1 Если б не был с нами Господь, – да скажет Израиль; 2 Если б не был с нами Господь, когда люди восстали на нас, они поглотили бы нас живыми. 3 Когда хлынула их ярость на нас, воды бедствий потопили бы нас. 4 Но душа наша преодолела поток; 5 Преодолела душа наша воды стремительные. 6 813 Благословен Господь, Который не дал нас на растерзание врагам нашим! 7 814 Душа наша, как птица, избавилась от сетей вражьих; порвались их сети, и были мы спасены. 8 815 Помощь наша – имя Господа, сотворившего небо и землю! Слава: Песнь восхождения, 124. 1 Надеющиеся на Господа подобны горе Сиону; не поколеблются вовеки те, что живут в Иерусалиме! 2 816 Горы осеняют их, и Господь осеняет людей своих отныне и вовеки. 3 817 Ибо не дает Господь грешникам власти над праведными, да не протянут праведные рук своих к беззаконию. 4 Даруй, Господи, блага тем, кто добр и праведен сердцем! 5 818 А людей развращенных и творящих беззакония покарает Господь. Мир Израилю! Песнь восхождения, 125. 1 819 Когда возвратил Господь из плена сынов Сиона, как мы были утешены! 2 Тогда исполнились радости уста наши, язык наш – веселия; тогда говорили народы: «Великое сотворил с ними Господь»! 3 Великое сотворил с нами Господь, и мы возвеселились. 4 820 Возврати, Господи, всех пленников наших, как потоки, гонимые ветром южным! 5 821 Сеявшие слезы пожнут радость. 6 Уходившие в плен плакали и роняли, как семена, слезы свои; а те, кто вернется, придут в радости и пожнут урожай. Песнь восхождения, 126. 822 1 Если Господь не положит основание дома, напрасно трудятся строители его; если Господь не сохранит город, напрасно бодрствует стража. 2 Напрасно встаете вы на труды свои на рассвете. Вы, вкушающие скорбь, будто хлеб, вставайте, хорошо отдохнув, ибо даст Господь возлюбленным Своим сон. 3 823 Вот оно, наследие Господне, – сыновья, порожденные нами, награда наша. 4 Что стрелы в руке сильного, то юные сыновья изгнанников. 5 824 Блажен тот, чьи желания исполнят они! Не посрамятся они, когда отпор дадут врагам своим у ворот города. Песнь восхождения, 127. 825

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Льготы, введенные имп. Ириной, в т. ч. по налогу на наследство, были упразднены, и собственники вынуждены были выплатить его. Н. увеличил таможенные платежи и ввел налог на покупку рабов по ту сторону порта Авидос, расположенного у входа в пролив Дарданеллы (здесь находилась крупнейшая таможня, контролировавшая движение кораблей к столице). Капникон (налог на домохозяйство) стал распространяться на крестьян, живших на землях, к-рые принадлежали богоугодным заведениям. Местным властям предписывалось следить за тем, не разбогател ли кто-нибудь, найдя клад, и экспроприировать сокровища. Богатых корабельщиков с малоазийского побережья обязали покупать заброшенные земли и платить с них налог. Эта мера была направлена на введение в оборот неиспользуемых сельскохозяйственных земель. Очень важной реформой Н. явилось введение гос. монополии на кредитование морской торговли под фиксированный процент в 1/6 от суммы. Нек-рые мероприятия были направлены на совершенствование рекрутского набора. Так, с применением аллиленгия (круговой поруки) Н. заставил общины финансировать содержание и вооружение рекрутов, поступавших в армию из их среды. Император учредил элитное подразделение - тагму иканатов, в состав к-рой входили молодые сыновья военачальников, в т. ч. погибших в бою. До своей женитьбы ее возглавлял Ставракий. В целом Н. проявил себя как умелый и эффективный администратор. Заговоры против Н. начались уже на следующий год после его воцарения. В авг.-сент. 803 г. малоазийские фемы взбунтовались и провозгласили императором стратига Вардана Турка против его воли. В ходе переговоров с Н. Вардан согласился признать его власть и стать монахом, взамен император предоставил ему гарантии неприкосновенности; в результате мятеж провалился. В скором времени некие люди ворвались в мон-рь, в к-ром находился Вардан, и ослепили его. Н. постарался дистанцироваться от этого поступка. Среди прочих, менее значительных, выделяется заговор патрикия и квестора Арсавира, тестя буд. имп. Льва V (813-820), к-рого группа высших сановников, как светских, так и церковных, включая клириков храма Св.

http://pravenc.ru/text/2565518.html

Итак, достаточно выяснено, что выбор не есть ни гнев, ни вожделение, ни хотение. А что он не есть и мнение ( δξα), становится очевидным как из тех же самых доказательств, так и из других. Мнение, ведь, относится не только к тому, что в нашей власти 810 , но и к вечному 811 . Затем, мнение мы называем истинным и ложным, выбор же не называем истинным и ложным. Далее, мнение относится к общему 812 , а выбор – к единичному (частному): ведь, выбор бывает относительно того, что следует делать ( των πρακτν) 813 , а это последнее – единично 814 . Однако, выбор не есть и обсуждение, или совещание. Обсуждение, ведь, есть исследование (взвешивание) относительно того, что следует делать тому, кто обсуждает 815 ; выбранное же есть то, что предпочтено через обсуждение 816 . Таким образом, очевидно, что обсуждение касается того, что еще исследуется 817 , а выбор – того, что уже предпочтено (предрешено). Итак, о том, что не есть выбор, сказано; скажем теперь о том, что он такое. Он есть нечто смешанное из обсуждения, решения и желания, и именно – ни желание само по себе, ни решение, ни одно только обсуждение, но нечто составленное (сложное) из всего этого. Подобно тому, как о животном мы говорим, что оно состоит из души и тела и что, однако, животное не есть тело само по себе, ни одна только душа, но то и другое вместе, точно также (следует сказать) и о выборе. Что он есть некоторое совещание и обсуждение вместе с решением, хотя сам и не есть совещание (обсуждение) 818 , это очевидно и из словопроизводства. Выбор, ведь, есть предпочтение одного перед Другим 819 ; но никто не предпочтет чего-либо, не обдумав, и не изберет, не рассудив. А так как не все, представляющееся нам хорошим, мы бываем расположены осуществлять на деле, то тогда только предпочтенное нами через обсуждение (совещание) становится выбором или избранным, когда присоединится желание. Итак, выбор необходимо бывает относительно того же, относительно чего и совещание. А из этого выходит, что выбор есть соединенное с обсуждением желание того, что в нашей власти 820 , или – соединенное с желанием обсуждение того, что в нашей власти 821 . Ведь выбирая – мы стремимся к тому, что предпочтено через совещание (обсуждение) 822 . А так как выбор, как мы сказали, бывает относительно того же, относительно чего и совещание, то разъясним – относительно чего бывает совещание и чего касается обсуждение.

http://azbyka.ru/otechnik/Nemesij_Emessk...

– Сначала приносилась самая обычная жертва – всесожжения; приведенный однолетний беспорочный агнец после того, как на него св. Павел возложил свои руки 811 , заколался в северной стороне храма, и его кровью кропился алтарь. По снятии кожи, жертвенное животное рассекалась на части и, обсоленное солью, все, без всяких остатков, возлагалось на дрова жертвенника. 812 К этому присоединялось обычное приношение, состоявшее из 1 / 10 ефы пшеничной муки, смешанной с ¼ гина елея и ¼ гина вина для возлияния. 813 Символически эта жертва означала то, что приносящий отдавал всего себя, и душу, и тело в дар Богу. 814 Едва ли этому каменному алтарю всессожения приходилось когда-либо ранее принимать на себя жертву всесожжения, которая бы так точно и верно соответствовала действительности, как эта: приносящий в данном случае на самом деле всего себя отдал в жертву Богу, он только и жил для Бога. 815 Едва ли также кто другой так полно и сознательно мог соединять с этою жертвой глубочайшую тайну Мессианского искупления, как Ап. Павел, который так боговдохновенно – высоко учил о единой искупительной жертве Христа. 816 Он, конечно, не видел в жертве всесожжения прообраза жертвы Христа, ибо Христос тогда уже вошел во святилище и приобрел вечное искупление. 817 Не мог также ожидать он от нее и какого-либо оправдания для себя, ибо эти дары и жертвы не могут сделать в совести совершенным приносящего 818 ; она для него была только символом телесного, внешнего очищения. 819 – За жертвой всесожжения следовала жертва за грех. Она состояла из однолетней беспорочной агницы. 820 После того, как кровью агницы —86— были окроплены рога жертвенника всосожжения, а остаток крови был вылит к его основанию 821 , отделенный жир и почки сожигались на жертвенном огне 822 , а остальное мясо поступало в пользу священников. Эта жертва символизировала собою прощение тех невольных прегрешений Павловых, какие он совершил во время своего назорейства. 823 – В заключение следовала собственно уже назорейская жертва – мирная, по принесении которой и оканчивался обет назорейства.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Таким образом, система военного управления находит себе самого лучшего защитника в своих собственных делах. Результаты этой системы были хороши, но она требовала безусловного подчинения. Кто осмеливался вступать по отношению к ней в оппозицию, бывал раздавлен. противоположные элементы среди населения достаточно часто чувствовали на себе всю тяжесть военного режима, как например, монахи во время иконоборчества. Михаил Лаханодракон, стратиг Фракийской фемы, секуляризировал все монастырское имущество и принудил монахов и монахинь к браку. В его провинции скоро совсем не стало монахов. Поэтому он был назван „человеком благоволения“ и заслужил похвалу императорского совета. а пример его нашел многочисленных подражателей среди его коллег. Не менее странным, чем эти генералы, управлявшие провинциями, было и войско, поставленное под их начало. Во все времена ядро его составляли навербованные наемники. При Юстиниане И в рядах войска мы встречаем антов и славян, готов, герулов, вандалов и лангобардов, армян, персов и гуннов. Так это и было на протяжении столетий. В следующих столетиях в войске появляются преимущественно арабы, персы, главным же образом – славяне и армяне. Германские северные народы стремились в большом числе в столицу, а русские, флот которых заставлял столицу дрожать, поступали в императорскую гвардию. Эти чужестранцы достигали в армии высоких должностей и, например, среди генералов и мы встречаем много армян. Они даже овладевают императорским престолом, как Лев V Армянин (813–820). Точно также армянского происхождения был славный македонский императорский дом, почти двухсотлетнее правление которого было самой блестящей эпохой византийской империи. Первый император Македонской династии вел свое происхождение от Аршакидов, старого царского дома Армении. Конечно, войско пополнялось не только наемными чужестранцами. Уже в более раннее время мы в нем встречаем много туземцев. Император Лев I Великий (457–474) был воз- веден на престол могущественным аланом Аспаром , и этот последний был действительным правителем. Но Лев противопоставил германцам туземные наемные войска исавров, и генерал этих войск, Зинон, сделался зятем императора. В правление Зинона его грубые, разбойнические, но храбрые соотечественники занимали важнейшие посты в армии и образовали императорскую лейб – гвардию.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Benes...

512 В своих «Словах о священстве» св. Иоанн Златоуст детально перечисляет трудности и опасности пастырского служения (особенно в Слове III), и хотя в начале своего рассмотрения говорит, что «много есть таких священников, которые избегли этих сетей, и их гораздо более, чем уловленных» (III, 10) , но затем приходит к выводу, что «немногие переходят на подвиги священства; и из них большая часть оказываются неспособными, падают духом и испытывают неприятные и тяжелые последствия» (VI,7), и даже что «нужна душа как бы божественная, чтобы не предаться ненависти и не впасть в уныние» (V,8). 515 Главный труд св. Иринея, полное название которого «Опровержение и низложение лжеименного знания», посвящен критике гностицизма (см. прим. V,9). Если следовать за простым преемством кафедр, то в 4-м веке мы, вместе с папой Либерием и подавляющим большинством преемников апостольских, преклонились бы пред арианством (Арианство – рационалистическая ересь IV в., отвергавшая несотворенность Бога Сына и Его единосущие с Богом Отцом; по учению Ария Христос сотворен Отцом и лишь по благодати сделался Богом.). В VII-м веке мы вместе с патриархом Сергием, папой Гонорием и патриархом Киром не разобрались бы в монофелитстве (См. прим. XIV,a.), а в эпоху иконоборчества (Движение против почитания икон (объявленного идолопоклонством), начатое византийским императором Львом Исавром (716–741), продолжалось до правления царицы Ирины (775–802), восстановившей иконопочитание; иконоборческое гонение вновь было воздвигнуто Львом Армянином (813–820); окончательно иконопочитание было утверждено при Феодоре (843).) иконоборчествовали бы с огромным большинством иерархии. Чтобы не преткнуться, необходим был выбор: следовало идти за Афанасием Александрийским и Антонием Великим , Патриархом Софронием и Максимом Исповедником и т.д. Этим не отрицается значение соборного голоса епископов, утверждающих своим иерархическим авторитетом опознанную истину, которая, чтобы получить зрелость и полноту, вселенскую завершенность, должна найти для себя завершительное выражение чрез тот орган, которому Бог вверил ее закрепление – прим. М. Новоселова .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Novosel...

Переходя затем к знаменитейшим Отцам и Пастырям Церкви четвертого века, мы у каждого из них, кто ни касался вопроса об общей греховности людей, находим вполне и одинаково ясное и определенное учение о наследственной греховной порче, в чем легко можно убедиться из следующих существеннейших и характерических черт их учения. Означенные Учителя прежде всего единогласно учат о всеобщей греховности людей с исключением из общего ее закона одного только Иисуса Христа, сверхъестественно родившегося от Пр. Девы, каковое исключение всегда ими необходимо предполагается, а иногда и прямо высказывается 812 . Далее, эту всеобщую греховность людей они поставляют во внутреннюю и зависимую связь с грехопадением Адамовым, утверждая, что «заблуждение одного Адама заблудило весь род человеческий 813 , что грех, пришедши к людям от прародителя 814 , через одного перешел во всех 815 , или что все мы согрешили в Адаме, будучи в нем, равно как и он есть в каждом из нас, с поврежденным естеством человеческим 816 . Точнее же определяя мысль свою, они прямо указывали на зачатие и рождение, как на общий для всех проводник прародительской греховной порчи, поясняя при сем, что мы по тому самому уже, что через зачатие и рождение становимся преемниками Адамова естества, делаемся вместе с сим преемниками и его греха 817 , так как зачинаемся и рождаемся во грехе 818 , а зачинаемся и рождаемся во грехе потому, что по закону природы рожденное бывает то же с родившим, от подверженного страстям рождается страстный, от грешника – грешник 819 , равно как от раба – раб же 820 . Наконец, Учителя четвертого века, признавая в людях наследственную греховную порчу, как на ее несомненный признак, указывали на обнаруживающееся в каждом человеке болезненное состояние сил его души, а именно на слабость ума, особенно в разумении Божественных предметов, на немощность воли в ее стремлениях к добру и даже большую преклонность ко злу чем к добру 821 , а также на нераздельное с сим омрачение существующего в духе человеческом образа Божия 822 , хотя в то же время они совершенно далеки были от того, чтобы отрицать в падшем человеке всякую возможность знать Бога, при данных ему способах Богопознания 823 , или же возможность желать и делать доброе, при остающейся в нем ненарушимой свободе выбора между добром и злом 824 , равно как и сохранение в нем некоторых остатков образа Божия, при оставшейся в нем способности к Богоподобию 825 .

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Malev...

812 См. Иосиф Флавий. Иудейские древности. Кн. 1. Гл. 12 (4)//Иосиф Флавий. Иудейские древности. М.: Феникс, 2000. 813 Далеко не всегда арабские племена назывались по имени их родоначальника. Зачастую названия племён происходили от названия тотемного животного племени, от географической области или же от имён почитаемых племенем божеств. 820 См. Ходжсон М. История ислама: исламская цивилизация от рождения до наших дней. М.: Эксмо, 2013. С. 126. 822 Хиджаз (Хеджаз) (с араб. – букв. «барьер», «преграда») – историческая область на западе Аравийского полуострова, провинция в современной Саудовской Аравии. На территории Хиджаза находятся священные для мусульман города Мекка и Медина. Центр области – город Джидда. Хиджаз – место возникновения ислама. 825 Чёрный камень имеет метеоритное происхождение. Вообще поклонение священным камням – бетилам – было широко распространено в древности, в частности в Эгейском регионе (см. гл. XV. Религия и культура Эгейского мира в III–II тысячелетиях до нашей эры. Крито-микенская цивилизация). 830 Дата высчитана арабскими учёными-хронологами, но представляется не совсем точной из-за явного стремления придать биографии Мухаммада легендарный характер. Скорее всего, это был всё-таки примерно 570 г., учитывая тот факт, что Мухаммад прожил 53 года в Мекке и лишь в 622 г. бежал в Медину. 832 Потомки Мухаммада от его дочери Фатимы живут до сих пор. Так, члены правящей династии королевства Иордании – Хашимиты – являются прямыми потомками основателя ислама. 833 Ибн Хишам. Жизнеописание пророка Мухаммада. М.: УММА, 2007. С. 93–94. Мусульмане любят приводить в пример данный отрывок как свидетельство о богооткровенности Корана, каждый раз обращая внимание на тот факт, что Мухаммад был неграмотным человеком и до конца своей жизни так и не научился читать и писать и, следовательно, не мог сам записать Коран. 834 По мнению Августа Мюллера, арабское название «Великий Намус» есть не что иное, как передача греческого νμος, адекватная интерпретация которого может быть дана лишь в эбионитском ключе. Скорее всего, Варака ибн Науфаль был последователем именно этой иудео-христианской секты. Подробнее см. Мюллер А. История ислама: в 2 т. М.: ACT: Астрель, 2004.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Чтобы раз навсегда оградиться от русских влияний, проект предлагал открыть в Польше, на средства польского правительства, под ведением эдукационной комиссии 811 , православную духовную семинарию для подготовления кандидатов в священники. Мысль проекта, не смотря на сильную оппозицию римскокатолического духовенства, была принята на сейме огромным большинством 812 и сейм постановил, чтобы для выработки нового положения о православном духовенстве в Польше состоялись провинциальные соборы православных в Слуцке, в Бресте и на Украине 813 . От имени «православных великого княжества литовского» была составлена какая-то подозрительная «делегация», которая и действовала за этот проект в Варшаве 814 . Выработанные делегацией некоторые предварительные подробности нового положения были приняты сеймом очень сочувственно. Для окончательного решения этого дела сейм постановил созвать в Пинске генеральную «конгрегацию» православных. А между тем, чтобы не оставлять православных в настоящем без всякого центрального управления, так как архиерей и действительная консистория в полном составе были в заточении, а все способы сношения с российскими духовными властями были преграждены, сейм постановил созвать в Слуцк православное духовенство «литовской провинции» для выбора нового состава консистории. Разосланные универсалы созывали духовенство на 9 февраля с. с. 1791 года 815 . В назначенный день никто в Слуцк не явился 816 и срок съезда был перенесён на 1 мая 817 . Но съезду не суждено было состояться и на этот раз. 31 марта вышли уже универсалы, созывавшие всё православное духовенство на генеральную конгрегацию в Пинск 818 . Пинск избран был, вероятно, вследствие удобств его сообщения с Полесьем и Украиной. Сроком съезда сначала назначено было 15 мая, но потом, «за отдаленностью монастырей и протопопий украинских», для сборов дан был ещё месяц. Съезд в Слуцке оказывался излишним и потому был отменён 819 . Универсалы сразу шли и от членов «делегации», приглашавших духовенство совершить молебствие о благополучном окончании их работы, и от сейма, который на себя не принимал инициативы в этом деле и заявлял, что он действует на основании заявленного ему «делегацией» от имени православного духовенства, в Польше желания, чтобы «церковное управление не подлежало чужестранному влиянию и стояло в зависимости от туземной власти» 820 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Обращаем внимание только на те взгляды, которые своеобразно устанавливают иную хронологическую дату пленения пророка Даниила, понимая «третий год Иоакима» в другом, отличном от проведённого нами смысле. Некоторые принимают эта слова в прямом, буквальном смысле, как они стоят в Библии: в третий год Иоакима, говорят, Навуходоносор, до вступления еще своего на престол, пошел на Иудею, взял Иерусалим, а затем оттуда, в четвертый уже год Иоакима, направился к Кархемишу, разбил фараона и т. д. (рассказ по Берозу). Такой взгляд проводят Гофман 813 , Геферник 814 , Циндель 815 , Филлер 816 , Бухарев 817 и другие. Но если так, то какой же смысл имело пророчество Иеремии о нашествии Навуходоносора, произнесенное в 4-й год Иоакима 818 ? Что значили тогда слова пророка: «вот, Я пошлю и возьму все племена северные и пошлю к Навуходоносору, царю вавилонскому, рабу Моему, и приведу их на землю сию» 819 , когда это нашествие Навуходоносора было уже годом раньше и Иоаким уже был вассалом вавилонского царя? С какою, затем, целью Навуходоносор пошел на Иерусалим в третий год Иоакима? Если только для того, чтобы расширить пределы своих владений, то почему же первою пала под его властью именно Иудея, а не другие государства, лежащие сравнительно ближе к Вавилону? Да и мог ли Навуходоносор в 3-й год Иоакима отправиться на Иерусалим, когда ему предстояло другое поприще для военной деятельности? Ведь фараон Нехао овладел соседними с Вавилоном землями, дошел уже до Евфрата 820 , с целью завоевать северные пределы вавилонского государства; без сомнения, это он и сделал бы, если бы при Кархемише не потерпел окончательного поражения. Не будь этого, он от Кархемиша двинулся бы, пожалуй, и на сам Вавилон. Как же мог Навуходоносор в это время идти на Иерусалим? Не значило ли бы это рисковать всеми своими владениями, открыть фараону свободный доступ к самому Вавилону, как бы уступить его ему без боя? С другой стороны, разве фараон, в свою очередь, позволил бы Навуходоносору отвоевывать подвластные ему земли? Разве он пропустил бы вавилонян сзади себя и оставил ли бы их на свободе? Ведь и это значило бы точно также открыть Навуходоносору прямой путь в Египет.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Pesocki...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010