Царствование Ирины совместно с сыном Kohcmahmuhoм VI (780-790 гг.). Подготовка к VII Bceлehckoмy собору. Попытка открыть в 786 г. Вселенский собор. VII Bceлehckuй собор (787 г.). Иконоборчество после VII Bceлehckoro собора. Второй период иконоборчества. Император Никифор (802-811 гг.). Muxauл I Рангаве (811-813 гг.), бывший министром двора (Курапалат). Новое иконоборчество. Лeb V Армянин (813-820 гг.). Второй иконоборческий собор 815 г. Muxauл II Травль (820-829 гг.). Феофил (829-842 гг.). Феодора и Muxauл III. Торжество православия. Отражение иконоборческих споров после VII Bceлehckoro собра на западе. Парижский собор 825 г. Конец иконоборчества во Франкской империи. Отражение иконоборчества в армянской церкви. От редакции . И стория вселенских соборов христианской церкви, начиная со знаменитого Никейского (325 г.), принявшего общехристианский Символ веры, и кончая Парижским (825 г.), — это одна из самых интересных и в то же время самых сложных тем для исследования. Ее реализация требует глубоких знаний эпохи, скрупулезного анализа первоисточников, владения древними языками. Этим в значительной степени объясняется немногочисленность фундаментальных трудов, специально посвященных вселенским соборам. В нашей стране за последние несколько десятилетий практически не было серьезных научных изданий, всесторонне освещающих эпоху вселенских соборов и историю самих соборов. Предлагаемая вниманию читателей книга известного православного историка церкви и богослова Α. Β. Карташева поможет, хотя бы отчасти, заполнить эту лакуну. Российский читатель получает возможность ознакомиться с важнейшими страницами истории христианской церкви, полными захватывающих, порой драматических и даже трагических эпизодов. На вселенских соборах — этих собраниях высшего духовенства — разрабатывалась и утверждалась система вероучения и культа, формировались канонические нормы и богослужебные правила, оценивались различные богословские концепции, определялись способы борьбы с ересями. «Соборы для Востока, — пишет А. В.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=697...

Рис. 3: Мозаика апсиды с изображением алтарной сени, монастырь Мар Гавриила близ Картмана (Тур Абдин) в Анатолии, современная Турция, 512 г. h.э.(Lafli - Bru 2013, Fig. 14a) Рис. 4: Фрагмент надписи мозаики апсиды монастыря Мар Гавриила, близ Картмана (Тур Абдин) в Анатолии, современная Турция, 512 г. н.э. (Lafli - Bru 2013, Fig. 14b Рис. 5: Мраморная арка алтарной сени из неизвестной церкви (предположительно посвященной Спасителю) в Улцине, современная Черногория, 813/14-820 гг. н.э. (Национальный Белградский музей) Рис. 6: Рисунок мраморных фрагментов с надписями из алтарной сени неизвестной церкви (предположительно посвященной Спасителю) в Улцине, современная Черногория 813/14-820 гг. н.э. (Mijovic 1985)   Источник: J. Bogdanovic. “Controversies Intertwined: Architecture as Icon Examined through the Lenses of the Byzantine Iconoclastic Debates” in Transforming Sacred Spaces. New Approaches to the Byzantine Ecclesiastical Architecture from the Transitional Period, ed. S. Feist (Weisbaden: Reichert Verlag, 2020): 199-216. Перевод А. Макарова   Я хочу выразить благодарность Сабине Фейст, Францу Альто Бауэру и Хольгеру А. Кляйну за приглашение представить фрагменты этого исследования на международном симпозиуме Raumkonzepte der Dunklen Jahrhunderte в Визанце: Neue Forschungsansatze und Erklarungsmodelle , состоявшемся в Мюнхене в 2014 году, где я получила множество интересных вопросов и предложений от аудитории, которые помогли мне улучшить это эссе. Я особенно благодарна докторам Душану и Елене Палич за гостеприимство во время пребывания в Мюнхене, за интерес к моей работе и за отправку мне фотографий и последних библиографических ссылок на изображения алтарных сеней вдоль Адриатического побережья. Выражаю благодарность Дубравке Прерадович и Чедомиле Маренкович, которые оказывали критическую поддержку на самых ранних этапах этого исследования. Я также благодарю Эрин Калиш за помощь в редактировании текста. За безоговорочную и постоянную поддержку я благодарю мою семью: Душана и Данилу Данилович, Воислава Богдановича, Снежану, Братислава и Иосифа Драгич, Биляну и Стефана Данилович.

http://bogoslov.ru/article/6169560

            In 813, the second round of Iconoclastic persecutions resumed with Leo V the Armenian (813-820). He appointed Patriarch John Grammatikos as the theological voice of Iconoclasm and sought to reconvene a council to depose the icons once again. Two rivals, the former patriarch Nikephoros and St. Theodore of the Monastery of Studion, joined forces to fight against Leo. In the spring of 815, a new council was convened, condemning the Ecumenical Synod of Nicea and restoring the decisions of the one in Hieria in 754. Following this change of events, the Iconoclastic emperor, Michael II the Amorian (820-29), ascended the throne, a moderate who did not continue the persecutions against the Iconophiles and actually recalled Patriarch Nikephoros and St. Theodore from exile. The final Iconoclastic Emperor Theophilos (829-842), influenced under the tutelage of John Grammatikos, fiercely persecuted the Orthodox, targeting especially the monasteries in an attempt to destroy once and for all the preservers of the true Faith. His death on January 20, 842, led to the ascent to the throne of his wife, the famous Empress Theodora, who also served as regent of their son Michael III (842-867).             Empress Theodora deposed the Iconoclastic patriarch John Grammatikos and reinstated Patriarch Methodios to his rightful see. Convening a council in 843, the Church and State permanently established the holy icons in the churches and on March 11, the first Sunday of Great Lent, the decree was solemnized as the “Triumph of Orthodoxy” in the Great Church of Hagia Sophia in Constantinople. To this day, our Church celebrates this victory by blessing God and those saints and martyrs who fervently and unshakably supported the Orthodox Christian Faith. The Theological Positions in the Debate             The theological arguments of the Church in support of the holy icons may be attributed to the writings of three important Church Fathers: St. John of Damascus (who shined during the first phase of the controversy), St. Theodore the Studite, and Patriarch Nikephoros of Constantinople (both of whom championed the cause during the second phase). Their theological positions may be viewed in four areas: (1) the argument about the Mosaic prohibition of idols (Ex 20.4-5); (2) the nature of the image itself; (3) the Christological argument; and (4) the issue of worship vs. veneration.

http://pravmir.com/the-triumph-of-the-ic...

Напротив, попытка императора Михаила I Рангаве (811–813) решить все одним властным ударом в пользу вселенских определений немедленно провалилась. Если Константина V Исавра обоснованно называли гонителем иконопочитателей, то Рангаве в течение короткого времени своего царствования прослыл гонителем иконоборцев. Многие из них, в том числе и монахи-иконоборцы, были казнены, подвергнуты пыткам и ссылкам . Но василевса не поддержали многие архиереи и сановники, а армия категорично отвергла императора, ревизовавшего религиозную политику славных царей-победителей из династии Исавров. В результате император Михаил I лишился трона, а почитатели икон – ореола мучеников за веру, который с ними теперь начали делить иконоборцы. Подспудная борьба партий продолжалась, и лишь на Соборе 815 года при императоре Льве V Армянине (813–820) представители иконоборческой партии взяли временный верх, хотя редакция соборных оросов ничем не отличалась от осторожных определений Собора 754 года. В царствие следующего императора Михаила II Травла (820–829) наступило время нейтралитета. Василевс вернул из ссылки некогда отправленных туда почитателей святых икон, но категорически запретил какие-либо споры и соборы на этот счет. Сам он лично не проявлял особого расположения ни к одной из борющихся партий. Но, как ни странно, этот император заслужил многие славословия в свой адрес от преподобного Феодора Студита, которого не разочаровало внешнее нежелание Травла поддержать почитателей икон . Совсем иная картина возникла в царствование его сына императора Феофила (829–842): иконоборчество вновь стало процветать, иногда казалось даже, что наступили времена гонений Константина V. Этому были свои причины: юный василевс вырос в иконоборческой среде, и его учителем был идейный иконоборец, будущий Константинопольский патриарх Иоанн Грамматик (837–843). Но есть все основания полагать, что кроме религиозных аспектов свою роль сыграл и продолжавшийся почти три года бунт (апостасия) узурпатора Фомы Славянина, также прошедший под девизом восстановления иконопочитания. Интересно заметить, что, хотя ряды иконопочитателей росли, все же б о льшая часть византийского общества осталась верной императору; это и предопределило его победу. Совсем мальчиком, Феофил принимал активное участие в боевых действиях и едва ли проникнулся симпатией к бунтовщикам, чуть не погубившим империю и его отца .

http://pravoslavie.ru/54661.html

Иерус. Кал. Еванг. 1056 г. и др.), то бегство в Египте; в стишном прологе 1205 г. все названия соединяются. Собор Богородицы в Царьграде ныне праздновали во Влахернах. (Соф. пролог до 1250 г.) Пр. Еварест . Мощи его по стишному прологу положены в монастыре коккоровийском. Неизвестный писатель византийским начала 12 века говорит, что монастырь коккорский основан святым при Михаиле Косноязычном (820–829) (Bandur. I. 57). Неизвестно, почему у Штадлера кончина его относится к 825 году. По сказанию стишного пролога св. Еварест подвизался в студийском монастыре; следовательно он основал коккоровийскую обитель или пред кончиною или живя еще в студийском монастыре. Св. Евфимий исповедник, еп. сардийский . В царствование Константина и Иривы (780–797) он славен был своим благочестием и из инока сделан спископом сардийоким и посылаем был царями с разными государственными поручениями; присутствовал на 7 вселенском соборе в 788 г. При импер. Никифоре 1 (802–811) он сослан в заточение за пострижение одной девицы, в самом же деле за обличение беззаконного царя. Местом ссылки его была Паталарея западная. С сего времени в продолжении 29 лет он не возвращался в свою митрополию. При импер. Льве армянине (813–820), которого св. патриарх Никифор вместе с вызванным из заточения Евфимием и другими епископами обличал за иконоборство (в 815 г.), св. Евфимий за резкое обличение сослан в Асс (укрепленный город в Мизии при Адрамитском заливе). При импер. Михаиле II Косноязычном (820–829) вызванный из заточения и вновь принуждаемый отказаться от иконопочитания, анафематствует иконоборцев и заточается в Акрите (на Черном море, по Никодиму сие место называется в мрачную темницу, где жестоко бит воловьими жилами и скончался при сыне Михаила Феофиле ок. 840 года мученическою смертию, по свидетельству Мелетия (Т. 2 стр. 262). Никодим говорит (29 дек.), что св. мощи его до ныне находятся в Анхиале городе на Черном Море (в древней Фракии) и творят многие чудеса, что там находится полное житие его в рукописи.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Препод. Феодор переносил все это с великим терпением, укрепляя себя молитвой и приобщением Св. Таин. Из места заточения, как и раньше, он писал к разным лицам свои увещательные письма и тем многих отвращал от иконоборческой ереси. Одно из таких писем попало в руки Льва. Разгневанный император приказал подвергнуть исповедника еще большим истязаниям. 57 Преподобного Феодора снова подвигли таким жестоким побоям, что он казался мертвым. Весь покрытый ранами и кровью, он лежал на сыром полу. Три месяца в таких условиях он боролся со смертью . И еще раны его не закрылись, как приказано было (819 г.) перевести его в другую темницу смирнскую. Там дано было ему еще 100 ударов. Так самоотверженно страдал и боролся св. отец за догмат иконопочитания. «Он видел, говорит Соколов, что в иконоборчестве попирается истина, а за эту истину он готов был умереть». 58 Кроме того, для преп. Феодора очевидна была еще одна истина. Он видел в иконоборческой политике Льва Исаврянина иконоборческий цезарепапизм, грозивший порабощением Церкви государством. Поэтому преп. Феодор со всей энергией и самоотвержением вел борьбу с иконоборчеством, имея в виду лишь благо Церкви и ее независимость. 59 В 820 году Лев был убит. Новый государь Михаил Травл (820–829) возвратил преп. Феодора из заточения. Третья ссылка св. исповедника продолжалась 7 лет (813–820 г. г.). По пути в Константинополь в городах: Локка, Милита, Пруссы, Халкидон изгнаннику были устроены горячие встречи. Но настроение в Константинополе относительно иконопочитания было настолько неблагоприятно, что преп. Феодор оставил столицу и Студийский монастырь и поселился на острове св. Тритона близ мыса Акрита (823 г.). Здесь, вдали от центра столичной жизни, среди преданных учеников-студитов многотрудная и полная бедствий жизнь св. аввы стала приближаться к концу. В ноябре 826 г. он тяжко и опасно заболел. Биографы весьма трогательно описывают последние дни его жизни. Находясь в борьбе с мучительным недугом, 60 он однако не переставал заботиться и о своих духовных чадах. «Братья и отцы, говорил он им в своей прощальной беседе, это общая чаша, которую пили все отцы наши; ее же пью и я... взирайте на завещание, которое я оставляю вам: Веру вашу соблюдайте непоколебимую, и жизнь – непорочную... передайте от меня приветствие исповедникам христовым, подвизающимся в борьбе за веру». 61

http://azbyka.ru/otechnik/Pantelejmon_Ag...

Согласно Житию Никиты Давида Пафлагона, И. было 14 лет, когда после отречения отца от престола 11 июля 813 г. он был пострижен в монахи, что позволяет определить дату его рождения между 11 июля 798 г. и 11 июля 799 г. Согласно не вполне надежному преданию, когда И. было 10 лет, т. е. в 808-809 гг., имп. Никифор I поставил его «первенствующим» (возможно, почетным доместиком) военной тагмы иканатов, своеобразного «кадетского корпуса» для сыновей визант. аристократов, который был создан, по неточному утверждению Жития, специально для Никиты. Поскольку предыдущий глава тагмы, сын Никифора Ставракий, покинул этот пост, вероятнее всего после своей свадьбы в 807 г., 808 г. выглядит предпочтительнее. В таком случае И. род. в 798 г. Когда Михаил I отрекся от престола и императором стал Лев V (813-820), сыновья имп. Михаила подверглись оскоплению и были отправлены в мон-рь. По-видимому, весь период 2-го иконоборчества (813-843) в Византийской империи и последующие годы, вплоть до поставления в патриархи, И. провел на Принцевых о-вах в Мраморном м., основав там 3 мон-ря на о-вах Плати, Иатрос и Теревинф. Очевидно, свергнутому имп. Михаилу и его семье были оставлены значительные денежные средства, позволившие снабдить эти мон-ри всем необходимым, включая церковную утварь (позднее, в июне 860, эти мон-ри пострадали во время похода Руси на К-поль). Однако в начале своего монашеского пути И. пришлось терпеть жестокое обращение со стороны настоятеля - сторонника иконоборцев. В Житии отмечаются прилежание И. в изучении Свящ. Писания и трудов отцов Церкви, его кротость, смирение и послушание. Впосл. появилась легенда (Житие ее передает с ремаркой ς λγος, «как говорят») о том, что прп. Феофан Исповедник († 818), посетив И., благословил его как буд. патриарха. Даже если И. не стал формально игуменом (для этого понадобилось бы вступить в общение с иконоборческим патриархом К-польским), он несомненно осуществлял практическое руководство своими обителями. Согласно Житию, настоятелем И. стал уже после смерти имп. Михаила 11 янв. 844 г., т. е. до возведения на Патриаршество И. оставался игуменом лишь 3 с небольшим года. Вопрос о рукоположении И. подробно трактуется в Житии, поскольку хиротонии, полученные от иконоборцев или тех, кто находился с ними в церковном общении, после восстановления иконопочитания в 843 г. признавались недействительными. Согласно Никите Пафлагону, И. был рукоположен во чтеца, иподиакона, диакона и, наконец, пресвитера св. исп. Василием, автокефальным еп. г. Парий в Геллеспонте. До конца иконоборческого периода множество жителей К-поля и близлежащих селений Вифинии привозили к И. детей, чтобы он крестил их. И., его мать Прокопия и сестра (неясно, старшая Георго или младшая Феофано) предоставляли в своих мон-рях убежище и поддержку изгнанникам, пострадавшим от иконоборцев, в т. ч. священникам и монахам.

http://pravenc.ru/text/293393.html

Избрание все-таки состоялось. Дождавшись подходящего повода, которым послужило дело о восстановлении низложенного при Тарасии пресвитера Иосифа, студиты отказались не только от повиновения патриарху, но и общения с ним. Светское правительство ответило на это преследованиями и ссылками. Смута кончилась уже при императоре Михаиле I Рангаве (811–813) обоюдными уступками партий и примирением Феодора Студита с Никифором. Патриарх Мефодий принял управление церковью при условиях, близких к тем, какие были при Тарасии, а потому и должен был считаться с такими же затруднениями. Ригористы не простили ему ни снисходительности к бывшим иконоборцам, ни неудачных замещений епископских кафедр. Попытка патриарха достигнуть примирения партий торжественным перенесением в К-поль мощей Феодора Студита и п. Никифора потерпела неудачу: студиты были очень довольны почестями, оказанными первому, но не хотели оказать их второму. Когда-же Мефодий потребовал, чтобы всё написанное против Никифора было анафематствовано, студиты окончательно возмутились: осуждению подлежали и некоторые из писем Феодора Студита , что казалось его почитателям недопустимым, хотя от этих писем, в сущности, отказался и сам Феодор, примирившийся в своё время с Никифором. Патриарх увещевал, грозил упорствующим анафемой, подверг их отлучению, предписал своей пастве не входить в сношения с непокорными, – монахи стояли на своем. 14 Июня 847 года умер Мефодий. При выборе ему преемника выдвигалось несколько кандидатов, 1247 но императрица Феодора и большинство архиереев остановились на пресвитере Игнатии, человеке крупных личных достоинств, глубокого благочестия и знатного происхождения. Младший сын императора Михаила I Рангава и Прокопии, дочери императора Никифора, 1248 Игнатий, в мире Никита, —400— родился в К-поле около 799 г. Судьба готовила ему тяжелую долю. В 813 г. его отец был низвержен Львом Армянином (813–820) и заключен с семейством в монастырь, при чем Никита вместе с братьями подвергся оскоплению. Четырнадцатилетним мальчиком принял он монашество, получив имя Игнатия, и, поселившись в монастыре Сатира, всецело отдался подвигам иночества – молитвам, посту и благотворительности.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Очерки культурной истории Византии Г. Гельцера, профессора Иенского университета Глава I. Василевс и его значение Вне всякого сомнения, восточно – римские императоры в своей совокупности принадлежали к числу наиболее одаренных и выдающихся людей всемирной истории. По древне – римскому обычаю на первом плане стоят блестящие воины, которые занимают освобождающийся престол. По смерти Маркиана (457) только арианская вера помешала алану Аспару вступить на престол. Но, избранный им правитель Лев Фракиец (457–474) был генералом, так же как и его зять Зинон. Юстин I, начальник дворцовой гвардии, основал владычество дома Юстиниана, и по пресечении его династии снова были возведены на престол через усыновление и назначение со стороны своих предшественников дельные военачальники, Тиверий II (578–582) и Маврикий (582–602). Точно также Ираклий в 610 г. достиг власти, как победоносный вождь революционного флота. И в VIII в., когда анархия и дворцовые революции сделались хроническими, государство спас Лев Исавр – лучший военачальник своего времени. Когда грозила опасность со стороны болгар в 813 г. и слабый император Михаил И, велевший игумену студийского монастыря составить план военных действий, проявил полнейшую неспособность, то, по бурному требованию народа и войска, был провозглашен императором генерал армянского происхождения – Лев V, а когда последний был убит, то даже его противник, смещенный им патриарх Никифор, заявил, что империя во Льве, этом враге веры, потеряла мощного правителя государства. К короне мог стремиться каждый, как к награде доблестнейшего, и главные военачальники, следовательно, ближайшие кандидаты на корону, были часто людьми темного происхождения. Один бедный дарданский парень забрел в столицу империи, чтобы попытать счастья в качестве солдата. Это был Юстин I. Василий I был простым конюхом, а Роман Лакапин был простой солдат из фемы Армениак, который привлек к себе внимание Льва VI Философа своей страшной борьбой со львом. Совершенно естественно, что честолюбцы, как и во времена цезарей III и IV вв., еще при жизни монарха разузнавали о личности его заместителя. Оракулы относительно царей играют в эту христианскую эпоху такую же значительную роль, как раньше в языческую; только на место философов или дриад выступали в качестве пророков монахи. Многое из того, что нам передается о подобных оракулах, вымышлено впоследствии. Но много численные государственные процессы и преследования за такого рода попытки проникнуть в будущее показывают, до какой степени оракулы действительно владели умами. Один монах предсказал престол Филиппику Вардану (711–713). Другой встречает трех военачальников и также предсказывает им власть: Лев V Армянин (813–820) становится действительно императором, Михаил II убивает его и наследует ему (820–829), наконец, Фома провозглашает себя императором против Михаила. Без сомнения, такие оракулы действовали решающим образом на фантазию и на поступки этих столь же сильных, сколь грубых и суеверных людей.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Benes...

Ирина — супруга Льва IV, родом из Афин, тайная почитательница икон. После смерти мужа была провозглашена регентшей при сыне Константине VI и царствовала совместно с ним с 780 по 790 гг. Никифор (802—811 гг.) — при Ирине государственный казначей, свергший ее с престола в 802 г., прозванный Геником от своей должности. Погиб 25 июля 811 г. в войне с болгарами. Ставракий — сын Никифора. Тяжело раненый болгарами, он носил титул царя всего 68 дней, ушел в монастырь и вскоре скончался. Михаил I Рагнаве (811—813 гг.) — зять Никифора, женатый на его дочери, сестре Ставракия, бывший министром двора (Курапалат), друг монахов-иконопоклонников. Лев V Армянин (813—820 гг.) воздвиг вторую волну иконоборчества. Михаил II Травль (Косноязычный) (820—829 гг.) был родом из Фригии, из города Амория, по расе и религии принадлежал к инородцам. Дал амнистию всем сосланным за иконы при Льве V. Будучи убежденным иконоборцем, держался на практике свободы совести, не преследуя домашнего иконопочитания. Феофил — император-иконоборец (829—842). Праведная Феодора, царица Греческая, восстановившая почитание святых икон († ок. 867); память 11 февраля. Иоанн VII (Грамматик) — патриарх Константинопольский, называемый Яннием, то есть колдуном. Прп. Феофан Исповедник (ок. 760—817, память 12 марта) основал монастырь Мегас Агрос (букв. «Великое Поле») на горе Сигриани на южном побережье Пропонтиды. Прп. Михаил (ок. 760—817, память 4 января) был по рождению арабом. Принял монашество в лавре прп. Саввы Освященного ок. 786, был рукоположен в священники, а в 811 г. Стал синкеллом патриарха Иерусалимского. Медные ворота, или ворота Халки — парадный вход в большой императорский дворец, располагавшийся недалеко от храма св. Софии на площади Августион. Ворота эти представляли собой в действительности целое здание с бронзовой крышей, использовавшееся для различных целей — как тюрьма, судебное присутствие и т. д. Икона Христа над воротами Халки — один из самых знаменитых образов Спасителя. Эта икона прочно связывалась в сознании византийцев с идеей суда.

http://pravoslavie.ru/1854.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010