В те века «многоцарствие» играло далеко не рядовую роль и было совсем не номинальным. Константин V активно помогал отцу императору Льву III в войнах с арабами и руководил войсками во многих сражениях. А император Феофил (829–842) еще совсем юношей принимал участие в военных столкновениях во время восстания Фомы Славянина. Михаил IX Палеолог (1295–1320) активно, хотя и не совсем удачно, соцарствовал своему отцу Андронику II Старшему Палеологу (1282–1328). В свою очередь, отец Андроника II Михаил VIII Палеолог (1261–1282) после венчания сына на царство разрешил тому подписывать хрисовулы и иные императорские указы. Он даже даровал царственному юноше царский жезл – символ власти. Правда, имелась существенная деталь, отличавшая «старшего» императора от «младшего»: указы сына не имели указания на месяц подписания и вводились в действие в те сроки, какие определял отец . Именно в этот период традиция венчать малолетних наследников на царство получила «права гражданства». Никифор I Геник (802–811) назначил императором сына Ставракия (811); Михаил I Рангаве (811–813) венчал первенца Феофилакта царским венцом; Лев V Армянин (813–820) пытался закрепить права на царство своего сына Симватия-Константина. Также поступали Михаил II Травл (820–829) и его наследник Феофил. В октябре 1066 года Константин X Дука, стоя уже одной ногой в могиле, приказал венчать на царство сразу трех своих малолетних сыновей – Михаила, Константина и Андроника; все они стали соимператорами. Более того, его жена императрица Евдокия (1067) сохранила статус августы при условии, что она останется до конца дней вдовой . А после того как Евдокия все же вышла замуж и возвела своего второго мужа Романа IV Диогена (1068–1071) на престол, возникла необычная форма «многоцарствия» матери-царицы, отчима-царя и юного императора, сына Константина X, Михаила VII Парапинака (1071–1078). Остальные венчанные царевичи, братья Парапинака, от власти были отстранены. Когда наследников не оказывалось (и цари бывают бесплодными), императоры иногда «усыновляли» своих вполне дееспособных фаворитов, возводя их в царское достоинство. Так, в частности, поступил император Михаил III (842–867), венчавший 26 мая 866 года Василия I Македонянина (867–886) императорским венцом как своего соправителя .

http://pravoslavie.ru/60482.html

Гонение на иконы, начатое Львом Исавром (716–741 гг.), было продолжено его сыном Константином Копронимом (741–770 гг.), официально не было отменено и при его внуке Льве Хазаре (770–775 гг.). Иконопочитание было восстановлено при императрице Ирине (775–802 гг.), поддерживалось при ее преемниках: Никифоре (802–811 гг.) и Михаиле I (811–813 гг.). Вновь началось гонение на иконопочитателей при Льве Армянине (813–820 гг.) и продолжалось при Михаиле II (820–829 гг.) и Феофиле (829–842 гг.). Окончательно иконопочитание было утверждено в Церкви при императрице Феодоре (843 г.). Императоры-иконоборцы, вообще говоря, были хорошими управителями и умными политиками. Первого императора, Льва Исавра, менее всего можно представлять атеистом или хотя бы человеком индифферентным к религии. В 722 г. он издал приказ о необходимости креститься иудеям и монтанистам. Лев, вероятно, был религиозен не менее, чем всякий другой византиец его времени. Указ против икон был издан им в 726 г. по вполне религиозному мотиву. Летом 726 г. произошло вулканическое извержение на Средиземном море, в котором увидели гнев Божий за почитание икон, и на особом совещании у императора решили начать борьбу с иконопочитанием. Однако это государственное гонение на иконопочитателей было уже предварено движением против икон среди духовенства и епископата. Наиболее выдающимся обличителем иконоборцев выступил живший вне пределов империи преп. Иоанн Дамаскин . Вскоре после издания эдикта 726 г. им было написано три Слова в защиту икон. Против императорского эдикта высказался и патриарх Герман Константинопольский . Поначалу Лев надеялся склонить его на свою сторону и не лишал кафедры до 730 г. Уверившись же в твердости его убеждений, заменил Германа синкеллом Анастасием. Преемник Льва, его сын Константин Копроним, созвал в Константинополе в 754 г. собор из 338 отцов. На этом Соборе иконопочитание было отвергнуто, а само решение очень подробно мотивировано. В нем была представлена идеология И. Деяние иконоборческого Собора 754 г.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Михаил Синадский (Фригийский), свт. - житие Святитель Михаил исповедник с юных лет стремился к монашеской жизни и был направлен святейшим патриархом Тарасием (784 - 806) в монастырь, расположенный на берегу Черного моря. С ним вместе поступил в обитель и святой Феофилакт (память 8 марта), будущий епископ Никомидийский. Оба инока с усердием проходили в обители подвиги спасения и вскоре были прославлены благодатными дарованиями от Господа. Однажды во время жатвы, когда люди изнемогали от жажды, по молитве иноков пустой медный сосуд стал источать воду. Святейший патриарх Тарасий рукоположил святого Михаила в епископы города Синад. За свою святую жизнь и мудрость святитель Михаил снискал глубокую любовь у верующего народа и особое внимание императоров Никифора I (802 - 811) и Михаила I Рангава (811 - 813). В 787 году святитель Михаил присутствовал на Седьмом Вселенском Соборе в Никее. Когда на престол вступил иконоборец-еретик Лев Армянин (813 - 820), он стал изгонять православных архиереев с их кафедр, назначая на их место своих единомышленников-еретиков. Святитель Михаил в это время твердо защищал Православие, мужественно противодействуя еретикам и обличая их заблуждения. Лев Армянин осудил святителя Михаила, но он, не страшась мучений, твердо отвечал: " Я почитаю святые иконы Спасителя моего Иисуса Христа и Пречистой Девы, Матери Его, и всех святых и покланяюсь им. Твое распоряжение об удалении икон из храмов не исполню " . Тогда Лев Армянин сослал святителя Михаила в заточение в город Евдокиаду, где исповедник скончался около 821 года. Глава святителя Михаила хранится в Лавре святого Афанасия на Афоне, часть мощей - в Иверском монастыре. Примечание от PRAVICON.COM : Описание со старой версии сайта. Статья опубликована участником [ tol ] 2013-01-06. Со временем любая информация устаревает. Если Вы нашли ошибки или устаревшие сведения в этой статье, сообщите об этом . В основной раздел " Михаил Синадский (Фригийский), свт. " .

http://pravicon.com/info-2969

Tweet Нравится St. Michael the Confessor the Bishop of Synnada Commemorated on May 23 Photo: Days.Pravoslavie.Ru Saint Michael the Confessor From his youth he longed for the monastic life and was sent by Patriarch Tarasius (784-806) to a monastery on the coast of the Black Sea. Saint Theophylactus (March 8), the future Bishop of Nicomedia also entered the monastery together with him. At the monastery both monks engaged in spiritual struggles and were soon glorified by gifts from the Lord. Once, during a harvest, when the people were weakened by thirst, an empty metal vessel was filled with water by the prayer of the monks. Patriarch Tarasius consecrated Saint Michael as bishop of the city of Synnada. Through his holy life and wisdom, Saint Michael won the love of believers, and the notice of the emperors Nicephorus I (802-811) and Michael I Rangabe (811-813). Saint Michael was present at the Seventh Ecumenical Council at Nicea in 787. When the Iconoclast heretic Leo the Armenian (813-820) assumed the throne, he began to expel Orthodox hierarchs from their Sees, appointing heretics in their place. Saint Michael defended Orthodoxy, bravely opposing the heretics and denouncing their error. Leo the Armenian brought Saint Michael to trial, but not fearing torture he answered resolutely, “I venerate the holy icons of my Savior Jesus Christ and the All-Pure Virgin, His Mother, and all the saints, and it is to them I bow down. I shall not obey your decrees to remove icons from churches.” Leo then banished Saint Michael to the city of Eudokiada, where the confessor died about the year 821. The head of Saint Michael is preserved in the Great Lavra of Saint Athanasius on Mount Athos, and part of the relics are at the Iveron monastery. Troparion — Tone 4 From your youth you dedicated your life to God,/and you were proclaimed shepherd and hierarch of Christ, holy Michael./You endured afflictions and exile/because cause you honored the icon of Christ;/now you pour forth healings for us all.

http://pravoslavie.ru/104041.html

В отличие от Латра, Гана и Афона, здесь не было содружества обителей, возглавляемого архимандритом или протом. Монахи Вифинского Олимпа прославились особой твердостью в сопротивлении иконоборчеству. Деяния VII Вселенского Собора содержат немало подписей игуменов монастырей этой местности. Именно поэтому после возобновления иконоборчества при византийском императоре Льве V Армянине (813–820 годы правления) на обитателей Олимпа обрушились гонения и насельники многих обителей были вынуждены покинуть их и, хотя лишь на время, рассеяться. Поскольку монастыри Олимпа находились в некотором отдалении от населенных местностей и к тому же, как уже указывалось, были достаточно изолированы друг от друга, они на протяжении IX века нередко подвергались нападениям арабов. Несколько монастырей продолжали действовать на горе Олимп еще в X веке, и именно Олимп занимает первое место в списках «святых гор», составленных историками этого времени (такими авторами, как Иосиф Генесий и «Продолжатель Феофана»). Преподобный Иоанникий Великий      Олимп не только пользовался благоволением византийских императоров, но и был местом их паломничества (в частности, гору посещали Лев VI и Константин VII). Поскольку на склоне горы имеются серные источники, там были устроены термы, а также небольшой дворец, больница и храм во имя святого Архангела Михаила. Именно здесь останавливались императоры при посещении Олимпа. В XI столетии отставленные от двора чиновники обыкновенно принимали постриг именно на горе Олимп. Вторжения турок-сельджуков, с одной стороны, и всевозрастающее значение Горы Афон, с другой, привели к упадку монашества на Олимпе, однако отдельные обители существовали там, по-видимому, еще в XIV веке. Самыми известными монастырями Вифинского Олимпа были Атройский, Мидикийский, Пелекитский, Хенолаккский, Илиу Вомон, Саккудион и лавра Символов. Многие преподобные подвизались там – например, преподобный Иоанникий Великий († 846), или провели хотя бы часть своей иноческой жизни – как преподобные Платон († 813) и Феодор († 826) Студиты, святитель Мефодий Константинопольский († 847), преподобные Никита Медикийский († 824), Евфимий Новый († 1028) и многие другие. На Олимпе некоторое время подвизались святые преподобные Кирилл и Мефодий.

http://pravoslavie.ru/123644.html

Собор примирил Восток и Запад. В 781 г. императрица Ирина обручила своего сына Константина с дочерью франкского короля Карла Великого. Однако она же в 788 г. женила его на армянке Марии. Недовольный своей матерью, император отстранил ее от руководства империей. В 795 г. Константин развелся и женился на придворной даме, Феодоте. Брак получил благословение от патриарха Тарасия, но вызвал негодование монашеских кругов, особенно Феодора Студита , который был родственником Феодоты. Феодор Студит и другие монахи были сосланы императором. В 797 г. в результате заговора власть перешла к Ирине, Константин был ослеплен и вскоре скончался. Монахи вернулись из ссылки, Федор стал игуменом столичного Студийского монастыря. В 800 г. папа Лев Второй короновал Карла Великого, который приобрел статус императора. Этому способствовало несогласие папы с женским правлением в Константинополе, а также неоказание военной помощи Риму со стороны империи. В правление Ирины империя испытывала военные неудачи, теряла свои территории. В 802 г. Ирину свергли, и императором стал Никифор (802–811). При нем в 806 г. в патриархи возвели Никофора. После смерти императора Никифора, из черепа которого болгары сделали чашу для вина, императором стал Михаил Рангаве (811–813). Михаил сделал своим советником Феодора Студита . Военные неудачи Михаила вызвали недовольство армии, которая помнила внешние успехи императоров-иконоборцев. Михаила свергли, а на его место поставили иконоборца Льва Пятого Армянина. Михаил был пострижен в монахи, его сына оскопили и также постригли. Сын Михаила впоследствии станет Константинопольским патриархом Игнатием. Второй период иконоборчества Лев Пятый Армянин (813–820), как и императоры-иконоборцы прежнего времени, вел очень успешную борьбу с болгарами. Лев начал готовить ревизию решений Седьмого собора. С 814 г. начинается ограничение иконопочитания, создается комиссия для обоснования иконоборчества на основе Писания. В обществе распространяется мысль о том, что военные успехи язычников обусловлены иконопочитанием римлян. В 815 г. патриарх Никифор, оказавшийся непреклонным почитателем икон, были низложен и сослан.

http://azbyka.ru/vselenskie-sobory-akimo...

Сохранились письма 72 , посланные от них к Карлу, в которых высказываются такие их к нему чувства. С королем Аароном Персидским 73 , который за исключением Индии владел почти всем востоком, Карл имел в дружбе такое согласие, что тот предпочитал его благосклонность дружбе всех королей и правителей, какие только есть в целом круге земном. Только одному Карлу он считал необходимым уделять почести и щедрые дары. И поэтому, когда послы Карла, которых тот послал с дарами к святому гробу и месту воскресения Господа, нашего Спасителя, пришли к Аарону и сообщили ему о желании своего господина, Аарон не только позволил им сделать то, о чем они просили, но даже разрешил записать это место нашего спасения под власть Карла 74 . Присоединив к возвращающимся послам своих, он направил Карлу замечательные дары вместе с одеждой, пряностями и другими богатствами из восточных земель (807 г.) 75 . А ведь несколькими годами ранее Аарон послал ему единственного 76 имевшегося у него слона, ибо Карл попросил об этом (802 г.) 77 . И императоры Константинополя Никифор (802 – 811 г.), Михаил (811–813 г.) и Лев (813820 г.), добровольно искавшие с ним дружбы и союза, слали к нему многочисленных послов. Однако когда Карл принял титул императора, у них появилось опасение будто бы он хочет исторгнуть у них императорскую власть. Тогда Карл заключил с ними очень крепкий союз, чтобы у сторон не осталось никакого повода для возмущения 78 . Ибо могущество франков всегда внушало опасение римлянам и грекам. Отсюда и существующая греческая поговорка: имей франка другом, но не соседом 79 . 17. Хотя Карл отдавал столько сил расширению королевства и покорению чужих народов и постоянно был занят такого рода деяниями, в различных местах он начал множество работ, относящихся к украшению и благоустройству королевства, а некоторые даже завершил 80 . Среди них, по всей справедливости, выдающимися можно назвать базилику [basilica] Святой Богоматери в Аахене, строение удивительной работы, и мост у Могонтиака 81 через Рейн, длиной в пятьсот шагов, ибо такова ширина реки в том [месте].

http://azbyka.ru/otechnik/6/jizn_karla_v...

Весь Христови, т. е. всего себя отдал Христу, все силы свои посвятил исполнению заповедей Христовых. Всевидящее око, т. е. всевидящий Бог. Житие во святых отца нашего Никифора Исповедника, патриарха Цареградского Константинополь или Царьград — столица Византийской, ныне Турецкой, империи; основана императором Константином Великим в IV в. по Р. Хр. на месте прежнего города Византии. Константин V Копроним царствовал с 741 по 775 год. Нотарий собственно значит скорописец. В первые века по Р. Хр. так назывались императорские секретари, скреплявшие акты. При Константине Великом была учреждена тайная канцелярия нотариев, которые вели протоколы самых важных государственных совещаний. Секретари Константинопольского патриарха также назывались нотариями. Адамант в переводе с греческ. языка значит алмаз — камень, отличающийся своею твёрдостью. Никея — в описываемое время значительный город Вифинской приморской области, ныне представляет собою бедное селение с названием Исник. Замечателен в истории христианской церкви тем, что здесь был первый (в 325 г.) Вселенский собор. Лев IV Хазар царствовал с 775 до 780 года. За малолетством ее сына, императора Константина (Порфирородного), в начале царством управляла Ирина. Седьмой Вселенский собор 787 г., бывший в Никее, осудил иконоборство и восстановил иконопочитание. Босфор или Константинопольский пролив, соединяющий Черное море с Мраморным, назван Фракийским в отличие от многих проливов получивших то же название. Никифор царствовал с 802 г. по 811 г. Патриархом был с 784 г. по 806 г. Память его 25 февраля. Михаил I — с 811 г. по 813 г. Киропалат — начальник дворцовой стражи. Лев Армянин царствовал с 813 г. по 820 г. «Их конец — погибель, их бог — чрево, и слава их — в сраме, они мыслят о земном» (Флп. 3:19). Преп. Феодор Студит еще в юных летах вступил на путь иноческой жизни, подвизаясь в начале под руководством своего дяди, преподобного Платона (память его 5-го апреля), защитника иконопочитания на 7 Вселенском соборе. Впоследствии преп.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/5...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЕОРГИЙ I (ок. 776-820/21), свт.,исп. архиеп. Митилинский (пам. 7 апр.), пострадал при визант. имп. Льве V Армянине (813-820). Согласно анонимному житию (BHG, N 2163), Г. род. на зап. побережье М. Азии в богатой и благочестивой семье. После смерти родителей в возрасте 18 лет ушел в мон-рь, где пробыл 2 года. По неизвестной причине Г. оказался на о-ве Лесбос (в Житии говорится, что его привела туда жажда духовных подвигов), где жил аскетом в пещере. После смерти епископа г. Митилины (804) Г. в 28 лет был избран его преемником. Свт. Георгий, архиеп. Митилинский. Гравюра Г.П. Тепчегорского. 1722 г. (ГЛМ). Фрагмент минеи на апрель Свт. Георгий, архиеп. Митилинский. Гравюра Г.П. Тепчегорского. 1722 г. (ГЛМ). Фрагмент минеи на апрель После 9 лет архиерейского служения Г. подвергся притеснениям со стороны правителя города и был вынужден отправиться в К-поль в поисках справедливости. В это время на престол взошел Лев V и возобновил гонения на иконы. Г., отказавшийся признать политику императора, вместе со свт. Никифором I, патриархом К-польским, и др. клириками был сослан на некий остров близ К-поля. Г. и здесь жил аскетом и стал известен чудесными деяниями. Скончался от болезни 7 апр. в возрасте 45 лет. В визант. синаксарях Г. называется «чудотворец» (греч. σημειοφρος). Свт. Мефодий, патриарх К-польский, после восстановления иконопочитания с почестями перенес его мощи в Митилину. Г. приписываются 2 гомилии на Великую пятницу (BHG, N 438 n). Сведения о Г. содержатся в Житии 3 св. братьев - Давида, Симеона и Георгия II , архиеп. Митилинского (пам. греч. 1 февр.- BHG, N 494). Они неск. расходятся с информацией Жития Г. и краткого синаксарного Жития (SynCP. Col. 589). В рассказе о 3 братьях сообщается, что Г. рукоположил во пресвитера Георгия II. Информация из Жития 3 св. братьев была помещена болландистами в «Acta Sanctorum» , откуда позже попала в «Жития святых» свт. Димитрия Ростовского.

http://pravenc.ru/text/164315.html

М. Т. род. в г. Аморий, столице фемы Анатолик, в незнатной семье фемного стратиота. Утверждения о его происхождении из афинган или субботников, несомненно, являются инсинуациями. Впервые М. Т. появляется в источниках в 802 г. в свите Вардана Турка, стратига фемы Анатолик. В это время, согласно легенде, он получил в жены Феклу, дочь некоего вышестоящего начальника (источники говорят о стратиге, но это явное преувеличение). Однако существенно карьера М. Т. продвинулась, когда в следующем году Вардан поднял мятеж против имп. Никифора I (802-811), а М. Т. перешел на сторону властей вместе со старшим по чину товарищем Львом (впосл. император Лев V). В награду он был назначен «комитом шатра» (κμης τς κρτης; должность 3-го ранга), возможно, в той же феме Анатолик. Когда при Михаиле I (811-813) Лев был назначен стратигом этой фемы, он возобновил дружбу с М. Т. и сделал его своим доверенным приближенным в чине протостратора, а сам стал крестным отцом его сына (Chronographiae quae Theophanis Continuati. 2015. P. 22, 38), по-видимому буд. имп. Феофила. Независимо от позиции источников они единогласно признают крайне важную роль, которую сыграл М. Т. в провозглашении Льва императором после битвы при Версиникии. Благодаря этому карьера М. Т. стремительно развивалась: вначале турмарх федератов в сане патрикия, а затем - доместик экскувитов. Однако в дек. 820 г. М. Т. арестовали и приговорили к смерти. Казнь была отложена до праздника Рождества Христова. Тем временем М. Т. дал знать своим друзьям, остававшимся на свободе, что донесет на них императору, если те не попытаются его выручить. В результате Лев был убит в рождественскую ночь 820 г., а М. Т. прямо в оковах возвели на престол. Весной 821 г. соправителем М. Т. был провозглашен его сын Феофил. Ок. 823 г. умерла Фекла, и М. Т. женился (возможно, фиктивно) на дочери имп. Константина VI Евфросинии, к-рая была монахиней. Хотя нарушение канонов вызвало протесты, гораздо важнее была легитимация новых властителей через матримониальную связь с Исаврийской династией. Правление

http://pravenc.ru/text/2563702.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010