Скачать epub pdf Память преподобного Ионы пресвитера Память 22 сентября Преподобный Иона пресвитер жил в Палестине и был отцом преподобных Феодора и Феофана «Начертанных» , много пострадавших за почитание святых икон от императоров иконоборцев 5971 . Иона отличался богобоязненностью и добродетельною жизнью и особенно усердствовал в страннолюбии и других подвигах христианского милосердия. С любовью заботился он о воспитании своих сыновей; еще дома сам он обучил их книжной премудрости, более наставляя в правилах благочестия. В зрелом возрасте, приближаясь к старости, Иона, по изволению Божию, лишился своей супруги и остаток дней своих решил посвятить на всецелое и совершенное служение Богу. он удалился в прославленную подвигами преподобных иноков, уединенную лавру святого Саввы Освященного , где ранее подвизались и его святые сыновья. Здесь он принял иноческий постриг и, подражая святой, подвижнической жизни иноков той обители, стяжал еще большую богобоязненность и со страхом соделывал свое спасение. Иона непрестанно пребывал в строгом посте и усердных богомысленных молитвах. Молясь о себе, он не забывал и мира, который оставил, и, болея о нем душою и пламенея любовью к ближним, усердно молился Богу о христианском благоустроении, о мире святой Церкви и благочестии царей, ибо цари византийские уклонились тогда в иконоборческую церковь и возмущали мир Церкви Божией 5972 . В таком добродетельном житии Иона достиг преклонной старости и за свою богоугодную жизнь стяжал себе от Бога благодатный дар врачевания. Мирно достигнув конца дней своих, он радостно предал святую свою и блаженную душу Господу 5973 , к Коему всегда пламенел чистою и горячею любовью. 5971 Память прп. Феодора Начертанного празднуется церковью 27 декабря «Начертанными они названы потому, что, среди истязаний, коим они подверглись от византийских императоров-иконоборцев за иконопочитание, на них были начертаны позорные стихи об их безумии, мучительным начертанием коих посредством раскаленных игл им были выжжены лица до самых век. Прп. Феофан известен еще как писатель и творец канонов. 5972 Таковы императоры византийские из современных прп. Ионе: Лев V Армянин (813–820 г.), Михаил II Балба (820–829 г.) и Феофил (829–842 г.). Иконоборческая ересь возникла в Византии в первой половине VIII века и продолжалась до половины IX (842 г.). Читать далее Источник: Жития святых на русском языке, изложенные по руководству Четьих-Миней святого Димитрия Ростовского/12 книг. – Москва : «Ковчег», 2010. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Сицилиец, сын богатых родителей, Мефодий еще юношей покинул родной дом, чтобы поселиться в одном из греческих монастырей на острове Хиос. Юноша быстро достиг не только высот в духовной брани и образовании, но и получил серьезную должность. В качестве адвоката по церковным делам он был отправлен патриархом Никифором в Рим, где сам был рукоположен в пресвитера. В это время в Константинополе один за другим правили императоры-иконоборцы: Лев Армянин (813-820), Михаил II Kochoязычhый (820-829), Феофил (829-842). Они устраивали жестокие гонения на «идолопоклонников», которыми считались верующие, почитавшие иконы. И так как пресвитер Мефодий боролся с иконоборческой ересью, а значит, автоматически выступал против находившегося у власти императора, то сам же и пострадал. Михаил Косноязычный заточил святого Мефодия в темницу. Император Феофил выпустил святого на время, в 829 году, так как вел войну с арабами и нуждался в грамотном и ученом советнике. Такого советника он и обрел в лице святого Мефодия. Правда, проиграв в войне, и убедившись, что святой Мефодий стал еще тверже в своей борьбе с ересью, вину за поражение император также свалил на святого. Феофил был убежден, что Бог покарал его за приближение к себе «идолопоклонника» Мефодия. Возражавший ему Мефодий подвергся жестоким пыткам и был на семь лет заточён в подземелье на острове Антигон. Только при императрице Феодоре, правившей Византийской империей вместо своего малолетнего сына Михаила III, святой Мефодий был возвращен в Константинополь. Более того, в 843 году он был избран и возведен в сан патриарха Константинопольского вместо еретика Анния. Святителю Мефодию в том же году на Поместном Соборе удалось восстановить иконопочитание, установить празднование «Торжества Православия», для чего святитель сам написал чинопоследование праздника, который уже более тысячи лет отмечается Русской Православной Церковью в первую неделю Великого поста. Он также написал немало церковных песнопений, составил чин венчания и правила для обращающихся в веру. При святителе Мефодии восстанавливались разрушенные храмы и собирались мощи святых. Скончался патриарх Мефодий 14 июня 846 года. Святой Мефодий Пешношский

http://foma.ru/znachenie-imeni-mefodij.h...

Понимаете ли, не дни делают нас несчастными, а мы сами. Не удачи или неудачи дней падают на людей, а удачи или неудачи людей ложатся на дни Божии. Вы упоминаете, что Косовская битва произошла во вторник. Неудачное доказательство. Ибо сербы пострадали на Косовом поле не из-за злосчастного вторника, а из-за злосчастной знати. Но все-таки существует одна зловещая тайна, связанная с днем. Случилось, что один человек в пятницу поджег дом своего соседа, но его вина осталась в тайне. Спустя короткое время дети погорельца в игре случайно подожгли дом злоумышленника, опять в пятницу. Разве пятница – несчастливый день? Нет, не пятница, но грех человеческий принес беду. Один из византийских правителей 267 , иконоборец, в Рождество выбросил из храма Святой Софии все иконы. На следующий год он был убит заговорщиками при входе во Святую Софию, в Рождество. Разве Рождество – зловещий день? Нет, грех человеческий принес несчастье. Кто видит в этом слепую фатальность дня, тот гадатель. А кто прочитывает такие удивительные совпадения как предостережения и знаки Божии, тот имеет ум чистый. Обычно люди боятся дней, в которые они совершили грех . Но этот проникающий страх вливает в них Всеведущий, а не сам день. Все дни Божии чисты и невинны. Мир тебе и радость от Господа. 267 Один из византийских правителей… Имеется в виду Лев V Армянин ( (?)-820), Византийский император, правивший с 813 года. В его царствование в 815 году произошло возвращение к иконоборчеству. Характерны слова императора: «…Все государи, которые признавали иконы и поклонялись им, умерли или в изгнании, или на войне. Только не почитавшие икон умерли своей смертью на престоле… Я тоже хочу подражать им и уничтожить иконы, чтобы после долгой жизни моей и моего сына царство наше держалось до четвертого и пятого колена». В защиту иконопочитания выступил преподобный Феодор Студит († 826; память 26 января/8 февраля, 11/24 ноября). На Соборе, созванном императором Львом против почитания икон, преподобный сказал: «Дело веры святой Церкви разбирать – не твое дело. Веру и святую Церковь держать в должном чине есть дело пастырей и учителей церковных. Послушай Апостола:/положи Бог в Церкви первее Апостолов, второе пророков, третие/учителей ( 1Кор. 12, 28 ). Учителей, а не царей. Им (божественным Апостолам. – Ред.) следуя, утверждаем, что, если и/Ангел с неба станет благовествовать/нам что-либо противное вере,/анафема да будет/(ср.: Гал. 1, 8 ). Император осудил Феодора на заточение и отправил в ссылку. Лев V был убит заговорщиками во дворцовой церкви на Рождество 820 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Святой Феофилакт правил Церковью в мире до тех пор, пока новый император Лев V Армянин (813–820) не начал гонение на святые иконы. По всей империи уничтожались святые образа, монахов преследовали и подвергали мучениям. В 815 году святой патриарх Никифор собрал в столице множество православных иноков, игуменов и епископов, среди которых были святые Евфимий Сардийский, Емилиан Кизический, Иосиф Солунский, Евдокий Аморийский, Михаил Синадский и Феофилакт Никомидийский. Не страшась императорского гнева, они предстали все как один, объединенные неколебимой верой, и изложили Льву обоснование почитания святых икон. Но все их усилия разбились о злую волю самодержца и его придворных богословов. Выслушав их доказательства, император впал в страшный гнев и приказал сместить патриарха и отправить в изгнание в разные места доблестных исповедников. С вырванной бородой, подвергнутый жестокому бичеванию, святой Феофилакт был выслан в крепость Стровил, в фему Кивирреоты. Там он пробыл почти три года, не имея возможности воспользоваться амнистией, объявленной императором Михаилом II по своем воцарении (820), и терпеливо сносил дурное обращение, продолжая, хоть и издалека, заботиться о своей Церкви. Проводя ночи в долгих молитвах о спасении народа и утверждении Православия, он вел обширную переписку, в которой одних призывал отвергнуть материальное богатство и суетные почести, предложенные иконоборцами, и возвратиться к истинной вере и взять свой крест, других ободрял, чтобы они доблестно держались вплоть до смерти, когда придет час исповедничества. В одном из своих писем святой Феодор Студит так обращается к нему: «Мой отец, столп истины, утверждение Православия, страж благочестия и опора Церкви» . Несмотря на положение изгнанника, Феофилакт узнавал о нуждах бедных и обездоленных, чтобы оказать им помощь. Всякий, кто приходил к нему, чтобы насладиться медом его словес, уходил преображенным, забывал свою скорбь и прославлял Бога. Прибавив к бескровному мученичеству исповедания веры мученичество долгой болезни, которую он сносил безропотно, святой Феофилакт отошел ко Господу около 840 года. Когда благочестивая императрица Феодора предприняла восстановление Православия и вызвала из изгнания исповедников (843), святой патриарх Мефодий отправил мощи святителя Феофилакта в Никомидию. Там их положили в церкви Космы и Дамиана. Имя святого епископа стоит среди имен исповедников веры в Синодике Православия.

http://pravoslavie.ru/60251.html

В основе работы лежит перевод «Творений преподобного отца нашего и исповедника Феодора Студита », осуществлённый Санкт-Петербургской Духовной Академией в 1907–1908 гг. 4 Что касается самого перевода, то редакция замечает, что она «приложила все старания к тому, чтобы сделать его наиболее точным, правильным и выражающим мысль и изложение подлинника» (т. I, с. VIII). Добавим, что перевод этот на данное время наиболее полный, отвечающий научным требованиям и к тому же единственный. Все цитаты из творений преподобного Феодора Студита даются по этому переводу. Цитация указывается тремя заключёнными в скобках цифрами, разделёнными двоеточиями. Первая цифра означает порядковый номер творений, указанных в конце работы, вторая – номер оглашения или письма, а третья – страницу. Где в работе встречаются в скобках две цифры или буква и цифра, то первая указывает порядковый номер творений, а вторая – страницу. Введение Как бы ни тяжелы и беспокойны были времена в жизни Христовой Церкви, всегда Промысл Божий воздвигал для человеческого спасения светильников веры, непоколебимых столпов Православия, ревностных исповедников и подвижников благочестия. К числу таковых в VIII–IX веках принадлежал преподобный Феодор, получивший наименование Студита по имени знаменитого в Византии Студийского монастыря, который всецело ему был обязан своим образцовым благоустройством во всех отношениях и исключительным процветанием иноческой жизни. Обладая необыкновенной духовной силой, преподобный Феодор с первых же шагов своей практической деятельности сумел приковать к себе внимание современников и, можно сказать, «был единственным борцом за Православие и самым выдающимся защитником Церкви и её установлений в критический период церковно-исторической жизни, самым страстным и убеждённым вдохновителем современного общества в делании добра и правды… самоотверженным организатором византийско-восточного монастырского строя, клонившегося к упадку и разрушению под воздействием иконоборства» 5 . Преподобный Феодор застал конец царствования Константина V Копронима (741–775 гг.), при императрице Ирине (780–802 гг.) приступил к восстановлению монастырской жизни и далее, в царствование императоров Никифора (802–811гг.), Льва Армянина (813–820 гг.) и Михаила Косноязычного (820–829 гг.), не ослаблял своих усилий на этом поприще. При жизни Преподобного состоялся Седьмой Вселенский Собор. Скончался святой Отец в царствование Михаила Косноязычного в 826 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010