с Вавилоном землями, дошел уже до Евфрата 820 , с целью завоевать северные пределы вавилонского государства; без сомнения, это он и сделал бы, если бы при Кархемише не потерпел окончательного поражения. Не будь этого, он от Кархемиша двинулся бы, пожалуй, и на сам Вавилон. Как же мог Навуходоносор в это время идти на Иерусалим? Не значило ли бы это рисковать всеми своими владениями, открыть фараону свободный доступ к самому Вавилону, как бы уступить его ему без боя? С другой стороны, разве фараон, в свою очередь, позволил бы Навуходоносору отвоевывать подвластные ему земли? Разве он пропустил бы вавилонян сзади себя и оставил ли бы их на свободе? Ведь и это значило бы точно также открыть Навуходоносору прямой путь в Египет.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Pesocki...

Эти подземелья (пещеры), над коими простирались, вероятно, величественные палаты, служат теперь убежищем для шакалов и других диких животных. Устья входов их усыпаны костями баранов и козлов, а отвратительный запах, который выходит из большей части из них, есть достаточное предостережение не проникать глубже в берлогу 815 . Царь лесов теперь бродит в Вавилоне, построенном Навуходоносором для собственной своей славы, а храм Вила, величайшее произведение человека, похож теперь на львиную берлогу. Два или три величественные льва были замечены на его высотах Робертом Кер-Портером, когда он приближался к нему, и широкие следы их ног оставались явственно на глинистой почве 816 . Подобный же след львиной ноги видел здесь майор Кеппель. Вавилон в тоже время есть убежище шакалов, гиен и других вредных животных 817 . Дикие звери во множестве в Муджелибее, а также в Бирс-Нимроде. «Вал был полон больших пещер; мы вошли в некоторые из них и нашли, что они были усеяны трупами и скелетами только, что убитых животных. Нечистоты от диких зверей были так велики, что благоразумие взяло верх над любопытством: ибо у нас не было сомнений насчет дикого права обитателей. Наши вожатые нам говорили, что все развалины изобилуют львами и другими дикими зверями. Итак, буквально исполнилось божественное предсказание, что здесь будут лежать дикие степные звери, а дома их будут полны отвратительных тварей, что дикие звери островов будут кричать в их разоренных домах 818 . Страшный запах гнили и невыносимая вонь выходили из этих отвратительных остатков и из коридоров, сделавшихся пещерами диких зверей, которые проложили себе дорогу в них сверху», «Выступило на Вавилон море; он покрыт множеством волн его». Следы западного берега Евфрата теперь неразличимы. Река разливается беспрепятственно, и самые развалины унесены водой. Почва здесь низка и болотиста и не представляет ни малейшего следа от прежних строений 819 . Болота и пруды изрыли землю в различных местах. Долгое время после опадения вод Евфрата, большая часть этой долины едва ли бывает сколько-нибудь лучше болота, и пр.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dok...

Как апостолы, так и последующие церковные писатели, говоря об обязанностях руководителей христианской церкви по отношению к верующим и об обязанностях верующих к своим руководителям, обыкновенно имеют в виду всех предстоятелей как епископов, так и пресвитеров, нисколько не давая понять, что не всем предстоятелям, а только одному епископу принадлежит главное руководство церковью. Впервые епископ выделяется из ряда пресвитеров в пастырских посланиях ( 1Тим.3:1 и д.; 1Тим.5:17 ), да и то не вполне ясно (ср. Тит.1:5–7 ). Вполне ясное различение этих двух степеней иерархии мы встречаем лишь у Игнатия Антиохийского . У него же впервые мы находим и указание на то, что пресвитеры занимали в церкви второстепенное положение. Он внушает пресвитерам уступать (συγχωοντες) епископу, оказывать ему всякое уважение (ντοπ) 813 и успокоивать (ναψχειν) его 814 . Но и у Игнатия нет речи о повиновении пресвитеров епископу. Точно так же по Церковным Канонам пресвитеры должны оказывать готовность по отношению к епископу (ποϑυμομενοι τν ποιμνα). Но с другой стороны они в некотором смысле ограничивают единоначалие епископа, поскольку им усвояется право участия в разделении церковных приношений не только верующим, но и самому епископу (гл. 2). По Клементинам епископа должно слушать, а пресвитеров почитать 815 . Епископ – кормчий или помощник Кормчего Христа, пресвитеры – простые матросы 816 . Они должны заботиться, чтобы было исполнено приказанное (епископом?) и о своих судебных решениях обязаны доносить епископу 817 . Однако и здесь епископ не является единоличным управителем общины. Он называется архонтом (χν) 818 , т. е. магистратом 819 , который правил сообща и с согласия совета. С течением времени епископ делается более автократичен. Он начальствует (χειν) не только над верующими, но и над пресвитерами 820 . Он уподобляется уже не архонту или магистрату и принцепсу, а монарху, царю 821 . Пресвитер называется теперь π πισοπον πεσβτεος 822 . Достойно примечания, что выделение епископа из ряда предстоятелей в источниках, относящихся к малоазийским и сирийским церквам, наблюдается ранее, чем в источниках римского происхождения.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Myshcy...

13 Дело канцелярии обер-прокурора Святейшего Синода 5172; Дело архива Святейшего Синода 463. 15 По палестинским штатам Иерусалимскому патриарху, оказалось, следовало получить с русского правительства, начиная с 1778-го и кончая 1829 годом, 6101 руб. 86 коп., каковая сумма и была отослана к патриарху и им получена. 16 При рапорте митрополита приложена была копия с краткой выписки из приходно-расходных книг за первые две трети 1829 года, из которой видно, что в приход с 1 января по 1 сентября 1829 года поступило: от продажи свеч и в кошелек 548 руб. 84 коп., от жильцов за квартиры 1306 руб. 50 коп., заимообразно от управляющего Иерусалимским подворьем архимандрита Венедикта 896 руб. 81 коп., заимообразно от грека Юрия Константинова Хаджикости 815 руб. 27 коп., итого в приходе 3597 руб. 42 коп. В расход на церковные потребы – просфоры, ладан и вино 99 руб. 30 коп., на поправку подворья 860 руб. 55 коп., употреблено на стол, чай и сахар для архимандрита и при нем служащих на хлеб и одежду 819 руб. 30 коп., на выдачу жалованья священнику, дьячку, на раздачу диаконам и певчим 568 руб. 32 коп., на выдачу жалованья служащим при архимандрите келейным повару, кучеру и дворнику 360 руб. 40 коп., на содержание лошадей, экипажа и прочего по конюшне 333 руб. 5 коп., на дрова 136 руб., при отправлении монахов в Грецию извозчику 200 руб., за украденные у диакона из кельи собственные вещи выдано ему в помощь 85 руб., на разные подворские расходы 143 руб. Итого в расходе 3605 руб. 42 коп., передержано против прихода 8 рублей. 18 Дела архива Святейшего Синода 76, 107,141,1110; Дело архива канцелярии обер-прокурора Святейшего Синода 23 576. 20 Об усилиях прусского и английского правительств (начиная с 1841 г.) прочно водворить в Палестине протестантизм, об учреждении в Иерусалиме в 1812 г. евангелическо-англиканского епископства и о вызванном этими обстоятельствами стремлении со стороны латинства еще более расширить и тверже поставить свою пропаганду в Палестине подробно сказано в статье: Православие в Святой Земле//Православный Палестинский Сборник. Вып. 1. К этой статье мы и отсылаем интересующихся этим делом читателей.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kapter...

490 лет, пока не придет Святой Святых, чтоб изгладить беззаконие, утвердить правду (оправдание) вечную и наложить печать, т. е. утвердить или исполнить все пророчества (9:20–24). 814 Начало исчисления седмин – издание указа о возобновлении Иерусалима: знай и уразумей: с того времени , как выйдет повеление о восстановлении Иерусалима (9:25); а конец слова и видения – разорение города и храма: и до конца войны будут опустошения (9:26). По порядку событий седмины эти располагаются следующим образом. В течение первых семи седмин, т. е. сорока девяти лет, будут возобновлены Иерусалим и храм, хотя и посреди тесных или неблагоприятных обстоятельств (9:25 815 ). По истечении следующих затем шестидесяти двух седмин или 434 лет (а всего от издания указа с вышеозначенными – 483 годов) придет Мессия и будет предан смерти невинно (9:26 816 ). В последней седмине утвердится завет новый для многих, хотя и не для всех, к несчастию; именно, в половине оной прекратятся ветхозаветные жертвоприношения и во святилище будет мерзость запустения (9:27 817 ). Потом, по истечении всех седмин, спустя несколько лет, придет народ (Римляне) под предводительством вождя (Тита), разрушит город и храм, которые и останутся в запустении до скончания времени или навсегда (9:26–27 818 ). Поскольку случаем к произнесению этого пророчества было приближение окончания семидесятилетнему пленению Вавилонскому ( Дан 9:1–19 ), и поскольку седмины лет были у Иудеев во всегдашнем употреблении, так что семилетия полагаются у них в основание гражданского летоисчисления ( Лев. 25:8 819 ): то, очевидно, в этом пророчестве должно считать седмины лет, а не седмины дней, которые дадут слишком краткий срок – 490 дней, неоправдываемый историей восстановления храма и Иерусалима; равно и не седмины столетий, которые дадут 4900 лет, также отвергаемые достоверно известными обстоятельствами устройства Иерусалима и храма после пленения Вавилонского. С какого предела следует начинать счет седмин? Об этом у Даниила определенно сказано: от исхода повеления, возвратить в прежнее состояние или восстановить Иерусалим ( Дан 9:25 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Hergoz...

801 Без сомнения это было народным преданием у Евреев; в священном же писании мы не находим ничего подобного. Но нельзя этого сказать о Гиппократе, у которого сделан тот же самый расчет, Ендиусом воспроизведенный в таких двух стихах: Lex in lacte dies, tres sunt in sangvine terni, Bisseni carnem, tu seni membra figurant. 813 Εχινδνευε. Глагол этот означает не только подвергаться опасности, но и быть приведенным на суд. Библия доказывает, что Авраам никакой опасности со стороны Авимелеха не подвергался, но что он был призван перед него, чтобы дать отчет в побуждениях заставлявших его таить истинную связь, соединявшую его с Сарою. 815 Праведность квадратна, говорится в подлинном тексте. Этим выражением пользуются Платон и Аристотель для означения человека, убеждения которого тверды и который не дает над собою никакой власти ни страстям, ни событиям, ни от общественного мнения не колеблется. «Муж квадратный», т. е. во всех отношениях совершенный. Срав. о сем Платона в «Протагоре», Аристотеля в «Ифике» к Никомаху 1:10. Гораций (2, sat. 7) также называет такого человека rotundus. 816 Намек на слова Музония, приводимые Геллием в начале кн. 16-й: «Если вы над чем трудолюбиво и надлежащим образом потрудитесь, то труды от вас быстро удалятся, а добро, вами при семи сделанное, не покинет вас во всю вашу жизнь. Если же что сделали бы вы, из мотивов грязного удовольствия, непотребно, то удовольствие быстро удалится, непотребство же, вами учиненное, всегда с вами пребудет». 817 По Диогену Лаэрцию (10:139) главными положением в учении Эпикура было: «Существо блаженное и бессмертное ни само ни о чем не заботится, ни другим забот не причиняет». Цицерон ту же самую формулу повторяет в кн. 1 своего рассуждения «О природе богов». Quod веатит et immortale est, id non habet, non exhibet cuiquam negotiam». 818 Намек на еретиков, кои учили, что люди различны по природе и что спасение даруется только в этом смысле совершеннейшим. Писатель уже опровергал их ранее. 819 Писатель учит, что и во всякое другое время можно возвыситься до апостольского достоинства, как скоро кто наследует место и достоинство Апостолов. Получать епископство и достигать апостольства таким образом для нашего писателя одно и тоже. Посему он тотчас упоминает и о степенях, епископу подчиненных, т. е. о пресвитерах, председательства не получавших, и о диаконах. Не в ином смысле говорить о сем и Феодорит в толков. на 1Кор. 12:28  и иные места: «Первенствующие христиане так называемых епископов апостолами называли». Тоже в коммент. на Филипп. 1:1–2, где он заключает, что Епафротид облечен был епископством, ибо св. Павел называет его Апостолом. И наоборот апостольство называется епископством в Деян. 1:20 . Древние апостолов действительно нередко называли епископами. Так Епифаний в ереси 27, § 6-м: «Первые Апостолы Петр и Павел они были и епископами». – Срав. Киприана в письме к Рогациану; Амвросия на Еф. 4:2  и у иных весьма многих.

http://azbyka.ru/otechnik/Kliment_Aleksa...

Свт. Игнатий на протяжении всех своих творений, во многих письмах говорит о том, что душою всех подвигов, душою жизни нашей, душою умного делания должно быть покаяние. Все люди без исключения грешны пред Богом, все нуждаются в прощении грехов, и потому все нуждаются в покаянии. Покаяние, по свт. Игнатию, естественно нам, как действие нашей совести, и оно есть остаток первобытной непорочности человека, оно есть сознание этой непорочности и скорбь о утере ее. Поэтому делание покаяния и умное делание, в частности молитва, должно быть одним деланием. «Истинная молитва есть голос истинного покаяния. Когда молитва не одушевлена покаянием, тогда она не исполняет своего назначения, тогда не благоволит о ней Бог» 815 . От нашего падшего духа может быть принята Богом только одна жертва – покаяние, и именно скорбь и болезнь покаяния заключает в себе семя исцеления естества человека. Нам должно проникаться, покуда мы облечены плотью, чувством своей крайней греховности, своего недостоинства пред Богом и неспособности самим приблизиться к Нему. Покаяние претворяет человека из душевного в духовного, возводит его в совершенство, и потому оно должно быть непрестанно, им должно одушевляться непрестанное умное делание 816 . Первое, на что обращает внимание свт. Игнатий, касательно покаяния, есть зрение греха своего. Для нас существенно важно познание наших немощей, видение падения нашего. На этом сосредоточено умное делание, мы для того и вступаем во внутренний подвиг, чтобы открыть в себе скрытно живущие страсти. «Для уверования во Христа и для принятия христианства нужны сознание своей греховности и покаяние; для пребывания в христианстве нужны зрение своих грехов, сознание, исповедание их и покаяние» 817 . «Чем более человек вглядывается в грех свой, чем более вдается в плач о себе, тем он приятнее, доступнее для Духа Святаго, Который, как врач, приступает только к сознающим себя больными, напротив того, отвращается от богатящихся суетным своим самомнением» 818 . Именно зрение греха своего вводит нас в смиренномудрие, дарует нищету духовную, первое блаженство, являющееся основанием для стяжания всех прочих блаженств. Ищущий открыть свою греховность, повергает себя в сокрушении сердца пред Богом, в нем не возникнет и тени мнения о самом себе. Он чужд всякой фальши, всякой неестественности и самообмана. Душа тогда бывает способна к исцелению, когда сознает свою греховность; и видение своих немощей и ничтожества побуждает устремляться чистотою молитвой к Богу. «Вся надежда такой души сосредоточена в Боге, и потому нет для нее причин к развлечению при молитве; она молится, совокупляя во едино свои силы, и устремляясь к Богу всем существом своим; она по возможности часто прибегает к молитве, она молится непрестанно» 819 .

http://azbyka.ru/otechnik/Valerij_Duhani...

813 8 марта 1917 г. император Николай II и его семья были арестованы и содержались в Александровском дворце в Царском Селе. В ночь с 31 июля на 1 августа они были вывезены оттуда в Тобольск. 814 Отец министра юстиции А. С. Зарудного, Сергей Иванович Зарудный, был одним из творцов и главных деятелей судебной реформы 1864 г. – самой демократической из всех «великих реформ» Александра II. 815 Такое постановление Временного правительства было принято 2 августа 1917 г. Предполагалось, что оно будет действовать вплоть до Учредительного собрания. 816 Этот слух не подтвердился. Генерал Васильковский ушел в отставку несколько позже – 27 августа 1917 г. 817 5 августа был освобожден и Л. Б. Каменев по постановлению прокурора Судебной палаты, «ввиду отсутствия против него каких-либо обвинений». 818 Имеется в виду Московское государственное совещание (12–15 августа 1917 г.), проведенное по инициативе Временного правительства для ознакомления общественности с его взглядами и планами на будущее. 819 Корнилов и Каледин выступали 14 августа. Корнилов говорил о развале в армии, приводил примеры оставления полками своих позиций и примеры убийства офицеров солдатами. Первоочередными задачами называл борьбу с анархией и восстановление дисциплины. Отмечал, что в сложившейся обстановке демобилизация армии невозможна: недисциплинированная толпа разгромит беспорядочным потоком всю страну. Не возражал против существования комитетов солдатских депутатов, но только не в областях оперативной, боевой и выборе начальников. По его мнению, комитеты должны заниматься хозяйственными вопросами и внутренним бытом армии. Каледин, от имени объединенного казачества, приветствовал решимость Временного правительства освободиться в деле государственного управления от давления партийных и классовых организаций, вместе с другими причинами приведшего страну на край гибели. Отметил, что среди казаков не было дезертиров, т. к. казачество, не знавшее крепостного права, искони свободное и независимое, не опьянело от свободы. Для спасения страны предлагал ряд мер, среди которых были: недопущение вовлечения армии в политику, запрещение митингов и собраний, упразднение советов и комитетов, дополнение «Декларации прав солдата» «Декларацией» его обязанностей и др. Речь Каледина вызвала бурю протеста слева и овации справа.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_M_Bogos...

1 Если б не был с нами Господь, – да скажет Израиль; 2 Если б не был с нами Господь, когда люди восстали на нас, они поглотили бы нас живыми. 3 Когда хлынула их ярость на нас, воды бедствий потопили бы нас. 4 Но душа наша преодолела поток; 5 Преодолела душа наша воды стремительные. 6 813 Благословен Господь, Который не дал нас на растерзание врагам нашим! 7 814 Душа наша, как птица, избавилась от сетей вражьих; порвались их сети, и были мы спасены. 8 815 Помощь наша – имя Господа, сотворившего небо и землю! Слава: Песнь восхождения, 124. 1 Надеющиеся на Господа подобны горе Сиону; не поколеблются вовеки те, что живут в Иерусалиме! 2 816 Горы осеняют их, и Господь осеняет людей своих отныне и вовеки. 3 817 Ибо не дает Господь грешникам власти над праведными, да не протянут праведные рук своих к беззаконию. 4 Даруй, Господи, блага тем, кто добр и праведен сердцем! 5 818 А людей развращенных и творящих беззакония покарает Господь. Мир Израилю! Песнь восхождения, 125. 1 819 Когда возвратил Господь из плена сынов Сиона, как мы были утешены! 2 Тогда исполнились радости уста наши, язык наш – веселия; тогда говорили народы: «Великое сотворил с ними Господь»! 3 Великое сотворил с нами Господь, и мы возвеселились. 4 820 Возврати, Господи, всех пленников наших, как потоки, гонимые ветром южным! 5 821 Сеявшие слезы пожнут радость. 6 Уходившие в плен плакали и роняли, как семена, слезы свои; а те, кто вернется, придут в радости и пожнут урожай. Песнь восхождения, 126. 822 1 Если Господь не положит основание дома, напрасно трудятся строители его; если Господь не сохранит город, напрасно бодрствует стража. 2 Напрасно встаете вы на труды свои на рассвете. Вы, вкушающие скорбь, будто хлеб, вставайте, хорошо отдохнув, ибо даст Господь возлюбленным Своим сон. 3 823 Вот оно, наследие Господне, – сыновья, порожденные нами, награда наша. 4 Что стрелы в руке сильного, то юные сыновья изгнанников. 5 824 Блажен тот, чьи желания исполнят они! Не посрамятся они, когда отпор дадут врагам своим у ворот города. Песнь восхождения, 127. 825

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010